Научная статья на тему 'Концептуальные основы управления цепями поставок в электронной торговле'

Концептуальные основы управления цепями поставок в электронной торговле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
761
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ / УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК / РАСШИРЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ТЯНУЩИЕ СИСТЕМЫ / КОНЦЕПЦИЯ БЫСТРОГО РЕАГИРОВАНИЯ / LOGISTICS E-COMMERCE / SUPPLY CHAIN MANAGEMENT / EXTENDED ENTERPRISE / DRAWING SYSTEM / THE CONCEPT OF RAPID RESPONSE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горский Даниил Викторович

В статье рассматривается влияние, оказываемое электронной торговлей на процессы управления цепями поставок, положительные эффекты применения информационных инструментов и сложности ими создаваемые. Даётся обзор концепций приспособления логистических цепочек предприятия к работе с инструментами электронной торговли, а также рекомендации по применению стратегий управления на их основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual foundations of supply chain management in electronic Commerce

The article discusses the impact of electronic Commerce on supply chain management, the positive effects of the use of information tools and the complexity they created. Provides an overview of the concepts of fixtures supply chain businesses to work with e-Commerce tools, and recommendations on the application of management strategies based on them.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы управления цепями поставок в электронной торговле»

терминалов в рассрочку. Также, в планах развить, так называемый "кэшбэк", когда держателю карты возвращают 2-3 % от стоимости покупки, если он расплатился по карте. На наш взгляд, подобная кредитная политика оправдана, так как ее используют многие банки зарубежных стран, и она доказывает практическую эффективность и тем самым, заинтересовывает держателя карты расплачиваться безналичными платежами.

Таким образом, можно констатировать, что развитие инфраструктуры рынка пластиковых карт в Республике Абхазия (сети торговых и сервисных точек, принимающих к оплате пластиковые карты, банкоматов, расчетных центров) отстает от темпов и условий развития многих стран мира. Чем больше будет покупок по картам, тем быстрее будет развиваться рынок карт. Нужны значительные финансовые средства для переоборудования существующих систем. Обращая внимание на общеэкономическую ситуацию в стране, при всех новых идеях и технологиях, рынок пластиковых карт не будет стремител ьноразвиваться. Тол ь-ко в динамично растущей экономике возмо-

жен стабильный спрос на "инструменты", которые в ней используются. В этом случае новые технологии позволят достичь значительного эффекта в развитии платежных карт и позволят участникам рынка мобильно управлять финансовыми ресурсами.

Примечания:

1. Ануриев C.B. Платежные системы и их развитие в России.- М. : Финансы и статистика, 2005.

2. Барателия Б.В. В Абхазии уже около 80 тысяч держателей банковской карты "АПРА" Электронный ресурс: http://apsnypress.info/news/beslan-barateliya-v-abkhazii-uzhe-okolo-80-tysyach-derzhateley-bankovskoy-karty-apra/

3. Березина М.П., Крупное Ю.С. Проблемы организации безналичных расчетов//Финансы. - 2009.

4. Закон Республики Абхазия "О национальной платежной системе с использованием электронных средств платежа". - Сухум, 2011.

5. Ивасенко А.Г. Безналичные расчеты: сущность, проблемы и перспективы развития. - Н., 2010.

6. Материалы Национального банка Республики Абхазия, http://nb-ra.org/apra.html

7. Материалы Сбербанка Республики Абхазия. http://www.sbra.su/

8. Рудакова О.С. Банковские электронные услуги : учеб. пособие. - М. : Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2010.

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF SUPPLY CHAIN MANAGEMENT IN ELECTRONIC COMMERCE

Gorsky DaniH Viktorovich, Postgraduate student, Department of Logistics and supply chain management, St.

Petersburg State Economic University, Saint-Petersburg

The article discusses the impact of electronic Commerce on supply chain management, the positive effects of the use of information tools and the complexity they created. Provides an overview of the concepts of fixtures supply chain businesses to work with e-Commerce tools, and recommendations on the application of management strategies based on them.

