Вопросы теории и практики журналистики. 2022. Т. 11. № 2
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ JOURNALISM EDUCATION
УДК 316.77.007 (070.007) EDN RGGWIY
DOI 10.17150/2308-6203.2022.11(2).307-321 Научная статья
Ёйи
Проектирование концепции содержания профессиональной подготовки по журналистике
Авдонина Н.С.1 б Куприков Н.М.2 , Куприков М.Ю.2 !>
1 Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, г Архангельск, Российская Федерация
2 Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), г Москва, Российская Федерация
Автор, ответственный за переписку: Авдонина Н.С., n.avdonina@narfu.ru
Аннотация. Данное исследование посвящено вопросу профессиональной подготовки будущих журналистов в аспекте содействия становлению их профессиональной идентичности. Актуальность темы исследования обусловлена тенденциями в профессии, которые отражаются на содержании профессиональной подготовки. Цель исследования — представить проект концепции профессиональной подготовки будущих журналистов в аспекте формирования их профессиональной идентичности. Материалы исследования представлены Федеральным государственным образовательным стандартом, профессиональными стандартами по направлению «Журналистика» в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова. Методологию исследования составил системный и конструктивистский подходы, позволяющие проанализировать систему профессиональной подготовки будущих журналистов с точки зрения профессиональной идентичности. Концепция профессиональной подготовки будущих журналистов включает: цели (стратегические и тактические); понятийный аппарат (профессиональная идентичность, образ Я-профессионала, образ профессии); характеристику объективных факторов макросоциального контекста и субъективных факторов развития личности, влияющих на формирование профессиональной идентичности будущих журналистов; содержание профессиональной подготовки (дисциплины, направленные на овладение компетенциями аналитической и нарративной журналистики); организационно-педагогические условия формирования профессиональной идентичности будущих журналистов; этапы формирования профессиональной идентичности будущих журналистов. В рамках исследования был разработан процесс обучения в производственной студии, основанный на проектном, рефлексивном и за-дачном подходе и технологии инженерного образования CDIO. Представленная концепция отражает становление личности как профессионала, ее профессиональную идентификацию через стадии самоопределения (понимание своего места и роли в профессии), погружения в профессиональную деятельность и самоактуализации. Результаты проведенного исследования могут быть полезны и интересны разработчикам образовательных программ по направлению «Журналистика».
Ключевые слова. Журналистика, журналистское образование, профессиональная идентичность, профессиональная подготовка, концепция, основная образовательная программа, профессиональный стандарт.
Информация о статье. Дата поступления 16 февраля 2022; дата поступления после доработки 21 марта 2022 г.; дата принятия к печати 24 марта 2022 г.; дата онлайн-размещения 30 июня 2022 г.
Original article
Designing a Concept for the Content of Journalism Training
Natalia S. Avdonina1 D , Nikita M. Kuprikov2 ©, Mikhail Yu. Kuprikov2 ©
1 Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk, Russian Federation
2 Moscow Aviation Institute, National Research University, Moscow, Russian Federation Corresponding author: Natalia S. Avdonina, n.avdonina@narfu.ru
Abstract. This study examined the issue of professional training of future journalists in terms of promoting the formation of their professional identity. The relevance of the research topic is due to trends in the profession represented in the content of professional training. The purpose of the study is to present a draft concept for the professional training of future journalists in terms of the formation of their professional identity. The research findings are presented by the Federal State Educational Standard, professional standards in «Journalism» major at Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov. The research methodology employed a systematic and constructivist approach, which makes it possible to analyze the system of professional training of future journalists from professional identity aspect. The concept of professional training of future journalists includes: goals (strategic and tactical); conceptual apparatus (professional identity, image of I-profes-sional, image of the profession); characterization of objective factors of the macrosocial context and subjective factors of personality development that influence the formation of the professional identity of future journalists; the content of professional training (courses aimed at mastering the competencies of analytical and narrative journalism); organizational and pedagogical conditions for the formation of the professional identity of future journalists; stages of formation of professional identity of future journalists. As part of the study, we developed a learning methodology in a production studio based on a project-based, reflective and task-based approach and CDIO engineering education technology. The presented concept reflects the formation of a person as a professional, his professional identification through the stages of self-determination (understanding of his place and role in the profession), immersion in professional activities and self-actualization. The results of the study may be useful and interesting for the developers of educational programs in "Journalism" major.
Keywords. Journalism, journalism education, professional identity, professional training, concept, main educational program, professional standard.
Article info. Received February 16, 2022; revised March 21, 2022; accepted March 24, 2022; available online June 30, 2022.
