Научная статья / Research article Вьетнам и его место в проекте «Большая Евразия»
М. А. Шпаковская
Кафедра теории и истории международных отношений РУДН, Москва, Россия ORCID: 0000-0003-4463-880X, Е-mail: [email protected]
Ву Тхуи Чанг
Вьетнамская Академия Общественных наук, Вьетнам Е-mail: [email protected]
Аннотация. В статье авторы рассматривают значение и перспективы развития концепции Большого Евразийского партнерства. Современные геополитические вызовы мира поставили вопрос о необходимости дальнейшей консолидации, в том числе стран ЕАЭС перед возрастающими внешними вызовами и угрозами по пути продолжения процессов интеграции. Образованный в 2014 г. ЕАЭС превратился в одну из основных форм сотрудничества с третьими странами, важной формой взаимодействия которого является заключение региональных торговых соглашений, при которой каждое государство самостоятельно определяет свою торговую политику в отношении торговли услугами, осуществление инвестиций с другими странами и заключение международных соглашений по вопросам экономической интеграции в сфере торговли услугами и инвестиций. Дальнейшему развитию ЕАЭС способствовала концепция Большого Евразийского партнерства (БЕП), которая была выдвинута президентом России В.В. Путиным на Петербургском экономическом форуме в июне 2016 г. Представив свой интеграционный проект, Россия заявила о готовности продвигать его, ориентируясь в первую очередь на взаимодействие со странами АСЕАН. В этой связи развитие сотрудничества России со странами евразийского пространства становится одним из ключевых направлений внешнеполитической стратегии России. В контексте этого интеграционного объединения особое значение придается взаимодействию со странами АСЕАН, в рамках которой Вьетнам выступает основным партнером для России в рамках реализации новых интеграционных инициатив. Значительную роль в продвижении Евразийского проекта сыграло Соглашение о свободной торговле, подписанное в мае 2015 г., когда Вьетнам стал первым государством, с которым Евразийский экономический союз, заключил подобное соглашение., подписание которого способствовало росту объемов торговли в рамках двусторонних экономических отношений. Авторы обращают внимание, на то, что для дальнейшего совершенствования интеграции в рамках Большого Евразийского партнерства с Вьетнамом необходимо и дальше развивать механизмы сотрудничества и взаимодействия, направленных на единый подход к формированию общих рынков.
Ключевые слова. Россия, СССР, Вьетнам, Всеобъемлющее стратегическое партнерство, Большое евразийское партнерство, ЗСТ, АСЕАН.
Финансирование: Данная статья выполнена при поддержке гранта РФФИ №№ 20-51492001/21 ВАОН «Российско-вьетнамское сотрудничество в контексте современной геополитической ситуации в Восточной Азии.
Для цитирования: Шпаковская М.А., Ву Тхуи Чанг Вьетнам и его место в проекте «Большая Евразия» // Постсоветские исследования. 2022; 7(5):693-702.
Vietnam and its place in the Greater Eurasia Project Marina A. Shpakovskaya
Department of Theory and History of International Relations, RUDN University. Moscow, Russia. ORCID: 0000-0003-4463-880X, E-mail: [email protected]
Vu Thuy Trang
Vietnam Academy of Social Sciences, Vietnam Email: [email protected]
Abstract. In this article the authors examine the significance and prospects of development of the Greater Eurasian Partnership concept. Current geopolitical challenges of the world have raised the question of the need for further consolidation, including the countries of the Eurasian Economic Union (EAEU) in the face of increasing external challenges and threats to the continuation of integration processes. Established in 2014, the EAEU has become one of the main forms of cooperation with third countries. The EAEU has become a major form of cooperation with third countries, an important form of interaction with which is the conclusion of regional trade agreements in which each state independently determines its trade policy regarding trade in services, making investments with other countries and concluding international agreements on economic integration in the sphere of trade in services and investment. Further development of the EAEU was facilitated by the concept of the Greater Eurasian Partnership (GEP), which was put forward by Russian President Vladimir V. Putin at the St. Petersburg Economic Forum in June 2016. Putin at the St. Petersburg Economic Forum in June 2016. Having presented its integration project, Russia declared its readiness to promote it, focusing primarily on interaction with ASEAN countries. In this regard, the development of Russia's cooperation with the countries of the Eurasian space becomes one of the key areas of Russia's foreign policy strategy. In the context of this integration association, special importance is given to interaction with ASEAN countries, within which Vietnam is the main partner for Russia in the implementation of new integration initiatives. A significant role in promoting the Eurasian project was played by the Free Trade Agreement signed in May 2015, when Vietnam became the first state with which the Eurasian Economic Union concluded such an agreement, the signing of which contributed to the growth of trade volumes in bilateral economic relations. The authors draw attention to the fact that to further improve integration within the framework of the Greater Eurasian Partnership with Vietnam it is necessary to further develop mechanisms for cooperation and interaction aimed at a common approach to the formation of common markets.
