ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
2020, Том III, № 3 (48). С. 40-49._
DOI:10.31696/2072-8271-2020-3-3-48-040-049
Взаимодействие с АСЕАН в рамках Большого евразийского партнерства
Федоров Николай Викторович
кандидат исторических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, факультет международных отношений, кафедра американских исследований, [email protected], https://orcid.org/ 00000002-8990-4174
Аннотация: Сотрудничество с АСЕАН является одним из ключевых элементов инициативы Большого евразийского партнерства. Для развития этого взаимодействия существует ряд важных предпосылок (роль АСЕАН в АТР, стратегическое партнерство России и АСЕАН, договоры о свободной торговле между ЕАЭС и странами АСЕАН). В то же время, несмотря на ряд шагов по расширению сотрудничества с АСЕАН в евразийском формате, сейчас можно говорить только о подготовительном этапе вовлечения АСЕАН в Большое евразийское партнерство. Ключевые слова: АСЕАН, Большое евразийское партнерство, ЕАЭС, Вьетнам, Сингапур, зона свободной торговли
Interaction with ASEAN in the Framework of the Greater Eurasian Partnership
Nikolai V. Fedorov
PhD in History, Associate Professor, St. Petersburg State University, Faculty of International Relations, Department of American Studies, [email protected], https://orcid.org/ 0000-0002-8990-4174
Abstract: Cooperation with ASEAN is one of key elements of the initiative of the Greater Eurasian Partnership. There are some important preconditions for development of this interaction (the role of ASEAN in the Asia Pacific, the Russia - ASEAN strategic partnership, free trade agreements between the EAEU and ASEAN member-states). At the same time, despite some steps for expansion of cooperation with ASEAN in Eurasian format, now it's possible to talk only about a preliminary period of involvement of ASEAN into the Greater Eurasian Partnership.
Keywords: ASEAN, Greater Eurasian Partnership, EAEU, Vietnam, Singapore, free trade area
© Федоров Н.В., 2020.
Развитие евразийской интеграции является одним из ключевых направлений внешней политики России. Не менее важным является «поворот на Восток», направленный на расширение сотрудничества России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и развитие российских дальневосточных территорий. Проект или, точнее, инициатива Большого евразийского партнерства отражает эти тенденции внешней политики России, а также ряд особенностей в развитии интеграционных процессов и регионализма в современных международных отношениях в целом.
Точкой отсчета для инициативы Большого евразийского партнерства (БЕП) стало послание президента России В.В. Путина Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 г., в котором была высказана идея развития экономического партнерства между странами ЕАЭС, ШОС и АСЕАН1. Таким образом, можно сказать, что в круг участников БЕП попали не только Россия и ряд стран постсоветского пространства, но также Китай и государства Юго-Восточной Азии. Сам термин «Большое евразийское партнерство» был впервые упомянут в выступлении В.В. Путина на Петербургском международном экономическом форуме в июне 2016 г. В дальнейшем в отношении этой инициативы использовались также определения «евразийское экономическое партнерство», «всеобъемлющее евразийское партнерство»3 и «Большая Евразия»4. Данный формат взаимодействия нашел свое отражение и в Концепции внешней политики России, принятой в 2016 г.: «Россия настроена на формирование общего, открытого и недискриминационного экономического партнерства — пространства совместного развития государств -членов АСЕАН, ШОС и ЕАЭС в целях обеспечения взаимодополняемости интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском и Евразийском регионах»5.
Причинами для инициирования этого проекта называют и дальнейшее развитие идеи «поворота на Восток» (подразумевается, что будет происходить сопряжение интеграционных процессов в АТР и на постсоветском пространстве, а также в других регионах, включая Европу)6, и ответ России на китайские инициативы «Пояса
7 8
и пути» , и реакцию Москвы на кризис в отношениях с Западом . Тем не менее, одной из важнейших особенностей БЕП можно назвать, на наш взгляд, «центральную» роль России (и как инициатора данного сообщества, и в силу ее геополитического положения между Европой и Азией). БЕП, таким образом, призвано укрепить
статус России в мировой политике в рамках выдвижения новой инициативы и нового формата взаимодействия в Евразии.
