Научная статья на тему 'ВЬЕТНАМСКИЙ ОПЫТ БОРЬБЫ С КОРОНАВИРУСОМ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

ВЬЕТНАМСКИЙ ОПЫТ БОРЬБЫ С КОРОНАВИРУСОМ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
87
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / COVID-19 / ВЬЕТНАМ / МЕРЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЭПИДЕМИИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Скирута Полина Алексеевна, Золотухин Иван Николаевич

В статье рассматривается опыт борьбы с эпидемией вируса Covid-19 в Социалистической Республике Вьетнам, анализируются меры, предпринятые внутри государства для предотвращения распространения заболевания и возникновения экономического кризиса, отражены сильные и слабые стороны политики противодействия эпидемии нового коронавируса. В статье представлены мнения экспертов касательно проводимых во Вьетнаме мероприятий по преодолению негативных последствий Covid-19 и стабилизации ситуации в стране. Методологической основой работы является анализ работ зарубежных исследователей, а также документов и статистических материалов по данной теме, в том числе данных по заболеваемости Covid-19 в странах Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIETNAMESE EXPERIENCE IN COMBATING CORONAVIRUS:SOCIO-ECONOMIC AND POLITICAL ASPECTS

In this article the experience of overcoming the epidemic of the Covid-19 virus in the Socialist Republic of Vietnam is considered. The measures taken by the state to prevent the spread of the disease as well as its negative impact on economic development are analyzed. Methods of countering the coronavirus epidemic, implemented in various countries, have become one of the most discussed issues in academic and political discourse, and the Vietnam's way to prevent mass infection deserves special attention because this state was among the first ones to face the epidemic and demonstrates successful results in overcoming coronavirus. The article contains data and the comparison results of the number of incidence of Covid-19 in the countries of Northeast and Southeast Asia. The work represents the opinions of different experts concerning Vietnam's domestic policy to resist new type of coronavirus and overcome its negative consequences including their critical estimations of whether government's actions were successful. The methodological basis of the work includes the analysis of research results of domestic and foreign authors, as well as documents and statistics in a discussed problem

Текст научной работы на тему «ВЬЕТНАМСКИЙ ОПЫТ БОРЬБЫ С КОРОНАВИРУСОМ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

СКИРУТА Полина Алексеевна,

студентка бакалавриата Восточного института -ДВФУ (г. Владивосток).

Электронная почта: skiruta.pa@students.dvfu.ru

Школы региональных и международных исследований

ЗОЛОТУХИН Иван Николаевич,

канд. полит. наук, доцент кафедры международных отношений Восточного института - Школы региональных и международных исследований, ДВФУ (г. Владивосток). Электронная почта: zolivnik@mail.ru

Вьетнамский опыт борьбы с коронавирусом: социально-экономические и политические аспекты

УДК 327

doi: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2020-4/90-100

пандемия,

Covid-19,

Вьетнам,

меры предотвращения эпидемии, социально-экономическая сфера, политическая сфера

В статье рассматривается опыт борьбы с эпидемией вируса Covid-19 в Социалистической Республике Вьетнам, анализируются меры, предпринятые внутри государства для предотвращения распространения заболевания и возникновения экономического кризиса, отражены сильные и слабые стороны политики противодействия эпидемии нового коронавируса. В статье представлены мнения экспертов касательно проводимых во Вьетнаме мероприятий по преодолению негативных последствий Covid-19 и стабилизации ситуации в стране. Методологической основой работы является анализ работ зарубежных исследователей, а также документов и статистических материалов по данной теме, в том числе данных по заболеваемости Covid-19 в странах Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии.

1 Пандемия испанского гриппа или «испанки» -вероятнее всего, самая массовая пандемия гриппа за всю историю человечества по количеству заразившихся и умерших людей [3, с. 19].

Для цитирования: Скирута П. А., Золотухин И. Н. Вьетнамский опыт борьбы с коронавирусом: социально-экономические и политические аспекты // Известия Восточного института. 2020. № 4. С. 90-100. doi: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2020-4/90-100

