УДК 33
Экономический науки
Полуэктов Евгений Романович, студент 3 курса 17173 группы Сибирский институт управления - филиала РАНХиГС, г. Новосибирск Донец Антон Борисович, студент 3 курса 17173 группы Сибирский институт управления - филиала РАНХиГС, г. Новосибирск
ВИДЫ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ С ПОМОЩЬЮ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Аннотация: В целях выявления разного рода путей и схем развития системы противодействия отмывания преступных доходов в статье продемонстрированы примеры и способы легализации (отмывания) преступных доходов с помощью некоммерческих организаций. В статье используется доказательная база, согласно которой уровень теневой экономики в стране растет, а значит и механизмы легализации преступных доходов тоже становятся разнообразнее. В результате проведенного анализа и обобщения систематизации инструментов и механизмов отмывания доходов через некоммерческие организации, данные статьи послужат целям организации комплексной системы противодействия отмыванию преступных доходов.
Ключевые слова: легализация доходов, некоммерческие организации, преступность, теневая экономика, схемы отмывания денег.
Annotation: In order to identify various ways and schemes for the development of the system for countering the laundering of criminal proceeds, the article demonstrates examples and methods of legalizing (laundering) criminal proceeds with the help of non-profit organizations. The article uses the evidence base, according to which the level of the shadow economy in the country is growing, which means that the mechanisms for legalizing criminal income are also becoming more diverse. As a result of the analysis and generalization of the systematization of tools
and mechanisms for money laundering through non-profit organizations, these articles will serve the purposes of organizing a comprehensive system for combating money laundering.
Key words: money laundering, non-profit organizations, crime, shadow economy, money laundering schemes.
Актуальность выбранной темы обусловлено тем, что сегодня в России сложилась крайне нестабильная экономическая ситуация. В силу непростых геополитических и внутригосударственных процессов, наша страна испытывает трудности в решении проблем, связанных с национальной экономикой, на прямую с которой сопряжено наполняемость государственного бюджета. Сложности с нехваткой средств в казне доказывают проводимые государством экономические реформы: понятие пенсионного возраста, увеличение ставки НДС, периодическое повышение цен на продукты, услуги ЖКХ и многое другое. Стоит отметить, что положение в экономической ситуации страны усугубили два неприятных обстоятельства: обрушение на мировом рынке цен на нефть и кризис, связанный с распространением корон вирусной эпидемией как в стране, так и в мире в целом [7].
Негативное влияние этих процессов на экономическую ситуацию в стране объяснить весьма просто: доходы от экспорта топливных ресурсов составляют У бюджета, соответственно, снижение экспортной цены на эти ресурсы резко уменьшают доходы в государственную козну. Распространение инфекции так же негативно сказалось на экономическую ситуацию в стране. Многие предприятия малого и среднего бизнеса не выдержали ситуации и прекратили свою деятельность, а значит и доходы от налоговых сборов с юридических лиц уменьшились. Отметим, что перечисленные выше обстоятельства носят скорее временный характер, нежели являются постоянными причинами упадка экономики, соответственно, рано или поздно они будут урегулированы, и обстановка снова стабилизируется. А вот по - настоящему серьезная угроза для экономики нашей страны и не только, с которой борются не одно десятилетия
лучшие ученые - экономисты и специалисты органов правопорядка это: теневая экономика [5].
Давайте рассмотрим понятие теневой экономики:
Теневая экономика - это нелегальная или "скрытая" экономическая деятельность, связанная с производством разного рода товаров и услуг, доходы от которой официально не учитываются при уплате налогов и не контролируются компетентными структурами власти. Любая прибыль, скрываемая от налоговой службы, считается теневой. Это может быть «чёрная» заработная плата рабочих, доход от сделок с другими организациями, выручка с продаж нелегальных товаров и так далее. В основе формирования такого вида экономики лежат стихийные рыночные отношения.
За последние 100 лет в мировой практике, и в России, в частности, понятие «теневая экономика» неразрывно связывают с таким процессом, как «отмывание» доходов. В своем понимание отмывание денег - это легализация денежных средств, полученных приступным путем, с помощью разного рода приступных методов и процедур с целью иметь возможность пользоваться этими средствами открыто и публично. Кстати, из истории нам известно, что термин «отмывание денег» появился после разоблачения преступной деятельности одного из самых известных деятелей преступного мира 20 - ого столетия американский гангстер итальянского происхождения, действовавшего в 1920—1930-х годах на территории Чикаго - Аль Капоне. Аль Капоне трудно было тратить полученные нечестным путем деньги под пристальным вниманием спецслужб, тогда он создал огромную сеть прачечных с очень низкими ценами. Было трудно проследить действительное количество клиентов, поэтому доходы можно было писать практически любые. Отсюда пошло выражение «отмыть деньги».
По разным подсчетам экономистов и аналитиков ежегодно теневая доля в общем объеме ВВП РФ составляет более 20 триллионов рублей, что в процентном отношении к общему внутреннему валовому продукту составляет примерно 20%. Сумма была рассчитана с учётом нелегальных или неправильно
задекларированных импортных товаров, криминальной составляющей, скрытого дохода юридических лиц и неофициальной зарплаты рабочих, которая выплачивается в обход налогового законодательства. Четвёртую часть от общей суммы составляют «чёрные» зарплаты и прибыль от криминального бизнеса [1].
