что свидетельствует о недостаточном, по сравнению с подростками из семей, уровне развития их содержательной стороны психического отражения действительности.
4. Результаты корреляционного анализа показывают, что определенные конструкты внутреннего мира подростков-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, связаны с особенностями их адаптации, общения и деятельности следующим образом: «образ Я» связан с дезадаптацией через конструкт «мой характер» и «Я»; «образ Другого» связан с принятием других (через конструкт «сверстник противоположного пола») и ценностью «высокие запросы» (через конструкт «взрослый»); у подростков из семей «образ Я» связан с адаптивностью и принятием ими себя через конструкты «Я», «моя внешность», «мой характер» и «мой социальный статус». Связь конструктов внутреннего мира подростков-сирот с различными показателями социально-психологической дезадаптации отражает, с одной стороны, тенденцию к деформации содержательной стороны их психики, с другой — к развитию у них асоциальных форм поведения.
5. Психолого-педагогическая характеристика внутреннего мира подростков-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, способна выступать основой для профилактики и коррекции их поведения и является необходимым условием осуществления адекватной социально-психологической адаптации указанной социально-возрастной группы к современным общественным реалиям. В качестве перспективных направлений дальнейших научных исследований следует выделить необходимость разработки целостных психологопедагогических характеристик внутреннего мира представителей различных социально-возрастных групп, а также создание коррекционно-развивающих программ, направленных на гармонизацию их мировосприятия.
1 Дети в России. 2009 : стат. сб. М., 2009. 121 с.
2 Лебедев О. Е., Майоров А. Н. Социализация и образование социальных сирот. Адаптация выпускников интернатных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей / под ред. А. Н. Майорова. М., 2002. 208 с.
3 Назарова И. Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот. М., 2000. 239 с.
4 Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). М., 2003. 288 с.
5МудрикА. В. Социализация человека. М., 2006. 304 с.
6 Прихожан А. М., ТолстыхН. Н. Психология сиротства. СПб., 2007. 416 с. ; Психическое развитие воспитанников детского дома / под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузкой. М., 1990. 264 с. ; Семья Г В. Основы психологической защищенности детей, оставшихся без попечения родителей : автореф. дис ... д-ра психол. наук. М., 2004. 57 с. ; Шипицына Л. М. Психология детей-сирот. СПб., 2005. 628 с.
7 Евдокимова Ю. Б. Идеализированный образ родителей как фактор девиантного поведения подростков, воспитывающихся вне семьи : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Калуга, 2004. 19 с.
8 Прихожан А. М, Толстых Н. Н. Указ. соч. ; Психическое развитие воспитанников детского дома / под ред. И. В. Дубро-
виной, А. Г. Рузкой ; Семья Г. В. Указ. соч. ; Шипицына Л. М. Указ. соч. ; Евдокимова Ю. Б. Указ. соч. ; Мухина В. С. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях // Воспитание и развитие детей в детском доме. М., 1996. С. 7-11 ; Рюмшина Л. И. Психологические особенности познания других людей детьми, воспитывающимися в семье и в детском доме : автореф. дис. ... канд. психолог. наук. М., 1990. 20 с. ; Флотская Н. Ю. Возрастная динамика развития половой идентичности // Вестник Поморского университета. Сер. Физиологические и психолого-педа-гогические науки. 2003. № 1(3). С. 52-59 ; Коржова Е. Ю., Бурлачук Л. Ф. Экземплификация: образцы и модели в жизни человека // Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 42-51.
9 Медведев Д. А. Онтогенез вербального отражения действительности : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб.,
2006. 50 с.
