Научная статья на тему 'ВИДЫ КОНТРОЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕЛОСТНОЙ МЕДИАЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА-ЖУРНАЛИСТА В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ'

ВИДЫ КОНТРОЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕЛОСТНОЙ МЕДИАЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА-ЖУРНАЛИСТА В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛОСТНАЯ МЕДИАЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилов Виктор Викторович

В условиях цифровизации журналистики сформированность общепрофессиональных компетенций студентов-журналистов приобретает особую значимость. В новых реалиях использование традиционных видов контроля не может быть в достаточной степени эффективным и показательным. Несмотря на значительное количество публикаций, фиксирующих глобальные изменения в медиапространстве, практически отсутствуют работы, посвященные проблеме контроля формирования компетенций журналиста. В связи с этим цель исследования - определить и охарактеризовать виды профессионально ориентированных форм контроля, позволяющих педагогу провести оценку сформированности необходимых компетенций студентов-журналистов. В работе использовались методы теоретико-методологического анализа и дискурсивной рефлексии. Вводится в научный оборот и понятие «целостная медиаличность», предложена эффективная система контроля сформированности профессиональных компетенций, приведены примеры использования различных видов контроля на практике. Представленный в работе анализ говорит об эффективности обозначенных видов контроля и вносит определенный вклад в развитие теории и практики формирования целостной медиаличности студента-журналиста в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаврилов Виктор Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF CONTROL IN THE FORMATION OF A HOLISTIC MEDIA PERSONALITY OF A STUDENT-JOURNALIST IN RUSSIAN UNIVERSITIES

In the conditions of digitalization of journalism, the problem of the formation of general professional competencies of journalism students is of particular importance. In the new realities, the use of traditional types of control cannot be sufficiently effective and indicative. Despite a significant number of publications documenting global changes in the media space, there are practically no works devoted to the forms and types of the problem of controlling the formation of a journalist's competencies. who should be able to resist the threats of digitalization, use digital tools effectively in their professional activities. In this regard, the purpose of the study is to identify and characterize the types of professionally oriented forms of control that allow the teacher to assess the formation of the necessary competencies of journalism students. The methods of theoretical and methodological analysis and discursive reflection were used in the work. The concept of "holistic media personality" is also introduced into scientific circulation, an effective system of monitoring the formation of professional competencies is proposed, examples of the use of various types of control in practice are given. The analysis presented in the paper speaks about the effectiveness of the designated types of control and makes a certain contribution to the development of the theory and practice of the formation of an integral media personality of a student-journalist at a university.

Текст научной работы на тему «ВИДЫ КОНТРОЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕЛОСТНОЙ МЕДИАЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА-ЖУРНАЛИСТА В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ»

УДК 070

DOI 10.52575/2712-7451 -2022-41 -3 -432-442

Виды контроля в формировании целостной медиаличности студента-журналиста в российских вузах

Гаврилов В.В.

Сургутский государственный педагогический университет, Россия, 628417, г. Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 10/2 E-mail: victorg12@mail.ru

Аннотация. В условиях цифровизации журналистики сформированность общепрофессиональных компетенций студентов-журналистов приобретает особую значимость. В новых реалиях использование традиционных видов контроля не может быть в достаточной степени эффективным и показательным. Несмотря на значительное количество публикаций, фиксирующих глобальные изменения в медиапространстве, практически отсутствуют работы, посвященные проблеме контроля формирования компетенций журналиста. В связи с этим цель исследования - определить и охарактеризовать виды профессионально ориентированных форм контроля, позволяющих педагогу провести оценку сформированности необходимых компетенций студентов-журналистов. В работе использовались методы теоретико-методологического анализа и дискурсивной рефлексии. Вводится в научный оборот и понятие «целостная медиаличность», предложена эффективная система контроля сформированности профессиональных компетенций, приведены примеры использования различных видов контроля на практике. Представленный в работе анализ говорит об эффективности обозначенных видов контроля и вносит определенный вклад в развитие теории и практики формирования целостной медиаличности студента-журналиста в вузе.

Ключевые слова: целостная медиаличность, профессиональные компетенции, коммуникативная компетентность, профессионально ориентированные формы контроля, инновационное образование

Для цитирования: Гаврилов В.В. 2022. Виды контроля в формировании целостной медиаличности студента-журналиста в российских вузах. Вопросы журналистики, педагогики и языкознания, 41(3): 432-442. DOI: 10.52575/2712-7451-2022-41-3-432-442

Types of Control in the Formation of a Holistic Media Personality of a Student-Journalist in Russian Universities

Victor V. Gavrilov

Surgut State Pedagogical University 10/2 50 let VLKSM St, Surgut 628417, Russia E-mail: victorg12@mail.ru