Keywords: logistics e-Commerce; supply chain management; extended enterprise; drawing system; the concept of rapid response.

yflK 339.35 BAK PCD 08.00.05

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УПРА ВЛЕНИЯ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК В ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛЕ

) Горский Д.В., 2017

ГОРСКИИ Даниил Викторович, аспирант, кафедра Логистики и управления цепями поставок, Санкт-Пе тербургский государственный экономический университет, Санкт-Пе тербург Dan587@yandex.ru

В статье рассматривается влияние, оказываемое электронной торговлей на процессы управления цепями поставок, положительные эффекты применения информационных инструментов и сложности ими создаваемые. Даётся обзор концепций приспособления логистических цепочек предприятия к работе с инструментами электронной торговли, а также рекомендации по применению стратегий управления на их основе.

Ключевые слова: логистика электронной торговли; управление цепями поставок; расширенное предприятие; тянущие системы; концепция быстрого реагирования.

I

Электронная торговля как явление, получившее широкое распространение в 90-х годах является практически ровесником концепции управления цепями поставок, появившейся в 80-е годы XX века. Их возникновение в этот период отражает новое видение международной экономики как существенно более интегрированной и

информационно прозрачной. В дальнейшем и по сей день развитие электронной торговли и глобальной сети интернет ведёт к становлению так называемой "сетевой экономики", ко всё большей транспарентности, доступности продавца и покупателя, росту скорости и изменению режима их коммуникации. Подобные изменения неизбежно ведут к необходимости переосмысления логистических процессов, вместе с тем технологии электронной торговли дают и техническую базу для их переустройства. Таким образом, рассмотрение влияния электронной торговли на методики управления цепями поставок является актуальным на данный момент.

Обозначим ряд ключевых понятий, которые будут использоваться далее. В самом общем виде под электронной коммерцией следует понимать "любую системную, целенаправленную коммерческую деятельность, осуществляемую путем использования на основных стадиях и операциях компьютерных сетей, в результате которой товарно-материальные и/ или нематериальные ценности переходят от их продавца к покупателю (пользователю)" [3, с. 62]. В данной статье под электронной торговлей автор понимает более узко продажу, покупку продукции и услуг с использованием цифровых технологий в целях автоматизации бизнес-процессов, обеспечивающих удовлетворение покупательского спроса и взаимодействие с контрагентами, а также транспортировку товаров и услуг конечному потребителю в условиях глобальной конкурентной среды, сформированной единым информационным пространством [1]. Под цепью поставок в работе понимается "ряд связанных договорными трансакциями организаций: от поставщика сырья до конечного пользователя" [4, с. 7]. Управление цепями поставок - это автоматизированный процесс планирования, исполнения и контроля заказов на поставку продукции и обмена информацией между фокусной компанией и контрагентами на условиях координации усилий по удовлетворению спроса и минимизации затрат с момента образования потребности и до момента потребления (утилизации) продукции [1 ]. В качестве контрагентов в данной модели выступают предприятия-изготовители, экспедиторы,провайдеры и иные участники логистических процессов. В рамках минимизации затрат на постоянной основе оптимизируются материальные, финансовые, информационные потоки, временные издержки на удовлетворение потребительских запросов.

Принципиально отметить, что электронная торговля на сегодня становится одним из способов управления цепями поставок, что связано с усилением фактора цифровых технологий, который одновременно меняет устройство бизнес-процессов для компании и внешний эффект производимый на покупателя, а также структуру связанных издержек. Рассмотрим основные изменения в запросах к логистике, вызванные внедрением в торговлю электронных технологий.

В первую очередь, потребительские пожелания относительно параметров и объёмов поставки продукции становятся доминирующими над пожеланиями производителя. Это вызвано невозможной прежде информационной прозрачностью продавцов, доступностью всего их товарного предложения для покупателя на международном уровне, а также снижением значимости дистанции как фактора издержек, так что выбор покупателя происходит с меньшим вниманием к стране происхождения, физическому месту положения товара. Ресурсом для сокращения издержек на обеспечение процесса товародвижения, который предоставляет электронная торговля, является виртуализация и автоматизация, и как следствие, отсутствие необходимости привлечения торгового персонала, оптово-розничных посредников в их традиционном виде.

