Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ В «МАЛЕНЬКОЙ ПОВЕСТИ О ГЛУПОЙ ЖЕНЩИНЕ» В. Н. ГАВРИЛЬЕВОЙ'

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ В «МАЛЕНЬКОЙ ПОВЕСТИ О ГЛУПОЙ ЖЕНЩИНЕ» В. Н. ГАВРИЛЬЕВОЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
69
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЕНТИНА ГАВРИЛЬЕВА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ / ПСИХОЛОГИЯ ГЕРОЕВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / СИМВОЛ / VALENTINA GAVRILYEVA / ARTISTIC DETAIL / PERSONAGES’ PSYCHOLOGY / SYMBOL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Андросова Татьяна Лаврентьевна, Васильева Татьяна Ниловна

Цель исследования - выявление особенностей художественной детали в произведении «Маленькая повесть о глупой женщине» якутской писательницы В. Н. Гаврильевой. Статья посвящена рассмотрению своеобразной роли художественной детали в раскрытии характера и психологического состояния персонажей. Научная новизна заключается в разработке собственной классификации художественных деталей, основанной на работах отечественных литературоведов Н. Л. Вершининой, Е. С. Добина, В. А. Кухаренко. В результате исследования выделена основная деталь-символ, раскрыта ее роль в референции образов; приводится характеристика других художественных деталей; выявлены особенности использования цветовой палитры при описании внутреннего состояния героев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ARTISTIC DETAIL FUNCTIONING IN “THE SIMPLE STORY OF A SILLY WOMAN” BY V. N. GAVRILYEVA

The research objective includes identifying features of the artistic detail functioning in “The Simple Story of a Silly Woman” by the Yakut writer V. N. Gavrilyeva. The paper aims to analyse the artistic detail role in revealing personages’ characters and psychological conditions. Scientific originality of the study lies in the fact that relying on works of the Russian literary critics N. L. Vershinina, E. S. Dobin, V. A. Kukharenko, the authors propose their own classification of artistic details. The research findings are as follows: the key detail-symbol is identified, its role in literary images development is revealed; some other artistic details are highlighted; specificity of the colour palette used to describe personages’ inner state is determined.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ В «МАЛЕНЬКОЙ ПОВЕСТИ О ГЛУПОЙ ЖЕНЩИНЕ» В. Н. ГАВРИЛЬЕВОЙ»

https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.11.8

Андросова Татьяна Лаврентьевна, Васильева Татьяна Ниловна

Особенности художественных деталей в "Маленькой повести о глупой женщине" В. Н.

Гаврильевой

Цель исследования - выявление особенностей художественной детали в произведении "Маленькая повесть о глупой женщине" якутской писательницы В. Н. Гаврильевой. Статья посвящена рассмотрению своеобразной роли художественной детали в раскрытии характера и психологического состояния персонажей. Научная новизна заключается в разработке собственной классификации художественных деталей, основанной на работах отечественных литературоведов Н. Л. Вершининой, Е. С. Добина, В. А. Кухаренко. В результате исследования выделена основная деталь-символ, раскрыта ее роль в референции образов; приводится характеристика других художественных деталей; выявлены особенности использования цветовой палитры при описании внутреннего состояния героев.

Адрес статьи: \м№^.дгато1а.пе1/та1епа18/2/202С)/11/8.1'|1т1

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 11. C. 40-43. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2020/11 /

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

Литература народов Российской Федерации

National Literatures of the Russian Federation

https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.11.8 Дата поступления рукописи: 06.08.2020

Цель исследования - выявление особенностей художественной детали в произведении «Маленькая повесть о глупой женщине» якутской писательницы В. Н. Гаврильевой. Статья посвящена рассмотрению своеобразной роли художественной детали в раскрытии характера и психологического состояния персонажей. Научная новизна заключается в разработке собственной классификации художественных деталей, основанной на работах отечественных литературоведов Н. Л. Вершининой, Е. С. Добина, В. А. Кухаренко. В результате исследования выделена основная деталь-символ, раскрыта ее роль в референции образов; приводится характеристика других художественных деталей; выявлены особенности использования цветовой палитры при описании внутреннего состояния героев.

Ключевые слова и фразы: Валентина Гаврильева; художественная деталь; психология героев произведения; символ.