При этом БЕП не имеет четких границ, устава и определенной стратегии9. БЕП в настоящее время можно охарактеризовать не столько как конкретный проект, сколько как направление внешнеполитического курса, декларацию о намерениях или даже как внешнеполитическую философию. Как отмечает российский исследователь Д.П. Новиков, «выдвижение "зонтичных" геополитических и геоэкономических инициатив, отличающихся широким географическим охватом и не менее широкой потенциальной (зачастую не продумываемой заранее) повесткой, является отличительной чертой международной политики последних лет»10. Таким образом, принципы БЕП соответствуют современным тенденциям международных отношений, что открывает потенциальные возможности для диалога и налаживания различных вариантов взаимодействия с широким кругом участников, включая Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии.
Почему сотрудничество с АСЕАН представляет интерес для БЕП? Прежде всего, страны АСЕАН демонстрируют высокие темпы экономического роста и играют все более важную роль в международных отношениях. Сама Ассоциация является структурой, объединяющей большинство стран Юго-Восточной Азии и занимающей одну из ключевых позиций в интеграционных процессах в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Можно говорить даже об «асеа-но-центричной» модели интеграции в АТР. Кроме того, АСЕАН
строит свое взаимодействие с партнерами, исходя из принципов
11
консенсуса и компромисса . А это в определенной степени отвечает идеям, лежащим в основе БЕП. Также, по мнению российского эксперта А.П. Цветова, Юго-Восточная Азия представляет в текущих условиях политический интерес для России. Стремясь к развитию связей с АСЕАН, Москва демонстрирует диверсификацию своей внешней политики (в том числе и в рамках Азиатско-Тихоокеанского региона)12.
АСЕАН, в свою очередь, заинтересована в сотрудничестве с широким кругом стран и международных объединений. Россия является партнером по диалогу с Ассоциацией с 1996 г., взаимодействует с ней по многим направлениям и участвует в работе различных структур, созданных под эгидой АСЕАН. Между Россией и АСЕАН нет конфликтов и принципиальных противоречий. Россия в отличие от ряда других великих держав, традиционно избегала
13
вмешательства во внутренние дела стран Юго-Восточной Азии . Кроме того, Россию и АСЕАН «сближает стремление к формированию полицентричной мировой и региональной системы»14. Российский исследователь Я.Д. Лисоволик указывает также на геополитическую закономерность сближения между ЕАЭС и АСЕАН: «Партнерство с ЕАЭС открывает АСЕАН возможности более глубокого проникновения в относительно закрытый и труднодоступный континентальный регион. Для стран евразийского интеграционного объединения преференциальные связи с АСЕАН полезны с точки зрения преодоления ограничений, обусловленных отсутствием протяженного и удобного выхода к морю»15. По мнению российского эксперта Е.А. Канаева, «институционализация Большой Евразии при помощи ресурсов и опыта АСЕАН отвечает как духу евразийского сотрудничества, так и приоритетам его участников», а «евразийское измерение сотрудничества, институционализированное посредством связи АСЕАН - ШОС - ЕАЭС, отвечает перспективным планам АСЕАН»16.
АСЕАН, в принципе, позитивно восприняла идею взаимодействия в подобном формате. К примеру, в декларации, принятой по итогам саммита Россия - АСЕАН в Сочи в мае 2016 г., объявлялось о готовности «рассмотреть вопрос о возможности взаимовыгодного сотрудничества» между АСЕАН, ЕАЭС и ШОС17.
