Научная статья на тему 'БОЛЕЗНИ И НЕДУГИ ГЕРОЕВ ПОДРОСТКОВОЙ ПРОЗЫ XX-XXI ВВ'

БОЛЕЗНИ И НЕДУГИ ГЕРОЕВ ПОДРОСТКОВОЙ ПРОЗЫ XX-XXI ВВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
420
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛЕЗНЬ / И.А.БУНИН «ЛАПТИ» / А.И.КУПРИН «СЛОН» / К.И.ЧУКОВСКИЙ «СОЛНЕЧНАЯ» / Ю.КУЗНЕЦОВА «ВЫДУМАННЫЙ ЖУЧОК» / Ю.СИМБИРСКАЯ «ЗАЯЦ НА ВЗЛЁТНОЙ ПОЛОСЕ» / А.СОЯ «ПРАВДИВАЯ ИСТОРИЯ ФРЕДЕРИКО РАФИНЕЛЛИ»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Божкова Г.Н., Ахметзянова Э.И.

Статья посвящена анализу недугов юных героев в современной литературе для подростков. Реализация цели связана с поставленными задачами: проанализировать пороки и недуги в юношеской литературе XX в.; выявить виды болезней в современной подростковой прозе. Для достижения цели и решения задач были определены качественные методы исследования: описательный - при обработке фактического материала; контент и тематического анализа - при непосредственной интерпретации произведений современной детско-юношеской прозы. На базе 6 произведений (3 текстов для подростков XX в. и 3 юношеских повестей XXI в.) функционально изучены болезни юных героев. В произведениях К.И.Чуковского, И.А.Бунина, А.И.Куприна доминируют такие виды болезней, как горячка, равнодушие к жизни, туберкулёз, ангина, скарлатина. В художественной прозе Ю.Кузнецовой, Ю.Симбирской, А.Соя описаны Синдром Дауна, гидрацефалия, аллергия, гетерохромия, номофобия. Делается вывод о том, что эволюционирующие детско-юношеские болезни, изображённые в проанализированных произведениях, демонстрируют социальные проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISEASES AND AILMENTS OF HEROES OF 20TH-21ST CENTURIES ADOLESCENT PROSE

The article is devoted to the analysis of the ailments of young heroes in modern literature for adolescents. We analyze the vices and ailments in the youth literature of the twentieth century and identify the types of diseases in modern adolescent prose. To achieve the goal and solve problems, qualitative research methods were used: descriptive - when processing factual material; content and thematic analysis - with the direct interpretation of works of modern children's and youth's prose. On the basis of 6 works (3 texts for adolescents of the 20th century and 3 youthful stories of the 21st century), the diseases of young heroes are functionally studied. In the works of K.I.Chukovsky, I.A.Bunin, A.I.Kuprin, the most common diseases are fever, indifference to life, tuberculosis, tonsillitis, and scarlet fever. Down syndrome, hydracephalus, allergy, heterochromia, and nomophobia are described in fiction by Yu.Kuznetsova, Yu.Simbirskaya, A.Soya. It is concluded that the evolving childhood and adolescent illnesses depicted in the analyzed works demonstrate social problems.

Текст научной работы на тему «БОЛЕЗНИ И НЕДУГИ ГЕРОЕВ ПОДРОСТКОВОЙ ПРОЗЫ XX-XXI ВВ»

УДК 82.09 https://doi.org/10.34680/2411-7951.2021.4(37).457-460

Г.Н.Божкова, Э.И.Ахметзянова

БОЛЕЗНИ И НЕДУГИ ГЕРОЕВ ПОДРОСТКОВОЙ ПРОЗЫ ХХ—ХХ1 ВВ.

