Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДВУСТОРОННЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА ВЬЕТНАМА СО СТРАНАМИ ЧЛЕНАМИ АСЕАН В 2010-2020 ГГ.: НА ПРИМЕРЕ ИНДОНЕЗИИ, МАЛАЙЗИИ И ФИЛИППИН'

ОСОБЕННОСТИ ДВУСТОРОННЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА ВЬЕТНАМА СО СТРАНАМИ ЧЛЕНАМИ АСЕАН В 2010-2020 ГГ.: НА ПРИМЕРЕ ИНДОНЕЗИИ, МАЛАЙЗИИ И ФИЛИППИН Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
408
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЬЕТНАМ / ИНДОНЕЗИЯ / МАЛАЙЗИЯ / ФИЛИППИНЫ / АСЕАН / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / VIETNAM / INDONESIA / MALAYSIA / PHILIPPINES / ASEAN / SOUTHEAST ASIA / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Вершинина Валерия Валерьевна

В статье анализируются особенности развития отношений Вьетнама с Индонезией, Малайзией и Филиппинами. Рассматриваются двусторонние политические контакты и торговые обмены. Обозначены основные противоречия двусторонних отношений и механизмы их разрешения. В заключении автор приходит к выводу о том, что, Ханой выстраивает отношения стратегического партнерства с Индонезией, Малайзией и Филиппинами для того, чтобы укрепить собственные позиции в рамках АСЕАН, не допустить доминирования Китая и США во всем регионе ЮВА и создать основу для поддержания стабильности и безопасности в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BILATERAL COOPERATION BETWEEN VIETNAM AND ASEAN MEMBER STATES IN 2010-2020: THE CASES OF INDONESIA, MALAYSIA AND PHILIPPINES

The article analyzes the interactions between the Socialist Republic of Vietnam with Indonesia, Malaysia, and the Philippines, examines bilateral political and economic contacts as well as outlines key bilateral disputes and mechanisms for their resolution. The author concludes that Vietnam conducts a policy of strategic partnership with Indonesia, Malaysia, and the Philippines in order to strengthen its position within the ASEAN, to prevent the dominance of China and the United States in Southeast Asia and to provide stability and security in the region.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДВУСТОРОННЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА ВЬЕТНАМА СО СТРАНАМИ ЧЛЕНАМИ АСЕАН В 2010-2020 ГГ.: НА ПРИМЕРЕ ИНДОНЕЗИИ, МАЛАЙЗИИ И ФИЛИППИН»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

2020, Том III, № 3 (48). С. 189-201._

DOI:10.31696/2072-8271-2020-3-3-48-189-201

Особенности двустороннего сотрудничества Вьетнама со странами членами АСЕАН в 2010-2020 гг.: на примере Индонезии, Малайзии и Филиппин

Вершинина Валерия Валерьевна

аспирант МГИМО МИД России, аналитик Центра АСЕАН при МГИМО МИД России, Россия, Москва, hanoivaleria@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-7848-8497

Аннотация: В статье анализируются особенности развития отношений Вьетнама с Индонезией, Малайзией и Филиппинами. Рассматриваются двусторонние политические контакты и торговые обмены. Обозначены основные противоречия двусторонних отношений и механизмы их разрешения. В заключении автор приходит к выводу о том, что, Ханой выстраивает отношения стратегического партнерства с Индонезией, Малайзией и Филиппинами для того, чтобы укрепить собственные позиции в рамках АСЕАН, не допустить доминирования Китая и США во всем регионе ЮВА и создать основу для поддержания стабильности и безопасности в регионе.

Ключевые слова: Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Филиппины, АСЕАН, Юго-Восточная Азия, интеграция

Bilateral Cooperation between Vietnam and ASEAN Member States in 2010-2020: the Cases of Indonesia, Malaysia and Philippines

Valeria V. Vershinina

Postgraduate Student, MGIMO University, Analyst, ASEAN Centre in MGIMO University, hanoivaleria@gmail.com https://orcid.org/0000-0001-7848-8497

Abstract: The article analyzes the interactions between the Socialist Republic of Vietnam with Indonesia, Malaysia, and the Philippines, examines bilateral political and economic contacts as well as outlines key bilateral disputes and mechanisms for their resolution. The author concludes that Vietnam conducts a policy of strategic partnership with Indonesia, Malaysia, and the Philippines in order to strengthen its position within the ASEAN, to prevent the dominance of China and the United States in Southeast Asia and to provide stability and security in the region.

Keywords: Vietnam, Indonesia, Malaysia, Philippines, ASEAN, Southeast Asia, integration

© Вершинина В.В., 2020.

