Быканова Ольга Алексеевна, Филиппова Наталья Васильевна
ЛЕТНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МОТИВИРОВАННЫХ .
pedagogical sciences
УДК 374.32
ЛЕТНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МОТИВИРОВАННЫХ АБИТУРИЕНТОВ:
ШАГ В БУДУЩЕЕ
© 2017
Быканова Ольга Алексеевна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Высшая математики» Филиппова Наталья Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Высшая математики» Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (117997, Россия, Москва, Стремянный пер., 36, e-mail: siegfried67@mail.ru)
Аннотация. Современные условия демографического кризиса и большого информационного пространства ставят перед высшими образовательными учреждениями задачи переформатирования деятельности по привлечению абитуриентов. Высокая конкурентная борьба предполагает развитие ведущих университетов в разных направлениях. В статье определяется профориентацинная работа вуза как один из наиболее эффективных методов для выявления мотивированных представителей молодежи. Представлена авторская программа «Летняя образовательная программа для мотивированных абитуриентов. Экономический профиль», прошедшая успешную апробацию в РЭУ им.Г.В.Плеханова. Структура и содержание программных элементов настроены на ту часть молодежной аудитории, которая стремится к повышению собственных компетенций в результате обучения в вузе, которая видит в университете культурно-образовательный центр. Авторами разработана блочная схема преподавания (математический, исторический, правовой, лингвистический, производственный, ознакомительный), все части которой посвящены общей идее: воспитанию и обучению финансово грамотного компетентного специалиста и гражданина своей страны. Высокопрофессиональные преподаватели вуза в рамках практики вовлекают будущих студентов в области экономических дисциплин, помогая определиться с выбором профессии и реализовать собственные идей в виде исследовательских проектов. Результатом работы авторов по представленной программе является рост желающих прослушать данный курс из числа десятиклассников, которые в дальнейшем успешно поступают на бюджет в РЭУим. Г.В.Плеханова.
Ключевые слова: профориентационная работа, мотивированные абитуриенты, экономическое мышление, финансовое образование, профессиональное самоопределение, образовательные центры, исследовательская деятельность школьников.
SUMMER EDUCATIONAL PROGRAM FOR MOTIVATED ENTRANTS: STEP FOR FUTURE
© 2017
Bykanova Olga Alekseevna, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor
of the chair «Mathematics» Philippova Natalia Vasilievna, candidate of pedagogic sciences, associate professor
of the chair «Mathematics» Plekhanov Russian University of Economics (117997, Russia, Moscow, Stremyanny lane, 36 e-mail: siegfried67@mail.ru)
Abstract. Modern conditions of the demographic crisis and large information space put in front of higher educational institutions the task of reformatting activities for attract entrants. High competitive struggle implies the development of leading universities in different ways. The article defines university's vocational guidance work as one of the most effective methods for identifying the motivated youth. The author's program "Summer educational program for Faculty of Economics' motivated entrants", which was successfully tested at the Plekhanov Russian University of Economics presented in this article. The program's structure and content elements are tuned for that part of the youth which seeks to increase their own competencies as a result while studying at university, which sees the university as a cultural and educational center. The authors developed a block diagram of teaching (mathematical, historical, legal, linguistic, production, fact-finding), which parts are devoted to the general idea: the education and training of a financially competent specialist and citizen of our country. Highly professional university teachers involve future students in the field of economic disciplines, helping to determine the choice of profession and implement their own ideas in the form of research projects in the practice's framework. The result of the author's work program is the growth of those youth from among the tenth graders, whose wanted to learn this course and successfully arrive the pay-free education in Plekhanov Russian University of Economics after it.
Keywords: vocational guidance work, motivated entrants, economic thinking, financial education, professional self-determination, educational centers, schoolchildren's research activity.
Сегодня Россия интегрируется в мировую экономическую систему, и в начале третьего тысячелетия жизнь требует изучения основных законов экономики уже в школе и как можно раньше. Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения.
Раздвигая рамки понятия финансового образования молодежи, государством ставится задача создания условий для развития интеллектуальной среды, выявления и поддержки талантливых представителей молодежи, обеспечения профессионального самоопределения будущих специалистов.
Основным методом решения является профориен-тационная работа, проводимая всеми типами образовательных учреждений. Многие ученые занимаются проблемой развития разнообразных способов профильной ориентированности молодежи. [1-3]Наиболее эффективна и продуктивна может быть только совместная интегрированная деятельность средних и высших об-48
разовательных учреждений по профильному самоопределению мотивированных представителей молодежи.[4] В частности, экономические вузы активно включаются в агитационную кампанию, предлагая свои образовательные центры как центры высококвалифицированной профессиональной направленности и культурно-просветительской деятельности. РЭУ им. Г.В.Плеханова обеспечивает своим студентам как высокий уровень обучения по выбранному профилю, так и возможности социальной адаптации и роста.