Статья посвящена анализу недугов юных героев в современной литературе для подростков. Реализация цели связана с поставленными задачами: проанализировать пороки и недуги в юношеской литературе ХХ в.; выявить виды болезней в современной подростковой прозе. Для достижения цели и решения задач были определены качественные методы исследования: описательный — при обработке фактического материала; контент и тематического анализа — при непосредственной интерпретации произведений современной детско-юношеской прозы. На базе 6 произведений (3 текстов для подростков ХХ в. и 3 юношеских повестей ХХ! в.) функционально изучены болезни юных героев. В произведениях К.И.Чуковского, И.А.Бунина, А.И.Куприна доминируют такие виды болезней, как горячка, равнодушие к жизни, туберкулёз, ангина, скарлатина. В художественной прозе Ю.Кузнецовой, Ю.Симбирской, А.Соя описаны Синдром Дауна, гидрацефалия, аллергия, гетерохромия, номофобия. Делается вывод о том, что эволюционирующие детско-юношеские болезни, изображённые в проанализированных произведениях, демонстрируют социальные проблемы.

Ключевые слова: болезнь, И.А.Бунин «Лапти», А.И.Куприн «Слон», К.И.Чуковский «Солнечная», Ю.Кузнецова «Выдуманный жучок», Ю.Симбирская «Заяц на взлётной полосе», А.Соя «Правдивая история Фредерико Рафинелли»

Актуальность настоящего исследования обусловлена интересом литературоведов к проблеме болезни-

здоровья, это связано с тем, что на страницах современной детско-юношеской прозы начали всё чаще появляться больные юные герои. Ё.Фарино одним из первых в XX в. рассматривал недуги как значимый элемент, немотивированный на сюжетном уровне, однако введенный в произведение «...ради той или иной их семиотической или семантической функции» [1, с. 234]. А.И.Саушкина, Г.Н.Божкова в статье «Пороки и недуги в поэме казанского поэта Л.И.Топчия "Исповедь"» изучают болезни в творческом наследии малоизвестного казанского поэта Л.И.Топчия [2]. К.Сенне в статье «Советское детство: история болезни. Тема инвалидности в советской детской литературе» [3] на основе 24 произведений, написанных в 1930—1990-е годы, анализирует один из табуированных объектов в советской литературе — тяжелобольного ребёнка или ребёнка-инвалида. Д.А.Караччоло в исследовании «Детская литература и диабет» [4] и М.Проктор — «Хронически больные дети: анализ содержания оценки реалистичной прорисовки "Болезнь опыта" для детских персонажей XXI века в детских иллюстрированных книгах» [5] утверждают о необходимости увеличения реалистического изображения больных детей в литературе, которые служили бы инструментом воздействия на обучение и социализацию больного ребёнка в жизни. Однако недостаточно исследований, которые бы проводилось на материале современной подростковой прозы — в этом новизна статьи.

Перед тем, как обратиться к освещению заявленной проблемы, необходимо дать понятие «болезни».

В словаре С.И.Ожегова это слово имеет следующее значение: «... болезнь — это расстройство здоровья, нарушение деятельности организма» [6]. В «Большом энциклопедическом словаре» — «болезнь — нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное функциональными или (и) морфологическими изменениями, которые связаны с воздействием на организм вредных факторов внешней среды» [7]. С религиозной точки зрения, «болезнь» имеет несколько истолкований: во-первых, это наказание за определённое действие или бездействие грешников, которое разгневало Бога; во-вторых, утрата здоровья воспринимается верующими как Божий дар, позволяющий избежать греха или искупить уже совершённый [7].

С началом расцвета реализма писатели всё чаще прибегают к освещению физических, духовных и психологических недугов детей, ставших неким фоном для раскрытия основной социальной темы всего произведения. В ХХ в. к изображению болезней детей одними из первых обращаются такие русские писатели, как А.И.Куприн, И.А.Бунин, К.И.Чуковский.