Введение

Провозглашенные в 1986 г. курс обновления «дой мой» и политика «открытых дверей» заложили основы современной внешней политики Социалистической Республика Вьетнам (СРВ), которая нацелена на обеспечение благоприятных международных условий для социально-экономического развития страны, ее полноправного включения в систему мировых политических, хозяйственных, культурных связей, минимизации негативного воздействия на страну глобальных вызов современности. Базовые постулаты вьетнамской дипломатии сегодня - самостоятельность, многовекторность, неконфрантационность. Акцент делается на торгово-экономическое сотрудничество и эффективное участие в интеграционных процессах на всех уровнях. На современном этапе важнейшим направлением внешнеполитического курса Вьетнама остается участие в региональных интеграционных процессах, главная роль в которых отводится АСЕАН. С момента вступления Вьетнама в состав Ассоциации стран Юго-Восточной Азии, он является активным участником деятельности объединения как в политической, так и в экономической областях.

Приоритетным направлением вьетнамской дипломатии в отношении стран АСЕАН по-прежнему остается укрепление отношений со странами Индокитая. Сотрудничество СРВ с Камбоджей, Лаосом и Мьянмой в силу геополитических, исторических и ряда других причин традиционно занимает особое место в системе международных связей СРВ и, без преувеличения носит стратегический характер. В рамках своей деятельности в АСЕАН, Ханой прилагает целенаправленные усилия по сокращению разрыва в уровнях развития ее членов и активно работает в этом направлении, являясь инициатором Соглашения о сотрудничестве в целях устойчивого развития бассейна реки Меконг, создания коридора Восток-Запад и Ханойской декларации о сокращении разрыва в уровнях развития с целью укрепления интеграции.

Однако в последние годы во внешней политике Вьетнама все более важное значение стало приобретать сотрудничество со странами Малайского архипелага, с которыми еще относительно недавно Вьетнам находился в отношениях острой политической конфронтации и взаимного недоверия. С развитием этого направления Ханой связывает не только оздоровление политического климата в ЮВА, но и в первую очередь его широкомасштабное подключение к системе торгово-экономического взаимодействия как в Юго-

Восточной Азии, так и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Рассмотрение двустороннего сотрудничества Вьетнама с Индонезией, Малайзией и Филиппинами на современном этапе, с учетом влияния региональной и международной обстановки, позволит определить приоритеты его внешней политики на асеановском направлении, а также выявить основные противоречия и механизмы их разрешения.

Вьетнам - Индонезия

Дипломатические отношения между Вьетнамом и Индонезией, установленные в 1955 г., традиционно носят дружественный характер и опираются на многолетний опыт тесного взаимодействия по широкому спектру направлений. В 2020 г. страны отметили 65-летие двусторонних отношений1, которые в 2013 г. приобрели статус стратегического партнерства2. При этом стоит отметить, что Вьетнам является единственной страной из АСЕАН, с которой Индонезия установила стратегическое партнерство3.

Выстраивая внешнеполитическую линию на индонезийском направлении, вьетнамцы прежде всего исходят из того, что Индонезия не только крупное и влиятельное государство в ЮВА и АТР, но и страна с которой у СРВ немало общего в подходах к региональной проблематике. В свою очередь, развитие отношений со странами Индокитая представляет собой одно из наиболее приоритетных направлений индонезийской внешней политики. Конструктивное взаимодействие со странами Индокитайского полуострова является важной составляющей в деле реализации базовых региональных концепций Джакарты, таких как Зона мира, свободы и нейтралитета в ЮВА и Зона свободная от ядерного оружия в ЮВА.

Хотя в отношениях двух стран, претендующих на роль лидера в АСЕАН, присутствует определённое соперничество, тем не менее, Ханой и Джакарта поддерживают тесное политико-дипломатическое взаимодействие, подкрепляя его поступательным расширением практической кооперации, а также достаточно эффективно и тесно взаимодействуют в рамках региональных и глобальных форумов, включая различные асеановские объединения (АСЕМ, АРФ, СМОА+). Представляется, что в 2020 г. сотрудничество активизируется и по линии ООН, поскольку Вьетнам был избран непостоянным членом Совета Безопасности ООН, а Индонезия стала членом Совета ООН по правам человека.

Динамично развивается и торгово-инвестиционное сотрудничество, однако по обоюдным оценкам, оно не соответствует имею-

щемуся потенциалу. Товарооборот ежегодно растет в среднем на 20%, в 2010 г. он составлял 3,3 млрд долл. США а в 2019 г. достиг 9,1 млрд4. К 2020 г. ставится задача довести двусторонний товарооборот до 10 млрд5. Индонезия традиционно приобретает у Вьетнама рис6, сырую нефть, текстиль, обувь, сельхозпродукцию, а поставляет на местный рынок нефтепродукты, удобрения, различное оборудование, волокно и ткани, продукцию целлюлозной промышленности.

