МОНИТОРИНГ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНО-ОЦЕНОЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ
А.В. Гвоздева
Gvozdeva A.V. Monitoring as an effective resultant evaluative component of pedagogical technology in an institution of higher education. The article deals with pedagogical monitoring presented as a system of continuous scientifically-grounded, diagnostically-prognostic, planned active control over the condition and development of educational technology. In the structure of monitoring the author singles out principles, component parts, its stages as well as theoretical and practical significance of the technological process.
Любая педагогическая технология, концептуальная модель образовательного процесса требуют всесторонней оценки не только результатов обучения, но и деятельности преподавателя и студентов в рамках обучающей системы. Такую результативно-оценочную функцию может выполнять мониторинг различных сторон учебного процесса.
Система непрерывного, научно-обоснованного, диагностико-прогностического и планово-деятельностного слежения за состоянием и развитием всего педагогического процесса в целях наиболее оптимального выбора образовательных задач и средств их решения, т. е. педагогический мониторинг, является одним из важнейших условий, способных обеспечить качество подготовки студентов в рамках той или иной педагогической технологии. Представляя собой процесс сбора, обработки, хранения, распространения, а также анализа информации об образовательной системе или отдельных ее элементах [1], мониторинг дает возможность анализировать и оценивать показатели уровня образованности, сформированное™ образовательных потребностей и их динамику; определять позитивные и негативные тенденции; выделять зависимость между показателями и факторами; разрабатывать рекомендации по улучшению образовательного процесса; проводить индивидуальную и групповую коррекционно-развивающую деятельность.
В настоящее время к проблемам мониторинга проявляют повышенный интерес представители различных областей научного знания, в особенности социологи, экономисты, психологи, педагоги, медики. В трудах отечественных ученых (В.В. Гузеев, К. Ингекамп,
B.А. Кальней, А.Н. Майоров, А.И. Севрук,
C.Н. Силина, С.Е. Шишов, Е.А. Юнина) проведен всесторонний анализ педагогического
мониторинга, на основе системного подхода сформулированы общепедагогические и общепсихологические основания, которые доказывают целесообразность и актальность использования мониторинга в образовательном процессе [2-7].
Мониторинг, являясь реальным фактором управления процессом обучения студентов и обеспечивая обратную связь, позволяющую судить о соответствии фактических результатов деятельности системы ее конечным целям, должен быть научно организован и представлять собой определенную систему деятельности. Важнейшим в разработке структуры мониторинга является определение его принципов.
Мы выделяем следующие принципы мониторинга.
1. Принцип непрерывности, т. е. корректировка, поддержание или ослабление той или иной тенденции используемой педагогической технологии.
2. Принцип научности, интегрирующий ведущие положения психологии, педагогики, дидактики, физиологии человека, предметных дисциплин. Вследствие такой интеграции процесс обучения становится более гибким и целевым. Данный принцип построен на научно-обоснованных характеристиках образовательного процесса и способствует более четкой его корректировке и оценке.
3. Принцип целесообразности, предполагающий, что диагностирование должно проводиться в естественных условиях, в соответствии с целями разрабатываемой педагогической технологии, концепции, методики.
4. Принцип диагностико-прагматической направленности, определяющий научно-исследовательское слежение.
5. Принцип целостности и преемственности процессов слежения, диагностики,
прогнозирования и управления образовательным процессом, подразумевающий мониторинг всех составляющих образовательной модели в рамках применяемого педагогического подхода.
По существу, являясь формой диагностики, мониторинг представляет собой систему психолого-педагогических методов с целью всестороннего изучения каждого студента для определения индивидуальной траектории его обучения, воспитания и развития. Данная система должна включать в себя ряд компонентов. Мы выделяем три компонента системного мониторинга: объектный, преобразующий и конкретизирующий.
Основной задачей объектного компонента является раскрытие результатов, полученных в ходе исследования на разных уровнях -психолого-педагогическом, общепедагогическом, методическом.
Исследование на психолого-педагогическом уровне - теоретическое обоснование актуальности разрабатываемой концепции и раскрытие ее с позиции психологии, педагогики, социологии, дидактики, частных методик.
На общепедагогическом и методическом уровнях необходимо провести описание результатов внедрения разрабатываемого подхода с конкретизацией условий и критериев их получения.
Преобразующий компонент предполагает не только разработку концепции определенного педагогического подхода, но и выявление условий повышения эффективности обучения в рамках этого подхода, выявление новых методологических или теоретических принципов, разработку модели всего процесса обучения.
Конкретизирующий компонент должен уточнять различные условия, факторы и обязательства, в которых происходит изменение объектного и преобразующего компонентов. В частности, это могут быть уточнение дисциплин, места, времени, в границах которых ведется исследование; указание необходимых условий для обучения по выбранному подходу; развитие студентов; перечень используемых в обучении методов, технических средств, способов контроля полученных данных; уточнение и конкретизация подхода или аспекта решения той или иной проблемы.
