Научная статья на тему 'Виды и способы описания основных результатов научно-педагогических исследований'

Виды и способы описания основных результатов научно-педагогических исследований Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2750
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ОПИСАНИЕ / DESCRIPTION / ВИДЫ И СПОСОБЫ ОПИСАНИЯ / TYPES AND WAYS OF DESCRIBING THE RESULTS OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL RESEARCH / РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ / ТРЕБОВАНИЯ К ОПИСАНИЮ / THE REQUIREMENTS FOR THE DESCRIPTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аксенова М.А.

В статье рассматриваются основные виды и способы представлений итогов выполненных исследований, предлагаются методологические рекомендации к описанию результатов научных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES AND WAYS OF DESCRIBING THE MAIN RESULTS OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL RESEARCH

The article reviews the main types and ways of presenting the results of completed research, as well as some methodological recommendations are offered to describe the scientific work results.

Текст научной работы на тему «Виды и способы описания основных результатов научно-педагогических исследований»

ВИДЫ И СПОСОБЫ ОПИСАНИЯ ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ИССЛЕДОВАНИЙ

TYPES AND WAYS OF DESCRIBING THE MAIN RESULTS OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL RESEARCH

М.А. Аксенова

M.A. Aksenova

ФГБОУ ВПО МГСУ

В статье рассматриваются основные виды и способы представлений итогов выполненных исследований, предлагаются методологические рекомендации к описанию результатов научных работ.

The article reviews the main types and ways of presenting the results of completed research, as well as some methodological recommendations are offered to describe the scientific work results.

Проблема описания результатов научно-педагогических исследований всегда рассматривалась в общем контексте мер повышения качества и эффективности научных исследований, выбора актуальных направлений научной деятельности, критериев оценки новизны, теоретической и практической значимости. Ученые, в том числе и эксперты ВАКа, отмечают, что результаты исследования должны быть содержательно описаны: «необходима конкретизация, раскрытие специфики созданного нового научного продукта», «должны быть обозначены исходные положения, логика исследования и способ получения нового результата», «важно найти надежные характеристики, с помощью которых может быть описан результат педагогического исследования» [3-5].

Оценка качества научно-педагогических исследований, разумеется, невозможна без содержательного описания результатов, учета того нового, что получено в итоге исследования. Под описанием мы понимаем, прежде всего, одну из ключевых функций научного исследования, состоящую в фиксировании результатов опыта (эксперимента или наблюдения) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке.

С помощью описания происходит закрепление информации процедуры обозначения, определения, введения терминов, операционализации и концептуализации понятий; передача информации; понимание и первичное объяснение информации; её встраивание в более широкие смысловые и когнитивные контексты. Описание дает возможность найти и систематизировать полученные данные, включить их в общепедагогический фонд, использовать в научной и практической деятельности. Описание результатов, введение в научный оборот новой информации - необходимое условие дальнейшего развития педагогики.

6/2011 мвВЕСТНИК

В науке принято разделять описание результатов на теоретическое и эмпирическое. Основная задача эмпирического описания заключается в переводе информации в знаковую форму, удобную для дальнейшей рациональной обработки и связана с обобщением, систематизацией, группировкой, классификацией, стандартизации полученных данных в результате наблюдения, эксперимента или измерения. Теоретическое описание опирается на процедуры схематизации и идеализации, на систему концептов и конструктов, гипотез и законов, на целостную теоретическую модель некоторой предметной области. Теоретический вид описания представляет собой знание в принятой внутри дисциплины или теории форме.

Описание может быть также словесным, графическим, математическим. Словесное описание распространено на первых этапах моделирования результата и предполагает вербальный способ выражения данных. Графическое представление иллюстрирует состояние и динамику основных показателей в виде кривых, чертежей, блок-схем, матриц в виде схематически выраженных последовательных решений проблемных ситуаций. Математическое описание — переложение логических схем в символическую форму.

Описание может различаться и по характеру используемого языка (описание на естественных языках и описание на искусственных языках) и по степени своей формализации описание может быть качественным и количественным. Примером количественного описания в математике является - фиксация данных измерения [2].

Результаты исследования могут быть представлены также в виде ключевых слов, аннотации, реферата, тезисов, научных статей и отчетов и, наконец, полного описания нового результата [5].

Согласно другой классификации новые результаты могут быть представлены объ-ектно-аннотационным, объектно-описательным и объектно-аналитическим способом [1]. Описание нового результата исследования объектно-аннотационным способом характеризуется перечислением базовых компонентов результата (объектного, преобразующего и конкретизирующего), но каждый из них содержательно не раскрывается.

Описание новых результатов объектно-описательным способом характеризуется тем, что основные компоненты результата - объектный, преобразующий и конкретизирующий не только называются, но и частично описываются. В одних случаях перечисляются составные элементы объектной части, в других - они структурно раскрываются. При этом типы и виды результатов, а также их структура определяются и описываются произвольно и недостаточно точно.

Содержательно описать результат возможно объектно-аналитическим способом, который наиболее полно раскрывает объектный, преобразующий и конкретизирующий компоненты, раскрывает онтологическую и ценностную часть результата, а также позволяет сравнивать полученный результат с ранее известными. Его реализация включает следующие стандартизованные процедуры: определить тип и вид результата, содержательно описать структуру объектного компонента; описать конкретизирующий и преобразующие компоненты результата, описать место полученного результата в общей системе педагогических знаний; представить методы, с помощью которых был получен данный результат.

Согласно другой классификации новый результат исследования может быть представлен функциональным, структурным и смешанным или функционально-структурным способом.

