Научная статья на тему 'ТИПЫ ГЕРОЕВ-ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЮНОШЕСКОЙ ПРОЗЕ'

ТИПЫ ГЕРОЕВ-ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЮНОШЕСКОЙ ПРОЗЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

3352
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КЛАССИФИКАЦИИ ПОДРОСТКОВ / ТИПЫ ГЕРОЕВ-ПОДРОСТКОВ / ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА / СОВРЕМЕННАЯ ЮНОШЕСКАЯ ПРОЗА / ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Божкова Галина Николаевна, Ибришевич Звонимир

В современности появляется огромное количество психолого-педагогических исследований, освещающих сложности пубертатного периода, с учётом видовых особенностей подростков, но незначительно изучены типы подростков в современной детско-юношеской прозе. Поэтому основной целью статьи является попытка авторов изучить типы героев-подростков в наиболее популярной среди юношеской аудитории литературе 21 века и услышать советы писателей, адресованные как подросткам, так и родителям. Для анализа образов были использованы классификации ученых-психологов Клайн и Фей, Л. Д. Дёмина, которые позволили сделать обобщение: в современной детско-юношеской прозе доминируют смешанный и усердный типы подростка, изобразить который помогает преимущественно прямой вид психологизма (повествование ведется от первого лица), а так же такие приёмы косвенного психологизма, как портретная художественная деталь, говорящие и переводные имена, внутрижанровые модификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Божкова Галина Николаевна, Ибришевич Звонимир

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF TEENAGE HEROES IN MODERN YOUTH PROSE

In modern times, a huge amount of psychological and pedagogical research appears, highlighting the complexities of the pubertal period, taking into account the specific characteristics of adolescents, but the types of adolescents in modern children's and youth's prose have been little studied. Therefore, the main goal of the article is an attempt by the authors to study the types of teenage heroes in the most popular literature of the 21st century among the youth audience and to hear the advice of writers addressed to both teenagers and parents. To analyze the images, the classifications of psychologists Kline and Fey, L.D.Dyomin were used, which made it possible to make a generalization: mixed and zealous types of adolescents dominate in modern child and youth prose, which is mainly portrayed by a direct type of psychologism (the narration is in the first person ), as well as such methods of indirect psychologism as portrait art detail, speaking and translated names, intra-genre modifications.

Текст научной работы на тему «ТИПЫ ГЕРОЕВ-ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЮНОШЕСКОЙ ПРОЗЕ»

УДК 82

Божкова Галина Николаевна Bozhkova Galina

Кандидат филологических наук, доцент Candidate of Philology, Associate Professor Елабужский институт Казанского федерального университета Yelabuga Institute of Kazan Federal University Ибришевич Звонимир Ibrishevich Zvonimir Преподаватель Teacher

Загребский университет Zagreb University

ТИПЫ ГЕРОЕВ-ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЮНОШЕСКОЙ ПРОЗЕ

TYPES OF TEENAGE HEROES IN MODERN YOUTH PROSE

Аннотация. В современности появляется огромное количество психолого-педагогических исследований, освещающих сложности пубертатного периода, с учётом видовых особенностей подростков, но незначительно изучены типы подростков в современной детско-юношеской прозе. Поэтому основной целью статьи является попытка авторов изучить типы героев-подростков в наиболее популярной среди юношеской аудитории литературе 21 века и услышать советы писателей, адресованные как подросткам, так и родителям. Для анализа образов были использованы классификации ученых-психологов Клайн и Фей, Л. Д. Дёмина, которые позволили сделать обобщение: в современной детско-юношеской прозе доминируют смешанный и усердный типы подростка, изобразить который помогает преимущественно прямой вид психологизма (повествование ведется от первого лица), а так же такие приёмы косвенного психологизма, как портретная художественная деталь, говорящие и переводные имена, внутрижанровые модификации.

Annotation. In modern times, a huge amount of psychological and pedagogical research appears, highlighting the complexities of the pubertal period, taking into account the specific characteristics of adolescents, but the types of adolescents in modern children's and youth's prose have been little studied. Therefore, the main goal of the article is an attempt by the authors to study the types of teenage heroes in the most popular literature of the 21st century among the youth audience and to hear the advice of writers addressed to both teenagers and parents. To analyze the images, the

classifications of psychologists Kline and Fey, L.D.Dyomin were used, which made it possible to make a generalization: mixed and zealous types of adolescents dominate in modern child and youth prose, which is mainly portrayed by a direct type of psychologism (the narration is in the first person ), as well as such methods of indirect psychologism as portrait art detail, speaking and translated names, intra-genre modifications.

Ключевые слова: психологические классификации подростков; типы героев-подростков; проблемы подросткового возраста; современная юношеская проза; терапевтическая функция литературы.

