https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-5-1.2
Божкова Галина Николаевна, Шабалина Ирина Геннадьевна, Шайхлисламова Альбина Газизовна АНИМАЛИСТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ ПРОЗЕ
В статье осуществляется попытка рассмотреть образы животных в детской литературе от фольклора до XXI века, однако особое внимание уделяется функциям, которые выполняют анималистические образы в современной детской прозе. В Священном Писании, поучениях и житийной литературе анималистические образы призваны указывать человеку путь к истине. В фольклоре зарождается традиция сатирического обличения человеческих пороков через аллегорию, которая очевидна и в произведениях последующих веков. Анималистические образы в литературе ХУИ-Х1Х вв. можно разделить на две группы: животные, способствующие осмеянию человеческих пороков и изменяющие героев. В произведениях ХХ столетия анималистические образы становятся своеобразным зеркалом человеческой души. Продолжает традиции ХХ в. современная детская проза. Авторами рассмотрены повести М. Аромштам "Мохнатый ребенок", М. Самарского "Радуга для друга" и "На качелях между холмами", Д. Пеннак "Собака Пес", Д. Боуэна "Уличный кот Боб", М. Петросян "Сказка про собаку, которая умела летать" и выделены терапевтическая, социально-воспитательная функции животных. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2018/5-1/2.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2018. № 5(83). Ч. 1. C. 13-16. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2018/5-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net
УДК 82 Дата поступления рукописи: 16.02.2018
https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-5-1.2
В статье осуществляется попытка рассмотреть образы животных в детской литературе от фольклора до XXI века, однако особое внимание уделяется функциям, которые выполняют анималистические образы в современной детской прозе. В Священном Писании, поучениях и житийной литературе анималистические образы призваны указывать человеку путь к истине. В фольклоре зарождается традиция сатирического обличения человеческих пороков через аллегорию, которая очевидна и в произведениях последующих веков. Анималистические образы в литературе ХУП-Х1Х вв. можно разделить на две группы: животные, способствующие осмеянию человеческих пороков и изменяющие героев. В произведениях ХХ столетия анималистические образы становятся своеобразным зеркалом человеческой души. Продолжает традиции ХХ в. современная детская проза. Авторами рассмотрены повести М. Аромштам «Мохнатый ребёнок», М. Самарского «Радуга для друга» и «На качелях между холмами», Д. Пеннак «Собака Пёс», Д. Боуэна «Уличный кот Боб», М. Петросян «Сказка про собаку, которая умела летать» и выделены терапевтическая, социально-воспитательная функции животных.
Ключевые слова и фразы: образы животных; М. Самарский «Радуга для друга», «На качелях между холмами»; Д. Пеннак «Собака Пёс»; М. Петросян «Сказка про собаку, которая умела летать»; Д. Боуэн «Уличный кот Боб»; М. Аромштам «Мохнатый ребёнок».
Божкова Галина Николаевна, к. филол. н.
Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета bozhkova.galina@mail.ru
Шабалина Ирина Геннадьевна Шайхлисламова Альбина Газизовна
Средняя общеобразовательная школа № 10 Елабужского муниципального района bozhkova.galina@mail.ru
АНИМАЛИСТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ ПРОЗЕ
Во все времена животные считались целителями. В Древней Греции бог врачевания Эскулап посещал больных именно в виде пса и лечил их, зализывая раны. Святых раннего периода христианства довольно часто изображали вместе с собаками. Первыми произведениями, которые читали дети, были Азбука и Псалтырь, призванные подготовить подрастающее поколение к чтению главной книги - Библии. Первым животным, появившимся в «Ветхом Завете», был Змей искуситель, который и привёл людей к нарушению запрета и грехопадению. Противопоставлена демоническому образу Валаамова ослица, ставшая символом истинного Божьего пути. Встречались в священном писании и животные, идентификация которых затруднена (бегемоты, единороги, левиафаны и пр.). Образы животных выполняют воспитательную функцию и помогают в выборе правильного жизненного пути. В «Поучении Владимира Мономаха» есть важная строка: «Относись хорошо к животным и не обижай их, ведь они не способны высказать печаль и боль свою» [4, с. 240]. Подобные призывы воспитывают личность, способную жить в гармонии не только с обществом, но и с миром животных.