Андросова Татьяна Лаврентьевна Васильева Татьяна Ниловна, к. филол. н.

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск jaero996@mail.ru; vtatyanan@yandex.ru

Особенности художественных деталей в «Маленькой повести о глупой женщине» В. Н. Гаврильевой

Одним из важных элементов создания образов в литературном произведении выступают малые компоненты предметного мира произведения - художественные детали. Они несут существенную смысловую нагрузку, как подробность, частность [13, с. 246], способствуя правильному осмыслению идеи автора. Деталь обращает внимание читателя на созданные писателем портреты, пейзажи, на определенные черты характера, душевное состояние.

Малые компоненты, невзирая на свой «мельчайший» размер, на наш взгляд, достойны отдельного внимания. Подробного раскрытия в отечественной литературоведческой науке особенностей художественной детали в социально-психологических повестях Валентины Николаевны Гаврильевой (член Союза писателей СССР, 1944 г.р.) нами не обнаружено, что и является актуальностью данного исследования.

Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи: выделение основной детали-символа, характеристика выявленных художественных деталей по собственной классификации и определение особенностей использования цветовой палитры при изображении душевного состояния героев.

При разработке классификации использован сравнительно-типологический подход, художественные детали выявлены с помощью сравнительно-функционального и статистического методов.

Теоретической базой исследования послужили работы отечественных литературоведов Н. Л. Вершининой [6], Е. С. Добина [9], А. Б. Есина [10], В. А. Кухаренко [12], в которых рассматриваются разновидности художественной детали. Вопрос о единой классификации художественной детали все еще остается дискуссионным, в связи с этим исследователи, опираясь на свое определение и опыт изучения творчества конкретного писателя, устанавливают собственную классификацию. Подтвердить или опровергнуть данную концепцию мы попытались на примере произведения В. Н. Гаврильевой «Маленькая повесть о глупой женщине». Было выделено шесть типов деталей: деталь-символ, деталь-сравнение, бытовая, пейзажная, портретная, предметная.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при изучении особенностей художественной детали, истории литературы народов России, в том числе якутской прозы 1960-1980 гг.

Материалом исследования послужило произведение «Маленькая повесть о глупой женщине» В. Н. Гав-рильевой, чье творчество явилось «новой волной» в якутской литературе. Писатель, зарекомендовав себя писателем-психологом, широко использует художественные детали для передачи преломления мировоззрения главной героини Дайи (Дарии), также характеров и судеб остальных героев.

В процессе анализа было выявлено, что автор часто использует слово книга, которая, многократно повторяясь, превращается в деталь-символ [14, с. 15] и становится сюжетно значимой. Поскольку главная героиня повести Дария - библиотекарь, то, в отличие от остальных художественных деталей, книге уделяется наибольшее внимание. Можно предположить, что через нее героиня пытается найти себя в реальном окружающем мире. Помимо этого, поиски себя через книгу своеобразно соотносятся с поисками выхода из лабиринта. На этой детали - книге - основан сюжет произведения - непростой путь личностного роста Дарии, которую окружающие называют «глупой женщиной».

Как основная художественная деталь, книга, по сути, определяет в произведении всех и вся. Дария выросла в надуманном книжном мире, далеком от реальности, закрытом от жизни. Навязывание бесполезных советов говорит о том, что она не умеет ориентироваться в повседневной жизни и разбираться в людях. Жители, в основном, сторонятся ее, она вне их понимания. Связь с ними основана лишь на ее работе библиотекарем. Следовательно, книга, как деталь-символ, показывает, что она живет, по словам мужа, будто бы «во сне, в мире иллюзий». Начитанность Дарии не помогает ей вписаться в человеческий социум с реальными взглядами на жизнь и повседневными бытовыми делами. Советуя читателям книги, она исходит из своего вкуса, будучи уверенной в том, что книга - лучший учитель, «способный зажигать искры в душе читателей» [7, с. 34]. Именно поэтому она дает своей единственной приятельнице Майе, работающей скотницей на ферме, «Войну и мир» Л. Толстого. И только потом понимает, что та и за всю жизнь ее не осилит. Попытки привить любовь к чтению оканчивались неудачей. Только учитель Роман понимает, что начинать надо с «легких» книг. Так, он берет для своей любовницы детектив.

