Научная статья на тему 'Воспитание чувства прекрасного у студентов Рязанского государственного медицинского университета им. Акад. И. П. Павлова'

Воспитание чувства прекрасного у студентов Рязанского государственного медицинского университета им. Акад. И. П. Павлова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЯЗГМУ / СТУДЕНТЫ / КРАСОТА / ВОСПИТАТЕЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КУЛЬТУРА / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЧУВСТВО ПРЕКРАСНОГО / RYAZSMU / STUDENTS / BEAUTY / EDUCATIONAL PROCESS / CULTURE / AESTHETIC EDUCATION / SENSE OF BEAUTY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов В.Г., Назарова О.А., Жбанов Н.С.

В статье рассмотрен вопрос об одной из главных задач воспитательнообразовательного процесса: воспитания молодежи в духе высокой эстетической культуры и развития у студентов РязГМУ им. акад. И.П. Павлова способностей, связанных с тонким чувствованием прекрасного, оказывающих большое влияние на их общий уровень развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF A SENSE OF BEAUTY IN A STUDENT IN RYAZAN STATE MEDICAL UNIVERSITY NAMED AFTER ACADEMICIAN I.P. PAVLOV

The article discusses the issue of one of the main tasks of the educational process: the education of young people in the spirit of a high aesthetic culture and the development of students of the RyazSMU named after acad. I.P. Pavlov the abilities associated with a subtle feeling of the beauty, having a great impact on their overall level of development.

Текст научной работы на тему «Воспитание чувства прекрасного у студентов Рязанского государственного медицинского университета им. Акад. И. П. Павлова»

УДК 371.486

DOI: 10.23888/humJ20173400-406 © Kuznetsov V.G.,

© Кузнецов В.Г., Назарова О.А., Nazarova О.Л., Zhbanov N.S.,

Жбанов Н.С., 2017 2017

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПРЕКРАСНОГО У СТУДЕНТОВ РЯЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. АКАД. И.П.ПАВЛОВА

EDUCATION OF A SENSE OF BEAUTY IN A STUDENT IN RYAZAN STATE MEDICAL UNIVERSITY NAMED AFTER ACADEMICIAN I.P. PAVLOV

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос об одной из главных задач воспитательно-образовательного процесса: воспитания молодежи в духе высокой эстетической культуры и развития у студентов РязГМУ им. акад. И.П. Павлова способностей, связанных с тонким чувствованием прекрасного, оказывающих большое влияние на их общий уровень развития.

Abstract. The article discusses the issue of one of the main tasks of the educational process: the education of young people in the spirit of a high aesthetic culture and the development of students of the RyazSMU named after acad. I.P. Pavlov the abilities associated with a subtle feeling of the beauty, having a great impact on their overall level of development.

Ключевые слова: РязГМУ, студенты, красота, воспитательно-образовательный процесс, культура, эстетическое воспитание, чувство прекрасного.

Key words: RyazSMU, students, beauty, educational process, culture, aesthetic education, a sense of beauty.

Рязанский государственный медицинский университет территориально находится на малой родине гениального русского поэта С.А. Есенина, который своим

творчеством воспевал красоту и величие нашего края, труд живущих в нем людей, любовь к отчизне.

«Красота спасет мир» - известное крылатое выражение, краткое по форме и емкое по своему содержанию, вмещающее в себя все доброе, истинно прекрасное и ценное, что история накопила за длительное развитие человеческого общества.

Слова «красота» и «красный» тесным образом связаны друг с другом, имея общий корень. Издавна на Руси в домах людей главным местом считался угол, называемый «Красным», где на стенах располагались иконы, изображающие лики богов и святых людей, земная жизнь которых проходила по всем канонам библейских заповедей и была окрашена славой героических подвигов во имя своей Родины.

Библейские заповеди содержат в себе необходимый свод правил для руководства ими в жизни, как для отдельного человека, так и всего общества, чтобы история жизни выстраивалась по законам «красоты, доброты и целесообразности».

Человек рождается по мудрым, гармоничным законам природы и является ее частицей, а, следовательно, в маленьком тельце ребеночка изначально заложены все потенциалы для становления красивого человека, гармонично развитой личности, при условии наличия жизненно необходимой, благоприятной среды, в которой будет находиться человек с первой секунды своей жизни.

