Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ЖУРНАЛИСТИКА: АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ'

СОДЕРЖАНИЕ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ЖУРНАЛИСТИКА: АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБУЧЕНИЕ / МАГИСТРАТУРА / ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдонина Н.С.

В статья анализируется содержание магистерской программы 42.04.02 Журналистика, профиль «Аналитическая интернет-журналистика» с точки зрения задачи формирования профессиональной идентичности будущих специалистов. Последовательно автором решаются поставленные задачи. Анализируются личностно-деятельностный и компетентностный подходы как основы разработки практико-ориентированной магистратуры. Исследуются условия и принципы реализации данной образовательной программы с целью формирования профессиональной идентичности будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT OF THE MASTER'S PROGRAM IN JOURNALISM: AN ASPECT OF PROFESSIONAL IDENTITY

The article analyzes the content of the master’s program April 42, 02 Journalism, the profile of “Analytical Internet Journalism” from the point of view of the task of forming the professional identity of future specialists. Consistently, the author solves the tasks. The author analyzes the personality-activity and competency-based approaches as the basis for developing a practice-oriented master’s program. The conditions and principles of the implementation of this educational program are studied with the aim of forming the professional identity of future specialists.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ЖУРНАЛИСТИКА: АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378 АВДОНИНА Н.С.

кандидат политических наук, доцент, кафедра журналистики, рекламы и связей с общественностью, САФУ имени М.В. Ломоносова E-mail: n.avdonina@narfru.ru

UDC 378

AVDONINA N.S.

Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Department of Journalism, Advertising and PR, Northern (Arctic) Federal University Named After M. V. Lomonosov E-mail: n.avdonina@narfru.ru

СОДЕРЖАНИЕ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ЖУРНАЛИСТИКА: АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

THE CONTENT OF THE MASTER'S PROGRAM IN JOURNALISM: AN ASPECT OF PROFESSIONAL IDENTITY

В статья анализируется содержание магистерской программы 42.04.02 Журналистика, профиль «Аналитическая интернет-журналистика» с точки зрения задачи формирования профессиональной идентичности будущих специалистов. Последовательно автором решаются поставленные задачи. Анализируются личностно-деятельностный и компетент-ностный подходы как основы разработки практико-ориентированной магистратуры. Исследуются условия и принципы реализации данной образовательной программы с целью формирования профессиональной идентичности будущих специалистов.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, журналистское образование, образовательный процесс, обучение, магистратура, личностно-деятельностный подход, компетентностный подход, практико-ориентированное образование

The article analyzes the content of the master's program April 42, 02 Journalism, the profile of "Analytical Internet Journalism" from the point of view of the task of forming the professional identity of future specialists. Consistently, the author solves the tasks. The author analyzes the personality-activity and competency-based approaches as the basis for developing a practice-oriented master's program. The conditions and principles of the implementation of this educational program are studied with the aim of forming the professional identity of future specialists.

Keywords: professional identity, journalism education, educational process, training, master's degree, personality-activity approach, competency-based approach, practice-oriented education.

Многие из трудовых задач и функций, выполняемых сегодня работникам, постепенно автоматизируются или исчезают в связи с внедрением информационно-коммуникационных технологий и изменением рынка профессий в целом. Специалисты будущего в большей степени будут ориентированы на выполнение творческих задач, работу в команде и сотрудничество с искусственным интеллектом. Линейность профессиональной деятельности, заключающаяся в строгом выполнении трудовой задачи, сменится на самореализацию, что повлечет за собой и новое понимание трудовых задач. В современном мире стремительно меняется уклад жизни общества вследствие технологической революции и появляются требования к новым специалистам, деятельность которых находится на стыке различных профессий, следовательно, работникам требуются транспрофессиональные компетенции.

Вопрос об идентичности человек регулярно задает себе на протяжении всей жизни. Один из значимых периодов обращения к себе, вглядывания в себя - вхождение в профессию, профессиональное сообщество, поиск и переживание профессиональных целей, принятие профессиональных ценностей. Сегодня социально-культурная реальность, профессиональная культура и шире - среда актуализируется, обновляется, трансформируется в виду появления новых технологий и, следовательно, профессий. Перед действующими и будущими специалистами встает вопрос о принятии или отторжении этих обновлений. Представим определение профессиональной идентификации - это процесс объективного и субъективного единения с профессиональной группой, делом, отдельным человеком, которое обусловливает преемственность профессиональных характеристик личности (норм, ролей и статусов).