Все перечисленные задачи позволяет решить «Летняя образовательная программа для мотивированных абитуриентов. Экономический профиль».
Задачи «Летней образовательной программы для мотивированных абитуриентов. Экономический профиль»:
- формирование у обучающихся устойчивого интереса к учебной и исследовательской деятельности при решении конкретных задач;
- помощь в профессиональном самоопределении посредством погружения в различные предметные области вне школьной программы (математический блок, исторический блок, лингвистический блок, правовой блок
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 3(20)
педагогические науки
Быканова Ольга Алексеевна, Филиппова Наталья Васильевна ЛЕТНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МОТИВИРОВАННЫХ ...
(судебная практика), экономический блок, производственный блок[5];
- формирование познавательного интереса на основе знакомства с нравственными общечеловеческими и культурными ценностями на материалах города, области, России;
- ознакомление с основными методами сбора, классификации, анализа и оформления материала;
- освоение приемов работы в команде в процессе интенсивной учебной и проектной деятельности, умения брать на себя ответственность и конструктивно находить решение.
Для обеспечения всестороннего культурно-просветительского и профессионального развития мотивированных представителей молодежи программа «Летней образовательной программы для мотивированных абитуриентов. Экономический профиль представляет несколько предметных блоков [6]:
1. Математический блок.
Экономическая образованность и экономическое мышление формируются не только при изучении курса экономики, но и на основе всего комплекса предметов, изучаемых в школе, математике здесь принадлежит особая роль.[7] Это объясняется тем, что многие экономические проблемы поддаются анализу с помощью того математического аппарата, который изложен в курсе алгебры VII — X классов. Взаимодействие математики и экономики приносит обоюдную пользу: математика получает широчайшее поле для многообразных приложений, а экономика — могучий инструмент для получения новых знаний. Программа практики в сочетании с программой курса математики способствует углубленному изучению и самой математики, и тех ее экономических приложений, которые в ней рассматриваются. Содержание курса не дублирует школьный курс экономики и является «мостом» к его осознанному изучению. Все понятия рассматриваются с точки зрения математики на примерах, которые могут быть дополнением к ряду тем школьного курса математики. Организация учебного процесса построена так, чтобы школьники не только обновили и пополнили знания, но и смогли выработать умения и навыки, необходимые для организации элементарной предпринимательской деятельности, научились реализовывать свои лучшие качества, чтобы быть в будущем востребованными.
Цели блока:
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для экономической деятельности и необходимых для успешной социализации учащихся и адаптации их к реальной жизни;
- изучение взаимодействия математики и экономики с целью привития устойчивого интереса, усвоения, углубления и расширения знаний учащихся; профориентация.
2. Исторический блок.
Возрождение в 90-е годы XX века в России рыночной экономики повысили интерес к отечественному предпринимательству не только как к важному аспекту социально экономической деятельности, но и как к серьёзной проблеме в российской истории, требующей глубокой научной разработки и изучения. Учёт опыта предыдущих поколений, национальных традиций всегда важен при любой модернизации. Поэтому курс «История предпринимательства, благотворительности, меценатства в России» актуален и. имеет к тому же большое воспитательное значение. Изучая его современный учащийся, будущий абитуриент может расширить знания истории своей страны не только, имея представления о военных победах или научно технических и культурных достижениях России, но и понять также какой смысл отечественный предприниматель придавал своей деятельности, в чём его историческая роль[8, 9].
Цели блока:
- показать, что предпринимательство в России как
явление общественного развития имеет глубокие исторические корни, которые нельзя не учитывать в определении пути, форм, методов, темпов экономических преобразований, т. к., в них отражаются традиции, обычаи, психология, мировоззрение, историческая практика народов России.
- патриотическое воспитание, включающее в себя основы обязанностей гражданина перед своей Родиной.
3. Лингвистический блок.
Данный блок «Личность в бизнес-сообществе: иностранный язык делового и профессионального общения» составлен в соответствии с современными требованиями к преподаванию иностранных языков, изложенными в ГОС ВПО третьего поколения и носит коммуникативный характер, даёт возможность учащимся понять важность иностранного языка в современном мире, его практическую значимость [10, 11].
Цели блока:
- ознакомление с последующим овладением в кратчайшие сроки основами общения в деловой экономической сфере как на русском, так и на иностранном языке;
- умение грамотно построить речевое высказывание, а также основами деловой переписки, в соответствии с требованиями, разработанными Советом Европы по современным иностранным языкам для уровней Vantage Level/Independent User, Effectiveness Level/Competent User;
- усвоение обучающимися норм делового письма и правил употребления речевых клише, ознакомление с азами культуры письменного делового общения (составление резюме).
4. Правовой блок (судебная практика)
Данный блок представляет собой практические занятия в виде посещения судебных заседаний с последующим разбором судебных решений со специалистом в правовых вопросах. Анализ финансово-экономических проблем на основе законодательных актов РФ представлен в свете воспитания гражданской ответственности за последствия принятия решений [12, 13].
