ПРОБЛЕМИ ВИХОВАННЯ
Костянтин ШЕВЕРД1Н
ВИХОВН1 МОЖЛИВОСТ1 ГРАФ1ЧНОГО СИМВОЛУ В КНИЖКОВ1Й 1ЛЮСГРАЦП, ЯК ЗАСОБУ ЕСТЕТИЧНОГО ВИХОВАННЯ СТУДЕНТСЬКО1 МОЛОД1
В статье рассматривается проблема педагогических возможностей графического символа в книжной иллюстрации как средства эстетического воспитания студенческой молодежи на современном этапе развития общества.
В современном обществе происходят многогранные политические, экономические, социальные и культурные изменения [3, 88], которые обуславливают серьезные изменения в мировоззрении [14, 315] и духовной жизни людей. Поэтому в области гуманитарной проблематики развития общества возрастает внимание к духовным параметрам существования общества, ценностной ориентации, духовного самоопределения, проблем смысла жизни и т. п. [17, 3].
Воспитание подрастающего поколения во все исторические периоды развития человечества было и остается его главнейшей задачей. Проблемы эстетического воспитания, духовно-культурного, морального и гуманистического развития студенческой молодежи являются одной из самых актуальных и приоритетных проблем современного общества.
Педагогическая наука находится в постоянном поиске путей, которые могли бы оказывать эффективное содействие решению актуальных проблем образования и воспитания студентов. В настоящее время необходимы новые подходы и возможности для обеспечения решения насущных психолого-педагогических задач и в этой связи следует обратить внимание на имеющиеся возможности и резервы в сфере обучения и воспитания студенческой молодежи средствами книжного искусства [25, 329-340].
Эти возможности могут быть эффективно реализованы посредством использования в учебном процессе средств графической символики в книжной иллюстрации, которая не только входит отдельным компонентом композиционного решения или художественной конструкции конкретного произведения искусства — информационного носителя, но и самостоятельно является таким же произведением и выполняет порой более важные воспитательные, развивающие, интеллектуальные и гедонистические функции духовно-культурного, историко-культурного, социокультурного содержания, выраженного или адаптированного в доступном для восприятия практически всех категорий зрителя, визуальном формате.
По нашему мне нию, в учебном процессе, в котором задействована студенческая молодежь, воспитательные возможности графического символа в книжной иллюстрации как средства эстетического воспитания личности студентов, используются в лучшем случае ситуативно и заслуживают серьезного внимания и детального изучения.
Анализ научных работ, связанных с заявленной темой исследования, свидетельствует о том, что проблема педагогических возможностей графического символа в книжной иллюстрации, как средства эстетического воспитания студенческой молодежи, ранее не исследовалась.
Помня о том, что графический символ имеет прямое отношение к искусству, а точнее, является продуктом художественной творческой деятельности, который может быть визуализированным посредствам всего многообразия средств, техник и приемов (возможностей) известных видов искусства, следует отметить, что идея воспитания молодежи средствами искусства не является новой на современном этапе развития педагогической науки.
Немало ученых, исследователей и педагогов обращались к изучению возможностей привлечения подрастающих поколений к миру красоты и гармонии [28, 89].
В Украине воспитание и обучение детей, учащейся и студенческой молодежи средствами искусства имеет серьезный научный фундамент и давние научные традиции. Об этом убедительно свидетельствует наличие в национальной системе образования Украины уникального средства влияния на сознание и поведение молодого поколения. Этим средством есть художественно-эстетичное образование, то есть образование с помощью разных видов искусства, разных элементов, форм и направлений художественного творчества, исторически накопленного опыта эстетичного освоения окружающей действительности. Профессор В. Бутенко, отдавая должное просветительно-воспитательным возможностям эстетических факторов педагогического влияния, понимая дальнейшую перспективу усовершенствования системы образования и воспитания подрастающего поколения, определяет эстетику как генерализованную идею школы будущего, основу становления и усовершенствования профессиональной культуры и мастерства работников образования [7, 42-43].
Проблемы эстетического воспитания в высших учебных заведениях изучали также О. Алексюк, В. Дряпика, А. Комарова, Л. Масол Н. Миропольская, С. Мельничук, А. Семашко, М. Ткач, Г. Шевченко и др. [28, 35].