Covid-19 как основная угроза мировой безопасности

Появление нового коронавируса Covid-19 стало потрясением для всего мирового сообщества, вызовом миропорядку и угрозой для человечества. Пандемия стала событием, оказавшим влияние на все страны мира, отразившимся на всех сферах общества и значительно ослабившим мировую экономику. Впервые новый вирус был обнаружен в Китае, и официальной датой начала эпидемии считается 1 декабря 2019 г., однако эпидемиологи из разных стран мира склонны считать, что вирус появился намного раньше заявленной даты [11, с. 490]. Причиной для появления такого рода сомнений стало чрезмерно быстрое распространение заболевания по всему миру, а проведенные позже исследования заразившихся SARS-CoV-2 подтвердили догадки о более раннем появлении вируса. Ограничения на въезд в Китайский город Ухань, где впервые был обнаружен новый штамм коронавируса, были введены 23 января 2020 г., и до этого момента более 86% случаев заражения не были задокументированы. Это способствовало быстрому географическому распространению вируса не только внутри КНР, но и по всему миру. Таким образом, Всемирная Организация Здравоохранения объявила начало пандемии в мире только в марте 2020 г.

Последний раз мировое сообщество сталкивалось с глобальной пандемией после Первой Мировой войны. В 1917 г.

человечество столкнулось с эпидемией испанского гриппа («испанки»1) [3, с. 19]. В начале XXI века в мире появляется новая эпидемия, и хотя смертность от Covid-19 гораздо ниже, чем от «испанки», этот вирус представляет собой серьёзную угрозу жизни и здоровью населения планеты. Во-первых, с развитием инфраструктуры и упрощением миграции людей, ускоряются темпы распространения вируса. Во-вторых, более чем за 100 лет, человечество успело забыть предыдущий негативный опыт, и начало пандемии охарактеризовалось неспособностью государств обуздать распространение болезни.

Ввиду малоизученности вируса SARS-CoV-2, возникают сложности в борьбе с этим заболеванием даже в развитых странах, где довольно высокий уровень медицины. Одной из главных трудностей в диагностировании коронавируса стал длительный инкубационный период заболевания, составляющий около 14 дней (для сравнения, инкубационный период вируса гриппа колеблется от нескольких часов до 2-3 суток). Кроме того, существуют некоторые особенности, связанные с ранним диагностированием заболевания, так как в начале инкубационного периода тесты ПЦР могут давать отрицательный результат. Также огромную роль играет качественность забора биоматериала, ввиду того, что при малейшей неточности результат теста может быть отрицательным [1]. Все эти факторы оказали существенное влияние на стремительное распространение инфекции в мире. Стоит также добавить, что все вышеизложенные аспекты свидетельствуют в пользу того, что для успешной борьбы с распространением вируса следовало моментально ограничить перемещения людей внутри страны и установить контроль над въездными потоками из-за рубежа.

Страны Восточной Азии стали одними из первых, кому пришлось столкнуться с эпидемией. Наибольшие успехи в борьбе с заболеванием продемонстрировали Республика Корея, Тайвань и Сингапур. На данный момент в Корее, с населением около 52 млн. человек, чуть более 26 тыс. случаев заражения за всё время, 1800 активных случаев и 466 случаев с летальным исходом с момента начала пандемии. В Тайване, с населением 23 млн. человек, на данный момент всего с начала пандемии зарегистрировано 558 случаев и 7 летальных исходов. Население Сингапура составляет 5,6 млн. человек, и 58 тыс. случаев заражения - довольно высокий показатель для страны с малым количеством проживающих в ней человек. В то же время количество летальных исходов составляет 28 человек и остаётся довольно низким для такого количества заразившихся. Основной пик заболеваемости в Корее и Тайване произошёл с февраля по март 2020 г., а в Сингапуре -с июня по август 2020 г. Сейчас ситуация в этих странах остаётся стабильной.

Стоит упомянуть три государства АСЕАН, в которых также довольно низкий уровень заболеваемости Covid-19. Во-первых, это Лаос и Камбоджа (24 и 291 случай заражения соответственно) [6]. Однако возможности диагностики заболевания в этих государствах существенно ограничены, что не позволяет проверить полученные данные и делать выводы об успешном противодействии вирусу. Также низкими показателями заболеваемости отличается Бруней (148 случаев заражения и 3 летальных исхода). В султанате вводились жесткие ограничительные меры: запрет на выезд из страны, закрытие общественных мест, строгий двухнедельный карантин для всех въезжающих в страну [5]. В Брунее проживает около 473 тыс. населения, однако даже для государства с небольшим населением, текущие показатели являются довольно позитивными. Однако если сравнивать си-

туацию в Брунее с ситуацией в СРВ, то, можно сказать, что второе государство более успешно в борьбе с эпидемией. Население Вьетнама почти в 200 раз выше, чем население Брунея, а количество случаев заражения коронавирусом во Вьетнаме превышает показатель заболеваемости в Брунее всего в 10 раз.

