Научная статья на тему 'ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ ПРОЗЕ XX-XXI ВВ'

ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ ПРОЗЕ XX-XXI ВВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
422
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ / А.И.КУПРИН / М.М.ПРИШВИН / П.П.БАЖОВ / М.С.АРОМШТАМ / Ю.Н.КУЗНЕЦОВА / А.В.СОЯ / Ю.В.ЛИНДЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мухамадеева Р.М., Божкова Г.Н.

Статья посвящена анализу наиболее частотных видов художественных деталей в литературе для детей и подростков XX-XXI вв. Достижение цели осуществлялось путем реализации поставленных задач: определить преобладающие виды художественных деталей в детской прозе XX века, выявить частотные детали в современной подростковой литературе. Для получения максимально точных результатов нами были определены следующие методы исследования: структурно-семантический - при работе с видами и функциями художественной детали; культурно-исторический - при интерпретации художественных произведений и метод литературоведческого анализа текста. Материалом для анализа были выбраны 8 произведений (3 текста подростковой прозы и 5 - современной юношеской литературы). В произведениях А.И.Куприна, М.М.Пришвина и П.П.Бажова наиболее частотны такие виды художественных деталей, как пейзажные и портретные (детали-сравнения). В прозе М.С.Аромштам, Ю.Н.Кузнецовой, А.В.Соя и Ю.В.Линде преобладают предметные и портретные детали (детали-впечатления). Делается вывод о том, что действительность в последние десятилетия значительно поменялась, и современная литература призвана помогать адаптироваться ребенку во взрослой жизни, используя мягкие пути решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF ARTISTIC DETAILS IN CHILDREN’S AND YOUTH PROSE OF THE XX-XXI CENTURIES

The article is devoted to the analysis of the most frequent types of artistic details in modern literature for children and teenagers. The goal was achieved through the implementation of the following tasks: to determine the predominant types of artistic details in children’s prose of the XX century, to identify frequent details of modern prose. To achieve the most precise results, the following research methods were used: structural-semantic - when working with types and functions of artistic details; cultural-historical - when interpreting works of fiction; a method of literary analysis of the work of fiction. Eight works were chosen as the material for analysis (3 texts of teenage prose and 5 of modern youth literature). In the works of A.I.Kuprin, M.M.Prishvin and P.P.Bazhov, such types of artistic details as landscape and portrait details (details-comparisons) are the most frequent. In the prose of M.S.Aromshtam, Y.N.Kuznetsova, A.V.Soya and Y.V.Linde, object details prevail, as well as portrait details (details-impressions). The conclusion is made that reality has changed greatly, modern literature is designed to help children to adapt to adult life, using soft solutions.

Текст научной работы на тему «ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ ПРОЗЕ XX-XXI ВВ»

УДК 82.09 Ы^:/^.от§/10.34680/24П-7951.2022.2(40).250-254

Р.М.Мухамадеева, Г.Н.Божкова

ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ ПРОЗЕ ХХ—ХХ1 ВВ.

Статья посвящена анализу наиболее частотных видов художественных деталей в литературе для детей и подростков ХХ—ХХ! вв. Достижение цели осуществлялось путем реализации поставленных задач: определить преобладающие виды художественных деталей в детской прозе XX века, выявить частотные детали в современной подростковой литературе. Для получения максимально точных результатов нами были определены следующие методы исследования: структурно-семантический— при работе с видами и функциями художественной детали; культурно-исторический — при интерпретации художественных произведений и метод литературоведческого анализа текста. Материалом для анализа были выбраны 8 произведений (3 текста подростковой прозы и 5 — современной юношеской литературы). В произведениях А.И.Куприна, М.М.Пришвина и П.П.Бажова наиболее частотны такие виды художественных деталей, как пейзажные и портретные (детали-сравнения). В прозе М.С.Аромштам, Ю.Н.Кузнецовой, А.В.Соя и Ю.В.Линде преобладают предметные и портретные детали (детали-впечатления). Делается вывод о том, что действительность в последние десятилетия значительно поменялась, и современная литература призвана помогать адаптироваться ребенку во взрослой жизни, используя мягкие пути решения.