Сегодня Украине накоплен интересный опыт теоретического и практического решения задач художественно-эстетичного образования молодежи и подготовки будущих учителей к творческому использованию эстетико-воспитательных возможностей разных видов искусства. Этот опыт является характерным для Киевского, Луганского, Тернопольского, Харьковского национальных педагогических университетов, Запорожского, Николаевского, Прикарпатского государственных университетов [7, 4-43].
Особое внимание хочется обратить на исследования научной школы «Формирование духовной культуры учащейся молодежи средствами искусства» и научное творчество ее руководителя профессора Г. Шевченко — директора Научно-исследовательского института духовного развития человека, заведующей кафедрой педагогики Восточноукраинского национального университета имени Владимира Даля. Более двадцати лет коллектив ученых под ее руководством плодотворно работает над проблемой духовного развития личности средствами искусства. Результат этой работы был официально признан и высоко оценен выездным заседанием АПН Украины во главе с Президентом АПН Украины М. Ярмаченко в 1994 г.
В рамках междисциплинарных исследований следует отметить интерес к данной проблематике представителей различных областей науки. В психологической науке заслуживают серьезного внимания работы известного психолога Л. Выготского, а также вопросы о роли образа в актуализации смыслопорождающих систем понимания искусства детьми, исследовавшиеся В. Гуружаповой. Важное место в исследованиях данной проблемы имеют философские мысли и труды А. Белого, Э. Ильенкова, А. Лосева, П. Флоренского и д. р. В исследовании вопросов, связанных с историей, искусством, конструкцией, производством книги, книжной иллюстрацией важное значение имеют труды В. Фаворского, В. Пахомова, Г. Гуссмана, Е. Немировского, Г. Гессе и других ученых. Привлекают внимание исследования
A. Баркан в области особенностей изобразительной деятельности человека, методики психологического рисуночного тестирования А. Венгера, В. Райгородской и др. Особое значение для понимания коммуникативной функции предмета исследований имеют работы ученых точных и технических областей современной науки — А. Акимова, А. Дмитриева,
B. Казначеева, Н. Козырева, В. Тихоплав, Т. Тихоплав, В. Ульшина, Г. Шипова и др. В области определения символики как системы научных знаний, важными являются исследования Г. Матусовского. Достаточно широко прикладное значение графики, графической символики, знаков, знаковых систем в различных сферах жизнедеятельности человека рассматривается Н. Бесчастновым, Е. Лебедевой, Р. Черных, Б. Нешумовым, Л. Холмянским, Е. Шердиным и др.
По нашему мнению, в исследованиях данной проблемы крайне важно не игнорировать информационные источники специфического характера, которые относятся к разделам «Астромедицина», «Эзотерическая и экзотерическая символика», «Магическая символика» [9, 286]. Авторами подобного рода тематических изданий являются Е. Бахтина, М. Волосянко,
Э. Гоникман, Л. Гумун, И. Деревягина, Д. Ладогин, А. Махов, Л. Назарова, Н. Наумкина, О. Диксон, Н. Косса, В/ Папюс и др. Наиболее соответствующими проблеме тематического исследования, являются работы, относящиеся к разделу «Национальная символика» и «Государственная символика», авторами которых, являются М. Андрусяк, А. Братко-Кутинский, О. Буданов, Г. Вирт, Л. Исаченко, Ю. Каныгин, М. Мандрика, А. Матюшина, И. Машинцев, А. Погожева, В. Сергейчук, В. Сичинский, Н. Совинская и другие исследователи.
Полиграфическая продукция, к которой относятся различные виды и типы печатных документов, в том числе книги, учебники, учебные пособия и методические пособия, научные издания, рекомендованная литература и другие виды печатной продукции, которые используются в учебном пространстве вузов, содержат и могут включать в свою структуру и художественную составляющую. В их перечень можно включить весь спектр возможных изобразительных и иллюстративных объектов. К ним же относится и графический символ, который не только может входить структурным компонентом в сложное художественное и изобразительное решение, составляющее иллюстрацию, но и самостоятельно являться иллюстрацией. Такие графические объекты относиться к изображениям, которые могут быть отнесены к научно-познавательной или художественной иллюстрации [19, 19, 113].
