УДК 374; 377.4
Е. Н. Михайлова
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГА: ПРАКСЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ
Определены основные результаты самостоятельной исследовательской деятельности педагога: научные, теоретические, практические результаты и профессиональные (личностные) результаты педагогов-исследова-телей. Уточнено их содержание и проведено их ранжирование в контексте праксеологии.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, научный результат, теоретический результат, практический результат, профессиональный результат.
Современные федеральные государственные стандарты нового поколения ориентируют субъектов образовательного процесса на организацию и проведение проектной и исследовательской деятельности. Успех исследования оценивается по достижении цели, следовательно, по результату. Для учащихся этот результат определен достаточно конкретно. Так, в проектной деятельности учащихся проект направлен на получение конкретного запланированного результата - продукта, обладающего определенными свойствами и необходимого для конкретного использования. Исследовательская деятельность учащихся обозначается как учебно-исследовательская деятельность. В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат. Главное - показать логику построения, правильную формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений [1, с. 150].
Вопрос результативности исследовательской деятельности педагога, как показывает анализ психо-лого-педагогической литературы и нормативной документации, является спорным и противоречивым. Изучение теоретических источников и анализ эмпирических фактов позволили выделить ряд признаваемых результатов в области гуманитарных исследований. Это научные, теоретические, практические результаты и профессиональные (личностные) результаты педагогов-исследователей.
Первые три вида результативности определены многими отечественными методологами, последний же требует дополнительного изучения и уточнения.
В качестве научных результатов диссертационных исследований в области педагогики рассматриваются также разработка новых концепций обучения, воспитания, содержания образования, определение закономерностей учебно-воспитательного процесса, условий формирования и развития личности, выявление факторов, влияющих
на эффективность усвоения знаний, методов и средств обучения, постановка новых педагогических проблем, подтверждение или опровержение гипотез, разработка классификаций (уроков, методов обучения, типов заданий и т. д.), анализ практики обучения, воспитания и т. п. Так, В. М. Полонский, А. М. Новиков рассматривают результат любой научной работы в виде научных знаний, вы-раженых в определенной форме:
- факт (синоним: истина, событие, результат);
- положение - научное утверждение, сформулированная мысль;
- понятие - мысль, отражающая в обобщенной и абстрагированной форме предметы, явления и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков - свойств предметов и явлений;
- принцип - основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки;
- закон - существенное, устойчивое повторяющееся отношение между явлениями, процессами;
- теория - понятие «теория» рассматривается в двух смыслах. Например, как комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на объяснение явлений, процессов и связей между ними [2, с. 12].
Теоретические результаты в области педагогики не всегда носят опережающий характер по отношению к педагогической практике. Они направлены на реализацию функции педагогического прогнозирования и моделирования, специально организованного комплексного научного исследования, направленного на получение опережающей информации о перспективах развития педагогических объектов. Их целью является, как правило, выявление возможностей оптимизации содержания, методов, средств и организационных форм учебно-воспитательного процесса, пропедевтика рисков и негативных последствий исследовательской деятельности педагога в системе образования.
Теоретические результаты имеют сущностный характер. Чаще всего они являются знанием о том, каким был, есть и будет объект, о способах его осмысления и получения о нем нового знания. Эти результаты представляют собой новые концепции,
подходы, направления, идеи, гипотезы, закономерности, тенденции, классификации, принципы в области обучения, воспитания, развития педагогической науки и практики, а также их уточнение, развитие, дополнение, разработку, проверку, подтверждение, опровержение. Теоретическая значимость результата исследования показывает, какие изменения произошли или могут произойти в связи с полученными результатами и в какой степени полученные результаты помогают решать проблемы, которые до этого не ставились или решались частично. Исходя из теоретической значимости, можно объяснить или предсказать возникновение тех фактов и явлений, которые с прежних позиций невозможно было предвидеть и объяснить, открыть пути для разработки новых методов и подходов, исследовательских учебно-воспитательных программ. Теоретическая значимость способствует развитию и уточнению новых идей, формулировке приоритетных исследовательских задач, служит отправной точкой для последующих изменений в сфере образования. По степени влияния на развитие науки теоретическая значимость может быть описана на частнопроблемном, общепроблемном, дисциплинарном и общепедагогическом уровнях. Частнопроблемный уровень характеризует теоретическую значимость исследования внутри решения частнометодических задач. Общепроблемный уровень значимости имеют результаты, изменяющие существующие теоретические представления по ряду важнейших проблем внутри одной области педагогики. Они образуют каркас науки, опорные теоретические положения, на основе которых разрабатываются отдельные проблемы, раскрываются основные понятия и категории этих дисциплин, формируются общие методологические и общетеоретические положения.