Что касается инвестиционного сотрудничества, то Индонезия инвестирует в нефтедобывающую сферу, в угольную промышленность, гостиничный бизнес, банковские услуги, производство одежды и деревообработку. С 2002 г. индонезийская государственная нефтяная компания «Пертамина» совместно с корпорацией нефти и газа Вьетнама «Петровьетнам» и малазийской «Петронас» ведет разработку нефтегазовых месторождений в рамках трехсторонней операционной компании на блоке «Рандугантинг» (Индонезия)7. К 2019 г. у Индонезии насчитывается 74 проекта с общей стоимостью 585 млн долл. США, что ставит её на 30 место среди 126 стран-инвесторов во Вьетнам и на 5-ое среди стран-членов

о

АСЕАН, инвестирующих во Вьетнам .

Одной из центральных тем последних переговоров стало урегулирование проблемы незаконного рыболовства в индонезийских водах. В последние годы Индонезия в борьбе с незаконным промыслом стала применять чрезвычайные меры. Согласно принятому в 2014 г. президентскому указу, браконьерские суда должны быть уничтожены, а экипаж судна передан в соответствующие страны9. Так, к примеру, в августе 2015 г. в честь 70-й годовщины независимости Индонезии было потоплено 34 пустых браконьерских судна, среди которых были корабли Вьетнама, Таиланда, Филиппин и Малайзии10. Подобные действия вызвали озабоченность со стороны Вьетнама, о чем свидетельствует заявление бывшего пресс-секретаря МИД СРВ Ле Хай Биня, который призывал урегулировать подобные инциденты «гуманно и в духе традиционной дружбы и сотрудничества»11.

По словам чрезвычайного и полномочного посла СРВ в Индонезии Фам Винь Куанга, главная проблема заключается в том, что многие вьетнамские рыбаки по причине отсутствия должных географических знаний даже не догадываются о том, что они осуществляют рыболовство в иностранных водах, нарушая тем самым международное морское право12. В результате в октябре 2017 г. Ев-

ропейской комиссией была введена «желтая карточка» в отношении вьетнамских экспортных морепродуктов в связи с неэффективной

13

борьбой правительства с морским браконьерством . Представляется, что этим был продиктован переход Ханоя к переговорам, итогом которых стало подписание совместного коммюнике по борьбе с незаконным рыболовным промыслом (2018 г.).

В целом, можно заключить, что Вьетнам и Индонезия настроены на поступательное наращивание стратегического партнерства, в первую очередь в рамках АСЕАН и других многосторонних объединениях. Стороны имеют достаточно много точек сопряжения интересов и демонстрируют решимость активно продвигать взаимодействие на перспективных направлениях.

Вьетнам - Малайзия

СРВ придает большое значение развитию многоплановых отношений с Малайзией, которые были установлены в 1973 г. Куала-Лумпур, в свою очередь, высоко оценивает роль и место Ханоя в АСЕАН, придает большое значение развитию взаимодействия с СРВ в политической, торгово-экономической и научно-технической областях, а также в сферах образования, культуры и спорта.

Довольно активно осуществляются двусторонние контакты на высшем уровне, по линии руководства различных министерств и ведомств. В экономической сфере Куала-Лумпур прочно утвердился в качестве одного из весомых торговых партнеров Ханоя, занимая третью строчку среди государств АСЕАН и шестую - среди прочих иностранных партнёров. Динамика товарооборота за последние годы свидетельствует о его планомерном увеличении на 30% ежегодно: в 2010 г. - 5,5 млрд долл. США, в 2018 г. - 12 млрд.14. Однако, в 2019 г. товарооборот сократился на 3,6% и составил 11,08 млрд15. К 2020 г. планируется вывести двусторонний товарооборот до 15 млрд16. Основные статьи вьетнамского экспорта -сырая нефть, рис и морепродукты, импорта - бензин, запчасти,

17

электрооборудование, изделия из пластмассы, сталь, удобрения .

Куала-Лумпур входит в восьмерку крупнейших инвесторов СРВ. На октябрь 2018 г. Малайзия реализовала 582 проекта общей стоимостью 12,4 млрд. долл. США. При этом в числе приоритетов Куала-Лумпура - совместная разведка и добыча нефти и газа, угля, информационные технологии и телекоммуникации. Малайзия инвестирует в 33 города и провинции Вьетнама, среди которых ведущие позиции занимает Хошимин, Ханой и провинция Донгнай. К

крупнейшим инвестиционным проектам Малайзии во Вьетнаме можно отнести: студгородок института RMIT во Вьетнаме (3,5 млрд долл. США), микрорайон «Granuda Land Viet Nam» (1,6 млрд долл.), финансовый центр «Vietnam Berjaya» (930 млн долл.). Вьетнамские капиталовложения в малазийскую экономику в рамках 18 проектов составляет около 1,53 млрд долл.18.