В народных сказках анималистические образы тоже не просто являются главными героями, но и носителями аллегорических черт: лиса - хитрость («Колобок»); заяц - трусость («Сказка о трусливом зайце»); кошка -мудрость («Волшебное кольцо»); собака - преданность («Морозко»); волк - глупость («Волк и пёс»). Данная традиция продолжается в сатирических повестях ХУЛ века. В «Повести о Ерше Ершовиче» изображены сословные отношения на Руси: льстивый обманщик Ёрш - представитель боярского сословия, а Лещ олицетворяет бесправное крестьянство. Анималистические образы стали частью сатиры и в баснях И. А. Крылова «Ворона и лисица», «Мартышка и очки», «Слон и Моська». Наблюдая за поведением Слона, Моськи, Лисицы, Мартышки, юный читатель видит человеческие нравы, отступление от высоких моральных норм.
В сказке В. А. Жуковского «Война мышей и лягушек» отражается общественный кризис, который раскрыт в иносказательном сюжете: царь лягушек Вздуломорда, перевозя мышонка Крохобора на своей спине, утопил его, чем вызвал гнев всего мышиного царства. Возрождается сатира «арзамасского типа», которая очевидна и в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина («Медведь на воеводстве», «Премудрый пескарь», «Орёл-меценат» и другие), развивающего появившееся в фольклоре сатирическое содержание. Однако присутствует и другая позиция писателей относительно образов животных в художественных произведениях. Поэты XVIII века часто использовали образы экзотических животных. В творчестве М. В. Ломоносова («Ода... на взятие Хоти-на 1739 года»), Г. Р. Державина («Водопад» и «На возвращение графа Зубова из Персии») широко распространены образы коня, волка, змеи. Животные у этих поэтов вызывают восторг перед необузданной мощью и яростью божественных созданий, который близок к ветхозаветной традиции их изображения [2].
Анималистические образы в литературе часто являются чем-то большим, нежели просто способом изобразить окружающую действительность, во многих произведениях животные помогают более полно раскрыть образ главных героев. В произведениях писателей Х1Х-ХХ вв. животные выступают как дар судьбы, дающийся героям для того, чтобы проявить свою сущность и по-новому взглянуть на окружающую действительность,
14
^БЫ 1997-2911. № 5 (83) 2018. Ч. 1
возможно, даже изменить её. В сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» очевидно желание рыбки наказать и перевоспитать мужика, а также преподнести урок нравственности жадной, сварливой старухе. В рассказе И. С. Тургенева «Муму» предстает образ маленькой собачки, изменившей существование дворника Герасима, раскрывшей трогательную беззащитность глухонемого «богатыря». Образ невероятно преданной собаки раскрывается и в рассказе А. П. Чехова «Каштанка». Беззащитная дворняжка позволяет увидеть социальную несправедливость, жестокость. Мир животных в рассказах А. П. Чехова гармоничнее человеческого: в произведении «Белолобый» волчица-мать не смогла причинить боль маленькому щенку, которого украла из хлева, спутав с ягнёнком, а Каштанка преданно возвращается к своим хозяевам, невзирая на их эгоизм.
Образы животных также представлены и в произведениях ХХ века. Всем известны стихи С. Есенина «Песнь о собаке», «Корова»; А. А. Блока «Зайчик»; С. Чёрного «Черепаха», «Про бычка». Анималистические образы в лирике являются своеобразным зеркалом человеческой души и продолжают традиции дидактической поэзии ХУШ - начала Х1Х века.
В рассказе А. И. Куприна «Белый пудель» Арто - верный друг и соратник двух мальчиков. С помощью него Трилли и Сергей не просто избавляются от одиночества, но и познают радость дружбы. Вася Рубцов в рассказе А. П. Платонова «Корова» благодаря дружбе с коровой вырос ответственным, добросовестным человеком.