- Судебная практика. Разбор экономических споров в арбитражном суде.
- Судебная практика. Разбор гражданско-правовых споров между банком и заемщиком.
5. Производственный блок.
Обязательным элементом летней практики являются посещения производств согласно договоренностям с вузом-партнером (предприятие-отдел управления, банк и т.д.). В результате обучающиеся по программе летней практики имеют возможность ознакомиться с различными областями экономико-управленческой деятельности и увидеть ее результаты.
6. Знакомство с профильным вузом.
Знакомство с вузом предполагает обзорные экскурсии по факультетам, предоставление информации о всех направлениях обучения, а также вовлечение в студенческую жизнь под руководством студсовета. Перед будущими студентами выступают не только представители администрации, но и студенты, обладающими какими-либо профессиональными достижениями. Абитуриентам предоставляют информацию не только о перспективах, но и о реализованных возможностях: поездки за рубеж по обмену для обучения, развитие собственного бизнеса во время обучения в вузе [14].
Результатом четырехлетней работы авторами по данной программе можно признать следующие факты:
- увеличение числа желающих попасть на программу, вследствие чего было принято решение проводить конкурсный отбор в виде эссе;
- увеличение количества поступивших в РЭУ им.Г.В.Плеханова на бюджетные места из числа обучавшихся по программе (рисунок 1);
- повышенный интерес к программе со стороны лицеев г.Москвы, что характеризуется предложениями о сотрудничестве и проведении совместных конференций
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3(20)
49
Быканова Ольга Алексеевна, Филиппова Наталья Васильевна pedagogical
ЛЕТНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МОТИВИРОВАННЫХ ... sciences
с участием команд десятиклассников, представляющих свои проекты;
- авторы программы награждены грамотами РЭУ им.Г.В.Плеханова за развитие профориентационной работы и вклад в повышение имиджа вуза.
Рисунок 1 - Результаты проведения летней практики в профильном ВУЗе экономической направленности (сведений о поступивших слушателях в 2017 году нет, т.к. приемная компания идет. Сведений о поступивших слушателях в 2018 году нет, т.к. данный год не наступил)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Берестнева Е.В. Основные задачи вузовского этапа профориентации студентов//
2. Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 269.
3. Ревякина В.И., Осетрин К.Е. Профориентация школьников: опыт прошлого и проблемы настоящего// Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 5 (158). С. 244-248.
4. Брюхова О.Ю. Современные проблемы организации профориентационной работы в вузе/Социология и общество: социальное неравенство и социальная справ-ледливость. М.: РОС, 2016. С.1126-1134.
5. Лебедева Н.С., Нефедов В.В., Ревин И.А., Червоная И.В. Особенности принятия решения абитуриентами о выборе вуза//Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 107.
6. Анцев Г.В., Новиков Е.С. Подготовка высококвалифицированных специалистов для наукоемких отрас-лей//Наукоемкие технологии. 2017. Т. 18. № 3. С. 4-6.
7. Савельев В.В. Применение методов тематического моделирования к профессиональным стандартам для реализации модульного подхода к классификации профессий// Педагогическое образование в России. 2017. № 3. С. 22-28.
8. Быканова О.А., Филиппова Н.В. О подходе интеграции обучения математики и экономическим дисциплинам по летним школьным программам. Инновации и инвестиции, 2015, № 5, с.159-162.
9. Савинченко Т. И., Соколов М. В. Формирование системы гражданских ценностей студентов в экономическом вузе//Современная экономика: концепции и модели инновационного развития: материалы VIII Международной научно-практической конференции. -М., 2016. -С. 61-65.
10. Савинченко Т. И. Проблемы формирования мировоззрения студенческой молодежи в процессе преподавания отечественной истории//Гуманитарное образование в экономическом вузе: материалы IV Международной научно-практической заочной интернет-конференции, 2016. -С. 48-52.
11. Торосян Л.Д., Степаненко К.А., Ефимова Л.Н. К вопросу о необходимости лингвистической подготовки в сфере индустрии туризма в Северобайкалье//Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10. № 3 (64). С. 60-72.
12. Лаврушина Е.В. Тексты по бизнесу: смысловой повтор как основа лексико -стилистического строения// Научные идеи, прикладные исследования и проекты стратегий эффективного развития российской экономики. Москва, 2016. С. 117 -119. 50
13. Ахмадеев Р.Г., Косов М.Е. Эффективность налоговой политики в сфере инноваций//Финансовая жизнь. 2017. № 1. С. 74-78.
14. Ахмадеев Р.Г., Косов М.Е. Интеграционные проекты при управлении социальными процессами в международном предпринимательстве//Мировая экономика: проблемы безопасности. 2017. № 3. С. 12-15.
Статья поступила в редакцию 29.06.2017.
Статья принята к публикации 25.09.2017.
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 3(20)