Научная статья на тему 'Технология проектирования индивидуальных траекторий обучения иностранному языку студентов педагогических вузов'

Технология проектирования индивидуальных траекторий обучения иностранному языку студентов педагогических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ТРАЕКТОРИИ И МАРШРУТЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / VOCATIONAL TRAINING OF THE TEACHER / PEDAGOGICAL DESIGN / INDIVIDUALIZATION OF TRAINING / TRAJECTORIES AND ROUTES OF INDIVIDUALIZATION OF FOREIGN LANGUAGE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гринько Маргарита Артёмовна

В статье раскрываются основные положения технологии проектирования индивидуальных траекторий обучения студентов педагогических вузов иностранному языку. Автор научно обосновывает процессуальную сторону построения технологии, подробно рассматривается содержание проектировочной деятельности преподавателя на каждом этапе и стадии этого процесса, включающего определённый алгоритм выполнения операций. Предложенный комплексный подход к анализу, диагностике, оценке и способам осуществления непрерывного отслеживания полученных результатов был реализован в системе мониторинга состояния процесса индивидуализации обучения студентов педвуза иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гринько Маргарита Артёмовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN TECHNOLOGY OF INDIVIDUAL TRAJECTORIES OF FOREIGN LANGUAGE TRAINING AT PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The paper discloses the basic provisions of design technology of individual trajectories of foreign language training at pedagogical higher education institutions. The author scientifically substantiates the creation procedure of technology and considers in detail the content of design activity of the teacher at each stage of this process including an algorithm of operation performance. The offered integrated approach to the analysis, diagnostics, an assessment and ways of implementation of continuous tracking the obtained results has been realized in system of monitoring of a condition of foreign language training individualization at the pedagogical higher education institution.

Текст научной работы на тему «Технология проектирования индивидуальных траекторий обучения иностранному языку студентов педагогических вузов»

ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ

ОБУЧЕНИЯ

SPECIFIC TECHNIQUES AND TECHNOLOGIES OF EDUCATION

УДК 378.147:811 ББК 74.580 Г 85

M.A. Гринько

Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков Армавирского государственного педагогического университета; с.т. 8-918-469-98-57.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

( Рецензирована )

Аннотация. В статье раскрываются основные положения технологии проектирования индивидуальных траекторий обучения студентов педагогических вузов иностранному языку. Автор научно обосновывает процессуальную сторону построения технологии, подробно рассматривается содержание проектировочной деятельности преподавателя на каждом этапе и стадии этого процесса, включающего определённый алгоритм выполнения операций. Предложенный комплексный подход к анализу, диагностике, оценке и способам осуществления непрерывного отслеживания полученных результатов был реализован в системе мониторинга состояния процесса индивидуализации обучения студентов педвуза иностранному языку.

Ключевые слова: профессиональная подготовка учителя, педагогическое проектирование, индивидуализация обучения, траектории и маршруты индивидуализации обучения студентов иностранному языку.

M.A. Grinko

Candidate of Pedagogy, Senior Lecturer of Foreign Languages Department, Armavir State Pedagogical University; mob. ph.: 8-918-469-98-57

DESIGN TECHNOLOGY OF INDIVIDUAL TRAJECTORIES OF FOREIGN LANGUAGE TRAINING AT PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION

INSTITUTIONS

Abstract. The paper discloses the basic provisions of design technology of individual trajectories of foreign language training at pedagogical higher education institutions. The author scientifically substantiates the creation procedure of

technology and considers in detail the content of design activity of the teacher at each stage of this process including an algorithm of operation performance. The offered integrated approach to the analysis, diagnostics, an assessment and ways of implementation of continuous tracking the obtained results has been realized in system of monitoring of a condition of foreign language training individualization at the pedagogical higher education institution.

Keywords: vocational training of the teacher, pedagogical design, individualization of training, trajectories and routes of individualization of foreign language training.

В системе высшего образования России и развитых зарубежных стран сложилась тенденция к рассмотрению индивидуализации обучения как условия для успешного профессионального саморазвития, самоопределения, самостоятельности, готовности к выбору и принятию решений [1—3]. Такие условия могут быть созданы при организации индивидуальных траекторий и маршрутов профессионального образования.