Одной из центральных тем двусторонних переговоров сегодня является трудовая миграция. С начала 2000-х гг. увеличился поток трудовых мигрантов из Вьетнама в Малайзию. В целях создания более благоприятных условий для вьетнамских рабочих в 2003 г. стороны подписали меморандум о взаимопонимании в сфере трудовой миграции, согласно которому вьетнамские рабочие освобождаются от требования владеть английским и малазийским языка-ми19. Благодаря этому малазийский рынок рабочей силы сегодня является одним из наиболее привлекательных для экспорта вьетнамских рабочей силы. Большинство вьетнамских мигрантов задействовано в строительной сфере, сельском хозяйстве, в сфере услуг и в сфере домашнего персонала. В среднем ежегодно в Малайзию прибывает около 12 тыс. вьетнамских рабочих20, тем не менее, по-прежнему сохраняется большая доля нелегальных мигрантов. Однако в связи с последним ужесточением миграционной политики Малайзии все больше вьетнамских рабочих депортируют, и как отмечают вьетнамские дипломаты, по-прежнему не создан механизм урегулирования данной проблемы21.

Проблема защиты прав граждан СРВ прослеживается и в деле гражданки Вьетнама Доан Тхи Хыонг, обвиняемой в совершении убийства Ким Чем Нама - старшего брата северокорейского лидера Ким Чем Ына, в феврале 2017 г. На последнем судебном заседании Верховный суд Малайзии отклонил просьбу защиты оправдать двух главных обвиняемых, которым грозит смертная казнь. Официальная позиция МИД СРВ в этом вопросе заключается в том, чтобы малазийская сторона гарантировала справедливое и объективное судебное разбирательство в соответствии с малазийским и международным законодательством22. Представители вьетнамского посольства в Куала-Лумпуре на постоянной основе поддерживают контакты с МИД Малайзии по этому делу и присутствуют на всех судебных заседаниях. В целом это судебное разбирательство не вызвало серьезных разногласий во двусторонних отношениях.

Таким образом, как представляется, несмотря на ряд несущественных разногласий, Ханой и Куала-Лумпур достаточно успешно

сотрудничают в торгов-инвестиционной, научно-технологической и гуманитарной сферах, намерены и впредь целенаправленно наращивать, и последовательно диверсифицировать двусторонние связи, рационально взаимодействовать в рамках международных и региональных форумах.

Вьетнам - Филиппины

В последние годы заметно активизировались связи СРВ с Филиппинами - важным региональном партнером Ханоя. Во время первого турне премьер-министра СРВ Фам Ван Донга в 1976 г. по пяти странам ЮВА, в Маниле было открыто дипломатическое представительство Вьетнама.

В 2014 г. на полях 22-го саммита АТЭС в Пекине, премьер-министр Вьетнама Нгуен Тан Зунг и президент Филиппин Бенигно Акино III объявили о намерении вывести двусторонние отношения на уровень стратегического партнерства23. Представляется, что в тот период Вьетнаму и Филиппинам необходимо было объединить усилия и выработать совместную позицию в отношении действий Китая на спорных островах. Однако неверно рассматривать решение об установлении вьетнамо-филиппинского стратегического партнерства только с точки зрения безопасности и напряженной об-

24

становки в Южно-Китайском море . Следует отметить, что с 2013 г. стабильно наблюдался рост товарооборота и увеличивался приток филиппинских инвестиций во Вьетнам. Кроме того, тот факт, что статус стратегического партнерства с Вьетнамом уже имели как Индонезия, так и Малайзия, вероятно, также способствовал проведению переговоров по этому вопросу. В результате, за достаточный короткий срок был подготовлен проект совместного заявления о стратегическом партнерстве, о котором было объявлено

25

на полях 23-го саммита АТЭС в Маниле в 2015 г. .

Основное внимание стороны уделяют продвижению кооперации в торгово-экономической и инвестиционной областях. В последние годы взаимный товарооборот ежегодно увеличивался в среднем на 20%: с 2008 г. по 2013 г. - 2 млрд долл. США, и в 2018 г. достиг 4,7 млрд долл. Манила вошла в число пяти наиболее важных торговых партнеров Ханоя среди стран «десятки» и стала третьим по значению экспортным рынком. Основные статьи филиппинского экспорта - машино-техническая продукция, удобрения, минеральное сырье, топливо. Вьетнам вывозит на Филиппины

рис (60% экспорта СРВ, в среднем ежегодно поставляет 1,5 млн т.),

26

морепродукты, электронное оборудование, обувь .

