Научная статья на тему 'Проектирование индивидуальных траекторий обучения иностранному языку студентов педагогических вузов'

Проектирование индивидуальных траекторий обучения иностранному языку студентов педагогических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
609
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ТРАЕКТОРИИ И МАРШРУТЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / PROFESSIONAL TEACHER TRAINING / PEDAGOGICAL DESIGNING / AN INDIVIDUALIZATION OF TRAINING / TRAJECTORIES AND ROUTES OF AN INDIVIDUALIZATION OF TREACHING STUDENTS TO A FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гринько Маргарита Артёмовна

В статье раскрывается содержание процесса индивидуализации обучения студентов иностранному языку, проектирования индивидуальных траекторий обучения студентов иностранному языку. Автор научно обосновывает один из способов решения этого вопроса проектирование индивидуальных траекторий обучения студентов иностранному языку посредством построения модели и технологии этого процесса. Раскрыты педагогические условия, определяющие эффективность проектирования индивидуальных траекторий обучения студентов иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гринько Маргарита Артёмовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper discusses the content of a process of individualization of teaching students learning a foreign language to designing individual trajectories of teaching students to a foreign language. The author proves scientifically one of the ways of the solution of this problem by means of construction of a model and technology of this process. The pedagogical conditions defining efficiency of designing individual trajectories of teaching students to a foreign language are disclosed.

Текст научной работы на тему «Проектирование индивидуальных траекторий обучения иностранному языку студентов педагогических вузов»

УДК 378.147 ББК 74.584(2)738.1 Г 85

М.А. Гринько

Соискатель кафедры педагогики Армавирской государственной педагогической академии; М.т. 8-918-469-98-57

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье раскрывается содержание процесса индивидуализации обучения студентов иностранному языку, проектирования индивидуальных траекторий обучения студентов иностранному языку. Автор научно обосновывает один из способов решения этого вопроса -проектирование индивидуальных траекторий обучения студентов иностранному языку посредством построения модели и технологии этого процесса. Раскрыты педагогические условия, определяющие эффективность проектирования индивидуальных траекторий обучения студентов иностранному языку.

Ключевые слова: профессиональная подготовка учителя, педагогическое проектирование, индивидуализация обучения, траектории и маршруты индивидуализации обучения студентов иностранному языку.

M.A. Grinko

Applicant for Candidate degree of Pedagogy Department of the Armavir State Pedagogical University; M.ph.: 8-918-469-98-57

DESIGNING INDIVIDUAL TRAJECTORIES OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGHER SCHOOLS

Abstract. The paper discusses the content of a process of individualization of teaching students learning a foreign language to designing individual trajectories of teaching students to a foreign language. The author proves scientifically one of the ways of the solution of this problem by means of construction of a model and technology of this process. The pedagogical conditions defining efficiency of designing individual trajectories of teaching students to a foreign language are disclosed.

Keywords: professional teacher training, pedagogical designing, an individualization of training, trajectories and routes of an individualization of treaching students to a foreign language.

Вхождение России в мировое образовательное пространство, принятие Болонской конвенции послужили основой для реформирования национальной системы высшего образования и актуализировали поиски подходов к разработке стратегии модернизации профессиональной подготовки педагогов с учётом мирового опыта и традиций отечественной академической культуры. Такие аспекты процесса модернизации, как переход к системе многоуровневого образования, развитие мобильных образовательных программ и стандартов (Европейская Система Квалификаций), достижение академической мобильности, предполагают наличие альтернатив в образовательной сфере и ориентируют обучающегося делать выбор исходя из собственных возможностей и потребностей рынка труда. Поэтому выбор индивидуальной траектории и маршрута обучения в конечном итоге позволит каждому студенту развить те качества личности и компетенции, которые требуются профессионалу [1].

В контексте нашего исследования представляют интерес научные труды, раскрывающие принципы педагогического проектирования индивидуальных образовательных траекторий и маршрутов учащихся (B.C. Безрукова, С.В. Воробьева, Е.С. Заир-Бек, В.Е. Радионов, Ю.Г. Татур, А.П. Тряпицына и др.) и студентов (Н.Г. Зверева, В.В.

Лытнева, А.В.Туркина, М.Л. Соколова и др.). В педагогической науке накоплен опыт, позволяющий использовать имеющийся опыт проектирования образовательных технологий (В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, В.С. Игропуло, М.В. Кларин, Ю.С. Тюнников и др.) для решения проблем индивидуализации обучения студентов. Однако процесс проектирования индивидуальных траекторий обучения иностранному языку студентов в вузе не являлся предметом специального изучения [2].

Таким образом, перспективным является индивидуализация образовательного процесса посредством включения студентов в проектирование и реализацию индивидуальных образовательных траекторий и маршрутов. Индивидуальная траектория обучения представляет собой личностно-ориентированную организацию учебной деятельности студента в вузе и предполагает построение учебно-воспитательного процесса в контексте реализации индивидуальных устремлений, выработки жизненных стратегий, формирования основ индивидуально-творческого и профессионального развития личности студента. Под индивидуальным образовательным маршрутом следует понимать освоение студентом учебной программы с учётом его образовательного опыта, уровня индивидуальных потребностей и возможностей, обеспечивающих решение его образовательных проблем.