За последние пол века деятелями криминального мира и нечистыми на руку бизнесменами, а также коррумпированными должностными лицами было придумано огромное количество инструментов и механизмов, с помощью которых они спокойно могли легализовать свои преступные доходы.
Одним из таких инструментов стали разного вида некоммерческие организации. Самые распространенные механизмы мы с вами сейчас и рассмотрим на конкретных примерах:
Пример №1
Первая, и самая распространенная схема, которой пользовались ил пользуются как представители криминалитета, так и коррумпированные чиновники, это создание благотворительных фондов. Предположим, что в благотворительный фонд «Калинка» инкогнито поступает N сумма денег. На эти средства «Калинка» нанимает строительную компанию «СтройИнвест» для реставрации храма.
Казалось бы, в чем подвох? А вот в чем: сумма денег, которая была «пожертвована», было не что иное, как взятка, данная местному чиновнику. Фонд принадлежит двоюродной сестре чиновника. А владельцем компании, получившей заказ на реконструкцию, является сын того же самого чиновника. Из чего делаем вывод, что такой не хитрой схемой политик легализовал свои коррумпированные доходы [2].
Пример №2
Допустим, есть Фонд «Помощи детям-инвалидам несуществующей страны Булунгхардия». Находим «детей-инвалидов» из этой несуществующей страны, создаем общественный резонанс. Нанимаем команду сердобольный орущих мамочек, обеспечиваем круглосуточную бессмысленную активность.
Здесь же разводится некая сетевая деятельность с жалостливыми фотографиями актеров, в виде больных детей, но стоит нанять максимально глупых персонажей, чтобы они не привлекали лишнего внимания к работе Фонда. Вбрасываем деньги порциями в виде благотворительных пожертвований в объеме менее суммы, подлежащей отслеживанию системами контроля в данном государстве, где зарегистрирована организация. Это могут быть пожертвования от юридических и физических лиц. Сами же возглавляем фонд и назначаем себе в нем зарплату. Чаще всего возглавит фонд не сам коррупционер, а член его семьи или доверенное лицо, но пропишем все же более простую схему. Далее начинаем истово помогать детям-инвалидам. Нанимаем для посреднических услуг фирмы-контрагенты, которые прямо или косвенно принадлежат нам или членам нашей семьи. Чаще второе. Также, в случае, обратного процесса, когда обналичиваются государственные деньги, — здесь формируется также система откатов за каждый заказ-наряд. Мы приобретаем медицинские изделия, специальные издания, крема для кожи, выпускаем тираж книги о ситуации в Булунгхардии и проводим фотосессии. Очень удобен тот факт, что дети-инвалиды либо находятся в труднодосягаемых горных племенах, либо обитают на острове по среди океана. В связи с этим наша помощь переводится в валюту государства, которая владеет транспортом, для доставки груза .... Ну и т.д. и т.п. Любые желающие могут также участвовать в данном проекте, добавляя дополнительные доходы данному фонду, но, как мы понимаем, они не делают нам никакой погоды.
Так же по мимо легализации нечистого дохода, по мнению экспертов, деньги на террор чаще всего аккумулируются тоже в некоммерческих организациях. Рассмотрим, как на практике выглядят такие махинаций по примеру одного из расследований, проводимых межправительственной группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ):
Самый яркий пример это открытие некоммерческий организацией под эгидой деятельности этнических землячествах, средства которых
перемещаются со счета на счет под видом финансирования благотворительности или культурных и просветительских проектов [8].
В процессе уголовного расследования деятельности сети фондов (включающей 215 некоммерческих организаций), учрежденных членами одной иммигрантской общины, было выявлено, что они регулярно переводили крупные суммы денег на счета в другой стране. Банкиров насторожило, что объемы переводов были необычно высокими по сравнению с объявленной целью и видами деятельности этих фондов, и они сообщили о них в финансовую разведку. Расследование показало: одним из получателей этих средств была компания, числившаяся в списке лиц, причастных к террористической деятельности, составленном Советом Безопасности ООН.
ФАТФ подчеркивает, что одна некоммерческая организация официально регистрируются в качестве благотворительных организаций и затем используют свой статус для получения взносов и пожертвований, а другие -выполняют менее важные функции и зачастую оставляют свою деятельность без регистрации. Такие более известны как культурные ассоциации и бюджет их часто состоит из средств, предоставляемых этническими общинами. Именно эти организации - один из главных факторов риска [4].
Анализируя их деятельность, часто можно обнаружить несовместимость между видимыми источниками и объемом привлекаемых и перемещаемых денежных средств: когда крупные суммы денег неожиданно собираются внутри общин, имеющих очень скромный уровень жизни. Другой настораживающий признак - несоответствие между структурой и размером финансовых операций и официальной деятельностью некоммерческой организации. Например, культурная ассоциация после 10 лет существования открывает в банке счет для управления поступлениями от музыкального фестиваля и вносит на него несоизмеримо крупную сумму денег.