Keywords. Russia, USSR, Vietnam, Comprehensive Strategic Partnership, Greater Eurasian Partnership, FTA, ASEAN.
Funding: This article was carried out with the support of Russian Foundation for Basic Research grant No. 20-514-92001/21 VAON «Russian-Vietnamese cooperation in the context of the current geopolitical situation in East Asia»
For citation: Marina A. Shpakovskaya, Vu Thuy Trang. Vietnam and its place in the Greater Eurasia Project // Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2022;7(5):693-702 (In Russ.).
Новые геополитические вызовы современного мира, а также необходимость консолидации перед внешними вызовами и угрозами, стоящие перед странами ЕАЭС поставили вопрос о необходимости продолжения процессов интеграции. Дальнейшее развитие сотрудничества России со странами евразийского
пространства превратилось в одно из важнейших направлений
внешнеполитической стратегии России. В этой связи президент России В.В. Путин в своей статье «Новый интеграционный
проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня», опубликованной в октябре 2011 г. отметил, что «мы предлагаем модель мощного
наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом».1
В этой связи важным шагом по дальнейшему развитию ЕАЭС стала концепция Большого Евразийского партнерства (далее БЕП), которая также была
1 Путин В.В. Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня // Известия, 2011, 4.10.
выдвинута президентом России В.В.
Путиным на Петербургском экономическом форуме в июне 2016 г. В этом интеграционном проекте взаимодействие со странами АСЕАН, в рамках которой Вьетнам выступает главным партнером для России, является базовой составляющей в архитектуре экономики Евразийского континента.
Азиатско-тихоокеанский регион во внешней политики России занимает одно из наиболее значимых направлений во внешнеполитической стратегии России. Согласно Концепции внешней политики РФ «Россия рассматривает укрепление своих позиций в АзиатскоТихоокеанском регионе и активизацию отношений с расположенными в нем государствами как стратегически важное направление своей внешней политики».1 Для современной России
регион АТР имеет особое значение, также в связи с реализацией стратегической линии на крупномасштабное освоение районов Сибири и Дальнего Востока, создание инновационной, высокотехнологичной
экономики в целом.
Основы сотрудничества России и Вьетнама
Вьетнам с момента установления дипломатических отношений с СССР в 1950 г. всегда оставался важным партнером как для Советского Союза, так и впоследствии для России. СССР как лидер социалистического блока всегда отстаивал внешнеполитические интересы
Социалистической республики Вьетнам, поддерживал страну по линии политического, научного, экономического и военно-технического сотрудничества
[Мосяков, Астафьева 2014].
Огромную роль сыграл СССР и в сложный период войны во Вьетнаме - с 1955 по 1975 гг. К сожалению, после распада СССР, в период, когда Россия «переживала сложную пору смены своих политических приоритетов и находилась в процессе концептуального формирования новой
1 Концепция внешней политики Российской 3. Федерации: указ Президента РФ от 30 ноября 2016 г. URL: //http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1033095 (Дата обращения 10.10.2021)
внешней политики» отношения между Россией и Вьетнамом «оказались в критическом состоянии. Однако обе
стороны сумели найти новую модель взаимоотношении...» [Кобелев 2015]. Действительно, после сложного периода начала 90-х гг. ХХ в. стороны снова вернулись к выстраиванию доверительных и взаимовыгодных отношений. России
активизировалась на мировой арене, вернулась к многовекторной модели внешней политикой, которая позднее нашла свое выражение в «Доктрине Примакова», основываясь на которой российской внешней политикой были выстроены следующие фундаментальных принципы: Россия является незаменимым участником мировой политики, проводящий
независимую внешнюю политику; внешняя политика России реализуется в контексте более широкого видения многополярного мира, управляемого группой стран; признание российского первенства на постсоветском пространстве и в Евразии имеет основополагающее значение для всех дипломатических инициатив в отношении России; Россия принципиально против любого расширения НАТО; партнерство с Китаем является краеугольным камнем внешней политики России.
