М. Г. Смирнова *
виды социальных притязаний в правовом регулировании
ключевые слова: теория государства и права, социальные притязания, виды, классификация.
Аннотация: в статье исследуются виды социальных притязаний, предлагается их классификация по трем различным основаниям: по субъектам, выдвигающим социальные притязания; по их отраслевой принадлежности и по характеру социальных притязаний.
Key words: social claims, kinds of social claims, classifications of social claims.
Summary: The article deals with different kinds of social claims; the author suggests its classification on the grounds of: 1) party, advancing social claims,
2) according to their belonging to an industry and 3) depending on nature of social claims.
Социальные интересы и притязания граждан, коллективов, организаций в настоящее время чрезвычайно разнообразны. Они возникают и существуют в разных областях и сферах общественных, отношений, на разных их уровнях и ступенях, пронизывают собой все поры и ячейки общества, при этом социальные притязания субъектов непрерывно возрастают, развиваются и обогащаются. Этот процесс постоянного роста и обновления социальных притязаний вызван научно-техническим прогрессом, с которым человечество подошло к концу второго тысячелетия христианской эры.
Предлагаемая нами концепция видов социальных притязаний предполагает три основания их классификации.
1. По субъектам социальные притязания делятся на принадлежащие как физическим, так и юридическим лицам.
Однако названный критерий классификации социальных притязаний достаточно объемен. Так, на формирование социальных притязаний физических лиц большое внимание оказывает профессиональный статус и деятельность физических лиц. Можно выделить социальные притязания студентов, рабочих и служащих, работников сферы образования, здравоохранения, военнослужащих, пенсионеров и т. д. В законодательстве так или
* Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского процесса Санкт-Петербургской юридической академии.
иначе отражается вся палитра упомянутых социальных притязаний, приведенный же классификационный критерий призван подчеркнуть многообразие последних и конкретные приоритеты, стоящие перед законодателем.
В этой связи важно отметить, что экономические и социальные реформы, предпринятые для модернизации российского общества, привели к его глубокой трансформации. Вследствие ускорения процесса имущественной дифференциации, чрезмерной поляризации доходов резко обозначилось социальное расслоение общества. За чертой бедности оказалось немалое число граждан нашего государства, среди них больше всего пенсионеров. Это и является основной причиной выдвижения данными лицами социальных требований о реализации собственных интересов и восстановлении социальной справедливости. Важно отметить, что на основе анализа и учета их социальных интересов и притязаний государством должна быть разработана принципиально новая активная политика социальной защиты инвалидов, лиц пожилого возраста и других категорий населения, наиболее нуждающихся в социальной защите.
Применительно к лицам пожилого возраста в Российской Федерации охраняется здоровье, устанавливаются государственные пенсии и пособия, обеспечиваются государственная поддержка пожилых граждан через систему социальных служб и иные гарантии социальной защиты.
С вступлением в действие нового Гражданского кодекса РФ, Семейного кодекса РФ и ряда Федеральных законов («Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 N 195-ФЗ (в ред. от 23.07.2008)1, «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 N 122-ФЗ (ред. от 22.08.2004)2, «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от
12.12.2001 N° 166-ФЗ (в ред. от 01.07.2011)3, «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (в ред. 01.07.2011)4, «О ветеранах» от 12.01.1995 N 5-ФЗ (в ред. от 09.12.2010)5, «Об обще-
1 Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.95 N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации N 50, 11.12.95, ст.4872.
2 Федеральный Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.95 N 122-ФЗ // Российская газета N 150 от 04.08.95
3 Федеральный закон от 12.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации N 51, 17.12.2001, ст.4831.
4 Федеральный закон от 24.11.95 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями на 9 декабря 2010 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. N 48 от 27.11.95, ст.4563; 13.12.2010. № 50, ст. 6609.
5 Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального
ственных объединениях» от 19.05.1995 N 82-ФЗ (в ред. от 01.07.2011)6, «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от
11.08.1995 N 135-ФЗ (в ред. от 23.12.2010)7, существенно обогатилось социальное законодательство, адресованное непосредственно гражданам пожилого возраста, в нем получили свое закрепление собственно интересы и социальные притязания этих лиц.
Гражданский кодекс Российской Федерации, который содержит целый ряд норм и положений, касающихся обязательств, возникающих из договоров о постоянной и пожизненной ренте, пожизненном содержании с иждивением, доверительном управлении имуществом. Эти виды договоров используются лицами пожилого возраста, нуждающимися в дополнительных источниках средств существования.
Примером институционализации социальных притязаний субъектов в законе является относительно новый институт в гражданском законодательстве - патронаж над дееспособными гражданами (ст.41 ГК РФ) - это форма попечительства, которая позволяет оказывать регулярную помощь лицу, нуждающемуся в услугах постороннего для осуществления своих прав.8
Так, по просьбе дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществить и защитить свои права, а также исполнять свои обязанности, над ним может быть установлено попечительство в форме патронажа. Попечитель (помощник) исполняет свои обязанности на основании договора поручения или договора о доверительном управлении имуществом, который заключается самим подопечным. В предусмотренных договором случаях попечитель должен доставлять подопечному продукты, лекарства, создавать необходимые бытовые условия.
В последние годы предпринимаются усилия по укреплению основ правового регулирования в области защиты лиц пожилого возраста от насилия в семье. Пожилые люди по причине возраста и функциональных ограничений признаются зависимыми членами семьи, в отношении которых
закона от 9 декабря 2010 года N 351-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 3. Ст. 168; № 50. Ст. 6609.
6 Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. Федерального закона от 22.07.2010 № 82-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации N 21. 22.05.1995. № 27. Ст.1930; Ст. 3880.