Выбор индивидуальной траектории и маршрута обучения в конечном итоге позволит каждому студенту развить те качества личности и компетенции, которые требуются профессионалу [4].

Достижение цели проектирования индивидуальных траекторий обучения студентов педвуза иностранному языку возможно при условии разработки соответствующей педагогической технологии. Педагогическая технология представляет собой целостный научно обоснованный проект педагогического процесса (от его теоретического замысла до реализации в образовательной практике). Проект технологии, раскрывая процессуальную сторону индивидуализации обучения студентов педвуза иностранному языку, должен охватывать его цели, содержание, формы, методы, средства, результаты и условия организации [5].

Об эффективности педагогической технологии возможно судить по следующим признакам: диагностическое целеобразование, результативность, экономичность, проектируемостъ, целостность, управляемость, корректи-руемость и воспроизводимость [6].

Технологический подход к процессу проектирования индивидуальных траекторий обучения студентов педвуза иностранному языку строился нами с учётом определенных основных детерминирующих факторов и условий организации процесса обучения. Ядром разрабатываемой технологии является алгоритм управления образовательным процессом [7].

Управление процессом обучения включает два взаимосвязанных процесса: организацию деятельности обучаемого и контроль преподавателем этой деятельности. Эти процессы непрерывно взаимодействуют: результат контроля влияет на содержание управляющих действий, при этом изменяется дальнейшая организация учебной деятельности.

Обобщённое описание структуры авторской технологии построения индивидуальных маршрутов обучения студентов педвуза иностранному языку представлены в виде этапов и стадий, раскрывающих содержание и последовательность операций, позволяющих разработать, оценить результаты её реализации и произвести необходимую коррекцию.

Рассмотрим содержание проектировочной деятельности преподавателя на каждом этапе и стадии построения технологии, которые включают определённую последовательность выполнения операций. Этап I. АНАЛИТИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ 1. Анализ образовательной среды вуза и особенностей учебной деятельности студентов.

1.1. По ее составу и структуре, простоте, сложности, субъектам, объектам, их взаимодействиям.

1.2. По степени объективной ценности и потребности в данном виде деятельности.

1.3. По предлагаемому развитию деятельности и принципам ее функционирования.

1.4. По реальным способам осуществления деятельности, формам, методам, закономерностям, лежащим в их основе.

2. Психолого-педагогическая диагностика и распределение студентов на группы и маршруты.

2.1. Выявление индивидуальных особенностей студентов и типов личностного развития.

2.2. Дифференциация студентов по группам в соответствии с уровнем подготовки по иностранному языку и интересами.

2.2. Распределение студентов по маршрутам обучения.

3. Определение целей и задач обучения иностранному языку для студентов каждого маршрута.

3.1. Определение стратегических целей (на весь период обучения) и тактических целей (на каждый этап обучения).

3.2. Определение общих и частных задач обучения.

3.3. Планирование динамики прироста следующих показателей:

- объем, степень абстракции и осознанности знаний, уровень их усвоения;

- уровень умений и навыков;

- уровень мотивационно-цен-ностных ориентации (установок, убеждений, потребностей и т.д.);

- включенности в образовательную деятельность, самосовершенствование.

4. Оценка учебной нагрузки студентов.

4.1. Выявление исходного уровня умственной работоспособности студента и, согласно полученным данным, коррекция рабочего плана, а также формирование установки

для предстоящей деятельности студентов.

4.2. На основе результатов диагностики определение степени, объема и интенсивности нагрузки, алгоритма решения обучающих и развивающих задач.

4.3. Оценка скорости усвоения материала и эффективности индивидуализированного обучения.

Этап II.

ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ

5. Разработка проекта моти-вационной поддержки процесса обучения.

5.1. Разработка способов объективной поэтапной оценки мотивации студентов к изучению иностранного языка.

5.2. Создание системы повышения мотивации (от актуализации привычных мотивов до появления новых, необходимых при обучении иностранному языку).