Подключение стран АСЕАН к евразийским интеграционным процессам началось еще до объявления инициативы БЕП. Одним из возможных вариантов сотрудничества стала идея образования зоны свободной торговли между странами АСЕАН и Таможенным союзом (а затем — и Евразийским экономическим союзом). Первым государством АСЕАН, которое заключило договор о свободной торговле с ЕАЭС, стал Вьетнам. Это произошло в мае 2015 г. В октябре 2016 г. это соглашение вступило в силу. Не в последнюю очередь успеху переговоров способствовали прочные политические связи Москвы и Ханоя (Вьетнам, в частности, является единственным государством ЮВА, обладающим статусом стратегического партнера Российской Федерации). Данное соглашение, по мнению российских экспертов, высказанному вскоре после подписания этого документа, предоставило «возможность для России институционально "сомкнуть" азиатско-тихоокеанское и евразийское направ-
18
ление своей внешней политики» . Таким образом, зона свободной торговли ЕАЭС - Вьетнам изначально воспринималась в духе идеи БЕП еще до формального объявления этой инициативы.
Создание зоны свободной торговли ЕАЭС - Вьетнам часто также рассматривалась как важный этап на пути к дальнейшему расширению сотрудничества между ЕАЭС и АСЕАН в целом. По словам первого заместителя министра экономического развития России А.Е. Лихачева, Вьетнам получил возможность стать торго-во-инвестиционным «мостом» между двумя региональными объединениями — ЕАЭС и АСЕАН19. Кроме того, следует отметить,
что партнерство Москвы и Ханоя традиционно способствовало
20
укреплению сотрудничества России и АСЕАН .
После долгих переговоров в октябре 2019 г. было подписано соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Сингапуром. Отмечалось, что зона свободной торговли с Сингапуром может, помимо прочего, способствовать «либерализации рынка услуг и инве-стиций»21. Сингапур является не только одним из самых развитых государств ЮВА, но также важным финансовым и логистическим центром региона. Кроме того, договор с Сингапуром имеет важное имиджевое значение, поскольку служит доказательством тому, что
ЕАЭС может успешно взаимодействовать не только с «политически
22
близким Вьетнамом» . Примером того, как Сингапур может способствовать укреплению сотрудничества между ЕАЭС и АСЕАН, является деятельность Российско-Сингапурского Делового Совета и сингапурской компании уСащоС1оисС, которые интегрировали свои платформы для электронной торговли, что «может привести к
23
автоматизации торговых потоков между ЕАЭС и АСЕАН» . Впрочем, соглашение о свободной торговле с Сингапуром пока не ратифицировано, а переговоры по договору об инвестициях и торговле услугами все еще продолжаются.
Соглашения о свободной торговле обсуждаются и с другими странами АСЕАН. Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) уже подписала меморандумы о взаимопонимании с Камбоджей, Индонезией и Таиландом.
Была высказана также идея создания зоны свободной торговли между ЕАЭС и АСЕАН в целом. В Сочинской декларации было отмечено согласие АСЕАН «рассмотреть предложение о проведении совместного исследования перспективы создания всеобъем-
24
лющей зоны свободной торговли между ЕАЭС и АСЕАН» .
Однако это заявление пока носит декларативный характер и для образования такой зоны свободной торговли существует ряд препятствий. Развитие подобного формата взаимодействия с АСЕАН у региональных организаций часто сталкивалось с трудно-
стями (примером в данном случае является неудачный опыт переговоров о создании зоны свободной торговли между АСЕАН и Европейским союзом). Это связано с особенностями принятия решений внутри АСЕАН и необходимостью учитывать множество инте-ресов25. Также уровень экономического взаимодействия между АСЕАН и ЕАЭС остается относительно низким, не превышая примерно один процент в общем торговом обороте стран АСЕАН (при
том, что больше 90% торговли с ЮВА из всех участников ЕАЭС
26
приходится на Россию) . Компании из стран Евразийского экономического союза не вовлечены в производственно-сбытовые цепочки в Юго-Восточной Азии27. Кроме того, в государствах АСЕАН
явно ощущается недостаток информации о развитии евразийских
28
проектов . В совместных документах, принятых Россией и АСЕАН, участие Ассоциации в евразийской интеграции определенно не занимает приоритетного положения.