Итак, в произведениях писателей Х1Х-ХХ вв. образы животных выполняют не только терапевтическую функцию, но и социально-воспитательную. Животные оказывают благотворное влияние на психику и формирование характера ребенка. Современная детская литература расширяет галерею анималистических образов: в повести М. Самарского «Радуга для друга» главным героем становится собака-поводырь. Всем известна наука лечения людей животными - анималотерапия, она основана на использовании животных или образов животных (рисунки, игрушки, звуки) для исцеления. Многими учеными доказано, что при общении с животными улучшается состояние детей больных аутизмом, ДЦП, синдромом Дауна, нормализуется психическое состояние ребенка и многое другое. В повести «Радуга для друга» раскрываются взаимоотношения собаки-поводыря по кличке Трисон с больными людьми. Повесть была написана Андреем Самарским после знакомства со слепым ребёнком, юного автора заинтересовали проблемы инвалидов. Неизгладимое впечатление на писателя произвело взаимоотношение собак-поводырей со своими хозяевами и то, как инвалиды меняются, когда общаются с животными. На мир людей читатель смотрит глазами собаки Трисона, вся повесть -это своеобразный дневник пса, построенный на его размышлениях. Трисон рассказывает о значении своего имени, с любовью вспоминает прошлого хозяина, который уже ушёл из жизни, и преданно хранит память о нём. Новым хозяином стал подросток Александр, потерявший зрение во время автокатастрофы. Саша очень тяжело привыкает к «незрячей» жизни: он не может ходить в обычную школу. С появлением собаки мальчик стал веселее, разговорчивее и приветливее: «Сашка даже повеселел, оживился, - говорит мама. - С собакой ему будет полегче» [8, с. 23]. Несмотря на то, что в обязанности «Триши» (так называют собаку в семье) входила только помощь в перемещениях по улице, он смог стать для Саши и другом, и психологом. Лабрадоры - очень миролюбивая и спокойная порода собак: Тришка понимал Сашу, а подросток по звукам голоса пса знал, о чём его предупреждает друг. Переживая за Тришу, спасая собаку, Саша превращается в заботливого, умеющего отстаивать свои интересы человека, который благодаря умению дружить осуществил свою мечту - увидел радугу.
В «Сказке про собаку, которая умела летать» М. Петросян удивительный пёс по кличке Годо не просто сделал провинциальный город известным, но и наполнил смыслом жизнь маленького сироты Топа, который мечтал о друге, но не мог встретить его среди людей. Образ необычной летающей собаки - не только часть волшебной сказки, но и метафора: Годо противопоставлен «бескрылому» миру взрослых людей, не умеющих верить в чудо, любить своих детей, думающих о материальной наживе. Тётушки Топа заняты продажей пирожков, только мальчик лишён алчности и утомлён городской рутиной, для него Годо - это друг, а не коммерческий проект, привлекающий туристов. Провинциальный городок, изображённый в сказке, типичен: его жителям не интересен феномен летающей собаки, тем более её чувства и желания: для них пёс - музейный экспонат, приносящий деньги: «Местные жители стали зарабатывать деньги, продавая сувениры с изображением волшебного щенка и водя желающих на него поглазеть на экскурсии, они мечтали, что их городок прославится на весь мир» [6, а 1].