Abstract. In the conditions of digitalization of journalism, the problem of the formation of general professional competencies of journalism students is of particular importance. In the new realities, the use of traditional types of control cannot be sufficiently effective and indicative. Despite a significant number of publications documenting global changes in the media space, there are practically no works devoted to the forms and types of the problem of controlling the formation of a journalist's competencies. who should be able to resist the threats of digitalization, use digital tools effectively in their professional activities. In this regard, the purpose of the study is to identify and characterize the types of professionally oriented forms of control that allow the teacher to assess the formation of the necessary competencies of journalism students. The methods of theoretical and methodological analysis and discursive reflection were used in the work. The concept of "holistic media personality" is also introduced into scientific circulation, an effective system of monitoring the formation of professional competencies is proposed,

examples of the use of various types of control in practice are given. The analysis presented in the paper speaks about the effectiveness of the designated types of control and makes a certain contribution to the development of the theory and practice of the formation of an integral media personality of a studentjournalist at a university.

Keywords: holistic media personality, professional competencies, communicative competence, professionally oriented forms of control, innovative education

For citation: Gavrilov V.V. 2022. Types of Control in the Formation of a Holistic Media Personality of a Student-Journalist in Russian Universities. Issues in Journalism, Education, Linguistics, 41(3): 432-442 (in Russian). DOI: 10.52575/2712-7451-2022-41-3-432-442

Введение

В настоящее время к будущим журналистам, выпускникам вузов, на рынке труда предъявляются обновленные требования, которые определяются прежде всего теми радикальными изменениями, которые произошли в самой журналистике в связи с цифровиза-цией медиапространства. В одном из своих исследований авторы А.В. Колесниченко, А.В. Вырковский, М.Ю. Галкина, А.Ю. Образцова и С.А. Вартанов представляют перечень трансформаций, которые произошли в современной как зарубежной, так и российской журналистике, дают их подробную характеристику [Колесниченко и др., 2017, с. 66]:

1. Объединение коллективов традиционной редакции и сайта в единую команду.

2. Использование искусственного интеллекта, автоматизированных систем, Google Docs и др. для сбора, классификации и анализа информации.

3. Увеличение скорости получения информации: открытые базы данных, реестры, соцсети, возможность получения комментариев в режиме онлайн.

4. Конвергенция жанров (кроссплатформенность, мобилизация), трансформация структуры медиатекстов (мультимедийность, интерактивность, визуализация и т.д.).

5. Возможность работать удаленно.

6. Возможность быстрого получения обратной связи (лайки, репосты, комментарии) и материальное стимулирование в случае, если текст окажется популярным и востребованным читателями.

С учетом изложенного работодатели предъявляют к начинающим журналистам особые требования, согласно которым они должны «владеть навыками работы с базами данных и приложениями для обработки информации, уметь искать в соцсетях и проверять информацию, уметь создавать инфографику, уметь быстро готовить материалы для разных платформ (печатное издание, сайт, соцсеть, мобильное приложение)» [Колесниченко и др., 2017, с. 66]. Большое значение уделяется умению журналиста сделать анализ, творчески переработать уже известную информацию, представить авторское видение проблемы. Творческая составляющая профессии журналиста выходит на первый план еще и потому, что в настоящее время возрастает конкуренция между профессиональными журналистами и журналистами «гражданскими» (блогерами, ютуберами, фрилансерами).

Безусловно, и подходы к подготовке будущих журналистов в вузах должны измениться. Так, А. Тимофеевский в одной из статей пишет: «Все студенты факультета журналистики МГУ считают место своего обучения «престижным», а получаемое образование «хорошим общегуманитарным». И гордо резюмируют: «Фактически это филологическое, лингвистическое образование, оно действительно великолепное". При этом честно жалуются на недостаток профпредметов, относящихся собственно к журналистскому ремеслу: от четырех до пяти процентов учебной программы» 1. А.Тимофеевский отмечает разрыв

1 Тимофеевский А. 2013. Факультет ненужных вещей. 4 ЕГЭ, 9 октября 2013. URL: https://4ege.ru/vuz/4373-fakultet-nenuzhnyh-veschey.html (дата обращения: 7.07.2022).

между вузовским образованием и нынешними социальными реалиями. Иначе говоря, журналистское образование должно стать более профессионально- и практикоориентиро-ванным, больше соответствовать социальному запросу и требованиям времени.

Нельзя не согласиться с мнением И.И. Головановой, которая считает, что «обществу требуется специалист новой формации, активный, творчески мыслящий, готовый к самостоятельному поиску научной информации и применению научных знаний на практике» [Сибгатуллин, Голованова, 2018, с. 218]. Мы убеждены, что профессионально успешным выпускник вуза, будущий журналист станет лишь в том случае, если у него будут в достаточной степени сформированы все необходимые профессиональные компетенции (с учетом ФГОС и реалий нового времени), если вуз будет готовить разностороннего специалиста, целостную медиаличность, способную адаптироваться в новых условиях цифровизации современной журналистики, работы в региональном издании. К сожалению, в настоящее время вузовская методика отстает от быстроменяющихся социальных условий, имеется дефицит научных исследований в области контроля уровня сформиро-ванности необходимых компетенций студентов-журналистов в цифровую эпоху. При этом совершенно очевидно, что использование традиционных видов контроля (главным образом, тестирования, письменных самостоятельных и контрольных работ) не может быть в достаточной степени эффективным и показательным, во-первых, потому что оценивают частные аспекты ЗУН, во-вторых, в силу творческого характера журналистской профессии. Реалии нового времени, изменения в медиапространстве заставляют педагогов пересмотреть сложившуюся ситуацию.

