Научная статья на тему 'Характеристика внутреннего мира подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа'

Характеристика внутреннего мира подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
893
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / ВНУТРЕННИЙ МИР / ПОДРОСТКИ-СИРОТЫ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CHARACTERISTICS / INNER WORLD / ORPHAN TEENAGERS / SOCIALIZATION / DISADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гребенникова Елена Александровна, Медведев Дмитрий Алексеевич

Статья посвящена психолого-педагогической характеристике внутреннего мира подростков-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. Результаты эмпирического исследования внутреннего мира подростков-сирот составляют основу характеристики, которая выступает необходимым условием их адекватной социально-психологической адаптации к реалиям современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гребенникова Елена Александровна, Медведев Дмитрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of the Inner World of Teenagers Being Educated in the Institutions of a Boarding School-Type

The article is devoted to the psychological and pedagogical characteristics of the inner world of orphan teenagers being educated in the institutions of a boarding school-type. The results of the empirical research of the inner world of orphan teenagers form the basis of the characteristic which is the pre-requisite of their.adequate social and psychological adaptation to day-to-day realities.

Текст научной работы на тему «Характеристика внутреннего мира подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа»

Шилов А. И., Килимбаев Р В. Криминологическая характеристика неоконченных преступлений..

акты потерпевшего, способствующие благоприятному развитию события преступления.

Исходя из криминологического анализа неоконченной преступности военнослужащих на фоне общей преступности военнослужащих в целом, можно указать следующие черты неоконченной преступности военнослужащих:

1) она обладает всеми криминологическими характеристиками, свойственными другим видам преступлений: динамичность, структурное распределение, социальная детерминированность. Это позволяет определить ей самостоятельное место в общей структуре преступности;

2) она имеет высокую степень латентности, которая обусловлена в большей мере влиянием субъективных факторов. О латентности свидетельствуют значимые отличия официальных данных о неоконченной преступности военнослужащих от данных, получаемых с использованием криминологических методик (опрос, анкетирование и т. д.). Такая ситуация создает серьезные трудности в уяснении истинных масштабов неоконченной преступности военнослужащих и ограничивает возможности оперативного и эффективного воздействия на ее негативные проявления;

3) повышение уровня криминогенного потенциала среди военнослужащих сопряжено с резким снижением военно-профессионального уровня лиц, поступающих на военную службу (по призыву и по контракту);

4) доминирующей тенденцией неоконченных преступлений военнослужащих остается рост их числа, повышение тяжести последствий и общественной опасности в целом, при отставании мер предупредительного воздействия на совершающих их лиц. При этом неоконченная преступность военнослужащих динамично отражает негативные тенденции, происходящие в обществе;

5) наряду со структурными изменениями неоконченной преступности меняется их мотивация (психологические причины), что имеет серьезное криминологическое значение;

6) характерной чертой неоконченных преступлений военнослужащих является их взаимосвязь с другими видами неправомерного поведения административного и гражданско-правового характера;

7) значительное число преступников-военнослужа-щих с неоконченным составом преступлений обладает импульсивным, спонтанным характером действий, затрудняющих возможность вовремя мобилизовать эмоциональные и волевые качества и принять своевременно адекватное решение.

Криминологическая характеристика неоконченных преступлений военнослужащих показала их опасность для общества, что требует пристального исследования их причин и условий в целях выработки эффективных мер предупреждения.

1 Криминология : учебник для юрид. вузов / под ред. А. И. Долговой. М., 2005. С. 97.

2 Трайнин А. Н. Уголовное право. Общая часть. М., 1929. С. 296-297.

3 Баглай М. В. Конституционное право РФ : учебник для вузов. М., 2001. С. 102-103.

4 Эмиров В. Е., Мацкевич И. М. Преступность военнослужащих: исторический, криминологический, социальноправовой анализ. М., 1998. С. 38-39.

5 Шилов А. И. Уголовная политика России в отношении военнослужащих. Рязань, 2008. С. 91.