Необходимо обращать особое внимание на наличие в некоммерческой организации иностранных руководителей, особенно если при этом идут крупные переводы в страну происхождения этих директоров. Подозрительно
существование большого количества некоммерческих организаций с невыясненным характером связей: например, когда несколько некоммерческих организаций переводят деньги друг другу или имеют один и тот же адрес, тех же менеджеров или тот же персонал. Обращают на себя внимание и те организации, в которых либо малый штат сотрудников, либо персонал вообще отсутствует, у которых нет офисов или номеров телефонов. Должно настораживать и внезапное увеличение частоты операций, а также крупные сделки за наличный расчет [3].
В данной статье были рассмотрены лишь несколько видов отмывания денег через некоммерческие организации. Это только малая доля от всего разнообразия схем, которые придумывают приступные лица. Показатель того, что люди все чаще стараются вести свою деятельность в теневом секторе экономики, это ее доля в процентном соотношении к ВВП России:
Таблица 1 - Доля теневой экономике в России за последние 20 лет на основании данных
Росстата и ЦБ РФ
Год Теневая экономика в России, в % от ВВП
Нижняя граница Верхняя граница
2001 11,49 15,23
2002 11,40 15,02
2003 13,65 17,77
2004 14,16 18,75
2005 13,44 17,58
2006 14,86 18,99
2007 17,60 21,56
2008 16,44 20,00
2009 18,34 23,04
2010 19,27 24,14
2011 21,26 26,18
2012 19,67 23,31
2013 20,98 25,15
2014 20,18 24,33
2015 22,40 26,39
2016 24,14 28,44
2017 24,87 29,34
2018 23,65 28,03
1 кв. 2019 25,51 29,97
2 кв. 2019 24,77 29,24
Причины, почему люди стараются вести свою деятельность в теневом секторе современной российской экономики могут быть следующие:
- как и во всём мире уровень налоговой нагрузки стимулирует рост теневой экономики. В нашей стране обнаружена аналогичная взаимосвязь;
- уровень безработица положительно связан с теневой экономикой: чем больше безработных, тем больше теневой сектор;
- с ростом уровнем жизни падает доля теневой экономики. В случае нашей страны: рост среднедушевых доходов приводит к сокращению теневого сектора;
- реальный рост ВВП страны отрицательно взаимосвязан с теневой экономикой: рост экономики в реальном выражении приводит к сокращению теневого сектора;
- расходы на государственное управление также отрицательно взаимосвязано с теневой экономикой: чем больше расходуется на государство, тем больше доля теневого сектора.
Исходя из данных представленных в таблице, мы фиксируем отрицательную динамику: теневая экономика в России растёт. Это значит, что схемы легализации преступных доходов будут придумываться новые, и ущерб экономики будет наноситься все больше и больше [6].
Библиографический список:
1. Филиппов Д.М., Димитриева Е.Н. Влияние цифровых платформ на конкурентоспособность российской экономики. В сборнике: Интеллектуальный потенциал Сибири 27-я Региональная научная студенческая конференция: сборник научных трудов. В 2-х частях. Под редакцией Д.О. Соколовой. 2019. С. 97-99.
2. Кремер Ю.Г., Димитриева Е.Н. Анализ достигнутых и планируемых показателей уровня жизни населения России. В сборнике: Интеллектуальный потенциал Сибири 27-я Региональная научная студенческая конференция: сборник научных трудов. В 2-х частях. Под редакцией Д.О. Соколовой. 2019. С. 80-86.
3. Вайгель А.В., Димитриева Е.Н., Яненко Е.Н. Экономическая безопасность - новые подходы в контексте глобализации. Аудит и финансовый анализ. 2019. № 3. С. 183-187.
4. Мамедова Е.Н., Димитриева Е.Н. Техногенные катастрофы / Актуальные вопросы права, экономики и управления сборник статей XI Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 135137.
5. Приходченко А.С., Димитриева Е.Н. Оценка экономической безопасности Новосибирской области /Региональные проблемы преобразования экономики: интеграционные процессы и механизмы формирования и социально-экономическая политика региона Материалы IX Международной научно-практической конференции. 2018. С. 231-234.
6. Димитриева Е.Н., Зедгенидзева Т.И. Обеспечение денежной массой реального сектора экономики России / Стратегия устойчивого развития и
экономической безопасности России Материалы Всероссийской конференции преподавателей и научных работников технических вузов, посвященной памяти Р. М. Гусейнова, профессора, заслуженного экономиста России. Новосибирский архитектурно-строительный университет (Сибстрин). 2017. С. 403-413.
7. Димитриева Е.Н. Россия в условиях новой экономики / Экономика и предпринимательство. 2017. № 2-2 (79). С. 1140-1142.
8. Димитриева Е.Н. Социальное и экономическое благополучие человека / Качество и полезность в экономической теории и практике Материалы VIII Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. ответственный редактор Л.Ю. Руди, Новосибирский государственный университет экономики и управления. 2016. С. 109-116.