Цель статьи - определить и охарактеризовать виды профессионально ориентированных форм контроля, позволяющих педагогу провести оценку сформированности необходимых компетенций студентов-журналистов (бакалавриат).

В работе использовались следующие методы: метод теоретико-методологического анализа и метод дискурсивной рефлексии, основанный на построении теоретических положений и формулировке рекомендаций на основе имеющегося практического опыта.

Общепрофессиональные компетенции студентов-журналистов

В пункте 3.3. ФГОС определяются обязательные для программы бакалавриата общепрофессиональные компетенции будущих журналистов (см. таблицу) [Об утверждении... 2021]. На основе обозначенных в стандарте общепрофессиональных компетенций мы разработали определение понятия «целостная медиаличность» - это личность, обладающая рядом необходимых и сформированных в достаточной степени характеристик, благодаря которым она способна адекватно оценивать современное состояние медиа-пространства, эффективно использовать информационные технологии и средства коммуникации с целью успешной самоидентификации, социальной адаптации и профессиональной реализации. К таким характеристикам относятся следующие: стремление к профессиональной самореализации, способность к рефлексии, знание медиарынка, умение работать с информацией (получение, анализ и прогнозирование, переработка), умение работать с цифровыми технологиями в условиях конвергентной редакции, высокая речевая культура, четкая гражданская позиция, творческие способности, постоянное самообразование и саморазвитие, умение работать с аудиторией (обратная связь, анализ общественного мнения).

Именно на указанные характеристики, по нашему мнению, необходимо прежде всего обращать внимание педагогам при составлении учебных программ по дисциплинам профессиональной направленности для студентов-журналистов. В этой связи важнейшая роль отводится выбору видов и методов контроля сформированности компетенций (которые конкретизируются в обозначенных характеристиках медиаличности).

Общепрофессиональные компетенции обучающихся по направлению 42.03.02 Журналистика General professional competences of students in the direction 42.03.02 Journalism

Наименование категории (группы) общепрофессиональных компетенций Код и наименование общепрофессиональной компетенции выпускника

Продукт профессиональной деятельности ОПК-1. Способен создавать востребованные обществом и индустрией медиатексты и (или) медиапродукты, и (или) коммуникационные продукты в соответствии с нормами русского и иностранного языков, особенностями иных знаковых систем

Общество и государство ОПК-2. Способен учитывать тенденции развития общественных и государственных институтов для их разностороннего освещения в создаваемых медиатекстах и (или) медиапродук-тах, и(или) коммуникационных продуктах

Культура ОПК-3. Способен использовать многообразие достижений отечественной и мировой культуры в процессе создания медиатек-стов и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов

Аудитория ОПК-4. Способен отвечать на запросы и потребности общества и аудитории в профессиональной деятельности

Медиакоммуникационная система ОПК-5. Способен учитывать в профессиональной деятельности тенденции развития медиакоммуникационных систем региона, страны и мира, исходя из политических и экономических механизмов их функционирования, правовых и этических норм регулирования

Технологии ОПК-6. Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности

Эффекты ОПК-7. Способен учитывать эффекты и последствия своей профессиональной деятельности, следуя принципам социальной ответственности

Как правило, методисты, говоря об использовании профессионально ориентированных видов контроля, называют следующие основные принципы их применения: научность, интегративность, самостоятельность, интерактивность, независимость оценки [До-рожкин и др., 2014; Дмитриева, 2019]. Виды и формы контроля должны быть практико-ориентированными, учитывать сложившуюся на медиарынке ситуацию, представлять собой сценарии, моделирующие возможные профессиональные ситуации и возможные пути решения профессиональных задач. Преимущества профессионально ориентированных форм контроля отмечены в работах многих методистов. Так, авторы И.Г. Минервин, С.В. Абрамова, Е.Н. Бояров, А.С. Ломов утверждают, что при таком подходе у обучающихся развивается внутренняя мотивация к обучению, они ощущают себя субъектами образования, «.. .так как появляется возможность свободного выбора способов решения обсуждаемой проблемы...» [Минервин и др., 2014, с. 75].

Мы исходим из того, что контрольно-оценочные мероприятия в рамках дисциплин профессиональной направленности должны обеспечить высокую результативность с учетом реальных познавательных особенностей обучающихся, их творческих возможностей.