7 Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (в ред. Федерального закона от 23.12.10)// Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3340; № 52(ч.1). Ст. 6998.
8 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 № 51-ФЗ ( в ред. Федерального закона от 24.04.2008 № 49-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994 № 32. Ст. 3301; № 17. Ст. 1756.
может иметь место насилие в семье в форме физического, психического, сексуального воздействия или принуждения. Продвижение в законодательство специальных мер и средств социально-правовой защиты от жесткого обращения в семье связано с выдвижением пенсионерами социальных притязаний подобного рода. Хотя их закрепление в законодательстве сопряжено рядом правовых и организационных проблем. Поскольку вопросы предупреждения и пересечения насилия в семье относятся к области человеческих отношений, трудно поддающихся правовому регулированию, принадлежат к числу комплексных и должны быть урегулированы семейным, уголовным, административным, гражданским и жилищным законодательством и законодательством о социальном обслуживании.
Укрепление у пожилых людей чувства защищенности требует постоянного изменения набора предоставляемых им социальных услуг. Вместе с тем необходимо принимать во внимание, каким образом это изменение сказывается на положении других членов общества - детей, женщин, молодежи, на благосостоянии семей, на отношениях в гражданском обществе, экономике и государстве, т.е. при институционализации социальных притязаний лиц пожилого возраста в законодательстве необходимо учитывать вышеизложенные критерии их удовлетворения.
Одной из форм участия в судьбе пенсионеров могла бы стать приемная семья для пожилого человека. Из опыта ряда развитых стран хорошо известна модель фостерной (приемной, замещающей) семьи для детей, а также практика помещения пожилых людей в семьи с условием оплаты государством предоставляемых услуг. Разработка и внедрение в России сходной модели приемной семьи для пожилого человека может способствовать удовлетворению ряда их социальных притязаний и решению некоторых актуальных индивидуальных (личностных) и групповых социальных проблем.
Пожилой человек входит в приемную семью с намерением преодолеть одиночество, получить необходимый уход, сохранить ощущение полезности для окружающих. На другом полюсе находится семья, готовая принять пожилого человека и обеспечить ему требуемую поддержку и уход на договорных началах.
В основе отношений между сторонами лежит принцип «отсроченной оплаты» предоставленных пожилому человеку услуг, которые получает приемная семья (переход права собственности на движимое и недвижимое имущество, например, жилье), а также принцип взаимности, который позволяет обеспечить нормальные условия жизни для всех участников. В
рассматриваемом случае ответственное лицо в приемной семье будет защищать права, распоряжаться движимым и недвижимым имуществом пожилого человека, совершать действия, принятые в обычном семейном быту и не получая за это вознаграждение.
Современная социально-экономическая ситуация в России позволяет вовлечь в отношения такого рода семьи различных категорий: студенческие, семьи граждан, уволенных с военной службы, и другие, многие из которых, в частности, нуждаются в разрешении жилищных проблем.
Существование приемной семьи для пожилого человека (пожилой супружеской пары) возможно только при условии строгой законодательной регламентации всех действий договаривающихся сторон и контроля со стороны уполномоченных на то государственных органов.
Развития этой формы социального обслуживания пожилых людей возможно на основе введения в действующее законодательство института приемной семьи для пожилого человека, что сопряжено с необходимостью накопления некоторого опыта, пригодного для обобщения (система требований, предъявляемых к приемной семье и пожилому человеку; процедуры, связанные с подготовкой и заключением договора; подбор участников; организация наблюдения и контроля за действиями сторон).
Развитие института приемной семьи позволит значительно улучшить «социальное самочувствие» пожилых людей, укрепить связь поколений, поддержать социальную мобилизацию общества, а главное удовлетворить их назревшие социальные притязания.
Дальнейшее совершенствование законодательной базы в сфере социальной защиты пожилых людей видится в том, чтобы положения законов, защищающие каждого гражданина, разумно дополнялись нормами по поддержанию прав и свобод лиц пожилого возраста, нуждающихся в дополнительных гарантиях в силу своего состояния. Имеется в виду преимущество функционального критерия над критерием возрастным.
Примером принятия государством мер по выравниванию имущественной дифференциации в обществе, способствующих удовлетворения социальных притязаний пенсионеров, является установление данной категории граждан соответствующих льгот.
Важно отметить, что для большинства пожилых людей важнейшее значение имеет их пенсионного обеспечение, а именно конкретизация их пенсионных прав в действующем законодательстве, поскольку пенсии являются основным источником средств существования после наступления пенсионного возраста.
Так, ответной реакцией законодателя на социальные притязания пенсионеров, обусловленных низким размером пенсионного обеспечения, стал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 25 закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 28 марта № 43-ФЗ9, которым были внесены существенные изменения в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от
12.12.2001 № 166-ФЗ (в ред. от 01.07.2011)10. Согласно статье 25 вышеуказанного закона социальные пенсии индексируются ежегодно в два этапа: первый этап - с 1 апреля с учетом темпов роста цен на товары и услуги за прошедший год, второй этап - с 1 июля в случае, если за прошедший год темпы роста прожиточного минимума пенсионера превысили темпы роста цен на товары и услуги. Коэффициенты индексации социальных пенсий определяются правительством страны. При этом величина прожиточного минимума пенсионера существенно зависит от изменения потребительских цен на товары и услуги. В свою очередь, темп роста потребительских цен учитывается при определении коэффициента индексации социальных пенсий на первом этапе.