Министра иностранных дел РФ С.В. Лавров отметил, что за время нахождения Евгения Примакова на посту министра иностранных дел был проведен ряд существенных изменений. По словам главы МИД РФ, Евгений Примаков — это «явление не только в нашей внешней политике, но и в российском государстве.. .его правительство заслонило собой огромную амбразуру. его приход в министерство иностранных дел России позволил стабилизировать внешнюю
политику, придать ей устойчивость и
2
самостоятельность».
Уже в новых международных реалиях приступили к выстраиванию своих отношений Россия и Вьетнам. В результате активизации вьетнамского направления во
2 Лавров: в недалеком будущем историки сформулируют такое понятие, как "доктрина Примакова" // ТАСС, 28.10.2014. URL.: https://tass.ru/politika/1537769 (Дата обращения 10.11.2021)
внешней политики России в 1994 г. был подписан Договора об основах дружественных отношений1. Хотя этот договор вполне можно охарактеризовать как декларативный, однако сам факт провозглашения дружеских отношений определил дальнейший вектор развития отношений между двумя странами.
Важную роль в формировании новой модели взаимоотношений способствовали также в начале XXI в., визиты лидеров двух стран. В ходе визита Президента В.В. Путина в 2001 г. в Ханой был подписан важный и основополагающий документ -Декларация о стратегическом партнерстве в XXI в.2 Стратегическое партнерство имеет важное значение для обоюдного развития сотрудничества, направленного на конкретные его области, в том числе и на поддержание национальной безопасности каждой из сторон. Как правило, специалисты выделяют пять критериев выбора стратегических партнеров: общие интересы, общие ценностные ориентиры, общее стратегические устремления, общие рычаги влияния и, в ряде случаев, общая военная сила [Nadkami 2010: 81]. Подписание данного документа свидетельствовало о выходе отношений между странами на новый уровень.
Термин «стратегическое партнерство» применительно к международным отношениям стал входить в научный оборот в 1990-х гг., характеризуя, прежде всего, отношения между США и Китаем. После развала СССР и распада биполярной системы международных отношений, когда под термином «союзник» понимался, как правило, участник военно-политического союза, то соглашения, заключенные после 1990-х гг. на уровне «стратегического партнерства» между двумя странами в различных областях международного взаимодействия ориентировались в основном на выстраивание отношений на базе взаимовыгодного сближения и поддержки в определенных сферах
1 Договор об основах дружественных отношений
(1994 г.). Правовой департамент МИД РФ. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts /2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-326/48253 (Дата обращения 10.10.2021)
сотрудничества.
В 2012 г. отношения между странами были повышены до уровня
Всеобъемлющего стратегического
партнерства (ВСП), которое представляет собой более высокий уровень сотрудничества, чем стратегическое партнерство. ВСП указывает на важность и значимость сотрудничества между двумя или несколькими сторонами, имеющими долгосрочные интересы; высокий уровень политического доверия; взаимное содействие друг другу, в целях реализации всестороннего сотрудничества в тех областях, в которых стороны, подписавшие его имеют общие интересы, такие как политическая, экономическая, культурная, и другие. Это партнерство ориентировано на конкретные цели, а также долгосрочное сотрудничество [Casarini 2009: 93].
С точки зрения общего присутствия России в Юго-Восточной Азии можно было констатировать, что Россия возвращается в регион АСЕАН и сделала это при активной поддержке Вьетнама. Стратегическое партнерство, таким образом, стало одним из основных факторов развития как двусторонних отношений, так и контактов между Россией и АСЕАН [Андреев 2013]. К этому времени Вьетнам превратился также в один из центров развития АСЕАН. Задачи, которые стояли перед Вьетнамом как новым членом АСЕАН (с 1995 г.), были достаточно непростые - необходимо было сократить разницу в экономическом развитии, прежде всего, в ВВП на душу населения по сравнению с другими участниками Ассоциации. Усилия, предпринятые Вьетнамом, позволили стране стать конкурентом таких традиционных лидеров АСЕАН как Индонезия, Малайзия или Сингапур [Ву Тхуи Чанг 2011: 115-123].