Цель статьи - проанализировать структуру и содержание образовательной программы уровня магистратуры, направ-

ленной на формирование профессиональной идентичности студентов в новой профессиональной среде.

Задачи исследования:

1. Определить теоретико-методологические подходы, на которые следует опираться при актуализации учебных планов;

2. Выявить особенности современной практико-ориентированной магистратуры;

3. Представить структуру и содержание магистерской программы.

Методологическими вопросами организации журналистского образования уровня магистратуры занимались Н.Я. Макарова, В.И. Ярных, А.П. Шинкарева, Т.Н. Владимирова и др. Во всех работах сделан акцент на необходимости практико-ориентированной подготовки будущих журналистов.

Анализируя исследования, посвященные вопросу формирования профессиональной идентичности студентов-журналистов, мы приходим к выводу, что многие исследователи опираются на идеи гуманизации и демократизации высшего образования, что соответствует фундаментальным основам и принципам журналистской профессии, а также предполагает внедрение личностно-деятельностного подхода. Тенденция гуманизации соотносится с технократической парадигмой современной журналистики. Важно не столько научить обучающихся владеть инструментами и азами создания текстов в различных форматах (что скорее относится к ремесленной стороне профессии), сколько сделать их авторами и редакторами, создателями смыслов в потоке информации, научить разрабатывать оригинальные медиапроекты - для этого необходимо решить проблему организации педагогического процесса, направленного на обучение и воспитание такого журналиста.

При разработке учебного плана магистерской программы «Аналитическая интернет-журналистика» мы опирались на

© Авдонина Н.С. © Avdonina N.S.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

методологические основания личностно-деятельностного и компетентностного подходов.

Личностно-деятельностный подход позволяет пересмотреть логику организации и содержания образовательного процесса с учетом тенденций в социально-экономическом и организационно-педагогическом аспектах. Как отмечает И. А. Зимняя, при личностно-деятельностном подходе обучающиеся самостоятельно ставят и решают конкретные учебные задачи [4]. В рамках данного подхода личность рассматривается как активный субъект деятельности, который развивается благодаря этой деятельности и общению с коллегами и меняет деятельность под себя [5-7]. Здесь важно отметить закономерность взаимовлияния личности на деятельность и деятельности на личность. В процессе профессиональной подготовки учитываются личностные характеристики обучающихся через призму характеристик журналиста и журналистской деятельности. Задача профессионального журналистского образования - дать возможность личности обрести профессионально-важные качества, ценности, позволить найти свой личностный смысл в осуществляемой профессиональной деятельности, что закладывает основы для формирования профессиональной идентичности.

При личностно-деятельностном подходе образовательный процесс следует выстраивать в ориентации на личность, целью профессиональной подготовки является личность профессионала, следовательно, обучение ориентировано на профессиональное развитие личности, учитываются профессиональные мотивы обучающихся, их цели и способности.

Делая вывод о роли личностно-деятельностного подхода в нашем исследовании, отметим, что только в профессиональной деятельности можно достичь определенного уровня профессиональной идентичности. Самореализация и самоактуализация в профессиональной деятельности предполагают созидание себя, выполняемой деятельности и конечного результата - продукта деятельности. Ведущая деятельность является основным движущим фактором развития личности.

Качество образования определяется компетентностью выпускника, которую можно установить по результатам выполнения профессиональных задач. Качество образования определяется компетентностью выпускников, которую можно проверить по результатам выполнения профессиональных задач. Компетентность есть «интегральное свойство личности, характеризующее его стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной деятельности в определенной области» [7, с. 6-7].

Цель и результат профессионального образования - овладение необходимыми профессиональными компетенциями, которые нужны для выполнения конкретной трудовой деятельности (формулируются университетами самостоятельно), также универсальными и общепрофессиональными компетенциями, которые помогут адаптироваться в ближайшей к полученному образованию профессиональной сфере либо найти возможности реализации в другой профессии. Данное положение особенно актуально в ситуации нестабильного рынка профессий.

Переход на компетентностный подход знаменует пересмотр организации образовательного процесса, методов оценки сформированности компетенций, следовательно, эффективности и качества образования. «Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним» [8].

Компетентностный подход усиливает практико-ориентированность образования, его профессиональную направленность, ориентирует как на получение знаний, так и на получение опыта, который может быть необходим индивиду при решении профессиональных задач самостоятельно. Как

отмечает Зеер, компетентностный подход - это «приоритетная ориентация на цели - векторы образования: обучаемость, самоопределение (самодетерминация), са-моактуализация, социализация и развитие индивидуальности» [9, с. 46]. Ядром компетенций являются деятельностные способности.

