Научная статья на тему 'ВИДЫ ЗАКУПОЧНЫХ ПРОЦЕДУР В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН'

ВИДЫ ЗАКУПОЧНЫХ ПРОЦЕДУР В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
653
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Review of law sciences
Область наук
Ключевые слова
государственные закупки / государственные заказчики / закупочная процедура / электронный магазин / аукцион на понижение стартовой цены / конкурс / тендер / государственная закупка у единого поставщика. / public procurements / state customers / procurement process / online store / descending price auction / tender / competition / public procurement from a single supplier.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хосилов Эркин

Данная статья посвящена видам закупочных процедур в национальной системе государственных закупок, раскрыты понятие государственных закупок, виды и особенности закупочных процедур в Республике Узбекистан. Приводится сравнительный анализ видов и способов закупочных процедур на примере ряда стран ближнего зарубежья, а также опыта применения норм национального законодательства в данной сфере. На основании изучения национального опыта и сравнительного анализа законодательства зарубежных стран даны рекомендации и предложения, направленные на совершенствование национального законодательства в сфере государственных закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хосилов Эркин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TYPES OF PROCUREMENT PROCEDURES IN THE SYSTEM OF PUBLIC PROCUREMENTS IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

The article focuses on the types of procurement procedures in the national system of public procurements, discloses the concept of public procurements and characteristics of the public procurements’ process in the Republic of Uzbekistan. The following article compares the types and methods of procurement procedures on the example of the norms of neighboring foreign countries and the experience with the application of the norms of national legislation in this field. On the basis of studying national experience and comparative analysis of foreign countries’ legislation, recommendations and proposals are provided aimed at the development of national legislation in the field of state procurements.

Текст научной работы на тему «ВИДЫ ЗАКУПОЧНЫХ ПРОЦЕДУР В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»

UDC: 347.7(042)(575.1)

Хосилов Эркин

преподаватель кафедры "Административное и финансовое право" Ташкентского государственного юридического университета

ВИДЫ ЗАКУПОЧНЫХ ПРОЦЕДУР В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Аннотация. Данная статья посвящена видам закупочных процедур в национальной системе государственных закупок, раскрыты понятие государственных закупок, виды и особенности закупочных процедур в Республике Узбекистан. Приводится сравнительный анализ видов и способов закупочных процедур на примере ряда стран ближнего зарубежья, а также опыта применения норм национального законодательства в данной сфере. На основании изучения национального опыта и сравнительного анализа законодательства зарубежных стран даны рекомендации и предложения, направленные на совершенствование национального законодательства в сфере государственных закупок.

Ключевые слова: государственные закупки, государственные заказчики, закупочная процедура, электронный магазин, аукцион на понижение стартовой цены, конкурс, тендер, государственная закупка у единого поставщика.

Хосилов Эркин

Тошкент давлат юридик университети "Маъмурий ва молия ^у^у^и" кафедраси у^итувчиси

УЗБЕКИСТОН РЕСПУБЛИКАСИ ДАВЛАТ ХАРИДЛАРИ ТИЗИМИДА ХАРИД ЦИЛИШ

ТАРТИБ-ТАОМИЛЛАРИНИНГ ТУРЛАРИ

Аннотация. Ушбу мацола давлат харидларинингмиллий тизимидаги харид цилиш тартиб-таомил-ларининг турларига багишланган булиб, унда Узбекистон Республикасида давлат харидларининг ту-шунчаси, харид цилиш тартиб-таомиллари турлари ва хусусиятлари ёритилган. Шу билан бирга, яцин хорижий давлатларнинг мисолида харид цилиш тартиб-таомилларининг турлари ва усуллари, шунингдек, мазкур соцада миллий цонунчиликни цуллаш амалиёти келтирилади. Миллий тажриба ва хорижий давлатларнинг цонунчилигини тацлилий циёслаш асосида давлат харидлари соцасидаги миллий цонунчиликни такомиллаштириш борасида тавсиялар ва таклифлар берилган.

Калит сузлар: давлат харидлари, давлат буюртмачилари, харид цилиш тартиб-таомили, электрон дукон, бошлангич нархни пасайтириш учун утказиладиган аукцион, танлов, тендер, ягона етказиб берувчи билан амалга ошириладиган давлат харидлари.

Khosilov Erkin

Lecturer of the Department of Administrative and Financial Law, Tashkent State University of Law

THE TYPES OF PROCUREMENT PROCEDURES IN THE SYSTEM OF PUBLIC PROCUREMENTS IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract. The article focuses on the types of procurement procedures in the national system of public procurements, discloses the concept ofpublic procurements and characteristics of the public procurements'

process in the Republic of Uzbekistan. The following article compares the types and methods of procurement procedures on the example of the norms of neighboring foreign countries and the experience with the application of the norms of national legislation in this field. On the basis of studying national experience and comparative analysis offoreign countries' legislation, recommendations and proposals are provided aimed at the development of national legislation in the field of state procurements.

