Научная статья на тему 'ВЬЕТНАМ – QUAD: НЕИЗБЕЖНОЕ СБЛИЖЕНИЕ?'

ВЬЕТНАМ – QUAD: НЕИЗБЕЖНОЕ СБЛИЖЕНИЕ? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
308
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Вьетнам / американо-китайское соперничество / Quad («четвёрка») / Индо-Тихоокеанский регион / Юго-Восточная Азия / сотрудничество в области обороны и безопасности / инициатива «Пояс и Путь» / Vietnam / US-China competition / Quad / Indo-Pacific / Southeast Asia / security and defense cooperation / Belt and Road Initiative

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Терских Михаил Андреевич

Последствия обострившейся в последние годы конкуренции великих держав особенно чётко видны в регионе Юго-Восточной Азии. Запуск Вашингтоном, Токио, Канберрой и Нью-Дели Четырёхстороннего диалога по вопросам безопасности (Quad) в рамках реализации своих национальных индо-тихоокеанских стратегий породил вопрос о дальнейшем расширении данного формата и его взаимодействии с государствами региона. С учётом явной антикитайской направленности объединения в качестве перспективного партнёра стал рассматриваться Вьетнам, поступательно развивающий двусторонние связи с «четвёркой». Автор приходит к выводу, что близость интересов СРВ и Quad по сдерживанию роста влияния КНР в Азиатско-Тихоокеанском регионе не ведёт к неминуемому присоединению Вьетнама к «квартету». Нежелание Ханоя осложнять и без того непростые отношения с Пекином (а вступление в антикитайский блок на пользу двусторонним связям явно не пойдёт) обуславливает «гибкие» форматы взаимодействия с Quad по тем или иным актуальным региональным вопросам. При этом делается прогноз, что курс СРВ на последовательное укрепление двусторонних отношений с четырьмя упомянутыми государствами, в том числе сотрудничества в области обороны и безопасности, будет продолжен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIETNAM QUAD: INEVITABLE RAPPROCHEMENT?

The consequences of the intensified competition of the great powers in recent years are especially clear in Southeast Asia. The launch of the Quadrennial Security Dialogue (Quad) by Washington, Tokyo, Canberra and New Delhi as part of their national Indo-Pacific strategies raised the question of further expanding this format and its interaction with the states of the region. Taking into account the obvious anti-Chinese orientation of the group, Vietnam is viewed as a promising partner, as it progressively develops bilateral ties with all four countries. The author comes to the conclusion that the proximity of the interests of Vietnam and Quad in curbing the growth of the PRC's influence in Asia-Pacific does not inevitably lead to the joining of Vietnam to the Quartet. Hanoi's unwillingness to complicate the already uneasy relations with Beijing (joining the anti-Chinese bloc will obviously not benefit bilateral ties) stipulates "flexible" formats of interaction with Quad on various topical regional issues. At the same time, it appears that Vietnamese course for the consistent strengthening of bilateral relations with the four mentioned states, including cooperation in the field of defense and security, will be continued.

Текст научной работы на тему «ВЬЕТНАМ – QUAD: НЕИЗБЕЖНОЕ СБЛИЖЕНИЕ?»

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

DOI: 10.24412/2618-9453-2021-2-6-24

М.А.Терских

ВЬЕТНАМ - QUAD: НЕИЗБЕЖНОЕ СБЛИЖЕНИЕ?

Аннотация. Последствия обострившейся в последние годы конкуренции великих держав особенно чётко видны в регионе Юго-Восточной Азии. Запуск Вашингтоном, Токио, Канберрой и Нью-Дели Четырёхстороннего диалога по вопросам безопасности (Quad) в рамках реализации своих национальных индо-тихоокеанских стратегий породил вопрос о дальнейшем расширении данного формата и его взаимодействии с государствами региона. С учётом явной антикитайской направленности объединения в качестве перспективного партнёра стал рассматриваться Вьетнам, поступательно развивающий двусторонние связи с «четвёркой».

Автор приходит к выводу, что близость интересов СРВ и Quad по сдерживанию роста влияния КНР в Азиатско-Тихоокеанском регионе не ведёт к неминуемому присоединению Вьетнама к «квартету». Нежелание Ханоя осложнять и без того непростые отношения с Пекином (а вступление в антикитайский блок на пользу двусторонним связям явно не пойдёт) обуславливает «гибкие» форматы взаимодействия с Quad по тем или иным актуальным региональным вопросам. При этом делается прогноз, что курс СРВ на последовательное укрепление двусторонних отношений с четырьмя упомянутыми государствами, в том числе сотрудничества в области обороны и безопасности, будет продолжен.

Ключевые слова: Вьетнам, американо-китайское соперничество, Quad («четвёрка»), Индо-Тихоокеанский регион, Юго-Восточная Азия, сотрудничество в области обороны и безопасности, инициатива «Пояс и Путь»

Для цитирования: ТерскихМ.А. Вьетнам - Quad: неизбежное сближение? // Вьетнамские исследования. Сер. 2. 2021. № 2. С. 6-24.

Введение

Произошедшее в последние десятилетия смещение центра мировой экономической активности в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) не могло не отразиться на взаимодействии государств этой части света в области политики и безопасности. Американо-китайская конкуренция, переросшая (даже в официальной риторике должностных лиц США) при администрации Д. Трампа в соперничество и сдерживание, привела к переносу в азиатско-тихоокеанскую подсистему международных отношений характерные для других подсистем черты. В частности, к ним можно отнести попытки формирования устойчивых блоков в интересах достижения тех или иных геополитических целей. Ярким примером является воскрешение так называемого четырёхстороннего диалога по безопасности, или Quad, в составе США, Японии, Австралии и Индии, обозначившего своей целью обсуждение вопросов безопасности в провозглашённом данными странами Индо-Тихоокеанском регионе(ИТР). Неудивительно, что сразу же после первых встреч в таком формате во внешнеполитических ведомствах и научно-экспертном сообществе заинтересованных государств стали рассуждать о возможном дальнейшем расширении Quad и схемах его взаимодействия с уже существующими в регионе механизмами. С учётом явного, пусть и не заявляемого открыто, антикитайского характера диалога и акцента на тематику морской безопасности наиболее вероятным кандидатом на приоритетное взаимодействие с «четвёркой» стал Ханой, чьи традиционно непростые отношения с Пекином осложнены взаимными территориальными претензиями в Южно-Китайском море (ЮКМ).

В этой связи основной исследовательский вопрос настоящей статьи можно сформулировать следующим образом: является ли сближение Вьетнама с Quad неизбежным вариантом развития событий в среднесрочной перспективе? Для ответа на него, как представляется, необходимо рассмотреть интересы как самого Вьетнама, так и четырёхстороннего объединения, а также проанализировать вероятные издержки от возможного присоединения СРВ к Quad.

Для этого целесообразным выглядит применение методологии системного подхода, в частности системно-исторического метода. Он позволяет комплексно изучить проблематику взаимоотношений Ханоя и «четвёрки», в динамике проследить эволюцию подходов сторон. В качестве второй теоретико-методологической основы используются ключевые принципы современной школы политического неореализма, позволяющие выявить подлинные интересы вовлечённых государств, соотнести их с процессом реализации конкретных идей на практике. Кроме того, для изучения взаимовлияния акторов в АТР задействуются теоретико-практические концепции регионализации.