На сегодня Вьетнам характеризуется как пример надлежащей практики борьбы с эпидемией коронавируса и преодоления последствий возникшего в связи с ней экономического кризиса. Вследствие этого возникает необходимость подробнее затронуть способы противодействия Covid-19 по-вьетнамски.

Достижения Вьетнама в борьбе с эпидемией коронавируса

Вьетнам, имеющий общую границу с Китаем на севере, мог бы стать одним из первых государств, пострадавших от Covid-19. В связи с этим правительство страны начало принимать ограничительные меры еще до объявления ВОЗ пандемии. В конце февраля 2020 г. въезд во Вьетнам для иностранцев был закрыт. Эта мера не коснулась дипломатов, инвесторов, высококвалифицированных работников, имеющих долгосрочную визу или карту резидента. В отличие от других стран региона, коммунистическая партия Вьетнама мгновенно взяла контроль над ситуацией. Тестировались и изолировались на 14 дней все, кто прибывал в страну, вводились жесткие ограничения на перемещения внутри Вьетнама, вплоть до запрета на выход из дома без специального разрешения, для более точного отслеживания контактов и дальнейшего предотвращения распространения эпидемии. Распространение вируса и рост заболеваемости мог стать фатальной угрозой национальной безопасности для государства с населением более 90 млн. человек и плотностью населения в 273 чел/км2, поэтому меры, предпринимаемые правительством, были обоснованы крайней необходимостью. Ключом успеха борьбы с Covid-19 можно назвать активное взаимодействие руководства Вьетнама с гражданами. За основу предпринимаемых мер был взят опыт Индокитайских войн, а главными задачами стали грамотное информирование общества о возможной угрозе и поднятие патриотического духа населения. Согласно исследованиям вьетнамских социологов, граждане продемонстрировали высокий уровень личного и общественного превентивного поведения [10], а это означает то, что прозрачность в информировании населения является действительно важным фактором вьетнамского пути борьбы с вирусом. Принимаемые меры воспринимались населением как исполнение гражданского долга, что свидетельствует о высоком кредите доверия в отношении правительства, оперирующим важными для национального самосознания вьетнамцев категориями патриотизма, уважительного отношения к истории страны и ключевой роли КПВ в обретении независимости и проведении успешных экономических реформ.

Пандемия Covid-19 была представлена в общественно-политическом дискурсе Вьетнама как борьба с врагом, где эпидемия - война, вирус - враг, соблюдение социальной дистанции и ношение защитных масок - оружие, а каждый вьетнамец - солдат. Соблюдение мер безопасности преподносилось как вопрос патриотизма, и распространялось через различные художественные издания [16]. Наиболее яркий пример - пропагандистские плакаты, созданные художником

Хиеп Ле Дыком, на которых изображался слоган «Оставаться дома -значит любить свою страну». Была выпущена песня о Covid-19, которая в дальнейшем стала вирусной, распространилась в различных социальных сетях с танцевальным челленджем, который был запущен местным исполнителем Куан Даном.

С начала эпидемии и до мая текущего года в стране наблюдалось менее 300 случаев заражения Covid-19, и нулевой показатель смертности. В период с конца апреля по конец июля в стране не было зафиксировано ни одного случая заражения. В конце июля 2020 г. в стране началась новая волна эпидемии, но с использованием предыдущего опыта и благодаря высокому уровню доверия населения партии, с ней удалось справиться. Эта новость вызвала удивление у мирового сообщества, хотя вьетнамские экспатрианты склонны считать, что страна с однопартийной системой власти и авторитарным государственным строем не станет предоставлять достоверные сведения о ситуации внутри Вьетнама [17]. В то же время зарубежные эксперты в области общественного здравоохранения склонны верить в успех вьетнамской кампании в борьбе с коронавирусом [14]. На момент написания этой статьи, во Вьетнаме 1168 случаев заражения Covid-19, из которых всего 35 случаев с летальным исходом, что является крайне низким показателем.

Стоит также затронуть отношение вьетнамцев к эпидемии коро-навируса. Одна из проблем, которую удалось избежать Вьетнаму во время «локдауна», это отсутствие веры населения в существование угрозы. Так, в США население восприняло ограничительные меры как попытку ограничить личную свободу индивида, а наличие самого вируса было принято за мистификацию, перешедшую в отрицание реальности угрозы [4]. На момент начала эпидемии, государство стремилось позаботиться не только о здоровье и безопасности своих граждан, но и о сохранности иностранцев, проживающих на территории страны, а для каждого жителя Вьетнама встала проблема заботы, как о своём здоровье, так и о благополучии всего общества.

