Научная статья на тему 'Использование инструментов электронной торговли в международных конкурсных торгах в XXI веке'

Использование инструментов электронной торговли в международных конкурсных торгах в XXI веке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
821
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНКУРСНЫЕ ТОРГИ / INTERNATIONAL COMPETITIVE BIDDING / ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / E-COMMERCE / НАЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ЗАКУПОК / NATIONAL E-PROCUREMENT SYSTEM / ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ РЫНКОВ / MARKET TRANSPARENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захаров Александр Николаевич, Скачко Екатерина Сергеевна

В статье авторы рассматривают Интернет как инструмент осуществления сделок по закупкам; показывают условия, необходимые для внедрения на товарные рынки России инструментов электронной торговли; анализируют различные модели организации закупок через Интернет; выявляют преимущества электронной торговли перед традиционной, а также рассматривают примеры использования национальных систем электронных закупок в проектах, финансируемых Всемирным банком, и показатели в сфере электронных закупок в Италии в свете Нового рамочного документа по закупкам (НРДЗ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using of e-commerce tools in international competitive bidding in the 21st century

In the article, the authors consider the Internet as a market for procurement transactions; show the conditions necessary for the introduction of e-commerce into the Russian commodity markets; analyze various models of procurement through the Internet; identify the advantages of e-commerce over traditional commerce, and also consider examples of the use of national eprocurement systems in projects financed by the World Bank, and indicators in the field of e-procurement in Italy in view of “The new procurement framework document”.

Текст научной работы на тему «Использование инструментов электронной торговли в международных конкурсных торгах в XXI веке»

Использование инструментов электронной торговли в международных конкурсных торгах в XXI веке

Александр Николаевич ЗАХАРОВ, УДК 339.5 (100)

доктор экономических наук, профессор, МГИМО (У) МИД России ББК 65.428 (0) (119454 Москва, Вернадского проспект, 76), 3-382

кафедра мировой экономики - профессор, тел.: 8 (495) 434-93-35 Екатерина Сергеевна СКАЧКО,

МГИМО (У) МИД России (119454 Москва, Вернадского проспект, 76), Факультет Международных экономический отношений -студентка 2 курса, тел.: 8 (495) 434-93-35

Аннотация

В статье авторы рассматривают Интернет как инструмент осуществления сделок по закупкам; показывают условия, необходимые для внедрения на товарные рынки России инструментов электронной торговли; анализируют различные модели организации закупок через Интернет; выявляют преимущества электронной торговли перед традиционной, а также рассматривают примеры использования национальных систем электронных закупок в проектах, финансируемых Всемирным банком, и показатели в сфере электронных закупок в Италии в свете Нового рамочного документа по закупкам (НРДЗ).

Ключевые слова: международные конкурсные торги, электронная торговля, национальные системы электронных закупок, транспарентность рынков.

Using of e-commerce tools in international competitive bidding in the 21st century

Aleksandr Nikolaevich ZAKHAROV,

Doctor of Economic Sciences, Professor, Moscow State Institute of International Relations MFA Russia (Vernadskogo prospekt, 76, Moscow, 119454), Department of World Economy - Professor, phone: 8 (495) 434-93-35 Ekaterina Sergeevna SKACHKO,

Moscow State Institute of International Relations MFA Russia (Vernadskogo prospekt, 76, Moscow, 119454), School of International Economic Relations - 2nd year student, phone: 8 (495) 434-93-35

Abstract

In the article, the authors consider the Internet as a market for procurement transactions; show the conditions necessary for the introduction of e-commerce into the Russian commodity markets; analyze various models of procurement through the Internet; identify the advantages

^ 86

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2018

of e-commerce over traditional commerce, and also consider examples of the use of national e-procurement systems in projects financed by the World Bank, and indicators in the field of e-pro-curement in Italy in view of "The new procurement framework document".

Keywords: international competitive bidding, e-commerce, national e-procurement system, market transparency.