Ключевые слова: художественная деталь, А.И.Куприн, М.М.Пришвин, П.П.Бажов, М.С.Аромштам, Ю.Н.Кузнецова, А.В.Соя, Ю.В.Линде

На сегодняшний день проблема классификации художественной детали остается актуальной. Она

разработана такими отечественными исследователями, как А.Б.Есин [1], Е.Б.Добин [2], Л.В.Чернец [3], Р.Д.Цивин [4], В.Е.Хализев [5], В.А.Кухаренко [6] и другие. В статье мы будем опираться на классификации А.Есина и Л.Крупчанова, поскольку они наиболее полно отвечают запросам литературоведческого анализа.

Согласно классификации А.Б.Есина, все художественные детали делятся на две группы: внешние и психологические [1]. Внешние детали автор предлагает разделять на пейзажные, портретные и вещные. По мнению исследователя, внешние детали отражают наружность, окружающую обстановку, а психологические раскрывают внутренний мир героев. Однако стоит отметить, что деление на группы условно, так как внешняя деталь может легко перейти в деталь психологическую и наоборот. Исследователь размышляет над такими подвидами, как «деталь-подробность», «деталь-символ», «деталь-впечатление». «Деталь-подробность», по мнению литературоведа, необходима для создания убедительности в описаниях предметного мира и передачи сложного психологического состояния, «деталь-символ» помогает раскрыть общий психологический фон и отношение автора к изображаемому, «деталь-впечатление» передаёт впечатление сторонних наблюдателей или главных героев [1].

В учебном пособии «Введение в литературоведение» под редакцией Л.М.Крупчанова [7] представлены такие виды художественных деталей, как дeтaль cлoвecнaя. Писатели с помощью повторяющегося слова или словосочетания описывают литературного персонажа, уделяя внимание значимой пopтpeтной, пpeдмeтной детали, которые помогают наиболее полно охарактеризовать персонажей. Чаще такие детали встречается в описании привычек героя, одежды, увлечений, любимых вещей, поэтому они способны становиться символами, лишаясь предметности. Дeтaль пcиxoлoгичecкaя раскрывает важные черты характера героя, проявляющиеся в поведении, поступках персонажа; пeйзaжнaя деталь описывает природу, оттеняет ее состояние; бытовая художественная деталь используется почти всеми писателями и дает представление об условиях, в которых живет и развивается личность. Мы можем говорить о том, что бытовая деталь выполняет как характерологическую функцию, так и функцию выражения авторской позиции, оценки. Художественные детали позволяют раскрыть идейно-тематическую основу произведения и углубиться в постижение образов.

Многие исследователи применяли теорию о художественных деталях, изучая их бытование в произведениях для сформированного читателя [8-10], но нет исследований, изучающих роль художественной детали в детско-юношеской литературе.

В ходе работы с детскими произведениями ХХ века было выявлено, что довольно часто писатели делают акценты именно на портретах главных героев-детей.

В сказе П.П.Бажова «Каменный цветок» персонажами являются мастер Прокопьич и его ученик Данилко. При знакомстве с героем-подростком автор уделяет особое внимание портретной детали. Глаза («глазенки голубеньки» [11, с. 51]) небесного цвета, гладкое «чистое личико», «алые губы» позволяют читателю прочувствовать авторское отношение к герою. Мимическая портретная художественная деталь, описывающая взгляд (выражение глаз) юного персонажа формирует психологизм и усиливает диалектику. Неопытность, неискушенность Данилушки в экспозиции сказа раскрывает смысловой повтор слова «глаз» и многочисленные мимические проявления: «щурит глазёнки», ««уставится глазами», «засмотрелся», «выглядывает» [11, с. 50-67]. Взросление героя в развитии действия сюжета произведения подмечает Прокопьич, который для характеристики своего помощника использует портрет-впечатление, содержащий важную словесную деталь: «Ну и глазок! Ну и глазок!», «...глаз <...> верный», «Спи-ко, глазастый» [11, с. 56].