По словам доктора Ле Хонг Хиеп, научного сотрудника Института
исследований Юго-Восточной Азии (ISEAS) в Сингапуре, стратегическое партнерство Вьетнам рассматривает, прежде всего, с
2 Декларация о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам. Президент России. URL: http://kremlin.ru/supplement/3283 (Дата обращения 08.11.2021)
точки зрения безопасности, экономических выгод и повышения международного статуса Вьетнама [Шпаковская, Куклин, Нгуен 2019].
Между РФ и СРВ за прошедшие годы выстроена разветвленная система активных политических контактов и диалога, как на высшем, так и на всех других уровнях, что создало прочную базу политического сотрудничества. Президент РФ В.В. Путин неоднократно побывал с визитами в СРВ, что значительно укрепило традиционно дружественные отношения наших стран и народов. В последние годы контакты между двумя странами значительно
активизировались. Кроме того,
руководители двух государств регулярно встречаются «на полях» многосторонних форумов. На современном этапе Россия и Вьетнам уделяют особое внимание проблемам стабильности и безопасности в АТР. Стороны являются связующим звеном различных региональных механизмов сотрудничества, например, таких как форум АТЭС и Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ).
В рамках двустороннего сотрудничества активно развивается и торгово-инвестиционное направление,
координируемое Межправительственной Российско-Вьетнамской комиссией по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству под председательством вице-премьеров двух стран.1
Эффективным инструментом
продвижения инвестиционного
сотрудничества служит Российско-Вьетнамская рабочая группа высокого уровня по приоритетным инвестиционным проектам под председательством министров промышленности и торговли.
Основными направлением
стратегического партнерства России и Вьетнама остается сфера энергетики и
добычи энергоресурсов. Развивается и сотрудничество в сфере атомной энергетики, однако проект строительства АЭС совместно с Росатомом «Ниньтхуан-1» не был реализован по решению вьетнамской стороны.2 Хотя летом 2015 г. стороны заключили новое Рамочное соглашение, прописав основные условия сотрудничества, однако уже на следующий год Вьетнам отказался от программы создания атомных
электростанций. Помимо российского проекта был отменен и японский; последние должны были возводить АЭС «Ниньтхуан-2». За отказ от строительства станций проголосовало свыше 90% депутатов парламента Вьетнама.3
При этом стороны активно развивают сотрудничество в сфере образования, культуры и туризма, что подтверждается большим количеством квот для вьетнамских студентов и их заявок на обучение в российских учебных заведениях. Развивается также и отношения в области культуры -регулярными стали выставки культуры, искусства, фотографии, Вьетнам занимает прочные позиции как популярное туристическое направление.
В ноябре 2021 г. в Москву состоялся государственный визит президента СРВ Нгуен Суан Фука, по итогам которого было составлено совместное заявление о видении развития отношений всеобъемлющего стратегического партнёрства между странами до 2030 года. Президент Вьетнама не первый раз посещает Москву с визитом -в качестве премьер-министра СРВ он был в Москве в 2019 г. в результате которого были подписаны различные торгово-
экономические соглашения и соглашения о взаимном сотрудничестве практически во всех областях. Вьетнам современного мира — это быстро развивающаяся 100-миллионная региональная держава, которая успешно интегрируется в региональную
1 Саммит Россия-АСЕАН в Сочи 2016. URL: http://russia-
asean20.ru/russia_asean/20160308/23710.html (Дата обращения 10.10.2021)
2 Ведомости. Вьетнам отказался от строительства
АЭС с «Росатомом». URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/11/11/6
64452-vetnam-otkazalsya-ot-aes (Дата обращения 15.12.2021)
3 Нереализованный проект Росатома. АЭС могла стать первой в Юго-Восточной Азии// 6.05.2021. URL: https://zen.yandex.ru/media/str_rus/nerealizovannyi-proekt-rosatoma-aes-mogla-stat-pervoi-v-rngovostochnoi-azii-60934föcc235fb60b6a7dc4e (Дата обращения 15.11.2021)
экономику и представляет интерес как страна-партнер не только для России, но и для других стран мира.