ИНТЕРНЕТ- РЫНОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СДЕЛОК

Произошедшее в XXI веке радикальное изменение способов осуществления торговых операций, в том числе, внешнеторговых сделок, обусловлено не только бурным развитием технологий и средств электронной связи, но и ростом понимания возникающих возможностей использования информационно-коммуникационных технологий для развития и переформатирования системы мировой торговли в целом. На современном этапе можно говорить об общемировой тенденции формирования платформы цифровой экономики, сопровождаемой переосмыслением участниками торговых сделок самой системы понятий электронной торговли и направлений развития ее составляющих. Так, среди целей реформирования структуры Правительства РФ, в ходе которого было образовано Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, одной из основных следует назвать - формирование правовой базы для развития цифровой экономики1.

В современных условиях развитие электронной торговли подразумевает ее качественное переосмысление. Электронная коммерция, активно развивающаяся на протяжении более десяти лет, демонстрирует необходимость перехода от восприятия информационно-коммуникационного пространства в качестве инструмента информационного обмена, к рынку проведения сделок - части комплексной сети международной торговли.

В контексте наблюдаемых тенденций, можно ожидать, что наиболее перспективным направлением развития международных конкурсных торгов (МКТ) в рамках платформы цифровой экономики станет обеспечение трансграничности механизма проведения процедур, за счет нивелирования значения географического фактора в торгово-закупочной деятельности2. Для формирования глобального рынка международных конкурсных торгов необходимо проведение взаимной адаптации существующих национальных правил и норм к общему пространству электронной торговли выработка и принятие единых международных стандартов проведения конкурсных процедур на электронных площадках. В частности, Российской Федерацией законодательно подготовлен переход к конкурентным закупкам в электронной форме (внесены соответствующие изменения в Закон N 44-ФЗ,

6 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

87 Q

вступают в силу с 1 июля 2018 года). Закон регулирует возможность проводить в форме конкурентных закупок открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, осуществлять запрос котировок и запрос предложений.

На сегодняшний день в сфере электронной коммерции между различными типами участников торговых отношений сформировался ряд устойчивых форм взаимодействия (см. таблицу 1).

Таблица 1

Название Бизнес-модель/ Участники Сфера применения

B2B "Бизнес-бизнес" взаимодействие между компаниями (Юридические лица) Системы электронной коммерции, системы электронной торговли, программные-аппаратные комплексы, являющиеся инструментами для осуществления торгово-закупочной деятельности в сети интернет.

B2C "Бизнес-клиент" продажа товаров и услуг конечному потребителю (Юридические лица и физические лица) Форма электронной торговли, целью которой являются прямые продажи потребителю (Интернет-магазин)

B2G "Бизнес-государство" взаимоотношения между организацией и правительством Системы электронных госзакупок

G2B "Государство- бизнес" (программные и аппаратные средства для осуществления онлайн взаимодействия исполнительной власти и коммерческих структур с целью поддержки и развития бизнеса) Информационные порталы государственных органов, системы электронных закупок

Среди преимуществ выстроенных моделей взаимодействия в сфере электронной торговли, важных для повышения эффективности МКТ следует выделить:

□ возможность получения необходимой информации всеми сторонами об услугах, ценах, условиях поставок и т.д. при организации закупок;

^ 88

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2018

□ снижение транзакционных издержек, позволяющих малому и среднему бизнесу конкурировать с более крупными предприятиями;

□ нивелирование территориальной удаленности;

□ организация условий прямого взаимодействия между продавцами и покупателями;

□ повышение эффективности действия антикоррупционных барьеров.

ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ НА МИРОВЫЕ ТОВАРНЫЕ РЫНКИ ИНСТРУМЕНТОВ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ

Уровень развития современных информационно-коммуникационных технологий обеспечивает формирование электронной среды международного бизнеса и является основным драйвером роста онлайн-экономики. За предыдущие десятилетия в мире произошло значительное увеличение объема рынка электронной торговли и числа ее участников, в том числе, благодаря технологиям информационного обмена, снизившим себестоимость бизнес-процессов, перенесенных в Интернет среду. Так, по оценке авторов, с 1996 года - начального этапа развития Интернет торговли, объем операций на рынке электронной торговли вырос с 300 млрд до 20 трлн долларов.

Для совершенствования системы электронной торговли в России и обеспечения возможности ее интеграции в международную среду электронной коммерции, важно сформировать комплексную стратегию законодательного обеспечения этих процессов. В рамках этого в подготовленном Минпромторгом России совместно с представителями бизнес-сообщества, проекте "Стратегии развития электронной торговли в Российской Федерации до 2025 года", рассматривается широкий спектр отношений, опосредованных в электронной форме и осуществляемых как на внутреннем рынке, так и при трансграничных торговых операциях в сегментах розничной (В2С) и оптовой (В2В) торговли3.

В процессе формирования условий выхода России на мировые товарные рынки важная роль отводится развитию национальной системы электронной торговли в условиях цифровой экономики. При этом необходимо учитывать существующие тенденции рынка мировой электронной торговли, среди которых, следует выделить:

□ рост сегмента "В2В"(в частности, для стран ОЭСР доля сегмента составляет 90% от общего рынка электронной торговли);

□ внедрение новых технологий и рост применения электронной коммерции;

□ возможности развития инструментов электронной торговли.

Лидерами электронной торговли продолжают оставаться технологически развитые государства: США, Япония, Австралия, ЕС, Канада, Корея, Сингапур. При этом можно отметить тенденцию к росту азиатского сегмента электронной торговли, замедлению роста рынка в США и Канаде, при повышении активности

6 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

89 ^

европейских, латиноамериканских, ближневосточных компаний. Среди проблем развития международной системы электронной коммерции можно выделить неоднородность уровня развития технологической оснащенности и низкую степень согласованности и подготовленности национальных законодательных баз4.

Кроме того, на формирование среды информационной торговли в России оказывает влияние ухудшение режима международного взаимодействия, обусловленное экономическим и политическим давлением на Россию. В свою очередь на российском рынке предлагаются ответные ограничительные меры. Например, сообщается, что: "Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) предложила ввести НДС и отменить беспошлинный порог на ввоз товаров для интернет-ретейлеров из стран, поддерживающих «недружественные действия» в отношении России. Размер сбора составит не менее 30%, что, по мнению АКИТ, соответствует сборам при классическом импорте (18% НДС и таможенная пошлина в 10-15%). Инициатива распространится прежде всего на eBay и Amazon. По подсчетам экономистов, нововведение увеличит госбюджет РФ на 30 миллиардов рублей"5. Предполагается, что данные меры станут стимулом к развитию импортозамещения, а также поддержит российскую промышленность и торговлю. Актуальность предпринимаемых мер, также подтверждается статистическими данными, согласно которым доля иностранных интернет-площадок на российском рынке составляет 36% от всего объема рынка интернет-торговли.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ И ЕЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

За последние годы на рынке электронной торговли произошел целый ряд технологических преобразований, в том числе внедрение широкомасштабных систем планирования ресурсов предприятия (ERP), а в последнее время - внедрение систем электронной коммерции для бизнеса. Электронные госзакупки - это решение для повышения контроля над внедрением процедур государственных закупок товаров, рабочей силы или услуг. Конечной целью процедуры государственных закупок является договор или рамочное соглашение, которое может быть связано с системой ERP. Правила функционирования электронной системы государственных закупок основаны на законодательстве государств-участников6. Правила регулирования охватывают все предписанные элементы процедуры, начиная с его инициирования в соответствии с определенным планом закупок до заключения соглашений и позволяет внедрение следующих процедур и методов закупок: открытая процедура; ограниченная процедура; закупки у аффилированной компании; согласованная процедура без предварительной публикации уведомления о контракте и другие.