К сожалению, вопросы отношений Вьетнама и Quad, как и в целом тематика «квартета», в силу своей новизны пока не успели получить широкого освещения в отечественной научной литературе. Частично эта тема затрагивается в статье А. Киреевой, посвящённой индо-тихоокеанским стратегиям США и Японии [Kireeva 2020]. В общих чертах отношение Ханоя к формируемому под эгидой США антикитайскому блоку описано в статье Г.М.Локшина. Автор

приходит к выводу, что стратегическая автономия - единственный разумный выбор для СРВ [Локшин 2018].

Среди иностранных работ можно отметить коллективную монографию Университета Западной Австралии «Вьетнам в Индо-Tихоокеанском регионе: вызовы и возможности в новом региональном пейзаже» [Vietnam in the Indo-Pacific 2018]. В ней рассмотрены отношения СРВ с ведущими региональными партнёрами, в том числе в контексте провозглашённых рядом государств индо-тихоокеанских стратегий. Подробнее подходы Ханоя к стратегиям и новому географическому конструкту изучены в статьях Ле Хонг Хиепа [ Le Hong Hiep 2018], Фам Минь Tху [Pham Minh Thu 2018, 2020]. Проблематика дальнейшего расширения Quad затрагивается в статьях Д. Гроссмана [Grossman 2018, 2020], T. Корбена [Corben 2018], Г. Синха Рой [Roy 2020], К. Мияке [Miyake 2020]. Вместе с тем указанные труды не содержат комплексного анализа интересов Ханоя и «четвёрки», а также прогнозов развития их взаимодействия, что и обуславливает наличие пробела в данной области научного знания. Настоящая статья - попытка его восполнить.

Появление Quad и реакция Ханоя

Сотрудничество Австралии, Индии, США и Японии в области обороны и безопасности в четырёхстороннем формате вряд ли можно назвать новшеством последних лет. Еще в 2004 г. ВМС этих государств сотрудничали в оказании помощи пострадавшим от цунами странам АTР, что некоторыми исследователями называется прообразом Quad [Lee: 19.05.2020]. В 2007-2008 гг. была предпринята попытка формирования группировки, однако устойчивого взаимодействия тогда не получилось, при этом каждая из стран занялась разработкой собственной индо-тихоокеанской стратегии. Своеобразным катализатором работ над национальными концепциями ИTР и воссоздания «квартета» стало выдвижение Китаем инициативы «Пояс и путь» (ИПП). Она, хотя и не ограничивалась бассейнами Индийского и Th^to океанов, была расценена «четвёркой» в качестве инструмента экспансии Пекина в данной части света, требующей адекватного ответа. Уже в 2017 г. на полях Восточноазиатского саммита формат был собран вновь в качестве Четырёхстороннего диалога по вопросам безопасности (Quadrenial Security Dialog - Quad), целью которого было провозглашено обсуждение вопросов безопасности в Индо-Tихоокеанским регионе [Quad Leaders': 12.03.2021] (рис. 1).

Несмотря на то что некоторые параметры этой географической конфигурации неизвестны до сих пор (к примеру, границы), все четыре страны оперативно представили свои индо-тихоокеанские стратегии, в большей или меньшей степени ориентированные на сдерживание китайских амбиций в регионе. Неслучайно центральное место в них отводится поддержке свободы судоходства (вызовы ей инкриминируются Пекину - в Южно- и Восточно-Китайском морях) и «порядку, основанному на правилах», развитию взаимодействия флотов. Совпадение этих тем с основными темами встреч представителей «четвёрки» позволяет рассматривать Quad в качестве инструмента реализации индо-тихоокеанских стратегий указанных государств.

/ J

Г QUAD

Рис. 1. Quad на карте мира. Источник: URL: https://www.drishtiias.com/current-affairs-news-analysis-

editorials/news-analysis/13-03-2021/print

Реакция Вьетнама первоначально была довольно осторожной [Терских 2019]. В феврале 2018 г. в еженедельнике МИД СРВ вышла статья под названием «ИТР: новый подход к старой стратегии», где прямо говорилось, что задача стратегии - сдерживание Китая [Pham Minh Thu: 03.02.2018]. В целом ассоциироваться с новым географическим конструктом и, соответственно, «квартетом» Ханой не спешил, несмотря на привлекательную идею ограничения влияния «северного соседа». При этом в АСЕАН, опасающейся утраты своей центральной роли в регионе в связи с возникновением нового, претендующего на универсальность, формата, была запущена разработка собственной индо-тихоокеанской стратегии. В июне 2019 г. на 34-м саммите было принято «Индо-Тихоокеанское видение АСЕАН». Акцент был сделан на инклюзивность и «позабытое» в других стратегиях экономическое измерение сотрудничества, подчёркивалась центральная роль «десятки» и необходимость опираться при решении конфликтных вопросов на существующие механизмы - ВАС, АРФ и СМОА-плюс [ASEAN Outlook: 23.06.2019]. С подобным подходом, ставшим компромиссным ответом Ассоциации на активность «четвёрки», ожидаемо солидаризировался Ханой. Но навязанная асеановцам индо-тихоокеанская конструкция прижилась, тем самым был сделан и небольшой шаг в сторону Quad.

Серьезный импульс закреплению «четвёрки» в региональных делах был дан в период председательства Вьетнама в АСЕАН в 2020 г. В марте в формате видеоконференции состоялась встреча официальных лиц, входящих в Quad, а также представителей СРВ, Новой Зеландии и Республики Корея, сразу же окрещенная в СМИ Quad Plus. И хотя посвящена она была, как и последующие беседы в таком формате, борьбе с пандемией новой коронавирусной инфекции, а участие Ханоя можно списать на роль председателя «десятки» стран ЮВА, состав говорит сам за себя. Кроме того, в 2020 г. была усилена и военно-морская составляющая сотрудничества Quad: впервые корабли всех четырёх стран приняли участие в военно-морских учениях «Малабар» [Колдунова: 19.01.2021].

Предпосылки к сближению

Идея расширения Quad появилась практически одновременно с воссозданием формата. Примечательно, что Д. Гроссман в статье в Foreign Policy [Grossman: 19.10.2018] рассуждал, что присоединение новых стран к «четвёрке» жизненно важно, иначе-де формат повторит свой же путь десятилетней давности и погаснет, провалив задачу по сдерживанию Пекина. По его мнению, необходимо вовлечение «нейтральных» государств региона - без них получится лишь коалиция единомышленников США, что заведомо проигрышно в пропагандистской кампании. Аналитик предположил, что идеальным вариантом было бы подключение к формату АСЕАН или, что более реально, одного из ее членов. Развивая мысль, он пришёл к выводу о необходимости сконцентрироваться на работе с Вьетнамом - страной, укрепляющей связи со всеми государствами «квартета» и при этом вовлечённой в территориальные споры с Китаем. Реализовывать эту затею Д. Гроссман предложил через приглашение на встречи Quad представителей Ханоя, начав с экспертной «полуторной» дорожки.