Мы считаем, что графический символ, к которому может быть отнесена основная часть визуальных компонентов, объектов, конфигураций, в том числе составляющих произведения визуальных видов искусства, а также, всего того, что окружает человека и лежит в основе конструкционных формообразований, несущих в себе энергоинформационный, культурообразующий потенциал — мысле форму, перемещающую информационное содержание во времени и пространстве, способствующих продуцировать и формировать эстетические потребности, ценности, знания несущие эстетическую составляющую, самостоятельно как средство эстетического воспитания студенческой молодежи в педагогической науке не рассматривался.
Цель статьи состоит в том, чтобы проанализировать наличие воспитательных возможностей графического символа в книжной иллюстрации как средства эстетического воспитания студенческой молодежи.
Под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (обществом и его специализированными институтами) по отношению к объекту (индивиду, личности, группе, коллективу, общности) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале [27]. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве [20, 228-229].
Данное исследование направлено на рассмотрение одной из проблем эстетического воспитания студенческой молодежи, которая занимает ведущее место в жизни современного общества. Именно ценностные преимущества и ориентации подрастающего поколения определяют перспективы трансформационных процессов в обществе [18, 5-26; 28, 66-67].
Главной целью эстетического воспитания есть формирование целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты. Необходимыми условиями для достижения этой цели есть эстетическое образование людей, приобщение их к сокровищнице мировой культуры и искусства. Для развития человеческой чувственности нет иного пути, кроме воспитания вкуса на сокровищах мирового искусства, что, по мнению известного философа Э. Ильенкова, составляет сущность эстетического воспитания [14, 309310; 10].
Е. Чичина отмечает, что предысторией развития эстетики, эстетической мысли была мифология, которая являлась источником философских знаний. Мифы, легенды, пророчества всегда связаны с символизмом. В дохристианский период люди обожествляли природу и природные явления, функционировали культ предков, культ матери, земледельческие обряды, магические ритуалы, которые визуализировались в воображении людей с узнаваемыми материальными объектами и соответственно наделялись теми или иными качествами, соответствовавшими объектам обожествления и поклонения. К примеру, у язычников пантеон богов состоял из значительного количества божеств [9; 22], которым соответствовал свой символ.
Под символом понимают условный вещественный опознавательный знак для членов определенной группы людей, тайного общества; вещественный или условный код, обозначающий или напоминающий какое-либо понятие; образ, воплощающий какую-либо идею. Он может быть и шире смысла изображенного явления. Благодаря такому подходу символ может трактоваться многозначно, а порой двусмысленно [32].
Постепенно сформировалась определенная сакральная символическая система, которая функционировала в конкретном обществе. К примеру, символами Перуна — главного божества пантеона языческих богов были конь, знаки молнии и Солнца (солярные знаки) [9, 494-495], дубовые листья и т. п. Перун также считался и богом войны, и хозяином дождя, что связывало его с плодородием Земли [22, 96-102].
Культурный символ отличается от простого знака тем, что несет в себе живую психическую связь с тем бытием, которое он обозначает. То есть функционально происходит знаковое замещение определенного культурного порядка (религиозного, научного, художественного и т. п.) или его составляющих [30, 346]. Термином «символы культуры» обозначают условный вещественный опознавательный знак для членов определенного общества или конкретной социальной группы. Такими символами являются практически любые предметы и вещи, природные процессы, животные и растения (сова, лев, волк, дуб, олива, лавр, коса и др.); сказочные (мифические) существа (сфинкс, дракон, Алконост, анчутка, домовой и др.). Большинство символов культуры многозначно, разнообразно и иносказательно выражают определенное содержание, которое составляет существо ценностей, норм и идеалов конкретной культуры [30, 346; 9].
Роль символа в эстетическом развитии общества и соответственно подрастающего поколения трудно переоценить. Символы, в широком понимании этого термина, являются важным компонентом в системе жизнедеятельности, жизнеобеспечения человека и общества. Главными сферами деятельности человека, где индекс применения символов максимален, были и остаются области гуманитарной направленности, которые связаны с развитием человеческого общества (искусство, воспитание, образование, культура, философия, история, филология, право, искусствоведение и т. п.). Символы, несущие национальный признак, призваниы выполнять специфическую функцию. А. Братко-Кутинский по этому поводу сказал, что национальные символы — не случайные значки и краски; они возникают вследствие исторического и культурного развития народа и тесно связаны с его духовностью, с его стремлением к единению, готовностью к осуществлению своих национальных задач и обеспечению национальных интересов [6, 3; 9].