Автор занимает прогрессивную позицию. Дария, воспитанная на книгах, ничего не смыслит в повседневной жизни, отсюда ее прозвище - «глупая женщина». Наивна ее попытка устроить в коровнике подобие библиотеки -красного уголка. Другая героиня, Майя, возможно, испытывая нехватку внимания противоположного пола, заказывает в библиотеке книгу с романтическим, любовным сюжетом, как в книге Н. Якутского «Телке» («Судьба»). Эта книга символизирует одновременно и одиночество героини, и мечту о «неземных чувствах» - чистой любви. В разговорах с подругами она тонко намекает на желание найти спутника жизни: «Ба§ар, миигин, Ма-таЫшар Маайаны, сибэккилээх хотон хотунун, уолаттар эккирэтэ сылдьар буолуохтара...» [8, с. 47]. / «Может, за мной, Майей, госпожой коровника с цветком, будут бегать мальчики...» (здесь и далее перевод выполнен авторами статьи. - Т. А., Т. В.). Так, через выбор книги автор показал характер и стремления Майи.

Таким образом, художественная деталь книга - определяющий элемент, художественный прием, использованный автором при написании повести. Посредством книги В. Н. Гаврильева обрисовывает образ «глупой женщины» Дарии. Книга, как деталь-символ, может означать для главной героини поиски себя, своего «Я» [4, с. 136] в лабиринте жизни [1, с. 80].

Посредством детали-символа, а именно жанра и содержания книг, автор, возможно, пытается показать подробности/особенности жизни других персонажей произведения. Так, автор удачно проводит параллель между мужем Дарии, Федором и Дмитрием Гуровым из рассказа А. П. Чехова «Дама с собачкой». Они оба изменяют образованным и умным, но далеким от обыденной жизни женам, которых считали наивными, заурядными. В любой непонятной ситуации Федор обзывает ее глупой и не видящей ничего дальше своего носа. Идеализирующая его Дария, пусть и намного позже, узнает о связи мужа с другой женщиной.

Наивная Дария воспринимает адюльтер молодой замужней Анастасии со школьным учителем Романом во время отъезда мужа в город как обычную дружбу. Чуть позже выясняется, что у них все серьезно, что Роман даже одалживает для нее книгу. Детективный жанр этой книги характеризует, скорее всего, жизнь Анастасии: раскрывает тайное нарушение ею «правил», её проступки.

Просьба Федора передать книгу «Агрономия» в зеленой обложке, символически связанную с «призем-ленностью», характеризует мужа Дарии как серьезного, ответственного работника, также принимающего реальность (работу и жену) такой, какой бы она ни была. Он трезво воспринимает недопонимание со стороны жены, трудности на работе, а не идеализирует и не возвышает их как жена. Как говорится, противоположности притягиваются: витающая в облаках Дария и приземленный Федор.

Характер, образ жизни и эмоции героев раскрываются с помощью деталей-сравнений, выполняющих характерологическую функцию. Эта разновидность детали приобретает метафорический смысл. Образ лучшей подруги Дарии, МатаЬыйар Майи, автор уверенно сопоставляет с образом из якутского героического эпоса олонхо Кыыс Кыскыйдаан, девушкой-чертом из Нижнего мира, ассоциируя ее с болтливым и язвительным существом. Отталкиваясь от этой дефиниции, мы воспринимаем Майю как человека с острым языком и бойким характером.

Далее автор сравнивает Дарию со сторожем полупустой библиотеки. С помощью этой детали передается преданность работе Дарии, вопреки небольшому количеству посетителей-читателей. Так, подходящее сравнение раскрывает образ жизни героини.

Уподобление самой себя щенку, еще не раскрывшему глаза, говорит о том, что главная героиня в некоторых случаях осознает свою отдаленность от реальности. Она ассоциируется с новорожденным, слепым щенком, беспомощно тыкающимся в разные стороны. Несмотря на 30-летний возраст, она не уверена и наивна. Возможно, это объясняется ее выбором книг.