Помимо членства в АСЕАН Вьетнам представляет интерес для «четвёрки» и по другим причинам. СРВ является желанным партнёром в сфере обороны и безопасности, в том числе благодаря своему выгодному географическому положению (протяжённая береговая линия, естественные глубоководные бухты, общая граница с КНР). Вьетнамская народная армия представляет собой сильнейшие вооруженные силы стран ЮВА, оснащённые современными средствами контроля морской акватории. Кроме того, Ханой, заинтересованный в диверсификации военно-технического сотрудничества и обладающий солидным (по меркам региона) военным бюджетом, может рассматриваться в качестве перспективного рынка сбыта продукции военного назначения. Одновременно Вьетнам является привлекательным партнёром и в торгово-экономической сфере, особенно в контексте проводимого членами «квартета» курса на снижение торговой зависимости от Китая. По многим позициям альтернативой китайским могут стать вьетнамские товары, в том числе с учётом проводимого переноса производственных мощностей в СРВ.

Неслучайно свой первый зарубежный визит премьер-министр Японии Ё. Суга нанёс именно во Вьетнам, где отметил, что Ханой «играет ключевую роль в реализации стратегии свободного и открытого ИТР» [Thu tuang Nhat Ban: 19.10.2020]. В схожем ключе высказывались и американские официальные лица: посол США в СРВ назвал Вьетнам «центральной и жизненно важной частью индо-тихоокеанской стратегии», отметив, что недаром о ней было заявлено в Дананге, а не где-либо ещё [Vietnam "vitally important": 10.12.2018].

Вполне понятными являются и интересы Вьетнама, для которого сам антикитайский характер формата уже представляется привлекательным. Во вьетнамском обществе традиционно сильна антипатия к «северному соседу», объяснимая как историческими причинами, так и участием обеих стран в спорах вокруг принадлежности островов и акватории ЮКМ. Не будет преувеличением сказать, что обострение этих споров в последние годы стало катализатором сближения Ханоя с участниками Quad, в первую очередь с Вашингтоном. Не выглядит случайностью и то, что среди стран АСЕАН больше всего приветствуют создание нового объединения Вьетнам и Филиппины [Southeast Asian 2018].

Со всеми четырьмя государствами СРВ установила отношения привилегированного партнёрства (от всеобъемлющего до всеобъемлющего стратегического), подразумевающего в том числе и взаимодействие по вопросам обороны и безопасности. На регулярной основе организуются заходы военных кораблей в порты Вьетнама, проводятся учения на море. Ханою предоставляются льготные кредиты на покупку продукции военного назначения или же в качестве «первых шагов» сотрудничества в профильной сфере организуется передача выведенной из состава вооруженных сил техники [U.S. to provide: 20.11.2019].

Примечательно, что одна из ключевых тем этих отношений - повышение возможностей Вьетнама по контролю за морским пространством, недвусмысленно перекликающаяся с обозначенными «квартетом» задачами и позиционированием Ханоя себя в мире. В «Белой книге» СРВ по вопросам обороны отдельно обозначено, что Вьетнам - «морская держава, уделяющая особое внимание безопасности и защите морских территорий, свободе судоходства и воздушной навигации» [Quoc phong Viet Nam: 10.12.2019]. При этом есть и явные отсылки к Китаю (без его прямого упоминания): отмечены «односторонние действий в акватории», «нарушения международного права», «милитаризация», «попытки изменить статус-кво» и т.д.

Кроме того, контакты с «четверкой» также гармонично вписываются в курс Ханоя на активизацию своей внешнеполитической деятельности. Так, в последние десятилетия СРВ превратила участие в максимальном количестве многосторонних форматов и различных инициатив в «визитную карточку» своей политики. Количественные показатели в этом контексте порой превалируют над качественными.

Сдерживающие факторы

Вместе с тем сближение с Quad влечет за собой и очевидные проблемы. Самая явная -опять же подчёркнуто антикитайский характер объединения. Две из четырёх национальных индо-тихоокеанских стратегий - американская и японская - выстроены вокруг идеи сдерживания КНР [Kireeva 2020]. Для Ханоя, успешно изображающего «равноудалённую» политику в отношениях с ведущими державами, включение в орбиту интересов одной из сторон будет автоматически означать повышение напряжённости с другой и в целом существенно осложнит традиционное балансирование. Неслучайно СРВ не спешила официально высказываться в поддержку индо-тихоокеанских идей до принятия соответствующего асеановского документа.

Кроме того, лидеры Вьетнамf по-прежнему утверждают, что придерживаются так называемой политики трёх «нет». Имеется в виду запрет на размещение иностранных военных баз на территории СРВ, отказ от вступления в военные альянсы и от военного сотрудничества с кем-либо против интересов третьей страны. Вместе с тем трактовка тех или иных действий остаётся в конечном итоге за Ханоем [Grossman: 19.10.2019], а в упомянутую обновлённую «Белую книгу» включён пассаж о возможности отказаться от трёх «нет» в случае внешней угрозы безопасности государства.

Стоящую перед «южным соседом» дилемму понимают и в Пекине. Китай продолжает укрепляться в качестве ведущего торгово-экономического партнёра Вьетнама, двусторонний товарооборот по итогам 2020 г. составил рекордные (несмотря на пандемию) 133 млрд долл.

[Thong ke hai quan 2020]. Поддерживаются весьма тесные политико-идеологические и культурные связи. Характерна публикация в китайской газете Global Times в разгар дискуссии об ИТР статьи, в которой прямо говорилось, что «если страны сотрудничают с США в построении азиатской НАТО и сдерживании КНР, то их связи с Китаем в области экономики, политики и безопасности будут серьезно пересмотрены» [Not easy for: 03.10.2020].

Вероятность построения упомянутой «азиатской НАТО» является ещё одной причиной для беспокойства. Вне зависимости от официальной риторики четырёх стран, поддерживающих центральную роль АСЕАН в региональных делах, само создание военно-политического объединения на пространстве АТР с привнесением в регион блокового мышления размывает асеаноцентричность. Данное утверждение тем более справедливо по отношению к какому-либо расширенному формату Quad, который неизбежно будет претендовать на роль альтернативной площадки принятия решений. До сих пор единство Ассоциации по ключевым вопросам региональной повестки было серьёзным фактором обеспечения стабильности Юго-Восточной Азии. Появление новых разделительных линий чревато подрывом единства и центральной роли «десятки», способно привести к потере субъектности данной региональной организацией с последующим присоединением её членов к антагонистическим по отношению друг к другу группировкам.

С точки зрения Вьетнама вопросы также вызывает и недостаточная проработанность экономического измерения сотрудничества - как Quad, так и индо-тихоокеанских стратегий входящих в Quad стран в целом. Выступающая в качестве своеобразного конкурента китайская инициатива «Пояс и путь», наоборот, концентрируется на сулящих её участникам материальных (прежде всего, инфраструктурных) благах. Наспех запущенная «Сеть голубых точек»1, хотя и пытается компенсировать данный недостаток, в принципе не предусматривает сопоставимых объемов финансирования. Продвигаемый США Индо-Тихоокеанский деловой форум пусть и может похвастаться солидными показателями двустороннего сотрудничества, однако не предполагает запуска новых проектов под своей эгидой: по сути, речь идёт о продолжении уже запущенных успешных инициатив бизнес-структур [2020 Indo-Pacific: 29.10.2020].