В целом население страны лояльно настроено в отношении государственной политики по борьбе с коронавирусом и не выражает недовольство ограничительными мерами правительства. Более того, грамотное информирование населения об опасности эпидемии повышает уровень сознательности граждан и способствует тому, чтобы все меры строго соблюдались.

Негативные последствия коронакризиса и пути их преодоления

В то же время эпидемия коснулась различных сфер жизни Вьетнама. Как и в других странах, малые предприятия частного сектора экономики серьезно пострадали в момент введения ограничительных мер. В основном это предприятия, занятые в сфере услуг, сельского, лесного хозяйства и рыболовства, а так же строительные фирмы. Это повлекло за собой резкое повышение уровня безработицы (более 30 млн. человек потеряли рабочее место в апреле 2020 г.) [11]. Для того чтобы сократить эффект негативного влияния коронакризиса, государство оказало существенную поддержку предприятиям, пострадавшим от карантинных мер. В марте 2020 г. правительством была принята программа поддержки предприятиям, столкнувшимся с трудностями из-за последствий пандемии. Пакет экономических мероприятий

включал в себя рассрочку оплаты налогов, снижение арендной платы за помещения, а так же предоставление кредитов с пониженной процентной ставкой для выплаты заработной платы сотрудникам [19]. Постепенное снятие ограничений позволило компаниям и их сотрудникам быстро возобновить свою работу. Так же социально-уязвимые слои населения и люди, потерявшие работу, получили поддержку не только от государства, но и от крупнейших частных компаний Вьетнама. Были организованы пункты выдачи риса и других продуктов питания, медицинских масок и дезинфицирующих средств. Сфера международного туризма, как одна из основополагающих отраслей экономики Вьетнама так же оказалась в депрессии. Международный туризм составляет около 10% от общего ВВП Вьетнама и ежегодно приносит в государственный бюджет около 30 млрд. долларов США [7]. За первые 5 месяцев 2020 г. число иностранных туристов во Вьетнаме сократилось почти на 50%. По причине этого убытки понесло не только государство, но и крупнейшие авиаперевозчики. Например, крупнейшая вьетнамская авиакомпания Vietnam Airlines оценивает свои убытки в 647 млн. долларов США за весь 2020 г. [15]. Для частичного решения возникшей проблемы и функционирования предприятий, занятых в сфере туризма, правительство сделало упор на продвижении и развитии внутреннего туризма [13]. Благодаря данной мере отрасль не простаивает, сохраняются рабочие места для занятых в сфере туризма, и оказывается значительная поддержка экономике. Возможно, после окончания пандемии, государство продолжит развивать не только международный, но и внутренний туризм, благодаря чему вьетнамцы будут чаще выбирать для отдыха внутренние направления.

На сегодня оценка статистических данных позволяет сделать вывод, что Вьетнам оказался в более выгодном экономическом положении, чем ряд других стран региона. Меры по сохранению экономики были приняты достаточно оперативно, чтобы позволить ей удержаться под давлением общемирового кризиса на фоне пандемии. На фоне всего этого в дальнейшем Вьетнам сможет быстро восстановиться от кризиса, что поспособствует привлечению иностранных инвестиций, так как вложения будут более устойчивыми к негативным факторам внешнего воздействия.

Критика вьетнамского опыта борьбы с коронавирусом

Для борьбы с эпидемией компартии пришлось расширить степень информирования населения, в том числе облегчая его доступ к обсуждению общественно-политических вопросов. Ряд вьетнамских экспатриантов считает, что успех Вьетнама в борьбе с SARS-CoV-2 может повлечь за собой негативные последствия для власти КПВ. В частности, преподаватель Аризонского Университета Чыонг Май, говорит о том, что за время эпидемии общество привыкает к прозрачности и доступности получаемой информации, и в дальнейшем может потребовать от партии изменить свою стратегию управления на более открытую для общественности [18]. В таком случае есть риск снижения авторитета и уровня доверия КПВ во вьетнамском обществе, если она не оправдает ожидания населения (например, если правительству не удастся погасить новые очаги возникновения эпидемии).