УДК 159.922; 316.6

ХАРАКТЕРИСТИКА ВНУТРЕННЕГО МИРА ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА

Е. А. Гребенникова, Д. А. Медведев

Статья посвящена психолого-педагогической характеристике внутреннего мира подростков-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. Результаты эмпирического исследования внутреннего мира подростков-сирот составляют основу характеристики, которая выступает необходимым условием их адекватной социально-психологической адаптации к реалиям современного общества.

Ключевые слова: психолого-педагогическая характеристика, внутренний мир, подростки-сироты, социализация, дезадаптация.

Одной из актуальных проблем современного гуманитарного знания является проблема поиска психологопедагогических оснований обеспечения процесса адекватной социально-психологической адаптации воспитанников государственных учреждений интернатного типа к общественным реалиям. Важным условием обеспечения эффективности указанного процесса служит разработка целостной психолого-педагогической характеристики личности подростков-сирот, воспитывающихся в интернатах. Информация об особенностях внутреннего мира данной социально-возрастной группы имеет большое теоретическое и практическое значение для психологии развития, педагогической и юридической психологии, педагогики, а также для совершенствования профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов.

По данным Федеральной службы государственной статистки, в России ежегодно регистрируется около 120 тыс. детей и подростков, оставшихся без попечения родителей. Лишь 10% детей, лишившихся родителей, становятся сиротами вследствие их смерти или инвалидности, остальные 90-95% являются социальными сирота-ми1. Социальные сироты подросткового возраста воспитываются в государственных интернатных учреждениях закрытого типа, что обусловливает возникновение у них негативных качеств: инфантильности, замедления темпа психического развития, неспособности к сознательной саморегуляции, неадекватности уровня притязаний, низкого уровня развития социально-правовых навыков, позиции иждивенчества, перегруженности отрицательными опытом общения, ценностями, установками и образцами поведения, склонности к асоциаль-

ным (делинквентным и криминальным) формам поведения, повышенного уровня виктимности. Статистика результатов воспитания детей в учреждениях интернатного типа свидетельствует о том, что лишь 10% из них находят свое место в обществе. Большинство представителей указанной социальной группы характеризуются девиантным поведением: они совершают различные правонарушения (40%), становятся наркоманами и алкоголиками (40%) или заканчивают жизнь самоубийством (10%). Оставшиеся 10% выпускников учреждений интернатного типа также испытывают трудности в ходе социализации2.

Исследователи И. Ф. Дементьева и И. Б. Назарова обнаружили, что в течение первых трех лет после выпуска из учреждения интернатного типа его выпускники имеют проблемы с правоохранительными органами из-за асоциального поведения (30%), совершают уголовно наказуемые преступления (8%), принимают участие в уличных драках (32%), и только треть из них нормально адаптируются в обществе3.

Психолог Е. В. Змановская выделяет социальные (снижение обучаемости, неспособность зарабатывать своим трудом, хроническая неуспешность в жизненно важных сферах, конфликты с законом, изоляция) и индивидуальные (негативная внутренняя установка по отношению к социальным требованиям, завышенные претензии к окружающим при стремлении самому избегать ответственности, эгоцентризм, хронический эмоциональный дискомфорт, неэффективность саморегуляции, конфликтность, слабая развитость коммуникативных умений, когнитивные искажения реальности) проявления подростковой дезадаптации4. Подростки, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, относятся к группе риска и характеризуются той или иной степенью социально-психологической дезадаптации.

По мнению А. В. Мудрика, воспитанники учреждений интернатного типа являются жертвами неблагоприятных условий социализации, так как статус данной категории детей предопределяет их фактическое неравенство на начальном этапе вступления в самостоятельную жизнь5. Выпускники интернатных учреждений часто испытывают дискриминацию со стороны общества, для них велик риск вовлечения в криминальное сообщество. В силу наследственных факторов и воспитания в закрытом коллективе подростки-сироты имеют повышенную предрасположенность к социально-психологической дезадаптации6.

