педагогические науки
Быканова Ольга Алексеевна, Павлова Анна Кахабериевна ВИДЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ...
УДК 374.32
ВИДЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВУЗЕ И ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
© 2017
Быканова Ольга Алексеевна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Высшей математики» Павлова Анна Кахабериевна, студентка факультета менеджмента Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
(117997, Россия, Москва, Стремянный пер., 36, e-mail: [email protected])
Аннотация. Проблемы самоопределения и идентификации себя как представителя гражданского общества стоят сейчас особенно актуально. Современные информационные технологии облегчают бремя поиска решения многих жизненных проблем, но при этом могут создавать иллюзорное восприятие легких решений. Это коснулось и поиска будущей профессии, а, главное, осознанного и мотивированного ее выбора. Опросы студентов в вузах показывают, что многие из них не уверены в сделанном выборе и в будущее смотрят с долей неопределенности. В современных условиях необходимо не только усиливать профориентационную работу, но и максимально разнообразить способы ее реализации. Авторами проведено исследование на базе контингента факультета менеджмента РЭУ им. Г.В.Плеханова с целью определения степени осознанности выбора экономико-управленческого характера будущей специальности, а также распределения видов профориентационных мероприятий, отмеченных опрошенными как интересные. Отмечена важность для будущих студентов максимальной информация о направлениях подготовки и степени соответствия ожидаемым результатам. Авторами предложено расширить формы предоставления такой информации, в том числе и в связи с географическим признаком: мотивированные молодые люди, не имеющие возможности посещать очно дни открытых дверей, университетские субботы и другие аналогичные мероприятия, должны быть обеспечены онлайн-версией либо дистанционным вариантом таких мероприятий.
Ключевые слова: профориентационная работа, мотивированные абитуриенты, дни открытых дверей, университетские субботы, финансовое образование, профессиональное самоопределение, образовательные центры, исследовательская деятельность школьников.
TYPES OF VOCATIONAL GUIDANCE WORK IN THE ECONOMIC UNIVERSITY AND ITS EFFICIENCY
© 2017
Bykanova Olga Alekseevna, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor of the chair «Mathematics» Pavlova Anna Kahaberievna, student of the Management's faculty Plekhanov Russian University of Economics (117997, Russia, Moscow, Stremyanny lane, 36 e-mail: [email protected])
Abstract. The problems of self-determination and identification of oneself as a representative of civil society are now especially urgent. Modern information technology facilitates the burden of finding solutions to many life problems, but can create illusory perception of easy solutions. This also affected the search for a future profession, and, most importantly, a conscious and motivated choice. Surveys of students at universities show that many of them are not sure of the choice made and look at the future with a share of uncertainty. In modern conditions, it is necessary not only to strengthen vocational guidance work, but also to diversify the ways of its implementation as much as possible. The authors conducted a study on the basis of the management's faculty's contingent of the Plekhanov Russian University of Economics for the purpose of determining of the awareness's degree of choosing economic and management as a future specialty, as well as the distribution of the types of vocational guidance activities noted by the respondents as interesting. The importance for future students of the maximum information about the directions of education and the degree of compliance with the expected results was noted. The authors proposed to expand the forms of providing such information, including in connection with the geographical sign: motivated young people who do not have the opportunity to attend events on the presentation of University activities should be provided with an online version or a remote version of such events.
Keywords: vocational guidance work, motivated entrants, presentation of University activities ("open door days", "University's Saturdays"), financial education, professional self-determination, educational centers, research activity of schoolchildren.
Становление молодого человека как личности и гражданина было и остается одним из основных приоритетов общественно-социальной деятельности государственных органов. Анализ психолого-педагогической литературы и исследования в этой области показывают, что человек, не реализовавшийся в профессиональном плане не чувствует себя в полной степени удовлетворенным в своих желаниях и потребностях [1]. В области профори-ентационной работы со школьниками на этапе становления их предпочтений, основанных на психологических особенностях и способностях взаимодействовать с окружающим миром, Э.Ф.Зеер, Е.А.Климов, Н.С.Пряжников и другие отмечали развитие профессиональной мотивации и профессиональных интересов как важнейших составляющих будущего профессионального самоопределения [2,3]. Е.В.Барышникова в своей работе отметила среди факторов, влияющих на выбор профиля обучения, следующие: «востребованность профессии на рынке труда, полезность результата профессиональной деятельности, интересная и содержательная работа» [4]. Профориентационные мероприятия необходимо подбирать в соответствии с задачей, которую ставит перед со-
бой образовательное учреждение. Востребованность на рынке труда может быть продемонстрирована списком вакансий и выдающимися представителями данной профессии, а полезность профессиональной деятельности может быть представлена путем решений конкретных задач, например, упрощение налоговых действий для малого предпринимательства [5]. Поскольку обучающиеся в вузе иногда испытывают неудовлетворение в связи с собственным выбором профиля обучения, что влечет за собой негативные последствия и в психологическом и в общественном отношении, в нашей работе были проведены исследования о видах профессиональной ориентированности абитуриентов [6-10].