Учеными определена сущностная характеристика понятия «эстетическое воспитание студенческой молодежи», которая, включает один из важнейших компонентов эстетичного отношения к действительности и искусству — творчеству. Последнее присутствует при всех актах эстетичного освоения художественных ценностей, разных видов искусства, эстетичных ценностей: эстетическое восприятие, эстетическая оценка, эстетическое суждение. Кроме этого, в задачи эстетичного воспитания входит развитие способности у каждой личности к творчески-преобразующей деятельности по «законам красоты» [28, 86].
В процессе исследования проблем эстетического воспитания студенческой молодежи Г. Шевченко обращает внимание на необходимость помнить о том, что студенчество как социальная группа отличается от других групп учащейся молодежи тем, что именно в этот период идет выбор ценностных смыслов жизни, овладения профессиональными знаниями, стремления к профессиональной компетентности на основе саморазвития, самосовершенствования на основе осмысления важности духовных ценностей. Для
студенчества, отмечает ученый, характерными особенностями есть упорядочение мировоззренческих позиций, многогранного отношения к миру и людям и, прежде всего, морального и эстетичного [28, 65].
Эстетизацию в высшей школе Г. Шевченко, рассматривает как принцип, который направлен на воспитание духовного подъема, одухотворенности личности будущего специалиста [29]. Эстетизация учебно-воспитательного процесса в вузах должна состоять в четкой направленности формирования у студентов эстетической картины или эстетичного образа мира во всех его проявлениях. «Эстетическая картина» в представлении студентов как образ красоты формируется через ощущение эстетики среды, погружения в красоту бытия, которое есть неповторимым эмоциональным фоном возбуждения светлых чувств радости, удовлетворения, душевного покоя и тепла, эстетичного наслаждения.
Г. Шевченко выделяет совокупность основных эстетических компонентов, которые лежат в основе осуществления эстетизации в учебно-воспитательном процессе высшей школы:
- эстетическая направленность взаимодействия преподавателя и студента, полное согласие и эстетические переживания во время диалоговой формы общения, тогда духовность и красота воспитываются духовностью и красотой;
- эстетический мир, общая культура, интеллектуальность преподавателя и студента;
- эстетические аспекты содержания образования, которые требуют эстетического восприятия на аксиологических и гедонистических основах как эстетической ценности;
- красота педагогического действия;
- педагогический процесс имеет черты художественного образа, произведения искусства;
- эмоциональная насыщенность, утонченность, эстетическая выразительность изложения материала;
- культура мысли и красота слова;
- мажорная, поэтическая тональность учебного процесса;
- образность мышления, постоянное общение с искусством как средством познания и эстетических переживаний [29, 5].
К каждому из вышеотмеченных основных эстетических компонентов может быть подобран комплекс символов, система символов или символико-графическая композиция книжной иллюстрации для осуществления эстетического воздействия на студенческую молодежь.
Значительное место в исследованиях проблем эстетического воспитания подрастающего поколения на современном этапе учене-педагоги уделяют процессу постоянного общения студенческой молодежи с искусством, где происходит и общение с графическими символами.
Один из известных художников ХХ века В. Кандинский пытался внести в искусство атмосферу новаторства и синтеза науки и искусства. Он, отмечал, что искусство в целом не есть бессмысленное созидание произведений, расплывающихся в пустоте, а целеустремленная сила, которая призвана служить развитию и совершенствованию человеческой души — движению треугольника. Живопись — это язык, который формами, лишь ему одному свойственными, говорит нашей душе о ее хлебе насущном; этот хлеб насущный может в данном случае быть предоставлен душе лишь этим и никаким другим способом [11, 102].
