битель, пользователь направляет запрос к получению информации или материального продукта, а не наоборот (спам).
Эффективность внедрения инструментов электронной торговли и концептуального преобразования логистических процессов под них достаточно прозрачно отражается в динамике снижения издержек, как относительно прошлых показателей самой компании, так и относительно её конкурентов.
Методические подходы, обеспечивающие рост эффективности управления цепями поставок в электронной торговле, сводятся к выстраиванию более развитой и детализированной системы вокруг указанных выше концепций. При этом актуально и использование по максимуму их сильных сторон, и выявление слабостей и снижение характерных для инструментов электронной торговли рисков.
Так динамичная логистическая стратегия вырастает из концепции "быстрого реагирования". Однако оперативное реагирование в данном случае осуществляется не только на сигналы от потребителей, но также и на все изменения внешней среды. Здесь реализуется преимущество инструментов электронной торговли в скорости сбора, перераспределения и передачи информации. Также большое внимание уделяется послепродажной коммуникации с потребителем, стимулированию повторных обращений и созданию долгосрочных деловых отношений с ним, что может быть реализовано посредством информационных систем типа CRM.
Нивелированием рисков менеджмент занимается в рамках не менее важной стратегии обеспечения безопасности цепей поставок электронной торговли. Неспецифичными рисками здесь выступают некомпетентность персонала (в том числе менеджмента) и вытекающие из неё проблемы интеграции, кооперации, координации и т.п.; внешние риски - политические, природные, рыночные ит.п. Специфич-
ными для применения описанных выше концепций рисками являются технические сбои в информационных системах, утечка информации, нарушение её целостности, искажение, использование злоумышленниками во вред компании. Заметим, что две вышеописанные стратегии не противоречат друг другу и оптимальным для повышения эффективности управления цепями поставок с применением инструментов электронной торговли является учёт обеих.
Таким образом, современные технологии применимые для управления цепями поставок в электронной торговле, предоставляют уникальные возможности для оптимизации издержек наудовлетворениезапросов потребителей, но также требуют от менеджмента готовности к изменениям и концептуальным преобразованиям в логистической системе предприятия, грамотной работы с рисками, которые инструменты электронной торговли несут дополнительно.
Литература:
1. Горский Д.В. Вопросы проектирования цепей поставок в электронной торговле // Логистический потенциал Санкт-Петербурга в формировании инновационной экономики : сб. тезисов докладов Международной научно-практической конференции. - СПб : Издательство СПГЭУ, 2016. -С. 95-102.
2. Калужский МЛ. Маркетинговые сети в электронной коммерции: институциональный подход / М.Л. Калужский. - М.: Directmedia, 2016. - 388 с.
3. Кролли O.A., Парфенов A.B. Электронная коммерция в России: государственное регулирование и перспективы развития // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, № 1 (25), 2001. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.-С. 61-71.
4. Сергеев В.И. Управление цепями поставок: учебник для бакалавров и магистров / В.И. Сергеев. -М. :Юрайт, 2014. -479 с.
5. Сток Дж.Р. Стратегическое управление логистикой / Дж.Р. Сток, Д.М. Ламберт. - М. : Инфра-М, 2005. - 830 с.
6. Юрасов A.B. Электронная коммерция / A.B. Юра-сов. - М.: Дело, 2003. - 480 с.
DEVELOPMENT AND REGULA T/ON OF E-COMMERCE INFRASTRUCTURE IN THE RUSSIAN FEDERA T/ON
Gorsky Daniii Viktorovich, Postgraduate student, Department of Logistics and supply chain management, St.
Petersburg State Economic University, Saint-Petersburg
The article considers technological and cultural prerequisites for the existence and successful development of electronic commerce in Russia and the world. A special emphasis is placed on ensuring the security of transactions. Recommendations are given to regulate the industry, neutralizing the impact of negative factors that hamper the development of electronic commerce in Russia.
Keywords: Electronic commerce; cyber security; market regulation.
УДК 339.35 ВАК РФ 08.00.05
РАЗВИТИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В РФ
© Горский Д.В., 2017 В статье рассматриваются технологические и культурные предпосылки суще-
ствования и успешного развития электронной торговли в России и мире. Особый акцент ставится на обеспечении безопасности проведения транзакций. Даются рекомендации по регулированию отрасли, нивелированию влияния негативных факторов, сдерживающих развитие электронной торговли в России.
Ключевые слова: электронная торговля; кибербезопасность; регулирование рынка.
Мировая экономика по состоянию на 2017 год находится на особой стадии своего развития, во всяком случае в странах-лидерах, задающих тон на международной арене. Данная стадия в литературе получила название электронной экономики, основными особенностями для неё стали трансформация воспроизводственного процесса из реального в сетевой, виртуальный, цифровой, развитие горизонтальных связей между экономическими агентами, рост роли цифровых телекоммуникаций [9, с. 12]. В контексте происходящих изменений в устройстве экономической системы в целом не могли остаться неизменными отдельные её сегменты, как-то производство, торговля, финансы, что в частности привело к возникновению такого явления, как электронная торговля.