Таким образом, дополнительная индексация социальных пенсий на втором этапе не приводит к значительному увеличению размеров социальных пенсий. В соответствии со сложившейся практикой правительство располагает данными о годовом индексе роста прожиточного минимума пенсионера в РФ за прошедший год уже в феврале текущего года. С учетом изложенного Федеральным законом предусматривается совместить существующие два этапа индексации социальных пенсий и производить ее ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Так, в результате индексации, размер пенсионного обеспечения вырос в апреле 2011 на 10,27%.11
Если в результате планомерных изменений пенсионного законодательства будут удовлетворены назревшие социальные притязания граждан, особенно лиц пожилого возраста, то только в этом случае будет образован фундамент долгосрочного договора поколений. Он будет способствовать установлению социальной стабильности, без которой невозможны экономический рост и устойчивое социальное развитие любого государства.
9 Федеральный закон от 28 марта № 43-ФЗ "О внесении изменения в статью 25 закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» //Российская газета. 2011. 30 марта.
10 Федеральный закон от 12.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 51. Ст. 4831.
11 Российская газета. 2011. 3 апреля.
Социальные притязания присущи не только лицам пожилого возраста, их выдвигают и отстаивают граждане всех возрастных категорий. Например, ряд важнейших социальных притязаний и интересов молодежи получили свою институционализацию в законодательстве, а именно в дополненных и обновленных федеральных законах «О рекламе», «О средствах массовой информации», «Об основах градостроительства». В законы «Об образовании», «О некоммерческих организациях» были также внесены изменения, и учтены позиции органов по делам молодежи.
Однако, до сих пор, остаются очень актуальными социальные притязания, которые напрямую связаны с вопросами семьи, женщин и детей. Так, например, Федеральным законом от 04 мая 2011 года № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в Семейный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях12. Согласно данным изменениям, получили свое законодательное разрешение две острые проблемы - где жить ребенку, пока разведенные родители спорят об этом, и какую ответственность понесет тот, кто лишает ребенка общения с отдельно проживающим родителем. Споры о том, с кем ребенку будет лучше, нередко сопровождаются похищением, незаконным удержанием детей. Судебные разбирательства продолжаются годами. При внесении соответствующих изменений законодатель занял самую правильную позицию - позицию ребенка. В настоящее время согласно действующей редакции Семейного кодекса РФ, а именно пункта 3 статьи 65, уже в предварительном судебном заседании при рассмотрении споров о детях по требованию родителей (одного из них), суд решает вопрос о месте жительства ребенка и порядке осуществления родительских прав, на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, с обязательным участием органа опеки и попечительства. «Речь идет о небольшом отрезке времени, - уточнил один из инициаторов законопроекта председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников, - но этот период весьма очень важен с психологической точки зрения».13 Действительно такое положение гарантирует защиту интересов ребенка до вынесения окончательного решения по делу и исключает злоупотребления родительскими правами. Также в соответствии с изменениями, внесенными в части 2 и 3 статьи 5.35 Кодекса Российской
12 Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 04 мая 2011 года № 98-ФЗ // Российская газета. 2011. 6 мая.
13 Шкель Т. Детский вопрос // Российская газета. 2011. 10 февраля.
Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность родителей (законных представителей) в виде денежного штрафа в размере от двух до трех тысяч рублей за нарушение прав и интересов несовершеннолетних детей выразившееся в лишении их права на общение с родителями либо близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определения их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов.
Однако, не нашли своего отражения законодательного закрепления социальные притязания субъектов, возникающие при распаде брака, где один из родителей является иностранный гражданин.
Данные примеры наглядно демонстрируют разнообразие социальных притязаний, субъектами которых выступают физические лица.
Другим видом социальных притязаний, по субъектам их отстаивающих, выступают социальные притязания юридических лиц.
Действительно, наряду с гражданами субъектами социальных притязаний являются также юридические лица - особые образования, обладающие рядом специфических признаков, образуемые и прекращающиеся в специальном порядке.
Жизнь современного общества немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной правовой формой такого коллективного участия лиц является конструкция юридического лица.
Появление института юридического лица в самом общем виде обусловлено теми же причинами, что и возникновение и эволюция права: усложнением социальной организации общества, развитием экономических отношений и, как следствие, общественного сознания. На определенном этапе общественного развития правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц как единственных субъектов права оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота.
Согласно с ч. 1 ст. 48 Гражданским кодексом РФ: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.»
Правовая доктрина традиционно выделяет четыре основополагающих признака, каждый из которых необходим, а все в совокупности - достаточны, чтобы организация могла быть признана юридическим лицом.
1) Организационное единство юридического лица проявляется прежде всего в определенной иерархии, соподчиненности органов управления (единоличных или коллегиальных), составляющих его структуру, и в четкой регламентации отношений между его участниками. Благодаря этому становится возможным превратить желания, притязания множества участников в единую волю юридического лица в целом, а также непротиворечиво выразить эту волю вовне.
2) Если организационное единство необходимо для объединения множества лиц в одно коллективное образование, то обособленное имущество создает материальную базу деятельности такого образования. Любая практическая деятельность немыслима без соответствующих инструментов: предметов техники, знаний, наконец, просто денежных средств. Объединение этих инструментов в один имущественный комплекс, принадлежащий данной организации, и отграничение его от имуществ, принадлежащих другим лицам, и называется имущественной обособленностью юридического лица.14
3) Самостоятельная гражданско-правовая ответственность заключается в том, что по своим обязательствам юридическое лицо отвечает всем принадлежащим ему имуществом. Учредители (участники) юридического лица или собственники его имущества по общему правилу не отвечают по обязательствам юридического лица. Исключения могут быть предусмотрены законом или учредительными документами.
4) Выступление в гражданском обороте от собственного имени означает возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде. Это - итоговый признак юридического лица и одновре-
14 Гражданское право. Учебник /Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М. 2005. Т. 1. С. 143.