К кульминации произведения трансформируются и портретно-мимические детали мастера по работе с малахитом: «взгляд беспокойный», «утомлённые глаза», «глаза горят» [11, с. 65]. Более 15 раз автором используется такая лейтмотивная портретная деталь, как глаза, усиливая преображение персонажа, наделённого признаками одарённости.

Внимание портретной детали детей уделяет и М.М.Пришвин в «Кладовой солнца». Так, для описания внешности юных героев автор сумел подобрать яркие детали, которые характеризуют не только особенности внешности, но и черты характера. Продемонстрировать естественность и юность персонажей позволяет такая художественная деталь, как «носик <...> был чистенький и глядел вверх попугайчиком», «а носик его чистенький тоже, как у сестры», «а нижняя [корочка козырька] спускалась почти до самого носика» [12]). Зоологический портрет-сравнение способствует раскрытию темы судьбы детей в послевоенное время. Два слова: дети и война - противопоставлены друг другу, но чистоту восприятия мира, надежду на возрождение и восстановление справедливости передаёт автор с помощью любовно созданных портретов двух маленьких сирот. В связи с этим частотными становятся такие словесно-портретные детали, как «золотая курочка», «веснушки, как золотые монетки», «мужичок в мешочке», «носики», выполняющие эмоциональную функцию, раскрывая авторскую позицию. Нарратор не меняет своего отношения к персонажам, он очарован ими, прощает все, по-отечески не акцентирует внимание на ошибках. Если в сказе Бажова очевидной становится оценочная функция имён, поскольку юный знаток специфики малахита первоначально предстаёт перед читателем Данилкой, а к кульминации произведения становится Далнилушкой, то в сказке-были «Кладовая солнца» дети всегда остаются «Настей» и «Митрашей»; «Золотой курочкой» и «Мужичком в мешочке» [12, с. 9]. При описании героев очень важна лейтмотивная колоративная деталь. Золотой цвет помогает создать портреты детей: волосы у Насти «отливали золотом, веснушки, как золотые монетки»; Митраша «. как и сестра, был в золотых веснушках») [12, с. 4-12]. Колоратив «золотой» несет жизнеутверждающий оттенок: радость, восторг, счастье, а в фольклоре является цветом солнца, олицетворением благополучия, избранности — в отличие от желтого, который имеет спорную трактовку [13]. Таким образом, можно сделать вывод, что упоминание золотого цвета в описании портрета является деталью, которая сообщает об исключительности героев.

Важную смысловую нагрузку выполняет портретная художественная деталь в рассказе «Белый пудель» А.И.Куприна. Старший член труппы Мартын Лодыжкин мечтает о том, чтобы купить Сереже для его блестящей цирковой карьеры «розовое трико с золотом <...> туфли розовые, атласные ...» [14]. Именно эти вещи, по убеждению стареющего героя, способны помочь его внуку добиться успеха. Часто исследователи считают розовый цвет инфантильным, но в детстве этот оттенок становится символом детской непосредственности, мечтательности, нежности и неопытности [15]. В контексте анализируемого произведения эту колоративную деталь можно считать символом деткой мечты.

В детских произведениях ХХ века часто встречаются и пейзажные художественные детали. Это не только важная особенность реалистического направления, но и желание наиболее качественно воссоздать мир детства. В сказе Бажова «Каменный цветок» интерес вызывает флористический образ, вынесенный в заглавие. Описана «папора», которую называют «колдовским цветком», «воровским цветком» [11], имеющим ещё название «бегучий огонек». Вдохновляет юного мастера на создание невиданной чаши «дурман-цветок», а сна лишает «каменный цветок», что «На змеиный праздник полную силу имеет» [11]. Флористические, пейзажные детали выполняют описательную функцию, а также передают своеобразие изображённого края, и духовную чуткость главного героя. Описать красоту южного края, сформировавшего характер людей, помогают пейзажные детали и в произведении «Белый пудель» Куприна. Развитие действия сопровождают описания зелени, цветников, деревьев, которые раскинулись по всему пути главных героев. Важной деталью в таких описаниях является тропинка: «узкими горными тропинками», «тропинка шла вдоль высокого прибрежного обрыва», «тропинка спустилась вниз», «сыпучей тропинкой к морю» [14] и т.д.). Словесная деталь выступает как символ пути, постоянного движения, становится своеобразной метафорой сложных жизненных испытаний, ожидающих персонажей. Другой важной пейзажной деталью является акватория (вода, река, море). Описание приключений начинается около моря, а завершается возле источника чистой воды. Водное пространство, бесспорно, является древнейшим символом и не имеет однозначной трактовки, поэтому мы обратили внимание на значение образа «море» — символ возрождения, жизни [16]. Описание морского пейзажа сопровождает героев в кульминационные моменты действия: в экспозиции оно «мелькает» [14], в развитии действия — «ласково плескалось» [14], ободряя героев, решившихся на бегство. В развязке море словно оттеняет несовершенство человеческой жизни, поскольку контрастирует с внутренними терзаниями главного героя: оно (море) было «огромное, спокойное» [14]. Пейзажные детали в данном случае выполняют не только описательную, но и психологическую функцию.