Большинство семей, из которых подростки попадают в учреждения интернатного типа, относятся к категории неблагополучных. Такие семьи оказывают на подростков дезадаптирующее влияние, состоящее в утрате передачи позитивного социального опыта и демонстрации образцов асоциального поведения. Несмотря на негативный характер детско-родительских отношений в таких семьях, родители остаются для подростков значимыми субъектами. Образы реальных родителей во внутреннем мире подростка идеализируются, что приводит к снижению критичности восприятия их жизни и пове-

дения. По данной причине подростки, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, часто демонстрируют те же модели поведения, что и их родители7.

В современной научной литературе рассмотрены особенности воспитательной среды учреждений интернатного типа, раскрыты вопросы аномального когнитивного и личностного развития подростков-сирот, проведен анализ психических и личностных деформаций, приобретаемых социальными сиротами на разных стадиях развития, изучены особенности общения воспитанников учреждений интернатного типа со взрослыми и сверстниками, а также выявлены специфические черты их самосознания, описаны сложности профессионального самоопределения и определены особенности формирования половой идентичности8.

Анализ указанных работ позволяет сделать вывод, что основное внимание ученых сосредоточено на исследовании операциональной стороны психики (психические процессы, состояния и свойства, «работающие» на создание содержательной стороны психики) подрост-ков-сирот. Вместе с тем в современной психологической науке отсутствует целостная характеристика содержательной стороны психики представителей данной социально-возрастной группы, что объективно снижает возможности практической психологии и педагогики по организации их адекватного воспитания и адаптации к жизни за пределами интернатов. Исследование содержательной стороны психики становится возможным благодаря изучению интегрального образования человеческой психики — внутреннего мира9. Особое внимание должно уделяться изучению связи различных параметров внутреннего мира с личностными особенностями, спецификой общения и адаптационными показателями описываемой социально-возрастной группы.

Целью настоящей статьи является составление психолого-педагогической характеристики внутреннего мира подростков-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.

В концепции Д. А. Медведева внутренний мир трактуется в качестве интегрального психического образования, фиксирующего в системе субъективных значений образов самосознания, общения и деятельности существующую у человека модель действительности, которая определяет специфику проявления его внутренней и внешней активности10. В периодизации онтогенеза внутреннего мира подростковый возраст автор относит к когнитивному этапу развития соответствующей психической реальности11. Мы рассматриваем внутренний мир подростка в качестве содержательного, когнитивного образования психики, фиксирующего особенности восприятия подростком самого себя («образ Я»), других людей («образ Другого») и предметного мира («обобщенный образ предметного мира»), которое определяет особенности регуляции им своего поведения и 12

деятельности12.

Исследование особенностей внутреннего мира под-ростков-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, проводилось в течение 2010-2011 гг. на базе

общеобразовательной школы-интерната № 1 г. Керчи, городского детского дома и гимназии № 1 г. Симферополя Министерства образования и науки Автономной Республики Крым. Общий объем выборки составил 118 человек. В экспериментальную выборку вошли подростки-сироты, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа (58 человек); контрольную выборку составили подростки, воспитывающиеся в семьях (60 человек). В исследовании использовались методы экспериментальной психосемантики (семантический дифференциал (СД) Ч. Осгуда); методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; многофакторный личностный опросник Р. Кеттела; методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел); методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда; шкала личностной тревожности А. М. Прихожан и тест К. Томаса «Стратегия и тактика поведения в конфликтной ситуации». В исследовании применялись многомерные методы анализа данных (процедуры корреляционного и факторного анализа, а также t-критерий Стьюдента для независимых выборок и непараметрический критерий U Манна-Уитни). Математическая обработка данных проводилась на основе современного пакета статистического анализа Statistica 6.0., Excel 7.0 для среды Windows.