На мир людей глазами безродного пса, который так и не обрёл имени, зато сумел воспитать настоящего друга в маленькой девочке Пом, читатель смотрит и в произведении Д. Пеннак «Собака Пёс». Повесть «Собака Пёс» французский писатель Даниэль Пеннак посвятил всем собакам, когда-либо бывшим его любимцами. Это история нелегкой жизни дворняги, мечтающей во что бы то ни стало найти себе друга. Щенок родился некрасивым, поэтому сразу был отвергнут миром: «А этот уж больно страшен, никто на него не польстится, лучше сразу утопить» [5, с. 9]. Однако Пёс выжил и попал на свалку, где его взяла под свою опеку Чёрная Морда и научила всем премудростям собачей жизни. После смерти Чёрной Морды Пёс отправляется в увлекательное путешествие, желая найти себе хозяйку, которой стала девочка Пом, спасшая собаку от гибели в питомнике. Однако собака воспринимается ребёнком как игрушка, поэтому после того, как Пёс наскучил героине, девочка просто забыла о нём. Чувствуя равнодушие, Пёс совершает неожиданный поступок: он уходит из дома долгожданной хозяйки. Данный терапевтический жест способствовал как духовному, так и физическому взрослению избалованной девочки. Пёс во время своего путешествия узнал от собак о таком явлении, которое распространено среди человеческих детей, - «перемешанные дети». «Она готовится стать взрослой; только пока она ещё вся перемешанная. Ну, капризная, если хочешь, взрослые это так называют. Но это не капризы, это мешанина: она ещё сама не знает, чего хочет» [Там же, с. 108], - объяснил Гиеныч. Пёс начинает воспитывать
свою хозяйку, расстроенную долгой разлукой с животным, и не спешит возвращаться к ней. Лейтмотивом повести стали слова Пса: «Зарубите себе на сердце: собаку забывать и бросать нельзя» [Там же, с. 145].
Опираясь на образы Пса и Пом, можно убедиться в том, что анималотерапия - эффективное средство духовно-нравственного воспитания: в начале произведения Пом - маленькая, капризная, несформированная девочка, в финале - уравновешенная, спокойная, заботливая девушка. Сумели пересмотреть свои взгляды на воспитание и родители Пом.
Рыжий уличный кот Боб в подростковом романе Джеймса Боуэна «Уличный кот по имени Боб» помогает безработному музыканту-неудачнику не просто найти работу, а стать самим собой, увидеть свою жизнь со стороны. Страх перед ответственностью за кота превращает Деймса, живущего только для себя, в заботливого хозяина, однако герой преодолевает постоянные сомнения и противоречия на пути к преобразованиям: то отказывается от питомца, устав от ответственности, то, жалея его, впускает и в дом, и в сердце. Помогая бездомному, дерзкому коту, обладающему необычайной мудростью и смекалкой, Джеймс отказывается от наркотиков и сближается с матерью, не принимающей «странный» образ жизни сына [3]. Читатели не могут не заметить сходства Боба и Джеймса. Психологи утверждают, что психика животных устроена так, что им просто необходимо копировать своих хозяев, они даже смотрят на мир их глазами. Джеймс имеет возможность взглянуть на себя со стороны, однако удивителен тот факт, что герою не нравится характер и поведение кота, он не желает узнавать самого себя в нём, поэтому, воспитывая питомца, изменяется сам. Герой и не замечает, что вовсе не он изменил Боба, а кот перевоспитал его, превратив из бездомного музыканта в энергичного предпринимателя.
В повести «Мохнатый ребёнок» М. Ароштам уверяет, что в нашем отношении к животным отражается отношение к людям. Главным рассказчиком является ребёнок, повествующий о воспоминаниях мамы, которую в детстве называли Ринка, и о её желании завести домашнее животное («У кого из нас в раннем детстве не было плюшевого медвежонка или игрушечной пушистой собачки? Кто не любил смотреть фильмы, герои которых - животные? Кто не изводил родителей бесконечными просьбами завести домашнего любимца или спасти какого-нибудь бедного четвероного бродягу? И часто в нашу жизнь входило живое существо, которое мы вспоминаем с благодарной улыбкой и смутным чувством вины» [1, с. 1]). Бабушка Аня, так же, как и повзрослевшая Ринка, не разрешала дочери заводить домашнее животное, поскольку они болеют лишаём и могут стать переносчиками всевозможных инфекций, а также для них необходимы любовь, внимание и забота. Но героиня не отчаялась и помогала бездомным щенкам и кошкам, преодолев на этом пути много трудностей и сформировав свой взгляд на мир: Ринка научилась кормить новорождённого, брошенного собакой щенка Мухтара, изучила особенности жизни черепах (горький опыт спасения черепахи девочка запомнила на всю жизнь и рассказала своим детям, испытывая чувство вины), поняла, что и люди, и животные не просто живут рядом, они вынуждают друг друга меняться, поэтому повесть имеет очень значимое заглавие - «Мохнатый ребёнок», - призванное объединить людей с животными. Данное сравнение подтверждает убеждение взрослых людей, которые понимают, что щенки, котята, черепашки, подобно детям, требуют особенной любви, заботы, внимания - об этом в финале повести будет рассказывать своим детям повзрослевшая Ринка, которая, став матерью, перестала считать бабушку Аню «чёрствой» и винить в том, что у неё не было домашнего питомца.