Keywords: public procurements, state customers, procurement process, online store, descending price auction, tender, competition, public procurement from a single supplier.

В настоящее время в Республике Узбекистан проводятся масштабные социально-экономические реформы, направленные на коренное совершенствование действующих основ экономики, а также государства и общества. Данные усилия требуют значительных затрат государства, в том числе материально-финансовых.

В свою очередь совершенствование механизма государственных закупок обеспечивает не только экономическую помощь государству в плане более рационального использования государственных средств, но и прозрачность расходования средств и реализацию принципа подотчетности и ответственности государственных органов, должностных лиц перед обществом и гражданами.

С помощью государственных закупок государственные заказчики приобретают на платной основе товары (работы и услуги). Их важность состоит в том, что они поддерживают государственный сектор, в том числе школы, больницы и другие учреждения необходимыми товарами, работами и услугами высокого качества в нужном количестве и по доступным ценам. Государственные закупки составляют приличную сумму -11 % от ВВП или одну треть от консолидированного бюджета, и от их эффективности зависит результативность всего госбюджета [1].

В связи с этим на сегодняшний день развитие институтов рынка государственных закупок на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд является приоритетной задачей не только государства, но и всего мирового сообщества. Принципиально то, что за последние годы был принят ряд международных правовых документов, к примеру, Типовой Закон Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) «О закупках, товаров (работ) и услуг», принятый в 1994 г. на 27-й сессии Комиссии ООН по праву междуна-

родной торговли, многостороннее соглашение по правительственным закупкам (Agreement on Government Procurement), принятое по результатам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров в 1994 г., Коммюнике «О законодательстве Европейского сообщества в области государственных закупок и использовании государственных закупок для проведения социальной политики» и многие другие.

Аналогично, в нашей республике уделяется особое внимание вопросам совершенствования системы государственных закупок, и одновременно с совершенствованием всего массива законодательства в ходе осуществления реформ также последовательно обновляется и совершенствуется нормативно-правовая база в сфере государственных закупок.

В частности, только за относительно короткий период времени приняты такие акты законодательства в данной области, как Закон Республики Узбекистан «О государственных закупках» от 9 апреля 2018 г., постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему внедрению современных форм и методов осуществления государственных и корпоративных закупок товаров (работ, услуг)» от 23 августа 2017 г. № ПП-3237, «О мерах по реализации Закона Республики Узбекистан «О государственных закупках» от 27 сентября 2018 г. № ПП-3953, «О мерах по дальнейшему внедрению современных форм и методов осуществления государственных и корпоративных закупок товаров (работ, услуг)» от 5 декабря 2019 г. № ПП-4544, Положение о порядке рассмотрения жалоб в сфере государственных закупок (рег. МЮ от 14 мая 2018 г. № 3013), Положение о деятельности оператора специального информационного портала в отношении организации и проведения государственных закупок (рег. МЮ от 21 мая 2018 г. № 3015), Положение

о порядке организации и проведения закупочных процедур (рег. МЮ от 26 мая 2018 г. № 3015) и т. д.

Согласно законодательному определению, государственные закупки - приобретение на платной основе государственными заказчиками товаров (работ, услуг) (ст. 3 Закона Республики Узбекистан «О государственных закупках», далее - Закон). Проще говоря, это система, с помощью которой государственные компании ищут поставщиков товаров, работ и услуг [2].

В свою очередь, согласно Закону, государственным заказчиком является юридическое лицо, осуществляющее государственные закупки. Государственные заказчики делятся на 2 вида, а именно: бюджетные и корпоративные заказчики. К бюджетным заказчикам относятся государственные органы, бюджетные организации, получатели бюджетных средств, направляемых на осуществление закупочных процедур; государственные целевые фонды. К корпоративным заказчикам относятся государственные предприятия; юридические лица с долей участия государства в их уставном фонде (уставном капитале) в размере 50 % и более; юридические лица, в уставном фонде (уставном капитале) которых 50 % и более принадлежит юридическому лицу с долей государства 50 % и более.

Помимо этого, есть и другие субъекты государственных закупок, такие как участник закупочных процедур, исполнитель государственных закупок, закупочная комиссия и оператор специального информационного портала. Права и обязанности остальных субъектов государственных закупок также закреплены в Законе (ст. 3).