Личностно-деятельностный подход в купе с компетент-ностным подходом предлагают студентам больше возможностей и свободы для самостоятельной оценки или рефлексии самих себя. Субъект-субъектные отношения предполагают, что преподаватель привлекает обучающихся к разработке методик оценивания сформированности своих компетенций, а значит, студентам можно предлагать самим разрабатывать задания, в выполнении которых студенты будут заинтересованы.

На кафедре журналистики, рекламы и связей с общественностью САФУ имени М. В. Ломоносова была разработана и внедрена практико-ориентированная магистратура 42.04.02 Журналистика с профилем «Аналитическая интернет-журналистика». Необходимость разработки новой магистерской программы возникла вследствие изменений в профессиональной и образовательной сферах.

Магистерская программа строится по модульному принципу: последовательно осваиваются универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Учебный план предусматривает следующие модули: «Современная коммуникация», «Медиаконвергенция», «Современные проблемы журналистики», «Теория и практика интернет-журналистики», «Основы творческой деятельности интернет-журналиста», «Проектно-исследовательский». Основу каждого модуля образует один базовый курс, например, в модуле «Современные проблемы журналистики» - «Ценностный анализ медиаполя», в модуле «Теория и практика интернет-журналистика» - «Организация работы редакции интернет-издания». В каждом модуле присутствуют как теоретические, так и практико-ориентированные дисциплины, что создает баланс в поэтапном обучении.

Представим условия реализации практико-ориентированной магистерской программы с целью формирования профессиональной идентичности будущих специалистов.

1. Наличие в учебном плане как фундаментальных, так и тематических, профильных курсов. Необходимо учитывать, что поступающие в магистратуру могут иметь другое базовое образование, следовательно, в первом семестре необходимо предусмотреть дисциплины, дающие общее понимание получаемой профессии.

2. Разнообразие педагогических методик и технологий. Каждый курс предполагает работу над практико-ориентированным проектом. Следовательно, проектная технология является системообразующей и связующей изучаемые дисциплины. Все выполняемые проекты тематически связаны с выпускной квалификационной работой.

3. Привлечение журналистов-практиков, специалистов в преподаваемых дисциплинах. Данный пункт соответствует требованию Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования уровня магистратуры по направлению 42.03.02 Журналистика.

4. Сотрудничество с онлайн-СМИ. В данном случае имеется в виду сотрудничество как с площадкой для стажировки в рамках образовательного процесса. Преимущество сотрудничества с реальными СМИ в противовес созданию студенческих медиа мы видим в возможности видеть работу редакции изнутри в реальных условиях в отличие от рафинированных условий, в которых существует студенческое медиа.

Рассмотрим основные принципы, на которые мы опираемся при разработке учебного плана магистерской программы:

1. Нелинейность профессионального образования [10] -предполагается постоянное обучение и развитие в профессии, студентов следует научить учиться.

2. В обучение следует внедрять информационно-коммуникационные технологии на различных этапах.

3. Необходимость развития творческого мышления. При

Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (87), 2020 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 87. 2020

автоматизации и роботизации услуг люди обратятся к тому, что кардинально их отличает от машины - творчество.

4. Отход от жесткого педагогического управления, предполагающего одностороннее воздействие преподавателя на обучающегося, к свободному (либеральному) образованию, которое предполагает раскрытие человеческой «самости» и индивидуальности через свободу выбора.

5. Образование - это диалоговое взаимодействие. В образовательном процессе все - и педагог, и обучающийся -являются равнозначными субъектами. При этом субъектом можно стать только в деятельности, которая будем иметь личностный смысл для индивида, поэтому следующим принципом является самореализация.

6. Создание условий для самореализации обучающегося. Внимание в данном случае ориентировано на личность обучающегося, важно не формирование, сколько развитие и помощь в саморазвитии. При таком подходе происходит взаимный образовательный процесс: как педагог влияет на обучающегося, так и последний влияет на первого. Важно создать условия, чтобы каждый обучающийся прожил собственный учебно-профессиональный опыт в университете. Обычно студенты сами создают себе условия для получения и наращивания опыта, часто за пределами университета. В обучающей и воспитательной среде университета необходимо создавать ненавязчивые условия, чтобы каждый мог написать историю своего профессионального взросления.

