Научная статья на тему 'ВИДЫ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК'

ВИДЫ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1497
151
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА / НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / СКАЗКИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Моргачева М. Д.

В статье описываются основные виды сказок, встречающихся в русском народном творчестве. Проводится сравнительный анализ разных видов сказок. Приводится хронология их появления в народном творчестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF RUSSIAN FOLK TALES

The article describes the main types of tales found in Russian folk art. A comparative analysis of different kinds of stories. We present the chronology of their appearance in folklore.

Текст научной работы на тему «ВИДЫ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»

и всегда будет разной, хотя их полярность может совпадать [3].

Рисунок 4 - Функциональная схема демодулятора ТОФМ Разветвитель мощности направляет входной сигнал на схемы перемножения I и Q и на схему восстановления несущей. Цепь восстановления несущего сигнала восстанавливает переданный исходный сигнал задающего генератора. Сигналы на выходах демодуляторов представляют собой 4-уровневые сигналы, которые подаются на АЦП для преобразования 4 уровней в 2. На выходах АЦП канала I представлены биты

каналов I и С, а на выходах АЦП канала Q - биты каналов Q и С. С выходов АЦП биты поступают на схему параллельно-последовательного

преобразования, в которой пары бит 1/С и Q/С объединяются, образуя один последовательный поток выходных данных I, Q и С[4].

В заключении подведем итоги проделанной работы. В данной статье были разработаны функциональные схемы модулятора и демодулятора ТОФМ, предназначенные для модуляции и демодуляции цифровых сигналов

Использованные источники:

1. Сергиенко А. Б. Цифровая обработка сигналов/АБ Сергиенко //СПб: ПИТЕР. - 2002.

2. Томаси У. Электронные системы связи. - Москва, Техносфера, 2007

3. Скляр Б. Цифровая связь. - Москва - Санкт-Петербург - Киев, 2003.

4. Гаранин М.В., Журавлев В.И., Кунегин С.В. Системы и сети передачи информации. - М.: "Радио и связь", 2001

УДК 82-34

Моргачева М.Д. студент Александрина В.А. научный руководитель, старший преподаватель Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Россия, г. Абакан ВИДЫ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК Аннотация: В статье описываются основные виды сказок, встречающихся в русском народном творчестве. Проводится сравнительный анализ разных видов сказок. Приводится хронология их

появления в народном творчестве.

Ключевые слова: жанры фольклора, народное творчество, сказки

Morgacheva M.D.

student

Katanov Khakass State University Russia, Abakan Scientific supervisor: Aleksandrina V.A.

senior lecturer Katanov Khakass State University Russia, Abakan

TYPES OF RUSSIAN FOLK TALES

Abstract: The article describes the main types of tales found in Russian folk art. A comparative analysis of different kinds of stories. We present the chronology of their appearance in folklore.

Keywords: genres of folklore, folklore, fairy tales

Сказка, в зависимости от авторства, может выступать в качестве жанра фольклора или жанра литературы. Отличием фольклорной от литературной сказки является факт отсутствия явного авторства произведения. Так, в случае фольклорной сказки, ее автором является народ. Фольклорная сказка представляет собой эпический жанр письменного и устного народного творчества, рассказывающий о вымышленных событиях в фольклоре разных народов [1]. В большей своей части русские народные сказки представлены в виде прозаичного фольклора, включающего в себя произведения разных жанров, описывающих вымышленные события. Исторически, фольклорная сказка появилась значительно раньше литературной, при этом происхождение различных жанров сказок имеет разную историческую глубину.

В настоящее время общепризнанной является классификация русских народных сказок, включающая в себя сказки о животных, волшебные и бытовые сказки [1]. Несмотря на отличия жанров, у всех сказок есть особенные черты, отличающие их от других элементов народного творчества. Основным художественным признаком сказок является особый сюжет, построенный на принципах антитезы. Данный принцип реализуется во всех сказочных сюжетах. Персонажи сказок явно распределяются по полюсам добра и зла, которые в сказках находят свое отражение в эстетических образах прекрасного и безобразного. Обязательной составляющей сказок является факт победы главного героя над врагом -главным антигероем. Сюжет сказок строго последователен и не имеет ответвлений в своем содержании. Развитие сюжета сказок подчиняется общей смысловой схеме: экспозиция - завязка - развитие - кульминация -развязка.