менно та цель, ради которой оно и создается. Наличие организационной структуры и обособленного имущества, на котором базируется самостоятельная ответственность, как раз и позволят ввести в гражданский оборот новое объединение лиц и капиталов - нового субъекта права.
Будучи весьма сложным по своей природе правовым явлением, юридическое лицо может рассматриваться в самых различных аспектах. Поэтому и различных классификаций юридических лиц может быть тем больше, чем шире перечень юридических лиц и чем значительнее отличия одних организаций от других, тем разнообразней перечень социальных притязаний, которые они выдвигают.
Так, в зависимости от формы собственности, лежащей в основе юридического лица, выделяются государственные и частные (негосударственные) юридические лица. Коммерческие и некоммерческие организации разделяются по тому, каковы основные цели их деятельности и т.д.
Вместе с тем отметим, что юридическое лицо, как один из субъектов, чьи социальные притязания играют немаловажную роль в правовом пространстве, призвано обеспечить интересы входящих в него членов, работников, достигая заранее оговоренных в уставе целей. Ради достижения этих целей, по большому счету, и организуется само юридическое лицо. Все, кто утрачивает заинтересованность в продолжение совместной деятельности, могут ее прекратить и соответственно покинуть юридическое лицо.
Таким образом, институт юридического лица определенным образом организует, упорядочивает внутренние отношения между участниками юридического лица, преобразуя их интересы, социальные притязания в интересы, социальные притязания организации в целом, позволяя ей выступать в гражданском обороте от собственного имени.
Именно поэтому юридическое лицо, обобщая социальные притязания его участников, само обладает социальными притязаниями, будучи «коллективным» «выразителем» воли и способов удовлетворения потребностей его членов. «Количество» «обособленных» интересов, социальных притязаний различных субъектов как бы перерастает в качественно несколько иные интерес, социальные притязания их единства. Стоит полагать, что это неизбежный и нормальный процесс, обусловленный диалектикой интересов личности, общества и государства.
Вместе с тем приведенные выше тезисы подчеркивают и всеобщность социальных притязаний, их взаимообусловленность и взаимозависи-
мость в правовом пространстве государства.
Важно отметить, что значение института юридического лица еще более возрастает вследствие усложнения инфраструктуры и интернационализации предпринимательской деятельности, расширения государственного вмешательства в экономику, появления новых информационных технологий. В связи с чем, резко увеличивается объем социальных притязаний, выдвигаемых субъектами, институционализация которых приводит к координальному изменению законодательства о юридических лицах и отчасти повышается его качество.
Ярким примером институционализации социальных притязаний юридических лиц является принятый законодательным органом Федеральный закон «О клиринге и клиринговой деятельности». Он вступает в силу с 01 января 2012 года и в нем впервые прописаны правила для взаиморасчетов между участниками биржевых торгов.15 Данный нормативный правовой акт узаконивает отношения между партнерами, при которых учитываются взаимные обязательства. В этом случае деньги перечисляются не по каждой отдельной операции, а по окончании всех сделок за определенный период. Надо констатировать, что такого рода социальные притязания юридических лиц не были закреплены ни в одном нормативном правовом акте.
Еще одна важная новация закона касается наделения партнеров -участников клиринговых сделок правом одними из первых получать деньги при банкротстве контрагента. Это означает, что при банкротстве одной из компаний ее партнер по сделке сможет вернуть свои деньги, обходя традиционную очередь кредиторов, предусмотренную законодательством о банкротстве. Сейчас, заметим, она нередко доходит до них уже в тот момент, когда все деньги уже достались другим кредиторам и брать с банкрота, в общем-то нечего. Вводимая процедура называется ликвидационным неттингом. Он дает профессиональным участником рынка и инвесторам дополнительную защиту, особенно в кризисные времена.
Именно эта процедура, пояснял ранее глава Федеральной службы по финансовым рынкам В. Миловидов, спасла во время недавнего кризиса от банкротства многие другие компании, связанные с инвестбанком Lehman Brothers. Если бы в США не действовал подобный закон, то крах Lehman Brothers потянул бы вслед за собой банкротство гораздо большего количества участников рынка.16
15 Федеральный закон «О клиринге и клиринговой деятельности» от 07.02.2011 № 7-ФЗ // Российская газета. 2011. 11 февраля.
16 Кукол Е. На биржу - без страха // Российская газета. 2011. 11 февраля.
«Внутренние» правила для участников клиринговых сделок, учет всех обязательств по ним ведут клиринговые организации. Они же являются и гарантами выполнения сделок. В роли клиринговых организаций могут выступать, например, банки. Если сторон в сделке много, то они могут прибегнуть к услугам центрального контрагента, через которого проводятся расчеты. Функции центрального контрагента могут осуществлять клиринговая организация, а также кредитная организация, получившая аккредитацию на осуществление таких функций.
Законом установлено, что минимальный размер собственных средств клиринговой организации должен составлять не менее 100 миллионов рублей. При этом в случае, если в сделках участвует сразу несколько сторон, клиринговая организация создает за счет их взносов гарантийный фонд. Такая защита важна, чтобы проблемы, возникшие у одного из партнеров, не перекидывались на других участников.
Все клиринговые организации обязаны получить лицензии. Основным органом, осуществляющим государственное регулирование клиринговой деятельности, определен федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков.
2. Другим основанием для деления социальных притязаний выступает их отраслевая принадлежность. Выделяя этот критерий для классификации социальных притязаний, стоит согласиться с В.Н. Карташовым, что отрасль права, является частью системы права наряду с институтами (субинститутами и т.п.), подотраслями, комплексными отраслями, материальным и процессуальным правом, частным и публичным правом и другими нормативно-правовыми общностями и массивами.17
Так, социальные притязания по отраслевой принадлежности делятся на материально-правовые и процессуально-правовые, в зависимости от того, для какой из этих отраслей наиболее характерны.