В процессе последних переговоров было подчеркнуто, что одним важных направлений во взаимоотношениях двух стран занимает взаимодействие в военной и военно-технической сфере в сферах безопасности, в информационной безопасности. Страны согласовали свои позиции также по вопросам в обеспечении морской безопасности, свободы судоходства и воздушной навигации, а также беспрепятственной торговле
Также были затронуты вопросы формирования более справедливой демократической системы международных отношений, основанной на верховенстве международного права и принципах Устава ООН, включая суверенное равенство государств, территориальную целостность, равноправие и самоопределение народов, невмешательство во внутренние дела государств, неприменение силы или угрозы силой, урегулирование споров мирными средствами.
По итогам переговоров президентов РФ и Вьетнама Владимира Путина и Нгуен Суан Фука было принято совместное заявление о видении развития отношений
всеобъемлющего стратегического
партнёрства между странами до 2030 года. 1
Важным моментом в подписанных документах явился вопрос о безопасности по Южно-Китайскому морю - и Россия и Вьетнам высказались за полное выполнение Декларации по Южно-Китайскому морю. Лидеры выступили за наращивание усилий по созданию в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) прозрачной архитектуры безопасности на внеблоковых началах. Было обращено внимание, что стороны считают международную безопасность неделимой и всеобъемлющей, и безопасность одних государств недопустимо обеспечивать за счет безопасности других, в том числе путем
1 Совместное заявление о видении развития отношений всеобъемлющего стратегического партнёрства между Российской Федерацией и
Социалистической Республикой Вьетнам на период до 2030 года // 30.11.2021.URL.:
расширения действующих или создания новых закрытых военно-политических альянсов, рассматривают укрепление стратегического доверия в качестве важнейшего фактора обеспечения мира, стабильности и сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в мире в целом. В контексте вопрос безопасности важное место было уделено развитию механизма консультаций представителей РФ и АСЕАН. Также были оговорены вопросы сотрудничества в гуманитарной области: медицине, гуманитарной области, в сфере образования.2
К сожалению, одним из серьезным препятствием для полноценного развития экономических отношений представляется географическая удаленность двух сторон, недостаточное развитое пока состояние транспортной инфраструктуры. В этом контексте задача совершенствования морских коммуникаций является одной из главных, которая может дать новый импульс развитию торгово-экономическим отношениям России и Вьетнаму. Вьетнам в Юго-Восточной Азии Вьетнам является одной из самых динамично развивающихся экономик со среднегодовым темпом роста более 6%, что свидетельствует о
поступательном экономическом росте страны. Во многом это объясняется развивающимся энергетическим сектором, именно от его уровня развития зависят направление и темпы развития
индустриализации страны.
В то же время, оценивая современный уровень развития торгово-экономического сотрудничества, можно отметить, что он не соответствует своим потенциальным возможностям. Для активизации
сотрудничества представляется важным дальнейшее развитие прямых контактов между деловыми кругами наших стран, сотрудничество по «второму каналу», т.е. по линии неправительственных организаций и
http://www.kremlin.ru/supplement/5742 (Дата
обращения 23.10.2021)
2 Президенты России и Вьетнама приняли заявление по итогам переговоров //Риа Новости. 30.11.2021 URL.: https://ria.ru/20211130/zayavlenie-
1761542964.html (Дата обращения 25.11. 2021)
научного сообщества. 1
Отношения России и Вьетнама всегда характеризовались высокой интенсивностью контактов, углубленным взаимодействием и прочными основами к взаимопониманию. Вьетнам по-прежнему остается важнейшим стратегическим партнером в АСЕАН для России и единственной ключевой страной для вовлечения России в региональные проекты ЮВА.
При этом надо отметить, что современная политика Вьетнама отличается многовекторностью, асеаноцентричностью и стремлением занять прочные позиции на многосторонних площадках с целью усилить свои позиции не только в регионе, но и в целом в международном сообществе.
Экономическое сотрудничество и перспективы ЗСТ Вьетнама и ЕАЭС
Как известно, идея создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) была заложена в принятой президентами России, Белоруссии и Казахстана 18 ноября 2011 г. Декларации о евразийской экономической интеграции, в которой были зафиксированы цели евразийской экономической интеграции, а также была провозглашена задача создания
Евразийского экономического союза к 1 января 2015 г.