Итак, детская литература ХХ века представляет образ взрослеющего героя через портретные детали — демонстрирует внутренние и внешние изменения портрет-сравнение, выполняющий характерологическую функцию. Дополняют художественные образы пейзажные, лейтмотивные детали-колоронимы, символы, способные раскрыть необычное мировидение детей, о которых рассказывают повествователи. Предпочтение писателями тех или иных художественных деталей соответствует реалистической традиции изображения, способной раскрывать эпоху прошлого века. А выбор портретных и пейзажных деталей обусловлен спецификой детского возраста, которому адресованы тексты: для юных читателей событийность занимательнее скрытого психологизма.

В XXI веке изменяются интересы детской читательской аудитории, привыкшей к жанрам графического романа, фэнтези, комиксам, нон-фикшн, поэтому писатели неоклассического стиля вынуждены привлекать детей яркостью образов, динамикой сюжетов, что приводит к некоторым трансформациям изображённого мира в произведениях [17]. Материалом для анализа видов художественных деталей послужили тексты современных детских писателей: М.С.Аромштам «Когда отдыхают ангелы», «Мохнатый ребенок»; Ю.Н.Кузнецова «Подружки», А.В.Соя «Правдивая история Фредерико Рафинелли», Ю.В.Линде «Литеродура».

М.С.Аромштам — современный детский писатель, кандидат педагогических наук, учитель, журналист. Для анализа художественной детали были выбраны повести «Когда отдыхают ангелы» и «Мохнатый ребенок».

Современная детская проза более исповедальная, и очень часто повествование ведётся от лица героя-ребёнка, что позволяет прочувствовать проблемы, поднимающиеся в тексте. В повести со значимым заглавием-придаточным предложением времени «Когда отдыхают ангелы», повествование ведется от первого лица, поскольку с реальной действительностью читателя знакомит ученица начальной школы Алина. Юная героиня очень внимательна не только к происходящим событиям, но и к окружающим её людям, поэтому доминантной вновь становится портретная деталь, изменяется лишь возраст повествователя: в прозе ХХ века на мир детей читатель смотрел взрослым взглядом повествователя-нарратора, а в современной детско-юношеской литературе — юного героя. Описание внешности детей (сверстников Алины) или отсутствует, или упоминается вскользь, а вот мир взрослых людей представлен наиболее полно, что позволяет сделать вывод о смене ракурса изображаемой действительности. Познакомить с другом дедушки Алины позволяет колоративная деталь-впечатление: «Блистательный молодой человек, подающий надежды» [18]. Ребёнок доверяет дедушке, которого любит больше всех, поэтому её привлекают все, с кем поддерживает отношения прародитель, поскольку у младших школьников нет своего жизненного опыта, и они заимствуют его у близких людей, тех, кому по-настоящему доверяют. А дедушка для Алинки — идеал, именно поэтому в его портрете важны такие детали: «рубашка <...> такие рубашки никто не носит. Никто, кроме дедушки. Но эту рубашку очень любила бабушка» [18, с. 16]». Портретная деталь выполняет характерологическую функцию. Если говорить об имени, как о характерологической значимой детали, то становится интересен выбор вариантов обращений персонажей друг к другу. Так, первого учителя Алина называет Татьяна Владимировна — в этом обращении нет уважения — скорее страх: «Красивая, в модной кожаной юбке и с ногтями, выкрашенными маленькими оранжевыми квадратиками» [18, с. 23] М.С. это все вещные и цветовые детали, которые останутся в памяти юной Алины. А вот Маргарита Семеновна, которую все называли «Марсем», «.очень интересный человек и привлекательная женщина» [18, с. 34]. Всех любимых людей раскрывают детали-впечатления, а неприятных — вещные и цветовые.