Также широкое применение информационных технологий обеспечивает новый уровень контроля поставок во всей цепи, большую актуальность информации для принятия оперативных решений по оптимизации производства на основе мониторинга данных о спросе. Инструментами от электронной торговли здесь выступаютэлектронный обмен данными, применение систем штрих-кодирования и т.д.

Концепция сетевой экономики делает возможным и необходимым перераспределение управленческих функций, которые ранее концентрировались в рамках одного предприятия. В условиях, когда обмен актуальной информацией, мониторинг в реальном времени становится технически возможным и финансово доступным, более выгодным оказывается вынести часть полномочий (производство, распределение) на аутсорсинг, передать их внешним провайдерам. Наиболее приспособленной к сетевой экономике оказывается система кооперирующихся независимых экономических субъектов, взаимодействующих между собой на контрактной основе. С точки зрения институциональной экономики, это объясняется ростом прозрачности и справедливости

ш %

о ш

X

О X

о

СО

# *

170

распределения ответственности и издержек при применении рыночных трансакций по сравнению с нечётким распределением внутри фирмы.

С точки зрения автора, в связи с указанными выше особенностями, для управления цепями поставок в рамках предприятия-участника электронной торговли актуально применение недавно появившейся в экономической литературе концепции расширенного предприятия. Действительно, в ситуации максимальной доступности информации о "внешних источниках конкурентного преимущества" участнику электронной торговли становится выгодным следовать таким принципам, как:

1) приоритет процессам относительно функций, при этом уделяется внимание развитию межфункциональных связей в рамках всей цепи поставок, обеспечивающих оптимальную реализацию процессов;

2) приоритет покупателям относительно товаров, акцент на их удовлетворённости, что обеспечивается через сбор информации, постоянное получение обратной связи;

3) приоритет эффективности перед прибылью, что выражается в контроле трансакцион-ных издержек на всей цепи поставок в процессе работы, а не контроле прибыли на отчётные даты [2, с. 192-193].

Для ситуации активного применения в управлении интегрированными цепями поставок информационных технологий, что характерно для электронной торговли и расширенного предприятия, типичен также следующий сдвиг: если ранее участникам цепи делегировались права, то сейчас делегируется ответственность за реализацию возложенных задач.

Рассмотрим влияние электронной торговли на управление цепями поставок более подробно, для чего в качестве шаблона организации структуры изложения применим 8-этапную модель логистического управления цепочками поставок Стока-Ламберта, являющуюся стандартной для отрасли. Сюда включаются такие бизнес-процессы, как: управление взаимоотношениями с потребителями; управление обслуживанием потребителей; управление спросом; управление выполнением заказов; управление производственными процессами; управление снабжением; управление ассортиментом; управление возвратными потоками [5, с. 51].

Итак, в отношениях с потребителями в рамках электронной торговли преобладает компьютеризация и унификация. Прямое взаимо-

деиствие производителя с покупателями вытесняется опосредованным провайдерами услуг электронной торговли. Переговоры и оформление сделок теперь проводится через специальные площадки в сети, виртуальные платёжные системы.

Обслуживание потребителей также управляется более технологично и унифицировано, контроль над ним со стороны товаропроизводителя сокращается (ассортиментная политика, потребительские свойства продукции, сроки производства). Остальные параметры обслуживания задаются логистическими провайдерами, которые непосредственно это обслуживание реализуют. В то же время посредством технологий электронной торговли организуются каналы прямой связи с покупателем, позволяющие производителю получать обратную связь от потребителей и формировать запрос провайдерам, а также вносить изменения в параметры, находящиеся под его непосредственным контролем.

Процессуправления спросом в рамках электронной торговли делегируется коммуникативным и торговым провайдерам. В арсенале этих контрагентов стандартные и специфические инструменты продвижения,активнозадейству-ющие возможности интернет-ресурсов. Доступные в сетевой экономике инструменты позволяют существенно сократить издержки, вызываемые "эффектом бычьего кнута", так как информация собирается непосредственно от потребителей, с сайта-витрины и т.п., точек максимально приближенных к покупателю, что минимизирует потенциальные искажения информации о спросе.