Образованный в 2014 г. Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС) одним из основных форм своего сотрудничества с третьими странами определил такую форму как заключение региональных торговых соглашений, при которой каждое
государство самостоятельно определяет свою торговую политику в отношении торговли услугами, осуществление инвестиций с другими странами и заключение международных соглашений об экономической интеграции в сфере торговли услугами и инвестиций. Политика в области внешней торговли является важным инструментом по дальнейшему
продвижению ЕАЭС.
Новые задачи в политической и
1 Локшин Г. Сотрудничество с Вьетнамом - часть российского «поворота на восток» // Независимая газета. 29.11.2021. URL.:
https://www.ng.ru/world/2021 -11 -
экономической областях, а также необходимость консолидации перед внешними вызовами и угрозами, стоящие перед странами ЕАЭС поставили вопрос о необходимости продолжения процессов интеграции [Исаков 2014: 169]. Позиция России как одного из лидеров процесса евразийской интеграции была освещена в статье президента России В. В. Путина «Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня», опубликованной в октябре 2011 г. В ней президент России подробно расписал планы и перспективы создания на постсоветском пространстве Евразийского союза. В ней он, в частности отметил, что «мы предлагаем модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом».2
В этом контексте значимой идеей по развитию ЕАЭС стала концепция БЕП, выдвинутая президентом России В.В. Путиным на Петербургском экономическом форуме в июне 2016 г. Представив свой интеграционный проект, Россия заявила о готовности продвигать его, ориентируясь в первую очередь на взаимодействие со странами АСЕАН, в рамках которой Вьетнам выступает главным партнером как для России, так и для ее союзника Китая. Россия приступает к осуществлению в регионе Юго-Восточной Азии новых интеграционных инициатив, в реализации которых выводит Вьетнам в потенциальные лидеры региональных политических процессов.
Уже седьмой год существует Зона свободной торговли Вьетнама и ЕАЭС, и за это время мы можем отметить, что товарооборот увеличился. Период
пандемии, связанной с COVID-19, явился большим вызов для сотрудничества стран ЕАЭС. В результате экономическое
развитие затормозилось, снизилось ВВП всех государств, участвующих в этом
29/100_vietnam.html?id_user=Y (Дата
обращения. 18.11.2021)
2 Путин В.В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня // Известия. 3 ноября 2011.
интеграционном объединении. По официальной оценке, Евразийской экономической комиссии снижения совокупного ВВП ЕАЭС составляет 3,9%. 1
Для более эффективного взаимодействия Вьетнама с ЕАЭС, по мнению научного сотрудника Института европейских исследований при Вьетнамской академии общественных наук, профессор Нгуен Кань Тоан необходимо обратить на вопросы создания новых факторов роста конкурентоспособности на современном этапе интеграции ЕАЭС. Необходим единый подход к формированию общих рынков, использованию технических регламентов ЕАЭС, имеющих значительное воздействие на увеличение торговли по сравнению с дальнейшим снижением таможенных тарифов. Немаловажным моментом в успешном развитии торговли является то, что около 90% вьетнамских предприятий не используют русский язык для общения, что замедляет взаимодействие между партнерами. Отрицательно также сказываются на уровне торговли недопонимание по квотам на импорт из Вьетнама в ЕАЭС, что по мнению вьетнамской стороны требует согласования и, возможно, пересмотра.2
Также значительной проблемой явилось проблема долларизации
вьетнамской экономики. Вьетнам принял решение по ограничению долларизации вьетнамской экономики - в связи с этим, по мнению вьетнамский стороны, в торговле между Вьетнамом и ЕАЭС необходимо иметь соглашение об оплате в валюте по обменному курсу, согласованному обеими сторонам. Развитие и углубление
интеграции Вьетнама с ЕАЭС во многом зависит от развития торговых обменов.3
В декабре 2020 г. Главы государств Евразийского экономического союза на
1 Иноземцев В. ЕАЭС во время пандемии // РСМД. 19.02.2021. URL.: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/eaes-vo-vremya-pandemii/ )Дата обращения 19.10.2021)
2 Четыре года свободной торговли Вьетнама и ЕАЭС:
взгляд из Ханоя // Фонд Диалог Цивилизаций.