Были проведены опросы контингента факультета Менеджмента РЭУ им.Г.ВПлеханова 2016 и 2017 года набора. Всего опросили 117 человек первого года обучения и 151 человек второго года обучения, которым предложили ответить на следующие вопросы:
1. Посещали ли Вы профориентационные мероприятия, если да, то какие?
2. Учились ли Вы в классе с экономическим профилем?
Bykanova Olga Alekseevna, Pavlova Anna Kahaberievna pedagogical
TYPES OF VOCATIONAL GUIDANCE WORK IN THE ECONOMIC ... sciences
3. Считаете ли Вы достаточным уровень профориен-тационной работы школы?
4. Считаете ли Вы достаточным уровень профорин-тационной работы университета?
Результаты опроса представлены в таблице 1.
Таблица 1. Доля студентов по отношению к количеству опрошенных, ответивших «Да» на означенные вопросы.
Вопросы 2016 2017
1. Посещали ли Вы профориентационные мероприятия? 0,64 0,45
2. Учились ли Вы в классе с экономическим профилем? 0,41 0,26
3. Считаете ли Вы достаточным уровень профо-риентационной работы школы? 0,30 0,41
4. Считаете ли Вы достаточным уровень профо-ринтационной работы университета? 0,58 0,83
На основе полученных данных можно сделать вывод об эффективности работы средних и высших учебных заведений в области профессионального просвещения молодежи, развития интереса к самоопределению. При этом был проанализирован факт снижения уровня посещения профориентационных мероприятий абитуриентами: с 0,64 до 0,45. Как оказалось, при последующих опросах, в 2017 году поступило большее количество по сравнению с 2016 годом абитуриентов, проживающих в регионах. Этот контингент талантливой молодежи в меньшей степени охвачен профоринтационными мероприятиями высших учебных заведений, большинство которых сосредоточено в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. Абитуриенты с регионов не имеют возможности приезжать на дни открытых дверей крупных вузов, которые они выбрали в качестве «альма-матер», университетские субботы также выпадают из их поля зрения. Это же объяснение получило подтверждение и при снижении с 0,42 до 0, 26 доли обучающихся в классах с экономическим профилем. Именно в крупных городах - научных центрах в школах создаются классы профильного обучения, поскольку имеется необходимая база в виде выбранного профильного вуза.
В случае положительного ответа на первый вопрос были предложены следующие варианты ответов:
1. ДОД - день открытых дверей;
2. Мастер классы;
3. Университетские субботы;
4. Профильные (профориентационные) практики;
5. Другое.
Результаты представлены на рис.2
Посещение различных видов профориентационных мероприятий
■ J01G ■ J017
90,57
Рис. 2 - Посещение различных видов профориента-ционных мероприятий в долях к количеству опрошенных.
Тут стоит отметить, что охват участников у каждого мероприятия разный. Так, день открытых дверей (ДОД) могут посещать все желающие, а профориентационные практики проводятся только для учащихся в экономи-
40
ческих классах. На основе полученных данных можно сделать вывод, что день открытых дверей является наиболее посещаемым профориентационным мероприятием среди предложенных. Студенты при ответе на этот вопрос отмечал, что ДОД является наиболее эффективным и информативным для абитуриентов. На дне открытых дверей абитуриенты получают полную информацию о ВУЗе, факультете и специальности, а также об учебном процессе и студенческой жизни. Так профильные кафедры предлагают открытые лекции по экономико-управленческим дисциплинам, адаптированные под школьный курс знаний, но раскрывающие предметные особенности экономики и управления (формирование портфельных инвестиций, особенности налогового законодательства, применение математических моделей). Каждый факультет, представляя профили обучения, раскрывает «секреты» будущих профессий [11-14].
Вторыми по популярности являются мастер-классы, третьими профориентационные мероприятия, четвертыми университетские субботы и последними, по результатам опроса, оказались профориентационные практики. Университетские субботы также ограничены в охвате абитуриентов, поскольку проводятся только в крупных городах и каждая лекция либо мастер-класс ограничивается по посещению (25-100 человек). Данный ресурс не предполагает он-лайн версии, которая пользовалась бы спросом согласно числу записавшихся в резервный список. Мастер-классы требуют большой рекламной поддержки не только на сайтах вузов, но и в стенах средних образовательных учреждений, что в свою очередь подразумевает тесное сотрудничество вуз-школа на уровне министерства образования [15].