Для предотвращения критики в свой адрес КПВ часто прибегает к тактике перекладывания ответственности на региональные и муниципальные органы власти. Таким образом, партия пытается показать состоятельность органов центральной власти и их способность принимать правильные решения, в отличие от органов местного самоуправления, искажающих проводимую центром политику. В то же время возникает вопрос о низком уровне взаимодействия между центральными и региональными органами власти, что может негативно отразиться на имидже компартии в глазах населения.

Компартия прибегает к уже зарекомендовавшему себя способу удержания доверия населения, такому как активная пропаганда патриотизма, используя для этого средства массовой информации. Для демонстрации успехов мобилизационного эффекта, правительство неявно сопоставляет Вьетнам с другими государствами. У населения создаётся впечатление того, что из-за неконтролируемого роста количества заболевших в других странах, граждане СРВ, проживающие за рубежом, возвращаются во Вьетнам для того, чтобы получить помощь и защиту, а партия принимает их [17]. В популярных социальных сетях, газетах и журналах публикуются статьи с громкими заголовками об успешно вернувшихся домой студентах и рабочих. Таким образом, вьетнамцам прививают привязанность к партии и стране, что может сопровождаться националистическими настроениями и непониманию между вьетнамцами, проживающими во Вьетнаме и экспатриантами. Любая критика в сторону мер, принимаемых партией, и условий их соблюдения приравнивается к экстремизму и вызывает негативную реакцию у общественности.

Активной критике со стороны внешних исследователей подвергается военный подход вьетнамского правительства к борьбе с эпидемией. Майя Нгуен, кандидат исторических наук, специализирующийся на изучении Вьетнамской войны, говорит о том, что во Вьетнаме искусственно создаётся атмосфера военного положения. В обсерва-торах, где прибывшие во Вьетнам проходят обязательный карантин, в течение дня звучит гимн СРВ или патриотическая музыка на военную тематику. Сами обсерваторы обслуживаются военными, а предметы быта окрашены в милитаристские цвета. В городах поддерживается такая же атмосфера [9]. Однако зарубежные СМИ отмечают, что именно такой подход помог Вьетнаму предотвратить массовую вспышку заболеваемости, и это возможно только в стране с авторитарным политическим режимом.

Некоторые зарубежные эксперты оценивают вьетнамский подход к эпидемии как к военным действиям некорректным. По мнению профессора Университета Индианы Джейкоба Хэгсторма, такая позиция приведет к поиску общего врага и обострению национализма по отношению к иностранным гражданам, которые могут быть при-частны к возникновению новых вспышек заболевания во Вьетнаме. Хэгсторм приводит пример американских националистов, называвших вьетнамских беженцев в США «бывшими врагами» [8]. Однако такой подход менее свойственен азиатскому менталитету, на который сильное влияние оказали буддизм и конфуцианство, отличающиеся терпимостью к окружающему миру.

Вьетнамский путь борьбы с эпидемией уже показал себя как один из наиболее результативных. При этом правительство открыто не

стремится показать окружающий мир в качестве виновников сложившейся ситуации, так как это может повлечь определенные экономические и политические сложности в дальнейшем. С 1950-х гг. Вьетнам позиционирует себя как «друг» и «надёжный партнер» для всех народов мирового сообщества [1], поэтому поиск «врага» противоречит не только самому вьетнамскому менталитету, но и общему внешнеполитическому курсу государства.

Возникает ситуация, когда национализм может быть направлен не на иностранцев, а на собственных сограждан, проживающих за рубежом. В дальнейшем это может оказать двоякое влияние на ситуацию в стране. С одной стороны, это будет способствовать росту патриотизма и избеганию «утечки мозгов» в дальнейшем, что является положительным эффектом пропагандистских мероприятий. С другой стороны, стремление отдельных людей связать свою жизнь с опытом проживания за границей может быть негативно встречено со стороны окружения и восприниматься как непатриотичное поведение. Это может привести к желанию самих вьетнамцев ограничить связь с внешним миром, что полностью противоречит общему внешнеполитическому курсу Вьетнама.