Таджикистан и мир. URL.:.
https://www.dialog.tj/news/4-goda-svobodnoj-torgovli-vetnama-i-eaes-vzglyad-iz-khanoya (Дата обращения 05.10.2021)
заседании Высшего Евразийского экономического совета утвердили
Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Обсуждение основных направлений дальнейшего сотрудничества касалось вопросов цено - и
тарифообразования на услуги по транспортировке газа на общем рынке газа ЕАЭС в рамках Международного договора по формированию общего рынка газа Евразийского экономического союза. Принятие Стратегии представляется важным этапом в развитии ЕАЭС, на котором уже можно говорить о переходе от этапа становления к этапу проектной интеграции. В документе сформулированы контуры экономического взаимодействия в новых областях - в образовании, здравоохранении, туризме и спорте. Отдельное направление -формирование Союза как одного из наиболее значимых центров развития современного мира.4
Неудивительно, что такой крупный интеграционный проект, как ЕАЭС вызвал интерес у ряда стран АСЕАН. В свою очередь перспектива продвижения евразийской инициативы, поддерживаемой и важной для России на внешние и крайне привлекательные рынки ЮВА, также являлась приоритетной. Значительную роль в продвижении Евразийского проекта сыграло Соглашение о свободной торговле (подписано 29 мая 2015 года). Вьетнам стал первым государством, с которым Евразийский экономический союз, заключил подобное соглашение5. Действительно с введением соглашения о ЗСТ наблюдался рост объемов торговли в рамках двусторонних экономических отношений. Так в 2020 г. товарооборот России с Вьетнамом увеличился на 15,20% по сравнению с 2019 годом, а в 2021 г. на
3 Там же
4 Мясникович М.: «Международная деятельность ЕАЭС должна способствовать повышению конкурентоспособности национальных экономик» // интернет-портал СНГ. URL. https://e-cis.info/news/568/91867/ (Дата обращения 15.12.2021)
5 Подписан закон о ратификации соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом. URL: http://kremlin.ru/catalog/keywords/126/events/51852
25,91%1. Довольно значительный рост наблюдается в рамках показателей экспорта и импорта, однако в отношении имплементации подобного партнерства есть и несколько особых моментов, на которые стоит обратить внимание.
Заключение
Можно отметить ряд проблем при реализации договора о ЗСТ с Вьетнамом: некоторые направления «экономического сотрудничества осталось не охваченным либерализацией. В списки исключений попали довольно обширные группы товаров. Евразийский союз в рамках защиты своих товаров сохранил прежние значения пошлин для таких товаров как мясо, молоко, сахар, трубы, машины, а Вьетнам — отдельные
виды мяса, птицы, соль, изделия из драгоценных металлов».2 Также можно отметить введение различных таможенных мер, триггерных значений по импорту ряда категорий товаров и т.д. Как можно наблюдать, соглашение выдержано в традициях уважения к суверенитету контрагентов, что для стран АСЕАН является важным фактором реализации каких-либо договоренностей.
В условиях роста глобальных вызовов и угроз и связанных с ними рисков, продвижение интеграционных инициатив ЕАЭС может способствовать повышению конкурентоспособности национальных
экономик во всех сферах и областях, что даст возможность активизировать
сотрудничество
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Casarini N. Remaking Global Order: The Evolution of Europe-China Relations and its Implications for East Asia and the United States. Oxford. Oxford university press. 2009. P. 93.
Nadkarni V. Strategic Partnerships in Asia: Balancing without alliances. N.Y. Routledge. 2010. P. 81
Андреев П.С. Россия Вьетнам: текущее состояние двустороннего сотрудничества и перспективные направления развития экономических отношений // Общество: политика, экономика, право. 2013. №1.
Ву Тхуи Чанг. Некоторые итоги членства Вьетнама в АСЕАН // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2011. №4. C. 115-123.
Исаков И.Ж. Политическая конкуренция и консолидация в процессе евразийской интеграции// Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. Вып. 12. С.169.
Кобелев Е.В. Российско-вьетнамские отношения: реальность и перспективы // Вьетнамские исследования. 2015. №5.
Мосяков Д.В., Астафьева Е.М. Научно-практический семинар «Перспективы развития российско-вьетнамских отношений на новом этапе» (краткий обзор) // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2014. №25.