Введение
За последние 15 лет в России не предпринимались попытки комплексного изучения профессиональной подготовки будущих журналистов. При этом в медиасфере и среди педагогов продолжаются дискуссии о новых компетенциях, функциях и ролях журналистов. Отчасти профессиональную подготовку будущих журналистов рассматривают в контексте изучения медиаобразования (например, Жилавская, Фатеева), однако подобные исследования носят узконаправленный характер, не предполагающий критический взгляд на педагогические технологии по подготовке будущих журналистов.
Традиционно профессиональная подготовка понимается как «процесс освоения норм, образцов и правил профессиональной деятельности» [1, с. 51]. А.П. Тряпицына также рассматривает профессиональную подготовку как «становление субъектного опыта освоения целостной профессиональной деятельности» [там же].
Содержание профессиональной подготовки, отмечает А.П. Тряпицына, включает следующие элементы:
- дидактически переработанный социокультурный опыт, существующий до и независимо от процесса обучения в виде учебно-программных материалов (образовательный стандарт);
- личностный опыт, приобретаемый на основе субъект-субъектного общения и обусловленных им ситуаций, проявляющийся в форме переживания, смыслотворчества, саморазвития [1, с. 52].
В таком значении профессиональная подготовка будет именно «профессиональной», лишенной отстраненных
теоретизированных дисциплин. Поэтому содержание профессиональной подготовки корректируется во взаимодействии преподавателей, студентов и работодателей.
Л.А. Касиманова под содержанием профессиональной подготовки понимает «динамический конструкт, определяющийся во взаимодействии преподавателя и студента и выражающийся в отборе знаний, форм организации образовательного взаимодействия, педагогических технологий, применяемых в процессе современной профессиональной подготовки педагогов-хореографов» [2, с. 28].
При исследовании журналистского образования в контексте его потенциала для формирования профессиональной идентичности обучающихся авторы использовали теорию конструктивизма, выраженную Дж. Брунером [3]. По его мнению, обучение — это активный процесс, в котором участники конструируют понимание, основанное частично на предварительном опыте и знании, и имеют представление о контексте, в котором проходит жизнь и получение первого профессионального опыта обучающегося. Согласно Брунеру, обучающийся, осознавая себя представителем конкретной национальной культуры и посредством взаимодействия с преподавателем, однокурсниками и социокультурной средой, реорганизует или создает новые смыслы о том, что он уже знает [там же].
Методы и методология
исследования
Исследование было основано на анализе ФГОС по журналистике и моделировании концепции про-
фессиональной подготовки будущих журналистов уровня бакалавриат, содействующей становлению профессиональной идентичности будущих журналистов.
В научной литературе можно найти различные определения понятия «концепция». Концепцию можно определить как «определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения» [4, с. 278]. Концепция позволяет определенным образом представить трактовку какого-либо явления или процесса.
В системе высшего образования в последние пятнадцать лет произошли значительные изменения. Одна из существенных тенденций — из формулировки «высшее профессиональное образование» в Российской Федерации в 2014 г. исключили слово «профессиональное». Обратимся к текстам законов «Об образовании» от 1992 и 2012 гг. Закон от 1992 г. устанавливает цели высшего образования так: «подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования»1. В соответствии с федеральным законом от 2012 г. в ч. 1 ст. 69 «высшее образование имеет целью обеспечить подготовку высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворить потребности личности
1 Об образовании : Федер. закон от 10 июля 1992 г. № 3266-1. URL: https:// rg.ru/1992/07/31/obrazovanie-dok.html.
в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углубить и расширить образование, научно-педагогическую квалификацию»2.
Учитывая вышеизложенное, можно констатировать необходимость изменений в организации профессиональной подготовки будущих журналистов в современном университете. Во-первых, необходимо пересмотреть теорию журналистики в свете научно-технической революции [5]. Во-вторых, в связи с первым положением повышаются требования к практической подготовке будущих журналистов: актуальны сегодня не ремесленнические навыки, но аналитическое и творческое мышление и владение информационно-коммуникационными технологиями [6; 7]. В-третьих, необходимо поставить вопрос о формировании профессиональной идентичности будущих журналистов, которая несомненно изменяется под влиянием общемировых тенденций, присущих различным профессиям и конкретно журналистике [8].
Полагаем, что обращение к лич-ностно-деятельностному и контек-стно-компетентностному подходам позволяет снять ряд противоречий и способствует актуализации педагогического процесса с учетом социальных и профессиональных тенденций.
Личностно-деятельностный подход позволяет пересмотреть логику организации и содержания образовательного процесса с учетом тенденций в социально-культурном и организационно-педагогическом аспектах. Как отмечает И.А. Зимняя, при личностно-деятельностном под-
2 Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон от 29 дек. 2012 г. №273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons doc LAW 140174.