Как известно, категория закупаемых товаров оказывает непосредственное влияние на политику закупки. Согласно международной терминологии группы за-

^ 90

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2018

купаемых товаров делятся на две категории: закупки товаров непосредственно участвующих в производстве основной продукции компании и товары косвенно участвующие (сопутствующие) в производстве.

Другими словами, прямыми материалами являются те, которые добавляют ценность конечным продуктам, таким как сталь, используемая в автомобилестроении, в то время как косвенные материалы обычно связаны с деятельностью организации, но не являются частью конечного продукта. Сюда входят также логистические услуги, компьютерное оборудование и профессиональные услуги. Прямые закупки составляют большую часть в общих затратах предприятия, они являются приоритетными среди менеджеров компании. Однако исследования показывают, что 41% прироста дохода уходит на покрытие стоимости непрямых закупок, а эффективное управление ними позволяет сэкономить 25% текущих расходов.

Во многих организациях закупка сопутствующих материалов традиционно представляет собой подготовку и заполнение большого количества документов в бумажном виде с участием нескольких лиц и / или подразделений. Процесс обычно начинается с создания заявки на приобретение товаров. Обычно это требует заполнения сведений о товаре из печатных копий каталогов поставщиков.

Затем эта заявка маршрутизируется через организацию для авторизации на основе лимитов расходов и органов утверждения до того, как будет создан заказ на поставку. Подготовленные заказы на поставку затем отправляются поставщикам. После получения товара и счета, представленного поставщиком, переводится оплата. Завершается процесс сверкой данных и внесением обновлений в систему финансового учета. Переход к системе электронных закупок способен значительно повысить эффективность процесса осуществления закупок.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ

Организации, осуществляющие закупки, нуждаются в налаживании отношений с наиболее подходящими для них поставщиками, ведут переговоры о контрактах, которые гарантируют оптовые скидки и т.д. Система электронных закупок обеспечивает взаимодействие между организациями и поставщиками с помощью онлайн-каталогов. Каталоги, представленные через систему электронных закупок, содержат только товары от подходящих организации поставщиков по согласованной цене.

Результатом является совершенствование механизма управления закупками, за счет повышения качества и надежности осуществляемых сделок. В ходе такого взаимодействия, организация получает более высокую степень соответствия ожиданиям при закупке основных товаров по заключаемым контрактам, а также соответствие товаров требуемым корпоративным стандартам. В дополнение к улучшению соблюдения требований к поставкам, большинство каталогов, используемых системами электронных закупок, получают доступ через электронную торговую

6 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

91 ^

площадку, что приводит к более точному каталогу поставщиков и информации о ценах. Обновления информации в каталоге о ценообразовании и доступности товаров для закупки могут осуществляться в реальном времени поставщиком, что позволит снизить издержки, возникающих из-за устаревшей информации о товарах.

Повышение уровня автоматизации процесса закупок позволяет добиться наибольшей эффективности от внедрения системы электронных закупок. Автоматизация заказа на поставку устраняет многие промежуточные этапы в процессе закупки, тем самым уменьшая стоимость транзакции. Автоматизация заказа на поставку является основной функцией в любой системе электронных закупок. Вместо традиционной цепочки совершения закупок, включающей все этапы согласования, система электронных закупок направляет заказ на поставку электронным способом - автоматически определяет маршрут согласования на основе таких правил, как организационная иерархия, пределы возможных расходов и типы товаров. Система электронных закупок обеспечивает возможность контроля процесса закупок на всех этапах процесса для всех участников.

Автоматизация процесса закупок позволяет оперативно получать и анализировать данные, связанные с закупочными процедурами. На каждом этапе процесса автоматической закупки собираются данные, относящиеся к покупателю, товару, поставщику. Когда эти данные агрегируются с течением времени, они могут быть представлены в виде отчетов. Типы отчетов, которые могут быть сгенерированы, практически неограниченны, но наиболее востребованными являются: количество покупок отделом, покупки определенного поставщика и количество некатегоризи-рованных заказов.