Основные виды контроля в рамках вузовского обучения студентов-журналистов

I. Онлайн-конференция.

В условиях цифровизации СМИ и достаточно активного использования форм дистанционного обучения и контроля нам представляется актуальным использование платформ для организации видеоконференций («Яндекс.Телемост», Zoom, Skype, Google Meet, What's App, Video Union Server и многих других). В рамках различных занятий профессиональной направленности, проведенных в форме текущего или итогового контроля, работа в образовательном чате (текущий контроль), формат онлайн-конференции (итоговый контроль) доказали свою эффективность.

Так, эффективность занятия по теме «Анализ журналистского текста: лингвистический аспект» связан прежде всего с серьезной предварительной подготовкой как педагога, так и самих обучающихся. Студенты работали с научными статьями и монографиями по теме, фиксировали в конспектах основные положения изученных материалов, каждым из них был подготовлен словарь основных понятий, что позволило на самом занятии не тратить время на формулировку дефиниций и работать непосредственно с журналистскими текстами.

В данном случае мы несколько адаптировали интерактивный метод «однорангового обучения» (Peer instruction), разработанный преподавателем Гарварда Э. Мазуром в начале 90-х годов XX века. Контрольные вопросы обучающиеся получили заранее, чтобы иметь возможность применить свои знания на практике, получить комментарии преподавателя по результатам выполненной работы.

Работа в чате имеет ряд преимуществ в формировании профессиональных (в том числе и коммуникативной) компетенций:

«1) обучающиеся, выступая перед аудиторией, но при этом не видя ее, ощущают психологический комфорт;

2) у участников нет возможности использовать материалы сети в готовом виде, поскольку уточненные вопросы от преподавателя звучат в режиме реального времени, что требует незамедлительного ответа;

3) студенты приобретают умение лаконично, но при этом предельно точно доносить свою мысль до аудитории (длительность голосовых сообщений в чате определена регламентом (не более 1 минуты), что дает возможность преподавателю комментировать каждое высказывание с точки зрения его структуры <...>;

4) обязательным является включение в свой ответ специальной лексики, определяющей речевую культуру будущего специалиста в той или иной предметной области;

5) в процессе подготовки к занятию, во время работы с контрольно-измерительными материалами, студенты узнают новые специальные слова и выражения, работают с хорошо известными, вспоминая особенности их произношения, специфику использования в устной и письменной речи» [Сафонова и др., 2021, с.138].

Занятие по итоговому контролю по дисциплине «Профессиональные творческие студии» на тему «Современный журналист в условиях цифровизации» для студентов четвертого курса в 2020-2021 гг. было также проведено дистанционно, в формате онлайн-конференции на платформе Zoom.

Цели итогового контроля:

1) определить основные преимущества и угрозы цифровизации в медиапространстве;

2) выработать стратегии успешной профессиональной реализации в новых условиях.

На подготовительном этапе обучающиеся должны были создать ментальную карту

«Цифровизация: преимущества и угрозы», для чего могли использовать такой онлайн-инструмент для майндмэппинга, как MindMeister. Студентам также были даны рекомендации по заполнению интеллект-карты, а также перечень общепрофессиональных компе-

тенций по направлению 42.03.02 Журналистика и характеристик целостной медиалично-сти, на которые они должны были ориентироваться в процессе работы.

Во время конференции, используя функцию «демонстрация экрана», обучающиеся должны были представить результаты своей деятельности.

Эффективность данного вида контроля определяется прежде всего тем, что студент имеет возможность, изучив необходимую учебную информацию, систематизировать полученные сведения и сформировать собственное мнение по указанной проблеме, а затем высказать его, аргументированно и осознанно.

II. Деловая (ролевая) игра (прием на работу, конференция, брифинг и др.).

Деловая игра, не только как упражнение по закреплению определенных профессиональных навыков, но и как форма контроля, прекрасно зарекомендовала себя при работе со студентами-журналистами. Мы считаем использование деловых игр наиболее эффективным в рамках дисциплин профессиональной направленности на 1 и 2 курсе. Деловая игра позволяет активизировать мышление студентов, повысить их мотивацию, самостоятельность при решении поставленных задач, развивает творческие способности, часто присутствует соревновательный аспект. Учебный процесс эмоционально насыщен, ориентирован на будущую профессиональную деятельность. Педагог контролирует и ход проведения игры, и ее результаты, что позволяет двигаться вместе со студентами к культурно-сообразной норме как идеальному результату учебной деятельности.

А.М. Смолкин [1991] выделяет следующие аспекты при подготовке деловой игры:

1. Выбор темы, диагностика исходной ситуации. Профессиональная ориентация учебного материала.

2. Формирование целей и задач с учетом темы и исходной ситуации.

3. Определение структуры с учетом целей и задач, темы, состава участников.