Результаты факторного анализа позволили выделить структуру внутреннего мира подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. В нее вошли два фактора, доля дисперсии которых составляет 54%, что можно считать приемлемым результатом. Первый фактор (информативность 39%) образован переменными «мир» («оценка» СД, 0,76, «активность» СД, 0,76), «учитель» («оценка» СД, 0,76), «мой характер» («оценка» СД, 0,73) и «школа» («сила» СД, 0,70). Указанный фактор является фактором эмоциональной оценки подростком окружающей действительности и самого себя. Фактор отражает эмоциональное отношение подрост-ков-сирот к собственному характеру, учителю и миру, а также значимость для них образа школы. Второй фактор (информативность 15%) образован переменными «другой человек» («оценка» СД, 0,70) и «высокие запросы» (0,85) и может рассматриваться в качестве фактора «установки на высокие социальные достижения». Проведенный факторный анализ позволил выявить следующую иерархию структурных компонентов внутреннего мира подростков-сирот: «образ Другого» (переменная «учитель») имеет доминирующее значение; на втором месте находится обобщенный образ предметного мира (переменные «школа» и «мир»); «образ Я», представленный переменной «мой характер», оказывается на последнем месте. В содержательном отношении внутренний мир подростков-сирот характеризуется следующими особенностями: «образ Другого», представленный переменными «другой человек» и «учитель», связан с обобщенным образом предметного мира через конструкты «школа» и «мир»; «образ Я», представленный переменными «я» и «мой характер», связан с «образом Другого» и «обобщенным образом предметного мира» через конструкты «взрослый» и «мир».

С целью определения связи конструктов внутреннего мира с особенностями личности, адаптации, общения и деятельности подростков-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, нами был проведен корреляционный анализ. В структуре корреляционных связей указанной выборки обнаружена группировка элементов вокруг ряда взаимосвязанных центров («ядер»), важнейшими из которых выступают: дезадаптивность, высокие запросы и эмоциональная оценка собственного характера. Дезадаптивность положителъ-но связана с неприятием подростками-сиротами самих себя (г = 0,83; р < 0,001), эмоциональным дискомфортом (г = 0,78; р < 0,001), внешним контролем (г = 0,77; р < 0,001), неприятием других (г = 0,74; р < 0,001), ведумостью (г = 0,59; р < 0,001), уходом от проблем (г = 0,53; р < 0,001) и межличностной тревожностью (г = 0,47; р < 0,001); от-рицателъно — с эмоциональной оценкой собственного характера (г = -0,45; р < 0,001) и своего «Я» (г = -0,31; р < 0,001), а также стабильностью восприятия собственного характера (г = -0,34; р < 0,001). Эмоциональная оценка собственного характера положительно связана с эмоциональной оценкой собственной внешности (г = 0,47; р < 0,001) и своего «Я» (г = 0,41; р < 0,001), стабильностью образа мира (г = 0,50; р < 0,001) и семьи (г = 0,47; р < 0,001), продуктивной жизнью (г = 0,35; р < 0,001) и смелостью (г = 0,32; р < 0,001); отрицательно — с неприятием себя (г = -0,44; р < 0,001) и других (г = -0,35), конформизмом (г = -0,35; р < 0,001), эмоциональным дискомфортом (г = -0,33 ; р < 0 ,001) и общей тревожностью (г = -0,31; р < 0,001). Высокие запросы у подростков-си-рот положительно связаны с непримиримостью к недостаткам в себе и других (г = 0,54; р < 0,001) и активной жизнью (г = 0,37; р < 0,001); отрицательно — с честностью (г = -0,42; р < 0,001), самоконтролем (г = -0,42; р < 0,001), эффективность в делах (г = -0,46; р < 0,001), чуткостью (г = -0,44; р < 0,001), счастливой семейной жизнью (г = -0,35; р < 0,001), эмоциональной оценкой образа Другого (г = -0,40; р < 0,001) и взрослого (г = -0,37; р < 0,001), стабильностью образа сверстника противоположного пола (г = -0,36; р < 0,001) и склонностью к делинквентному поведению (г = -0,31; р < 0,001).