В произведениях М.С.Аромштам особое значение имеют предметные детали. На уроке рисования школьники получают интересное задание: нарисовать «неваляшку», мальчики «раздели беззащитную куклу догола», чтобы сделать рисунок правдоподобнее. Алинка нарисовала целую семью неваляшек, очень похожую на свою. Образ игрушек частотен в повести: в третьем классе кто-то принес «маленькую самодельную марионетку», а во втором М.С. дети «делали кукол из воска и пластилина», тогда же Петя принес в класс «Буратино» [18]. Есть упоминания и других игрушек: Егор, например, считал, «будто машинки испытывали чувство потерянности», и забирал их домой; Петя же «любил строить из кубиков»; Алинка сделала «игрушечных лебедей» [18]. Интересно наблюдать, что в качестве объектов для игры могут быть использованы не только игрушки, но другие предметы быта, эти детали связаны с характеристикой возраста детей 10—11 лет, а также свидетельствуют о недостатке живого общения, незащищённости героев. В книге «Мохнатый ребенок» того же автора героиня играет «в духи». Предметами ее игры выступают «разные пузырьки» [19, с. 15]. Предметные детали выполняют не только характерологическую функцию, но и сюжетообразующую, а также психологическую — они остаются в памяти на всю жизнь, воспоминания о любимых игрушках помогает стрессовые ситуации и во взрослой жизни. Среди предметных деталей, которые используются в текстах, внимание привлекает научно-популярная литература. Так, Наташка, героиня романа «Когда отдыхают ангелы», в разговоре всегда ссылается на «... авторитетный источник — детская энциклопедия» [18], и Гришка — герой повести «Мохнатый ребенок» — подкреплял свои слова картинками из энциклопедии [19]. Подобные детали подтверждают пытливость и заинтересованность героев в познаниях.

Такие предметные детали были не характерны для произведений XX века, их заменяли пейзажные, портретные детали героев-детей. Все подробности должны были раскрыть психологию ребёнка, а не влияние на него окружающего мира, этого мы почти не наблюдаем в современных произведениях.

Отличием от стиля детской прозы ХХ века является редкое использование деталей-колоронимов: в романе «Мохнатый ребенок» лишь одна сцена включает значимые цвета. Во время интерпретации сказки, короля Ринка выбрала с мантией розового цвета, «по этому цвету все узнавали о королевской доброте», а королева была «в круглой зеленой юбке» [19]. Розовый цвет появляется в эпизоде с первым признанием в чувствах юной Лизы к «биологу» Гришке («была привязана розовая ленточка с бумажным сердечком») [19]. Появление цвета вновь является символом детской мечты, наивности и открытости миру.

В сборнике рассказов Ю.Кузнецовой «Подружки» в главе «Пополам-лам-лам-лам» в качестве деталей, способных раскрыть характер двух девочек, выступают донатсы (пончики) с разной глазурью: «Снаружи у них глазурь, розовая, белая или шоколадная, а внутри крем или клубничное варенье. От пакета так вкусно пахло, что казалось, с одним запахом можно пить чай» [20]. Здесь употребление цвета совершенно случайно, оно не

связано с попыткой раскрыть психологические особенности детей, просто дополняют мир детства. Умение делиться тем, что кажется важным, является главным качеством двух подруг, они с лёгкостью отдают вкусное лакомство бродячим собакам. Охарактеризовать современных подростков позволяет и телефон — эта предметная деталь важна для характеристики героев рассказа «Жажда зрелищ». Галя снимает всё на видеокамеру в телефоне и выкладывает видео в социальные сети. Предметная деталь характеризует героиню как сентиментальную и неразумную, а усилить незрелость характера позволяет контраст. Подругу Гали больше впечатляют книги, а не поиск интересных «зрелищ» для интернета — эта деталь выполняет характерологическую функцию, раскрывая героиню как начитанную и пытливую личность. В финале именно её познания спасают жизнь: ведь иголка, которую планировал проглотить одноклассник, чтобы произвести впечатление, представляет смертельную опасность.