Практическое решение проблемы индивидуализации обучения студентов педвуза иностранному языку осуществлялось посредством использования теории проектирования. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий - процесс многоплановый, призванный обеспечить развитие самостоятельности и инициативы личности, возможность наиболее полной реализации ее творческого потенциала для успешной деятельности в профессиональной сфере. Содержанием проектировочной деятельности является разработка модели, педагогической технологии и других процедур.

Целью экспериментальной работы явилась апробация модели и технологии проектирования индивидуальных траекторий обучения иностранному языку студентов педагогических вузов и выявление их влияния на качество знаний, мотивацию и интерес к самопознанию и саморазвитию, а также на эффективность самостоятельной работы студентов.

Исследование проводилось по специально разработанной экспериментальной программе. Оно включало три этапа: аналитико-диагностический, проектировочный, оценочно-коррекционный.

Базой исследования явились факультеты Армавирского государственного педагогического университета (факультеты математики, физики и информатики, психологопедагогический факультет, филологический факультет); гимназии и общеобразовательные школы г. Армавира. Изучался опыт подготовки будущих учителей в Армавирском лингвистическом университете, Ставропольском государственном университете, Московском педагогическом государственном университете. Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение шести лет. В ней приняли участие 517 студентов и 44 преподавателя.

Исходя из рассмотренных подходов к педагогическому моделированию [3], нами разработана модель индивидуализации обучения студентов педвуза иностранному языку, при помощи которой, по нашему предположению, эффективность педагогического процесса значительно повысится. Модель имеет иерархическую структурную организацию, каждый из компонентов в блоке соподчинен, определяет и обосновывает содержание следующего. Блок может рассматриваться как самостоятельная система, где элементы находятся в определенных отношениях и связях друг с другом.

Поскольку моделирование является одним из этапов педагогического проектирования, мы посчитали целесообразным включить в структуру разрабатываемой модели следующие блоки: теоретико-методологический; организационно-технологический; субъектных

взаимодействий; результативный.

Разработанная структурно-функциональная модель является средством познания сущности индивидуализации обучения, позволяет решить выявленные нами общие и частные

образовательные проблемы. Она воспроизводит такие компоненты моделируемого процесса, как его субъекты, цели, задачи, содержание, методы, формы, результаты, а также факторы, принципы и функции. Как предполагается нами, использование модели в образовательном процессе педагогического вуза улучшит психолого-педагогическую и предметную подготовку профессорско-преподавательского состава в этой области; создаст условия для разрешения коммуникативных трудностей студентов и преподавателей; обогатит содержание предмета «иностранный язык» новым личностно-ориентированным материалом и т.д. Центральным элементом модели является технология проектирования индивидуальных траекторий обучения студентов педвуза иностранному языку.

Авторская технология проектирования индивидуальных траекторий обучения студентов педвуза иностранному языку строилась с учётом определенных основных детерминирующих факторов и условий организации процесса обучения [4]. Ядром разрабатываемой технологии является алгоритм управления образовательным процессом, который включает в себя два взаимосвязанных процесса: организацию деятельности обучаемого и контроль преподавателем этой деятельности. Обобщённое описание структуры технологии проектирования индивидуальных траекторий обучения студентов педвуза иностранному языку представлено в виде этапов и стадий, раскрывающих содержание и последовательность операций, позволяющих разработать, оценить результаты её реализации и произвести необходимую коррекцию.

Представляет интерес содержательная составляющая технологии, включающая в себя учебно-методический комплекс (УМК), составленный на основе идей и теоретических взглядов автора, методик, специфичных форм, методов и средств организации педагогического процесса и содержания образования. В качестве ведущей была положена идея комплексного изучения иностранного языка и культуры страны изучаемого языка в педагогическом контексте. Поэтому в учебно-методическом комплексе были реализованы современные личностные и профессионально-ориентированные подходы к обучению иностранному языку.

Комплексный подход к анализу, оценке, диагностике, выбору параметров и критериев их отбора; способам осуществления непрерывного слежения и его периодичность; способам использования полученных данных был реализован за счёт включения в систему мониторинга состояния процесса индивидуализации обучения студентов педвуза иностранному языку.

Полученные в ходе мониторинга данные позволили разделить участвующих в эксперименте студентов на группы и определить для каждой из них индивидуальные направления и маршруты изучения иностранного языка.

В результате были выделены следующие траектории индивидуализации обучения иностранному языку у студентов: на общекультурное развитие, на коммуникативное развитие, на профессионально-творческое развитие.

Траектория коммуникативного развития, целью которой является овладение навыками бытового и профессионального общения.