Кроме вышеупомянутых деталей существуют и другие. Например, предметные детали, к которым относятся любые рукотворные вещи, введенные в строй литературного произведения [5, с. 276], в частности красно-зеленая круглая игрушка, висевшая над кроватью Дарии, когда она была еще маленькая. В энциклопедии символов круг определяют как время, заключающее в себе пространство и отсутствие времени, как отсутствие начала и конца [11, с. 160]. Эта непонятная читателю и Дарии игрушка крутилась, поворачиваясь

то красной, то зеленой стороной. Она, возможно, символизирует то, что главную героиню ожидают и положительные, и тревожные моменты в жизни, как и переменчивые цвета данного шара. Эта деталь также может выступать конкретизирующим компонентом композиции повести: сюжет произведения разворачивается как чередование воспоминаний о неудачных любовных отношениях и повседневных событиях.

Немаловажную роль выполняют и портретные детали, изображающие внешность человека (включая лицо, телосложение, одежду и т.п.) [10, с. 50], посредством которых описываются определенные черты характера героев. Так, Дария попадается на обман Анастасии: покупает у нее втридорога обычные черные перчатки под видом фирменного аксессуара из Болгарии. Перчатки могут выступать характеристикой ловкого человека. Черный цвет, в первую очередь, связан с негативом, противоположностью всего светлого и хорошего. Перчатки, прежде всего, выражают нечестность и лицемерие Анастасии. Она, вероятно, была уверена, что Дария, даже если узнает про обман, ничего не скажет ей в ответ. Также эта портретная деталь раскрывает Дарию как доверчивого и наивного человека.

На следующий день Дария просится поехать с мужем к нему на работу. После очередного заявления Федора, что она глупая, она решает измениться. В частности, Дария желает изменить отношение мужа к ней и решается подарить ему красный свитер. Одежда символизирует силу и сосредоточение жизненной энергии [1, с. 131]. А с помощью красного цвета автор передает утверждающуюся в Дарии уверенность в своих силах [2, с. 169]. В конце она восклицает: «Туох улугэрэй, теЫ ер акаары буолуохха свбуй? Туксу! Даайа эрэйдээх, бы-раhаай, быралыйар бырастыы, аны атын Даайа буолуо§а. Атын!» [8, с. 56]. / «Что это такое, сколько можно быть такой глупой? Хватит! Бедная Дария, прости и прощай, теперь будет другая Дария. Другая!». Эта ситуация становится последней каплей, подтолкнувшей её на перемены.

В данном произведении также важны и пейзажные детали, посредством которых передается состояние души и характер персонажа. В качестве одной из таких деталей является подснежник, символизирующий надежду. Подснежники - это первоцветы, смело пробивающиеся сквозь снег, а значит, связаны с силой духа и храбростью. В повести мы видим, как за окном библиотеки дети так весело собирали букеты из этих цветов, что Да-рии захотелось присоединиться к ним. Но она не могла этого сделать, поскольку надеялась принять и обслужить заветных читателей. Подснежники ассоциируются у нее с рождением дочери: ведь если бы та появилась на свет весной, муж принес бы в знаменательный день выписки ее любимые подснежники. Но надежды о малейшем внимании в виде подарка или букета цветов не сбылись. Подснежники в мечтах Дарии знаменуют надежду на более чуткое отношение мужа, нежели его равнодушие, которое оставило печальное воспоминание.

В то же время подснежники могут представлять саму Дарию. У нее, несмотря на осуждающее отношение окружающих, свое восприятие (видение) мира через «розовые очки», которое соотносимо с пробивающимся сквозь снег подснежником. В этом и кроется ее храбрость. Если раньше она не боялась отличиться своей необычностью, осуждений, то в последнее время резко решает измениться. Ее мнение насчет подснежника тоже меняется, ровно как мнение о себе: прекрасный и храбрый цветок превращается в обычную траву. «Ньургуhуннар, ньургуhуннар диибит даманы да, онтубут адьас даманы берукутэ суох сибэкки эбит ээ. Сибэкки да буолан - от!» [Там же, с. 41]. / «Мы превозносим подснежники, но они, оказывается, не такие уж и прекрасные цветы. Даже не цветы, а трава!». Мы наблюдаем отказ героини от прежней себя, то есть ее «своеобразие» превращается в понятие «как все».