В хрестоматийном рассказе И.А.Бунина «Лапти» детская болезнь занимает центральное место и по праву считается сюжетообразующим звеном: именно физический недуг ребёнка и помогает в раскрытии основной темы. Главным виновником такого состояния героя выступает российский климат, являющийся важным фактором формирования национального русского характера. Болезнь юной героини в основе сюжета рассказа А.И.Куприна «Слон», который начинается с фразы: «...маленькая девочка нездорова» [8, с. 145]. Героиня больна «...равнодушием к жизни и больше ничем...» [8, с. 145]. К.И.Чуковский в своей повести «Солнечная» описывает читателям детей, находящихся в костно-туберкулёзном санатории; в стихотворной сказке «Айболит» — детёнышей животных, страдающих от различных заболеваний. Героев двух произведений объединяет то, что все их болезни: и туберкулёз костей и суставов, и ангина, и скарлатина, и холерина, и малярия, и бронхит, и корь, и оспа — носят физический характер и возникают вследствие инфекций или вирусов, которыми заражают детей взрослые люди.

И.А.Бунин, А.И.Куприн, К.И.Чуковский не теряют надежду на спасение и исцеление детей.

В XXI в. писатели серьёзно обеспокоились не только физическим, но и духовным, психологическим здоровьем детей. Это связано с тем, что в настоящее время человек живёт в новой, созданной им самим

Ученые записки Новгородского государственного университета. 2021. № 4 (37). С. 457-460. ' '

окружающей среде, в которой многочисленные факторы влияют на формирование организма ребёнка и определяют уровень его здоровья. К таковым мы можем отнести экологию, тенденцию разрушения полных семей, чрезмерную занятость родителей, цифровизацию и глобализацию.

Свою точку зрения на эту тему высказывает Ю.Кузнецова в повести «Выдуманный жучок» [9]. В качестве рассказчика в произведении выступает девочка по имени Наташа. Героиня подвержена заболеванию, которое характеризуется избыточным накоплением спинномозговой жидкости в желудочках и подоболочечных пространствах головного мозга, что сопровождается их расширением и атрофией — гидроцефалией. В больнице героиня знакомится с новой подругой Аней. Девочка страдает от врождённого рака головного мозга. Оба этих недуга являются последствием внешних воздействий на организм матери во время беременности, в числе которых и инфекционные заболевания, и вредные тератогенные факторы.

Стоит обратить внимание на косвенный вид психологизма, который помогает автору воссоздать современную реальность. Многие художественные детали, с помощью которых писательница создаёт образы главных героев, имеют многозначную интерпретацию, подчёркивая тем самым контрастность двух миров: внутри больницы и за её пределами. В больнице дети радуются ярким фруктам, поскольку им очень не хватает солнечного света, жизненной энергии. Но фрукты являются и предвестниками смерти. Абрикос, в китайской традиции являющийся символом смерти, ассоциируется в произведении с уходом Сани, который очень любил этот фрукт. Больничным стенам, замазанным краской окнам, серой постели, запаху дезинфекции противостоят яркие цвета еды, которую приносят из дома. Нагруженные проблемами родители приходят с улицы, постоянно разговаривают по телефону, ссорятся с близкими, раздражаются. Подобного непонимания нет между больными детьми, напротив, они создали свой идиллический мир мечты, добра, сострадания, сопереживания, который противопоставлен красочной, но духовно деградирующей внешней реальности, манящей юных персонажей.

Так же метафорично описывает духовно больное общество и физически недомагающих детей Ю.С.Симбирская в повести «Заяц на взлётной полосе».

Первая сюжетная линия знакомит читателя с малышом, болеющим синдромом Дауна. Имя героя Чан По переводится как «данный Богом» [10]. Ребёнок родился в назидание, чтобы люди не забывали такие ценности, как добро, взаимовыручка, честь. Симпатию автора раскрывают многочисленные уменьшительно-ласкательные суффиксы, использованные при создании портрета персонажа: «...его круглое личико сияло» [11, с. 27], «прилёг рядом с Бо и приложил ушко к его боку» [11, с. 27]. Мама Чана По называет сына то «солнечным» [11, с. 27], то «особенным» [11, с. 28].

Саша, мать маленькой Мии, противопоставлена маме Чана По. Она тяготится физическим недугом дочери. У Мии — аллергия, которая стала реакцией на отношения мамы и папы: в моменты ссор взрослых щёки девочки «... становились горячими и странно пухлыми» [11, с. 30], «в горле появился ком» [11, с. 30].