Результаты факторного анализа позволили выделить структуру внутреннего мира подростков, воспитывающихся в семьях. В нее вошли три фактора, доля дисперсии которых составляет 68%, что можно считать хорошим результатом. Первый фактор (информативность 28%), интерпретированный нами как фактор эмоциональной оценки и стабильности «образа Я», образован переменными «моя внешность» («активность» СД, 0,82, «оценка» СД, 0,76), «Я» («активность» СД, 0,77) и «мой характер» («оценка» СД, 0,74, «активность» СД, 0,71). Второй фактор (информативность 22%), являющийся фактором особой значимости интегрального «образа Я», образован переменными «мой характер» («сила» СД, 0,85), «мой социальный статус» («сила» СД, 0,83), «Я» («сила» СД, 0,81) и «моя внешность» («сила» СД, 0,74). Впервые у подростков, воспитывающихся в семьях, «образ Я» выступает в совокупности биологических,

психологических и социальных характеристик, что свидетельствует о тенденции формирования у них интегрального «Я». Третий фактор (информативность 18%), выступающий фактором позитивной оценки своего места в изменчивом мире, образован переменными «мир» («активность» СД, 0,73) и «мой социальный статус» («оценка» СД, 0,72).

В структурном отношении иерархия элементов внутреннего мира подростков из семей следующая: первое место в ней занимает интегральный «образ Я»; «образ Другого» находится на втором месте; третье место занимает обобщенный образ предметного мира. В содержательном отношении внутренний мир таких подростков характеризуется следующими особенностями: «образ Я», представленный переменными «Я», «моя внешность», «мой характер» и «мой социальный статус» связан с «образом Другого» (переменная «взрослый») и обобщенным образом предметного мира (переменная «мир»); «образ Другого», представленный переменной «взрослый» связан с «образом Я» (переменные «я», «мой характер»); «обобщенный образ предметного мира», представленный переменными «семья», «мир», «профессия» связан с «образом Я» (переменные «я», «мой характер» и «мой социальный статус») и «образом Другого» (переменная «взрослый»).

Данные корреляционного анализа показывают, что в структуре корреляционных связей выборки подростков, воспитывающихся в семьях, обнаружена группировка элементов вокруг взаимосвязанных центров, важнейшими из которых выступают: «сила Я», «значимость собственного Я» и «принятие себя». «Сила Я» имеет положительные связи со стабильностью восприятия подростками из семей своего «Я» (г = 0,36; р < 0,001), собственной внешности (г = 0,33; р < 0,001) и социального статуса (г = 0,30; р < 0,001), эмоциональной оценкой семьи (г = 0,32; р < 0,001), профессии (г = 0,31; р < 0,001), собственной внешности (г = 0,31 ; р < 0 ,001) и характера (г = 0,33; р < 0,001); отрицательные — с дезадаптивностью (г = -0,34; р < 0,001), эмоциональным дискомфортом (г = -0,36; р < 0,001) и внешним контролем (г = -0,44; р < 0,001). Конструкт «принятие себя» у подростков из семей положительно связан с эмоциональной оценкой своего «Я» (г = 0,40; р < 0,001), характера (г = 0,38; р < 0,001) и внешности (г = 0,38; р < 0,001), со стабильностью восприятия собственной внешности (г = 0,41; р < 0,001), характера (г = 0,34; р < 0,001), социального статуса (г =

0,31; р < 0,001) и своего «Я» (г = 0,35; р < 0,001), а также с адаптивностью (г = 0,88; р < 0,001). Значимость собственного «Я» у подростков, воспитывающихся в семьях, положительно связана со значимостью собственной внешности (г = 0,64; р < 0,001), социального статуса (г = 0,60; р < 0,001) и профессии (г = 0,37; р < 0,001), склонностью к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (г = 0,44; р < 0,001), к агрессии и насилию (г = 0,42; р < 0,001), к делинквентному (г = 0,33 ; р < 0 ,001) и аддик-тивному поведению (г = 0,30; р < 0,001), а также с соперничеством (г = 0,37; р < 0,001); отрицательно — с межличностной тревожностью (г = -0,33; р < 0,001) и чув-

ствительностью (г = -0,36; р < 0,001).