Практические результаты имеют деятельностный характер и, как правило, являются знанием о деятельности, связанной с объектом исследования, о способах использования объекта в практической деятельности людей. Это новые методики, правила, алгоритмы, предложения, нормативные документы, программы, объяснительные записки к программам, их уточнение, дополнение, разработка, проверка. В ряде случаев один и тот же результат, например метод, может быть отнесен как к теоретическим положениям, так и к практическим рекомендациям в зависимости от его конкретного содержания.
Теоретический или практический результат также зависит от типа исследования, в котором он получен. В фундаментальных исследованиях результаты будут преимущественно представлены новыми теоретическими положениями, концепциями, закономерностями обучения и воспитания, направ-
ленными на расширение знаний. В прикладных исследованиях и разработках результатами будут новые практические рекомендации, направленные на решение конкретных учебно-воспитательных и организационно-методических задач в сфере образования. Для большинства результатов характерен социальный эффект, который проявляется в повышении уровня образования, культуры, профессиональной подготовки молодежи, формировании полезных навыков и др. Эта сторона отражается, как правило, в описании эксперимента исследователя. Ряд прикладных результатов можно оценить с помощью ресурсных показателей, это практическая польза исследования, которая получена от внедрения результатов исследования в практику (например, экономия времени, средств, улучшение показателей обученности, воспитанности и т. д.).
Названные уровни отчасти условны, границы между ними подвижны, однако ведущий (основной) уровень для каждого конкретного результата можно установить. Большинство результатов, полученных в последние годы, относится к частно- и общепроблемному уровням значимости. В них решаются вопросы, важные для методики преподавания отдельных предметов, их теоретическое значение не выходит за рамки исследуемой дисциплины. Перечисленные результаты отличаются от формулировки исследовательских результатов в других науках. В Законе РФ «О науке и государственной научно-технической политике в науке» научная (научно-исследовательская) деятельность
определяется как деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Под научным и (или) научно-техническим результатом понимается продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе. Для сферы гуманитарных исследований, особенно для такой практико-ори-ентированной науки, как педагогика, данное определение, на наш взгляд, не совсем подходит.
Несмотря на такое разнообразие, результаты, по мнению В. М. Полонского, имеют общую структуру, позволяющую выделить в них три взаимосвязанных компонента: объектный, преобразующий и конкретизирующий.
Объектный компонент раскрывает результат, полученный в ходе исследования, на разных уровнях - общенаучном, общепедагогическом или конкретно-педагогическом. На общенаучном уровне описание результата дается в обобщенной форме, безотносительно к области педагогики, содержание которой послужило стимулом к творческому процессу. Это - концепция, методика, типология, факторы, алгоритм, классификация, метод, гипотеза и т. д.
Преобразующий компонент результата раскрывает изменения, происходящие с объектным компонентом, указывает на дополнения, уточнения или другие преобразования, которые могут происходить с ним. Например, исследователь разработал новый метод обучения или воспитания, определил условия повышения эффективности процесса обучения, выявил определенные методологические или теоретические принципы, предложил модель процесса развития, дал характеристику роли и места классного коллектива, проверил эффективность функционирования модели адаптивной школы и т. д.