4. Диагностика игровых качеств участников.

5. Диагностика условий, при которых будет проходить игра.

К этому можно добавить разработку критериев оценки деятельности обучающихся и формулирование предполагаемого результата, к которому они должны прийти.

Деловая игра позволяет студенту «решить» те или иные кейсы, найти индивидуальные стратегии поведения, используя как свой опыт, так и опыт товарищей.

У студентов-журналистов деловая игра проводилась в нескольких разновидностях.

1. Пресс-конференция (1 курс, дисциплина «Работа пресс-служб и информационных агентств»). Основной задачей было оценить умение студентов официально взаимодействовать на пресс-конференции, охарактеризовать основные приемы такого взаимодействия, исправить допущенные ошибки.

Обучающиеся разделились на 3 группы: «Журналисты», «Спикеры», «Эксперты».

Журналисты должны были заранее подготовить по 1 вопросу по теме «Состояние современных СМИ: конвергенция, цифровизация, коммерциализация». Спикеры отвечали на заданные вопросы, высказывали свое мнение. Эксперты оценивали деятельность как первых, так и вторых.

Основные критерии оценки деятельности студентов:

1) понимание исследуемого вопроса;

2) степень подготовки (использование пресуппозиционного материала);

3) аргументация собственного мнения (владение фактами, цифрами, ссылка на авторитеты);

4) умение взаимодействовать с аудиторией (соблюдение правил, норм, дисциплины, регламента).

Для того чтобы каждый студент мог себя попробовать в каждой из ролей, было проведено 3 круга деловой игры.

Затем под руководством педагога происходила рефлексия, анализ допущенных ошибок, выставлялись баллы по итогам работы.

2. Деловая игра «Полет гениев» (1 курс, дисциплина «Основы журналистской деятельности». Игра включает элементы пресс-конференции, однако позволяет «замерить» уровень сформированности и других компетенций. По сюжету на Земле происходит катастрофа, 6 лучших людей планеты, «гениев», отправляются на далекую планету с целью привезти на Землю источник неиссякаемой энергии. От успеха миссии зависит судьба человечества. В полете по разным причинам экипаж пять раз должен решить, кто из команды является слабым звеном, таким образом, до чужой планеты долетает лишь 1 игрок. Выясняется, что источник энергии принадлежит высокоразвитой цивилизации. Гостю нужно убедить аборигенов в том, что земляне достойны спасения и значительной жертвы со стороны инопланетян. Как видим, в рамках данной деловой игры проверяются такие умения, как взаимодействие с аудиторией, воздействие на нее, умение доказывать свою позицию, привлекая аргументы различных типов, отвечать на вопросы аудитории.

III. Подготовка журналистского текста на заданную тему.

Данный вид контроля состоит в написании и публикации журналистских текстов в разных жанрах на заданную педагогом тему. Полагаем, нет смысла в рамках статьи перечислять все критерии, по которым оценивается журналистский текст, его эффективность. Этой темой занимались многие авторы (Лазутина Г.В., Ким М.Н., Горина Е.В. и другие). В своем исследовании мы опираемся на классификацию, предложенную Е. Газизовым [2010]. Отметим только, что в качестве зачетной работы (в рамках дисциплин «Жанры журналистики», «Основы редакторского дела») принимались опубликованные материалы, оценивалось также использование информационных технологий, знание потребностей общества, политической ситуации. Учитывая региональный статус Сургутского государственного педагогического университета, мы делали акцент на подготовку будущими специалистами не только качественных журналистских текстов, но и текстов обратной связи в рамках концептуального пространства жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Это требование, в свою очередь, заставляет нас к общепринятым критериям оценки журналистского текста и заданиям практического характера добавить следующие: анализ концептосферы журналистского текста; анализ сходства и различий в языковой картине мира автора и читателей; соблюдение этических норм; анализ языковых средств воздействия на реципиентов; общая оценка эффективности воздействия журналистского текста на локальную аудиторию.

IV. Кейс-метод.

Обучающимся (индивидуально или в группах) предлагаются небольшие по объему тексты (хотя это могут быть и видео-, фото-, аудио-, мультимедийные материалы), в которых описываются ситуации, максимально приближенные к реальным (работа в редакции). Здесь следует отметить высокую эвристическую составляющую данного вида контроля, поскольку студентам нужно, по сути, решить учебную задачу, а также отметим мотиваци-онную составляющую (кейс имеет экспозицию, завязку, кульминацию, развязку - нарра-тив, безусловно, повышает интерес обучающихся к работе, помогает сделать проверку знаний занимательной и в то же время практикоориентированной). Самое главное - кейс содержит некий проблемный вопрос, на который, как правило, нет однозначного ответа. Оцениваются аналитические способности студентов, их умение работать с информацией (включая пресуппозиционный материал), умение моделировать решения, просчитывать эффект и риски от их воплощения, умение соотносить различные точки зрения, а также -способности к самоанализу, самоконтролю и самооценке.