Понятие и виды закупочных процедур

Согласно ст. 3 Закона, закупочная процедура - совокупность действий по государственной закупке. В свою очередь к видам осуществления закупочных процедур относятся электронный магазин, аукцион на понижение стартовой цены, конкурс, тендер, государственная закупка у единого поставщика (ст. 23 Закона). Необходимо оговориться, что хотя в ст. 23 говорится о «видах осуществления закупочных процедур», в ряде статей (15, 16, 19) Закона употребляется более короткое и привычное понятие «вид закупочной процеду-

ры», в связи с чем далее мы будем использовать последний вариант указанного понятия.

Таким образом, действующее законодательство регламентирует, а на практике государственными заказчиками применяются 5 видов закупочных процедур.

В законодательстве некоторых близким нам по правовой системе стран данная категория именуется по-разному и приводится в следующем количестве: 5 «способов осуществления государственных закупок» (Казахстан), 6 «видов процедур государственных закупок» (Беларусь), 5 «способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» (РФ). Причем в Республике Беларусь существуют те же близкие по сути виды закупочных процедур, однако конкурс в указанной стране разделен на отдельные виды - открытый конкурс (в том числе в виде двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием) и закрытый конкурс (ст. 18 Закона РБ «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»).

Также необходимо отметить, что справедливое указание на разделение видов закупочных процедур на конкурентные и неконкурентные предусмотрено лишь в Федеральном законе РФ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 30 декабря 2020 г.), ст. 24 которого регламентирует, что «заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)».

Рассмотрим более детально виды закупочных процедур, согласно Закону.

1. Электронный магазин - специальная площадка на специальном информационном портале, которая предназначена для осуществления государственных закупок потребительских и иных товаров (работ, услуг), к которым не предъявляются специфические требования.

Электронный магазин - это веб-сайт и специальная электронная платформа оператора, которые обеспечивают проведение государственных закупок, размещение и доступ к обзору в электронной форме объявлений о государственных закупках, информации об итогах государственных

закупок, предложениях участников закупочных процедур и иной информации, предусмотренной законодательством, а также проведение электронных государственных закупок.

Электронный магазин формируется исходя из предложений участников. Предложения участников, выставленные в электронном магазине, являются публичной офертой для государственных заказчиков. В электронном магазине могут осуществляться государственные закупки: товаров на сумму, не превышающую 250 базовых расчетных величин по одному договору (для бюджетных заказчиков - 25 базовых расчетных величин), но не более чем на сумму 2500 базовых расчетных величин в год для одного государственного заказчика; работ, услуг на сумму, не превышающую 25 базовых расчетных величин для одного государственного заказчика. Порядок работы и использования электронного магазина закреплены в ст. 44 Закона «О государственных закупках».

Далее рассмотрим следующий вид закупочной процедуры, а именно аукцион на понижение стартовой цены.

2. Аукционом на понижение стартовой цены (далее - аукцион) является конкурентный способ осуществления государственных закупок, при организации которого единственным критерием отбора участника является цена. Согласно ст. 46 Закона, закупка посредством аукциона осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий: товар обладает стандартными свойствами; отсутствует необходимость оценки и сопоставления технических, эксплуатационных и иных характеристик товара; объектом государственной закупки не являются услуги, работы; стоимость товара менее 5000 размеров базовой расчетной величины по одному договору. Для бюджетных заказчиков государственные закупки в аукционе не должны превышать 2500 размеров базовой расчетной величины по одному договору.

Для проведения аукциона заказчик размещает объявление на портале в соответствии с планом-графиком закупок.

Корпоративные заказчики и участники перед участием в аукционе вносят на свой лицевой счет РКП оператора задаток в размере 3 процентов от стартовой цены аукциона. Объявление о проведении аукциона должно быть размещено не менее чем за пять дней до даты определения победителя

аукциона [3]. Требования к объявлению проведения аукциона приводятся в приказе Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения закупочных процедур».

3. Конкурс - это такой вид закупочной процедуры, при которой победителем признается участник, предложивший лучшие условия исполнения договора. Государственная закупка посредством конкурса осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий: при наличии возможности сформулировать подробное и точное описание товара (работы, услуги); когда критерии определения победителя имеют не только денежную оценку, но количественную и качественную оценки государственной закупки товара (работы, услуги).

Конкурс проводится корпоративными заказчиками в случаях, когда: стоимость товара составляет от 5000 размеров базовой расчетной величины до 25000 размеров базовой расчетной величины по одному договору; стоимость работ, услуг составляет от 25 размеров базовой расчетной величины до 25000 размеров базовой расчетной величины по одному договору.

В конкурсе также, как и при аукционе, составляется объявление, но, в отличие от аукциона, государственный заказчик размещает конкурсную документацию на специальном информационном портале одновременно с размещением объявления о проведении конкурса. Помимо этого, для осуществления государственной закупки посредством проведения конкурса образуется закупочная комиссия в составе не менее пяти членов.