7. Персонализированное обучение. Каждый год в уни-

верситет приходят новые студенты, сменяются поколения, их привычки, в том числе в работе с медиа. Курсы студентов разных лет поступления отличаются друг от друга. Важно наблюдать за первокурсниками и, опираясь на их склонности, способности, мотивы поступления, формировать траекторию образовательной программы. Преподаватели обычно предлагают одни и те же задания и пользуются одними и теми же педагогическими технологиями и методами, обучая разных студентов. От педагогов требуется колоссальная ежегодная работа по обновлению содержания дисциплин с учетом изменений в профессии и обществе, а также пересмотр организации образовательного процесса с учетом поступивших студентов.

8. Содержание программ и учебных планов должно быть обусловлено тенденциями общества в целом и конкретной профессии. К обучению следует привлекать специалистов из индустрии, что позволит избежать догматизма.

9. Основы и ценности профессии остаются неизменными, им следует учить в первую очередь.

В заключение следует отметить, что выбор личностно-деятельностного и компетентностного подходов как базовых теоретико-методологических подходов позволяют ориентировать содержание магистерской программы по журналистике по практико-ориентированному вектору. Также необходимо соблюдение ряда условий и принципов при разработке и реализации образовательной программы с целью формирования профессиональной идентичности студентов как будущих профессионалов.

Библиографический список

1. Макарова Н. Я., Ярных В. И. Магистерские программы по журналистике как способ формирования профессиональной идентичности // Вестник РГГУ Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2015. №4. С. 64-74.

2. Шинкарева А. П. Обучение бакалавров и магистров журналистики по новым государственным стандартам: сотрудничество вуза и редакций СМИ в подготовке кадров / Региональные и местные СМИ: проблемы и перспективы в процессе системной трансформации: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Иркутск. 2013. С. 7-14.

3. Владимирова Т. Н. Интегральная модель психолого-педагогическокй поддержки профессионального развития студентов факультета журналистики // Вопросы теории и практики журналистики. 2012. №2. С. 179-183.

4. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2000. 384 с

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Питер, 2002. 720 с.

6. Ананьев Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. 134 стр.

7. Татур Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: материалы ко второму заседанию методологического семинара. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов Московского государственного института стали и слпавов, 2004. 18 с.

8. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. 23 апреля. [Электронный ресурс]. URL: http://eidos.ru/joumal/2002/0423.htm (дата обращения: 02.04.2020)

9. Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход // Образование и наука. 2004. № 3 (27). С. 42-53.

10. АмбароваП. А., ШаброваН. В. Принципы нелинейной системы высшего образования // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2016. №2 (41). С. 63-72.

References

1. Makarova N. Ya., Yarnykh V. I. Masters programs in journalism as a way of forming professional identity // Bulletin of the RSUH. Series: Literary Studies. Linguistics. Culturology. 2015. № 4. Pp. 64-74.

2. Shinkareva A. P. Education of bachelors and masters of journalism in accordance with new state standards: cooperation between the university and the media editorial staff in training / Regional and local media: problems and prospects in the process of system transformation: materials of All-Russian. scientific-practical conf. Irkutsk 2013. Pp. 7-14.

3. Vladimirova T. N. Integral model of psychological and pedagogical support for professional development of students of the faculty of journalism // Questions of theory and practice of journalism. 2012. № 2. Pp. 179-183.

4. Zimnyaya I. A. Pedagogical psychology. Textbook for high schools. M.: Logos, 2000. 384 p.

5. Rubinstein S. L. Fundamentals of General Psychology. M.: Peter, 2002. 720 p.

6. AnanievB. G. Personality, subject of activity, individuality. M.: Directmedia Publishing, 2008. 134 p.

7. Tatur Yu. G. Competency-based approach in describing the results and designing standards of higher professional education: materials for the second meeting of the methodological seminar. M.: Research Center for the Quality of Training of Specialists of the Moscow State Institute of Steel and Slavs, 2004. 18 p.

8. KhutorskoyA.V. Key competencies and educational standards // Eidos Online Journal. 2002. April 23. [Electronic resource]. URL: http://eidos.ru/ journal/2002/0423.htm (accessed date: 02/04/2020)

9. Zeer E. F. Modernization of vocational education: competency-based approach // Education and Science. 2004. № 3 (27). Pp. 42-53.

10. Ambarova P.A., Shabrova N.V. Principles of a nonlinear system of higher education // Bulletin of the Surgut State Pedagogical University. 2016. №2 (41). Pp. 63-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.