Key words: psychological classifications of adolescents; types of teenage heroes; problems of adolescence; modern youth prose; the therapeutic function of literature.

Подростковый период один из самых сложных в жизни человека, поэтому он интересен ученым-психологам, литературоведам и дидактам. На сегодняшний день существует большое число исследований, изучающих сложности подросткового периода, среди них: Вейн А.М. «Вегетативные расстройства» [1]; Aksglaede L., Sorensen K., Petersen J. H., Skakkebaek N. E., Juul A. «Recent declineina geat breast development» [18]; Mogensen S. S., Aksglaede L., Mouritsen A. «Diagnostic work-up of 449 consecutive girls who were referred to be evaluated for precocious puberty» [21]; Ojeda R. S., Lomniczi A., Sandau U., Matagne V. «New concepts on the control of the onset of puberty» [22]; Tena-Sempere M. «Roles of kisspeptins in the control of hypothalamic-gonadotropic function: focus on sexual differentiation and puberty onset» [23]. Незримо в эту дискуссию включились и современные писатели, пишущие для юношества, советы их бесценны, однако нами не найдено ни одного исследования, изучающего виды героев-подростков и их проблемы на материале художественных произведений, чем обусловлена как актуальность, так и новизна статьи. Хомич Э. П. в статье «Подросток в литературе нового типа» больше интересуется возрождением современной детской прозы и уделяет внимание специфическим особенностям прозы для подростков: темам, жанрам [15]. Исследование Герасимовой А. Л. «Проблемы молодёжи в современной литературе (на материале Зои Сагг

«Девушка оп1ат»), представляет обзор современной подростковой прозы и анализ образа главной героини книги Сагг [4].

Материалом исследования послужили наиболее востребованные среди современных подростков произведения армянской (М. Петросян «Дом, в котором»), русской (Е. Мурашова «Класс коррекции», Л. Романовская «Удалить эту запись?», Линде Ю. «Литерадура», Т. Меньшикова «Мой отец зажигал звёзды»), французской (А. Гавальда «35 кило надежды»), голландской (Д. Эшер «13 причин почему»), немецкой (Т. Хайнике «Скажи, Красная шапочка») и ирландской (К. Старк «Стигмалион») литературы. Художественные тексты авторов мировой литературы позволят увидеть общность проблем. Для того чтобы раскрыть виды подростковых образов мы изучили имеющиеся психолого-педагогические классификации и выявили наиболее удобные для анализа героев-подростков в намеченных нами произведениях.

А. Е. Личко [2] выстраивает классификацию подростков, опираясь на акцентуацию характера, выделяя 11 типов: «гипертимный», «дистимический», «циклоидный», «возбудимый», «застревающий», «педантичный», «тревожный», «эмотивный», «демонстративный», «экзальтированный»,

«интровертированный».

Важную роль в формировании личности подростка выполняет ближнее окружение, поэтому психологи В. Н. Келасьева и И. Л. Первова [2], учитывая этот фактор, выделяют четыре типа личности подростков: автономный, живущий обособленно от семьи, не принимающий модели воспитания; симбиотический, семья способствует невротическому типу личности; импульсивный, не имеющий авторитетов, склонный к диффузии; комфортный тип подростка стремится не разочаровать семью, всегда угождая родителям - все виды личности отражают определенные установки и поведение родителей.

Н. В. Майксак выделяет дополнительный тип подросткового характера -конформный, который отличается стремлением к коммуникации, попыткой выстроить дружеские отношения с окружающими [9]. Учёные Клайн и Фей

выделяют три типа подростков, которых мы осветим подробнее, поскольку намерены применять эту классификацию при анализе художественных образов: «скороспелки» - подростки, умеющие приспосабливаться к жизни, сформировавшиеся до 11 лет. Юноши этого типа жадно познают жизнь, и в связи с ранним развитием и несформированным познанием реальной действительности легко поддаются на соблазны, не видят ничего плохого в потреблении наркотиков, беспорядочных половых связях; «позднецветы» - тип подростков, которые из-за проблем со здоровьем развиваются позже своих сверстников, поэтому чаще всего становятся изгоями в ближнем окружении; «трудные подростки» - дети, страдающие от депрессий, недоверия, резкой смены настроения [6].

Уделяя особое внимание видам психики, Л. Д. Дёмин выделяет шизоидный подростковый тип - юноши, предпочитающие общество взрослых людей, что приводит к отчуждению от сверстников, замкнутости, непониманию; эпилептоидный тип характеризуется склонностью к раздражительности, озлобленности; истероидный - нарушением поведения, истериками, желанием привлечь внимание; неустойчивый подростковый тип характеризует неудовлетворённость жизнью, поэтому они стараются уйти от решения проблем и начинают принимать алкогольные напитки, играть в азартные игры; конфортные юноши стараются привлечь к себе внимание, любят во всём удобство и комфорт; самым распространённым, по мнению учёных, являются смешанный тип - подросток, подчиняющийся общепринятым закономерностям и усердный - способный осознавать свои ошибки, работать над недостатками [5; 6]. Эту гипотезу мы бы хотели подтвердить, проанализировав образы подростков в современной юношеской прозе. Для анализа героев-подростков мы будем использовать классификации Дёмина и Клайна.