Сравнение экспериментальной (подростки-сироты) и контрольной (подростки из семей) групп по 1-критерию Стьюдента для независимых выборок и непараметрическому критерию и Манна-Уитни выявило существование достоверных различий между ними по всем важнейшим показателям внутреннего мира (р < 0,05), что доказывает наличие специфики в развитии содержательной стороны психики у подростков-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.

Выводы

1. Целостная психолого-педагогическая характеристика особенностей внутреннего мира подростков-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, должна включать информацию о структурных и содержательных особенностях указанного психического образования, а также раскрывать совокупность связей его компонентов с особенностями личности, поведения и деятельности данной социально-возрастной группы.

2. В структурном отношении внутренний мир подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, характеризуется следующей иерархией компонентов: доминирующее положение в нем занимает «образ Другого», на втором месте находится «обобщенный образ предметного мира», а «образ Я» оказывается на третьем месте. В отличие от подростков-сирот, иерархия элементов внутреннего мира подростков из семей иная: первое место в ней занимает интегральный «образ Я», «образ Другого» находится на втором месте, третье место занимает обобщенный образ предметного мира. В содержательном отношении внутренний мир подростков-сирот характеризуется следующими особенностями: «образ Другого», представленный переменными «другой человек» и «учитель», связан с обобщенным образом предметного мира через конструкты «школа» и «мир»; «образ Я», представленный переменными «мой характер» и «Я», связан с «образом Другого» и «обобщенным образом предметного мира» через конструкты «взрослый» и «мир». В содержательном отношении внутренний мир подростков из семей характеризуется следующими особенностями: «образ Я», представленный переменными «Я», «моя внешность», «мой характер» и «мой социальный статус» связан с «образом Другого» (переменная «взрослый») и обобщенным образом предметного мира (переменная «мир»); «образ Другого», представленный переменной «взрослый» связан с «образом Я» (переменные «я», «мой характер»); обобщенный образ предметного мира, представленный переменными «семья», «мир» и «профессия», связан с «образом Я» (переменные «я», «мой характер» и «мой социальный статус») и «образом Другого» (переменная «взрослый»).

3. Для подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, характерно отставание в уровне когнитивного развития (недостаточная дифференциро-ванность образов) внутреннего мира и тенденция к сохранению ведущей значимости образа школы и учителя, свойственная предшествующему этапу онтогенеза,

что свидетельствует о недостаточном, по сравнению с подростками из семей, уровне развития их содержательной стороны психического отражения действительности.

4. Результаты корреляционного анализа показывают, что определенные конструкты внутреннего мира подростков-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, связаны с особенностями их адаптации, общения и деятельности следующим образом: «образ Я» связан с дезадаптацией через конструкт «мой характер» и «Я»; «образ Другого» связан с принятием других (через конструкт «сверстник противоположного пола») и ценностью «высокие запросы» (через конструкт «взрослый»); у подростков из семей «образ Я» связан с адаптивностью и принятием ими себя через конструкты «Я», «моя внешность», «мой характер» и «мой социальный статус». Связь конструктов внутреннего мира подростков-сирот с различными показателями социально-психологической дезадаптации отражает, с одной стороны, тенденцию к деформации содержательной стороны их психики, с другой — к развитию у них асоциальных форм поведения.

5. Психолого-педагогическая характеристика внутреннего мира подростков-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, способна выступать основой для профилактики и коррекции их поведения и является необходимым условием осуществления адекватной социально-психологической адаптации указанной социально-возрастной группы к современным общественным реалиям. В качестве перспективных направлений дальнейших научных исследований следует выделить необходимость разработки целостных психологопедагогических характеристик внутреннего мира представителей различных социально-возрастных групп, а также создание коррекционно-развивающих программ, направленных на гармонизацию их мировосприятия.

1 Дети в России. 2009 : стат. сб. М., 2009. 121 с.

2 Лебедев О. Е., Майоров А. Н. Социализация и образование социальных сирот. Адаптация выпускников интернатных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей / под ред. А. Н. Майорова. М., 2002. 208 с.