10 Медведев Д. А. Психологическая концепция вербального отражения действительности // Пзвестия РГПУ им. А. П. Герцена: Психолого-педагогические науки : научный журнал. СПб., 2006. № 7(15). С. 102-113 ; Александрова Л. А., Медведев Д. А. Онтогенез внутреннего мира в младшем школьном возрасте // The Emissia. Offline Letters : электронный научный журнал. 2011. Пюнь. URL: http://www.emissia.org/ offline/2011/1603.htm (дата обращения: 12.01.2012) ; Губин В. А., Медведев Д. А. Современная психопедагогика: взгляд на проблему личностно-ориентированного обучения через призму человеческой субъективности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. № 1. С. 52-60 ; Глушкова О. В., Медведев Д. А. Субъективный фактор в профессиональной подготовке юристов // Вестн. Санкт-Петербургского университета МВД России. 2006. № 4. С. 332-335.
11 Медведев Д. А. Онтогенез вербального отражения действительности на этапе картины мира // Экология человека : научно-практический рецензируемый журнал. Архангельск,
2007. № 6. С. 53-57.
12 Гребенникова Е. А., Медведев Д. А. Онтогенез внутреннего мира подростков-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа // The Emissia. Offline Letters : электронный научный журнал. 2011. Октябрь. URL: http:// www.emissia.org/offline/2011/1663.htm (дата обращения: 10.01.2012).
УДК 370.153
ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ
Л. Н. Антилогова, Л. А. Рассудова
В статье описывается феномен психологической защиты в подростковом возрасте, раскрываются особенности проявления и функционирования психологической защиты у девиантных подростков. Приводятся результаты исследования видов психологической защиты у девиантных подростков.
Ключевые слова: психологическая защита, виды психологической защиты, девиантное поведение, девиантные подростки.
В последние десятилетия резко усилился интерес к проблеме психологической защиты, что привело к росту числа теоретических и эмпирических исследований. Этот феномен получил признание во всех направлениях психологии и психотерапии, что говорит о его высокой теоретической и практической значимости. В частности,
малопродуктивные психологические защиты рассматриваются как одна из характеристик девиантного поведения. Его необходимо рассматривать, прежде всего, в аспекте развития и адаптации личности к социальной среде, так как такое поведение обычно ведет к нарушению взаимодействия человека с социумом. Девиантное поведение понимается как проявление неэффективной адаптации к изменившейся внешней реальности с помощью ригидных и интенсивных средств психологической защиты. Так как проблемы девиантного поведения особенно актуальны в подростковом возрасте, то изучение психологической защиты лиц с девиантным поведением наиболее актуально на данном этапе. Социальная категория несовершеннолетних правонарушителей сегодня особенно нуждается во внимании профессиональных психологов. Это связано с тем, что напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подростков. Во многих регионах России наблюдается снижение возрастных границ правонарушителей, растет число безнадзорных и употребляющих психоактивные вещества детей.
В последние годы появились статьи, монографии, диссертации, отличающиеся разной глубиной теоретического осмысления данного феномена. В большинстве работ психологическая защита определяется через видовые или функциональные характеристики. В силу этого существует множество определений психологической защиты, которые исследователи объединяют в классификации по разным основаниям. Постараемся выделить сущность феномена психологической защиты, имеющего в современной психологии большое количество определений, иногда противоречащих друг другу.
Классификацию сущностных характеристик психологической защиты предлагает Е. В. Чумакова, предварительно указав, что вычленение данных характеристик вызывает значительные сложности и не имеет завершенного решения в психологических исследованиях. Согласно предложенной Е. В. Чумаковой классификации, определения психологической защиты, приведенные в научной литературе, можно разделить на две категории. В первой из них сущность данного психического явления отражена в терминах деятельностного подхода и рассматривается как некоторая форма активности. Вторая группа определений сущностного содержания психологической защиты отражена авторами в терминах когнитивных теорий, и авторы видят его в специализированной обработке информации1. Для нас данная классификация интересна тем, что в ней выделяются две сущностные характеристики психологической защиты: а) это некоторая форма деятельности, носящая защитный характер; б) это специализированная обработка информации.
Схожими характеристиками в психологии описывается и другое понятие — копинг-стратегии, понятие, родственное, но не тождественное психологической защите. Копинг-стратегии, или так называемые механизмы совладания, зачастую считаются более зрелым, по срав-
нению с психологической защитой, способом адаптации. Копинг-стратегии рассматриваются большинством исследователей как совокупность когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций личности, которые направлены на достижение адаптации к жизненным событиям и конфликтным и стрессовым ситуациям. При этом в исследовании копинг-стратегий доминирует их когнитивная трактовка.