Системы электронных закупок не могут быть реализованы без проведения предварительной оценки. Существует семь шагов, которые организация должна предпринять, чтобы обеспечить успех внедрения системы электронных закупок:

1) Обеспечить, чтобы электронные закупки рассматривались как важнейшая бизнес-стратегия для конкурентоспособности. Выразить потенциальную отдачу от внедрения электронного бизнеса и сделать его приоритетным в отношении других технологических инициатив.

2) Обеспечить, чтобы стратегия электронного бизнеса включала партнерские отношения с покупателями и поставщиками. При планировании внедрения необходимо обеспечить интеграцию поставщиков в систему электронных закупок.

3) Проанализировать возможные варианты получения компанией выгоды от участия в электронных закупках, определить все элементы стратегии закупочного процесса, которые могут быть автоматизированы и оценить возможную выгоду, которая может быть получена после автоматизации.

^ 92

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2018

4) Необходимо убедиться, что инициатива по внедрению системы электронных закупок сочетается со стратегической программой поиска источников закупок. Система электронных закупок формирует механизм целевого направления средств поставщикам, с которыми были согласованы предпочтительные договоры ценообразования.

5) Необходимо отметить, что для разных видов товаров и услуг требуются различные подходы. Редко какие организации используют одни и те же правила закупок для всех категорий товаров и услуг (товаров). Например, покупка компьютерного оборудования часто требует большего согласования, чем покупка фотокопировальной бумаги. Для оптимизации закупочной стратегии эти правила должны быть четко сформулированы и учтены в системе электронных закупок при ее реализации.

6) Необходимо учитывать, что все используемые инструменты и выбираемые подходы могут оказать значительное влияние на весь закупочный процесс. Поэтому для компании объективно важно провести надлежащую оценку имеющихся на рынке систем электронных закупок и выбрать тот вариант, который наилучшим образом отвечает интересам компании.

7) Следует учитывать специфику ведения бизнеса в Интернете. Наличие необходимых компетенций у сотрудников компаний является одним из основных факторов успешного использования системы электронных закупок. Кроме того, перед использованием системы электронных закупок в организации должна быть выстроена соответствующая инфраструктура. Системы электронных торгов позволяют в режиме реального времени формировать заявки на закупку товаров, осуществлять контроль логистических маршрутов, проводить обновление статуса и вносить изменения в каталог и т.д.

Необходимо отметить передовой опыт развития электронных закупок в зарубежных странах. Рассмотрим примеры использования национальных систем электронных закупок в проектах, финансируемых Всемирным банком, а также показатели в сфере электронных закупок в Италии. Но в начале рассмотрим подход, используемый Всемирным Банком при осуществлении электронных закупок и описанный в его рамочном документе по закупкам. Задачей Всемирного Банка является содействие рациональному использованию средств Заёмщиком при добросовестном подходе к обеспечению устойчивого развития.

В документе Всемирного Банка приведены основные положения об использовании электронных закупок в рамках проектов, финансируемых Всемирным Банком, в том числе для различных операций в сфере закупок, при этом система электронных закупок должна отвечать требованиям Всемирного Банка7. В частности, на рисунке 1 представлены примеры разрешённого использования национальных систем электронных закупок в проектах, финансируемых Всемирным банком.