С точки зрения самих государств Quad присоединение Вьетнама к «четвёрке» сопряжено с меньшими издержками - как в количественном плане, так и в качественном. Основная из них -несоответствие СРВ декларируемым группой идеалам. Так, «квартет» позиционирует себя в качестве объединения свободных демократических государств, тем самым противопоставляя себя «несводобному» и «авторитарному» Китаю. При этом политическая система Вьетнама максимально похожа именно на китайскую и регулярно подвергается критике западных стран (которые, тем не менее, относятся к нему крайне терпимо). Это особенно актуально в связи с приходом в США администрации Дж. Байдена, которая, как ожидается, нарастит усилия по продвижению демократических ценностей за рубежом. Возможное присоединение Ханоя к «квартету», таким образом, может привести к потере Quad идеологической составляющей и превращению его в исключительно геополитическую конструкцию в глазах других государств

1 Заявление о её создании США, Австралией и Японией было сделано в ходе саммита ВАС в 2019 г. Эта сеть представляет собой механизм сертификации инфраструктурных проектов в регионе.

региона. Примечательны в этом контексте изменения в риторике официальных лиц США, несколько лет назад начавших называть Вьетнам «страной-единомышленником» [Mattis Calls: 25.01.2018]: данный термин ранее использовался преимущественно в отношении «демократических» партнёров.

Заключение

Как представляется, курс Quad на привлечение государств ЮВА к сотрудничеству в обозримой перспективе продолжится, а Вьетнам в данном контексте будет рассматриваться в качестве наиболее перспективного партнёра. Несмотря на общую озабоченность ростом влияния Китая в регионе, в подключении СРВ к формату больше заинтересованы четыре страны, чем сам Ханой. Вьетнам осознает возможные последствия обострения отношений с Китаем и не стремится к открытой конфронтации с ним, при этом и антикитайские элементы внешнеполитического курса СРВ неизбежны. В то же время у КНР, с учётом тесных двусторонних торгово-экономических и других связей, есть рычаги воздействия на своего «южного соседа» для сдерживания трансформации этих элементов в откровенно недружественную стратегию.

В этой связи присоединение Вьетнама к Quad и создание некоего «Quad+1» представляется возможным только в случае резкого усиления напряжённости во вьетнамо-китайских отношениях, например, ввиду территориальных споров в ЮКМ. Причём речь идёт даже не о повторении ситуации 2014 г. с входом китайской буровой платформы в исключительную экономическую зону СРВ. Для такого решительного шага Ханою необходима более серьёзная угроза со стороны Пекина, что в целом выглядит маловероятным.

Оптимальным с точки зрения Вьетнама вариантом является развитие «гибких» и ситуативных (преимущественно многосторонних) форм взаимодействия с Quad без прямого включения в формат «Quad+1» при параллельном углублении двустороннего сотрудничества со странами «четвёрки» в сфере обороны и безопасности (в первую очередь - морской). В целом этот вариант также приемлем и для «квартета», поэтому может рассматриваться в качестве наиболее вероятного.

В данном контексте представляется важным в текущем году следить за следующими сюжетами. Во-первых, за ситуацией в ЮКМ как наиболее взрывоопасным конфликтным узлом: произойдет ли обострение споров? Во-вторых, за самим запущенным в 2020 г. форматом «Quad + Республика Корея + Новая Зеландия + СРВ»: сохранится ли он или место Вьетнама займет Бруней как действующий председатель АСЕАН в 2021 г.? Таким образом, будет ясно, обусловлено ли подключение Ханоя его ролью в Ассоциации или же этот фактор использовался в качестве формального повода. Третьим объектом наблюдения является политика США по продвижению демократических ценностей: будет ли готов Вашингтон в интересах сдерживания Пекина не раздражать Ханой критикой его политической системы и угрозами экономических санкций? Ответы на эти вопросы могут стать своеобразными координатами развития отношений между Вьетнамом и «четвёркой».

Список литературы

Колдунова Е. АСЕАН на распутье: чем запомнился 2020 год? МГИМО Университет. URL: https://mgimo.ru/about/news/experts/asean-na-raspute-chem-zapomnilsya-2020-god/, 19.01.2021.

Локшин Г.М. Саммит АТЭС 2017 и новые внешние вызовы для Вьетнама // Вьетнамские исследования. Серия 2. 2018. № 2. С. 11-34.

Терских М. Подходы Вьетнама к «Индо-Тихоокеанским стратегиям» // Проблемы Дальнего Востока. 2019. № 4. С. 32-36.

Bo Quoc phong Viet Nam. Quoc phong Viet Nam 2019 (Sach trang Quoc phong Viet Nam 2019) [Министерство обороны Вьетнама. Оборона Вьетнама 2019 (Белая книга по вопросам обороны Вьетнама 2019)]. URL: http://mod.gov.vn/wps/portal/!ut/p/b1/,10.12.2019.

Corben T. The Quad, Vietnam, and the Role of Democratic Values // The Diplomat. May 25, 2018. URL: https://thediplomat.com/2018/05/the-quad-vietnam-and-the-role-of-democratic-values/

Grossman D. Don't Get Too Excited, 'Quad Plus' Meetings Won't Cover China // The Diplomat. April 09, 2020. URL: https://thediplomat.com/2020/04/dont-get-too-excited-quad-plus-meetings-wont-cover-china/

Grossman D. The Quad in not enough // Foreign Policy. October 19, 2018. URL: https://foreignpolicy.com/2018/10/19/to-balance-china-call-vietnam-malaysia-philippines/

Grossman D. Vietnam's Defense Policy of 'No' Quietly Saves Room for 'Yes' // The Diplomat. January 19, 2019. URL: https://thediplomat.com/2019/01/vietnams-defense-policy-of-no-quietly-saves-room-for-yes/

Kireeva A. The Indo-Pacific in the Strategies of the U.S. and Japan // Russia in Global Affairs. 2020. №3. URL: https://eng.globalaffairs.ru/articles/indo-pacific-j apan/

Le Hong Hiep. America's Free and Open Indo-Pacific Strategy: A Vietnamese Perspective // ISEAS Perspective. 2018. № 43. URL: https://www.iseas.edu.sg/images/pdf/ISEAS_Perspective_2018_43@50.pdf

Lee L. Assessing the Quad: Prospects and Limitations of Quadrilateral Cooperation for Advancing Australia's Interests. Lowy Institute. May 19, 2020. URL: https://www.lowyinstitute.org/publications/assessing-quad-prospects-and-limitations-quadrilateral-cooperation-advancing-australia

Miyake K. The Quad Security Dialogue in Tokyo: Who will join next? // Japan Times. October 7, 2020. URL: https://www.japantimes.co.jp/opinion/2020/10/07/commentary/japan-commentary/quad-security-dialogue-tokyo-who-will-join-next/

Not easy for Pompeo to sway China's neighbors in building military alliance // Global Times. October 3, 2020. URL: https://www.globaltimes.cn/content/1202661.shtml

Pham Minh Thu. "An Bo - Thai Binh Duong": Cach tiep can moi cho chien luoc cu [«Индо-Тихоокеанский регион»: новый подход к старой стратегии] // The gioi va Viet Nam, 03.02.2018. URL: https://baoquocte.vn/an-do-thai-binh-duong-cach-tiep-can-moi-cho-chien-luoc-cu-65468.html

Pham Minh Thu. Chien luoc "An Bo Duong - Thai Binh Duong tu do va rong mo" nhin tu goc do dieu chinh lien minh khu vuc cua My [Стратегия «cвободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» с точки зрения корректировки альянсов США в регионе] // Tap chi Cong san, 29.10.2020. URL: https://www.tapchicongsan.org.vn/tin-binh-luan/-/asset_publisher/DLIYi5AJyFzY/content/chien-luoc-an-do-duong-thai-binh-duong-tu-do-va-rong-mo-nhin-tu-goc-do-dieu-chinh-lien-minh-khu-vuc-cua-my

Roy G. Sinha. A New Dynamics of U.S.-Viet Nam Relations: U.S.-led 'Quad and Viet Nam Axis' in the Indo-Pacific // Modern Diplomacy, April 26, 2020, URL: https://moderndiplomacy.eu/2020/04/26/a-new-dynamics-of-u-s-viet-nam-relations-u-s-led-quad-and-viet-nam-axis-in-the-indo-pacific/

Southeast Asian perceptions of the Quadrilateral Security Dialogue. Australian Strategic Policy Institute. October 2018. URL: https://s3-ap-southeast-2.amazonaws.com/ad-aspi/2018-

10/SR%20130%20Quadrilateral%20security°/o20dialogue.pdf

The ASEAN Secretariat. ASEAN Outlook on the Indo-Pacific. URL: https://asean.org/asean-outlook-indo-pacific, 23.06.2019.