В психологической науке механизмы совладания и компенсации рассматриваются как «родовая» категория по отношению к механизмам защиты. Они включают в себя преимущественно осознанные поведенческие техники, психологические приемы, направленные на разрешение внешних и внутренних конфликтов человека в сложных жизненных ситуациях. Иными словами, копинг-стратегии отличают осознанность и направленность на решение имеющихся проблем. При использовании копинг-стратегий имеет место и понимание индивидом взаимоотношений с социальным окружением, и осознание собственных возможностей в успешном решении имеющихся проблем, и понимание субъективного значения, придаваемого возникшей конфликтной или стрессовой ситуации. Названные особенности копинг-стратегий предполагают наличие определенного уровня интеллектуальных ресурсов. Кроме того, если психологическая защита направлена, скорее, на стабилизацию внутренней среды, то копинг-стратегии, как подчеркивают Е. Б. Михайлюк, О. Ю. Михайлова, исполняют функцию стабилизации личности во внешней среде2.
Если роль копинг-стратегий в психической жизни человека большинством исследователей определяется в целом как положительная, то на роль психологической защиты в психическом и социальном развитии человека у ученых сложились диаметрально противоположные точки зрения. По мнению одних авторов (Р. М. Грановская, В. С. Роттенберг, Е. С. Романова, Л. Р. Гребенников), психологическая защита является нормальным, повседневно работающим механизмом человеческой психики, который помогает совладать с действительностью и предотвращает дезорганизацию и распад поведения3. С точки зрения других4, психологическая защита имеет, скорее, отрицательное значение для развития человека, так как в результате ее интенсивного использования вместо реального практического решения конфликтных ситуаций происходит постоянный повтор прошлого опыта и ослабление реального контакта личности с действительностью.
Р М. Грановская отмечает, что психологическая защита выступает в качестве барьера, который сужает, заслоняет и (или) искажает полноценное восприятие и переживание мира. Наиболее опасная информация не воспринимается, менее опасная воспринимается, но затем искажается, трансформируется в удобную для личности. Одновременно Р. М. Грановская отмечает и другую, положительную, роль защиты. Защита ограждает сознание от информации, которая может разрушить целенаправленное мышление, настроенное на решение проблемы в соответствии с отображаемой картиной ситуации. В этом смысле защитные техники рассматриваются как
система стабилизации личности, которая направлена на устранение или минимизацию отрицательных эмоций, тревоги, возникающих при рассогласовании имеющейся картины мира и ситуации, с новой, неожиданной ин-формацией5.
Среди ученых существует точка зрения, согласно которой отсутствие психологической защиты является критерием личностной зрелости, наряду с такими факторами, как самотождественность, самоидентичность, конгруэнтность Я-опыту. В то же время клиническая психология связывает недостаточную психологическую защищенность с образованием невротических симптомов и психосоматических нарушений.
В психологическом словаре приводится определение психологической защищенности: это относительно устойчивое положительное эмоциональное переживание и осознание индивидом возможности удовлетворения своих основных потребностей и обеспеченности собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации, при возникновении обстоятельств, которые могут блокировать или затруднять их реализацию6. Психологическая защищенность проявляется в чувстве принадлежности к группе, адекватной самооценке, реалистичном уровне притязаний, склонности к надситуативной активности, адекватной атрибуции ответственности, отсутствии повышенной тревожности, неврозов, страхов и т. п. Здесь указаны фактически все признаки социально адаптированной личности, одним из механизмов достижения чего, на основе вышесказанного, следует считать психологическую защиту.