Существенные функции выполняют также и бытовые детали (обстановка, атрибуты быта и т.п.), служащие для передачи внутреннего мира, образа жизни, намерений персонажа и, прежде всего, выполняющие характерологическую функцию. Шкаф, переставленный на середину дома, чтобы привлечь благосклонное внимание мужа, наоборот вызывает отторжение. Неудобно стоящий, создающий препятствие, он подобен Дарии, нечаянно погубившей рассаду, пытаясь заслужить похвалу Федора. А документы, оставленные наверху шкафа, передают отстраненность мужа от душевных переживаний жены, а также и то, что он уделяет работе намного больше внимания. Таким образом, шкаф, возможно, символизирует внутренний мир Дарии. Это отражено в его словах: «Эн, бука баhаалыста, бэйж бэйэ§эр олор, ол эрээри эн оннук-маннык хаппырыъЬт мин улэбэр мэhэйдиэ суох тустаах» [Там же, с. 69]. / «Ты, пожалуйста, живи сама по себе, к тому же твои капризы не должны мешать моей работе».

В воспоминаниях главной героини о детстве мы видим кровать с перегородкой, о которую она ударялась головой, чтобы дотянуться до круглой игрушки, висящей наверху. Если предположить, что кровать символизирует личную жизнь героини, то перегородка, видимо, обозначает препятствия в ней. С самого детства она была настолько наивной, что гиперболизировала очередное сходство интересов в большую настоящую любовь. Ее «нафантазированные ухажеры» встречались с другими девушками, которых соотносим с «преградами». Таким образом, эта бытовая деталь определяет несложившуюся личную жизнь.

В организации красного уголка фермы понадобилась помощь Дарии как библиотекаря. Выставку она решает украсить подросшими до больших размеров красными цветами из своего дома. Цветы обозначают идеальную жизнь без каких-либо изъянов [3, с. 515]. Автор неспроста дает красную окраску. Как мы знаем, этот цвет обладает стимулирующей силой [2, с. 169]. Когда она открывает окно, чтобы проветрить здание, теленок съедает весь цветок. Стимул к идеальной жизни Дарии теряется, хоть и нечаянно. Ее видение мира через «розовые очки» рушится, и она возвращается в реальный мир: невозможно украсить старый коровник цветами.

Дария до всех этих событий идеализировала людей, думала, что нет лжи и обмана. Наконец, пришло время созреть для современного жестокого мира. «Барыта, ааспыт барыта, саадьа§ай борооску сиэн кэбиспит сибэккитин курдук, барыта суох буолбут» [8, с. 60]. / «Всё былое исчезло, как теленок съел цветок». Эта бытовая деталь - развязка повести. Главная героиня решает «проснуться», «поумнеть» и начать жизнь с чистого листа.

В завершении мы приходим к следующим выводам. Удачно использованные В. Н. Гаврильевой детали-символы помогают раскрытию характера, личности Дарии, показывают путь ее личностного роста. Посредством цветовых, бытовых, пейзажных и других деталей писатель показывает мир Дарии, людей, ее окружающих.

В ходе анализа выявлены следующие виды художественных деталей: деталь-символ, деталь-сравнение, предметная, портретная, пейзажная, бытовая. Художественные детали способствуют раскрытию характера и психологии персонажей и служат частью композиции произведения.

В качестве детали-символа, выставленной на передний план, отмечаем книгу. Неверный выбор библиотекарем книг для читателей показывает ее неумение разбираться в людях. По жанру и содержанию книг растолковываются особенности характера других персонажей. Например, заветная мечта МатаЬыйар Майи обрести спутника жизни передается через любовное содержание романа «Судьба», непристойное поведение Анастасии выражается через жанр детектива, жизнь Федора характеризуется рассказом «Дама с собачкой» и книгой «Агрономия». Книга также определяет сюжет и идею произведения - поиски себя в данном мире.