По подсчетам министерства планирования и инвестиций СРВ на октябрь 2018 г. во Вьетнаме было реализовано 78 филиппинских инвестиционных проектов стоимостью около 352 млн долл. США, что ставит Филиппины на 33-ое место среди иностранных инвесторов Вьетнама и на 6-ое среди стран АСЕАН27. Географически они сосредоточены на юге страны в городе Хошимин и в провинциях Биньзыонг и Донгнай. Большая часть капиталов вкладывается в пищевое, фармацевтическое и сельскохозяйственное производство. Ранее Вьетнам не имел своих инвестиционных проектов на Филиппинах, но на сегодняшний день реализуются 5 вьетнамских инве-

28

стиционных проектов общей стоимостью 4 млн долл. .

Наиболее чувствительной проблемой в двухсторонних отношениях остаются разногласия по поводу суверенитета над частью островов архипелага Спратли, которые филиппинцы считают относящимся к их юрисдикции. Не отказываясь от своих претензий на соответствующие территории и акватории, сторонам, тем не менее, удается не доводить напряженность до критического уровня, что во многом обусловлено общей озабоченностью в связи с растущим военным потенциалом Китая. Стоит отметить, что среди государств АСЕАН Вьетнам и Филиппины являются наиболее последовательными приверженцами поиска мирного решения территориальных разногласий вокруг Спратли в многостороннем формате, высказываются за скорейшее подписание Кодекса поведения сторон в ЮКМ. Что касается реакции Вьетнама на поданный в ноябре 2013 г. иск Филиппин против Китая в ППТС в Гааге, то в целом она соответствовала обшей позиции АСЕАН, которая заключалась в сдержанной реакции на предпринятую в одностороннем порядке и без консультаций акцию Манилы.

Тем не менее, как известно, в связи с приходом к власти на Филиппинах нового президента Родриго Дутерте, позиция Манилы в отношении ЮКМ резко поменялась. Главным ее отличием стало то, что Филиппины готовы перейти к переговорам с Китаем и намерены заключить с ним взаимовыгодное соглашение по территориальным спорам. Новый президент заявлял о прекращении совместных учений филиппинских и американских войск и о начале нового диалога с Китаем по вопросам ЮКМ.

Учитывая сближение Филиппин с Китаем, ряд зарубежных экспертов заключают, что Вьетнам тем самым остается в одиноче-

стве в своем противостоянии с Китаем, а стратегическое партнер-

29

ство с Филиппинами с приходом Дутерте теряет свою силу . Однако, подобные рассуждения можно было бы поставить под сомнение. Во-первых, новая провозглашенная внешняя политика Дутерте сильно не повлияла на состояние вьетнамо-филиппинских отношений, о чем свидетельствуют регулярные встречи глав государств на полях международных форумов, рост товарооборота, постоянные контакты по линии внешнеполитических ведомств и министерств обороны. Во-вторых, Ханой не исключает возможности оказаться без союзников в своем противостоянии Китаю, в связи с чем проводит крайне взвешенную политику, которая заключается в модернизации собственной армии и в продвижении вопросов безопасности в ЮКМ в повестку дня ключевых международных и региональных объединений. Другими словами Вьетнам, безусловно, приветствует взаимодействие с Филиппинами в решении территориальных споров, но и не занимает чью-либо сторону в этом вопросе, о чем говорит его позиция по гаагскому трибуналу. И, в-третьих, довольно громкие и резкие заявления нового президента Филиппин далеко не всегда соответствуют действительности и не отражают его реальные действия. Как верно отмечает, российский исследователь Д.С. Панарина маловероятно, что Р. Дутерте пойдет на полноценный конфликт с кем-либо из заинтересованных сторон, в том числе и с Вьетнамом, а скорее будет стремиться получить от каждого

30

участника ситуации явную или неявную выгоду .

В заключении, можно сказать, что несмотря на определенные разногласия по территориальным вопросам, Вьетнаму и Филиппинам удается поддерживать стабильный курс на дальнейшее расширение торгово-инвестиционного и научно-технического сотрудничества. Обе стороны предпринимают шаги к расширению кооперации в области обороны и безопасности, а также наращивают взаимодействие в рамках международных форумов и региональных интеграционных объединений, в первую очередь по проблематике ЮКМ.