Заключение

Пандемия Covid-19 является значительной угрозой для мировой стабильности. Уже в самом начале она отразилась на темпах экономического роста практически всех государств, негативно повлияла на социальную сферу жизни, поспособствовав повышению смертности, росту безработицы, а так же возникновению депрессивных настроений среди населения. Вьетнам показал себя примером надлежащей борьбы с вышеперечисленными проблемами путём проведения активных социально-экономических мероприятий. По прогнозам экспертов, экономика Вьетнама способна быстро восстановиться после окончания кризиса, вызванного пандемией, а успех этого небольшого регионального государства способствует повышению авторитета на международной арене. Всё это возможно именно благодаря деятельности КПВ, а так же высокому уровню понимания угрозы населением. Однако существует целый ряд возможных негативных внутренних последствий, которые могут сказаться на политической и социальной обстановке во Вьетнаме. Действия правительства, направленные на борьбу с эпидемией показали эффективность, но вместе с тем усиление роли партии и связанных с ней правительственных структур на фоне борьбы с коронавирусом даёт им возможность вмешиваться в общественную жизнь и искажать восприятие реальности населением. Мобилизационный эффект приводит к тому, что государственные структуры получают большую свободу действий, на фоне чего возрастают авторитарные тенденции, что может негативно сказаться на характере государственно-частного партнёрства.

Литература

1. Внешнеполитический процесс на Востоке: учебное пособие для вузов / [Д. В. Стрельцов, В. А. Аватков, В. Я. Бело-креницкий, А. В. Демченко и др.] : под ред. Д. В. Стрельцова. - М. Аспект Пресс, 2017. 351 с.

2. Как выявляют вирус Covid-19. Типы тестов и их особенности [Электронный документ] // НТИ Информбюро 20.35 (сайт). URL: https://ntinews.ru/blog/interview/kak-v-rossii-vyyavlyayut-virus-Covid-19-tipy-testov-i-strategiya-otrasli.html (дата обращения 08.09.2020).

3. Супотницкий М. В. Пандемия «испанки» 1918-1920 гг. в контексте других гриппозных пандемий и «птичьего гриппа» // Медицинская картотека. 2006. № 12. С. 15-25.

4. Ashwill M. A. During the Covid-19 pandemic, do as the Vietnamese do [Электронный документ] // VnExpress International (сайт). URL: https://e. vnexpress.net/news/perspectives/during-the-Covid-19-pandemic-do-as-the-vietnamese-do-4072619.html (дата обращения 12.09.2020).

5. Bodetti A. How Brunei Beat Covid-19 [Электронный документ] // The Diplomat (сайт). URL: https://thediplomat. com/2020/06/how-brunei-beat-Covid-19/ (дата обращения 08.08.2020).

6. Covid-19 coronavirus pandemic [Электронный документ] // Worldometer (сайт). URL: https://www.worldometers.info/ coronavirus/

7. Dan N. Vietnam aims to welcome 20.5 million international visitors in 2020 [Электронный документ] // DTINews (сайт). URL: http://dtinews.vn/en/news/019/65702/ vietnam-aims-to-welcome-20-5-million-international-visitors-in-2020.html (дата обращения 08.06.2020).

8. Hagstrom J. Stop calling Covid-19 a war [Электронный документ] // The Washington Post (сайт). URL: https://www. washingtonpost.com/outlook/2020/04/20/ stop-calling-Covid-19-war/ (дата обращения 12.06.2020).

9. Nguyen M. Vietnam's War Against Covid-19 [Электронный документ] // The

Diplomat (сайт). URL: https://thediplomat. com/2020/10/vietnams-war-against-Covid-19/ (дата обращения 20.10.2020).

10. Preventive behavior of Vietnamese people in response to the Covid-19 pandemic [Электронный документ] / N. P. T. Nguyen, T. D. Hoang, V. T. Tran et al. // PLoS ONE (сайт). URL: https://doi.org/10.1371/journal. pone.0238830 (дата обращения 20.09.2020).

11. Report on the impact of the Covid-19 on labour and eployment situation in Vietnam [Электронный документ] // General Statistics Office of Vietnam (сайт). URL: https://www.gso.gov.vn/default_ en.aspx?tabid=768&ItemID=19678 (дата обращения 08.09.2020).

12. Substantial undocumented infection facilitates the rapid dissemination of novel coronavirus (SARS-CoV-2) / Ruiyun Li, Sen Pei, Bin Chen et al. // Science. 2020. Vol. 368. № 6490. Pp. 489-493.

13. The Rise of Domestic Tourism in Vietnam [Электронный документ] // Asia Perspective (сайт). URL: https://asiaperspective.net/2020/07/20/rise-domestic-tourism-vietnam/ (дата обращения 08.08.2020).

14. Thu H. L. Vietnam: A Successful Battle Against the Virus [Электронный документ] // Council on Foreign Relations. URL: https:// www.cfr.org/blog/vietnam-successful-battle-against-virus (дата обращения 01.06.2020).