ходе обучающиеся самостоятельно ставят и решают конкретные учебные задачи [9]. Личностно-деятель-ностный подход направлен на развитие предметной и коммуникативной компетентности обучающегося и его личности [там же]. В рамках данного подхода личность рассматривается как активный субъект деятельности, который развивается благодаря этой деятельности и общению с коллегами и меняет деятельность под себя [1012]. При личностно-деятельностном подходе образовательный процесс следует выстраивать в ориентации на личность, целью профессиональной подготовки является личность профессионала, следовательно, обучение ориентировано на профессиональное развитие личности, учитываются профессиональные мотивы обучающихся, их цели и способности.
Развитие технологий, появление новых профессий и как следствие — требований к специалистам, информатизация всех сторон жизни общества в целом и др. — все это можно назвать причинами перехода на компетентностный подход [13-17]. В.А. Болотов и В.В. Сериков к этому списку добавляют формирование нового типа культуры, где знание не имеет первостепенной ценности, и слишком большой объем информации [17]. Как отмечает С.А. Король-кова, компетентностный подход «позволит повысить адаптируемость выпускников в условиях нарастающего динамизма и неопределенности, подготовить их как активных субъектов новой образовательной парадигмы — «образование в течение всей жизни»» [18, с. 29].
Как отмечает Е.Ю. Гусева, «смена образовательных подходов выступает как закономерное восхожде-
ние к более целостному пониманию самого феномена образованности, в структуру которого теперь должны войти не только «знаниевый», деятельностный и творческий опыт, но и опыт собственно духовно-личностной самоорганизации человека, связанный с выполнением им смыс-лопоисковых, рефлексивных, самооценочных, жизненно-планирующих и других функций» [19, с. 3].
Компетентностный подход усиливает практико-ориентированность образования, его профессиональную направленность, ориентирует как на получение компетенций, так и на получение опыта. Как отмечает Зеер, компетентностный подход — это «приоритетная ориентация на цели — векторы образования: обучаемость, самоопределение (самодетерминация), самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности» [20, с. 46]. Т.Б. Исакова провела анализ Федеральных государственных образовательных стандартов по направлению 42.03.02 «Журналистика», основных образовательных программ, учебных планов, научных и методических статей на тему журналистского образования и пришла к выводу, что в основе журналистского образования по-прежнему лежит тезис о необходимости фундаментальной теоретической подготовки журналистов. В свою очередь эта теоретическая база становится основой для формирования профессиональных навыков [19, с. 285]. Профессиональные навыки формируются и во время учебного процесса, и во время практики. Ядром компетенций являются деятельностные способности.
Вопрос о профессиональной идентичности журналистов в отече-
ственной науке не имеет достаточного теоретико-методологического обоснования. Из последних исследований можно назвать работы А.М. Сосновской [21], Е.Е. Прониной [22] и проект по социологическому изучению представлений журналистов о профессии и профессиональном сообществе, реализованный исследовательской группой ЦИРКОН по заказу Фонда медиаисследований и развития стандартов журналистики во второй половине 2016 г.3. Представим обзор названных исследований.
Можно сказать, что исследование профессиональной идентичности российских журналистов началось в 1989 г. под руководством профессора МГУ имени М.В. Ломоносова Е.И. Пронина на базе общественно-политической газеты «Российские вести» [там же]. Е.И. Пронин рассматривал профессиональную деятельность и творчество практикующих журналистов как основу профессиональной идентичности [там же].
А.М. Сосновская в работе «Психология идентичности журналиста» выделяет три компонента профессиональной идентичности журналиста [21]: практический, аффективный и когнитивный. Практический компонент идентичности журналиста включает работу в СМИ, публикацию материалов в СМИ и зарабатывание денег. Аффективный компонент идентичности журналиста включает интерес к профессии, интерес к социуму, преобладание публичного времени и пространства. Когнитивный компонент идентичности журналиста включает журналистское обра-
3 Представления журналистов о профессии и профессиональном сообществе. ЦИРКОН, http://www.zircon.ru/upload/iblock/ bb5/joumalists presentation.pdf.
зование, журналистское сообщество и коммуникативные способности.
Исследование представлений журналистов о профессии, проведенное группой ЦИРКОН в 2016 г., также значимо по ряду полученных результатов4.
- образ профессионального журналиста включает в себя знания и соблюдения коллективных норм, ценностей и правил поведения в сообществе;
- профессиональное образование рассматривается самими журналистами как обязательное условие качества журналистской деятельности;
- в целом профессия журналиста характеризуется несвободой и несамостоятельностью. Основные акторы, ограничивающие свободу СМИ, — это власть и бизнес-структуры;
- образ профессии журналиста имеет историческую, экономическую и социально-политическую обусловленность: на восприятие профессии влияет развитие и существование этой профессии в конкретной стране;
- зафиксировано размытие границ профессии: в журналистике могут реализовываться специалисты из смежных профессий (PR или реклама), из незарегистрированных СМИ (медиапроектов) и др.;
- в профессии журналиста сталкиваются как прагматическая функциональность (информирование и получение от работы прибыли), так и идея миссии — просвещение аудитории, анализ и комментирование происходящего;
- при самоидентификации респонденты используют слово «журналист»;
4 Представления журналистов о профессии и профессиональном сообществе. ЦИРКОН, http://www.zircon.ru/upload/iblock/ bb5/joumaNsts presentation.pdf.
