Чан Тху Хыонг
К ВОПРОСУ КЛАССИФИКАЦИИ ВЬЕТНАМСКИХ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ
Статья посвящена народному празднику, который рассматривается как сложное социально-культурное и историческое явление народа, проанализированы классификации народных праздников, предложенные вьетнамскими исследователя в период с 1976 года по 1998 год, делается вывод, что необходим комплексный подход при подготовке и проведении праздников, а также всестороннее изучение их сущности и специфики. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, классификация, народный праздник, Вьетнам.
Folk festival is a complex socio-cultural and historical phenomenon of a nation. This article reviewed the classifications of folk festivals proposed by Vietnamese researchers in the period from 1976 till 1998. From the point of view of the organizer and production director of folk festivals, there needs a complex approach in the festivals' preparation and realization with studying their nature and specificity. Keywords: socio-cultural activity, folk festival, Vietnam, classification.
Вьетнам - сельскохозяйственная страна с главной отраслью - рисоводством. Возделывание риса тесно связано с деревенской культурой Вьетнама, и из этой национальной особенности рождаются народные праздники. Вьетнамская деревня не только существовала как низший административный разряд феодального общества, но и являлась маленькой общиной, которая имела свое организационное устройство, культуру, религию и т.д. Поэтому во вьетнамских народных праздниках заключен весь характер деревни.
Народные праздники отражают культурную и историческую жизнедеятельность вьетнамского народа, которая обусловлена социальными потребностями, развитием каждого села, безопасностью индивидуума, счастьем каждой семьи, укреплением каждого рода, надеждами людей на приплод скота и хороший урожай. Отсюда следует вывод: народные праздники зарождаются из духовных и культурных потребностей народа для удовлетворения и воплощения народных желаний. Поэтому праздники являются историческим продуктом и зависят от развития общества. Любой праздник развивается по двум направлениям:
1. Формальное (организационное): праздник постоянно совершенствует свою форму и определяет свои задачи в развитии и сознании этнического содружества.
2. Содержательное (творческое): со временем праздник усиливает новое содержание и постепенно совершенствует исполнительское, пластическое искусство, исходя из исторических потребностей и сознательного, эстетического уровня, а также воспитывает вкус этнического содружества.
Большинство народных праздников — смешанные и комплексные. Они включают в себя все сферы жизнедеятельности человека. В каждом периоде истории страны народные праздники изменяются, чтобы соответствовать своему времени, впитывая в себя новые элементы общественной жизни.
Таким образом, классификация народных праздников была весьма сложной работой для вьетнамских исследователей. Авторы, интересовавшиеся этой проблемой, как правило, предлагали свою классификацию на основании имеющихся материалов. Исследователи пользовались различными критериями: существует классификация по жанрам, по видам художественной деятельности, по различным религиям, по тематике и др. Но многие авторы заявляли, что их классификация относительна и не совсем соответствует реальному народному празднику из-за его сложного характера.
Рассмотрим некоторые классификации народных праздников, предложенные исследователями в период с 1976 год по 1998 год.
1. Ле Тхи Ньям Тиует (Ханой, 1976) сортировала народные праздники по главному или особенному действу праздника, используя этнический анализ значения и различного происхождения сельского праздника. Она разделила народные праздники на 5 видов. Сельскохозяйственный праздник: на этих праздниках проводили обряды, которые связаны с посевом, обработкой земли, уборкой урожая и молитвой об урожае. Сценические номера этого рода обычно показывают сельские профессии. Например: рыболов, крестьянин, купец, учитель и т.д. Народный праздник половых символов: форму этого праздника можно узнать через культ символа половых органов. Однако каждое село имеет собственную традицию и различные образы половых символов. Художественно-развлекательный сельский праздник: типичной формой этих праздников был народный вокальный праздник. Можно перечислить многие виды песен, в том числе «хат А Дао», «хат Куан Хо», «хат Дум», «хат Соан» и др., но наиболее распространенным был диалог-вокал между молодыми людьми. Состязательный сельский праздник: постоянными номерами на этих праздниках являются перетягивание каната, состязания в беге, метании копья, в обращении с хлыстом; борьба, гребля и др. Праздник отражает воинственный дух народа. Состязание для женщин - конкурс ткачества и умения готовить еду. На празднике жители не только веселятся, но и показывают свои способности. Исторический праздник: использование местного мифа, который повествует о заслуженном народном герое деревни или даже страны. Деревенские жители организуют праздник со сценическими представлениями, рассказывающими о жизни национального героя.
2. В книге «Кинь Бак - Ха Бак » Чинь Као Тыонг (Ханой, 1981) написал о празднике на равнине Красной реки. По мнению автора, народные праздники в провинции Ха Бак (центр равнины Красной реки) можно разделить на 6 видов: праздник, связанный с сельскохозяйственными верованиями; праздник, связанный с воинственными духами; праздник, связанный с народными и историческими героями; культурный праздник (народный праздник с преобладанием вокальных форм и др.); праздник, связанный с буддистской религией; праздник, связанный с другими вероисповеданиями.