3 Назарова И. Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот. М., 2000. 239 с.

4 Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). М., 2003. 288 с.

5МудрикА. В. Социализация человека. М., 2006. 304 с.

6 Прихожан А. М., ТолстыхН. Н. Психология сиротства. СПб., 2007. 416 с. ; Психическое развитие воспитанников детского дома / под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузкой. М., 1990. 264 с. ; Семъя Г. В. Основы психологической защищенности детей, оставшихся без попечения родителей : автореф. дис ... д-ра психол. наук. М., 2004. 57 с. ; Шипицына Л. М. Психология детей-сирот. СПб., 2005. 628 с.

7 Евдокимова Ю. Б. Идеализированный образ родителей как фактор девиантного поведения подростков, воспитывающихся вне семьи : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Калуга, 2004. 19 с.

8 Прихожан А. М, Толстых Н. Н. Указ. соч. ; Психическое развитие воспитанников детского дома / под ред. И. В. Дубро-

виной, А. Г. Рузкой ; Семья Г. В. Указ. соч. ; Шипицына Л. М. Указ. соч. ; Евдокимова Ю. Б. Указ. соч. ; Мухина В. С. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях // Воспитание и развитие детей в детском доме. М., 1996. С. 7-11 ; Рюмшина Л. И. Психологические особенности познания других людей детьми, воспитывающимися в семье и в детском доме : автореф. дис. ... канд. психолог. наук. М., 1990. 20 с. ; Флотская Н. Ю. Возрастная динамика развития половой идентичности // Вестник Поморского университета. Сер. Физиологические и психолого-педа-гогические науки. 2003. № 1(3). С. 52-59 ; Коржова Е. Ю., Бурлачук Л. Ф. Экземплификация: образцы и модели в жизни человека // Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 42-51.

9 Медведев Д. А. Онтогенез вербального отражения действительности : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб.,

2006. 50 с.

10 Медведев Д. А. Психологическая концепция вербального отражения действительности // Известия РГПУ им. А. И. Герцена: Психолого-педагогические науки : научный журнал. СПб., 2006. № 7(15). С. 102-113 ; Александрова Л. А., Медведев Д. А. Онтогенез внутреннего мира в младшем школьном возрасте // The Emissia. Offline Letters : электронный научный журнал. 2011. Июнь. URL: http://www.emissia.org/ of£line/2011/1603.htm (дата обращения: 12.01.2012) ; Губин В. А., Медведев Д. А. Современная психопедагогика: взгляд на проблему личностно-ориентированного обучения через призму человеческой субъективности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. № 1. С. 52-60 ; Глушкова О. В., Медведев Д. А. Субъективный фактор в профессиональной подготовке юристов // Вестн. Санкт-Петербургского университета МВД России. 2006. № 4. С. 332-335.

11 Медведев Д. А. Онтогенез вербального отражения действительности на этапе картины мира // Экология человека : научно-практический рецензируемый журнал. Архангельск,

2007. № 6. С. 53-57.

12 Гребенникова Е. А., Медведев Д. А. Онтогенез внутреннего мира подростков-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа // The Emissia. Offline Letters : электронный научный журнал. 2011. Октябрь. URL: http:// www.emissia.org/offline/2011/1663.htm (дата обращения: 10.01.2012).

УДК 370.153

ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ

Л. Н. Антилогова, Л. А. Рассудова

В статье описывается феномен психологической защиты в подростковом возрасте, раскрываются особенности проявления и функционирования психологической защиты у девиантных подростков. Приводятся результаты исследования видов психологической защиты у девиантных подростков.

Ключевые слова: психологическая защита, виды психологической защиты, девиантное поведение, девиантные подростки.

В последние десятилетия резко усилился интерес к проблеме психологической защиты, что привело к росту числа теоретических и эмпирических исследований. Этот феномен получил признание во всех направлениях психологии и психотерапии, что говорит о его высокой теоретической и практической значимости. В частности,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.