В повести А.Соя «Правдивая история Фредерико Рафинелли» жители Лёниберга на столько увлечены светящимися экранами телефонов, что совершенно не интересуются действительностью [21]. Даже портретные детали в этом произведении предметны: это фальшивый нос больного юного клоуна, смешной парик и повязка на глазах девочки Надиры, прикрывающая изъян (глаза разного цвета) [22].

В связи с тем, что одной из особенностей современной детской прозы является повествование от первого лица, исчезает детальное описание глаз, жестов и мимики, поскольку юные герои невнимательны к подобным особенностям, но начинает доминировать оценочное восприятие действительности. В повести Ю.Линде «Литерадура» главная героиня часто разговаривает сама с собой, поэтому автор использует приём внутреннего онолога, с помощью которого мы понимаем самоощущение подростка. Нет деталей-символов и портретных, но есть детали-впечатления, детали-сравнения, их можно даже назвать деталями-самоощущения: «В детстве я была грушей — той самой, которая для бокса», «Ну да, в детстве я была с приветом, немного <...> э-э <...> космонавтом», и «вдруг у меня сиреневые крылья с золотыми блёстками» [23, с. 3, 4]. Даже колороним в произведении не значим — это мультипликационный штамп: у фей (самый распространённый образ мультипликационных фильмов для девочек) всегда сиреневые или розовые крылышки. Все эти детали вновь тяготеют к предметности, что демонстрирует психологическую травму, неприятие со стороны сверстников, попытку принять клишированный современный мир, в котором высмеивается талант и необычность.

Таким образом, наблюдая за видовой трансформацией художественных деталей в XXI веке, мы обратили внимание на то, что действительность существенно изменилась, даже роль повествователя автор доверяет ребёнку и подростку, в то время, как в литературе ХХ века нарратором является человек мудрый и взрослый, способный обращать внимание на связь портретных деталей с душевной жизнью героев. Поэтому самыми частотными в детской прозе ХХ века являются портретные и пейзажные детали, согласно классификации Есина — внешние, а в современной детской прозе детали тяготеют к психологическим, становясь оттеночными — это детали-впечатления, детали-сравнения, самоощущения. Детская проза призвана помочь решить такие проблемы, как адаптация в коллективе, освещение внутрисемейных взаимоотношений, интернет-зависимость и другие.

1. Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. М.: Наука: Флинта, 2010. 248 с.

2. Добин Е.С. Искусство детали. М.: Высшая школа, 2006. С. 252-254.

3. Чернец Л.В. Введение в литературоведение. М., 1999. 368 с.

4. Цивин Р. Д. Роль художественной детали в изображении характера // Вопросы русской литературы. 1967. Вып. 2(5). С. 127-132.

5. Добин Е.С. Герой. Сюжет. Деталь. М.;Л.: Советский писатель, 1962. 407 с.

6. Кухаренко В.А. Интерпретация текста: Учеб пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1988. 192 с.

7. Введение в литературоведение: учебник для бакалавров: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Русский язык и литература» / Под общ. ред. Л.М.Крупчанова. М.: Юрайт, 2013. 479 с.

8. Кочетова В.Г. Художественная деталь в прозе И.А.Гончарова: типы, функции, эволюция [Электр. ресурс]. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_002311108/ (дата обращения: 08.06.2021).

9. Жаворонок И.А. Художественная деталь и её функции в творчестве Л.И.Улицкой [Электр. ресурс]. URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01005046020#?page=1 (дата обращения: 05.05.2021).

10. Андросова Т.Л., Васильева Т.Н. Особенности художественной детали в повести В.Гаврильевой «Любовь осени» // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5(78). С. 534-537.