15. Tomoya O. Vietnam to halve 2020 GDP growth target due to pandemic [Электронный документ] // NikkeiAsia (сайт). URL: https://asia.nikkei.com/Economy/Vietnam-to-halve-2020-GDP-growth-target-due-to-pandemic (дата обращения 08.09.2020).

16. Tran J. D. Vietnam's War on Covid-19 [Электронный документ] // Journal of International Affairs Columbia (сайт). URL: https://jia.sipa.columbia.edu/online-articles/ vietnam's-war-Covid-19 (дата обращения 15.10.2020).

17. Truong M. Vietnam's Communist Party Finds a Silver Lining in Covid-19 [Электронный документ] // The Diplomat (сайт). URL: https://thediplomat.com/2020/03/vietnams-communist-party-finds-a-silver-lining-in-Covid-19/ (дата обращения 10.07.2020).

18. Truong M. Vietnam's Covid-19 Success Is a Double-Edged Sword for the Communist Party [Электронный документ] // The Diplomat (сайт). URL: https://thediplomat. com/2020/08/vietnams-Covid-19-success-is-a-double-edged-sword-for-the-communist-party/ (дата обращения 01.09.2020).

19. Vietnam: Government and institution measures in response to Covid-19 [Элек-

тронный документ] // KPMG International (сайт). URL: https://home.kpmg/xx/en/home/ insights/2020/04/vietnam-government-and-institution-measures-in-response-to-covid. html#:~:text=Vietnam%20plans%20to%20 assist%20companies,VND%20(%2412%20 billion)%20together (дата обращения 22.06.2020).

Polina A. SKIRUTA,

Bachelor Student, Oriental Institute - School of Regional and International Studies, Far Eastern Federal University

(Vladivostok, Russia).

E-mail: skiruta.pa@students.dvfu.ru

Ivan N. ZOLOTUKHIN,

Ph. D. (in Political Science), Assosiate Professor, International Relations Department, Oriental Institute - School of Regional and International Studies, Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russia). E-mail: zolivnik@mail.ru

Vietnamese Experience in Combating Coronavirus: Socio-Economic and Political Aspects

UDC 327

pandemic, Covid-19, Vietnam,

epidemic prevention measures,

socio-economic sphere, political sphere

doi: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2020-4/90-100

In this article the experience of overcoming the epidemic of the Covid-19 virus in the Socialist Republic of Vietnam is considered. The measures taken by the state to prevent the spread of the disease as well as its negative impact on economic development are analyzed. Methods of countering the coronavirus epidemic, implemented in various countries, have become one of the most discussed issues in academic and political discourse, and the Vietnam's way to prevent mass infection deserves special attention because this state was among the first ones to face the epidemic and demonstrates successful results in overcoming coronavirus. The article contains data and the comparison results of the number of incidence of Covid-19 in the countries of Northeast and Southeast Asia. The work represents the opinions of different experts concerning Vietnam's domestic policy to resist new type of coronavirus and overcome its negative consequences including their critical estimations of whether government's actions were successful. The methodological basis of the work includes the analysis of research results of domestic and foreign authors, as well as documents and statistics in a discussed problem

For citation: Skiruta P. A., Zolotukhin I. N. Vietnamese Experience in Combating Coronavirus: Socio-Economic and Political Aspects // Oriental Institute Journal. 2020. № 4. P. 90-100. doi: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2020-4/90-100

References

1. Vneshnepoliticheskij protsess na Vostoke: uchebnoe posobie dlya vuzov / [D. V. Strel'tsov, V. A. Avatkov, V. YA. Belokrenitskij, A. V. Demchenko i dr.] : pod red. D. V. Strel'tsova. - M. Aspekt Press, 2017. 351 s.

2. Kak vyyavlyayut virus Covid-19. Tipy testov i ikh osobennosti [EHlektronnyj dokument] // NTI Informbyuro 20.35 (sajt). URL: https://ntinews.ru/blog/interview/ kak-v-rossii-vyyavlyayut-virus-Covid-19-tipy-testov-i-strategiya-otrasli.html (data obrashheniya 08.09.2020).

3. Supotnitskij M. V. Pandemiya «ispanki» 1918-1920 gg. v kontekste drugikh grippoznykh pandemij i «ptich'ego grippa» // Meditsinskaya kartoteka. 2006. № 12. S. 1525.

4. Ashwill M. A. During the Covid-19 pandemic, do as the Vietnamese do [EHlektronnyj dokument] // VnExpress International (sajt). URL: https://e.vnexpress. net/news/perspectives/during-the-Covid-19-pandemic-do-as-the-vietnamese-do-4072619.html (data obrashheniya 12.09.2020).