The White House. Quad Leaders' Joint Statement: "The Spirit of the Quad" . URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/03/12/quad-leaders-joint-statement-the-spirit-of-the-quad/, 12.03.2021.

Thong ke hai quan 2020. Tong cuc Hai quan, Bo Tai chinh Viet Nam. [Таможенная статистика 2020. Главное таможенное управление, Министерство финансов СРВ.]. URL: https://www.customs.gov.vn/Lists/ThongKeHaiQuan/Default.aspx, 31.12.2020.

Thu tuong Nhat Ban: Viet Nam dong vai tro trong yeu va la dia diem thich hop nhat [Премьер-министр Японии: Вьетнам играет ключевую роль и является наиболее подходящим местом] // Bao dien tu Chinh phu, 19.10.2020. URL: http://baochinhphu.vn/Hoat-dong-cua-lanh-dao-Dang-Nha-nuoc/Thu-tuong-Nhat-Ban-Viet-Nam-dong-vai-tro-trong-yeu-va-la-dia-diem-thich-hop-nhat/411149.vgp

U.S. Department of Defense. Mattis Calls U.S., Vietnam 'Like-Minded Partners'. URL: https://www.defense.gov/Explore/News/Article/Article/1424401/mattis-calls-us-vietnam-like-minded-partners, 25.01.2018.

U.S. to provide ship to Vietnam to boost South China Sea patrols // Reuters. November 20, 2019. URL: https://www.reuters.com/article/us-vietnam-usa-military-idUSKBN1XU0UP

US Department of State. 2020 Indo-Pacific Business Forum Promotes Free and Open Indo-Pacific. URL: https://2017-2021.state.gov/2020-indo-pacific-business-forum-promotes-free-and-open-indo-pacific/index.html, 29.10.2020.

Vietnam 'vitally important' in Indo-Pacific strategy: US ambassador // Tuoi Tre News. December 10, 2018. URL: https://tuoitrenews.vn/news/politics/20181210/vietnam-vitally-important-in-indopacific-strategy-us-ambassador/48070.html

Vietnam in the Indo-Pacific: Challenges and Opportunities in New Regional Landscape / Jeffrey Wilson (ed.). Perth USAsia Center, 2018. 120 p.

Автор:

Терских Михаил Андреевич, к. полит. н., научный сотрудник Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН. ORCID 0000-0001-8321-3666. E-mail: mikhail .terskikh@gmail. com

Продвижение статьи: Дата поступления: 12.03.2021 Дата поступления в переработанном виде:04.05.2021

Принята к печати:24.05.2021

M.A. Terskikh

VIETNAM - QUAD: INEVITABLE RAPPROCHEMENT?

Abstract. The consequences of the intensified competition of the great powers in recent years are especially clear in Southeast Asia. The launch of the Quadrennial Security Dialogue (Quad) by Washington, Tokyo, Canberra and New Delhi as part of their national Indo-Pacific strategies raised the question of further expanding this format and its interaction with the states of the region. Taking into account the obvious antiChinese orientation of the group, Vietnam is viewed as a promising partner, as it progressively develops bilateral ties with all four countries.

The author comes to the conclusion that the proximity of the interests of Vietnam and Quad in curbing the growth of the PRC's influence in Asia-Pacific does not inevitably lead to the joining of Vietnam to the Quartet. Hanoi's unwillingness to complicate the already uneasy relations with Beijing (joining the anti-Chinese bloc will obviously not benefit bilateral ties) stipulates "flexible" formats of interaction with Quad on various topical regional issues. At the same time, it appears that Vietnamese course for the consistent strengthening of bilateral relations with the four mentioned states, including cooperation in the field of defense and security, will be continued.

Keywords: Vietnam, US-China competition, Quad, Indo-Pacific, Southeast Asia, security and defense cooperation, Belt and Road Initiative

For citation: Terskikh M.A. (2021). Vietnam - Quad: inevitable rapprochement? Russian Journal of Vietnamese Studies, Series 2, 2: 6-24.

Introduction

The shift of the center of world economic gravity to the Asia-Pacific region in recent decades affected the interaction of states in the field of politics and security in this part of the world. American-Chinese competition, which evolved (even in the rhetoric of US officials) into rivalry and containment during the Trump administration, led to the transfer of features of other subsystems of international relations to the Asia-Pacific subsystem. In particular, these include attempts to form stable blocs in the interests of achieving certain geopolitical goals. A good example is the resurrection of the so-called "Quadrilateral Security Dialogue", or Quad, composed of the United States, Japan, Australia and India, with the goal of discussion of security issues in the "Indo-Pacific region" proclaimed by these countries. It is not surprising that immediately after the first meetings in this format, the scientific and expert community began a discussion on possible further expansion of Quad and the schemes of its interaction with the already existing regional mechanisms. Given the obvious, if not openly declared, anti-Chinese nature of the dialogue and its emphasis on maritime security, the most likely candidate for priority interaction with the quartet is Hanoi, whose traditionally difficult relations with Beijing are complicated by territorial disputes in the South China Sea.

In this regard, the main research question of the article can be formulated as follows: is the rapprochement of Vietnam with the Quad inevitable in the medium term? To answer the question it

16

seems necessary to consider the interests of both Vietnam and the quadrilateral union, as well as analyze costs of a possible accession of Vietnam to the Quad.

In that case it seems reasonable to use the methodology of the system approach, in particular, the system-historical method. The method makes it possible to comprehensively study the problems of relations between Hanoi and Quad, to trace the evolution of the sides' approaches in dynamics. The key principles of the modern school of political neo-realism are used as a second theoretical and methodological basis, which make it possible to identify the true interests of the states, correlate them with the implementation of specific ideas in practice. In addition, theoretical and practical concepts of regionalization are used to study the mutual influence of actors in Asia-Pacific.