Рассмотрим более подробно каждый из видов сказок:

Сказки о животных. Сказка о животных (или животный эпос)

выделяется по факту того, что в качестве персонажей выступают звери. Родство человека с природой наиболее типично для ранних фольклорных произведений. В данного рода сказках сохранилось отражение следов примитивного ведения хозяйства того времени. В произведениях народного творчества человек всегда отражает свой быт и деятельность в той или иной форме. В сказках о животных прослеживаются виды деятельности типичные для раннего периода развития человеческого общества. Добывание пищи, в тот период времени, было по большей степени связано с охотой, хитрость в охоте - умение обмануть зверя, выступало важной составляющей. Поэтому во многих сказках прослеживаются мотивы, связанные с хитростью и обманом в различных его проявлениях: изменение голоса, коварный совет и т.д.

Не стоит путать животные эпосы и басни, в которых основными персонажами также являются животные. Басни являются порождением аллегории, поэтому являются абстрактными по своей сути и отражают только значимую сторону рассказа. Сказки же, наоборот, исходят из конкретной жизненной ситуации и ее переложением на мир зверей.

Волшебные сказки. Явной отличительной особенностью волшебных сказок является новый главный герой, в качестве которого выступает человек. Во всех волшебных сказках для главного героя типичны общие черты: он молод, полон сил, готов ко взрослой жизни, но еще в нее не вступил. Перед непосредственным вступлением во взрослую жизнь, связанную с созданием семьи, герою необходимо пройти нелегкие испытания, которые связаны с разнообразными чудесами.

Исторически волшебные сказки появились позднее животных эпосов и относятся к периоду развития земледельчества. По этой причине в сказках часто упоминаются предметы быта того времени: плуг, соха, веретено, топор и т.д. Все предметы, используемые в производстве пищи и одежды у славянских народов, считались священными, по этой причине они украшались типичными магическими орнаментами, а в сказках, приобретали чудесные свойства: скатерть-самобранка, волшебные зерновки, топор-саморуб и т.д.

Главный герой волшебной сказки периодически менялся. Так, в раннем этапе развития данного вида сказок, героем был образный молодой человек, готовящийся к взрослой жизни, далее его сменил герой-угнетаемый - обычный человек экономически или нравственно ущемленный, по причинам, не зависящим от него. Идеализация человека и его роли по преобразованию окружающего мира заменила угнетаемого героя на героя-богатыря. Герой-богатырь - человек необычайной физической силы, призванный совершить подвиг и восстановить нарушенную справедливость.

Бытовые сказки. Бытовые сказки отражают совершенно другой взгляд человека и окружающий его мир. Смыслом бытовых сказок выступает не поиск и отображение чудес, скрытых в священных предметах, а повседневный быт народа. Данный вид сказок не имеет свойственной

животным эпосам и волшебным сказкам художественной изысканности, а представляет краткий рассказ бытовой ситуации. Сказки данного типа не имеют ярких красочных эпитетов в своей структуре. Многие из таких сказок заканчиваются последними элементами описания сюжета, не имея художественно обрамленных концовок, особо типичных для волшебных сказок.

Каждый, из рассмотренных нами, вид сказок можно подразделить еще на множество подвидов, типичных для разных территорий и временных интервалов. Развитие и виды русских народных сказок тесно связаны с развитием этноса. Сами сказки являются отражением развития народа на разных этапах.

Использованные источники:

1. Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки: В 3 т. / А.Н. Афанасьев. - М.: Просвещение, 1957. - 328 с.

УДК 159.922.8

Наквасина С.Н. студент 3 курса факультет клинической психологии Степанова Н.В., к.психол.н. научный руководитель, доцент Оренбургский государственный медицинский университет

Россия, г. Оренбург ПОЛОРОЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ

СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ

МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА)

Аннотация. Статья посвящена проблеме самоотношения в юношеском возрасте. Рассмотрены отечественные модели самоотношения. Представлены результаты эмпирического изучения самоотношения у студентов медицинского вуза.

Ключевые слова: самоотношение, самоуважение, аутосимпатия, внутренняя неустойчивость, юношеский возраст.

Nakvasina S.N. student

3rd course, faculty of clinical psychology Scientific advisor: Stepanova N. V. candidate of psychological Sciences, assistant professor

Orenburg state medical university Russia, Orenburg

GERNER ROLE PERCULIAR PROPERTIES OF SELF-ATTITUDE OF CONTEMPORARY YOUTH (THE EXAMPLE OF MEDICAL HIGH

SCHOOL STUDENTS)

Abstract. The article is dedicated to the problem self-attitude in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.