Материально-правовые делятся на социальные притязания в конституционном, гражданском, семейном, уголовном, административном, трудовом праве, и т.д.; процессуально-правовые - на социальные притязания уголовном процессе, в гражданском процессе и т. д.
Ряд важнейших социальных притязаний субъектов в сфере гражданского права отразил опубликованный в Российской газете 14 сентября 2011 года Проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации,
17 Карташов В. Н. Проблемы формирования общей теории норм права // Юридические записки Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Вып. 15. Нормы права: теория и практика. 2011. С. 20.
а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации».18 Данный проект разработан Советом по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Согласно, опубликованного законопроекта, у людей появится возможность оформить сделку с недвижимостью через нотариуса. В этом случае гражданам, не придется стоять в очередях в регистрационных палатах. Как сказано в законопроекте, «если сделка совершена в нотариальной форме, запись в реестр вносится по заявлению любой стороны сделки через нотариуса». Причем, в перспективе нотариус сможет зарегистрировать сделку даже в электронной форме. Проект нового закона ставит целью создать максимальные удобства для граждан. Например, сбором информации необходимой для оформления юридических прав, согласно документу займется сам нотариус. Для этого он будет использовать современные средства связи: планируется создать систему информационного обмена с федеральными службами - держателями официальных реестров и электронных баз данных.
В настоящее время в 12 регионах страны в порядке эксперимента проводится работа по обмену информацией между нотариусами и государственными регистраторами о зарегистрированных в Едином государственном реестре правах на недвижимое имущество. Соответствующее соглашение было заключено нотариальной палатой с Росреестром. Готовятся аналогичные договоры с налоговой и миграционными службами. Как считают сами нотариусы, они должны быть включены в программу предоставления услуг в электронном виде. При этом создается необычный для нашей страны прецедент: к государственным базам данным подключается не казенная структура.19
Проект предлагает гражданам право выбора: либо обращение к посредникам, как это сегодня практикуется, либо к нотариусу, который сможет выполнить весь комплекс действий от заключения договора до вручения новому собственнику жилья комплекта оформленных документов. Получится оформление квартиры в одном окне. Очереди в БТИ, в регистрационных палатах и прочих чиновничьих службах могут остаться в прошлом. Ярким примером, институционализации назревших социальных притязаний субъектов в сфере гражданского права стали поправки к Закону «О банках и банковской деятельности»20, согласно которым банкам запрещается вносить в кредитный договор положения, которые дают право в одностороннем порядке изменять: срок действия договора; величину процентной
18 Российская газета. 2011. 14 сентября.
19 Куликов В. День круглой печати // Российская газета. 2010. 8 сентября.
20 Российская газета. 2010. 17 февраля.
ставки; порядок определения ставки; величину комиссионного вознаграждения либо вводить новые комиссии. Закон защищает более слабую сторону кредитных отношений, заемщика. Он должен не только стабилизировать ситуацию, но и способствовать установлению прозрачных, основанных на доверии взаимоотношений между банками и их клиентами.
К разработке новых правил подтолкнули назревшие социальные притязания заемщиков. На фоне кризиса многие банки поспешили задрать ставки по кредитам или стали требовать досрочных выплат по ссудам. «Только с октября 2008 года по март 2009 года в союз по этому поводу было более 35 тысяч обращений, - утверждал председатель Союза заемщиков и вкладчиков России Владислав Кудинов.21
за последние два года многочисленные социальные притязания субъектов были удовлетворены в сфере уголовного права, в связи с этим уголовное законодательство претерпело значительные изменения. Так, Федеральным законом от 07.03.2011 N 26-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» был исключен нижний предел санкций в виде лишения свободы и исправительных работ за ряд престу-плений.22
Кроме этого, исправительные работы, а также другой вид мягкого наказания - штраф, включены в перечни наказаний (санкций) за отдельные преступления.
Указанные изменения коснулись различных преступлений против личности (в частности, убийства в состоянии аффекта, при превышении пределов необходимой обороны, по неосторожности), преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина (в частности, нарушения равенства прав и свобод, тайны переписки, неприкосновенности жилища), значительного количества преступлений против собственности и в сфере экономической деятельности, преступлений против общественной безопасности (в частности, хулиганства и вандализма), преступлений против здоровья населения и общественной нравственности (в частности, незаконного культивирования наркотических растений и незаконного оборота ядовитых веществ), экологических преступлений, преступлений в сфере компьютерной информации (неправомерного доступа к информации, создания вредоносных программ), служебных преступлений (нецелевого расходования бюджетных средств, незаконного участия в предпринимательской деятельности, служебного подлога), преступлений
21 Кукол Е. Ссудный день // Российская газета. 2010. 17 февраля.
22 Федеральный закон от 07.03.2011 № 26-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" // Российская газета. 2011. 11 марта.
против правосудия, преступлений против порядка управления (в частности, применения насилия в отношении представителей власти, организации незаконной миграции, подделки документов), преступлений против военной службы.
Так, нижний предел санкций в виде лишения свободы исключен из 68 составов преступлений. Среди них самые ходовые правонарушения
- кражи, грабежи, разбои. При этом верхние пределы, определяющие степень общественной опасности преступления, остались неизменными. Для
11 составов преступлений основным видом наказания стал штраф, а для
12 - исправительные работы. В 118 составах преступлений нижний предел наказания в виде ареста и исправительных работ вообще исключен23.
В результате внесенных изменений суды смогут применять дифференцированный подход при назначении наказания, что сделает его более справедливым, а также получат более широкий выбор при назначении наказания, не связанного с лишением свободы.