Студенты в общем оценили положительно работу как школы, так и вуза, в сфере помощи в профессиональном самоопределении, хотя тот факт, что процент положительной оценки прошлого года набора (2016) ниже соответствующей оценки этого года (2017) можно было бы соотнести с некоторым охлаждением к выбранным специальностям, а значит, с недовольством в своем профессиональном выборе.
Авторами согласно полученным данным утверждается, что наиболее эффективным средством информации о будущих профессиях и профилях обучения является день открытых дверей.
Результатом анализа полученных ответов являются рекомендации средним и высшим учебным заведениям по усилению профориентационной деятельности:
1. В целях преодоления неравномерности предоставления профориентационной информации по выбранным вузам и профилям для абитуриентов крупных городов и абитуриентов регионального блока необходима программа реализации «быстрого доступа»:
- Он-лайн день открытых дверей для регионов, включающий в себя как он-лайн трансляцию, так и видеопрезентации факультетов и профилей обучения;
- Выездные мастер-классы и представительские лекции в региональные центры в дни школьных каникул;
- Проведение летних выездных практик на базе летних оздоровительных баз с возможностью бесплатного приглашения одаренных представителей молодежи на основе олимпиад либо конкурсов.
2. Разработка совместной проектно-исследователь-ской деятельности школа-вуз на основе школ-партнеров с привлечением других образовательных учреждений (профильная практика для абитуриентов);
3. Расширение списка тем университетских суббот с учетом применения их для выездных дней открытых дверей, разработка он-лайн лекций для регионов в рамках университетских суббот;
4. Привлечение к работе со школьниками профессионалов - практиков как представителей делового мира с адаптацией к школьному курсу образования.
Все перечисленные предложения по повышению охвата мотивированной молодежи профессиональной
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)
педагогические науки
Быканова Ольга Алексеевна, Павлова Анна Кахабериевна ВИДЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ...
помощью в самоопределении будут решать задачи, поставленные в начале статьи, а именно: поиск востребованной, полезной и интересной профессии для каждого человека с целью удовлетворения потребности в самореализации [16].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. ПряжниковН.С., РумянцеваЛ.С. Профориентация в школе и колледже. Игры, дискуссии, задачи-упражнения. М.: Академия, 2014. 304 с.
2. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003, 336 с.
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996. 509 с.
4. Барышникова Е.В. Изучение мотивации и интереса к выбору профиля обучения у обучающихся подросткового возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 284-287.
5. Ахмадеев Р.Г., Косов М.Е. Интеграционные проекты при управлении социальными процессами в международном предпринимательстве//Мировая экономика: проблемы безопасности. 2017. № 3. С. 12-15.
6. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. М.: Генезис, 2017. 208 с.
7. Горбачева Н.Б. Взгляд молодежи на профессиональный выбор и востребованность профессий на рынке труда // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 7-9.
8. Пчелинцева О.А. Обретение собственного смысла профессии в юношеском возрасте // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 139-144.
9. Криводонова Ю.Е. Основные подходы к проблеме ценностных ориентаций личности слепых и слабовидящих и их влияние на поведение в процессе выбора профессии // Балтийский гуманитарный журнал. 2012. № 1. С. 12-13.
10. Дёмкина Е.В. Характеристика образа профессии и специалиста студентов второго и третьего года обучения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012.№ 1. С. 110-115.
11. Ахмадеев Р.Г., Косов М.Е., Сулейманов Н.К. Новые горизонты экономического пространства в рамках Таможенного союза//Вестник экономической безопасности. 2015. № 5. С. 9-16.
12. Ващекина И.В., Ващекин А.Н. Динамика развития платежных систем в России // В сборнике: Финансы, налоги и учет в странах дальнего и ближнего зарубежья: инновационные решения. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 31-34.
13. Власов Д. А., Синчуков А. В. Теория игр в системе прикладной математической подготовки бакалавра экономики//Ярославский педагогический вестник. -2017. -№ 3. -С. 112-116.
14. Власов Д. А., Синчуков А. В. Теория игр: философские и методические особенности// В сборнике: Математические образование в школе и вузе: теория и практика (MATHEDU-2016) материалы VI Международной научно-практической конференции. -2016. -С. 123-127
15. Леонтьева Т. Университетский комплекс непрерывного профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. №4. С.68-72.
16. Быканова О.А., Филиппова Н.В. О подходе интеграции обучения математики и экономическим дисциплинам по летним школьным программам // Инновации и инвестиции, 2015, № 5, с.159-162.
Статья поступила в редакцию 10.10.2017
Статья принята к публикации 25.12.2017