Процесс управления выполнением заказов в условиях электронной торговли приобретает дополнительную сложность, так как виртуальное товародвижениетребует перемещения ресурсов и товаров на большие расстояния за меньшие сроки. Характерной адаптацией становится распределение меньших (для каждой конкретной точки) товарно-материальных запасов по большей площади. Индивидуализация доставки ведёт к росту транспортных расходов,требуетзначительного парка автомобилей, что делает актуальным делегирование процесса транспортному провайдеру. Бесперебойность и своевременность поставок, которую он может обеспечить, становится ключевой в обеспечении репутации предприятия электронной торговли, важнейшим конкурентным преимуществом.

На развивающемся российском рынке, который недостаточно насыщен предложением

со стороны транспортных провайдеров этот процесс вызывает особые сложности. Доступными альтернативами являются услуги почты, организация собственного масштабного логистического подразделения, хранение небольших запасов на местных складах, однако все они требуют больших издержек либо ведут к потере в качестве.

Исполнение международных заказов также является нетривиальной задачей, которую приходится решать участникам электронной торговли. Здесь в противоречие вступает кажущаяся либеральность при заключении сделки и фактические условия регулирования перемещения товаров между странами. Это требует привлечения специалистов или представителей, способных решать связанные юридические и налоговые вопросы в странах реализации. В качестве компенсационного инструмента используется включение налогов и сборов в цену для конечного покупателя.

Управление производством аналогично усложняется, причиной для чего в условиях электронной торговли становится изменение распределения конкурентных преимуществ. Если ранее целевой функцией было максимальное заполнение распределительных сетей товарными запасами, то в электронной торговле требуется более тонкая подстройка производителя под клиента, в частности во времени, максимальное ускорение производственного цикла.

На текущем этапе развития электронной торговли имеется некоторый запас для роста за счёт вытеснения с рынка традиционной торговли, относительно которой у электронной торговли имеются конкурентные преимущества в издержках. Однако в будущем борьба будет идти между различными моделями производственных и распределительных процессов, выработанными исключительно в рамках электронной торговли.

Управление снабжением требует решения специфической задачи унификации информационных потоков, формирования оптимальной структуры поступающей информации, которая в свою очередь позволит сделать максимально рациональным и движение потоков в направлении от поставщиков сырья до конечного клиента.

При этом триггером для такого движения является запрос со стороны клиента, то есть с конца всей цепочки. Идеальным было бы построение системы, без промежуточных запасов, то есть с запуском поставок сырья на актуальное производство продукта, гарантированно

востребованного клиентом. Тем не менее на практике на данном этапе развития в электронной торговле в целях сглаживания динамики производства и поставок всё ещё используются промежуточные запасы. Наибольшее конкурентное преимущество, однако, будет иметь производитель с лучшими показателями оборачиваемости запасов и скорости товародвижения по цепи.

В литературе представлено мнение о ненужности традиционных служб снабжения (сбыта) для решения задач электронной торговли [6, с. 26]. Действительно в новых условиях более органичным инструментом становится глобальная информационная система предприятия, применимая в том числе к задачам управления ресурсами.Технологической основой, предлагаемой электронной торговлей, в данном случае становятся облачные хранилища данных.

Процесс управления ассортиментом в электронной торговле настроен в первую очередь на обработку сигналов от потребителей и контрагентов и принятие решений по ассортименту на их основе. При этом инициатива по предложению новых наименований может поступать от производителя, в таком случае собирается обратная связь от первых клиентов по тестируемым наименованиям и далее ведётся их доработка на основе этой информации. Практическим инструментом, предлагаемым электронной торговлей, для этого служат электронные площадки, витрины, формирование тестируемого виртуального ассортимента в них может осуществляться автоматически. Также в условиях электронной торговли становится проще продемонстрировать широкой аудитории небольшую пробную партию товара. В качестве инструмента вовлечения клиентов в процесс доработки и модификации продукции применяются средства интерактивной интернет-коммуникации, такие как социальные сети, блоги и форумы. Данный канал также позволяет вовремя установить снижение спроса на продукцию и соответственно минимизировать издержки в связи с её нерелевантностью.