Помимо физических недугов в повести описан и психологический: газлайтинг, являющийся формой психологического насилия над персонажем, главная задача которого — заставить человека сомневаться в адекватности своего восприятия окружающей действительности. Такому недугу подвержена Саша. Юлия Симбирская представляет взору читателя несколько периодов жизни героини: школьные, студенческие годы и «сегодняшний день». Именно во время учёбы девочка впервые сталкивается с психологическим насилием, манипулятором которого выступает мать. В 13 лет Саша страдает от панических атак, которые являются последствием газлайтинга. В этот период жизни героиня начинает искать помощи у матери, отчаявшись, — у чужих людей, однако никто не в силах помочь девочке, которая остаётся наедине со своей болезнью. Такая нерешённость проблемы отразилась и на её взрослой жизни: Саша столкнулась с психологическим насилием и в своей семье, становясь жертвой манипуляций мужа.

Подобная ситуация изображена и в магической повести А.Соя «Правдивая история Федерико Рафинелли». Федерико Рафинелли или, как он себя называет, Федя — «...маленький несчастный клоун из бродячего "Цирка злых уродов" синьоров Рафинелли» [12, с. 13]. Внешне он выглядит как обычный артист, готовый развлекать взрослых и детей, однако каждая деталь раскрывает недуги подростка. Яркий парик на голове скрывает раннее облысение: «...из-за постоянных стрессов он полностью облысел, потерял ресницы и брови» [12, с. 13]. Тотальная алопеция — так звучит медицинский диагноз. Нос героя ещё в детстве «от сильного удара раздулся, покраснел и так и остался на всю жизнь круглым красным помидором» [12, с. 11] — это ещё и признак такого недуга, как диспраксия или синдрома «неуклюжего ребёнка». Автор не называет болезнь, лишь оставляет своеобразные намёки для читателей: у Феди расстройство двигательной системы, вследствие чего он с трудом координирует свои действия во время выполнения сложных и целенаправленных движений («всё время падал в абсолютно неприспособленных для этого местах и частенько ломал руки и ноги» [12, с. 13]). Персонаж не находит поддержки у родителей, ведь является для них «таким же подневольным цирковым животным» [12, с. 13], как и другие питомцы цирка, боль которых взрослые люди превращали в коммерцию.

Не только не нашла поддержки, но и стала объектом ненависти взрослых Надира — девочка с гетерохромией. Разноцветные глаза (левый глаз «светло-голубой в отличие от чёрного правого» [12, с. 29]) не представляют опасности для здоровья, однако в произведении эта особенность раскрывает реакцию героини на скандалы родителей: они такие же разные и непримиримые, как и глаза их чада.

Окружающие видели в ней «странную девочку» [12, с. 21], «одноглазую ведьму» [12, с. 23], но никто даже не думал о внутреннем бунте ребёнка, выбиравшего то, что осуждается шаблонным обществом: красные

кеды и темные цвета в одежде. Причинами недугов главных героев стало общество, заставившее их верить в собственную порочность: Федя ненавидел свою внешность, Надя прятала свой глаз под чёрной пиратской повязкой.

Всем детям Люнебурга (место действия повести) присущ психологический недуг — номофобия. Автор называет их «унылыми» [12, с. 18]: они погружены в виртуальную реальность настолько глубоко, что всё происходящее вне интернета просто не интересует их. Родители не смогли найти время и показать своим детям, насколько интересен реальный мир, ведь «.к материальным потерям готовы не были» [12, с. 20-21]. Авторская позиция очевидна: намного страшнее внешней порочности духовная деградация, которая изображена с помощью жестовой игры Феди, который попытался забрать у детей телефоны и увлечь своей игрой: «..клоун с огненной шевелюрой ловко уходил от погони <... > не прекращая жонглировать гаджетами, которые светились холодным синим электричеством» [12, с. 20].