4. Четвертым видом закупочной процедуры является тендер. Тендер - способ определения исполнителя посредством конкурентной процедуры осуществления государственной закупки в два этапа, по результатам которой победителем признается участник тендера, предложивший лучшие условия исполнения договора. При тендере также публикуется объявление на специальном информационном портале о проведении тендера и тендерной документации.

Лучшие условия исполнения договора определяются закупочной комиссией на основании объявленных критериев оценки предложений участников тендера. Условия для проведения тен-

дера: критерии определения победителя имеют не только денежную оценку, но количественную и качественную оценку товара (работы, услуги); стоимость товаров (работ, услуг) составляет свыше 25000 базовых расчетных величин по одному договору.

Для бюджетных заказчиков государственные закупки в тендере должны составлять сумму свыше 6000 базовых расчетных величин по одному договору.

5. Последним видом закупочной процедуры является государственные закупки у единого поставщика. Единым поставщиком является субъект естественной монополии, субъекты, определенные отдельными указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан или постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также поставщик уникальных товаров (работ, услуг), в отношении государственной закупки которых отсутствуют альтернативы на рынке.

Согласно части второй ст. 67 Закона, закупка у единого поставщика осуществляется в следующих исключительных случаях: государственная закупка технически сложных товаров (работ, услуг), не имеющих альтернативы на рынке, и которые можно приобрести только у единого поставщика; приобретение культурных ценностей; государственные закупки на основании указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан или постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан; государственная закупка товаров (работ, услуг) субъектаестественноймонополии;возникновение потребности в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться только органами государственной власти и управления в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями и организациями; государственная закупкатоваров (работ, услуг) поустанавливаемым

Кабинета Министров Республики Узбекистан тарифам.

Уполномоченным органом совместно с Кабинетом Министров Республики Узбекистан могут быть установлены и иные случаи государственных закупок у единого поставщика.

Практика применения вышеприведенных видов закупочных процедур и норм Закона вообще показывает, что назрел следующий ряд проблем, которые, думается, будут решены в проекте закона в новой редакции:

1. Накопилась масса подзаконных актов - указов и постановлений, положений, которые в силу необходимости срочного решения проблем были приняты в разрез с требованиями Закона. Необходимо устранить указанные противоречия путем внесения соответствующих положений в проект новой редакции закона.

2. Пересмотреть и сократить исключения и льготы для отдельных случаев и предприятий, которые не подпадают под сферу действия Закона. Подобные нормы подрывают доверие к соответствующим государственным органам и организациям из-за непрозрачности и неконкурентной методики проведения закупок, нарушают конституционный принцип ответственности государства перед обществом и народом.

3. Пересмотреть на предмет оперативности и неотвратимости ответственности и изменить механизм включения недобросовестных исполнителей по закупочным процедурам в соответствующий реестр. Указанный механизм по действующему Закону слишком сложный и требует много времени, так как для признания и включения недобросовестных исполнителей в так называемый «черный список» необходимо, как правило, решение суда, тогда как государственные заказчики бронируют средства на специальном счету биржи и им необходимо быстрое разблокирование и использование средств для неотложных нужд.

Список использованной литературы

1. https://www.uz.undp.org/content/uzbekistan/ru/home/presscenter/articles/2015/09/1public-procure-ment.html

2. https://fincult.info/article/goszakupki-kratkiy-gid-nachinayushchego-postavshchika/#:~:text=

3. https://lex.uz/docs/375218

4. Конституция Республики Узбекистан от 8 декабря 1992 г.

5. О государственных закупках: Закон Республики Узбекистан от 9 апреля 2018 г.

6. О мерах по дальнейшему внедрению современных форм и методов осуществления государственных и корпоративных закупок товаров (работ, услуг): Постановление Президента Республики Узбекистан от 23 августа 2017 г. № ПП-3237.

7. Положение о порядке организации и проведения закупочных процедур: рег. МЮ от 26 мая 2018 г. № 3015.

8. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон РФ от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 30 декабря 2020 г.).

9. О государственных закупках товаров (работ, услуг): Закон Республики Беларусь.

10. О государственных закупках: Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2015 г. № 434-V ЗРК.

11. Азимова Д.М. Роль малого бизнеса в обеспечении занятости населения Узбекистана в условиях модернизации экономики //Актуальные вопросы совершенствования бухгалтерского учета, статистики и налогообложения организаций. - 2020. - С. 102-108.

12. Азимова Д.М. Концепция совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан - важный шаг в реформировании налоговой системы // Актуальные вопросы совершенствования бухгалтерского учета, статистики и налогообложения организаций. - 2019. - С. 100-106.

13. Azimova D. Investment activities of commercial banks // International Finance and Accounting. -2019. - Т. 2019. - №. 3. - С. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.