Электронная торговля - это продажа, покупка продукции и услуг с использованием цифровых технологий в целях автоматизации бизнес-процессов, обеспечивающих удовлетворение покупательского спроса и взаимодействие с контрагентами, а также транспортировку товаров и услуг конечному потребителю в условиях глобальной конкурентной среды, сформированной единым информационным пространством [2].
Таблица 1 - Этапы развития электронной торговли в мире
ГОРСКИЙ Даниил Викторович, аспирант, кафедра Логистики и управления цепями поставок, Санкт-Пе тербургский государственный экономический университет, Санкт-Пе тербург [email protected]
Этап (№, временные рамки) Достижения Технологические драйверы
1. 1960-1970 гг. Операция по дистанционному заказу билетов (не требует доставки, могла также быть реализована через телефон или телеграф) Компьютерные сети, стандарты обмена данными
2. 1970-1980 гг. Дистанционная передача финансовых сообщений между банками (Swift), электронная валютная биржа (Forex), переводы и клиринг, банкомат - безналичный денежный оборот Персональные компьютеры, электронная подпись, передача данных по электронной сети
3. 1980-1990 гг. Системы планирования производственных ресурсов на предприятиях на основе данных от поставщиков и потребителей - компьютерная экономика Стандарты WWW, TCP/IP
4. 1990-2000 гг. Электронные торговые компании, подключение коммерческих организаций к глобальной сети интернет (телефонная линия) Электронные платежные системы, интернет-браузер, интернет-банк
5. 2000 г. - н.в. Интернет-технологии проникают во все сферы бизнеса, госуправления, домохозяйства - «сетевая экономика». Совершенствование технологии передачи и обработки данных
Источники: [1, с. 2-5].
Электронная торговля показала себя как наиболее эффективный и передовой способ реализации торговых отношений в сегодняшнем мире, позволяющий минимизировать трансакционные издержки и
ведущий к доминированию на международных рынках. В связи с этим актуально рассмотреть необходимые условия интенсификации развития электронной торговли в России, в частности построение базовой инфраструктуры, без которой электронная торговля полноценно функционировать не может.
Обратимся к ключевым этапам развития электронной торговли в мире и выделим драйверы для каждой стадии.
В Российской Федерации все эти этапы были пройдены с задержкой, в формате "догоняющего развития", что было связано с усвоением в 1990-2000-х годах уже готовых зарубежных технологий. Результатом на сегодня стало достижение в России меньших, чем в развитых странах относительных объёмов электронной торговли в сравнении с объёмами торговли традиционной. Как видно из таблицы 2, в стране до сих пор не достигнут даже средний по западным (развитым) странам показатель в 6,5%.
Причинами задержки вряд ли можно назвать отсутствие описанных технологических драйверов, все технологии успешно изучены и перенесены. Однако имеются некоторые проблемы в их внедрении и адаптации, влияющие на скорость проникновения и распространения электронной торговли, в частности в секторах В2С и В2В. К ним можно отнести:
- меньший объём рынка, платёжеспособного спроса;
- региональные стандарты ЭЦП, языковую изоляцию;
- недоверие, сомнение в безопасности применения дистанционных технологий [2].
Таблица 2 - Объём рынка электронной торговли (в % от традиционной розницы)
Год Западные страны РФ
2009 15 (США) 1
2012 6,5 (среднее) 1,9
2015 - 4,5
2020 (прогноз) - 7
Источники: [6, с.З; 4].
Важно отметить, что при прочих равных осуществление и планомерное развитие электронной торговли возможно только при наличии ряда элементов инфраструктуры, технологий высокого уровня, покрывающих следующие функции:
Электронный обмен данными, в рамках которого продавцы и покупатели при посредстве цифровых средств коммуникации производят обмен документами установленной формы (например, счетами и заказами) соответствующими обслуживаемым бизнес-процессам.
Электронные торговые операции (сделки), в том числе такие их этапы, как выбор товара, подтверждение заказа, приём платежей и обеспечение доставки, которые проводятся при посредстве мобильных технологий и/или компьютерных сетей. По мере дальнейшего развития электронных продаж растёт число этапов сделок, на которых применяются информационные технологии, а также широта их употребления.
Электронное движение капитала. В данном случае происходит движение денежных средств в форме обмена или перевода в электронной форме со счёта на счёт (в качестве примера можно рассматривать систему SWIFT обслуживающую международные банковские расчёты) [7].
Электронные деньги-существующие в электронном виде обязательства (денежные) со стороны банка или иного эмитента перед клиентом/ доверителем.
Электронный банкинг (в российской общепринятой терминологии "банк-клиент") - одна из технологий ДБО (дистанционного банковского обслуживания), позволяющая иметь доступ к операциям и счетам пользователя (клиента) через Интернет. Доступные в рамках технологии операции, это в том числе оплата услуг,товаров, осуществление денежных переводов, сверка остатков по счёту и многие другие.