Раскрывая детские недуги в произведениях, и Ю.Симбирская, и А.Соя, и Ю.Кузнецова обличают порочность и безнравственность мира взрослых, они уверены в том, что именно больное общество является первопричиной болезни как героев литературных произведений, так и реальных детей. Если в детской литературе XX в. мы можем вспомнить лишь небольшое количество произведений, посвящённых болезням и недугам детей, то уже за первые 20 лет XXI в. их становится значительно больше. Эволюционируют такие виды недугов, как физические (гидроцефалия, рак головного мозга, аллергия, гетерохромия, диспраксия), психологические (газлайтинг, номофобия) и психико-физиологические (тотальная алопеция, синдром Дауна). Описать болезни помогают преимущественно портретные детали, запахи, жесты героев.

1. Фарино Ё. Введение в литературоведение: Учебное пособие. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2004. 639 с.

2. Саушкина А.И., Божкова Г.Н. Пороки и недуги в поэме казанского поэта Л.И.Топчия «Исповедь» // Приоритетные направления развития науки и образования: Материалы X Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 3(10). 296 с.

3. Сенне К. Советское детство: история болезни. Тема инвалидности в советской детской литературе (1930—90-е гг.) [Электр. ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovetskoe-detstvo-istoriya-bolezni-tema-invalidnosti-v-sovetskoy-detskoy-literature-1930-1990-e-gg (дата обращения: 03.02.2021).

4. Караччоло Д.А. Детская литература и диабет [Электр. ресурс]. URL: https://vtechworks.lib.vt.edu/handle/10919/31824 (дата обращения: 04.02.2021).

5. Проктор М. Хронически больные дети: анализ содержания оценки реалистичной прорисовки «Болезнь опыта» для детских персонажей XXI века в детских иллюстрированных книг [Электр. ресурс]. URL: https://cdr.lib.unc.edu/concern/masters_papers/b27740146 (дата обращения: 04.02.2021).

6. Толковый словарь русского языка: 120 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук, Институт русского языка им. В.В.Виноградова; 4-е издание, дополненное. М.: ООО «А ТЕМП», 2016. 896 с.

7. Большой энциклопедический словарь: В 2 т. Т. 1: [А-Н] / Гл. ред. А.М.Прохоров. М.: Сов.энцикл., 1991. 862 с.

8. Куприн А.И. Собр. соч.: В 5 т. Т. 3. М.: Правда, 1982. 416 с.

9. Кузнецова Ю.Н. Выдуманный Жучок. М: Компас Гид, 2016. 96 с.

10. Dolphin Names: значение имени Чан [Электр. ресурс]. URL: https://dolphinnames.ru/name/chan (дата обращения: 30.01.2021).

11. Симбирская Ю.С. Заяц на взлетной полосе. М.: Абрикобукс, 2020. 208 с.

12. Соя А.В. Правдивая история Федерико Рафинелли. М.: Абрикобукс, 2019. 136 с.

References

1. Farino E. Vvedenie v literaturovedenie: Uchebnoe posobie [Introduction to Literature: Textbook]. St. Petersburg, 2004. 639 p.

2. Saushkina A.I., Bozhkova G.N. Poroki i nedugi v poeme kazanskogo poeta L.I.Topchiya "Ispoved"' [Vices and ailments in the poem of the Kazan poet L.I.Topchiy "Confession"]. Proc. of "Prioritetnye napravleniya razvitiya nauki i obrazovaniya X". Cheboksary, 2016. No. 3(10). 296 p.

3. Senne K. Sovetskoe detstvo: istoriya bolezni. Tema invalidnosti v sovetskoy detskoy literature (1930—90-e gg.) [Soviet childhood: case history. The topic of disability in Soviet children's literature (1930—90s)]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sovetskoe-detstvo-istoriya-bolezni-tema-invalidnosti-v-sovetskoy-detskoy-literature-1930-1990-e-gg (accessed: 03.02.2021).

4. Karachcholo D.A. Detskaya literatura i diabet [Children's literature and diabetes]. Available at: https://vtechworks.lib.vt.edu/handle/10919/31824 (accessed: 04.02.2021).