Близки героине персонажи повети М. Самарского «На качелях между холмами», которые тоже борются за интересы животных, получающих травмы, переходя через дорогу оживлённой трассы. Начинается повествование с разрушения мифа о том, что детство - самая беззаботная пора: автор убеждён, что это сложнейшее время формирования личности, знакомства с несовершенствами взрослой жизни, которую он сравнивает с холмами, а детство - всего лишь небольшой промежуток между ними. Читатель не только имеет возможность наблюдать за формированием подростков, но и проникает в подсознание двенадцатилетних героев. Повесть - своеобразный дневник пятиклассника Миши Мирова. Героя раздражает равнодушие взрослых людей к бездомным животным, и ему непонятна чрезмерная, смешная забота до самозабвения к своим домашним питомцам. Мальчик правильно замечает, что в этом выражается и отношение людей друг к другу.
Миша начинает борьбу с взрослым миром, поскольку не может оставаться равнодушным к гибели животных, которых не замечают спешащие водители, помогают герою в этом дочь подруги матери Маша и друг Юрка. Дети обращаются в полицию с просьбой установить знак «Домашние животные», но наблюдают лишь за ироничными лицами полицейских («Слышь, парень, - говорит Терминатор, - шел бы ты домой» [7, с. 24]). Подростки не лишаются надежды: обращаются в ГАИ, рисуют плакаты и размещают возле дороги, посещают церковь, читают книги, способные помочь им в решении проблемы. Подобные поступки не просто сближают Машу и Мишу, а помогают им поверить в свои силы и убедиться, что не все люди равнодушны и безразличны: начальник милиции пообещал, что особенный знак с кошкой и собакой никто и никогда с дороги не уберёт («Ничего себе, сам начальник ГАИ ко мне пришел! Значит, не зря мы все это с Юркой придумали!» [Там же, с. 198]). Произведение - настоящее откровение двенадцатилетнего подростка, именно в этом возрасте написал автор повесть.
Таким образом, животные на протяжении многих веков интересовали кинорежиссёров, художников, литераторов. Про четвероногих друзей человека в наше время снято множество фильмов и сериалов: всем известны «Бетховен» (Б. Левант), «Хатико» (Л. Халльстрём), «101 Далматинец» (С. Херек), «Комиссар Рекс» (П. Эриэль) и многие другие. О роли анималотерапии в физическом и духовном воспитании и исцелении дискутируют не только педагоги и психологи, но и литературоведы разных стран. По мнению учёных, животные оказывают важное влияние как на воспитание детей, так и помогают взрослым в социальной адаптации. Именно благодаря Муму Герасим сумел бросить вызов помещичьей России XIX века (И. С. Тургенев «Муму»); А. П. Чехов позволил людям взглянуть со стороны на их нелепое существование (А. П. Чехов «Каштанка», «Белолобый»); Серёжа - герой А. И. Куприна («Белый пудель») - сумел преодолеть свои страхи; Саша (М. Самарский «Радуга для друга») - увидеть радугу, преодолеть недуг; Пом перестала быть «перемешанной»
16
ISSN 1997-2911. № 5 (83) 2018. Ч. 1
(Д. Пеннак «Собака Пёс»); Боб (Д. Боуэн «Уличный кот Боб») помог Джеймсу помириться с семьёй и избавиться от наркотической зависимости; Миша избавился от злости к окружающим и научился доверять, осознав, что в мире много порядочных и ответственных людей (М. Самарский «На качелях между холмами»).
В детской литературе самыми распространёнными становятся образы собак и кошек, поскольку именно эти животные понятны юным читателям: они всегда были друзьями человека, поэтому даже в детском фольклоре частотны случаи упоминания кошек.