Жизненные этапы развития человека - его детство и юность - являются главными, так как именно в этом возрастном периоде закладывается фундамент, на котором в дальнейшем будет формироваться личность человека - «красивого» или наоборот.

Для маленького человечка важно все, что его окружает с первых дней жизни - природный климат, уклад жизни семьи, интерьер комнаты, режим дня, порядок в помещении, гигиена, окружающие люди, их речь, занятия, поведение, предметы и т.д.

В Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова поступают умные, способные парни и девушки, хорошо подготовленные для продолжения дальнейшего своего образования, для получения знаний в области, связанной со здоровьем и жизнью людей.

Задачей преподавателей медицинского вуза является, своим личным примером во всем, оказывать положительное воздействие на формирование личностей молодых людей, будущих врачей. Важно, чтобы все их добрые начала, заложенные природой, проявились и стали их реальными способностями.

Чувствование красоты - одна из главных способностей человека, украшающая его самого и являющаяся основой для продолжения, созидания, красоты во всем: внешнем виде, поведении, умении грамотно выражать свои мысли и чувства, умении учиться, трудиться, общаться, дружить, любить, совершенствоваться и преобразовывать окружающее. Красота - это мощная сила, способная преображать неприглядные стороны жизни общества.

На умение чувствовать прекрасное, в любом его проявлении, и творить красоту большое влияние оказывает эстетическое воспитание молодежи.

В Рязанском государственном медицинском университете им. акад. И.П. Павлова наряду со всеми главными задачами образовательно-воспитательного характера, важное место занимает эстетическое воспитание, которое является целой системой, объединяющей учебную и внеучебную деятельность студентов (тематические вечера отдыха; клубы по интересам; разнообразные творческие студии: хореографические, музыкальные, театральные, литературные; спортивные секции и т.д.). Педагогическая деятельность этой системы направлена на дальнейшее развитие эстетических способностей студенческой молодежи.

Методами эстетического воспитания учащихся является положительный личный пример каждого педагога, во всех своих проявлениях: мимике, жестах, умении говорить научно и доступно, скромном внешнем виде, профессионализме, грамотном, целесообразном ведении своего учебного предмета. Также играет

большую роль эстетически продуманный интерьер: удобство мебели, техническое оснащение, оборудование, сочетание общей цветовой гаммы в учебном помещении, наличие цветов на подоконниках; достаточное мягкое освещение, присутствие на стенах аудиторий репродукций с известных произведений изобразительного искусства и философских высказываний великих людей на стендах и т.д.

Выражение лица, эстетически воспитанного человека, его жесты, манеры, движения - мягки, скромны и уместны. Доброе, красивое поведение человека доставляет окружающим положительные эмоции и вызывает ответные чувства.

В плодотворном образовательно-воспитательном процессе важна каждая деталь, которая должна быть эстетична по своей форме и полезна по своему назначению.

Эстетические переживания могут усложняться и углубляться в процессе мыслительной учебной деятельности. Красота является одним из критериев истинности знания. Известный французский физик Поль Дирак утверждал, что математические аксиомы могут быть и не простыми, но обязательно бывают изящными и красивыми. В образовательном процессе медицинского университета ведущая роль принадлежит умственному труду, в ходе которого студенты-медики учатся познавать новое, работать в коллективе, плодотворно взаимодействовать друг с другом и преподавателями, что, безусловно, оказывает свое положительное влияние на их эстетическое развитие.

Такие элементы труда, как ритм, темп, симметрия, пропорция, вызывают у учащихся чувство эстетического удовлетворения. Одной из главных задач, стоящих перед преподавателями вуза в воспитательно-образовательном процессе, является организация труда студентов. В правильно организованном рабочем пространстве труд учащихся будет более продуктивным. Учебные помещения должны быть чистыми, светлыми и наполненными свежим воздухом. Большим подспорьем в учебно-трудовом процессе играет современное оборудование, оснащенное необходимыми учебными материалами, таблицами, схемами.