6 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

93 0

Рисунок 1

Наименование системы электронных закупок URL системы электронных закупок Модули электронных закупок Дата проведения оценки Всемирным банком Методы закупок, утверждённые Всемирным банком, и пороговые значения для них

АЛБАНИЯ Платформа для электронных закупок на сайте ГАЗ www.app.qov.al Электронная публикация, электронное проведение конкурсных торгов, электронное ценовое предложение, электронное присуждение 3/1/2011 Электронные конкурсные торги и Закупки в свободной торговле для НКТ и MKT

АРМЕНИЯ Электронная публикация, электронноепроведение конкурсных юртов, рамочные Система электронных закупок для закупок з свободной соглашения, электронные торговле [товары <$100,(00; работы <$200,000| и НКГ AfiMEPS www.armeps.am сук^онн Э/1/2014 (Товары <$Т B00JООО; Po6oiwii5,COft000|

ГРУЗИЯ КАЗАХСТАН Тендеры Государственного агентства по закупкам Центр электронной коммерции www.spo.ae tenden.procurem вЬе www.aoszakup.ao v.kz Электронная публикация, электронное проведение конкурсных торгов, электронные обратные аукционы Электронное проведение конкурсных торгов, электронные обратные аукционы 2/1/2012 5/15/2016 Система электронных закупок для закупок в свободной торговле < US$ 100,000. Система электронных закупок для закупок в свободной торговле ¡работы] < US$ 200,000. Система электронных закупок для НО <US$ 10 млн Электронные конкурсные торги для Закупок в свободной торговле и НЮ" для простых товаров, робот и неконсультационных услуг. Электронные обратные аукционы для закупки простых товаров в свободной торговле

КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА Портал электронных закупок Кыргызской Республики www.zokupki.gov. kg Электронная публикация, электронное проведение конкурсных торгов, электронные обратные аукционы, электронные закупки в свободной торговле, электронное присуждение 4/1/2015 Электронные конкурсные торги (15 апреля), Закупки в свободной торговле и обратные аукционы (16 мая) - эти модули системы электронных закупок могут использоваться для НКТ, финансируемы* Банком, для товаров, работ и неконсультационных услуг для проекта itKeaüh SWAP» в Кыргызской Республике при выполнении нескольких условий

МАКЕДОНИЯ Электронная систелш для государственных закупок (ЭСГЗ) www.e- ооШ-дешк Электронная публикация, электронное уведомление и подача предложений, электронные обратные аукционы, электронное Электронные обратные аукционы для Закупок в присуждение и отчетность 9/1 /2014 свободной торговле в рамках НКГ

РУМЫНИЯ 5ЕАР www.e-lidtatie.ro Электронная публикация, электронное уведомление, электронное проведение конкурсных торгов, электронные аукционы, электронные каталоги 10/29/2013 Электронные конкурсные торги для Закупок в свободной торговле/НКТ для товаров, работ и неконсультационных услуг Электронные обратные аукционы для Закупок в свободной торговле/НКТ для простых товаров, работ и неконсультоционных услуг

н Электронная публикация, электронное проведение №\тekap.kik.gov конкурсных торгов, электронное Электронные конкурсные торги для Закупок в свободной ЕКАР ^ ценовое предложение 10/1 /2012 торговле

Значительный интерес для российского бизнеса представляет создание механизма, с помощью которого компании, относящиеся к категории малого бизнеса могут участвовать в тендерах, объявляемых организациями-членами системы ООН. Международные торги, проводимые в системе международных организаций ООН, обеспечивают компаниям, в том числе российским, заинтересованным в укреплении своих позиций на рынках сбыта своей продукции и услуг, взаимодействие с поставщиками из всех стран мира8. В среднем стоимость каждого из заключенных контрактов составляет не более 20 тыс. долл. По оценкам в день заключается около 130 тысяч, при том что закупки на сумму свыше 1 млн долл. составляют меньше 2% от общего числа заказов. В последние годы, Россия занимала достойную позицию среди поставщиков ООН. В частности, в денежном выражении участие российского бизнеса в контрактах на поставку товаров и услуг для организаций ООН составило больше 363 млн долл., или около 2% от общего объема закупок организаций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ 94

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2018

Весьма интересны, на наш взгляд, показатели в сфере электронных закупок в Италии (см. рисунок 2).