3. В книге «Краеведение народной культуры Винь Фу» (один из центральных районов равнины Красной реки) Нгуен Кхак Сыонг (Винь Фу, 1986) изучил народные деревенские праздники этого региона с намерением их классификации, но, к сожалению, автор лишь предложил понятие «художественно-развлекательное представление в сельском празднике». По мнению ученого, художественно-развлекательное представление в сельском празднике включает в себя художественно-сценические номера и игры, конкурсы и состязания. Все представления можно разделить на 4 вида: а) развлекательные формы в празднике: катание на качелях, петушиный бой, рыбный бой, бой буйвола и т.п.; б) состязания, связанные со спортом: борьба, перетягивание каната, состязание в беге, метании копья, гребля и т.д.; в) состязание умений: конкурс ткачества и умения готовить различные блюда и т.д.; г) художественно-сценические номера в народно-национальных праздниках: различные национальные танцы; сценические представления о народных профессиях, жизнеописание героя или народные легенды.
4. Во втором параграфе главы V «Народные праздники - сильный момент в общественном содружестве» в своей книге «На пути к изучению народной культуры» профессор Динг За Кхань (Ханой, 1998) предлагал разделить народные праздники на два вида, хотя они воздействуют друг на друга: а) праздники, которые не
имеют религиозного происхождения: первобытные праздники, связанные с размножением и сельскохозяйственным производством; б) праздники, имеющие религиозное происхождение: те, что возникают в классовом обществе с появлением религии.
5. В исследовании о народных праздниках в Хуэ (центральный регион Вьетнама) Тон Тхат Бинь (1990) делит праздники на 4 вида: а) праздник в память родоначальника или мифа местного села; б) праздник в память основателя деревенских профессий; в) религиозные праздники; г) праздник урожая (весной или осенью).
6. В книге «Традиционный праздник» Ле Чунг Ву (Ханой, 1992) предлагает при классификации народных праздников вьетов в равнине Красной реки анализировать сущность праздника; рассматривать объект (мифы), обряды и предмет, традицию и запреты; сопоставлять главные действа праздника с религиозными обрядами и причастностью к архитектурному сооружению, в котором проводится праздник.
Автор считает, что содержание праздника является отражением реальной жизни (размышления, надежды и чаяния сельского народа) в сфере одного села и между разными селами, а также всего, что связано с осмыслением сельского народа даже во внешней сфере. Поэтому автор предлагает разделить праздники на 4 вида: а) народные праздники, которые воспроизводят жизнедеятельность в первобытном обществе; б) народные праздники, которые воспроизводят сельскохозяйственную жизнедеятельность; в) народные праздники, которые воспроизводят исторические события; г) сельские праздники, которые воспроизводят другие темы (традиции, обряды, художественное творчество).
7. А Хо Хоанг Хоа в своей книге «Праздник - красивая черта общественного содружества» (Ханой, 1998) считала, что особенный характер сельского праздника вьетов в равнине Красной реки состоит в обряде служения местному мифу. Хотя у каждого местного мифа есть своя история, но целью праздника всегда является достижение счастья, безопасности и хорошего урожая. А разные черты каждого праздника находятся в ритуалах и сценических номерах. Поэтому она разделила праздники на 3 вида: а) праздники, воспроизводящие трудовую жизнь народа: праздники, воспроизводящие жизнедеятельность в первобытном обществе; праздники, связанные с сельскохозяйственным производством; праздники разных ремесел; б) праздники, воспроизводящие борьбу за сохранение страны и села: праздники заслуженных народных героев, на которых всегда показывают сценическое представление, посвященное этим героям; в) праздники, отражающие культурно-духовную жизнь, традиции, верования и религию народа.
Согласно мнению А. И. Мазаева, высказанному в книге «Праздник как социально-художественное явление » (М.: Наука, 1978), существуют разные жанры праздников, но все они в большей или меньшей степени характеризуются общими признаками, из которых главными являются добровольное согласие в отношении принятия и выполнения правил праздничной жизнедеятельности, а также не сводимость ее к глубокой материальной пользе. Последнее не означает, что праздники какое-то «чистое» действие, лишенное практического смысла и целесообразности. Наоборот, оно скорее говорит о том, что в основе праздников лежит целесообразная человеческая деятельность — творчество человека как общественного субъекта или, если определять это конкретнее, моделирование типов и способов истинно человеческого общения в сфере свободного времени.
Итак, основные итоги обзора классификаций вьетнамских народных праздников таковы.
Типичный вьетнамский народный праздник является деревенским праздником. Каждая деревня имеет свою культурную жизнь и свои праздники. Содержание праздника возникает из требований и духовного подъема всех жителей деревни. Боль-
шинство вьетнамцев занимается сельским хозяйством, поэтому сущность почти всех праздников связана с сельскохозяйственной деятельностью. Праздник является культурным жанром или культурной жизнедеятельностью содружества народности, он отражает общественные ценности (духовные, материальные, экономические, нравственные и художественные). И долговременная жизнеспособность праздника стоит в основе общественных ценностей.
Народные праздники с точки зрения организатора и режиссера имеют сложную специфику и сущность, поэтому в период подготовки и реализации народных праздников используются все вышеперечисленные классификации. В ходе работы необходимо классифицировать праздники по идейно-политическому критерию, по жанрам, по тематике, по масштабам, по времени, по пространству, по регулярности и повторяемости их проведения. Это способствует четкому выявлению их сущности и специфических черт, закономерностей их функционирования как особой формы духовной жизни человека и формы социализации и развития личности.
Разработка классификации имеет практическое и методическое значение, ибо она позволяет направлять содержание народных праздников, различать соотношение различных видов праздников и целесообразно их сочетать. Чтобы понимать сущность и специфику народного праздника, нужно обратиться к методам проникновения во внутренний мир человека.