- сами журналисты производят мифы о своей профессии, которые затем транслируют в общество;
- вступление в профессиональные союзы и ассоциации не рассматривается как безусловная принадлежность к профессиональному сообществу или профессии.
Полагаем, что ключевой аспект профессии журналиста заключается в творческой составляющей, в способности полученную информацию не просто проанализировать и передать (механическая функциональность), но творчески преподнести, увидеть в информации то, что не видят другие. Суть профессии журналиста — в авторском Я индивида, осуществляющего журналистскую деятельность. Любой журналист является автором независимо от того, в какой специализации работает: новостной, аналитической, художественно-публицистической или в журналистике данных.
Результаты исследования
Современные медиа перестают быть исключительно коллективным событием, журналисты создают авторские, персональные медиа, которые не представляется возможным отнести только к блогам. Они находятся на стыке официально зарегистрированных СМИ и самиздата, но сделаны профессионально и оттягивают на себя аудиторию у традиционных СМИ. Например, на почтовую рассылку Ивана Сурвилло подписано 50 тыс. человек, тираж газеты «Ведомости» для сравнения 75 000. Таким образом, первый тезис об актуальности и специфике концепции — востребованность персонализированных и персональных медиапроектов.
Современный журналист, помимо производства смыслов и объяснения сложных явлений простым и доступным языком и с помощью средств визуализации, вынужден работать фильтром надежной и достоверной информации. В эпоху постправды распространены фей-ки, аудитория реагирует скорее не на факты, а на эмоции, стереотипы, убеждения и страхи. Таким образом, второй тезис об актуальности и специфике концепции — востребованность журналистов, обладающих навыками медиаграмотности наравне с умениями пользоваться информационно-коммуникационными технологиями.
Также отметим, что медиаком-петенции сегодня востребованы не только традиционными редакциями и онлайн-порталами, но и различными организациями, включая школы, университеты, бизнес-структуры и пр. Современные социальные и политические институты становятся медиа, следовательно, им необходимы сотрудники, способные в этой сфере работать и развиваться. Таким образом, третий тезис об актуальности и специфике концепции — востребованность медиаспе-циалистов, обладающих широким спектром медийных компетенций.
Концепция профессиональной подготовки будущих журналистов включает:
- цели (стратегические и тактические);
- содержание профессиональной подготовки (дисциплины, направленные на овладение компетенциями аналитической и нарративной журналистики);
- организационно-педагогические условия формирования профес-
сиональной идентичности будущих журналистов;
- этапы формирования профессиональной идентичности будущих журналистов.
Цели. Проведя анализ «Модели учебной программы по журналистике» ЮНЕСКО, «Декларации Тарту» и результатов проекта об изменении компетенций Европейской ассоциации преподавателей журналистики, Федерального государственного образовательного стандарта уровней бакалавриата и магистратуры по направлению Журналистика и Примерной основной образовательной программы уровней бакалавриата и магистратуры, можно выделить два типа целей профессиональной подготовки будущих журналистов — тактические и стратегические. Тактические цели ставят перед собой педагоги и обучающиеся. Это могут быть цели обучения конкретным профессиональным компетенциям, формирования того или иного уровня профессиональной идентичности; цели воспитания убеждений, передачи и принятия профессиональных ценностей и ценностных ориентаций. Стратегические цели определяют государственные и социальные институты, работодатели. Эти цели обусловлены изменениями в мире и самих профессиях.
Содержание профессиональной подготовки. Профессиональная деятельность представляется источником и основой образовательного процесса и профессиональной идентификации личности.
Содержание основывается на компетенциях, перечисленных во ФГОС ВО уровня бакалавриата по направлению 42.03.02 — Журналистика. По направлению «Журна-
листика» разработаны шесть профессиональных стандартов. Для концепции были выбраны стандарты «Корреспондент средств массовой информации» (Обобщенная трудовая функция — Сбор, подготовка и представление актуальной информации для населения через средства массовой информации) и «Редактор средств массовой информации» (Трудовая функция — Разработка концепции авторских проектов).
В соответствии с ФГОС мы строим блочно-модульную структуру профессиональной подготовки журналистов. Федеральные университеты могут разрабатывать собственные образовательные стандарты на основе ФГОС, поэтому в концепции мы учитывали особенности организации образовательного процесса в САФУ имени М.В. Ломоносова и в основу лег СУОС.