Unfortunately, the issue of relations between Vietnam and Quad, as well as Quad in general, due to its novelty, has not yet become widespread in the Russian scientific literature. This topic is partially touched upon in the article by A. Kireeva, dedicated to the Indo-Pacific strategies of the United States and Japan [Kireeva 2020]. In general terms, the attitude of Hanoi to the anti-Chinese bloc being formed under the auspices of the United States is described in the article by G.M. Lokshin [Lokshin 2018]. The author comes to the conclusion that strategic autonomy is the only reasonable choice for Vietnam. Among the foreign works, there is the collective monograph of the University of Western Australia "Vietnam in the Indo-Pacific Region: Challenges and Opportunities in New Regional Landscape" [Vietnam in the Indo-Pacific 2018], which examines Vietnam's relations with key regional countries in the context of the Indo-Pacific strategies proclaimed by a number of them. Hanoi's approaches to strategies and the new geographic scheme are studied in the articles by Le Hong Hiep [Le Hong Hiep 2018], Pham Minh Thu [Pham Minh Thu 2018, 2020]. The issue of further Quad expansion is discussed in the articles by D. Grossman [Grossman 2018, 2020], T. Corben [Corben 2018], G. Sinha Roy [Roy 2020], K. Miyake [Miyake 2020]. At the same time, these works do not provide a comprehensive analysis of the interests of Hanoi and Quad, as well as forecasts of the development of their interaction,

which determines a gap in this area of scientific knowledge. The article is an attempt to make up for this gap.

The appearance of Quad and Hanoi's reaction

The cooperation of Australia, India, the United States and Japan in the field of defense and security in a quadrilateral format can hardly be called an innovation of recent years. Back in 2004, their navies collaborated in providing assistance to the tsunami-affected countries of the Asia-Pacific region, which some researchers call the prototype of Quad [Lee 2020]. In 2007-2008 an attempt was made to form a group, but stable interaction did not work out then, while each country began to develop its own Indo-Pacific idea. The development of the Belt and Road Initiative by China became a catalyst for the work on national Indo-Pacific strategies and re-establishment of quadrilateral cooperation. Although Belt and Road was not limited to the basins of the Indian and Pacific Oceans, four countries regarded it as an instrument of Beijing's expansion in this part of the world, requiring an adequate response. Already in 2017, on the sidelines of the East Asia Summit in Da Nang, the format was reassembled as the Quadrilateral Security Dialogue - Quad - with the purpose of discussion of security issues in the Indo-Pacific region [Quad Leaders': 12.03.2021] (Fig.1).

Fig.1. Quad on the world map. Source: URL: https://www.drishtiias.com/current-affairs-news-analysis-editorials/news-analysis/13-03-2021/print

Despite the fact that some parameters of this geographic scheme are still unknown (for example, borders), all four countries promptly presented their Indo-Pacific strategies, more or less focused on containing Chinese ambitions in the region. It is no coincidence that the central place in them is given to support for freedom of navigation (Beijing is accused in challenging it - in the South and East China Seas), "the rules based order" and the development of cooperation between navies. The fact that these topics correspond with the main topics of the Quad meetings allows us to consider Quad as a tool for the implementation of the Indo-Pacific strategies of the states.

Vietnam's reaction was initially rather cautious [Terskikh 2019]. In February 2018, the Foreign Ministry's weekly newspaper published an article entitled "Indo-Pacific: A New Approach to the Old Strategy," which explicitly stated that the aim of strategies is to contain China [Pham Minh Thu 2018]. On the whole, Hanoi was in no hurry to associate with the new geographic construction and, accordingly, Quad, despite the attractive idea of limiting the influence of its "northern neighbor". At the same time, ASEAN, fearing the loss of its central role in the region due to the emergence of a new format that claims to be universal, has launched the development of its own Indo-Pacific strategy. In June 2019, the 34th Summit adopted the "ASEAN Outlook on the Indo-Pacific". The emphasis was placed on inclusiveness and the economic dimension of cooperation that was "forgotten" in other strategies, the central role of the Association and the need to rely on the existing mechanisms - EAS, ARF and ADMM-plus in resolving conflict issues [ASEAN Outlook: 06.23.2019]. Hanoi, as expected, expressed solidarity with this approach, which became the Association's compromise response to the activities of the four countries. But the Indo-Pacific structure took root, and thus a small step was made towards Quad.

A serious impetus to cement the Quad's role in regional affairs was made during the Vietnam's chairmanship in ASEAN in 2020. In March, in the format of a video conference, there was a meeting of officials from Quad, as well as representatives of Vietnam, New Zealand and the Republic of Korea, which was immediately called "Quad Plus" in the media. Although it, like the subsequent meetings in this format, was dedicated to the fight against COVID-19, and Hanoi's participation can be attributed to

its chairman role in the Association, the composition speaks for itself. In addition, in 2020, the naval component of Quad was strengthened - ships from all four countries took part in the Malabar naval drills for the first time [Koldunova 2021].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Reasons for rapprochement

The idea of expanding Quad appeared almost simultaneously with the recreation of the format. It is noteworthy that in October 2018, D. Grossman, in his article in Foreign Policy [Grossman 2018], argued that the accession of new countries to Quad is vital, otherwise the group will repeat its same path ten years ago and go out, failing the task to contain Beijing. In his opinion, it is necessary to involve "neutral" regional states - without them there will only be a coalition of like-minded people of the United States, which is obviously a weak point in any propaganda campaign. The analyst suggested that the ideal option would be to invite ASEAN or, more realistically, one of its members. Developing this idea, he came to the conclusion that it was necessary to concentrate on working with Vietnam - a country that strengthens ties with all four states and, at the same time, is involved in territorial disputes with China. D. Grossman proposed to implement this plan by inviting representatives of Hanoi to Quad meetings, starting with the expert "one and a half1' track.

Apart from ASEAN membership, Vietnam is of interest to Quad for other reasons. Vietnam is a welcome partner in the field of defense and security, also due to its advantageous geographic location (long coastline, natural deep-water bays, a common border with China). The Vietnamese People's Army is the strongest armed forces of the Southeast Asian countries, equipped with modern means of controlling the sea area. In addition, Hanoi, which is interested in diversifying military-technical cooperation and has a solid (by the standards of the region) military budget, can be viewed as a promising market for military products. At the same time, Vietnam is an attractive partner in trade and economic sphere, especially in the context of the course of Quad members to reduce trade dependence on China. In many spheres, Vietnamese goods can become an alternative to Chinese goods, especially taking into account the ongoing transfer of production facilities to Vietnam.

It is no coincidence that Prime Minister of Japan Y. Sugi paid his first foreign visit to Vietnam, where he noted that Hanoi "plays a key role in the implementation of Free and Open Indo-Pacific" [Thu tuang Nhat Ban: 19.10.2020]. American officials spoke in a similar vein - the US ambassador to Vietnam called Vietnam "central and vitally important" part of the Indo-Pacific, noting that the Indo-Pacific idea was announced in Da Nang, and not elsewhere [Vietnam "vitally important": 10.12.2018].

The interests of Vietnam are also quite understandable. The very anti-Chinese nature of the format already seems attractive to Hanoi. In Vietnamese society, there is traditionally a strong antipathy towards the "northern neighbor", explained by both historical reasons and the participation of both countries in disputes over islands and waters of the South China Sea. It is no exaggeration to say that the intensification of these disputes in recent years has become a catalyst for the rapprochement of Hanoi with the Quad members, primarily with Washington. It is no coincidence that among ASEAN countries Vietnam and the Philippines welcome the creation of Quad the most [Southeast Asian 2018].

Vietnam has relations of privileged partnership (from comprehensive to comprehensive strategic) with all four states, which include cooperation on defense and security issues. The sides organize calls

of warships to the ports of Vietnam and conduct naval exercises on a regular basis. Hanoi is provided with preferential loans for the purchase of military products or, as a "first step" of cooperation in this field, receives equipment decommissioned from the armed forces of other states [U.S. to provide: 20.11.2019].