Однако, многочисленные социальные притязания, связанных с гуманизацией наказания еще ждут своего закрепления в нормах уголовного права. Так, президент внес в Государственную Думу третий пакет поправок по либерализации Уголовного кодекса РФ, который дополнит список наказаний за совершенные преступления принудительными работами.
«Законопроект содержит ряд новелл и заслуживает внимания, так как делает уголовный закон более современным, устраняет устаревшие нормы, которые переходили из одного кодекса в другой и часто не выполнялись, устраняет противоречия и вводит новый вид наказания», - заявил глава государства на встрече с министром юстиции Александром Коноваловым, сообщив, что вносит документ на рассмотрение депутатов24.
Согласно предложенному законопроекту принудительные работы станут очередным видом альтернативного наказания за правонарушение. Срок этих работ будет варьироваться от 2 месяцев до 5 лет. Кроме того, будет увеличен предельный срок обязательных работ с 200 до 480 часов, а заодно расширены возможности их применения. Если действующее законодательство позволяло использовать наказание только к тем, кто не имеет постоянной работы, то новый законопроект это правило меняет. Станет возможным проходить исправительные работы по месту основной работы.
В третьем пакете приготовлены альтернативы и для тех, кто со-
23 Федеральный закон от 07.03.2011 № 26-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" // Российская газета. 2011. 11 марта.
24 Белов С., Шкель Т. Наказание с альтернативой // Российская газета. 2011. 8 июня.
С. 2.
вершил экономические преступления. Это те преступления, которые не носят большой общественной опасности, и самое главное, что созданы возможные альтернативы наказания тех людей, которые их совершили. Достаточно будет заплатить штраф в пятикратном размере от нанесенного преступлением ущерба и не придется сидеть в тюрьме. Законопроект делает уголовный закон более современным, устраняет противоречия и вводит новый вид наказания.
Помимо материальных отраслей права социальные притязания возникают и в сфере процесса.
В качестве примера институционализации социальных притязаний в уголовно-процессульной сфере, можно привести Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 7 апреля 2010 г. №60-ФЗ25 Так, для многих коммерсантов будет благом то, что существенно уточняется редакция статьи 106 из УПК РФ -«Залог». Подразумевается, что уточнения позволят расширить применение этой меры пресечения.
Предполагается, в частности, что залог в качестве меры пресечения может быть избран в любой момент производства по уголовному делу. Так, по уголовным делам преступления небольшой и средней степени тяжести залог не может быть менее 100 тысяч рублей, а по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях - менее 500 тысяч рублей. Во внесенных изменениях прописываются и условия принятия в залог недвижимого и движимого имущества, денег, разных ценностей, а также акций.26
Ярким примером закрепления социальных притязаний граждан и юридических лиц в сфере арбитражного процесса, связанных с его совершенством в условиях научно-технического прогресса, являются изменения, внесенные в Арбитражный процессуальный кодекс РФ. Новеллой Федерального закона «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс РФ» от 27 июля 2010 года № 228-ФЗ27 стала возможность участия граждан и юридических лиц в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связь. Так, согласно ч. 1 ст. 153.1: «Лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса могут участвовать в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при условии заявления ими ходатайства об этом и при наличии в соответ-
25 Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации» // Российская газета. 2010. 9 апреля.
26 Юрьева Н. Залог вместо решетки // Российская газета. 2010. 9 апреля. С. 1-2.
27 Федеральный закон «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс РФ» от 27 июля 2010 года № 228-ФЗ // Российская газета. 2010. 2 августа.
ствующих арбитражных судах технической возможности осуществления видеоконференц-связи»28. При использовании систем видеоконференцсвязи в арбитражном суде, рассматривающем дело, а также в арбитражном суде, осуществляющем организацию видеоконференц-связи, составляется протокол и ведется видеозапись судебного заседания. Материальный носитель видеозаписи судебного заседания направляется в пятидневный срок в суд, рассматривающий дело, и приобщается к протоколу судебного заседания.
Кроме того, вышеуказанные изменения, коснулись и ст. 41, которая была дополнена следующим абзацем: «Лица, участвующие в деле, также вправе представить в арбитражный суд документы в электронном виде, заполнять формы документов, размещенных на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет», в порядке, установленном в пределах своих полномочий Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации».29
С января 2011 годы любой гражданин России может подать иск в арбитражный суд, воспользовавшись сайтом «Мой арбитр».
До сих пор электронные версии документов в лучшем случае только копировали бумагу. Сейчас начинается обратный процесс: бумажные версии могут стать дополнением к электронному производству. Если кому привычней читать на листе, может распечатать и наслаждаться. Во исполнение вступившей в силу новой редакции статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сервис подачи документов в электронном виде введен в эксплуатацию в системе арбитражных судов 11 января 2011 года. В том или ином виде так называемое электронное правосудие внедряется и в Арбитражных судах, и в судах общей юрисдикции. Введение системы подачи документов в электронном виде стало очередным шагом в обеспечении доступности и прозрачности правосудия в арбитражных судах. Напомним, что все итоговые судебные акты Арбитражных судов, информация о движении дела размещаются в свободном доступе в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Лица, участвующие в деле, могут получать автоматические уведомления о движении дела по электронной почте или смс через систему «Электронный страж», аудипротоколирование всех судебных за-седаний.30
3. По характеру социальные притязания могут классифицироваться
28 Там же.
29 Там же.
30 Куликов В. В арбитраж поступил первый электронный процессуальный документ. //Российская газета. 2011. 19 января.
на социальные притязания в сфере публичного права и социальные притязания в сфере частного права.
Публичное право является одним из важнейших инструментов, с помощью которого власть, при помощи институционализации собственных социальных притязаний в нормах права, реализует свое предназначение.