Эксперты дают осторожные прогнозы в отношении создания зоны свободной торговли между ЕАЭС и АСЕАН. Китайский ученый Ли Синь считает, что зона свободной торговли с АСЕАН в
29
рамках БЕП может быть создана только примерно к 2040 г. . Российскими экспертами отмечается, что формой взаимодействия между ЕАЭС и АСЕАН может стать в обозримом будущем всеобъемлющее (непреференциальное) соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Создание же зоны свободной торговли ЕАЭС -АСЕАН может произойти после подписания серии соглашений о зонах свободной торговли между ЕАЭС и отдельными государ-
30
ствами Ассоциации . Однако сейчас такое соглашение официально действует лишь с Вьетнамом.
Вместе с тем, за последнее время Россия и АСЕАН сделали ряд серьезных шагов для развития взаимодействия. Саммит Россия - АСЕАН в Сочи стал фактически первым саммитом, который Ассоциация проводила с партнерами по диалогу за пределами Юго-
31
Восточной Азии . В августе 2017 г. Россия открыла постоянное представительство при АСЕАН. В ноябре 2018 г. состоялся саммит между Россией и АСЕАН в Сингапуре. При этом данное мероприятие совпало с Восточноазиатским саммитом (ВАС), который впервые посетил российский президент. На саммите Россия - АСЕАН было принято совместное заявление о стратегическом партнерстве между Россией и Ассоциацией, в котором нашли свое отражение и вопросы взаимодействия в евразийском формате. Стороны договорились «изучить возможность взаимовыгодного сотрудничества
32
между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и АСЕАН» . Тогда же Евразийская экономическая комиссия и АСЕАН подписали меморандум о взаимопонимании33.
Российские руководители, участвуя в совместных мероприятиях с АСЕАН, поднимали в своих выступлениях вопрос о развитии отношений в формате БЕП. Премьер-министр России Д.А. Медведев, участвуя в Восточноазиатском саммите в ноябре 2019 г., отметил, что Россия «выступает за формирование Большого евразийского партнерства с участием государств - членов Евразийского экономического союза, АСЕАН, ШОС и других заинтересо-
34
ванных структур» . Президент В.В. Путин, выступая на Восточно-азиатском саммите в ноябре 2020 г., говорил: «Уверены, что региональные и субрегиональные объединения, такие как Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Евразийский экономический союз, Шанхайская организация сотрудничества, могут взаимодействовать в интересах всего региона, гармонично и эффективно дополняя друг друга. ... На состоявшемся на этой неделе под российским председательством саммите Шанхайской организации сотрудничества принято совместное заявление лидеров, в котором получила одобрение идея сопряжения интеграционных усилий и предложенная Россией инициатива создания Большого Евразийского партнерства как единого, широкого и открытого пространства безопасности и взаимовыгодного экономического и гуманитарного со-трудничества»35.
С другой стороны, ни в заявлении о стратегическом партнерстве между Россией и АСЕАН, ни в меморандуме о взаимопонимании между ЕЭК и АСЕАН сам формат БЕП зафиксирован не был. Более того, инициатива кооперации в рамках БЕП не вызвала сколько-нибудь заметной реакции в странах АСЕАН.
Еще одним направлением для сотрудничества с АСЕАН в рамках БЕП является взаимодействие между АСЕАН и ШОС. Еще в 2005 г. был подписан меморандум о взаимопонимании между АСЕАН и Шанхайской организацией сотрудничества. В планах сотрудничества между ШОС и АСЕАН наряду с вопросами безопас-
36
ности уделено внимание и взаимодействию в сфере экономики . Необходимость развития сотрудничества между секретариатами ШОС и АСЕАН была отмечена и в заявлении о стратегическом партнерстве между Россией и АСЕАН37.
Китай, также сотрудничающий с Россией в евразийском формате (в том числе и в рамках сопряжения ЕАЭС и Экономического
пояса Шелкового пути), может косвенно способствовать подключению АСЕАН к БЕП. К примеру, это может произойти в рамках Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП), которое сформирует единую зону свободной торговли между АСЕАН и государствами, у которых уже заключены собственные соглашения о зоне свободной торговли с Ассоциацией (в число данных стран входит и КНР). Также Китай может стать своеобразным транзитным центром, связав Юго-Восточную Азию и страны ЕАЭС, поскольку инициатива «Пояса и пути» подразумевает формирование транспортной и логистической инфраструктуры на маршрутах КНР - страны ЕАЭС и КНР - Юго-Восточная Азия38. Исследователь Ли Синь, в частности, отмечал, что направления сотрудничества России и АСЕАН полностью совпадают с содержани-
39
ем инициативы «Один пояс - один путь» .