В качестве примера можно привести следующий кейс, связанный с этической составляющей журналистской профессии: «Вы одновременно занимаете должность главы PR-агентства и редактора бизнес-издания ABIREG. Ваше региональное информационно-аналитическое "Агентство Бизнес Информации" занимается информированием населения

о деятельности бизнес-предприятий в качестве делового средства массовой информации. В то же время вы оказываете услуги внешней службы по связям с общественностью для различных организаций. Ваше начальство предложило платные PR-услуги российской компании "ЭФКО", занимающейся масложировой промышленностью, на что получило отказ в сотрудничестве. На планёрке вам как редактору СМИ дали задание, в рамках которого вы должны организовать серию негативных статей (около 22) о компании "ЭФКО" без разглашения источников. Вы понимаете, что тем самым может снизиться доверие потребителей к данной организации. Руководство ссылается на то, что, пресс-служба предприятия зачастую отказывает в комментариях вашему деловому изданию, что может указывать не непрозрачность деятельности "ЭФКО".

Вопросы для рефлексии.

1. Приемлемо ли совмещение журналисткой деятельности (редактор СМИ) и PR-деятельности (глава PR-агентства)? Не является ли это нарушением профессиональной этики журналиста?

2. Может ли деловое издание допустить зависимость своей деятельности (информирование граждан) от бизнес-отношений или отказ от них с какой-либо компанией, ведь подобные отношения / их отсутствие могут влиять на беспристрастность и достоверность информации?

3. Должен ли журналист/редактор СМИ выполнять задание руководства, если оно угрожает объективности информации о компании-субъекте, которая является носителем "общественного интереса" для аудитории?» [Каликанова, 2018].

V. Портфолио методистами рассматривается не только как форма фиксирования, но и как способ оценки документально подтвержденных достижений индивидуальных успехов обучающегося.

Для студентов-журналистов (особенно старших курсов) составленное по четко обозначенным педагогом правилам портфолио, включающее творческие и научные работы (публикации), дипломы, грамоты, свидетельства о прохождении КПК и т.п., будет не только демонстрацией его профессионального роста и уровня социокультурной идентификации, но и весомым аргументом при прохождении по конкурсу на должность сотрудника редакции. Портфолио может и должно стать одним из элементов при оценке уровня сформированности профессиональных компетенций по профильным дисциплинам. Для выпускников на факультете было бы уместно организовать выставку портфолио, объявить конкурс на лучшее из них.

Полагаем, что при оценке уровня сформированности общепрофессиональных компетенций педагог не должен бояться отходить от традиции индивидуального контроля. В этой связи, на наш взгляд, являются актуальными и в достаточной степени эффективными те виды контроля, когда обучающиеся делятся на группы с целью решения конкретной учебной задачи. Здесь роль преподавателя состоит в том, чтобы оценить вклад каждого студента в общий учебный результат. Хотя следует признать, что такие виды контроля лучше использовать на промежуточных этапах изучения курса.

VI. Развивающая кооперация.

Исследователь В.И. Баймурзина выделяет следующие ее характеристики:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«-.. .группа, которая сохраняет свой состав во время решения проблемы;

- временная совместная деятельность: краткосрочная <...>, долгосрочная <...>;

- единое содержание совместной деятельности (разработка целей, задач, форм, содержания <...>; определение средств и условий осуществления <.> процесса);

- мотив участников кооперации, выражающийся в <.> потребности самообразовываться, развиваться в личностном плане» [Баймурзина, 2013, с. 1281].

Здесь важно отметить, что группа работает в течение всего цикла и представляет совместный продукт (учебный результат) на оценку педагога.

VII. «Джигсоу» (автор Эллиот Аронсон, 1971 г.).

Включает вышеобозначенные элементы (работа в группе, изучение информации по обозначенному в задании вопросу, проведение исследования (теоретическая часть и сбор эмпирических данных), представление результатов в учебной группе. Отличие «Джигсоу» от «Развивающей кооперации» нам видится в большей научной направленности работы студентов. Обучающиеся учатся друг у друга, проводя совместный эксперимент в рамках научного исследования под контролем педагога.

VIII. Проект как вид контроля уровня сформированности компетенций.

Данный вид учебной деятельности мы считаем для студентов-журналистов наиболее

эффективным. Он предполагает высокую степень самостоятельности обучающихся, решение проблемы в рамках учебного курса. О необходимости внедрения собственно проектного метода в практику журналистского образования в последнее время пишут достаточно много (Л.В. Иванова, А.В. Куприянова, М.А. Мясникова, И.А. Фатеева, Ю.М. Ершов, В.В. Тулупов и др.)