1 блок — дисциплинарный, включающий учебные дисциплины и модули базовой (обязательной) и вариативной (формируемой участниками образовательных отношений) части. За счет вариативной части образуется профиль (направленность) программы: «Новостная интернет-журналистика», «Мастерская сто-рителлинга», «Основы творческой деятельности журналиста», «Создание и продвижение интернет-СМИ», «Организация работы редакции современного медиа», «Блоггинг и журналистика», «Продюсирование медиапроектов», «Творческая мастерская современного журналиста», «Форматы интернет-журналистики», «Аналитический медиатекст», «Литературная журналистика», «Мастерская культурной журналистики», «Научная журналистика», «Деонтология журналистики», «Медиагра-
мотность», «Журналистика данных», «Подкастинг», «Мастерская тележурналистики», «Конвергентная журналистика», «Основы веб-дизайна», «Теория и практика аналитической журналистики».
2 блок — практический — учебная и производственная практики следующих типов: а) учебная (профессионально-ознакомительная и проектная), б) производственная (профессионально-творческая, проектно-технологическая и преддипломная).
3 блок — государственная итоговая аттестация. Государственная итоговая аттестация (далее — ГИА) проводится с целью определения уровня сформированности компетенций выпускника, определяющих его подготовленность к решению профессиональных задач, и установление уровня теоретической и практической подготовленности к реализации видов профессиональной деятельности, соответствующих требованиям самостоятельно устанавливаемого образовательного стандарта Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.
Данные блоки легли в основу содержания современной профессиональной подготовки будущих журналистов, в сочетании с лич-ностно-деятельностным, контек-стно-компетентностным подходами, с учетом изменений в профессиональной сфере. Разработка ОПОП стала основным этапом в проектировании организации и содержания профессиональной подготовки будущих журналистов. В САФУ имени М.В. Ломоносова на кафедре журналистики, рекламы и связей с общественностью реализуется две образовательные программы уров-
ня бакалавриат — 42.03.02 Журналистика, профили «Региональные пресса, радио, телевидение» и «Ме-диажурналистика».
На основе анализа выбранных профессиональных стандартов и ФГОС ВО по направлению 42.03.02 мы сформулировали дескрипторы профессиональных компетенций для основных трудовых функций и дополнительных профессиональных компетенций, которые закрывают дополнительные выбранные трудовые функции.
Организационно-педагогические условия способствуют развитию и самореализации личности. Эти условия можно определить как совокупность причин, обстоятельств, объектов, влияющих как положительно, так и негативно, на процесс развития, воспитания и обучения. Володин и Бондаренко выводят общее определение организационно-педагогических условий: «характеристика педагогической системы, отражающая совокупность потенциальных возможностей пространственно-образовательной среды, реализация которых обеспечивает упорядоченное и направленное эффективное функционирование, а также развитие педагогической системы» [23, с. 147]. В данном определении важным понятием является «пространственно-образовательная среда», которая включает окружение индивида, объективные и субъективные условия его деятельности.
К организационно-педагогическим условиям в нашей концепции мы относим:
- направленность профессиональной деятельности преподавателя на формирование профессиональной идентичности обучающихся;
- преподаватель и студенты являются коллегами;
- создание в образовательном процессе условий мотивации студентов к постижению ценностных смыслов профессии, к стремлению к профессиональному признанию;
- педагогические технологии работы с медиатекстами в контексте медиаобразования;
- обучение в производственной студии — работа с реальными заказами медиапроектов и медиатекстов;
- процесс развития профессиональной идентичности будущих журналистов предполагает три этапа: когнитивный, проективный, производственный.
Охарактеризуем некоторые условия.
Преподаватель и студенты являются коллегами. Между преподавателем и обучающимися возникает сотрудничество, поскольку в рамках производственной студии отношения выстраиваются не с точки зрения «дающий информацию — получающий информацию», а в контексте со-работничества, совместной деятельности профессионально-творческого, исследовательского, познавательного и иного характера [24].
Преподаватель в данном случае выступает в роли редактора и соавтора. Преподаватель сам обладает профессиональными компетенциями, что позволяет ему выбирать содержание с учетом изменений и тенденций в профессии. Преподаватель отбирает медиатексты для углубленной работы с ними, ищет или приходит с реальными заказами на медиапроекты. Сразу оговоримся, что под заказом мы понимаем не заказной материал, а потребность конкретной группы людей или от-
дельного человека в решении задачи средствами журналистики.
Создание в образовательном процессе условий мотивации студентов к постижению ценностных смыслов профессии, к стремлению к профессиональному признанию, самореализации. Образовательный процесс с целью формирования профессиональной идентичности организован таким образом, чтобы студенты проживали учебу как событие их начинающейся профессиональной карьеры.