5.3. Подготовка банка мотиваци-онных ситуаций, использующих:

- мотивации образовательных ценностей;

- мотивации интереса;

- мотивации достижения установок;

- причинно-следственные схемы;

- мотивации учебной деятельности.

5.4. Изучение в рамках определенного модуля занятий исходного и конечного уровня мотивации студентов и использование результатов исследования в формировании банка учебных ситуаций.

6. Построение алгоритма функционирования учебных действий.

6.1. На основе учета особенностей студенческого возраста, этапа освоения конкретного материала, опираясь на цель обучения, произвести анализ способов реализации обобщающего алгоритма функционирования:

- ориентировочные действия;

- исполнительские действия;

- контрольные действия;

- корректировочные действия (имеются в виду действия студента).

6.2. В соответствии со схемой обобщенного алгоритма функционирования предусмотреть:

- изучение целей и задач курса, семестра, модуля, отдельного занятия и т.д.;

- ознакомление с логической структурой курса системы занятий, конкретного занятия и т.д.;

- ознакомление с последовательностью изучения программного материала; учебных элементов;

- ознакомление с методикой обучения иностранному языку закономерностями, принципами, лежащими в ее основе;

- контроль освоения ориентировочных действий;

- прослеживание связей с другими учебными предметами;

- контроль освоения исполнительских действий;

- контроль усвоения учебных элементов на уровне запланированных показателей качества (Госстандарта, учебной программы);

- вид и способ реализации корректирующего дидактического процесса.

7. Определение типов и разработка структуры занятий.

7.1. Выявление основных типов занятий, сообразно психолого-педагогическим закономерностям обучения, целям образования, реализуемой технологии обучения, особенностям изучаемой дисциплины, этапам освоения программного материала.

7.2. В соответствии с поставленными задачами, избранными для реализации алгоритмов функционирования и управления, определение структуры и содержание занятий:

- по содержанию и форме организации и деятельности студентов;

- по функциям преподавателя;

- по соотношению теоретического и практического компонентов;

- по степени самостоятельной деятельности;

- по объему и интенсивности нагрузки;

- по содержанию и формам контроля;

- по методам коррекции и т.д.

8. Конструирование содержания обучения.

8.1. Анализ содержания Государственного стандарта и программы по иностранному языку.

8.2. Распределение учебного материала по уровням обучения: на базисный и вариативный компоненты, на учебные элементы.

8.3. Определение содержания базового курса в соответствии с уровнем подготовленности и учётом профессиональной направленности обучения студентов.

8.4. Определение содержания вариативного курса на основе изучения интересов студентов.

8.5. Разработка видов индивидуальных маршрутов освоения учебного материала, избрав или экспериментально определив оптимальный вариант его прохождения.

8.6. Составление рабочих программ, учитывающих особенности обучения для каждого маршрута.

8.7. Выявление в соответствии с видами индивидуальных маршрутов:

- способов организации занятий (формы и методы);

- обеспечения наглядными пособиями (аудио- и видеосредствами);

- разработки структуры и содержания методических занятий.

9. Обоснование способов организации и управления внеучебной деятельностью.

9.1. В соответствии с видами индивидуальных маршрутов предусмотреть:

- способы организации занятий (формы и методы);

- управление самосовершенствованием.

9.2. На основе изучения интересов студентов, традиций учебного заведения и конкретных условий определить направления образовательной деятельности.

9.3. Предусмотреть организацию и проведение внеучебных мероприятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Разработка научно-методического обеспечения технологии обучения.

10.1. В соответствии с целью обучения и концепцией разрабатываемой технологии проанализировать структуру и содержание необходимого научно-методического обеспечения.

10.2. Определить перечень комплекса учебных материалов и наглядных пособий (аудио- и видеосредств), необходимых для реализации технологии.

10.3. Анализ уровня соответствия имеющегося научно-методического оснащения целям и особенностям обучения (по горизонтали и по вертикали) и необходимости его доработки или разработки.

10.4. Определение содержания научно-образовательной и консультативной помощи студентам.

Этап III.