В настоящее время можно говорить пока только о «подготовительном» этапе подключения АСЕАН к БЕП — развитии зоны свободной торговли ЕАЭС - Вьетнам, становления зоны ЕАЭС -Сингапур и создании своеобразной «инфраструктуры» для дальнейшего диалога. Расширение сотрудничества с АСЕАН в рамках БЕП будет зависеть от прогресса евразийской интеграции, успехов действующих зон свободной торговли, подписания новых двусторонних соглашений о свободной торговле со странами ЮВА, а также развития стратегического партнерства между Россией и АСЕАН. Пока же сама инициатива Большого евразийского партнерства не вызывает большого энтузиазма в Юго-Восточной Азии.
1 Послание Президента Федеральному Собранию. 03.12.2015. // Президент России. 2015. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/50864
2 Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума. 17.06.2016. // Президент России. 2016. URL: http://www.kremlin.ru/events/
pre si dent/news/52178
3
Цветов А. Вместо поворота: АСЕАН и евразийский проект России. 17.10.2017. // Московский Центр Карнеги. 2017. URL: https://carnegie.ru/publications/73368
4 Караганов С. С Востока на Запад или Большая Евразия. 24. 10.2016. // Российская газета. 2016. URL: https://rg.ru/2016/10/24/politolog-karaganov-povorot-rossii-k-rynkam-azii-uzhe-sostoialsia.html
5 Указ Президента Российской Федерации от 30.11.16 № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации». // Президент России. 2016. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41451/page/1
6 Караганов С. А. (отв. ред.) Вперед к Великому океану - 6: люди, история, идеология, образование. Доклад Международного дискуссионного клуба «Валдай».
01.09.2018. // Международный дискуссионный клуб «Валдай». 2018. URL: http://ru.valdaiclub.eom/a/reports/vperyed-k-velikomu-okeanu-6/
Kanaev E. Deciphering the Eurasian Potential of the Russia-Vietnam Comprehensive Strategic Partnership // Russian Analytical Digest. N. 209. 2017. October, 24. P. 6.
Ka-Ho W. A Comparative Study of the Greater Eurasian Partnership: the Chinese and Russian Perspectives. May 31, 2018. // Russian International Affairs Council. 2018. URL: https://russiancouncil.ru/en/blogs/frankywongk/34199/
9 Цветов А. и др. Россия и Вьетнам в новой Азии. Доклад Международного дискуссионного клуба «Валдай». 25.02.2019. // Международный дискуссионный клуб «Валдай». 2019. URL: http://ru.valdaielub.eom/a/reports/rossiya-i-vetnam-v-novoy-azii/
10 Новиков Д. П. Большое евразийское партнерство: возможное региональное влияние и интересы России // Вестник международных организаций. 2018. Т. 13. № 3. С. 85.
11 Колдунова Е. «Диалоговые партнерства» во внешней политике АСЕАН // Международные процессы. 2017. Т. 15. № 3 (50). С. 59-60.
12 Tsvetov A. After Crimea: Southeast Asia in Russia's Foreign Policy Narrative // Contemporary Southeast Asia. 2016. Vol. 38. N. 1. P. 73.
13 Кобелев Е. В. Диалоговое партнерство «Россия - АСЕАН»: состояние, проблемы, перспективы развития // Новые вызовы и механизмы безопасности в Восточной Азии. М.: ИДВ РАН, 2016. С. 426-427.
14 Колдунова Е. «Диалоговые партнерства» во внешней политике АСЕАН. С. 63.
15 Лисоволик Я. Евразийский экономический союз и АСЕАН: оценка взаимодополняемости // Международные процессы. 2017. Т. 15. № 3 (50). С. 51.