Социальные притязания в сфере публичного права материализуются в нормах объективного права (конституционное, административное, уголовное и др.).
Одним из важнейших признаков публичного права является то, что оно в целом и каждая его частица являют собой акт публичной власти, которым она повелевает в интересах единения, концентрации сил на решение той или иной общезначимой цели. Поэтому в правовом отношении, возникающем на базе той или иной нормы публичного права, одна из сторон, представляя союз в целом, сконцентрированную в нем публичную власть, использует властные полномочия в интересах проведения в жизнь распоряжений, социальных притязаний публичной власти. Имея это в виду, говорят, что за публичным правом стоит интересы, социальные притязания государства (союза в целом).
На основе правового опосредования социальных притязаний, возникающих в сфере публичного права в объективном праве (нормах), возникают публично-правовое отношения. Публично-правовые отношения - это, как правило, отношение неавтономных и независимых равных сторон; это правовое отношение, в котором одна сторона обладает властными полномочиями, а другая призывается к исполнению предписаний, требований нормы публичного права. Публично-правовое отношение - отношение неравных субъектов права. При этом неравенство сторон не следует понимать примитивно, так, как будто у одной стороны такого отношения одни права, у другой - одни юридические обязанности (и в таком отношении у каждой из сторон есть права и юридические обязанности)31.
Неравенство сторон в публично-правовом отношении выражается в том, что одна из сторон, представляющая публичную власть в соответствии с нормой объективного права, властно проводит в жизнь предписания нормы публичного (объективного) права, т.е. действует само в соответствии с нормой объективного права и требует (контролирует) точного следования норме второй стороной правового отношения. По этому поводу И. А. Ильин писал, что каждый союз, самостоятельно создающий правовые нормы, есть союз, властвующий над своими членами. Нельзя установить правовую нор-
31 Энциклопедия права. Учебное пособие. СПб., 2008. С. 92 - 93.
му, обязательную для всех, не обладая полномочиями на власть. Правовая власть есть не что иное, как полномочие устанавливать и применять правила поведения.32
Другой признак публичного права раскрывает И. А. Покровский. В частности, он пишет, что право имеет свой целью регулирование человеческого поведения. Но если мы присмотримся ближе к способам и приемам этого регулирования, то заметим следующее.
В одних областях отношения людей регулируются исключительно велениями, исходящими из одного единственного центра, каковым является государственная власть. Эта последняя своими нормами указывает каждому лицу его юридическое место, его права и обязанности по отношению к целому государственному организму и по отношению к другим отдельным лицам. Только от государственной власти могут исходить распоряжения, определяющие положение каждого отдельного человека в данной сфере отношений, и это положение не может быть изменено никакой частной волей, никакими частными соглашениями. Регулируя данные отношения по собственному почину и исключительно своей волей, государственная власть принципиально не может допустить в таких областях рядом с собой никакой другой воли, ничьей другой инициативы. Поэтому исходящие от государственной власти нормы имеют безусловный, принудительный характер; предоставляемые ею права имеют в то же самое время характер обязанностей: они должны быть осуществлены, так как неосуществление права является неисполнением сопряженной с правами обязанности (бездействие власти).
Вот этот прием юридической централизации и составляет основную сущность публичного права. То, что так ярко и непосредственно ощущается в сфере военного права, представляет общую характерную черту всех отраслей права публичного - права государственного, уголовного, финансового и др.33
Итак, в качестве метода регулирования публично-правовых отношений выступает императивный метод, основанный на жестком подчинении и беззаговорочной ответственности. На основе данного метода, путем институционализации социальных притязаний в сфере публичного права, возникают императивные нормы, не допускающие никаких отступлений от закрепленных в них требований.
Ярким примером институционализации социальных притязаний
32 Ильин И. А. Теория государства и права. М., 2003. С. 120 - 121.
33 Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. М. 1998. С. 38 - 39.
возникающих в публично-правовой сфере стал принятый законодателем Федеральный закон РФ от 07 февраля 2011 № 3-ФЗ «О полиции».34 Так, уже 01 марта 2011 года российского милиционера заменит российский полицейский. Закон определяет статус, права и обязанности сотрудника полиции, освобождает полицию хотя бы частично от дублирующих и несвойственных функций, закрепляет партнерскую модель отношений между полицией и обществом. Новые требования к новым органам внутренних дел озвучил президент Дмитрий Медведев. «Первое. Это, безусловно, противодействие терроризму. Это наша самая крупная проблема, имеющая исторические причины и объективные основания. Теракт в Домодедово показал, что обеспечение безопасности на ряде объектов далеко от идеального. Новый закон же расширяет полномочия полицейских структур по обеспечению безопасности в местах массового скопления людей. Надеюсь, что этими полномочиями органы полиции будут пользоваться максимально эффективно.
Второе. Нужно жестко пресекать экстремистские выступления, попытки разжигания межнациональной и межрелигиозной вражды. Нельзя давать экстремистам ни малейшего шанса дестабилизировать обстановку в стране.
Третья задача - борьба с организованной преступностью, где президент, да и остальное общество, ждут повышения результативности. То же самое касается такой прямой угрозы государству и общественным интересам, как коррупция, где все так же процветают поборы с граждан и торговля должностями. Надо ликвидировать эти коррупционные схемы, выявлять попытки разворовывания государственных средств», - заметил Медведев35.
Впрочем, общим законом преобразования в структуре органов внутренних дел не заканчиваются. За организацией работы сотрудников полиции должна последовала и организация их социального обеспечения.
Так, уже принят Федеральный закон «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 19 июля 2011г. № 247-ФЗ36 Численность сотрудников органов внутренних дел РФ, определенная указом президента РФ, составляет 907 630 человек.