Трудно оспаривать исконный приспособительный характер психологической защиты, так как, по определению, она выполняет для психики функцию самосохранения. Осуществляя адаптивную перестройку восприятия и оценки, психологическая защита приводит к внутренней согласованности, равновесию и эмоциональной устойчивости, поддерживает целостность самосознания, без которых в принципе нельзя говорить о позитивном результате адаптационного процесса. Это замечание касается не только зрелых форм психологической защиты. В равной степени оно относится и к самым ранним, в плане онтогенетического формирования, и наименее зрелым видам психологической защиты. В частности, отрицание (в форме отказа признавать травмирующую реальность) является одним из распространенных приемов самосохранения, выполняя функцию психологического барьера на пути разрушительного проникновения трагедии во внутренний мир человека, в его ценностно-смысловую концептуальную систему. Отрицание позволяет субъекту переработать трагические ситуации малыми дозами, постепенно ассимилируемыми смысловой сферой личности.
В то же время и зрелые, и незрелые формы психологической защиты могут носить деструктивный характер. У подростков нереализация значимых потребностей, чувство неудовлетворенности, неполноценности компенсируются с помощью и деструктивных, и конструктивных механизмов защиты. При деструктивной защите
подросток не осознает причины и суть проблемы, достигает состояния психологической устойчивости благодаря автоматическим (без контроля сознания) защитным механизмам, включающим и отрицание проблемы, псевдоразумную интерпретацию ситуации, агрессию, аутоагрессию и т. д. В данном случае психологическая защита деформирует систему ценностей и установок, устраняя эмоциональное напряжение. Это может открыть дорогу для появления и закрепления нарушений поведения, которые в специфической форме компенсируют нереализованные потребности (например, потребности в самоуважении). Конструктивная защита позволяет сознательно контролировать действия по преодолению препятствий и решению проблем. Научиться использовать конструктивные способы, формы защиты можно благодаря специальному обучению, решению моральных ситуаций, совершенствованию механизмов саморегуляции.
В подростковом возрасте могут функционировать в норме как зрелые, так и незрелые виды психологической защиты. Например, отрицание может проявляться в виде отрицания существующих неприятностей или попытке снизить серьезность угрозы. Причиной функционирования этого вида психологической защиты может быть подавление страха. Вытеснение в форме удаления из сознания той информации, которая вызывает тревогу, часто встречается в подростковом возрасте и обусловлено чрезмерной требовательностью взрослых.
У подростков часто проявляется проекция — в виде приписывания другому лицу собственных отрицательных качеств, влечений, отношений. В данном случае причиной проекции могут быть взаимоотношения подростка с родителями. Развитие абстрактного мышления, более высокий уровень личностного развития, характерного для подросткового возраста, определяет возникновение и использование индивидом более зрелых видов психологических защит, таких, например, как рационализация, сублимация и интеллектуализация. Основная положительная функция психологической защиты в подростковом возрасте проявляется в нормализации социальных отношений и взаимодействий. В любой ситуации, угрожающей установленным социальным связям, удовлетворяющим подростка, включается психологическая защита, для того чтобы он смог хорошо или удовлетворительно сыграть «выученные» роли и сохранить социальные отношения.
Таким образом, мы полагаем, что психологическую защиту нельзя однозначно рассматривать как полезное или вредное явление. Позволяя сохранить устойчивость личности на фоне дестабилизирующих переживаний и добиться более или менее успешной адаптации, психологическая защита в то же время лишает подростка возможности активно воздействовать на ситуацию и устранить источник переживаний. Психологическую защиту как феномен, способствующий психологической адаптации личности, можно рассматривать в случае ее функционирования в пределах нормы, когда защита характеризуется адекватностью, гибкостью и зрелостью. Дез-
адаптивное влияние психологической защиты проявляется лишь при недостатке более зрелых способов адаптации, а используемые виды психологической защиты мешают их поиску и применению.
Подведем итог, назвав конструктивные и деструктивные эффекты функционирования психологической защиты.