Траектория общекультурного развития, направленная на приобретение умений пользоваться средствами иностранного языка для повышения общей культуры личности; реализации индивидуальных запросов и потребностей в изучении иностранного языка.

Траектория профессионально-творческого развития обеспечивала содействие профессионализации личности на основе включения в содержание образования материала, инициирующего развитие творческих способностей специалиста.

Перечисленные выше траектории включали в себя индивидуальные маршруты, которые различались целями, графиком изучения дисциплины, содержанием и объемом домашних и внеаудиторных заданий, уровнем сложности изучения дисциплины, темпом прохождения и др.

Первый маршрут (базовый) реализуется посредством изучения базового курса иностранного языка студентами, имеющими средний и высокий уровень знаний. У студентов

этой группы высокий уровень мотивов к изучению иностранного языка, сформирована база, но у них нет такой возможности в силу ограниченного количества часов, предусмотренного Госстандартом и программой на изучение иностранного языка.

Целью этого маршрута является овладение иностранным языком на повышенном уровне сложности и стимулирование самообразования. Основные задачи преподавателя при прохождении студентами этого маршрута заключались в оказании педагогической и мотивационной поддержки студентов к изучению иностранного языка, стимулирования их к его совершенствованию.

Второй маршрут (коррекционный) адресован студентам, имеющим низкий уровень знаний иностранного языка, целью коррекционного курса является восполнение пробелов в знаниях. Основные задачи преподавателя при прохождении студентами этого маршрута заключались в оказании педагогической помощи при затруднениях и мотивационной поддержки студентов при изучении иностранного языка.

Все рассмотренные операции технологии обучения реализуются преподавателями и регламентируются инструкцией по организации и содержанию работы кафедр иностранного языка высших учебных заведений.

Мониторинг динамики произошедших изменений в экспериментальных и контрольных группах свидетельствует об эффективности предложенной программы индивидуализации обучения иностранному языку у будущих педагогов. Позитивные результаты были получены вследствие создания лингвопрофессиональной среды, направленной на развитие индивидуальности студентов. Использование аутентичных материалов и средств обучения, педагогической технологии, увеличение объема самостоятельных творческих работ, стимулирующих самообразование студентов, целенаправленное развитие интеллектуально-познавательных умений способствовали формированию продуктивного педагогического взаимодействия в процессе изучения иностранного языка и успешному продвижению по индивидуальным образовательным траекториям и маршрутам.

Это позволяет сделать вывод о том, что реализация авторского подхода к индивидуализации обучения иностранному языку улучшила не только качественные и количественные характеристики этого процесса, но и уровень профессиональной подготовки будущего педагога.

Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила сформулировать ряд организационно-педагогических условий проектирования индивидуальных траекторий обучения студентов иностранному языку: соблюдение дискретности индивидуализации на всем протяжении обучения студента в вузе; предоставление свободы выбора образовательного пути каждому студенту; организация педагогической поддержки реализации индивидуальных траекторий обучения студентов; обеспечение субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса; стимулирование креативности студента в учебной деятельности; проведение мониторинга эффективности прохождения индивидуальных траекторий обучения студентов; обеспечение готовности преподавателей к проектированию индивидуальных траекторий обучения студентов иностранному языку.

Выполненное исследование даёт основание считать, что полученный научный материал позволил раскрыть основные аспекты проблемы, связанной с индивидуализацией обучения иностранному языку студентов. Выполненное исследование отражает педагогический аспект решения столь сложной междисциплинарной проблемы, которой является проектирование индивидуальных траекторий обучения студентов иностранному языку.

Ждут дальнейшего решения вопросы саморазвития и самосовершенствования личности будущего педагога в индивидуально-ориентированной среде, нуждается в проработке вопрос включения курсов, связанных с проектированием индивидуальных траекторий обучения, в систему повышения квалификации учителей.

Примечания:

1. Алибекова Г.З., Рудковская А.В. Индивидуализированные программы обучения в высшей школе // Педагогика. 1995. № 5. С. 56-60.

2. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Деловая книга, 1996.

344 с.

3. 3аир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. СПб.: Просвещение, 1995. 234 с.

4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. 96 с.

5. Сажина Н.М. Информационно-образовательные технологии в концепции личностноразвивающего обучения // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2009. Вып. 3. С. 99-109.

References:

1. Alibekova G.Z., Rudkovskaya А.У. Individualized teaching programmes in higher school // Pedagogy, 1995. № 5. P. 56-60.

2. Bezrukova VS. Pedagogy. Projective pedagogy. Ekaterinburg: Delovaya kniga, 1996. 344 pp.

3. Zair-Bek E.S. The fundamentals of pedagogical projecting. SPb.: Prosveshchenie, 1995. 234 pp.

4. Yakimanskaya I.S. Personality-centered education at modern school. М.: September, 1996. 96 pp.

5. Sazhina N.M. Information-educational techniques in the conception of personality-developmental education // Bulletin of the Adyghe State University. «Pedagogy and Psychology». Maikop, 2009. Issue 3. P. 99-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.