Наконец, процесс управления возвратными потоками, в который входят не только непосредственно возврат продукции, но и переработка, замена, повторное использование материалов, ремонт, обновление и повторное производство продукции и др., в рамках электронной торговли стал привлекать большее внимание производителей. Это связано с существенным ростом возвратов продукции по-

ш S ъс и ш т

s о

X

о

СО

*

*

172

требителями (до 50% заказов [5, с. 344]). В то же время подобная ситуация мотивирует производство к лучшему контролю качества, а также сервиса (в части гарантийного ремонта, обработки рекламаций, предоставления комплектующих и расходных). Инструменты электронной торговли позволяют уменьшить затраты компании на работу с возвратом путём оптимизации операций фильтрации, сортировки, отбора и утилизации возвращаемых товаров, компенсировать издержки путём их перепродажи на интернет-аукционах.

Итак, электронный формат торговли вносит свои коррективы в баланс рассмотренных процессов в рамках управления поставками. Можно отметить существенное улучшение в процессах, связанных с передачей информации между контрагентами, а также появление новых сложностей и проблем в процессах управления материальными запасами, скорость оборота которых адаптируется к электронной торговле медленнее. Вместе с тем информационные технологии при более продуманном применении могут предоставить инструменты для оптимизации издержек и в этом сегменте управления цепями поставок. В идеале для конечного потребителя не должно быть видимой разницы между электронной торговлей и традиционными продажами. Напротив, интернет-формат должен быть способен лучше, точнее и быстрее удовлетворять потребности покупателей.

Чтобы достичь указанной цели производителям следует отойти на уровне системы управления цепями поставок в целом от традиционных подходов, так как добавление к ним отдельных инструментов от электронной торговли может вывести систему из равновесия, создать неадекватные возможностям их реализации нагрузки на отдельные процессы. Требуется концептуальное переосмысление названных выше процессов и их совместного осуществления.

Среди наиболее успешных современных адаптаций (внедрение которых, однако, было опробовано ещё в условиях традиционной торговли) следует отметить концепции "точно в срок", "стройное производство", "тянущая система", "быстрое реагирование".

В рамках концепции "точно в срок" основное внимание уделяется синхронизации процессов поставки сырья и готовой продукции таким образом, чтобы минимизировать необходимые запасы. При этом значительные риски возникают в связи с требованием своевременности поставок на всех этапах производства.

Электронная торговля в данном случае предоставляет совершенные инструменты оповещения о потребностях (в том числе будущих) отдельных звеньев в цепи поставок. Системы логистики, придерживающиеся данной концепции, принадлежат кболее обширному классу "тянущих систем". Для последних характерно нормирование потребностей в ресурсах и оповещение предыдущих звеньев цепи о необходимости их пополнения при снижении до критического уровня. Таким образом, идёт процесс "вытягивания" необходимых ресурсов из поставщиков или логистических посредников ровно по мере их расходования.

На базе двух обозначенных выше подходов в сфере управления запасами была сформулирована логистическая концепция "стройного производства". В её рамках менеджмент направляет усилия на снижение складирования (отсутствие склада в идеале), минимальные запасы на полках, расположение запасов на рабочих местах - в зоне их непосредственного применения для удовлетворения актуальных потребностей клиента. Другими важными компонентами "стройного производства" являются высокое качество продукции, квалификации персонала, гибкость технологий производства, небольшой размер производственных партий и запасов.

Наконец, концепция "быстрого реагирования" на спрос ставит в центр внимания менеджмента реализацию временных конкурентных преимуществ, которые может предоставить производителю электронная торговля, посредством таких инструментов, как: электронный документооборот, штрихкодирование и лазерное сканирование, электронные точки продаж и др. Стандартной практикой становится оценка спроса в реальном масштабе времени, как можно ближе к конечному потребителю.

Все четыре названные концепции актуальны для электронной торговли, так как они учитывают широчайший информационный охват покупателей, который становится доступен с применением её инструментов, и низкую плотность их географического расположения, создающую специфические трудности для распределения материальных запасов. Структура цепи становится более равномерно распределённой и сетевой, перенимая базовые свойства технологий электронной торговли (образование большего числа малых вершин, соединённых более плотной сетью связей, подобно Интернет). Подобие можно найти и в приоритетном направлении контакта - потре-

битель, пользователь направляет запрос к получению информации или материального продукта, а не наоборот (спам).