Заключение

Проследив историю развития отношений Вьетнама с Индонезией, Малайзией и Филиппинами, можно прийти к следующим выводам. Прежде всего, как представляется, СРВ выработал особую внешнюю политику в отношении этих стран, подразумевающую поэтапное выстраивание долгосрочного двустороннего сотрудниче-

ства. Налаживая отношения с вышеперечисленными странами, Вьетнам следовал своей давней традиции осуществлять тщательную подготовку и проработку основополагающих документов, регулирующих и определяющих основные сферы взаимодействия в долгосрочной перспективе. Далее в целях конкретизации сотрудничества принимались совместные планы действий и формировались координационные органы в различных сферах сотрудничества. По итогам успешной реализации достигнутых договоренностей Вьетнам переходил к созданию системы партнерских отношений с этими странами. Примечательно, что именно в рассматриваемый период с 2010 по 2020 гг., Вьетнам установил отношения стратегического партнерства с Индонезией (2013 г.), Малайзией (2015 г.) и Филиппинами (2015 г.).

Анализ торгово-инвестиционного сотрудничества Вьетнама с этими государствами показывает, что по объемам торгового оборота и по объемам инвестиций лидирует Малайзия (2019 г. - 11,08 млрд долл. США; 582 проекта общей стоимостью 12,4 млрд долл.), далее следует Индонезия (2019 г. - 9,1 млрд долл.; 74 проекта общей стоимостью 585 млн долл.) и затем Филиппины (2018 г. - 4,7 млрд долл.; 78 проектов общей стоимостью 352 млн долл.). Структура двусторонней торговли свидетельствует о том, что Вьетнам поставляет на эти рынки в основном рис, морепродукты, текстиль, обувь и сырую нефть. В свою очередь основные статьи экспорта Малайзии, Индонезии и Филиппин во Вьетнам - нефтепродукты, удобрения и электрооборудование. Инвестиции во Вьетнам сосредоточены в нефтедобывающей сфере, телекоммуникационной сфере и в текстильной. Географически они сосредоточены на юге страны, в провинциях Биньзыонг и Догнай, а также в городе Хошимин.

Несмотря на поступательное развитие торгово-экономических отношений по-прежнему сохраняется ряд разногласий, среди которых территориальные споры в ЮКМ, делимитация исключительной экономической зоны, а также проблема вьетнамских трудовых мигрантов. Безусловно, на характер двусторонних отношений Вьетнама с Индонезией, Малайзией и Филиппинами влияет их позиции и действия в решении территориальных споров в ЮКМ. Однако выстраивая свою внешнюю политику с тремя вышеперечисленными странами, Вьетнам комплексно анализирует все факторы, влияющие на эти отношения. Это исторический и географический факторы, внутренняя и внешняя политика каждой из стран, а также их взаимодействие с Китаем и США. Объективно и то, что у Вьетнама

нет другого выбора, кроме как выстраивать доверительные отношения со своими региональными соседями, тем самым создавая основу для совместных действий по поддержанию стабильности и безопасности в регионе.

Именно для того, чтобы не допустить доминирования Китая или США в регионе ЮВА, Вьетнам старается маневрировать в сфере международного сотрудничества, выстраивая политику стратегического партнерства с такими ключевыми членами АСАЕАН как Индонезия, Малайзия и Филиппины. Эти отношения базируются на принципах прагматизма и неконфратационности, с акцентом на экономическую составляющую, а в последние годы с активизацией сотрудничества в военно-технической сфере. Заинтересованность стран-основательниц АСЕАН в развитии связей с Ханоем обусловлена потенциалом Вьетнама и его постепенно возрастающей ролью в региональных процессах. Приобретение союзника в лице СРВ реализует важную внешнеполитическую задачу как для АСЕАН, так и для отдельных ее членов, которая заключается в поддержании мира и стабильности, а также в совместной разработке определенных норм поведения в регионе.

1 Pho ^й tuang Pham Binh Minh: Indonesia la doi tac chien lugc quan trong сйа Viet Nam tai khu vuc (Заместитель премьер-министра Фам Бинь Минь: Индонезия является стратегическим партнером Вьетнама в регионе) // The Giai & Viet Nam (Мир и Вьетнам), 01.12.2019: https://baoquocte.vn/pho-thu-tuong-pham-binh-minh-indonesia-la-doi-tac-chien-luoc-quan-trong-cua-viet-nam-tai-khu-vuc- 105383.html

2 Viet Nam-Indonesia nang cap quan he thanh Doi tac chien lugc (Вьетнам и Индонезия выводят отношения на уровень стратегического партнёрства) // Dan Tri, 28.06.2013. URL: http://dantri.com.vn/the-gioi/viet-nam-indonesia-nang-cap-quan-he-thanh-doi-tac-chien-luoc-1372842045.htm