Герой-подросток 21 века кардинально отличается от персонажа литературы прошлого столетия, стремящихся к нравственности путём постижения лжи, несправедливости (М. Горький «Дед Архип и Лёнька»,

«Встряска»; В. Медведев «Капитан Соври-голова»; В. Г. Короленко «Слепой музыкант»; В. П. Астафьев «Васюткино озеро», «Фотография, на которой меня нет»; Л. Пантелеев «Честное слово»; Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» и многие другие). Он дерзок, независим, амбициозен и слаб, раздражён одновременно - всё это приводит к аморальному поведению, бунту. Литература 21 века реагирует на экзестиальные трансформации, поэтому в подростковой прозе появляются обновлённые жанровые модификации, привлекающие внимание юных читателей: филологическая повесть, фэнтези, графические романы, фанфикшен, эльф-панк, эко-хоррор, coterie, dickensian, fakememoirs, cozymy stery furry sleuth [16].

Фантастический роман армянской писательницы и художницы Мариам Петросян, написан в рамках магического реализма. Произведение «Дом, в котором» не просто стало самым читаемым среди подростковой аудитории, но и завоевало множество наград. Мариам Петросян создает метафорический мир, который читатель видит глазами подростка-инвалида, живущего в интернате. Способствуют пониманию характера клички, которые позволяют тинэйджерам самовыразиться и способны сделать подростка как оригинальным, так и своим в окружении сверстников.

Герой-резонёр Курильщик имеет непростые отношения со сверстниками, поскольку не желает быть, как все. Его прозвище-маска Курильщик обнажает дурную привычку подростка, но это никого не удивляет: все в «доме-расчёске» пьют, употребляют наркотические вещества. Желая понять мир дома для детей-инвалидов, персонаж начал воспринимать жизнь как компьютерную игру, подобная позиция сделала подростка сильнее в стае больных подростков. Стая в романе - подростковый мир, имеющий вожака, и каждый герой занимает определенное место в ней. Этот факт помогает отчётливо продемонстрировать такая портретная деталь, как красные кроссовки, которые не просто привлекают внимание, но и считаются символом безвкусицы, вызова у сверстников, старательно скрывающих свои пороки и недуги. Курильщик - колясочник в

красных кроссовках, именно этот смелый жест помогает герою бороться с недугом, а не скрывать его. Поэтому персонаж чувствует себя чужим, приём остранения дополняет образ: глядя в зеркало (мистическая интерьерная деталь, делающая жанр уникальным - действительность в произведении искажается и преломляется) Курильщик часто не узнаёт своё отражение в зеркале, ведь его внутренний мир шире и глубже, чем внешний, за который юноше всегда приходится страдать. Подросток-колясочник может стать примером оптимизма для многих подростков: он не замыкается, а развивает творческие способности. Курильщик прекрасно рисует, изображая в картинах преображённую действительность. Героя можно отнести к смешанному типу подростка: в нём соединяются черты усердного вида, поскольку персонаж эволюционирует, не унывает и находит смысл жизни и своё место в стае благодаря искусству; постоянный поиск себя даёт основание считать героя неустойчивым типом подростка. Курильщик даёт совет таким подросткам, как он, не замыкаться в сфере своего подсознания, а искать и развивать таланты.

К типу запущенного подростка можно отнести Слепого. Сложность образа передают жесты и запахи (ольфакторный код), а также портрет-впечатление. Герой производит впечатление безликой личности: он слеп от рождения, глаза юноши совершенно бесцветны, однако очевидны компенсаторные качества Слепого - утончённое обоняние. Мир героя наполнен пространственными запахами дома, что приводит к неминуемой депрессии. Образ персонажа подвержен эволюции: благодаря поддержке Лося, он из одинокого изгоя превращается в ловкого, ответственного вожака стаи, творческую личность, которая спасается от стен дома, пропахших мечей и кровью, бегством в мир наркотических грёз. Персонаж представляет лес овеянный дыханием ветра, бескрайние луга, природные запахи. Мечты подростка контрастны действительности, но путь их достижения приводит к настоящей трагедии -умирая от передозировки, Слепой предостерегает читателей от наркотической

зависимости, которая является реакцией на непонимающий мир, наполненный страстями и равнодушием.

