Научная статья на тему 'Вьетнамская деревня - место рождения народных праздников'

Вьетнамская деревня - место рождения народных праздников Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
71
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вьетнамская деревня - место рождения народных праздников»

Вьетнамская деревня -место рождения народных праздников

Ч.Т. Хыонг

Аспирантка кафедры культурно-досуговой деятельности МГУКИ

У всех вьетнамцев, будь то сельские жители или городские, в душе всегда сохраняются самые нежные чувства к родной деревне. У некоторых людей эти чувства сильны, у других - не очень, но они непременно присутствуют и на всю жизнь связываю! человека с родной деревней. Самое незабываемое событие в деревенской жизни и в жизни человека, который любит свою национальную культуру, - это участие в народных праздниках.

Вьетнам - сельскохозяйственная страна, основная сельскохозяйственная культура Вьетнама - рисоводство. Оно тесно связано с понятием деревенской культуры Вьетнама, и из этой национальной особенности рожда ются народные праздники. Чтобы четко понимать это, мы рассмотрим пейзаж вьетнамской деревни, которая является колыбелью народного праздника.

В пюбой вьетнамской деревне существует система водоемов, включающая в себя пруды, колодцы, каналы, которые необходимы для

повседневной жизни людей и выращивания фруктовых садов и овощных огородов. Во многих теоретических источниках внимание преимущественно уделяется описанию отличительных черт вьетнамской деревни, основанной на рисоводческой культуре, где обычаи, традиции и нормы поведения жителей формировались в зависимости от конкретных условий, в которых они выращивали рис. Если деревня располагалась недалеко от реки или озера, то ее жители занимались еще и рыболовством, а если на холмистой или равнинной местности, то крестьяне развивали садоводство.

Люди в деревнях живут по добрососедски, относясь друг к другу благожелательно, делясь друг с другом всеми радостями и бедами, и всегда готовы прийти на помощь. Гакие отношения между односельчанами нашли отраже ние во вьетнамской пословице "Вместе и при свете, и во тьме".

Далее мы рассмотриваемтри основные специфики вьетнамской деревенской культуры

1. Первая специфика - это деревенское коллективное сознание. Можно утверждать, что деревенское коллективное сознание существует до появления национального коллективного сознания. Оно играет активную роль в жизни народа Оно развивает деревенское демократическое состояние и отражает все стороны жизни в деревенских сообществах: совместность в производстве продуктов, в сопротивлении стихийным бедствям, в охране дамб, в сопротивлении возможному врагу, в защите села и страны, в охране порядка села, в создании культуры, этики, эстетики народа и т.д.

вг

Международные связи вузов культуры и искусств

2. На протяжение многих веков феодальное государство давало деревне относитель ную самостоятельность, поэтому в деревнях появилось самоуправление. Государство правит деревнями, а управление самой деревни зависит от членов данной местности, которые в свою очередь имеют своё определённое юридическое право и положение. Все правила совместного бытия были написаны в уставе деревенской общины, которая была создана самим народом. Каждая деревня имеет свой устав, и определение устава деревенской общины является потребностью самоуправления, в чём и заключается специфика вьетнамской деревни.

3. Каждая деревня имеет свою индиви дуальность и абсолютно не похожа на другие деревни. Отличие между деревнями отражается в содержании устава деревенской общины, в обычаях и бытии, в духовной жизни и религии, даже в голосовом акценте и манерах поведения. Сама культура вьетнамского народа дала деревням своеобразие и свою значимость, но индивидуальность каждой деревни также создает консервативность.

Указанные специфики вьетнамской деревенской культуры имеют между собой органичное соотношение, которое создало деревням специфическое положение. Деревня существовала не только как самый низкий административный разряд феодального общества, но и являлась маленьким обществом, которое имело свое организационное устройство, структуру культуры, религию и т.д. И всё это создавало деревенскую вьетнамскую культуру.