Производственная студия характеризуется несколькими особенностями:
- особая творческая атмосфера;
- нацеленность на профессиональное и личностное развитие обучающегося и преподавателя;
- мотивирующий эффект образовательной деятельности, который достигается активным вовлечением студентов в познавательный и деятельностный процесс. Работа в университете воспринимается как значимый личный опыт, имеющий смысл для дальнейшей карьеры;
- равноправие, т.е. и педагог, и студенты выступают равноправными коллегами с сохранением субординации. Студенты стоят не на позициях сторонних наблюдателей, а находятся внутри образовательного процесса. Студенты являются авторами и создателями медиатекстов;
- ориентация на совместный успех;
- демократический стиль общения;
- ситуация свободного выбора и свободного проявления инициативы и самостоятельности, что предполагает импровизированный характер работы;
- внешняя и внутренняя оценка работы [24];
- пространство учебной аудитории, внешне похожее на openspace newsroom. Это открытое место, где нет расставленных в один ряд парт, столы можно группировать для командной, можно использовать для индивидуальной работы.
При реализации производственной студии мы учитывали особенности журналистики как профессии: студенты владеют базовой эрудицией, понимают специфику работы в медиасфере, владеют новыми информационно-коммуникационными технологиями, имеют развитое критические, аналитическое и творческое мышление, умеют работать в команде, сопровождать проект на различных стадиях, эффективно общаться с представителями других профессий и культур, понимать запросы целевой аудитории.
Процесс формирования профессиональной идентичности будущих журналистов предполагает три этапа:
1. Когнитивный, длится первые полтора года и в основном занимает изучение теоретических дисциплин, прохождение учебной практики. Цель первого этапа формирования профессиональной идентичности у будущих журналистов — содействовать получению базовой информации о выбранной профессии и первичного опыта квазипрофессиональной деятельности, что закладывает основы формирования профессиональной идентичности. На этом этапе предполагается прохождение первой производственной практики, которая носит ознакомительный характер.
2. Проективный, длится половину 2-го курса и весь 3-й. На втором этапе формирования профессиональной
идентичности важно обратить обучающегося к вопросу о смысле выбранной профессии, своем месте в профессии, своей профессиональной позиции и профессиональных ценностях. Общую цель второго этапа можно обозначить так — содействие формированию профессиональной идентичности на основе результатов первого когнитивного этапа посредством приобретения опыта выполнения профессиональной журналистской деятельности.
3. Производственный, длится на 4-м курсе. На данном этапе обучающиеся включены в контекст профессиональной деятельности как будущие профессионалы. Мы выстраивали образовательный процесс в такой логике — от профильных дисциплин, на которых развиваются компетенции журналистов аналитической и нарративной журналистики, к производственной практике и итоговой аттестации в форме защиты практико-ориентиро-ванной выпускной квалификационной работы. На этом этапе студенты проходят защиту практико-ориенти-рованной ВКР, выполненной в виде творческого медиапроекта.
Выводы исследования
Представленная концепция отражает становление личности как профессионала, ее профессиональную идентификацию через стадии самоопределения (понимание своего места и роли в профессии), погружения в профессиональную деятельность и самоактуализации. В итоге обучающийся находит и осознает смысл выбранной профессии для себя, выбирает и понимает свое место и роль в профессии, принимает и разделяет ценности профессиональ-
ного сообщества, формирует образ профессии, приближенный к реальности, и образ Я-профессионала. От идентичности студента обучающийся постепенно переходит к идентичности профессионала. Именно в этом принципиальное отличие предложенной концепции — не просто практико-ориентированное образование, но профессиональная подготовка, содействующая становлению профессиональной идентичности будущих журналистов, преимущественно аналитической и художественной журналистики.
На уровне учебного плана реализуется возможность выбора дис-
циплин вариативной части, а также наполнение ее профильными дисциплинами.
На уровне программ учебных дисциплин происходит интеграция теории и практики в рамках производственной студии, где студенты совместно с педагогом проходят весь редакционный цикл медиапро-изводства.
На уровне учебных и производственных практик: прохождение той или иной практики обусловлено индивидуальными особенностями и склонностями студентов. Все практики подразумевают вариативность профессиональных задач.
Список использованной литературы
1. Тряпицына А.П. Содержание профессиональной подготовки студентов — будущих учителей к решению задач модернизации общего образования / А.П. Тряпицына // Universum: Вестник Герценовского университета. — 2013. — № 1. — С. 50—61.
2. Касиманова Л.А. Культуросообразность содержания современной профессиональной подготовки педагогов-хореографов : автореф. дис. ... докт. пед. наук : 13.00.08 / Л.А. Касиманова. — Санкт-Петербург, 2020. — 620 с.
3. Bruner J. The Culture of Education / J. Bruner. — Cambridge : Harvard University Press, 1996. — 240 p.
4. Философский энциклопедический словарь / ред. Л.Ф. Ильичев. — Москва : Сов. энциклопедия, 1983. — 839 с.