5. Proktor M. Khronicheski bol'nye deti: analiz soderzhaniya otsenki realistichnoy prorisovki "Bolezn' opyta" dlya detskikh personazhey XXI veka v detskikh illyustrirovannykh knig [Chronically ill children: analysis of the content of the assessment of realistic portrayal of the "Illness of experience" for children's characters of the XXI century in children's illustrated books]. Available at: https://cdr.lib.unc.edu/concern/masters_papers/b27740146 (accessed: 04.02.2021).

6. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka: 120 000 slov i frazeologicheskikh vyrazheniy [Explanatory dictionary of the Russian language]. 4th ed. Moscow, 2016. 896 p.

7. Prokhorov A.M., ed. Bol'shoy entsiklopedicheskiy slovar' in 2 vols, vol. 1: [A-N] [Large encyclopedic dictionary]. Moscow, 1991. 862 p.

8. Kuprin A.I. Works in 5 vols, vol. 3. Moscow, 1982. 416 p.

9. Kuznetsova Yu.N. Vydumannyy Zhuchok [An Invented Bug]. Moscow, 2016. 96 p.

10. Dolphin Names: znachenie imeni Chan [Dolphin Names: the meaning of the name Chan]. Available at: https://dolphinnames.ru/name/chan (accessed: 30.01.2021).

11. Simbirskaya Yu.S. Zayats na vzletnoy polose [Hare on the runway]. Moscow, 2020. 208 p.

12. Soya A.V. Pravdivaya istoriya Federiko Rafinelli [The true story of Federico Rafinelli]. Moscow, 2019. 136 p.

Ученые записки Новгородского государственного университета. 2021. № 4 (37). С. 457-460. ' '

Bozhkova G.N., Akhmetzyanova E.I. Diseases and ailments of heroes of 20th—21st centuries adolescent prose. The

article is devoted to the analysis of the ailments of young heroes in modern literature for adolescents. We analyze the vices and ailments in the youth literature of the twentieth century and identify the types of diseases in modern adolescent prose. To achieve the goal and solve problems, qualitative research methods were used: descriptive — when processing factual material; content and thematic analysis — with the direct interpretation of works of modern children's and youth's prose. On the basis of 6 works (3 texts for adolescents of the 20th century and 3 youthful stories of the 21st century), the diseases of young heroes are functionally studied. In the works of K.I.Chukovsky, I.A.Bunin, A.I.Kuprin, the most common diseases are fever, indifference to life, tuberculosis, tonsillitis, and scarlet fever. Down syndrome, hydracephalus, allergy, heterochromia, and nomophobia are described in fiction by Yu.Kuznetsova, Yu.Simbirskaya, A.Soya. It is concluded that the evolving childhood and adolescent illnesses depicted in the analyzed works demonstrate social problems.

Keywords: disease, I.A.Bunin "Bast shoes", A.I.Kuprin "Elephant", K.I.Chukovsky "Sunny", Yu.Kuznetsova "An Invented Bug", Yu.Simbirskaya "Hare on the Runway", A.Soya "The True Story of Frederico Rafinelli".

Сведения об авторах. Галина Николаевна Божкова — кандидат филологических наук (10.01.01), доцент Елабужского института Казанского федерального университета; ORCID: 0000-0001-7204-1504; bozhkova.galina@mail.ru; Эльвина Илнаровна Ахметзянова — студентка 2 курса отделения филологии и истории Елабужского института Казанского федерального университета; ORCID: 0000-0002-4456-3871; aelvina@inbox.ru.

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 15.03.2021. Принята к публикации 10.05.2021.

Ссылка на эту статью: Божкова Г.Н., Ахметзянова Э.И. Болезни и недуги героев подростковой прозы ХХ—XXI вв. // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2021. № 4(37). С. 457-460. DOI: 10.34680/2411-7951.2021.4(37).457-460

For citation: Bozhkova G.N., Akhmetzyanova E.I. Diseases and ailments of heroes of 20th—21st centuries adolescent prose. Memoirs of NovSU, 2021, no. 4(37), pp. 457-460. DOI: 10.34680/2411-7951.2021.4(37).457-460

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.