Не случайно мы обращаем внимание на необходимость целенаправленного гармоничного соединения процесса художественной и педагогической деятельности в учебно-воспитательном процессе высшей школы через максимальное использование педагогических возможностей книжной иллюстрации [33, 184-188], которая относится к одному из синтезированных видов искусства — книжному [19; 13] и типографскому искусству [1], как средства эстетического воспитания студенческой молодежи.
Для анализа различных точек зрения по исследуемой проблеме считаем важным познакомиться с характеристикой символизма, достигшего своего развития к 1910 г. В это время символизм развивался по двум линиям, которые часто пересекались и переплетались между собой у многих крупнейших символистов: 1) символизм как художественное направление и 2) символизм как миропонимание, мировоззрение, своеобразная философия жизни. Особенно сложным переплетение этих линий было у В. Иванова и А. Белого с явным преобладанием второй линии. Именно здесь русский символизм наиболее ярко проявил
уникальность своего лика [8, 83-104]. В. Иванов считал, что символы — это не изобретения людей, но некие знамения, подобно лучу истекающие из божественного лона (имеют божественное происхождение) и означающие нечто, принадлежащее божественной действительности. Они обладают самостоятельным бытием и наделены комплексом значений, по-разному раскрывающихся на различных уровнях бытия и сознания.
А. Белый [4; 5] понимал под символом некую многозначную единицу особого семантического уровня, которая обладает рядом своеобразных качеств, далеко не все из которых ему удается достаточно ясно прописать вербально. Исходя из традиционной для русского символизма этимологии слова «символ» (как соединение), А. Белый утверждает, что символ указывает на результат «органического соединения» чего-либо с чем-либо, то есть более высокого уровня соединения, чем подразумевается под термином синтез (он видит в нем лишь механический конгломерат). Символ — это «отливка», «отпечаток» «внутренне-переживаемого опыта человечества». При этом художественная символика есть отпечаток личного творчества, а религиозная — «индивидуально-расового» [8, 83-104].
В учебном процессе вышей школы одним из первостепенных источников передачи и получения знаний и учебной информации является учебник. Учебник — это книга для учащихся или студентов, в которой систематически излагается материал определенной области знаний на современном уровне достижений науки и культуры; основной и ведущий вид учебной литературы [15, 15; 221, 1408].
В учебнике и предмет изложения, и предмет изображения необходимы, чтобы раскрыть для обучаемого свойства (качества) предмета познания. Таким образом, только после того, как рассмотрены вопросы о наглядности, предмете познания и предмете изображения, появляется возможность приступить к анализу тех типов и видов изображений, которые используются в учебнике.
Иллюстрация [12; 16; 24; 31] относится к наглядному виду изображений, которая сопровождает и дополняет текст. В учебном издании иллюстрация — явление очень сложное и многозначное, поэтому не существует какой-либо одной классификации, пригодной для анализа всего этого многообразия. По этой причине для детального исследования заявленной проблемы необходимо изучить максимум возможных классификаций, каждая из которых должна помочь раскрыть одну из сторон иллюстраций в этом виде изданий, составляющей которых будут или могут быть графические символы, несущие в том числе эстетическую нагрузку [23].
Для понимания предмета исследования следует пользоваться предложенной ниже системой доступных для изображения объектов, в которой выделены наиболее часто используемые в учебниках «предметы изображения». Авторы предложенной систематизации делают одну оговорку: в предлагаемой ниже классификации рассматриваются только изображения, не имеющие сюжета.
Типы несюжетных иллюстраций по предмету изображения
Изображение внешнего облика предметов и объектов (их формы, фактуры, цвета, объемов и т. п.) Изображение устройства объекта и соотношения частей, их формы и т. п. Изображение динамики (пути движения, динамики размеров, вариантов положения, направления движения, иллюзии движения и пр.)
Рисунки, схемы, фотографии, изображающие облик предметов и объектов, произведений искусства и т. п. Фотографии, схемы, рисунки, показывающие устройство, диаграммы, показывающие соотношение, карты и планы, аэрофотосъемки, микрофотографии и т. п. Фотографии, показывающие движение; карты и планы, показывающие действие; схемы, чертежи, рисунки, показывающие действие; диаграммы и графики, показывающие динамику, и т. п.