5. Deuze M. Beyond Journalism: Theorizing the Transformation of Journalism / M. Deuze, T. Witsche // Journalism. — 2018. — Vol. 19, iss. 2. — P. 165-181.
6. Drok N. Journalistic Roles, Values and Qualifications in the 21st Century. How European Journalism Educators View the Future of a Profession in Transition / N. Drok. — Zwolle : Windesheim, 2019. — 167 p.
7. Mellado C. Professional Roles in News Content / C. Mellado // Journalism Studies. — 2014. — Vol. 16, iss. 4. — P. 1-19.
8. Hanitzsch T. Professional Identity and Roles of Journalists / T. Hanitzsch // Oxford Research Encyclopedia of Communication. 2017. — URL: https://oxfordre.com/communication/ view/10.1093/acrefore/9780190228613.001.0001/acrefore-9780190228613-e-95.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология : учебник / И.А. Зимняя. — 2-е изд., доп., испр. и перераб. — Москва : Логос, 2000. — 384 с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. — Москва : Педагогика, 1991. — 479 с.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — Москва : Питер, 2002. — 720 с.
12. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность / Б.Г. Ананьев. — Москва : Директмедиа Паблишинг, 2008. — 134 с.
13. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения : материалы к четвертому заседанию методолог. семинара 16 нояб. 2004 г. / А.А. Вербицкий. — Москва, 2004. — 84 с.
14. Звездова А.Б., Орешкин В.Г. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании / А.Б. Звездова, В.Г. Орешкин. — URL: https://www.miep.edu.ru/ upload/science/zvezdova oreshkin.pdf.
15. Исакова Т.Б. Журналистское образование в условиях модернизации / Т.Б. Исакова // Вестник Челябинского государственного университета.. — 2015. — № 5 (360). — С. 283-288.
16. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. — 2004. — № 5. — С. 3-12.
17. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. — 2003. — № 10. — С. 8-14.
18. Королькова С.А. Компетентностный подход в профессиональном обучении / С.А. Королькова // Вестник волгоградского государственного университета. Серия 6: Университетское образование. — 2008. — № 11. — С. 29-33.
19. Гусева Е.Ю. Дальтон-план как средство повышения эффективности обучения русскому языку : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Е.Ю. Гусева. — Москва., 2010. — 26 с.
20. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. — 2004. — № 3 (27). — С. 42-52.
21. Сосновская А.М. Психология идентичности журналиста / А.М. Сосновская. — 2-е изд. — Москва : Юрайт, 2019. — 179 с.
22. Кулакова А.С. Новые технологии как фактор формирования профессиональной идентичности современного журналиста : дис. ... канд. фил. наук : 10.01.10 / А.С. Кулакова. — Москва., 2018. — 202 с.
23. Володин А.А. Анализ содержания понятия «организационно-педагогические условия» / А.А. Володин, Н.Г. Бондаренко // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. — 2014. — № 2. — С. 143-152.
24. Авдонина Н.С. Опыт организации занятий в технологии творческой мастерской у студентов-журналистов / Н.С. Авдонина // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. — 2018. — № 4. — С. 203-211.
References
1. Trjapicyna A.P. The Content of Professional Training of Students — Future Teachers to Solve the Problem of Updating General Education. Universum: Vestnik Gertsenovskogo univer-siteta = Universum: The Bulletin of Herzen University, 2013, no. 1, pp. 50-61. (In Russian).
2. Kasimanova L.A. Cultural Conformity of the Content of Modern Professional Training of Choreographers. Doct. Diss. Saint Petersburg, 2020. 620 p.
3. Bruner J. The Culture of Education. Cambridge, Harvard University Press, 1996. 240 p.
4. Ilichev L.F. Philosophical Encyclopedic Dictionary. Moscow, Sovetskaja jenciklopedija Publ., 1983. 839 p.
5. Deuze M., Witsche T. Beyond Journalism: Theorizing the Transformation of Journalism. Journalism, 2018, vol. 19, iss. 2, pp. 165-181.
6. Drok N. Journalistic Roles, Values and Qualifications in the 21st Century. How European Journalism Educators View the Future of a Profession in Transition. Zwolle, Windesheim, 2019. 167 p.
7. Mellado C. Professional Roles in News Content. Journalism Studies, 2014, vol. 16, iss. 4, P. 1-19.
8. Hanitzsch T. Professional Identity and Roles of Journalists. Oxford Research Encyclopedia of Communication. 2017. Available at: https://oxfordre.com/communication/ view/10.1093/acrefore/9780190228613.001.0001/acrefore-9780190228613-e-95.