Изучаемые в медицинском вузе дисциплины естественного математического характера имеют большие возможности для развития у студентов чувства прекрасного. Законы и формулы, при помощи которых явления природы описаны в науке, эстетичны. В процессе обучения преподаватель обращает внимание учащихся на красоту и гармоничное сочетание изучаемых предметов, их законов и правил. Формулы, символы, знаки, аксиомы, теоремы, несущие в себе накопленные человечеством знания о природе, являются прекрасными по своему очертанию и смысловому содержанию.

В медицинском вузе в процессе преподавания различных взаимосвязанных дисциплин, педагоги уделяют большое внимание знакомству студентов с историей жизни великих учёных, врачей, посвятивших себя медицине, людей высоконравственных, целеустремленных, трудолюбивых, талантливых, мужественных, являющихся хорошим примером для эстетического, высокоморального воспитания студенческой молодежи.

Совместная учебная деятельность преподавателя и студента в образовательном процессе вуза должна отвечать требованиям эстетической культуры. Рабочее место должно быть комфортным для совместного труда. Оборудование, технические средства, наглядные пособия должны находиться в надлежащем, исправном состоянии. Для студентов-медиков, вчерашних школьников, наряду с учебной деятельностью важна деятельность игровая. В РязГМУ налажена работа художественной студенческой самодеятельности, объединяющей в себе хореографию, хоровое и вокальное пение, театрально-сценическое представление классического и народного жанров. Творческая деятельность студентов под руководством педагогов-профессионалов в области культуры, доставляет им - всем учащимся и сотрудникам вуза, т.е. артистам-студентам и зрителям, много эстетических переживаний.

Для своих выступлений студенты, часто своими силами, готовят концертные костюмы и необходимый театральный реквизит. Они рисуют, шьют, празднично оформляют сцену и зрительный зал.

Художественная студенческая самодеятельность под руководством профессиональных специалистов, предоставляет все необходимые условия молодежи для проявления и развития у них разнообразных способностей и талантов в области искусства. Студенты-медики поют, танцуют, читают литературную прозу и стихи, разыгрывают театральные сценки, доставляя тем самым эстетическое удовольствие себе и всем зрителям - учащимся и сотрудникам вуза.

Природа является богатейшим источником эстетических переживаний людей. Ежегодно, уже традиционно, на территории РязГМУ студенты перед новогодними праздниками выстраивают различные снежные скульптуры, раскрашивают их в яркие, нарядные цвета. В игровой, веселой, творчески-сплоченной обстановке, в условиях свежего воздуха, соответствующей хорошей погоды и предпраздничного приподнятого настроения, студенты с помощью своей выдумки, фантазии и целенаправленных физических действий воплощают свои идеи в реальность, тем самым радуя себя и всех окружающих. Это забавное занятие доставляет её участникам много незабываемых положительных переживаний, впечатлений, эстетических наслаждений от результатов коллективного труда и создает у учащихся установку на дальнейшее активное участие в подобных мероприятиях.

Много необходимого для эстетического образования студентов дают коллективные выходы в музеи, театры, различные выставки. Художник, актер, артист, поэт своей творческой работой может наглядно показать зрителю, как красоту героического подвига, так и убогость пошлого в поведении людей.

Знакомясь с истинным искусством, молодые люди учатся понимать очаровательность и привлекательность всего доброго и прекрасного.

В совместной трудовой деятельности студентов и их наставников, в процессе воспитательно-образовательного сотрудничества, преподаватель, исполняя свою

ведущую роль, должен уметь создавать благотворную атмосферу взаимопомощи, здорового соревнования, спокойного деятельного настроения для продуктивной творческой работы.

Одним из аспектов комплексного подхода к воспитанию в Рязанском государственном медицинском университете является эстетическое воспитание, осуществление которого необходимо для повышения эффективности всего образовательного процесса в ВУЗе.

Важным методом в познании эстетической культуры является знакомство с разными видами искусства. Искусствоведческие знания студенты получают на занятиях творческих студий и кружков, целью деятельности которых является приобщение учащихся к классическому искусству, направленному на все самое доброе и благородное, что особенно важно для развития эстетических чувств, формирования гармоничной личности будущего работника медицины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.