Конструктивный эффект действия защитных механизмов — переживание чувств безопасности и совладания с проблемой (фрустрацией или конфликтом) — проявляется в следующих видах:
— интенсификация усилий по достижению желаемой цели, которая часто приводит к преодолению препятствий или разрешению конфликта. Но если препятствия слишком велики и компенсация не достигается, может последовать приспособительное действие иного типа;
— замена средств достижения цели; обретение нового взгляда на ситуацию, пересмотр предыдущих действий, поиск нового пути к цели;
— замена цели; расширение поля поиска и обнаружение альтернативной цели, удовлетворяющей потребность или желание;
— переоценка ситуации; объединение изолированных и противоречивых элементов ситуации, свершение выбора, обеспечивающего адаптацию. В целом такая переоценка ситуации означает привлечение самим человеком новых элементов или расширение воспринимаемого контекста проблемы. Переоценка ситуации может происходить неожиданно, в результате инсайта. но может быть и более постепенной в ситуации хронической фрустрации.
Деструктивное влияние защитных механизмов заключается в том, что они в значительной степени приводят к отрицанию реальности. Психологическая защита действует без учета долговременной перспективы. Поскольку редко можно безнаказанно игнорировать факты действительности, такое отрицание рано или поздно ведет к весьма тяжелым последствиям. По мере нарастания отрицательной информации, критических замечаний, неудач, неизбежных при нарушении процесса социализации, психологическая защита становится все менее эффективной. Частое использование одних и тех же видов психологической защиты, устойчивость в их повторении, тесная связь с дезадаптивными стереотипами мышления, переживаний и поведения могут привести к патологическим изменениям личности. Нарушения и изменения личности человека, как правило, связаны с дезадаптацией в социальном плане.
Таким образом, психологическая защита понимается нами как нормальный феномен, предохраняющий психику от дезорганизации и направленный на предупреждение расстройств поведения. Такого рода психическая деятельность реализуется в форме специфических приемов переработки информации, которые позволяют сохранить достаточный уровень самоуважения в условиях эмоционального конфликта.
Базируясь на данном определении психологической защиты, мы провели изучение видов такой защиты у
70 девиантных подростков в возрасте 13-15 лет в ГОУ «Специальное профессиональное училище № 1 закрытого типа г. Омска». Исследование проведено с помощью методик «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика и «Опросник структуры психологических защит» Е. В. Туник.
Из полученных данных следует, что ведущим видом психологической защиты оказалась проекция (70,9%), что соответствует норме развития для подросткового возраста. Проекция — бессознательное отражение собственных эмоционально неприемлемых мыслей, свойств и желаний и приписывание их другим людям. Данный защитный механизм предполагает приписывание окружающим различных негативных качеств как рациональную основу для их непринятия и самопринятия на этом фоне. Эта психологическая защита наиболее полно проявляется в подростковом и раннем юношеском возрасте, когда ее роль сводится к ослаблению интенсивности отрицательных эмоций, возникающих при неприязненных отношениях с окружающими. Известно, что любые формы и варианты общения, выступающие в качестве основного процесса и результата социализации, сопровождаются определенными эмоциональными реакциями принятия или неприятия окружающих. Подростковый возраст характеризуется интенсивным формированием новых социальных ролей и ожиданий, среди которых достаточно много вызывающих активное сопротивление личности, что особенно ярко проявляется у подростков с девиантным поведением. Эмоциональные реакции реального или вымышленного отвержения имеют ярко выраженную негативную окраску и обычно сводятся к таким чувствам, как отвращение и брезгливость. Отсутствие навыков решения жизненных задач у подростков естественно приводит к многочисленным внешним конфликтам, а тревоги из-за невозможности достижения своих целей формируют внутренние конфликты, что вместе взятое требует активного использования проекции. Таким образом, хотя проекция и относится к примитивным защитам, но ее активное использование в подростковом возрасте несет позитивное значение, ослабляя как внутриличностные, так и межличностные конфликты.
На втором месте по степени выраженности находится такая психологическая защита, как отрицание (67,1%) — наиболее ранний онтогенетически и наиболее примитивный механизм защиты. Оно проявляется в отсутствии осознания определенных событий, элементов жизненного опыта или чувств, болезненных в случае их осознания. Можно предположить, что у данных подростков отрицание развивается с целью сдерживания эмоции принятия окружающих, если они демонстрируют безразличие или отвержение. Беззащитное восприятие факта отвержения значимыми Другими подвергает серьезному испытанию ощущение своей ценности и может привести к неприятию подростком самого себя.