9. Zimnjaja I.A. Pedagogical psychology. 2nd ed. Moscow, Logos Publ., 2000. 384 p.
10. Vygotskij L.S. Pedagogical psychology. Moscow, Pedagogika Publ., 1991. 479 p.
11. Rubinshtein S.L. Fundamentals of General Psychology. Moscow, Piter Publ., 2002. 720 p.
12. Ananev B.G. Personality, Subject of Activity, Individuality. Moscow, Direktmedia Pab-lishing Publ., 2008. 134 p.
13. Verbickij A.A. Competence-Based Approach and Theory of Contextual Learning. Moscow, 2004. 84 p.
14. Zvezdova A.B., Oreshkin V.G. Competence Approach in Higher Professional Education. Available at: https://www.miep.edu.ru/upload/science/zvezdova_oreshkin.pdf.
15. Isakova T.B. Journalistic Education in the Context of Modernization. Vestnik Chely-abinskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Chelyabinsk State University, 2015, no. 5, pp. 283-288. (In Russian).
16. Lebedev O.E. Competence-Based Approach in Education. Shkol'nye tehnologii = School Technologies, 2004, no. 5, pp. 3-12. (In Russian).
17. Bolotov V.A., Serikov V.V. Competency Model: from Idea to Educational Program. Pedagogika = Pedagogy, 2003, no. 10, pp. 8-14. (In Russian).
18. Korol'kova S.A. Competence-Based Approach in Vocational Training. Vestnik volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 6: Universitetskoe obrazovanie = Science Journal of Volgograd State University. University Education, 2008, no. 11, pp. 29-33. (In Russian).
19. Guseva E.Ju. Dalton Plan as a Means of Improving the Efficiency of Russian Language Teaching. Cand. Diss. Thesis. Moscow, 2010. 26 p.
20. Zeer Je.F. Modernization of Vocational Education: Competency-Based Approach. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal, 2004, no. 3, pp. 42-52. (In Russian).
21. Sosnovskaja A.M. Psychology of Journalist's Identity. 2nd ed. Moscow, Jurajt Publ., 2019. 179 p.
22. Kulakova A.S. New Technologies as a Factor in the Formation of the Professional Identity of a Modern Journalist. Cand Diss. Moscow, 2018. 202 p.
23. Volodin A.A., Bondarenko N.G. Analysis of "Organizational and Pedagogical Conditions" Concept. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki = Izvestiya Tula State University. Humanitarian Sciences, 2014, no. 2, pp. 143-152. (In Russian).
24. Avdonina N.S. Experience in Organizing Classes in the Technology of a Creative Workshop for Student Journalists. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = The Surgut State Pedagogical University Bulletin, 2018, no. 4, pp. 203-211. (In Russian).
Информация об авторах
Авдонина Наталья Сергеевна — кандидат политических наук, доцент, кафедра журналистики, рекламы и связей с общественностью, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск, Российская Федерация, n.avdonina@narfu.ru, © https://orcid.org/0000-0001-9871-3452.
Куприков Никита Михайлович — кандидат технических наук, доцент, Институт № 1 «Авиационная техника», Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), г. Москва, Российская Федерация, nkuprikov@mail.ru, © https:// orcid.org/0000-0003-3152-0941.
Куприков Михаил Юрьевич — доктор технических наук, профессор. Институт № 9 «Общеинженерной подготовки», Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), г. Москва, Российская Федерация, kuprikov@mail.ru, © https://orcid.org/0000-0002-5296-7630.
Authors Information
Natalia S. Avdonina — PhD in Political Science, Associate Professor. Department of Journalism, Advertisement and PR, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk, Russian Federation, n.avdonina@narfu.ru, © https://orcid. org/0000-0001-9871-3452.
Nikita M. Kuprikov — PhD in Technical Science, Associate Professor. Institute 1 "Aviation Techniques", Moscow Aviation Institute, National Research University, Moscow, Russian Federation, nkuprikov@mail.ru, © https://orcid.org/0000-0003-3152-0941.
Mikhail Yu. Kuprikov — D.Sc. in Technical Science, Professor. Institute 9 "General Engineering Training", Moscow Aviation Institute, Moscow, Russian Federation, kuprikov@ mail.ru, © https://orcid.org/0000-0002-5296-7630.
Вклад авторов
Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the Authors
The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Для цитирования
Авдонина Н.С. Проектирование концепции содержания профессиональной подготовки по журналистике / Н.С. Авдонина, Н.М. Куприков, М.Ю. Куприков. — DOI 10.17150/2308-6203.2022.11(2).307-321. — EDN RGGWIY // Вопросы теории и практики журналистики. — 2022. — Т. 11, № 2. — С. 307-321.
For citation
Avdonina N.S., Kuprikov N.M., Kuprikov M.Yu. Designing a Concept for the Content of Journalism Training. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2022, vol. 11, no. 2, pp. 307-321. (In Russian). EDN: RGGWIY. DOI: 10.17150/2308-6203.2022.11(2).307-321.