Электронный маркетинг. Включает набор мероприятий маркетингового плана, направленных на продвижение продукции, анализ рынка, управление и распространение маркетинговой информации в информационном пространстве в глобальном масштабе [5, с. 91-94].
На наш взгляд, указанные элементы имеют иерархическую связь, так электронный обмен данными и движение капитала являются фундаментальными функциями/процессами, в то время как проведение сделок и банковских операций, денежных расчётов носит более частный характер. Особенно выделяется маркетинг, как некоторый посреднический процесс, служащий триггером для заключения сделок и встречного движения капитала. Частным дополнением для данной функции является электронное представительство компании-продавца (продукции на продажу) - наличие в сети Интернет личного сайта или страницы торговой компании.
Важной составляющей проведения электронной сделки, фундаментальной предпосылкой к развитию электронной торговли также является электронная система безопасности -
I
LH
s о
LH
X о
X О
CO
#
*
176
механизм защиты и верификации информации об участниках электронной торговли и деталях сделки в целях предотвращения несанкционированного доступа и использования. Это становится особенно заметным в свете описанных выше проблем проникновения и адаптации электронных технологий в России [2].
В силу фундаментальной важности развития обозначенных элементов для существования электронной торговли, а последней для благосостояния экономики России в целом, им требуется ясное и эффективное законодательное регулирование, наличие которого, а особенно последовательное обеспечение выполнения нормативов, надзор за обозначенными сферами должны повысить доверие со стороны российских пользователей к электронной торговле.
На сегодня законодательная база электронной торговли ограничивается следующими актами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- Федеральный закон №94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
- Приказ Минэкономразвития России № 54 от 15.02.2010 г. "Обутверждении Порядка проведения открытыхторгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к электронным площадкам и операторам электронных площадок при проведении открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, а также Порядка подтверждения соответствия электронных площадок и операторов электронных площадок установленным Требованиям" [3].
Как видим, налицо смещение фокуса в сферу B2G, что, вероятно, вызвано высоким приоритетом государственных интересов при реализации закупок, а также большими объёмами проходящих в системе госзакупок расчётов.
Регулирование массового сектора электронной торговли в части электронного движения капитала, проведения платеже осуществляется Федеральным законом от 27.06.2011 № 161 -ФЗ (ред. от 01.05.2017) "О национальной платежной системе" [8]. Однако регулирова-
ние обмена данными в сегменте, представления компаний в сети и их рекламной деятельности осуществляется фрагментарно. На наш взгляд, наибольшее внимание законодателей сегодня должно быть сосредоточено на восполнении пробелов в нормативной базе в указанной сфере, а также донесении до розничных клиентов информации о наличии регулирования.
Таким образом, развитие законодательного регулирования в сфере безопасности электронных расчётов, проведения электронных сделок, а также рекламы в Интернете, подтверждения подлинности ключевых для проведения транзакций сайтов и аккаунтов, наконец, донесение до пользователей действенности этих норм и технологий, на наш взгляд,является ключом к повышению темпов развития и проникновения электронной торговли в России.
Примечания:
1. Вильхивская О.В. Сущность понятия "электронный бизнес" и этапы его развития / О.В. Вильхивская // Бизнес1нформ. - 2012. - № 8. - С. 262. -[Электронный ресурс] - Режим доступа: www. business-inform.net (дата обращения 08.06.2017)
2. Горский Д.В. Вопросы проектирования цепей поставок в электронной торговле // Логистический потенциал Санкт-Петербурга в формировании инновационной экономики : сб. тезисов докладов Международной научно-практической конференции. - Санкт-Петербург : Издательство СПГЭУ, 2016. - С. 95-102.
3. Законы об электронной торговле. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ekey.ru/ info_def/legally_concerned/e_trade (дата обращения 09.06.2017).
4. Исследования развития рынка электронной коммерции в России в 2013 году (Morgan Stanley).
- [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// retai I rocket.ru/blog/ecom me rce-in-russia-2013-research-morgan/ (дата обращения 08.06.2017).
5. Калужский М.Л. Электронная коммерция: маркетинговые сети и инфраструктура рынка / М.Л. Калужский. - М. : Экономика, 2014. - 328 с.
6. Козлов A.B. Организационно-экономические основы развития электронной торговли : авто-реф. ... дис. канд. экон. наук. - М., 2010. - 28 с.
7. Сайт Сообщества всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций (SWIFT). - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.swift.com (дата обращения 08.06.2017).
8. Федеральный закон от 27.06.2011 N 161 -ФЗ (ред. от 01.05.2017) "О национальной платежной системе".
9. Юдина Т.Н. Осмысление цифровой экономики / Т.Н. Юдина // Теоретическая экономика. - 2016.
- №3. - с. 12-16. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.theoreticaleconomy.info/ articles/999.pdf (дата обращения 09.06.2017).