3 Г Г 9

Tiep tuc dua quan he doi tac chien lugc Viet Nam - Indonesia phat trien sau rong hon nua. (Продолжать углублять отношения стратегического партнерства между Вьетнамом и Индонезией) // Bao Dien Tu Dang Cong San Viet Nam (Интернет-издание газеты КПВ), 09.02.2016. URL: http://www.dangcongsan.vn/chinh-tri/tiep-tuc-dua-quan-he-doi-tac-chien-luoc-viet-nam-indonesia-phat-trien-sau-rong-hon-nua-368970.html

4 Thong tin co ban ve In-do-ne-xi-a va quan he Viet Nam - In-do-ne-xi-a (Основная информация о двусторонних отношениях Вьетнама и Индонезии) // Bo Ngoai Giao Viet Nam (МИД Вьетнама), 20.12.2018. URL:

http://www.mofahcm.gov.vn/vi/mofa/cn_vakv/ca_tbd/nr040819102944/ns170913161810

5 Nam 2019: Nhieu dau an trong quan he Viet Nam - Indonesia (2019 год отмечен целым рядом памятных дат в двусторонних отношениях Вьетнама и Индонезии) // Bao Dien Tu Dang Cong San Viet Nam (Интернет-издание газеты КПВ), 28.01.2020. URL: http://dangcongsan.vn/doi-ngoai/nam-2019-nhieu-dau-an-trong-quan-he-viet-nam-indonesia-547228.html

6 Однако в 2020 г. в условиях пандемии коронавируса вьетнамское правительство приняло решение приостановить поставки риса на мировой рынок, чтобы сохранить продовольственную безопасность внутри страны.

7 Petrovietnam di tim dau a nuac ngoai («Петровьетнам» ищет месторождения за рубежом) // Nang Luang Quoc Te (Мировая энергетика), 23.03.2015. URL:

https://nangluongquocte.petrotimes.vn/petrovietnam-di-tim-dau-o-nuoc-ngoai-266946.html

8 л

Thong tin ca ban ve In-do-ne-xi-a va quan he Viet Nam - In-do-ne-xi-a (Основная информация о двусторонних отношениях Вьетнама и Индонезии)

9 Ikrami Hadyu. Indonesia's Reform of its Fisheries Law and Policy & Cooperation with ASEAN in Combating IUU Fishing // Asia-Pacific Journal of Ocean Law and Policy. Vol. 3. № 2. P. 319.

10 Indonesia sinks 34 foreign boats to stop illegal fishing // The Straits Times, 18.08.2015. URL: https://www.straitstimes.com/asia/se-asia/indonesia-sinks-34-foreign-boats-to-stop-illegal-fishing

11 Hanoi asks Jakarta to humanely treat Vietnamese fishermen violating territorial waters // Tuoi Tre News, 20.08.2015. URL: https://tuoitrenews.vn/politics/29956/vietnam-asks-indonesia-to-humanely-treat-vietnamese-fishermen-violating-territorial-waters

12 Giai quyet van de ngu dan can bien phap dong bo (Решение проблемы рыбаков требует принятия совместных мер)

13 Vietnam cooperates with Indonesia to fight illegal fishing as "yellow card" review nears // Seafood Source, 24.04.2018. URL: https://www.seafoodsource.com/news/supply-trade/vietnam-cooperates-with-indonesia-to-fight-illegal-fishing-as-yellow-card-review-nears

14 Thong tin ca ban ve Ma-lai-xi-a va quan he Viet Nam - Ma-lai-xi-a (Основная информация о двусторонних отношениях Вьетнама и Малайзии) // Bo Ngoai Giao Viet Nam (МИД Вьетнама), 20.12.2018. URL:

http://www.mofahcm.gov.vn/mofa/cn_vakv/ca_tbd/nr040819103058/ns 170913160011

15 Tong hap kim ngach thuang mai song phuang Viet Nam-Malaysia nam 2019 (Двусторонний товарооборот Вьетнам и Малайзии за 2019 год) // Vietnam Export, 15.01.2020. URL: http://vietnamexport.com/tong-hop-kim-ngach-thuong-mai-song-phuong-viet-nam-malaysia-nam-2019/vn2531204.html

16 Viet Nam - Malaysia no luc dat kim ngach thuang mai 15 ty USD nam 2020 (Вьетнам -Малайзия приложат усилия для достижения товарооборота в $15 млрд. к 2020 г.) // Bo Cong Thuang Viet Nam (Министерство промышленности и торговли СРВ), 10.12.2016. URL: https://moit.gov.vn/tin-chi-tiet/-/chi-tiet/viet-nam-malaysia-no-luc-%C4%91 at-kim-ngach-thuong-mai- 15-ty-usd-nam-2020-108700-16.html