Список источников
1. Аромштам М. С. Мохнатый ребёнок. М.: КомпасГид, 2014. 208 с.
2. Божкова Г. Н., Бубеков И. Д. Анималистические образы в поэмах М. И. Цветаевой «Егорушка» и «Красный бычок» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 2 (56): в 2-х ч. Ч. 2. C. 21-23.
3. Боуэн Д. Уличный кот по имени Боб. М.: Рипол Классик, 2017. 380 с.
4. Древнерусская литература / сост. и коммент. С. Н. Травникова и Л. А. Ольшевская. М.: Дрофа; Вече, 2002. 415 с.
5. Пеннак Д. Собака Пёс. М.: Самокат, 2015. 176 с.
6. Петросян М. Сказка про собаку, которая умела летать. М.: АСТ, 2014. 38 с.
7. Самарский М. А. На качелях между холмами. М.: Аграф, 2009. 230 с.
8. Самарский М. А. Радуга для друга. М.: Эксмо, 2012. 256 с.
ANIMALISTIC IMAGES IN CONTEMPORARY CHILDREN'S PROSE
Bozhkova Galina Nikolaevna, Ph. D. in Philology Elabuga Institute of Kazan (Volga Region) Federal University bozhkova.galina@mail. ru
Shabalina Irina Gennad'evna Shaikhlislamova Al'bina Gazizovna
Secondary School № 10 of Elabuga Municipal District bozhkova.galina@mail. ru
The article attempts to consider the images of animals in children's literature from folklore to the XXI century, but special attention is paid to the functions that animalistic images perform in contemporary children's prose. In sacred scripture, teachings and hagio-graphic literature, animalistic images are called upon to point a man to the path to truth. In folklore, the tradition of satirical exposure of human vices is born through allegory, which is evident in the works of subsequent centuries. Animalistic images in the literature of the XVII-XIX centuries can be divided into two groups: animals that help ridicule human vices, and animals that help change the heroes. In the works of the ХХ century, animalistic images become a kind of the mirror of the human soul. Contemporary children's prose continues the traditions of the ХХ century. The authors consider the works by M. Aromshtam "Furry Child", M. Samarsky "Rainbow for a Friend" and "On a Swing among the Hills", D. Pennac "Dog", J. Bowen "A Street Cat Named Bob", M. Petrosyan "The Tale of a Dog Who Could Fly" and highlight the therapeutic, social and educational functions of animals.
Key words and phrases: images of animals; M. Samarsky "Rainbow for a Friend", "On a Swing among the Hills"; D. Pennac "Dog"; M. Petrosyan "Tale of a Dog Who Could Fly"; J. Bowen "A Street Cat Named Bob"; M. Aromshtam "Furry Child".
УДК 82 Дата поступления рукописи: 02.03.2018
https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-5-1.3
В опоре на уникальный по своей многосторонности жизненный опыт Горький воссоздал всеобъемлющую панораму российской действительности конца XIX и первых десятилетий ХХ века. Выходец из низовой среды, он без прикрас рисовал бедственное положение обездоленных, но попутно проводил мысль, что в этом повинен не только окружающий мир, но и сам человек, покорно склоняющийся перед лишениями. Во всей полноте воссоздавая мир собственников, «хозяев» жизни, мещанства и противостоящей им трудовой массы, писатель раскрывал обречённость прежнего мироустройства и неизбежность революционных перемен. В позднем творчестве Горького складываются законченные образцы социально-философского романа и драмы аналогичной направленности, в которых утверждалась историческая закономерность коренного перелома в жизни страны.
Ключевые слова и фразы: творчество Горького; панорама российской действительности конца XIX и начала ХХ века; мещанство; трудовая масса; неизбежность революционных перемен.
Демченко Александр Иванович, д. искусствоведения, профессор
Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова alexdem43@mail.ru
ЭПОС МАКСИМА ГОРЬКОГО (К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
Эволюция творчества Алексея Максимовича Горького (1868-1936) с достаточной планомерностью следовала смене пройденных им десятилетий писательского труда: 1890-е, 1900-е, 1910-е, 1920-е и 1930-е годы.