11. Бажов П.П. Каменный цветок: Урал. сказы. Казань: Татар. кн. изд-во, 1979.158 с.

12. Пришвин М.М. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 5. Л.: Художественная литература, 1983. 486 с.

13. Кочетова И.В. Цветовая символика как отражение творческого метода А.Белого и его метаязыкового сознания. Вестник Кемеровского государственного университета. 2010. N° 2. С. 103-107.

14. Куприн А.И. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. М.: Гослитиздат, 1957. 586 с.

15. Николаев С.М. Камни — мифы, легенды, суеверия. Новосибирск: Наука, Сибирская издательская фирма РАН, 1995. С. 32, 34.

16. Трессидер Дж. Словарь символов. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. 448 с.

17. Шастина Е.М., Шатунова О.В, Божкова Г.Н., Ибришевич З. Специфика электронной детской литературы в Хорватии и России // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 2(135). С. 233.

18. Аромштам М.С. Когда отдыхают ангелы. М.: КомпасГид, 2019. 208 с.

19. Аромштам М.С. Мохнатый ребенок: истории о людях и животных. М.: КомпасГид, 2017. 208 с.

20. Кузнецова Ю.Н. Подружки. М: Аквилегия, 2020. 224 с.

21. Соя А.В. Правдивая история Федерико Рафинелли. М.: Абрикобукс, 2019. 136 с.

22. Божкова Г.Н., Ахметзянова Э.И. Болезни и недуги героев подростковой прозы ХХ—ХХ1 вв. // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2021. № 4(37). С. 457-460. DOI: 10.34680/2411-7951.2021.4(37).457-460

23. Линде Ю.В. Литеродура. М.: Детская литература, 2019. 160 с.

References

1. Esin A.B. Printsipy i priemy analiza literatumogo proizvedeniya [The principles and techniques of the analysis of a literary work]. Moscow, 2010. 248 p.

2. Dobin E.S. Iskusstvo detail [The art of detail]. Moscow, 2006, pp. 252-254.

3. Chernets L.V. Vvedenie v literaturovedenie [Introduction to Literary Studies]. Moscow, 1999. 368 p.

4. Tsivin R. D. Rol' khudozhestvennoy detali v izobrazhenii kharaktera [Role of artistic detail in character presentation]. Voprosy russkoy literatury, 1967, iss. 2(5), pp. 127-132.

5. Dobin E.S. Geroy. Syuzhet. Detal' [Hero. Plot. Detail]. Leningrad, 1962. 407 p.

6. Kukharenko V.A. Interpretatsiya teksta: Ucheb posobie dlya studentov ped. in-tov [Text interpretation: Textbook for students]. Moscow, 1988. 192 p.

7. Krupchanov L.M., ed. Vvedenie v literaturovedenie [Introduction to Literary Studies]. Moscow, 2013. 479 p.

8. Kochetova V.G. Khudozhestvennaya detal' v proze I.A.Goncharova: tipy, funktsii, evolyutsiya [Artistic detail in the prose of I.A.Goncharov: types, functions, evolution]. Available at: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_002311108/ (accessed: 08.06.2021).

9. Zhavoronok I.A. Khudozhestvennaya detal' i ee funktsii v tvorchestve L.I.Ulitskoy [Artistic detail and its functions in the work of L.I.Ulitskaya]. Available at: https://dlib.rsl.ru/viewer/01005046020#?page=1 (accessed: 05.05.2021).

10. Androsova T.L., Vasil'eva T.N. Osobennosti khudozhestvennoy detali v povesti V.Gavril'evoy "Lyubov' oseni" [Features of the artistic detail in the story "Autumn love" by V.Gavrilieva]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 2019, no. 5(78), pp. 534-537.

11. Bazhov P.P. Kamennyy tsvetok: Ural. Skazy [Stone flower: Ural stories]. Kazan, 1979.158 p.

12. Prishvin M.M. Collected works in 8 vols, vol. 5. Leningrad, 1983. 486 p.

13. Kochetova I.V. Tsvetovaya simvolika kak otrazhenie tvorcheskogo metoda A.Belogo i ego metayazykovogo soznaniya [Color symbolism as a reflection of A.Bely's creative method and his metalanguage consciousness]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2010, no. 2, pp. 103-107.