Пейзажная деталь, подснежник, изображает надежду и вместе с ней описывает саму главную героиню, то есть Дарию, которая похожа на подснежник. Также ее образ выступает в виде сюжетообразующей детали произведения. Предметная деталь, круглая игрушка, подразумевает переменчивость эмоций главной героини, к тому же выступает конкретизирующей частью композиции повести. Бытовые детали дополняют образ героини, например, шкаф изображает равнодушное отношение мужа к внутреннему миру жены, кровать с перегородкой - не сложившуюся личную жизнь, красный цветок символизирует разрушение стимула к идеальной жизни, кроме этого служит развязкой произведения. Портретные детали, черные перчатки, к примеру, раскрывают характер двух героев: ловкость и лицемерие Анастасии, доверчивость и наивность Дарии. Красный свитер служит последней каплей терпения Дарии, толкнувшей ее на изменения. Детали-сравнения (сравнение Дарии со сторожем и новорожденным щенком, сравнение Мата^шар Майи с Кыыс Кыскыйдаан) раскрывают особенности характера героев.

В. Н. Гаврильева для усиления значения «окрашивает» художественные детали в определенные цвета, в нашем случае красный, зеленый и черный. Эти цвета углубляют смысл деталей: красно-зеленая круглая игрушка - это положительные и тревожные реакции на события, идентичные ее окраске, черные перчатки - тяжелый осадок после обмана, красный цвет свитера и цветка прибавляют уверенность в действиях и намерениях.

В заключение следует сказать, что в своей повести писательница через ряд художественных деталей сумела раскрыть психологию персонажей, показать, как изменялся мир героини. Данное исследование может быть основой для дальнейшего изучения особенностей художественных деталей в творчестве В. Н. Гаврильевой в целом.

Список источников

1. Адамчик В. В. Словарь символов и знаков: тайная символика. М.: АСТ; Харвест, 2006. 240 с.

2. Алиева Н. З. Физика цвета и психологии зрительного восприятия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2008. 208 с.

3. Андреева В., Куклев В., Ровнер А. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М.: Локид; Миф, 1999. 576 с.

4. Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов / пер. с нем. Г. И. Гаева. М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. 512 с.

5. Введение в литературоведение: учеб. пособие / под ред. Л. В. Чернец. М.: Высш. шк., 2004. С. 275-285.

6. Вершинина Н. Л., Волкова Е. В., Крупчанов Л. М. и др. Введение в литературоведение: учебник для бакалавров / под общ. ред. Л. М. Крупчанова. Изд-е 3-е, перераб. и доп. М.: Юрайт, 2015. 479 с.

7. Гаврильева В. Семен Дежнев уулуссатынан // Гаврильева В. Суруйааччы уонна уларыта тутуу: публицистика хо-муурунньуга. Якутскай: Кинигэ изд-вота, 1990. С. 31-35.

8. Гаврильева В. Н. Суол: СэИэннэр. Якутскай: Кинигэ изд-вота, 1977. 128 с.

9. Добин Е. С. Сюжет и действительность. Искусство детали. Л.: Сов. писатель, 1981. 432 с.

10. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб. пособие. Изд-е 3-е. М.: Флинта; Наука, 2000. 248 с.

11. Купер Дж. Энциклопедия символов. М.: Ассоц. духов. единения «Золотой век», 1995. 401 с.

12. Кухаренко В. А. Интерпретация текста: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностр. яз.». Изд-е 2-е, перераб. М.: Просвещение, 1988. 192 с.

13. Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2-х т. М.: Рус. яз., 1999. Т. 1. А - Пантомима. 624 с.

14. Шипицына Г. М. Художественная деталь в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» // Литература в школе. 2016. № 5. С. 13-15.

Features of Artistic Detail Functioning in "The Simple Story of a Silly Woman" by V. N. Gavrilyeva

Androsova Tatyana Lavrentyevna Vasilyeva Tatyana Nilovna, PhD

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk jaero996@mail. ru; vtatyanan@yandex. ru

The research objective includes identifying features of the artistic detail functioning in "The Simple Story of a Silly Woman" by the Yakut writer V. N. Gavrilyeva. The paper aims to analyse the artistic detail role in revealing personages' characters and psychological conditions. Scientific originality of the study lies in the fact that relying on works of the Russian literary critics N. L. Vershinina, E. S. Dobin, V. A. Kukharenko, the authors propose their own classification of artistic details. The research findings are as follows: the key detail-symbol is identified, its role in literary images development is revealed; some other artistic details are highlighted; specificity of the colour palette used to describe personages' inner state is determined.

Key words and phrases: Valentina Gavrilyeva; artistic detail; personages' psychology; symbol.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.