Рисунок 2

Показатели в сфере электронных закупок в 2015 г. (пример Италии)9:

Категория Показатель В ^hDÜÜ^I Значение показателя

Процент успешно завершившихся/ оше ненных торгов 8.41% Процент не отмененных процедур Да 100%

Эффективность Экономия 8.40% Процент экономии от стоимости присужденного контракта по сравнению с оценками; процент 17% [средняя стоимость экономии от конечной стоимости Да присужденного контракта по после завершения реализации сравнению с оценочной стоимостью) контракта по сравнению со стоимостью присужденного контракта

Прозрачность Открытый доступ к информации о закупках и решениях а этой области 8.41% Процент возможностей для закупок, опубликованных на портале в свободном доступе; Процент присужденных контрактов, опубликованных на портале в свободном доступе Да 100%

Степень Стоимость закупок, п г - 11роцент от оощеи стоимости закупок, осуществленных 7 АйСп А lfVw /.4о/о обработанный посредством онлайн- ДО посредством , , платформ электронных платформ

внедрения Профессионализация чиновников и сотрудников сферы ГЗ 5.61% Процент сертифицированных пользователей систем электронных закупок среди государственных заказчиков Нет Несмотря на отсутствие официальной сертификации государственных закупщиков в Италии, Сог&р считается центром передового опыта в сфере закупок и электронных закупок

Конкурентоспособность о о Среднее количество предложений на лот

Уровень конкуренции 7.48% Открытые процедуры с уведомлением и 3 а крыты е пр оцед уры с 3.74% использованием приглашений Среднее количество участников конкурсных торгов 5.5 Среднее колтество предложений поставщиков на лот |включая количество поставщиков, участвующих во ((Временном консорциуме предприятий»)

Процент контрактов, закупки по д^ которым были осуществлены на 9696 конкурентной основе

* * *

Таким образом, внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему мировой и национальной торговли не только обеспечивает участникам международных конкурсных торгов новые возможности развития, позволяя компаниям расширить круг потребителей и предоставив производителю, возможность получать и анализировать сведения о предпочтениях потребителей, но и открывает новые возможности для оптимизации стратегий закупочной деятельности в целом, что в условиях цифровизации мировой экономики является необходимым условием конкурентоспособности Российской Федерации.

6 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

95 Q

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Медведев рассказал о задачах министерства цифрового развития. 21.05.2018.РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/politics/20180521/1521021668.html (дата обращения: 22.05.2018).

2 Программа "Цифровая экономика Российской Федерации" (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р.) [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bv К7М0.раДдата обращения: 16.05.2018).

3 Проект Стратегии развития торговли в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: minpromtorg.gov.ru/common/upload/content/strat_torg.doc (дата обращения: 16.05.2018).

4 Директива 2013/11/EU Европейского Парламента и Совета от 21 мая 2013 года относительно альтернативного разрешения споров в сфере потребления, вносящая поправку в Регламент (ЕС) №2006/2004 и Директиву 2009/22/EC (Директива по АРС в сфере потребления)* [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediacia.com/m_docs/DirectiveADRrus. pdf (дата обращения: 16.05.2018).

5 Бондаренко У Ввести налог в 30 % для интернет-магазинов «недружественных» стран [Электронный ресурс]. URL: http://www.the-village.ru/village/city/news-city/309539-akit (дата обращения: 16.05.2018).

6 Guide to Enactment of the UNCITRAL Model Law on Public Procurement. 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.uncitral.org/pdf/english/texts /procurem/ml-pro-curement-2011/Guide-Enactment-Model-Law-Public-Procurement-e.pdf (дата обращения: 15.05.2018).

7 Правила закупок для заемщиков ФИН. Закупки в рамках финансирования инвестиционных проектов. Товары работы неконсультационные и консультационные услуги. Июль 2016 года [Электронный ресурс]. URL: http://pubdocs.worldbank.org/en/ 289581506018876505/Procurement-Regulations-Russian.pdf (дата обращения: 16.05.2018).