Предлагаемая классификация дает возможность анализировать изображения в готовом учебном издании, сопоставляя их с тем, что является предметом изложения и предметом познания, и, таким образом, определять, как именно то или иное изображение реализует определенные научно-педагогические принципы. Но, что еще важнее, предлагаемая классификация в руках автора, редактора и художника может стать инструментом для создания
списка иллюстраций, может помочь отобрать такие темы для них, которые будут в учебнике «работать» на реализацию педагогических принципов.
Сюжетное изображение, не включенное в данную классификацию, всегда будет комплексным, тоесть оно будет, раскрывая сюжет, показывать и внешний облик, и устройство, и динамику. Сюжетные изображения встречаются в учебниках по языкам, литературе (чтению), математике (в начальных классах), истории. Они представлены либо рисунками, либо фотографиями. В учебниках по другим дисциплинам сюжетные иллюстрации встречаются очень редко и не являются ведущими [23].
На основе проведенного нами теоретического анализа и исследовательской работы можем констатировать, что графический символ в книжной иллюстрации как средство эстетического воспитания студенческой молодежи имеет на современном этапе значительные педагогические возможности и эстетический ресурс воздействия как «объекта изображения», имеющего определенную смысловую нагрузку. В отличие от аллегории, символ не иллюстрирует какую-либо идею, а опирается на значимые ситуации и явления в действительности.
Символ присущ различным направлениям, видам, стилям, жанрам искусства Он позволяет передать одним росчерком пера или кисти очень важную или достаточно объемную по содержанию информацию.
Исследуемая проблема, по нашему мнению, имеет научную, образовательную, творческую, технологическую и организационную плоскости решения, а также ряд структурных составляющих направлений применения (внедрения), которые могут эффективно реализовываться как индивидуально, так и совместно по мере их готовности к междисциплинарному и межсекторальному взаимодействию:
1. Учебный процесс в высшей школе. Обращение преподавателем внимания студентов на графические символы в книжной иллюстрации, которые размещены в учебниках, учебных и методических пособиях, как средства познания и воспитания эстетических переживаний. Разработка учебных заданий, для выполнения которых студенту будет необходимо обращение к графическим символам, относящихся к книжной иллюстрации, размещенных в учебной литературе.
2. Учебный процесс в высшей школе. Использование преподавателем при рассмотрении изучаемой темы графических символов в книжной иллюстрации, размещенных в учебной литературе, как наглядного пособия, предварительно увеличив его. Вынесение предмета изображения (графических символов) за пределы книжного формата. Эту форму можно рассматривать как использование масштабирования графических символов в книжной иллюстрации (технический прием) с целью эстетизации содержания образования. Данные изобразительные объекты способны усилить эффект эстетичного восприятия на аксиологических и гедонистических основах как эстетичной ценности.
3. Стационарное или временное размещение в учебном пространстве (аудитории, учебном помещении) предмета изображения (изобразительного объекта). Использование для этих целей графических символов в книжной иллюстрации в целях эстетизации содержания образования, создание изобразительных средств для педагогического процесса, который имел бы черты художественного образа, произведения искусства.
4. Стационарное или временное размещение во вспомогательном пространстве вуза — холлы, коридоры, рекреационные зоны, переходы, лестничные клетки — предмета изображения (изобразительного объекта). Использование для этих целей графических символов в книжной иллюстрации с масштабированием в целях эстетизации вне учебного пространства, расширения площади воспитательного воздействии, усиления воспитательного эффекта на студентов и создания условий для постоянного общение студентов с искусством как средством познания и эстетичных переживаний.
5. Привлечение студентов к выполнению задачи, направленной на поиск возможностей использования графических символов в книжной иллюстрации в учебно-воспитательном процессе учебного заведения на основе творческого, креативного и синергетического подходов (создание условий для приобретения опыта самостоятельного общения студентов с миром искусства, самостоятельное создание изобразительных средств для учебного и воспитательного
процесса, создание условий, способствующих формированию художественных интересов, ценностных ориентаций, эстетических потребностей у студентов).
6. Создание при вузах научно-творческих коллективов, научно-исследовательских лабораторий с привлечением специалистов в области педагогики, искусства, полиграфии, дизайна, эргономики, рекламы для разработки и создания ассортимента учебной продукции, в которую будет включаться художественная и эстетическая информация — изобразительные объекты для выполнения функций направленных на эстетическое воспитание студенческой молодежи. В этой связи графические символы в книжной иллюстрации будут дополнительным, а в некоторых случаях и основополагающим средством учебно-воспитательного процесса.