ОЦЕНОЧНО-КОРРЕКТИРОВОЧНЫЙ

11. Оценка качества усвоения учебного материала.

11.1. В соответствии с поставленной целью (целями) обучения (их отдельных этапов) установление «что именно» следует контролировать (какие знания, умения и навыки или какое качество и по какому признаку).

11.2. Разработка тестов для контроля усвоения учебных элементов программного материала по запланированным значениям параметров определенных качеств:

- создание эталонов ко всем тестам;

- оценка нормы времени на выполнение задания и определения организационных мероприятий;

- обеспечение системности и гласности контрольных мероприятий на уровне студента, учебной группы, курса, факультета;

- при необходимости создание рейтинговой системы оценки качества усвоения.

11.3. Включение в мероприятия по контролю следующих элементов:

- учет индивидуальных особенностей студентов;

- этапы контроля;

- анализ динамики показателей;

- обеспечение оценки достижения государственного стандарта и программы;

- самоконтроль и взаимоконтроль;

- «развитие» форм и содержания контроля от упрощенных к проектно-творческим.

12. Коррекция учебной деятельности и технологии.

12.1. Разработка способов коррекции учебной деятельности студентов, выполнения определенных заданий и контроля ее согласно графику прохождения учебного маршрута.

12.2. Обеспечение на основе результатов коррекции деятельности студентов, осознанности, последовательности и доступности методов исправления ошибок.

12.3. Разработка способов анализа результатов контроля для выявления причин неудачи и выявления дефектов образовательной технологии.

12.4. Пользуясь алгоритмом разработки технологии обучения, выявить, какой из ее компонентов является причиной неудач в учебной деятельности; выполнение коррекции технологии на основе методов системного подхода.

13. Педагогический прогноз.

13.1. На основе анализа результатов реализации технологии прогнозирование дальнейшего совершенствования учебной деятельности для студентов каждого из маршрутов.

Раскроем содержание основных технологических операций.

Комплексный подход к анализу, оценке, диагностике, выбору параметров и критериев их отбора; способам осуществления непрерывного слежения и его периодичность; способам использования полученных данных был реализован за счёт включения в систему мониторинга

состояния процесса индивидуализации обучения студентов педвуза иностранному языку.

Полученные в ходе мониторинга данные позволили разделить участвующих в эксперименте студентов на группы и определить для каждой из них индивидуальные направления, траектории и маршруты изучения иностранного языка.

Комплексный подход к анализу, оценке, диагностике, выбору параметров и критериев их отбора; способам осуществления непрерывного слежения и его периодичность; способам использования полученных данных был реализован за счёт включения в систему мониторинга состояния процесса индивидуализации обучения студентов педвуза иностранному языку.

Полученные в ходе мониторинга данные позволили разделить участвующих в эксперименте студентов на группы и определить для каждой из них индивидуальные направления и маршруты изучения иностранного языка.

В результате были выделены следующие траектории индивидуализации обучения иностранному языку у студентов: на общекультурное развитие, на коммуникативное развитие, на профессионально-творческое развитие.

Траектория коммуникативного развития, целью которой является овладение навыками бытового и профессионального общения.

Траектория общекультурного развития, направленная на приобретение умений пользоваться средствами иностранного языка для повышения общей культуры личности; реализации индивидуальных запросов и потребностей в изучении иностранного языка.

Траектория профессионально-творческого развития обеспечивала содействие профессионализации личности на основе включения в содержание образования материала, инициирующего развитие творческих способностей специалиста.

Перечисленные выше траектории включали индивидуальные маршруты, которые различались целями, графиком изучения дисциплины, содержанием и объемом домашних и внеаудиторных заданий, уровнем сложности изучения дисциплины, темпом прохождения и др.

Все рассмотренные операции технологии обучения реализуются преподавателями и регламентируются инструкцией по организации и содержанию работы кафедр иностранного языка высших учебных заведений [8; 9].