8 Глобальный рынок ООН United Nations Global Marketplace (UNGM). Российский экспортный центр. 2016 Электронный ресурс]. URL: https://www.exportcenter.ru/upload/ tenders/how-UNGM.pdf (дата обращения: 19.02.2017)

9 Форум по электронным закупкам [Электронный ресурс]. URL: http://pubdocs. worldbank.org/en/111951482435294604/W0RLD-BANK -rus.pdf (дата обращения: 19.02.2017).

БИБЛИОГРАФИЯ:

Афанасьев М.В. Государственные закупки в рыночной экономике / М.В. Афанасьев, Н.В. Афанасьева, В.А. Кныш. — СПб. : СПбГУЭФ. — 2004. — 91 с.

Горбунов-Посадов М.М. Электронные государственные закупки / М.М. Горбунов-Посадов. — М.: ИМП им. М.В. Келдыша, 2004. — 56 с.

Захаров А.Н. Роль механизмов государственно-частного партнерства в решении экономических и социальных проблем России. // Мировое и национальное хозяйство. 2011.№1(16). С. 2-7

^ 96

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2018

Захаров А.Н., Зокин А.А. Конкурентоспособность предприятия: сущность, методы оценки и механизмы увеличения. //Бизнес и банки. 2013. №1-2. - http://masters.donntu. org/2004/fem/ustimenko/library/literatura5.htm

Кривякина Е. На госзакупках сэкономят больше 1 триллиона рублей. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kp.ru/daily/26129.4/3020786/(дата обращения: 16.05.2018).

Овакимян М.С., Захаров А.Н. Топливно-энергетические комплексы ведущих стран мира (России, США, Франции, Италии). Учебное пособие - 2-е издание, дополненное. М.: МГИМО-Университет, 2016 - 177 с.

Lengwiler Y., Wolfstetter E. Corruption in Procurement Auctions. Handbook of Procurement. Theory and Practice for Managers / Y. Lengwiler, E. Wolfstetter ; D. Piga and Spagnolo (eds.). — Cambridge University Press. — 2006 (forth coming) , pp. 412-429.

BIBLIOGRAFIJA:

Afanas'ev M.V. Gosudarstvennye zakupki v rynochnoj ehkonomike / M.V. Afanas'ev, N.V Afanas'eva, V.A. Knysh. — SPb. : SPbGUEHF. — 2004. — 91s.

Gorbunov-Posadov M.M. EHlektronnye gosudarstvennye zakupki / M.M. Gorbunov-Posa-dov. — M.: IMP im. M.V Keldysha, 2004. — 56 s.

Zaharov A.N. Rol' mekhanizmov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v reshenii ehko-nomicheskih i social'nyh problem Rossii. Mirovoe i nacional'noe hozyajstvo. 2011.№1(16).S.2-7

Zaharov A.N., Zokin A.A. Konkurentosposobnost' predpriyatiya: sushchnost', metody ocenki i mekhanizmy uvelicheniya. Biznes i banki. 2013. №1-2. http://masters.donntu.org/2004/fem/ ustimenko/library/literatura5.htm

Krivyakina E. Na goszakupkah sehkonomyat bol'she 1 trilliona rublej. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.kp.ru/daily/26129.4/3020786/(data obrashcheniya: 16.05.2018).

Ovakimyan M.S., Zaharov A.N. Toplivno-ehnergeticheskie kompleksy vedushchih stran mira (Rossii, SSHA, Francii, Italii). Uchebnoe posobie - 2-e izdanie, dopolnennoe. M.: MGIMO-Universitet, 2016 - 177s.

Lengwiler Y., Wolfstetter E. Corruption in Procurement Auctions. Handbook of Procurement. Theory and Practice for Managers / Y. Lengwiler, E. Wolfstetter ; D. Piga and Spagnolo (eds.). — Cambridge University Press. — 2006 (forth coming) , pp. 412-429.

6 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

97 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.