Научная статья на тему 'Виды стратегий управления цепями поставок на рынке мебельной продукции'

Виды стратегий управления цепями поставок на рынке мебельной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
349
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК / ЦЕПЬ ПОСТАВОК / СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ / РЫНОК МЕБЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ / SUPPLY CHAIN MANAGEMENT / SUPPLY CHAIN / MANAGEMENT STRATEGIES / FURNITURE MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлов Алексей Константинович

Статья посвящена выявлению приоритетов развития рынка мебельной продукции. Рассматриваются основные виды стратегий управления цепями поставок на рынке мебельной продукции, дается их подробная характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPLY CHAIN MANAGEMENT STRATEGIES IN FURNITURE MARKET

The article is devoted to identifying priorities for the development of thefurniture market. The main types of supply chain management strategies in the furniture market are considered, and their detailed characteristics are given.

Текст научной работы на тему «Виды стратегий управления цепями поставок на рынке мебельной продукции»

Алексей Константинович Павлов - соискатель кафедры логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета

ВИДЫ СТРАТЕГИЙ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК НА РЫНКЕ МЕБЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Аннотация. Статья посвящена выявлению приоритетов развития рынка мебельной продукции. Рассматриваются основные виды стратегий управления цепями поставок на рынке мебельной продукции, дается их подробная характеристика.

Ключевые слова. Управление цепями поставок, цепь поставок, стратегии управления, рынок мебельной продукции.

Pavlov A.K.

SUPPLY CHAIN MANAGEMENT STRATEGIES IN FURNITURE MARKET

Abstract. The article is devoted to identifying priorities for the development of the furniture market. The main types of supply chain management strategies in the furniture market are considered, and their detailed characteristics are given.

Keywords. Supply chain management, supply chain, management strategies, furniture market.

Введение

Рынок мебельной продукции является в настоящее время одним из наиболее привлекательных секторов современной экономики. Так, в 2017 году отрасль мебельной промышленности по совокупному годовому приросту объемов производства заняла четвертое место среди 24-х секторов обрабатывающей промышленности после автотранспортной и фармацевтической отраслей и группы «прочие готовые изделия» [11]. В целях повышения инвестиционной привлекательности рынка мебельной продукции с перспективой его дальнейшего развития, необходимо определить наиболее перспективные стратегии управления цепями поставок с учетом современных трендов логистики [2, 3, 7, 8, 12, 13].

ГРНТИ 06.39.41 © Павлов А.К., 2020

Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: 8 (812) 500-43-03. Е-mail: dept.kkl@unecon.ru. Статья поступила в редакцию 07.03.2020.

Приоритеты развития рынка мебельной продукции

В настоящее время развитие рынка мебельной продукции определяется следующими факторами:

1. Влияние макроэкономических процессов на покупательскую способность населения. Снижение покупательской способности и спроса во всех сегментах рынка мебельной продукции, с одной стороны, приводит к изменению поведения потребителей, которое проявляется в снижении процента импульсивных покупок и повышении значимости соотношения критериев «цена-качество», а, с другой стороны, способствует развитию системы кредитования и предоставления рассрочек на покупку мебели. Поэтому, важнейшим приоритетом развития рынка мебельной продукции в России является межфирменная кооперация компаний этого рынка с финансово-кредитными организациями.

2. Увеличение доли сетевой торговли в общей структуре продаж подтверждает тезис об усилении консолидации рынка мебельной продукции и, как следствие, сокращении количества контрагентов и укрупнении оставшихся. Таким образом, еще одним приоритетом развития рынка мебельной продукции в России в настоящее время является межфирменная кооперация компаний внутри отрасли.

3. Влияние рынка недвижимости на объемы продаж мебельной продукции свидетельствуют о наличии еще одного приоритета развития рынка мебельной продукции - межфирменной кооперации с компаниями смежной отрасли - строительства жилой и коммерческой недвижимости.

4. Влияние торговой политики, проявляющейся в изменениях нормативно-правового поля, под действие которого подпадает рынок мебельной продукции, приводит к введению мер по ограничению продаж мебельной продукции иностранного происхождения государственным учреждениям. Введение таких мер, с одной стороны, позволяет развиваться отечественному рынку, а, с другой стороны, так как этот запрет касается не только готовых изделий, но и компонентов, из которых они изготовлены, то подобные ограничительные меры способствуют изменению конфигурации сетевой структуры цепей поставок за счет замены зарубежных поставщиков локальными производителями.