Так, исследователь Ю.М. Ершов говорит о необходимости создания медиапарка, на базе которого журналисты могли бы проводить исследования, реализовывать различные проекты, апробировать идеи и представлять полученные результаты: «Специалисты по медиа и дизайну, допустим, полноценно могут участвовать в IT-проектах, художники в проектировании сложных систем коммуникаций, знания возникают на стыках и соединениях наук» [Ершов, 2016, с. 16]. В.В. Тулупов говорит о медиапроекте уже как о форме контроля: «Подготовка творческих проектов (выпуск учебной газеты, проектная зачетная работа, итоговая аттестационная работа) - это уход от традиционных форм контроля и оценки, актуализация полученных знаний, комплексное решение профессиональных задач» [Тулупов, 2016, с. 11].

Данный вид контроля мы не имели возможности использовать так широко, как предлагает Ю.М. Ершов (то есть на базе медиапарка), однако в рамках дисциплины «Анализ журналистского текста» студенты четвертого курса в 2021-22 уч. года были поделены на несколько групп и готовили медиапроекты для отчета. Темы студенты выбирали самостоятельно. При этом обучающимися должны учитываться актуальность и социальная направленность проектов. Проекты на темы «Трэвел-блог «Путешествуем по России», «Сургутский звук»; «Лонгрид как современный журналистский формат» и «Доктор, у меня это» были успешно завершены в срок и представлены на итоговом учебном занятии (материалы размещены на сайте СурГПУ и в корпоративной газете «Ступени СурГПУ»).

Заключение

Подводя итоги, отметим, что уход от традиционных видов контроля (и прежде всего тестирования) при подготовке будущих журналистов в вузе назрел давно. При этом использование вышеперечисленных видов контроля (их список, безусловно, может быть расширен) позволит оценить не только уровень ЗУН, но и сформированность общепрофессиональных компетенций, а также уровень развития личности, прежде всего самоидентификации. Успешность выполнения заданий творческого и эвристического характера будет говорить о целостности медиаличности будущего специалиста, его готовности к успешной социальной адаптации и профессиональной реализации на производстве.

Список источников

Тимофеевский А. 2013. Факультет ненужных вещей. 4 ЕГЭ, 9 октября 2013. URL:

https://4ege.ru/vuz/4373-fakultet-nenuzhnyh-veschey.html (дата обращения: 7.07.2022). Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика. 2021. Приказ Министерства образования и науки РФ от 08.06.2017 N 524 (ред. от 08.02.2021).

URL: https://base.garant.ru/71709010/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends (дата обращения: 01.08.2022).

Смолкин А.М. 1991. Методы активного обучения. М., Высшая школа, 176 с.

Список литературы

Бабанова И.А. 2012. Деловые игры в учебном процессе. Научные исследования в образовании, 7: 19-24.

Баймурзина В.И. 2013. Взаимосвязь технологии развивающейся кооперации и общей этнопедагогики. Вестник Башкирского университета, 18(4): 1279-1282.

Газизов Е. 2010. Контрольное задание по курсу «Теория и практика журналистского творчества». Методика анализа журналистского текста. Refdb.ru, 19 марта 2010. URL: https://refdb.ru/look/2542882.html (дата обращения: 21.06.2022).

Дмитриева Н.К. 2019. Реализация принципов междисциплинарного подхода в процессе обучения профессионально-ориентированному иностранному языку. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 25(2): 168-172. DOI: 10.34216/2073-1426-2019-25-2-168-172

Дорожкин Е.М., Колясникова Л.В., Щербина Е.Ю. 2014. Специфика контроля компетентностных результатов профессионального обучения. Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия: Педагогика и психология, 4: 43-51.

Ершов Ю.М. 2016. Модели журналистского образования в цифровую эпоху. Журналистский ежегодник, 5: 13-16.

Каликанова А.С. 2018. Разработка образовательных кейсов по профессиональной этике журналиста (на примере конфликта общественного интереса и редакционной политики средств массовой информации). Выпуск. квалификац. работа на соискание академической степени «магистр». Тюмень, 92 с. URL: https://library .utmn.ru/dl/VKR_Tyumen/ VKR 2018/ISGN/KalikanovaAS VKR.pdf (дата обращения 1. 08.2022).

Колесниченко А.В., Вырковский А.В., Галкина М.Ю., Образцова А.Ю., Вартанов С.А. 2017. Трансформация журналистской работы под влиянием новых технологий: поиск информации, жанры медиатекстов, редакционная культура. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика, 5: 51-71.

Минервин И.Г., Абрамова С.В., Бояров Е.Н., Ломов А.С. 2014. Практико-ориентированная модель подготовки современного специалиста. Южно-Сахалинск, Изд-во СахГУ, 152 с.