Анализ научной литературы позволяет отметить, что методико-теоретические основы эстетического воспитания студенческой молодежи в педагогической науке Украины на современном этапе ее развития исследуются достаточно широко и по различным ее проблемным аспектам.
Специфика эстетичного воспитания студенческой молодежи в высшей школе имеет свои отличия, которые базируются на особенностях организации учебно-воспитательного процесса, соответствующего целям, задачам, содержанию, формам и методам работы, характерным для вузов.
Значительное место в теории эстетического воспитания в Украине отводится исследованиям проблемы эстетического воспитания учащейся и студенческой молодежи средствами искусства, главным образом благодаря научному творчеству Г. Шевченко и исследовательской деятельности многочисленных воспитанников ее научной школы.
Роль искусства в процессе эстетического воспитания учащейся и студенческой молодежи трудно переоценить, однако к наиболее распространенным формам ученые относят: кружки художественной самодеятельности; культпоходы в театр, кино, на выставки, в музеи; народные университеты; факультеты эстетических знаний, студенческие клубы и т. п. [28, 178].
Перечисленные выше формы эстетического воспитания относятся к внеучебному воспитательному процессу, в них, принимает участие только часть студентов. Другая же часть студенчества в этом процессе участие вообще не принимает или принимает частично. В данном случае охват эстетического воспитательного воздействия на студенческую молодежь имеет признак ограниченности.
В процессе поиска новых подходов в учебно-воспитательном процессе вуза, которые могли бы способствовать эстетическому воспитанию студенческой молодежи, мы пришли к выводу, что графический символ в книжной иллюстрации как изобразительный объект, который выполнен конкретным автором по законам красоты и гармонии, который прошел соответствующую процедуру отбора (экспертизу) и включен в печатное издание, несет в себе визуальную информацию, обогащенную эстетическим содержанием. Эта информация в процессе ее восприятия студентом воздействует на его эмоционально-чувственную сферу. Кроме того, графический символ в книжной иллюстрации является синтезированным творческим продуктом, который сотворен при помощи различных видов искусства и способен представить если не все то, по крайней мере, многие виды искусства или по меньшей мере дать визуальную возможность составить о них представление. Опираясь на результат исследования, утверждаем, определенные что графический символ в книжной иллюстрации имеет определенные педагогические возможности как средство эстетического воспитания студенческой молодежи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адамов Е. Б. Книга как художественный предмет. Ч. 2. — М.: Книга, 1990. — 400 с.
2. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. — М.,
1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. — М., 1999.
3. Бердяев Н. А. Письмо тринадцатое «О культуре» // Философия неравенства. — М., 1990.
4. Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма. — Т. 1, — Т. 2. — М., 1994. — 152.
5. Белый А. Символизм как миропонимание. — М., 1994.
6. Братко-Кутинський О. А. Нащадки свято! тршщ. — К.: Бший птах, 1992. — 86 с.
7. Бутенко В. Г. Актуальт проблеми модершзацп художньо-естетично! освгти учшвсько! молод1 //
Духовшсть особистосп: методолопя, теор1я [ практика: Зб. наук. працы / Гол. ред.
Г. П. Шевченко. — Луганськ: Вид-во СНУ ¿м. В. Даля, 2005. — Вип. 2 (8). — 224 с.
8. Бычков В. В. Эстетические пророчества русского символизма // Полигнозис, — 1999. — № 1.
9. Войтович В. Украшська тфолопя. — Вид. 2-е, стереотип. — К.: Либвдь, 2005. — 664 с.
10. Ильенков Э. В. Об эстетической природе фантазии // Искусство и коммунистический идеал. — М., 1984.
11. Кандинский В. О духовном в искусстве. — М.: Архимед, 1992. - 110 с.
12. Книга: Энциклопедия / Редкол.: И. Е. Баренбаум, А. А. Беловицкая, А. А. Говоров и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. — 800 с.