It is noteworthy that one of the key themes of these relations is increasing Vietnam's ability to control maritime area, which unequivocally echoes the tasks outlined by Quad and Hanoi's self positioning in the world. The Vietnam's White Paper on defense states that Vietnam is "a maritime power that pays special attention to the security and protection of maritime territories, freedom of navigation and overflight" [Quoc phong Viet Nam 2019]. At the same time, there are also obvious references to China (without direct mention of it) - "unilateral actions in the water area", "violations of international law", "militarization", "attempts to change the status quo", etc. are noted.

In addition, ties with Quad also harmoniously fit into Hanoi's course of stepping up its foreign policy activities. Thus, in recent decades, the Socialist Republic of Vietnam has turned participation in the maximum number of multilateral formats and various initiatives into a "signature line" of its policy. Quantitative indicators in this context sometimes prevail over qualitative ones.

Reasons against (fast) rapprochement

At the same time, rapprochement with Quad entails obvious problems. The most obvious - again, the emphatically anti-Chinese character of the group. Two of the four national Indo-Pacific strategies -American and Japanese - are built around the idea of containing the PRC [Kireeva 2020]. For Hanoi, which successfully portrays an "equidistant" policy in relations with the leading powers, inclusion in the orbit of interests of one of the parties will automatically mean an increase in tension with the other and, on the whole, will significantly complicate the traditional balancing behaviour. It is no coincidence that the SRV avoided to make any official comments in support of Indo-Pacific ideas before the ASEAN's Indo-Pacific document.

In addition, Vietnam still claims to adhere to the so-called "three no" policy. This refers to the ban on the deployment of foreign military bases on the territory of Vietnam, entry into military alliances and military cooperation with someone against the interests of a third country. At the same time, the interpretation of certain actions in the end remains with Hanoi [Grossman 2019], and the aforementioned updated White Paper includes a passage about the possibility of abandoning the "three no" in case of an external threat to the security of the state.

The dilemma that the "southern neighbor" is facing is well understood in Beijing as well. China continues to strengthen as a leading trade and economic partner of Vietnam, bilateral trade in 2020 amounted to a record (despite the pandemic) 133 billion USD [Thong ke hai quan 2020]. Very close political, ideological and cultural ties are maintained. It is noteworthy that, in the midst of a discussion about Indo-Pacific, Global Times newspaper published an article, which directly stated that "if countries cooperate with the United States in building an Asian NATO and containing China, then their economic, political and security ties with China will be seriously revised " [Not easy for: 03.10.2020].

The likelihood of building the aforementioned "Asian NATO" is another cause for concern. Regardless of the official rhetoric of the four countries, supporting the central role of ASEAN in regional

affairs, the very creation of a military-political group in the Asia-Pacific region with the implanting of bloc thinking into the region erodes ASEAN centrality. This statement is all the more true in relation to any extended Quad format, which will inevitably claim to be an alternative decision-making platform. Until now, the unity of the Association on key issues of the regional agenda has been a serious factor in ensuring the stability of South East Asia. The emergence of new dividing lines is fraught with undermining the unity and central role of the ASEAN and can lead to the loss of subjectivity of this regional organization with the subsequent involving of its members in groups that are antagonistic to each other.

From the point of view of Vietnam, the insufficient elaboration of the economic dimension of cooperation - both Quad and the Indo-Pacific strategies of Quad countries - begs questions as well. Acting as a kind of competitor, the Chinese Belt and Road initiative, on the contrary, concentrates on the material (primarily infrastructural) benefits that are promised to its participants. The hastily launched "Blue Dots Network"2, although it tries to compensate for this shortcoming, in principle does not imply comparable amounts of funding. The US-promoted Indo-Pacific Business Forum, although it boasts solid indicators of bilateral cooperation, does not imply the launch of new projects under its auspices -in fact, it is about the continuation of already launched successful business initiatives [2020 Indo-Pacific: 10.29.2020].

From the point of view of the Quad states themselves, the joining of Vietnam to Quad is associated with lower costs - both quantitatively and qualitatively. The main one is the discrepancy between the Socialist Republic of Vietnam and the ideals declared by the group. Thus, Quad positions itself as an association of free democratic states, thereby opposing itself to the "not free" and "authoritarian" China. At the same time, the political system of Vietnam is as similar as possible to the Chinese one and is regularly criticized by Western countries (which, nevertheless, are extremely tolerant of it). This is especially true in the context of the Biden administration in the United States, which is expected to intensify efforts to promote democratic values abroad. The possible entry of Hanoi, thus, may lead to the loss of the Quad's ideological component and its transformation into an exclusively geopolitical structure in the eyes of other states in the region. Noteworthy in this context are changes in the rhetoric of US officials, who a few years ago began to call Vietnam a "like-minded country" [Mattis Calls: 25.01.2018] - this term was previously used mainly in relation to "democratic" partners.

Conclusion

It seems that Quad's course of attracting the South East Asian states to cooperation will continue in the foreseeable future, and Vietnam in this context will continue to be viewed as the most promising partner. Despite the general concern about China's growing influence in the region, four countries are more interested in involving the SRV in the group than Hanoi itself. Vietnam is aware of the possible consequences of the exacerbation of relations with China and does not seek open confrontation with it, although anti-Chinese elements of Vietnam's foreign policy are inevitable as well. At the same time, the

2 The statement on its creation was made by the USA, Australia and Japan during the EAS in 2019. It is a mechanism for certifying infrastructure projects in the region.

PRC, given its close bilateral trade, economic and other ties with the SRV, has leverage over its "southern neighbour" to restrain the transformation of these elements into an openly unfriendly strategy.

In this regard, Vietnam's joining Quad and the creation of a kind of "Quad+1" seems possible only in case of a sharp increase in Vietnamese-Chinese tension, for example, over territorial disputes in the South China Sea. Moreover, we are not even talking about repeating the situation of 2014 with the entry of the Chinese drilling platform into the exclusive economic zone of the SRV. For such a decisive move, Hanoi needs a more serious threat from Beijing, which in general seems unlikely.

The best option from Vietnam's point of view is the development of flexible and situational (mainly multilateral) forms of interaction with Quad without direct inclusion in the Quad+1 format, while simultaneously deepening bilateral cooperation with the four countries in the field of defence and security (primarily - sea). On the whole, this option is also acceptable for the Quad, therefore it can be considered as the most probable.

In this context, it seems important this year to monitor the following issues. Firstly, the situation in the SCS, as the most explosive conflict knot - will there be an exacerbation of disputes? Secondly, the "Quad - Republic of Korea - New Zealand -Vietnam" format itself - will it remain, or will Brunei take the place of Vietnam as the current ASEAN Chairman in 2021? Thus, it will be clear whether Hanoi's involvement in the format was due to its role in the Association, or whether this factor was used as a formal reason. Thirdly, the US policy to promote democratic values - will Washington be ready in the interests of containing of Beijing not to irritate Hanoi with criticism of its political system and threats of economic sanctions? The answers to these questions can become peculiar indicators of the development of relations between Vietnam and Quad.