5. Дальнейшая цифровизация мировой экономики в целом и активная интеграция экономики России приводит к активному и повсеместному развитию on-line торговли и появлению множества альтернативных каналов связи продавца и покупателя. Появление омниканальной системы взаимодействия контрагентов определяет приоритеты развития рынка мебельной продукции в плоскости on-line торговли с множеством каналов коммуникации, предоставляющих возможность потребителям удаленного выбора и принятия решения о покупке.

Виды стратегий на рынке мебельной продукции

Приоритеты развития рынка мебельной продукции и специфика организации цепей поставок определяют виды стратегий [5, 9, 10], среди которых наиболее успешными, по нашему мнению, являются: стратегия оптимизации сетевой структуры цепи поставок; стратегия оптимизации бизнес-процессов цепи поставок; омниканальная стратегия продвижения товара; стратегия импортозамещения; стратегия управления ассортиментом; стратегия маркетинговой кооперации. Рассмотрим характеристики перечисленных стратегий:

1. Стратегия оптимизации сетевой структуры цепи поставок. При определении оптимального состава контрагентов учитывается ценность, в создании которой они участвуют в процессе товародвижения. Таким образом, полезность, которую приносит каждый из участников цепи поставок, определяет необходимость его включения в состав сетевой структуры цепи поставок. В результате создается оптимальная по своему объектно-субъектному составу цепь поставок. Как показало исследование текущей ситуации на рынке мебели, стратегия оптимизации сетевой структуры реализуется либо путем экспансии (открытия новых производственных и торговых площадок), либо путем закрытия неэффективных площадок.

2. Стратегия оптимизации бизнес-процессов цепи поставок. Оптимизация бизнес-процессов предполагает применение процессного подхода к управлению цепью поставок. Такой подход продиктован задачами детального изучения последовательности процессов и потоков, которые осуществляются в цепи поставок. Процессный подход позволяет определить, какие из бизнес-процессов выполняются неэффективно, что приводит к устранению дублирующих процессов или отдельных операций, сокращению времени на выполнение процессов, снижению уровня ошибок. Процессный подход позволяет рассматривать деятельность цепи поставок как систему взаимосвязанных процессов, направленных на

решение стратегических, тактических и оперативных задач: сокращение непроизводительных расходов, оптимизация использования ресурсов и т.п. При этом выделяются неэффективные бизнес-процессы, после чего принимается решение об их оптимизации [5, с. 779].

3. Омниканальная стратегия продвижения товара. Развитие мультиформатной торговли предполагает использование новых технологий при взаимодействии продавцов с покупателями. При этом потребители не всегда пользуются всеми каналами от одного продавца. Часто складывается такая ситуация, когда покупатели консультируются с одним продавцом, посещают магазин другого продавца, а заказ делают у третьего. Именно поэтому важно системно развивать все возможные каналы взаимодействия с покупателями. Применение омниканальной стратегии на рынке мебели способствует продвижению товаров и увеличивает продажи. При этом издержки, связанные с выполнением заказа, снижаются не только для фокусной компании, но и для цепи поставок в целом. Помимо этого, электронная коммерция позволяет собирать и аккумулировать информацию о клиентах, которая впоследствии используется для формирования клиентской базы для рассылки рекламы с учетом предпочтений самих покупателей. Все это формирует систему устойчивой обратной связи с лояльными покупателями и, в конечном счете, создает основу для повышения конкурентоспособности.

4. Стратегия импортозамещения. Внедрение стратегии импортозамещения в деятельность компаний, работающих на рынке мебели, во многом обусловлено запретом на импорт некоторых видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности для государственных закупок. Таким образом, запрет на импорт указанных видов товаров воспринимается участниками рынка как внешний фактор, на действие которого хозяйствующие субъекты не могут влиять и вынуждены приспосабливаться. Так как конечные потребители в лице государственных и муниципальных организаций в настоящее время осуществляют закупки только отечественной мебели, то это, в конечном итоге, должно привести к росту производства на отечественном рынке мебели.

5. Стратегия управления ассортиментом. Основная тенденция, сложившаяся на рынке мебели при формировании ассортиментной политики компаний в условиях кризиса отрасли, определяется необходимостью пересмотра ассортимента выпускаемой продукции и внедрения моделей «эконом-класса» и среднего ценового сегмента, а также освоение смежных сегментов [6]. Стратегия управления ассортиментом может развиваться по двум направлениям: расширение ассортимента за счет появления новых товаров и сокращение ассортимента за счет выведения некоторых товаров из предложения. К основным факторам, влияющим на успешность внедрения выбранной стратегии управления ассортиментом, можно отнести следующие: определение цены товара (точное определение цены товара позволит получать максимальную прибыль от продаж, но при этом не отпугнет потенциальных покупателей); расходы на НИОКР (создание новых товаров позволяет своевременно обновлять ассортиментный ряд товаров); изменение спроса и предпочтений покупателей (своевременное отслеживание спроса и предпочтений покупателей позволяет своевременно осуществлять закупки наиболее востребованных товаров).