13. Книжное искусство: путь к типографике. http://www.rusiskusstvo.ru/themes/theme/a48/
14. Кондрашов В. А., Чичина Е. А. Этика: История и теория. Эстетика: особенности художественных эпох и направлений. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 544 с.
15. Мороз Н. В. Шдручник як найважливший компонент навчально-методичного комплексу // Зб. наук. праць Нацюнально! академп Державно! прикордонно! служби Украши 1меш Б. Хмельницького. № 31. Ч. II. — Хмельницький, 2004. — 183 с.
16. Ожегов С. И. Словарь русского язика. — 22-е изд. — М., 1990. Толковый словарь русского язика. (Совместно с Н. Ю. Шведовой). http://www.boloto.info/search.php
17. Олексюк О. М., Ткач М. Педагопка духовного потенщалу особистостг сфера музичного мистецтва: Навч. поибник — К.: Знання Украши, 2004. — 264 с.
18. Панина Н. Молодежь Украины: структура ценностей, социальное самочувствие и морально-психологическое состояние в условиях тотальной аномии // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2001. — № 1.
19. Пахомов В. В. Книжное искусство. — М.: Искусство, 1962. — 432 с.
20. Радугин А. А. Эстетика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А. А. Радугина. — М.: Центр, 2000. — 240 с.
21. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М.Прохоров — М.: Сов. Энциклопедия, 1989. — 1632 с.
22. Украшське народознавство: Навч. пстабник / За ред. С. П. Павлюка; Передмова М. Г. Жулинського. — 3-те вид., випр. — К.: Знання, 2006. - 568 с.
23. Иллюстрация учебник http://www.hi-edu.ru/x-books/xbook095/01/index.html
24. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка. http://www.boloto.info/dict. php?dic=3&sl= ИЛЛЮСТРАЦИЯ&vid= 1
25. Шевердин К. Н. Воспитательные возможности книжной иллюстрации как средства эстетического воспитания студенческой молодежи // С^^вс i zmiana w pedagogice XXI wieku. С/^вс 2. — Siedlce: Wydawnictwo Akademii Podlaskiej, 2007.
26. Шевердин К. Н. Графический символ - средство развития духовного потенциала человека и общества // Духовшсть особистостг методолопя, теор1я [ практика: Зб. наук. праць / Гол. ред. Г. П. Шевченко. — Луганськ: Вид-во СНУ 1м. В. Даля, 2004. - Вип. 6.
27. Шевченко Г. П. Актуальные проблемы эстетического воспитания учащейся молодежи. Рукопись. 2006.
28. Шевченко Г. П., Джабер Х. М. Естетичне виховання у вищих навчальних закладах Украши у сучасний перюд. — Луганськ: Вид-во СНУ 1м.. В. Даля, 2004. — 208 с.
29. Шевченко Г. П. Естетизащя навчального процесу у вищий школ1 // Гумашзащя навчально-виховного процесу: Наук.-метод. зб. Вип. IV / За ред. Легенького Г. Л., Сипченко В. I. — Слов'янськ: 1ЗМН-СДП1, 1998.
30. Энциклопедический словарь по культурологии / Под общ. ред. проф. А. А. Радугина. — М.: Центр, 1997.
31. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. http://www.boloto.info/dict.php?dic=4
32. Энциклопедия «Символы, знаки, эмблемы»: http://slovari.yandex.ru/dict/encsym/article/SYM/sym-0639.htm
33. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. — М.: Педагогика, 1983. — 416 с.
1рина ПАЦАЛЮК
ПЕДАГОГ1ЧН1 УМОВИ ФОРМУВАННЯ ЕСТЕТИЧНИХ СМАК1В МОЛОДШИХ ШКОЛЯР1В У ПРОЦЕС1 ВИВЧЕННЯ ОБРАЗОТВОРЧОГО МИСТЕЦТВА
Актуальшсть проблеми формування естетичних смашв молодших школяр1в у процес вивчення образотворчого мистецтва спонукае вчених, д1яч1в культури, майстр1в мистецтва, пращвнишв осв1ти до створення в1дповвдних умов, як б сприяли И устшному виршенню. Ввдбуваеться активний пошук об'ективних та суб'ективних чиннишв впливу на цей процес, при цьому акцентуеться увага на доцшьносп активного використання естетично-виховних