Эффективность внедрения инструментов электронной торговли и концептуального преобразования логистических процессов под них достаточно прозрачно отражается в динамике снижения издержек, как относительно прошлых показателей самой компании, так и относительно её конкурентов.

Методические подходы, обеспечивающие рост эффективности управления цепями поставок в электронной торговле, сводятся к выстраиванию более развитой и детализированной системы вокруг указанных выше концепций. При этом актуально и использование по максимуму их сильных сторон, и выявление слабостей и снижение характерных для инструментов электронной торговли рисков.

Так динамичная логистическая стратегия вырастает из концепции "быстрого реагирования". Однако оперативное реагирование в данном случае осуществляется не только на сигналы от потребителей, но также и на все изменения внешней среды. Здесь реализуется преимущество инструментов электронной торговли в скорости сбора, перераспределения и передачи информации. Также большое внимание уделяется послепродажной коммуникации с потребителем, стимулированию повторных обращений и созданию долгосрочных деловых отношений с ним, что может быть реализовано посредством информационных систем типа CRM.

Нивелированием рисков менеджмент занимается в рамках не менее важной стратегии обеспечения безопасности цепей поставок электронной торговли. Неспецифичными рисками здесь выступают некомпетентность персонала (в том числе менеджмента) и вытекающие из неё проблемы интеграции, кооперации, координации и т.п.; внешние риски - политические, природные, рыночные ит.п. Специфич-

ными для применения описанных выше концепций рисками являются технические сбои в информационных системах, утечка информации, нарушение её целостности, искажение, использование злоумышленниками во вред компании. Заметим, что две вышеописанные стратегии не противоречат друг другу и оптимальным для повышения эффективности управления цепями поставок с применением инструментов электронной торговли является учёт обеих.

Таким образом, современные технологии применимые для управления цепями поставок в электронной торговле, предоставляют уникальные возможности для оптимизации издержек наудовлетворениезапросов потребителей, но также требуют от менеджмента готовности к изменениям и концептуальным преобразованиям в логистической системе предприятия, грамотной работы с рисками, которые инструменты электронной торговли несут дополнительно.

Литература:

1. Горский Д.В. Вопросы проектирования цепей поставок в электронной торговле // Логистический потенциал Санкт-Петербурга в формировании инновационной экономики : сб. тезисов докладов Международной научно-практической конференции. - СПб : Издательство СПГЭУ, 2016. -С. 95-102.

2. Калужский М.Л. Маркетинговые сети в электронной коммерции: институциональный подход / М.Л. Калужский. - М.: Directmedia, 2016. - 388 с.

3. Кролли O.A., Парфенов A.B. Электронная коммерция в России: государственное регулирование и перспективы развития // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, № 1 (25), 2001. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.-С. 61-71.

4. Сергеев В.И. Управление цепями поставок: учебник для бакалавров и магистров / В.И. Сергеев. -М.:Юрайт, 2014.-479 с.

5. Сток Дж.Р. Стратегическое управление логистикой / Дж.Р. Сток, Д.М. Ламберт. - М. : Инфра-М, 2005. - 830 с.

6. Юрасов A.B. Электронная коммерция / A.B. Юра-сов. - М.: Дело, 2003. - 480 с.

DEVELOPMENT AND REGULA T/ON OF E-COMMERCE INFRASTRUCTURE IN THE RUSSIAN FEDERA TION

Gorsky Daniii Viktorovich, Postgraduate student, Department of Logistics and supply chain management, St.

Petersburg State Economic University, Saint-Petersburg

The article considers technological and cultural prerequisites for the existence and successful development of electronic commerce in Russia and the world. A special emphasis is placed on ensuring the security of transactions. Recommendations are given to regulate the industry, neutralizing the impact of negative factors that hamper the development of electronic commerce in Russia.

Keywords: Electronic commerce; cyber security; market regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.