6. Стратегия маркетинговой кооперации. Учитывая текущее состояние рынка мебели и покупательскую способность населения, одной из наиболее востребованных стратегий, на наш взгляд, является маркетинговая кооперация. По нашему мнению, такая стратегия позволит консолидировать рынок как со стороны ритейлеров, так и со стороны производителей, поскольку консолидация рынка представляет собой процесс объединения компаний в цепи поставок для создания стабильных условий функционирования. В частности, по данным исследовательского агентства M.A. Research, российский рынок мебели является одним из наименее консолидированных сегментов розничной сети: на десять крупнейших сетей, продающих мебель, приходится около 25% рынка [6]. Маркетинговая кооперация, по мнению Ковалевой И.В., представляет собой экономическую адаптацию хозяйствующих субъектов к обостряющейся рыночной конкуренции и организацию кооперативов путем объединения экономических интересов товаропроизводителей для получения различных услуг [1, с. 130]. Целью маркетинговой кооперации чаще всего является удержание клиентов за счет снижения расходов, связанных с продвижением товаров на рынок и совместного использования ресурсов цепи поставок без потери юридической и финансовой независимости.

Заключение

Обобщая особенности рассматриваемых стратегий и опыт их внедрения в деятельность компаний на рынке мебельной продукции, можно отметить, что при определении наилучшей стратегии управления цепями поставок необходимо ориентироваться на приоритеты развития репрезентативного рынка, поскольку принятие решений основывается на проведении ситуационного анализа и подготовке экспертных оценок с учетом критериев выбора.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ковалева И.В. К вопросу развития маркетинговой кооперации в сельском хозяйстве: международный опыт // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2015. № 2. С. 129-132.

2. Логистика и управление цепями поставок / под ред. В.В. Щербакова. М.: Юрайт, 2019. 582 с.

3. Развитие науки и научно-образовательного трансфера логистики / под научн. ред. В.В. Щербакова. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019. 220 с.

4. Основы логистики / под ред. В.В. Щербакова. СПб.: Питер, 2009. 432 с.

5. Павлов А.К., Смирнова Е.А. Внедрение стратегии оптимизации бизнес-процессов в цепях поставок на рынке мебельной продукции // Современный менеджмент: проблемы и перспективы. Сборник статей по итогам XIV международной научно-практической конференции. 2019. С. 779-782.

6. Рейтинг мебельных сетей России по выручке (Топ-15). [Электронный ресурс]. Режим доступа: И11р8://ша-research.ru/analytics/item/90-rejting-mebelnykh-setej-rossii-po-vyruchke-top-15.html (дата обращения 03.07.2018).

7. Сергеев В.И., Дутиков И.М. Цифровое управление цепями поставок: взгляд в будущее // Логистика и управление цепями поставок. 2017. № 2 (79). С. 87-97.

8. Силкина Г.Ю., Щербаков В.В. Современные тренды цифровизации логистики. СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019. 237 с.

9. Смирнова Е.А., Павлов А.К. Логистические инструменты оптимизации расширенных цепей поставок в условиях межфирменного кооперирования // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2018. № 4. С. 42-46.

10. Смирнова Е.А., Павлов А.К. Перспективы выбора омниканальной стратегии продвижения товаров в цепях поставок на рынке мебели // Национальная концепция качества: государственная и общественная защита прав потребителей. Сборник тезисов докладов международной научно-практической конференции; Санкт-Петербургский государственный экономический университет. СПб., 2018. С. 279-283.

11. Четвёртые в негласном соревновании. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.promebel.com/ monitoring/otraslevaya_statistika/chetvyortye_v_neglasnom_sorevnovanii.html (дата обращения 03.07.2018).

12. Щербаков В.В. Тенденции актуализации логистических платформ // Вестник факультета управления СПбГЭУ. 2017. Вып. 1 (ч. 1). С. 452-457.

13. Щербаков В.В., Силкина Г.Ю. Информационные тренды логистики в условиях становления цифровой экономики // Интеллектуальные и информационные технологии в формировании цифрового общества: сб. науч. статей междунар. науч. конф. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. С. 103-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.