17 Viet Nam - Malaysia no luc dat kim ngach thuang mai 15 ty USD nam 2020...

18

Tinh hinh hap tac dau tu ^a Malaysia vao Viet Nam (Инвестиционное сотрудничество Малайзии с Вьетнамом) // Bo Ke Hoach va Dau Tu. Cuc Dau Tu Nuac Ngoai (Министерство планирования и инвестиций Вьетнама. Департамент иностранных инвестиций), 05.12.2014. URL: http://fia.mpi.gov.vn/TinBai/2045/Tinh-hinh-hop-tac-dau-tu-cua-Malaysia-vao-Viet-Nam

19 Tinh hinh 10 nam hap tac lao dong Viet Nam-Malaysia (10 лет сотрудничества в трудовой сфере между Вьетнамом и Малайзией) // Vietnam Plus, 29.11.2013. URL: https://www.vietnamplus.vn/tinh-hinh-10-nam-hop-tac-lao-dong-viet-

nammalaysia/232588.vnp

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20

Tinh hinh 10 nam hap tac lao dong Viet Nam-Malaysia.

21

Tinh hinh 10 nam hap tac lao dong Viet Nam-Malaysia.

22 л Bô Ngoai giao noi vê vu xét xû công dân Doàn Thi Huang tai Malaysia (Заявление

МИД о судебном разбирательстве гражданки СРВ Доан Тхи Хыонг в Малайзии) //

Dan Tri, 23.08.2018. URL: https://dantri.com.vn/the-gioi/bo-ngoai-giao-noi-ve-vu-xet-xu-

cong-dan-doan-thi-huong-tai-malaysia-2018082320431861.htm

23 ' ' '

Viêt Nam, Philippines nhâm toi quan hê Dôi tâc chiên luoc (Вьетнам и Филиппины на пути к стратегическому партнёрству) // Bâo Bien Tû Chinh Phû Nuoc Công Hoa Xâ Hôi Chù Nghîa Viêt Nam (Интернет-издание газеты правительства СРВ), 21.05.2014. URL: http://baochinhphu.vn/Thu-tuong-tai-Philippines-2014/Viet-Nam-Philippines-nham-toi-quan-he-Doi-tac-chien-luoc/199995.vgp

24 Julio S., Amador III, Jeremie P. Credo. Can the Philippines and Vietnam be Strategic Partners? // Republic of the Philippines. Foreign Service Institute. CIRSS Commentaries. Vol. II, № 1.

25

Vietnam, Philippines establish strategic partnership // The Embassy of Socialist republic of Vietnam in the Republic of the Philippines. URL: https://vnembassy-manila.mofa.gov.vn/en-us/News/EmbassyNews/Pages/Vietnam,-Philippines-establish-strategic-partnership. aspx

26 Viêt Nam-Philippines tâng cuong hop tâc nhiêu lînh vuc (Вьетнам и Филиппины укрепляют многоплановое сотрудничество) // Bô Ngoai Giao Viêt Nam (МИД Вьетнама), 25.10.2011. URL: http://www.mofahcm.gov.vn/vi/mofa/nr040807104143 /nr040807105001/ns111025172853

27 ^

Thông tin ca bàn vê Phi-lip-pin và quan hê Viêt Nam - Phi-lip-pin. (Основная информация о двусторонних отношениях Вьетнама и Филиппин) // Bô Ngoai Giao Viêt Nam (МИД Вьетнама), 20.12.2018. URL: http://www.mofahcm.gov.vn/

mofa/cn_vakv/ca_tbd/nr040819104120/ns 170913154615

28 ^

Thông tin ca bàn vê Phi-lip-pin và quan hê Viêt Nam - Phi-lip-pin....

29

Heydarian R.J. Philippine-Vietnamese Relations Challenged by Regional Shifts // Asia Maritime Transparency Initiative, 26.10.2017. URL: https://amti.csis.org/philippine-vietnamese-relations-challenged-regional-shifts/; Galang A.M. What's happened to the Philippines-Vietnam strategic partnership? // East Asia Forum, 31.05.2018. URL: http://www.eastasiaforum.org/2018/05/31/whats-happened-to-the-philippines-vietnam-strategic-partnership/

30

Панарина Д.С. Филиппины в Южно-Китайском море: Позиция страны после решения Гаагского суда // Юго-Восточная Азия: Актуальные проблемы развития. -Выпуск XXXII, № 32.- 2016. С. 98.

Статья поступила в редакцию 23.04.2020, принята к публикации 13.05.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.