Можно утверждать, что вьетнамские народные праздники зарождаются из национальной деревенской культуры и включают в себя весь её характер, в каждой деревне отмечают свои праздники и деревенские события, связанные с сельскохозяйственной деятельностью, которая является крепкой организационной структурой со строгими разделениями труда для каждого человека. И это разделение труда также определяется в деревенском законе. Можно говорить, что народный праздник отражает особенности социальных отношений деревенского народа и является необходимым требованием

духовной жизни народа, особенно у крестьян. После трудного года работы на полях крестьяне выкраивают время для поклонения божествам, вместе с тем они отдыхают и веселятся. Все народные праздники обычно наступают после жатвы. Они все проходят с разной периодичностью: один народный праздник идет каждый год, другой праздник празднуется через 2 года или через 5 лет, третий - через 10 лет. И время проведения народных праздников гоже разное, разное также количество дней празднования. Кроме ритуальных обрядов, в празднике играют важную роль народные аттракционы, народные песни, танцы и т.д., согласно традициям каждой вьетнамской деревни.

Народные праздники сочетаются с обычаем культа национального героя Это реальный человек, который имел заслуги перед Родиной и вошел в историю государства или села. И история этих героев всегда связана с историческими фактами, а также с легендой, которую сочинил сам народ и передавал из поколения в поколение. В праздниках обычно показывают сценическое представление о восхвалении своего национального героя, чтобы потом воспоминать подвиги героя, а также возвышать чувство любви к Родине - без него праздник не может стать настоящим народным празднеством. И здесь духовно-нравственная красота умножается в величественной атмосфере праздника и объединяет людей. Значение и сущность праздника возвысились до абсолютно бесценного уровеня.

БЗ

Культура и образование

Кроме того, народные праздники тесно связаны с реальной жизнью. В праздниках люди не только общаются с образом божества, но и с другими людьми в разных конкурсах или состя-занях. Жители не только веселятся, но и показывают свои способности. В некоторых конкурсах для мужчин отражается воинственный дух народа. Например: перетягивание каната, состязание в беге, метание копья, состязание в хлысте, конкурс борьбы, соискание шара, народная гребля и др. А для женщин обычно проводятся конкурсы ткачества и умения готовить. Кроме того, праздники являются местом организации художественно-развлекательной деятельности. Наиболее распространенный ее вид - пение в ответ между девушками и молодыми людьми, совместно с различными народными танцами. Культурно-художественные действия в праздниках создают разнообразный и привлекательный вид для людей разных возрастов и разных сообществ.

Праздник естественно отличается от обычного дня. Он является самым особенным днём в жизни каждой деревни, поэтому жители часто нарядно одеваются и обращают внимание на свои манеры, чтобы соответствовать праздничным действиям. Это особенно было важно для служителя Божества данного года. Место и все предметы службы Божества обязательно надо украсить до начала праздника. Кроме того, во время подготовки к празднику жители деревни собираются вместе и дают задание каждой семье. Одно из

самых важных заданий является приготовлением жертвенных преподношений. Например: вырастить свинью или петуха. Человек, который получил это задание, считает что это большая честь для всей его семьи Этот человек должен иметь счастливую семью и быть заботливым и аккуратным. Для выбора подношения этому человеку нужно выбрать самый хороший день для покупок и сообщить об этом Божеству Во время приготовления к подношению Божеству он должен быть очень внимательным, поскольку его поведение при украшении этого подношения является важным обрядом, который требуется производить с уважением и убеждением в своей правоте. Если все делается красиво, величественно, то это значит, что в данном году будет большая удача для всех жителей деревни.

Праздничное шествие - один из самых важных и красивых моментов народного праздника. Наблюдая праздничное шествие издалека или вблизи, либо сливаясь с самым шествием, все могут почувствовать величие, которое отражает гармоничную сверхъестественную и земную жизнь между священным и светским духом, между человеком и мифом, прошлым и настоящим, статическим и подвижным состоянием, цветами и звуками, между человеком и окружающей средой. Святая сила ощущается в плавности и великолепии праздничного шествия в красивых паланкинах, больших зонтах, веерах подношениях, деревянных лошадях и слонах которые сочетаются с разными звуками музыкальных инструментов. Рядом с подтянутыми и импозантными манерами стариков и местных чиновников - простодушие и жизнерадостность сельского народа. Праздничное шествие создает необыкновенную красоту и дает участникам праздника духовно-нравственное и эстетическое ощущение. Это ощущение помогает людям понять свое единство в национальной, духовной культуре.

Вьетнамская деревня со своими особенностями с давних пор и до нашего времени помогает народным праздникам сохранять все свои культурные, нравственные ценности и священное значение для каждого вьетнамского человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.