References

Bo Quoc phong Viet Nam (2019). Quoc phdng Viet Nam 2019 (Sach trang Quoc phdng Viet Nam 2019) [Ministry of National Defence of Vietnam. Vietnam Defense 2019 (White Book on Vietnam's Defense 2019)], December 10. URL: http://mod.gov.vn/wps/portal/!ut/p/b1/

Corben, T. (2018). The Quad, Vietnam, and the Role of Democratic Values. The Diplomat, May 25. URL: https://thediplomat.com/2018/05/the-quad-vietnam-and-the-role-of-democratic-values/

Grossman, D. (2018). The Quad in Not Enough. Foreign Policy, October 19. URL: https://foreignpolicy.com/2018/10/19/to-balance-china-call-vietnam-malaysia-philippines/

Grossman, D. (2019). Vietnam's Defense Policy of 'No' Quietly Saves Room for 'Yes'. The Diplomat, January 19. URL: https://thediplomat.com/2019/01/vietnams-defense-policy-of-no-quietly-saves-room-for-yes/ Grossman, D. (2020). Don't Get Too Excited, 'Quad Plus' Meetings Won't Cover China. The Diplomat, April 9. URL: https://thediplomat.com/2020/04/dont-get-too-excited-quad-plus-meetings-wont-cover-china/

Kireeva, A. (2020). The Indo-Pacific in the Strategies of the U.S. and Japan. Russian in Global Affairs, No. 3. URL: https://eng.globalaffairs.ru/articles/indo-pacific-japan/

Koldunova, E. (2021). ASEAN na rasput'e: chem zapomnilsya 2020 god? [ASEAN at a Crossroads: What 2020 Is Remembered for?]. MGIMO University, January 19. URL: https://mgimo.ru/about/news/experts/asean-na-raspute-chem-zapomnilsya-2020-god/

Le Hong Hiep (2018). America's Free and Open Indo-Pacific Strategy: A Vietnamese Perspective. ISEAS Perspective, No. 43. URL: https://www.iseas.edu.sg/images/pdf/ISEAS_Perspective_2018_43@50.pdf

Lee, L. (2020). Assessing the Quad: Prospects and Limitations of Quadrilateral Cooperation for Advancing Australia's Interests. Lowy Institute, May 19. URL:

https://www.lowyinstitute.org/publications/assessing-quad-prospects-and-limitations-quadrilateral-cooperation-advancing-australia

Lokshin, G.M. (2018). ATES 2017 i novye vneshnie vyzovy dlya V'etnama [APEC 2017 Summit and New Outward Challenges for Vietnam]. Russian Journal of Vietnamese Studies, Series 2, 2: 11-34.

Miyake, K. (2020). The Quad Security Dialogue in Tokyo: Who Will Join Next? Japan Times, October 7. URL: https://www.japantimes.co.jp/opinion/2020/10/07/commentary/japan-commentary/quad-security-dialogue-tokyo-who-will-join-next/

Not Easy for Pompeo to Sway China's Neighbors in Building Military Alliance. Global Times, October 3, 2020. URL: https://www.globaltimes.cn/content/1202661.shtml

Pham Minh Thu (2018). "An Bo - Thai Binh Duong": Cach tiep can moi cho chien luoc cu [«Indo-Pacific»: A New Approach to the Old Strategy]. The giai va Viet Nam, February 3. URL: https://baoquocte.vn/an-do-thai-binh-duong-cach-tiep-can-moi-cho-chien-luoc-cu-65468.html

Pham Minh Thu (2020). Chien luoc "An Bo Duong -Thai Binh Duong tu do va rong mo" nhin tu goc do dieu chinh lien minh khu vuc cua My [The Strategy of "Free and Open Indo-Pacific" from the Perspective of the US Regional Alliences Adjustment]. Tap chi Cong san, October 29. URL: https://www.tapchicongsan.org.vn/tin-binh-luan/-/asset_publisher/DLIYi5AJyFzY/content/chien-luoc-an-do-duong-thai-binh-duong-tu-do-va-rong-mo-nhin-tu-goc-do-dieu-chinh-lien-minh-khu-vuc-cua-my

Roy, G. Sinha (2020). A New Dynamics of U.S. - Viet Nam Relations: U.S.-led 'Quad and Viet Nam Axis' in the Indo-Pacific. Modern Diplomacy, April 26. URL: https://moderndiplomacy.eu/2020/04/26/a-new-dy namics-of-u-s-viet-nam-relations-u-s-led-quad-and-viet-nam-axis-in-the-indo-pacific/

Southeast Asian Perceptions of the Quadrilateral Security Dialogue (2018). Australian Strategic Policy Institute, October. URL: https://s3-ap-southeast-2.amazonaws.com/ad-aspi/2018-

10/SR%20130%20Quadrilateral%20security%20dialogue.pdf

Terskikh, M. (2019). Podhody V'etnama k "Indo-Tihookeanskim strategiyam" [Vienamese Approaches to "Indo-Pacific Strategies"]. Far Eastern Affairs, 4: 32-36.

The ASEAN Secretariat (2019). ASEAN Outlook on the Indo-Pacific, June 23. URL: https://asean.org/asean-outlook-indo-pacific/

The White House (2021/ Quad Leaders' Joint Statement: "The Spirit of the Quad', March 12. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/03/12/quad-leaders-joint-statement-the-spirit-of-the-quad/

Thong ke hai quan 2020. Tong cuc Hai quan, Bo Tai chinh Viet Nam [Customs Statistics 2020. General Department of Customs, Ministry of Finance of Vietnam.], 31.12.2020. URL: https://www.customs.gov.vn/Lists/ThongKeHaiQuan/Default.aspx

Thu tuong Nhat Ban: Viet Nam dong vai tro trong yeu va la dia diem thich hop nhat [Japanese Prime Minister: Vietnam plays a key role and is the most suitable place]. Bao dien tu Chinh phu, 19.10.2020. URL: http://baochinhphu.vn/Hoat-dong-cua-lanh-dao-Dang-Nha-nuoc/Thu-tuong-Nhat-Ban-Viet-Nam-dong-vai-tro-trong-yeu-va-la-dia-diem-thich-hop-nhat/411149.vgp

U.S. Department of Defense (2018). Mattis Calls U.S., Vietnam 'Like-Minded Partners', January 25. URL: https://www.defense.gov/Explore/News/Article/Article/1424401/mattis-calls-us-vietnam-like-minded-partners/

U.S. to provide ship to Vietnam to boost South China Sea patrols. Reuters, November 20, 2019. URL: https://www.reuters.com/article/us-vietnam-usa-military-idUSKBN1XU0UP

US Department of State (2020). 2020 Indo-Pacific Business Forum Promotes Free and Open Indo-Pacific, October 29. URL: https://2017-2021.state.gov/2020-indo-pacific-business-forum-promotes-free-and-open-indo-pacific/index.html

Vietnam 'vitally important' in Indo-Pacific strategy: US ambassador. Tuoi TreNews, December 10, 2018. URL: https://tuoitrenews.vn/news/politics/20181210/vietnam-vitally-important-in-indopacific-strategy-us-ambassador/48070.html

Vietnam in the Indo-Pacific: Challenges and Opportunities in New Regional Landscape. Jeffrey Wilson (ed.) (2018). Perth USAsia Center. 120 p.

Author:

Mikhail A. Terskikh, Ph.D. (Politics), Researcher, Center for Asia-Pacific Studies, Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, Moscow, Russia. ORCID 0000-0001-8321-3666. E-mail: mikhail.terskikh@gmail.com

Article history: Received: March 12,2021 Received in revised form: May 4, 2021 Accepted: May 24, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.