16 Канаев Е. Факторы успешности АСЕАН и конституирование Большой Евразии // Международные процессы. 2017. Т. 15. № 3 (50). С. 87-88.
17 Сочинская декларация юбилейного саммита Россия - АСЕАН в связи с 20-летием установления диалогового партнерства между Российской Федерацией и АСЕАН. 20.05.2016. // Саммит Россия - АСЕАН. Сочи. 2016. URL: http://russia-asean20.ru/
documents/
18
Мазырин В. Соглашение о создании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом // Проблемы Дальнего Востока. 2015. № 5. С. 78.
19 Алексей Лихачев: Вьетнам может стать торгово-инвестиционным мостом между ЕАЭС и АСЕАН. 27.11.2015. // Комитет Государственной Думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связей с соотечественниками. 2015. URL:
http://komitet.info/eurasian-integration/history/9548/
20
Кобелев Е.В. Диалоговое партнерство «Россия - АСЕАН». С. 420.
21 Хейфец Б.А. Перспективы создания зоны свободной торговли между ЕАЭС и АСЕАН // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2018. № 5.
С.116.
22
Kanaev E., Korolev A. Reenergizing the Russia-ASEAN Relationship: the Eurasian Opportunity // Asian Politics & Policy. 2018. Vol. 10. N. 4. P. 745.
23
Interview of Sergey Pronin and Desmond Tay to RBC TV Channel. June 7, 2019. // Russia-Singapore Business Council. 2019. URL: http://www.rsbctrade.com/interview-of-sergey-pronin-and-desmond-tay-to-rbc-tv-channel/
24 Сочинская декларация юбилейного саммита Россия - АСЕАН.
25
Цветов А. Вместо поворота: АСЕАН и евразийский проект России.
26 Алиев Т. М. и др. ЕАЭС и АСЕАН: Открывая новые горизонты сотрудничества. Аналитический доклад. М.: ВАВТ, 2017. С. 52-54.
27
Канаев Е., Королев А. ЕАЭС и АСЕАН: результаты и перспективы сотрудничества
// Мировая экономика и международные отношения. 2020. Т. 64. № 1. С. 67.
28
Коростиков М. Большое евразийское партнерство не дошло до Юго-Восточной Азии. 03.08.2018. // Коммерсантъ. 2018. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3702711
29
Ли С. Китайский взгляд на создание Евразийского экономического пространства. Доклад Международного дискуссионного клуба «Валдай». 18.11.2016. // Международный дискуссионный клуб «Валдай». 2016. URL: http://ru.valdaiclub.eom/a/reports/ kitayskiy-vzglyad-evraziyskogoe-prostranstvo/
30 Алиев Т. М. и др. ЕАЭС и АСЕАН. С. 75.
31
Новиков Д. П. Большое евразийское партнерство. С. 91.
32
Совместное заявление 3-го саммита Российская Федерация - АСЕАН о стратегическом партнерстве. 14.11.2018. // Президент России. 2018. URL: http://www.kremlin. ru/ supplement/5360
33 Между ЕЭК и секретариатом АСЕАН будет установлен постоянный диалог. 15.11.2018. // Евразийская экономическая комиссия. 2018. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/15-11-2018-3.aspx
34 Дмитрий Медведев принял участие в Деловом инвестиционном саммите Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). 03.11.2019. // Правительство России. 2019. URL: http://government.ru/news/38266/
35 Восточноазиатский саммит. Глава Российского государства в режиме видеоконференции выступил на пленарном заседании 15-го Восточноазиатского саммита. 14.11.2020. // Президент России. 2020. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/64417
6 Ким Е.В., Конопьянова Л.О. ШОС и АСЕАН: перспективы сотрудничества // Вестник Забайкальского государственного университета. 2017. Т. 23. № 11. С. 52.
37
Совместное заявление 3-го саммита Российская Федерация - АСЕАН о стратегическом партнерстве.
38 Ли С. Китайский взгляд на создание Евразийского экономического пространства.
39
Ли С. Китайский взгляд на создание Евразийского экономического пространства.
Статья поступила в редакцию 20.11.2020, принята к публикации 30.11.2020.