Мониторинг динамики произошедших изменений в экспериментальных и контрольных группах, выполненный в ходе опытно-экспериментальной работы, проведённой на базе Армавирского государственного педагогического университета в 2010-2015 годах, свидетельствует об эффективности предложенной программы индивидуализации обучения иностранному языку у будущих педагогов. Позитивные результаты были получены вследствие создания лингвопрофессиональной среды, направленной на развитие индивидуальности студентов. Использование аутентичных материалов и средств обучения, педагогической технологии, увеличение объема самостоятельных творческих работ, стимулирующих самообразование студентов, целенаправленное развитие интеллектуально-познавательных умений способствовали формированию продуктивного педагогического взаимодействия в процессе изучения иностранного языка и успешному продвижению по индивидуальным образовательным траекториям и маршрутам.

Это позволяет сделать вывод о том, что реализация авторского подхода к индивидуализации обучения иностранному языку улучшила не только качественные и количественные характеристики этого процесса, но и уровень профессиональной подготовки специалиста.

Примечания:

1. Чернилевский Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе / под ред. Д.В. Чернилевского. М.: Экспедитор, 1996. 288 с.

2. Дёмкина Е.В. Современные подходы к профессиональному воспитанию личности будущего специалиста в условиях образовательного процесса // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3. Педагогика и психология. 2011. № 3. С. 36-41.

3. Андрющенко С.И., Петьков В.А. Организация инновационной среды образовательного учреждения // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3. Педагогика и психология. 2012. № 1. С. 145.

4. Гринько М.А. Проектирование индивидуальных траекторий обучения иностранному языку студентов педагогических вузов: дис. ... канд. пед. наук. Армавир, 2011.

5. Петьков В.А., Филоненко В.А. Мониторинг развития компетенций будущих специалистов в процессе реализации образовательных программ иноязычной подготовки // Вестник Армавирского института социального образования (филиала) РГСУ. 2014. С. 101-104.

6. Стрижакова Н.Е., Петьков В.А., Романов Д.А. Взаимосвязь становления языковой компетенции и социально-профессиональной компетентности студентов // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 5 (123). С. 177-181.

7. Гринько М.А., Петьков В.А. Подготовка будущих учителей к проектированию индивидуальных маршрутов обучения старшеклассников // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3. Педагогика и психология. 2009. № 3. С. 24-28.

8. Петьков В.А. Филоненко В.А. Моделирование процесса формирования умений профессиональной самоорганизации у будущих педагогов // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3. Педагогика и психология. 2014. № 3(143). С. 93-99.

9. Филоненко В.А., Петьков В.А. Самоорганизация в профессиональном становлении личности будущего педагога // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3. Педагогика и психология. 2013. № 4(129). С. 82-88.

References:

1. Chernilevsky D.V., Filatov D.C. Learning technology at higher school / ed. by D.V. Chernilevsky. M.: Expeditor, 1996. 288 pp.

2. Dyomkina E.V. Contemporary approaches to the professional education of the future expert in the conditions of educational process // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2011. No. 3 (84). P. 35-41.

3. Andryushchenko S.I., Petkov V.A. Organization of the innovative environment of an educational institution // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2012. № 1. P. 145.

4. Grinko M.A. Designing individual trajectories of teaching a foreign language to students of pedagogical higher schools: Diss, for the Cand. of Pedagogy degree. Armavir, 2011.

5. Petkov V.A., Filonenko V.A. Monitoring of the development of future professionals' competencies in the implementation of educational programs of foreign language training // Bulletin of Armavir Institute of Social Education (a branch) of RSSU. 2014. P. 101-104.

6. Strizhakova N.E, Petkov V.A., Romanov D.A. Relationship of formation of linguistic competence and socio-professional competency of students // Scientific notes of the University of P.F. Lesgaft. 2015. No. 5 (123). P. 177-181.

7. Grinko M.A., Petkov V.A. Training of the intending teachers to designing individual routes of learning of senior schoolchildren // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2009. No. 3. P. 24-28.

8. Filonenko V.A., Petkov V.A. Modelling of the formation process of professional self-organization skills of future teachers // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2014. No. 3 (138). P. 93-99.

9. Filonenko V.A., Petkov V.A. Self-organization in professional formation of the future teacher's personality // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2013. No. 4 (129). P. 82-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.