Конкретизирующий компонент результата уточняет различные условия, факторы и обязательства, в которых происходит изменение объектного и преобразующего компонентов. В частности, это могут быть уточнение места и времени, в границах которого ведется исследование, указание необходимых условий для обучения, воспитания и развития учащихся, перечень используемых в обучении технических средств и методов, способов контроля получения данных, уточнение и конкретизация подхода или аспекта решения той или иной педагогической проблемы [3].
Определенные требования предъявляются и к форме описания результата. Требования к описанию результата задаются методом его получения и зависят от того, представляет ли продукт педагогического исследования плод теоретических размышлений или получен эмпирическим путем в результате длительных экспериментов. Возможно, поэтому большинство научных журналов «Перечня ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть освещены основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук» Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации преимущественно публикуют статьи экспериментальнопрактической направленности, что является несколько спорным. Новый результат должен быть не только назван, ни и теоретически или эмпирически обоснован.
Результат отражается не только в статье, с ним связаны основные продукты (результаты исследования):
- реферат;
- тезисы докладов и выступлений на конференциях, семинарах, педагогических чтениях и т. д.;
- научный отчет, доклад;
- научная статья;
- методическое пособие в виде брошюры или книги;
- монография.
По нашему мнению, указанный перечень А. М. Новикова [4, с. 71-74] ныне следует дополнить отдельным пунктом такого вида работы, как диссертация на соискание ученой степени. Этот вид исследования в наше время получает все большее распространение среди педагогов-практиков и, думается, будет еще активней развиваться с введением многоуровневого образования в российской образовательной системе, появлением уровня «магистр» и обязательной подготовкой магистерской диссертации.
Профессиональный (личностный) результат педагога в исследовании нуждается еще в теоретическом обосновании. В праксеологической концепции Т. Котарбинского в сфере творческой и интеллектуальной деятельности создаются два вида изделий. Ими являются либо человеческие индивиды, либо изделия второго рода, называемые произведениями. Термин «произведение» еще и в ином значении, особенно в тех случаях, когда речь идет о чисто умственной деятельности. Мы всецело поддерживаем идею Котарбинского, который считал наиболее значимыми совершенствование продуктов первого вида, следовательно, совершенствование специалистов, в нашем случае - педагогов.
Это становится все более актуальным и на государственном уровне, что подтверждается анализом положений профессионально-педагогических конкурсов и проектов, программ аттестации педагогических работников РФ, обязательными компонентами профессионального портрета учителя как наличие таких результатов исследовательской деятельности, как авторские методические пособия, электронные пособия и учебники, научные статьи и публикации, монографии, авторская концепция, отраженная в диссертационном исследовании [5]. Эти результаты, на наш взгляд, необходимо ранжировать и по их успешности определять уровень профессионального развития специалиста. И только специалист, обладающий знаниями и умениями не только практической педагогической деятельности, но надпредметными компетенциями, определяющими его способность к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию, созданию новых продуктов исследовательской деятельности, может считаться современным педагогом-исследо-вателем.
Список литературы
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. 342 с.
2. Педагогические исследования: организация, процесс, результат / под ред. В. М. Полонского. М.: Ин-т теории образования и педагогики РАО, 1998. Деп. рук. 1998. 135 с.
3. Полонский В. М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М.: Педагогика, 1987. 144 с.
4. Новиков А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении (деловые советы). М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1998. 134 с.
5. Михайлова Е. Н. Исследовательская компетентность как цель и ресурс профессионального саморазвития педагога в концепции прак-сеологического подхода // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Выпуск 6 (84). C. 5-9.
Михайлова Е. Н., доцент кафедры.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 11.12.2012.
E. N. Michailova
DETERMINATION OF THE RESULT OF THE INDEPENDENT RESEARCH ACTIVITY OF THE TEACHER:
PRAXEOLOGICAL CONTEXT
In the article there are determined basic results of the independent research activity of a teacher. There are scientific, theoretical and practical results and the professional (personal) results of pedagogical researchers. The author refines the content of these categories and carried out their ranking in the context of praxeology.
Key words: research activity, scientific result, theoretical result, practical result, professional result.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]