Если в развитии личности доминирует психологическая защита «отрицание реальности», то возможны следующие девиации поведения: лживость, склонность к симуляции, необдуманность поступков, недоразвитие этического комплекса, склонность к мошенничеству,
эксгибиционизм, демонстративные попытки суицида и самоповреждения.
Все остальные виды психологической защиты развиты примерно одинаково и функционируют в пределах нормы.
Для получения более полного представления о психологических защитах у девиантных подростков нами был использован также «Опросник структуры психологических защит» Е. В. Туник. Данная методика представляет собой адаптированный вариант тестовой методики М. Бонда и позволяет быстро и эффективно исследовать структуру психологических защит. Е. В. Туник разделяет все виды психологических защит на четыре блока, в зависимости от степени адаптивности: неэффективные защиты, искажающие образ защиты, самопринижающие защиты, адаптивные защиты.
В проведенном исследовании у подростков преобладает одна из неадаптивных групп защит, а именно, самопринижающие защиты, которые преобладают у 49% подростков. Действие данной группы психологических защит заключается в неосознанном самоуничижении субъекта наряду с отказом от выражения своих истинных чувств и эмоций. Если у подростка с отклоняющимся поведением преобладают самопринижающие защиты, это не позволяет ему открыто выражать гнев и беспокойство. В поисках замещающего пути для выражения негативных эмоций подросток то занимается самообвинением, то ищет себе оправдания, подменяя собственные мысли и чувства диаметрально противоположными. Функционирование самопринижающих защит вызывает снижение социального контроля, ведущее к самооправданию совершаемых противоправных действий, к внутреннему избавлению от ответственности и к компенсаторному вытеснению неблагоприятной информации. Возможны также и проявления псевдоальтруизма, когда помощь другому оказывается в ожидании благодарности, вознаграждения. Тем не менее, Е. В. Туник характеризует данную группу защит как умеренно адаптивные. Самопринижающие защиты хотя и не яв-
ляются конструктивным способом разрешения проблем, все же не препятствуют взаимодействию личности с окружающей средой, с социумом. При грамотной психокоррекционной работе данная группа психологических защит может быть переформирована в адаптивные способы разрешения конфликтов, псевдоальтруистическое поведение — в конструктивное взаимодействие.
Таким образом, структура психологических защит обследуемых подростков в целом благоприятна. Ведущая психологическая защита соответствует нормам возрастного развития, наличие же примитивной психологической защиты по типу отрицания объясняется личностными особенностями девиантных подростков (низкий уровень рефлексии, трудности с самопринятием, отсутствие развитой и гармоничной системы взаимоотношений с окружающими людьми) и свидетельствует о необходимости психологической работы по преодолению данного защитного механизма.
1 Чумакова Е. В. Психологическая защита личности в системе детско-родительского взаимодействия : дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1998. 176 с.
2 МихайлюкЕ Б., Михайлова О. Ю. Самосознание делинквентных подростков и методика его изучения : методические указания к курсу «Юридическая психология» для студентов дневного и заочного отделений факультета психологии. Ростов н/Д, 2005. 198 с.
3 Грановская Р. М. Психологическая защита. СПб., 2007. 474 с. ; Роттенберг В. С. Психологические проблемы психотерапии // Психологический журнал. 1986. Т. 7, № 3. С. 111— 118 ; Романова Е. С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. Мытищи, 1996. 144 с.
4 Дерманова И. Б. Типы социально-психологической адаптации и комплекс неполноценности // Вестник СПбГУ Сер. 6. 1996. Вып. 1. С. 59-68 ; Киршбаум Э., Еремеева А. Психологическая защита. М., 2000. 190 с.
5 Грановская Р. М. Указ. соч.
6 Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб., 2003. 672 с.