14. Kuprin A.I. Collected works in 6 vols, vol. 3. Moscow, 1957. 586 p.

15. Nikolaev S.M. Kamni — mify, legendy, sueveriya [Stones are myths, legends, superstitions]. Novosibirsk, 1995, pp. 32, 34.

16. Tressider Dzh. Slovar' simvolov [Dictionary of symbols]. Moscow, 2001. 448 p.

17. Shastina E.M., Shatunova O.V, Bozhkova G.N., Ibrishevich Z. Spetsifika elektronnoy detskoy literatury v Khorvatii i Rossii [Specificity of electronic children's literature in Croatia and Russia]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2019, no. 2(135), p. 233.

18. Aromshtam M.S. Kogda otdykhayut angely [When the angels rest]. Moscow, 2019. 208 p.

19. Aromshtam M.S. Mokhnatyy rebenok: istorii o lyudyakh i zhivotnykh [The furry child: stories about people and animals]. Moscow, 2017. 208 p.

20. Kuznetsova Yu.N. Podruzhki [Girlfriends]. Moscow, 2020. 224 p.

21. Soya A.V. Pravdivaya istoriya Federiko Rafinelli [The True Story of Federico Rafinelli]. Moscow, 2019. 136 p.

22. Bozhkova G.N., Akhmetzyanova E.I. Bolezni i nedugi geroev podrostkovoy prozy XX—XXI vv. [Diseases and ailments of the heroes of teenage prose of the XX—XXI centuries]. Memoirs of NovSU, 2021, no. 4(37), pp. 457-460. DOI: 10.34680/2411-7951.2021.4(37).457-460

23. Linde Yu.V. Literodura [Literature fool]. Moscow, 2019. 160 p.

Mukhamadeeva R.M., Bozhkova G.N. Types of artistic details in children's and youth prose of the XX—XXI centuries.

The article is devoted to the analysis of the most frequent types of artistic details in modern literature for children and teenagers. The goal was achieved through the implementation of the following tasks: to determine the predominant types of artistic details in children's prose of the XX century, to identify frequent details of modern prose. To achieve the most precise results, the following research methods were used: structural-semantic — when working with types and functions of artistic details; cultural-historical — when interpreting works of fiction; a method of literary analysis of the work of fiction. Eight works were chosen as the material for analysis (3 texts of teenage prose and 5 of modern youth literature). In the works of A.I.Kuprin, M.M.Prishvin and P.P.Bazhov, such types of artistic details as landscape and portrait details (details-comparisons) are the most frequent. In the prose of M.S.Aromshtam, Y.N.Kuznetsova, A.V.Soya and Y.V.Linde, object details prevail, as well as portrait details (details-impressions). The conclusion is made that reality has changed greatly, modern literature is designed to help children to adapt to adult life, using soft solutions.

Keywords: artistic detail, A.I.Kuprin, M.M.Prishvin, P.P.Bazhov, M.S.Aromshtam, Y.N.Kuznetsova, A.V.Soya, Yu.V.Linde.

Сведения об авторах. Рушания Марселевна Мухамадеева — учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №26» г. Набережные Челны; ORCID: 0000-0003-4147-7991; rushaniya47@gmail.com; Галина Николаевна Божкова — кандидат филологических наук (10.01.01), доцент Елабужского института Казанского федерального университета; ORCID: 0000-0001-7204-1504; bozhkova.galina@mail.ru.

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 10.02.2022. Принята к публикации 01.03.2022.

Ссылка на эту статью: Мухамадеева Р.М., Божкова Г.Н. Виды художественных деталей в детско-юношеской прозе ХХ—XXI вв. // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2022. № 2(41). С. 250-254. DOI: 10.34680/2411-7951.2022.2(41).250-254

For citation: Mukhamadeeva R.M., Bozhkova G.N. Types of artistic details in children's and youth prose of the XX—XXI centuries. Memoirs of NovSU, 2022, no. 2(41), pp. 250-254. DOI: 10.34680/2411-7951.2022.2(41).250-254

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.