Технология педагогического мониторинга предполагает его поэтапное осуществле-
ние. На наш взгляд, необходимо выделять три этапа проведения мониторинга: информационно-аналитический этап, процессуальный этап и результативно-коррекционный этап. Каждый этап мы рассматриваем как целостную систему, включающую в себя цели, задачи, условия и критерии.
Целью информационно-аналитического этапа мониторинга является определение научной достоверности предлагаемого подхода, а также комплексное исследование личности субъектов образовательного процесса.
Для реализации этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
- анализ теоретических подходов к исследовательско-конструкторской деятельности в рамках используемой педагогической технологии;
- психодиагностика студентов и преподавателей.
Цель процессуального этапа - разработка технологии реализации педагогического мониторинга в образовательном процессе.
Главными задачами второго этапа являются:
- разработка теоретических подходов к исследовательско-конструкторской деятельности в рамках предлагаемой концепции;
- подготовка аналитико-диагности-ческого сопровождения мониторинга;
- реализация педагогического мониторинга в процессуальной деятельности.
Цель результативно-коррекционного этапа - оценка эффективности применяемого подхода, а также формирование рекомендаций по дальнейшему практическому использованию технологии педагогического мониторинга.
Решению данной цели способствуют следующие задачи:
- обеспечение системы контроля;
- анализ результатов выявленного состояния ЗУНов студентов в рамках предлагаемого подхода;
- индивидуально-коррекционная работа по повышению качества обучения.
Для успешной реализации каждого этапа мониторинга необходимо соблюдение следующих условий:
- объективность диагностических процедур;
- комплексность, включающая в себя
вариативность учебно-исследовательской
деятельности и вариативность личностных проявлений студентов;
- преемственность процессов учебноисследовательской деятельности и их результатов;
- готовность и умение преподавателей работать в рамках интегративно-дифференцированного подхода;
- рефлексивность как оценка уровня овладения предметным знанием и как учет рефлексии участников учебно-исследова-тель-ской деятельности;
- оптимальность по затрате времени, средств и условий;
- интерактивность, сочетающая в себе внешний контроль и внутренне стимулирование.
Анализ и оценка полученных результатов в системе педагогического мониторинга должна рассматриваться с двух сторон: содержательной (онтологически-структурной) и ценностной (аксеологически значимой) [8].
Содержательная сторона мониторинга характеризует полученные в объектном компоненте знания.
Описание содержательной стороны результата включает методы, концепцию, алгоритм, рекомендации и т. д. Анализ результатов должен не только перечислить их, но, прежде всего, раскрыть значение их содержания с позиций новизны, которая описывается с помощью трех уровней:
- уровня конкретизации, когда полученный результат уточняет известные теоретические или практические положения;
- уровня дополнения, позволяющего расширить известные теоретические и практические положения в рамках предлагаемого подхода. Полученные данные открывают новые, ранее неизвестные грани проблемы;
- уровня преобразования, характеризующегося принципиально новыми идеями, подходами в области обучения.
Другая сторона мониторинга - ценностная, определяющая возможные перспективы использования результата или продукта исследования для развития педагогической науки и практики образовательного процесса.
Таким образом, модель педагогического мониторинга должна определять критерии теоретической и практической значимости.
Теоретическая значимость мониторинга должна показывать, какие изменения произошли или могут произойти в связи с полученными результатами. По степени влияния на развитие предлагаемого подхода теоретическая значимость может быть описана на частнопроблемном, отражающем частнометодические задачи; общепроблемном, формирующем опорные теоретические положения, на основе которых разрабатывались отдельные проблемы внедряемой педагогической технологии; и дисциплинарном, формирующем общие методологические и теоретические положения в рамках отдельных педагогических дисциплин,уровнях.
Другой критерий, характеризующий ценностную сторону мониторинга, - практическая значимость. Данный критерий указывает на динамику в обучении студентов в результате внедрения того или иного педагогического подхода в практическую деятельность, а также на степень влияния полученных выводов на учебно-исследовательский процесс.
Таким образом, мониторинг как многогранное и всестороннее отслеживание исследуемого педагогического процесса позволяет не только поддерживать режим инновационной деятельности и реализовывать ее программу и цель, но и, сохраняя структуру технологии, управлять обучением.
1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М., 2006. Т. 2. С. 722.
2. Гузеев В.В. Оценка, рейтинг, тест. М., 1998.
3. Ингекамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991.
4. Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель - ученик». М., 1999.
5. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. СПб., 1998.
6. Севрук А.И., Юнина Е.А. Мониторинг качества образования в школе. М., 2003.
7. Силина С. Н. // Наука и образование Зауралья. 2000. № 3. Режим доступа: Шр://то7. narod.ru/index.html. Загл. с экрана.
8. Буркова Н.Г. Педагогический мониторинг как средство повышения эффективности подготовки учителя: дис. ... канд. пед. наук. М., 1998.
Поступила в редакцию 20.07.2007 г.