Сафонова Н.Н., Кашкарева А.П. Авдеева Е.А., Гаврилов В.В. 2021. Профессионально ориентированные формы контроля в коммуникативной подготовке студентов вуза. Вестник Сургутского государственного педагогического университета, 4(73): 135-145. DOI: 10.26105/SSPU.2021.73.4.015

Сибгатуллин И.Р., Голованова И.И. 2018. Роль интерактивного обучения в формировании универсальных компетенций у студентов бакалавров. В кн.: III Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности. Сборник статей участников Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 27-28 марта 2018, Казань. Под ред. Ю.В. Андреевой, Е.В. Асафовой, В.П. Зелеевой, Э.Г. Галимовой. Казань, Центр инновационных технологий: 217-222.

Тулупов В.В. 2016. О вузовском журналистском образовании. Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры, 22 (3 (153)): 7-13.

References

Babanova I.A. 2012. Delovye igry v uchebnom protsesse [Business games in the educational process]. Nauchnye issledovaniya v obrazovanii, 7: 19-24.

Baymurzina V.I. 2013. Connection between the technology of developing cooperation and general ethnopedagogics. Vestnik Bashkirskogo universiteta, 18(4): 1279-1282 (in Russia).

Gazizov E. 2010. Kontrol'noe zadanie po kursu «Teoriya i praktika zhurnalistskogo tvorchestva». Metodika analiza zhurnalistskogo teksta [Control task for the course "Theory and practice of journalistic creativity." Methods of analysis of journalistic text]. Refdb.ru, 19 March 2010. Available at: https://refdb.ru/look/2542882.html (accessed: June 21, 2022).

Dmitrieva N.K. 2019. Interdisciplinary approach principles' implementation in the process of teaching professionally-oriented foreign language. Vestnik Kostroma state university. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 25(2): 168-172 (in Russia). DOI: 10.34216/2073-1426-2019-25-2-168172

Dorozhkin E.M., Kolyasnikova L.V., Shcherbina E.Yu. 2014. The peculiarities of control of competence results in professional education. Vestnik of Sholokhov Moscow State University for the Humanities: Pedagogy and Psychology Series, 4: 43-51 (in Russia).

Ershov Yu.M. 2016. Models of journalism education in the digital era. Journalist Yearbook, 5: 13-16 (in Russia).

Kalikanova A.S. 2018. Razrabotka obrazovatel'nykh keysov po professional'noy etike zhurnalista (na primere konflikta obshchestvennogo interesa i redaktsionnoy politiki sredstv massovoy informatsii) [Development of educational cases on the professional ethics of a journalist (on the example of a conflict of public interest and editorial policy of the media)]. Release. qualification work for the academic degree "master". Tyumen', 92 p. Available at: https://library.utmn.ru/dl/ VKR Tyumen/VKR 2018/ISGN/KalikanovaAS VKR.pdf (accessed: August 1, 2022).

Kolesnichenko A.V., Vyrkovskiy A.V., Galkina M.Yu., Obraztsova A.Yu., Vartanov S.A. 2017. Transformation of journalistic work in response to new technologies: information search, genres of media texts, editorial culture. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika, 4: 5171 (in Russian).

Minervin I.G., Abramova S.V., Boyarov E.N., Lomov A.S. 2014. Praktiko-orientirovannaya model' podgotovki sovremennogo spetsialista [Practice-oriented model of modern specialist training]. Yuzhno-Sakhalinsk, Publ. Izd-vo SakhGU, 152 p.

Safonova N.N., Kashkareva A.P. Avdeeva E.A., Gavrilov V.V. 2021. Professionally oriented forms of control in the communicativetraining of university students. The Surgut State Pedagogical University Bulletin, 4(73): 135-145 (in Russian). DOI: 10.26105/SSPU.2021.73.4.015

Sibgatullin I.R., Golovanova I.I. 2018. Rol' interaktivnogo obucheniya v formirovanii universal'nykh kompetentsiy u studentov bakalavrov [The role of interactive learning in the formation of universal competencies in undergraduate students]. In: III Andreevskie chteniya: sovremennye kontseptsii i tekhnologii tvorcheskogo samorazvitiya lichnosti [III Andreevsky readings: modern concepts and technologies of creative self-development of the individual]. Collection of articles by participants of the All-Russia. scientific-practical. conf. with international participation, March 27-28, 2018, Kazan. Eds. Yu.V. Andreeva, E.V. Asafova, V.P. Zeleeva, E.G. Galimova. Kazan', Publ. Tsentr innovatsionnykh tekhnologiy: 217-222.

Tulupov V.V. 2016. On higher journalism education. Izvestia Ural Federal University Journal Series 1 Issues in Education, Science and Culture, 22(3(153)): 7-13 (in Russian).

Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported.

Поступила в редакцию 11.07.2022 Received July 11, 2022

Поступила после рецензирования 15.08.2022 Revised August 15, 2022

Принята к публикации 10.09.2022 Accepted September 10, 2022

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Гаврилов Виктор Викторович, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры филологического образования и журналистики, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, Россия

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Victor V. Gavrilov, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Assistant Professor of the Department of the Philological Education and Jornalism, Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.