Шпаковская М.А., Куклин Н.С., Нгуен Т.Н.З. Всеобъемлющее стратегическое партнерство Социалистической Республики Вьетнам и Российской Федерации: основа, содержание и принципы // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития Том I, № 2 (43), 2019.
Шпаковская М.А., Курылев К.П., Куклин Н.С. Россия, Вьетнам и контуры «Большого Евразийского партнерства» Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2018. Т. 2. № 4 (41). С. 112-128.
Шпаковская М.А., Чанг Ву.Т., Курылёв К.П., Понька Т.И., Дубровский И.Р. «Экономический пояс Шелкового пути»: перспективы и вызовы для Вьетнама // Вопросы истории. 2020. № 9. С. 150-167.
REFERENCES
Casarini N. Remaking Global Order: The Evolution of Europe-China Relations and its Implications for East Asia and the United States. Oxford. Oxford university press. 2009. P. 93.
1 Внешняя торговля России. // https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2021-02/torgovlya-
mezhdu-rossiey-i-vetnamom-v-2020-g/; 25,91% (Дата обращения 10.11.2021)
2 РСМД. Шесть вопросов о ЗСТ ЕАЭС — Вьетнам. URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-
comments/analytics/shest-voprosov-o-zst-eaes-vetnam/?sphrase_id=69752 (Дата обращения 08.10.2021)
Nadkarni V. Strategic Partnerships in Asia: Balancing without alliances. N.Y. Routledge. 2010. P. 81
Andreev P.S. Rossiya V'etnam: tekushchee sostoyanie dvustoronnego sotrudnichestva i perspektivnye napravleniya razvitiya ekonomicheskih otnoshenij // Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo. 2013. №1.
Vu Thui CHang. Nekotorye itogi chlenstva V'etnama v ASEAN // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2011. №4. C. 115-123.
Isakov I.ZH. Politicheskaya konkurenciya i konsolidaciya v processe evrazijskoj integracii// Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. 2014. Vyp. 12. S.169.
Kobelev E.V. Rossijsko-v'etnamskie otnosheniya: real'nost' i perspektivy // V'etnamskie issledovaniya. 2015. №5.
Mosyakov D.V., Astafeva E.M. Nauchno-prakticheskij seminar «Perspektivy razvitiya rossijsko-v'etnamskih otnoshenij na novom etape» (kratkij obzor) // YUgo-Vostochnaya Aziya: aktual'nye problemy razvitiya. 2014. №25.
SHpakovskaya M.A., Kuklin N.S., Nguen T.N.Z. Vseob"emlyushchee strategicheskoe partnerstvo Socialisticheskoj Respubliki V'etnam i Rossijskoj Federacii: osnova, soderzhanie i principy // YUgo-Vostochnaya Aziya: aktual'nye problemy razvitiya Tom I, № 2 (43), 2019.
SHpakovskayaM.A., KurylevK.P., KuklinN.S. Rossiya, V'etnam i kontury «Bol'shogo Evrazijskogo partnerstva» YUgo-Vostochnaya Aziya: aktual'nye problemy razvitiya. 2018. T. 2. № 4 (41). S. 112-128.
SHpakovskaya M.A., CHang Vu.T., Kurylyov K.P., Pon'ka T.I., Dubrovskij I.R «Ekonomicheskij poyas SHelkovogo puti»: perspektivy i vyzovy dlya V'etnama // Voprosy istorii. 2020. № 9. S. 150-167.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Шпаковская Марина Анатольевна, Ву Тхуи Чанг ВАОН, Вьетнам,
доктор исторических наук, профессор кандидат исторических наук, директор кафедры теории и истории международных центра изучения России и СНГ при отношений Российского университета Институте европейских исследований дружбы народов (РУДН). Москва, Россия. E- ВАОН (Вьетнамская Академия
mail: [email protected] Общественных наук). E-mail:
[email protected]. Marina A. Shpakovskaya, Doctor of Vu Thuy Trang, PhD in History, Director History, Professor at the Department of Theory of the Center for Russian and CIS Studies, and History of International Relations, RUDN Institute of European Studies, Vietnam University. Moscow, Russia. E-mail: Academy of Social Sciences. Email: shpakovskaya-m a@rudn. ru [email protected].