34 Федеральный закон РФ от 07 февраля 2011 № 3-ФЗ «О полиции» // Российская газета. 2011. 8 февраля.
35 Федеральный закон Российской Федерации от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» // Российская газета. 2011. 8 февраля.
36 Федеральный закон «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 19 июля 2011г. № 247-ФЗ // Российская газета. 2011. 21 июля.
Согласно вступившего в законную силу ФЗ «Социальных гарантиях сотрудникам полиции» основой денежного довольствия работников полиции будет должностной оклад и оклад по специальному званию, а также дополнительные выплаты, количество которых сократилось с 40 нынешних до 8-10 видов. В среднем оклады повышаются в четыре раза. Заработок лейтенанта полиции составит не ниже 33 тысяч рублей в месяц, с учетом дополнительных выплат - 45 тысяч рублей. Устанавливается единовременные пособия при увольнении: если сотрудник проработал в полиции 20 лет и более - 7 окладов денежного содержания. Сотрудник полиции со стажем более 10 лет может рассчитывать на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилья.37
Другим примером социальных притязаний, возникающих в публично-правовой сфере и претендующих на свое закрепление, стало планирование властью законодательного закрепления налога на недвижимость по ее рыночной стоимости в 2013-2014 годах, при этом социально незащищенные группы населения это не затронет.
Предполагается, что налог на имущество будет считаться от кадастровой стоимости, которая максимально будет приближена к рыночной стоимости. Новая оценка, скорее всего, окажется выше оценок Бюро технической инвентаризации (далее - БТИ). Оценка последней складывается из стоимости строительных конструкций с учетом износа и затраты на трудовые ресурсы, определяемые по методике 1960-х годов. Соответственно, в этой части многое будет зависеть от того, когда объект вводился в эксплуатацию. Чем современнее дом, тем ближе новые расчеты будут к оценкам БТИ. Однако в оценках БТИ не учитывается рыночная составляющая, то есть то, где расположена ваша квартира: на окраине или в центре города. В кадастровой оценке эти важные детали будут отражены38.
Сама идея введения налога на недвижимость состоит не в том, чтобы получить дополнительный доход в местные бюджеты, а в том, чтобы перераспределить налоговую нагрузку на владельцев недвижимости и сделать ее более справедливой. Таким образом, ставка налога на недвижимость для владельцев элитного жилья будет высокой, а на социальное жилье - должна быть ниже.
Помимо публичной сферы социальные притязания возникают и в сфере частного права.
Социальные притязания в сфере частного права материализуются
37 Чугаев С. Норма довольствия // Российская газета. 2011. 20 июля.
38 Кукол Е. Оброк на вторую квартиру // Российская газета. 2011. 1 июля.
в нормах объективного права (гражданское, семейное, жилищное и т.д.).
В отличие от публичного, частное право - это совокупность норм объективного права, не действующих по принципу централизации (субординации), а выступающих системой координации, регулирующих область свободы и частной инициативы. Государственная власть воздерживается от вмешательства, интервенций в эту область, она не ставит себя в положение определяющего центра, но предоставляет регулирование множеству маленьких центров, которые мыслятся как самостоятельные единицы. Такими единицами в большинстве случаев являются отдельные индивиды (физические лица, субъекты права). Ими могут быть и отдельные коллективные образования: корпорации, организации, в том числе юридические лица.
Все эти маленькие центры предполагаются носителями собственной воли и инициативы, социальных притязаний и именно им предоставляется регулирование взаимных отношений.
В частном праве социальные блага, выступая для субъекта основной целью его деятельности на определенном этапе, достигаются путем вступления в разнородные правоотношения юридических и физических лиц между собой, не затрагивая «стратегические» интересы государства, не имея отношения к статусу государственных органов, проблемам взаимоотношения субъектов, определяющих основные направления развития, политику государства,
В качестве метода регулирования частно-правовых отношений выступает диспозитивный метод, основанный на равноправии и консенсусе. На основе данного метода, путем институционализации социальных притязаний в сфере частного права, возникают диспозитивные нормы, предоставляющие возможность самим участникам общественных отношений по взаимному согласию устанавливать необходимые правила поведения. Если же такие правила ими не сформулированы, то действуют категорические предписания норм права. Например, «текущий ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью нанимателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения» (п. 1 ст. 681 ГК РФ)39.
Ярким примером институционализации социальных притязаний возникающих в сфере частного права стал принятый законодателем Федеральный закон РФ от 27 июля 2010 N° 193-Ф3 «Об альтернативной процеду-
39 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. от 07.02.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410.
ре регулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»40.
Настоящим законом регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, появляющимся в сфере частного права, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе с осуществлением предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений.
В законе прямо указано (ст. 5), что данные положения не применимы для публично-правовых отношений.
Данный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица
- медиатора (процедуры медиации), содействия развитию партнерских деловых отношений и формирования этики делового оборота, гармонизации социальных отношений, тем самым удовлетворения насущных социальных притязаний субъектов в сфере частного права.
Необходимо обратить внимание на то, что граница между публичным и частным правом (в историческом плане) далеко не всегда проходила в одном и том же месте, т. е. не являлась постоянной. То, что в одну эпоху регулировалось на началах юридической децентрализации и относилось к области частного права, в другую эпоху перестраивалось и переходило в область публичного права (и наоборот). Более того, даже в каждый данный момент граница между публичным и частным правом не представляет неизменной линии. Как в области публичного, так и в области частного права всегда можно обнаружить отступления в сторону противоположного принципа.41
40 Федеральный закон РФ от 27 июля 2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре регулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Российская газета. 2010. 30 июля.
41 Муромцев С. А. Определение и основное разделение права. М., 1879. С. 39.