При функциональном виде описания, а он встречается довольно часто, авторы исследований указывают цель результата или категорию пользователей. Функциональ-

ный вид описания позволяет осуществлять поиск ранее известных результатов в автоматизированных системах; понять цель и назначение нового результата; получать о них первичное представление для определения целесообразности обращения к ним. Этот вид описания необходим также для рекламы и пропаганды полученных результатов, однако не позволяет включать их в общепедагогический фонд знаний и использовать их в практической деятельности педагогов, поскольку не содержит в себе структуры и содержания.

Структурное описание результата исследования характеризуется тем, что автор указывает из каких структурных компонентов или элементов он состоит. Данный вид описания результата исследования более детально позволяет знакомиться с новыми разработками в области образования, анализировать и сравнивать их с известными результатами.

В значительной части работ встречается структурно-функциональное описание результатов, когда автор одновременно указывает, для достижения какой конкретно цели предназначен полученный им результат и из каких элементов он состоит. Структурно-функциональный вид предполагает более содержательное описание полученных результатов исследований, что позволяет научным сотрудникам сравнивать и классифицировать результаты по различным основаниям, и использовать новые достижения в своей профессиональной деятельности.

Положительная или негативная оценка вида описания нового результата исследования определяется информационными потребностями различных групп пользователей и во многом зависит от характера их деятельности. В одних случаях требуется лишь общее описание результата, в других более детальное его раскрытие. Сами по себе недостатки не содержатся в описании, а возникают в зависимости от требований, предъявляемых к ним разными группами пользователей.

Полноценное описание результатов научно-педагогических исследований зависит от требований научного сообщества к качеству результатов исследований, уровня развития отдельных областей педагогики, квалификации авторов. Доминирующим условием является разработка методологических характеристик объектной части основных результатов.

Подходить к описанию результата необходимо с учетом его специфики, хотя в приближенном виде можно описать общий алгоритм подхода. В наиболее общем виде порядок описания можно представить следующим образом: определить тип и вид полученного результата; перечислить и описать составные компоненты результата; описать необходимые условия его реализации; назвать пользователей нового результата; перечислить и описать методы, при помощи которых был получен результат; определить предметную область результата; дать характеристику аналогов и прототипа полученного результата с указанием тех недостатков, которые могут быть устранены при использовании предлагаемого результата; представить примеры, подтверждающие возможность получения положительного эффекта при использовании нового результата во всей совокупности признаков; дать качественную оценку всех преимуществ полученного результата в сравнении с прототипом.

Таким образом, соблюдение предлагаемых рекомендаций дает возможность: описывать результаты научно-педагогических исследований более детально и с единых методологических позиций, что в дальнейшем позволит создать единый реестр и банк данных выполненных исследований; совершенствовать поиск новых результатов в каталогах, базах данных библиотек; видеть перспективы для прикладных исследований и разработок, связанных с учетом специфики результатов исследований в отдель-

6/2Q11 мвВЕСТНИК

ных предметных областях педагогики; отбирать, сравнивать и классифицировать новые результаты с уже известными научными достижениями; дополнять и уточнять известные научные достижения новыми знаниями; использовать и внедрять в практику новые результаты.

Литература:

1. Алтухова, М.А. Описание новизны результатов научно-педагогических исследований с позиции объектно-компонентного метода: дис... канд. пед. наук. - М., 2007. - 125 с.

2. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. - Минск, 2009. - 456 с.

3. Новиков, A.M. Как работать над диссертацией: пособие для начинающего педагога-исследователя. - 4-е изд. - М.: Издательство «Эгвес», 2003. - 104 с.

4. Ответы главного ученого секретаря Высшей аттестационной комиссии В.Н. Неволина и начальника управления государственной аттестации научных и научно-педагогических работников Федеральной Службы по надзору в сфере образования и науки В.Г. Выскуба на вопросы участников региональных совещаний // ВАК Минобразования России. - 2005. - С. 1 - 14.

5. Полонский, В.М., Краевский, В.В. Методологические характеристики педагогического исследования и критерии оценки его результатов: Методические рекомендации. - Волгоград, 2004. - 324 с.

References:

1. Altukhova, M.A. Description of the Novelty in the results of scientific and Pedagogical Research from the Object-Component Method: Dis ... candidate. ped. Science.- M., 2007. - 125 p.

2. The Latest Philosophical Dictionary / comp. A.A. Gritsanov. - Minsk 2009. - 456 p.

3. Novikov, A.M. How to work on his dissertation: A guide for the novice teacher-researcher. -4th ed. - Moscow: "Egves" Publishing House, 2003. - 104 p.

4. Replies Chief Scientific Secretary of the Higher Attestation Commission, V.N. Nevolina and Head of state certification of scientific and pedagogical staff of the Federal Service for Supervision in Education and Science, V.G. Vyskuba to the questions of the regional meetings // HCC Russian Ministry of Education. - 2005. - P. 1 - 14.

5. Polonskiy, V.M, Krayewski, V.V. Methodological Characteristics of the pedagogical Research and Evaluation criteria of the results: Guidelines. - Volgograd, 2004. - 324 p.

Ключевые слова: описание, виды и способы описания, результаты научно-педагогических исследований, требования к описанию.

Key words: description, types and ways of describing the results of scientific and pedagogical research, the requirements for the description.

тел. 8-903-785-15-50; e-mail aksenova_m@list.ru

Рецензент - Рахматулин P.Я., кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией информационно-технологического обеспечения социально-педагогических исследований Института социальной педагогики Российской академии образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.