5. Bodetti A. How Brunei Beat Covid-19 [EHlektronnyj dokument] // The Diplomat (sajt). URL: https://thediplomat. com/2020/06/how-brunei-beat-Covid-19/ (data obrashheniya 08.08.2020).

6. Covid-19 coronavirus pandemic [EHlektronnyj dokument] // Worldometer (sajt). URL: https://www.worldometers.info/ coronavirus/

7. Dan N. Vietnam aims to welcome 20.5 million international visitors in 2020 [EHlektronnyj dokument] // DTINews (sajt). URL: http://dtinews.vn/en/news/019/65702/ vietnam-aims-to-welcome-20-5-million-international-visitors-in-2020.html (data obrashheniya 08.06.2020).

8. Hagstrom J. Stop calling Covid-19 a war [EHlektronnyj dokument] // The Washington Post (sajt). URL: https://www. washingtonpost.com/outlook/2020/04/20/ stop-calling-Covid-19-war/ (data obrashheniya 12.06.2020).

9. Nguyen M. Vietnam's War Against Covid-19 [EHlektronnyj dokument] // The Diplomat (sajt). URL: https://thediplomat.

com/2020/10/vietnams-war-against-Covid-19/ (data obrashheniya 20.10.2020).

10. Preventive behavior of Vietnamese people in response to the Covid-19 pandemic [EHlektronnyj dokument] / N. P. T. Nguyen, T. D. Hoang, V. T. Tran et al. // PLoS ONE (sajt). URL: https://doi.org/10.1371/journal. pone.0238830 (data obrashheniya 20.09.2020).

11. Report on the impact of the Covid-19 on labour and eployment situation in Vietnam [EHlektronnyj dokument] // General Statistics Office of Vietnam (sajt). URL: https://www.gs o. gov.vn/ default_ en.aspx?tabid=768&ItemID=19678 (data obrashheniya 08.09.2020).

12. Substantial undocumented infection facilitates the rapid dissemination of novel coronavirus (SARS-CoV-2) / Ruiyun Li, Sen Pei, Bin Chen et al. // Science. 2020. Vol. 368. № 6490. Pp. 489-493.

13. The Rise of Domestic Tourism in Vietnam [EHlektronnyj dokument] // Asia Perspective (sajt). URL: https://asiaperspective. net/2020/07/20/rise-domestic-tourism-vietnam/ (data obrashheniya 08.08.2020).

14. Thu H. L. Vietnam: A Successful Battle Against the Virus [EHlektronnyj dokument] // Council on Foreign Relations. URL: https:// www. cfr. org/blog/vietnam- successful-battle-against-virus (data obrashheniya 01.06.2020).

15. Tomoya O. Vietnam to halve 2020 GDP growth target due to pandemic [EHlektronnyj dokument] // NikkeiAsia (sajt). URL: https:// asia.nikkei.com/Economy/Vietnam-to-halve-2020-GDP-growth-target-due-to-pandemic (data obrashheniya 08.09.2020).

16. Tran J. D. Vietnam's War on Covid-19 [EHlektronnyj dokument] // Journal of International Affairs Columbia (sajt). URL: https://jia.sipa.columbia.edu/online-articles/ vietnam's-war-Covid-19 (data obrashheniya 15.10.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Truong M. Vietnam's Communist Party Finds a Silver Lining in Covid-19 [EHlektronnyj dokument] // The Diplomat (sajt). URL: https://thediplomat.com/2020/03/ vietnams-communist-party-finds-a-silver-lining-in-Covid-19/ (data obrashheniya 10.07.2020).

18. Truong M. Vietnam's Covid-19 Success

Is a Double-Edged Sword for the Communist Party [EHlektronnyj dokument] // The Diplomat (sajt). URL: https://thediplomat. com/2020/08/vietnams-Covid-19-success-is-a-double-edged-sword-for-the-communist-party/ (data obrashheniya 01.09.2020).

19. Vietnam: Government and institution measures in response to Covid-19 [EHlektronnyj dokument] //

KPMG International (sajt). URL: https:// home.kpmg/xx/en/home/insights/2020/04/ vietnam-government-and-institution-measures-in-response-to-covid. html#:~:text=Vietnam%20plans%20to%20 assist%20companies,VND%20(%2412%20 billion)%20together (data obrashheniya 22.06.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.