Принять этот мир смог Чёрный. Агрессивность, злость юноши раскрывает кличка, он культивирует все отрицательные качества, выбирает тёмный цвет одежды, желая защититься от навязчивых мнений. Петросян вновь вводит в контекст повествования приём экфразы: скрыться от мирского непонимания подростку помогают книги, они спасают Чёрного от необдуманных поступков, превращая в педантичного человека, стремящегося к порядку в мыслях, чувствах, интерьере: «Это был Черный. Он лежал на своей кровати, с тетрадью под подбородком, прикусив карандаш. Никто, кроме самого Черного, не садился на его кровать. А также не ложился, не падал, не клал на нее ноги и не зашвыривал грязные носки. Никто вообще ничего туда не клал. Это всегда аккуратно застеленная, чистая кровать казалась здесь чем-то совершенно инородным» [12: 253]). Повторяющееся отрицательное местоимение «никто» позволяет создать образ человека, которого уважают окружающие. Черный -эпилептоидный тип подростка, спокойного внешне, педантичного, но подверженного вспышкам агрессии [12].

Похожую тематику развивает в своей повести Екатерина Мурашова («Класс коррекции» (2005)). В произведении широко представлен не только мир подростков, но и взрослых, которые, к сожалению, остаются сторонними наблюдателями в жизни школьников. Класс коррекции создают в школах, где обучающиеся имеют девиантное, асоциальное поведение, низкую способность к обучаемости. Как правило, подростки класса коррекции редко вырастают здоровыми личностями: зачастую они контактируют с плохими компаниями, употребляют наркотические вещества, алкогольные напитки. Но в произведении Екатерины Мурашовой, подростки изображены иначе. Главной мыслью книги является мнение автора о том, что нельзя выносить приговор детям из неблагополучных семей, обучающимся в классе коррекции, имеющим

физические недостатки, писатель призывает общество взглянуть на себя со стороны и принять недуги подростков как собственные.

Герои-подростки в произведении не обладают особыми способностями или талантами, они так же, как и в романе Мариам Петросян, стараются выжить в мире, который отторгает их своим равнодушием. Поэтому персонажи придумывают вымышленный, сказочный мир и, впадая в состояние экстаза, радуются бегству. Мотив бегства является центральным в подростковой прозе. Главные герои произведения - Антон Антонов, Юра Мальков, Стеша, Витька, Митька Слуцкий, Пашка, Игорь Овсяников, Маринка, Таракан, Ленка, Дима Димур, Мишка. Но наиболее детально представлены два образа - Антона Антонова и Юрки Малькова. Уникальное сочетание силы духа, лидерских качеств, способности к обучаемости раскрыты в образе Антона. Он - сильная личность, способная прийти на помощь, подросток много читает, хочет быть эрудированным, умеет дружить, является лидером в классе, хотя и не замечает этого [11]. Исходя из классификации Клайна и Фей, данный образ относится к типу подростка-лидера.

Противопоставлен энергетически сильному Антону новичок Юра Мальков, он страдает ДЦП, добрый и отзывчивый подросток. Юра любит учиться, но в современном мире в обычной школе для героя не находится места, так как он физически отличается от других детей. В классе коррекции персонаж находит свое место, становится другом и даже примером для подражания: именно он знакомит одноклассников с иной реальностью, в которой нет злобы, зависти и грубости. В отличие от всех героев, Юра имеет любящую семью, принимающую его и стремящуюся во всём помочь, а также имеет фантастическую возможность перемещаться в иную реальность, в которой нет больных людей. Мальчик не просто приглашает одноклассников на день рождения (до этого дети никогда не удостаивались подобного внимания, поскольку их родители неблагополучные, а уважаемые люди всегда стыдились общения с ними), знакомит со всей семьёй, где они становятся долгожданными

и желанными гостями, а также открывает мир физического здоровья, забирая однаклассников в созданную магическую реальность. Подобная метафора в очередной раз призывает подростков не судить о людях по внешним данным. Ему удалось преобразить и Пашку, и Мишаню, и Витьку, и Миньку. Исходя из таких качеств, как решительность, вежливость, доброта, образ Юрки, согласно классификации Ф. Клайма, относится к усердному типу подростковых акцентуации - герой личным примером доказал, что начинать исправлять мир необходимо с самого себя, а главное учит одноклассников мечтать.

Имеет признаки одарённости и усердный тип подростка в произведении Анны Гавальды «35 коло надежды» (2002). С психологической точки зрения, данный образ относится к шизоидному типу подростка: Гренгуар устал от постоянных насмешек сверстников, которые называют его шутом, от обид и выяснения отношений родителей («... из-за этой школы в доме вечно скандалы, сами понимаете (...) мама плачет, а отец орет на меня, или наоборот, мама орет, а отец молчит. Да, понимаю я, понимаю. Не совсем я все-таки тупой. Я бы и рад работать, да вот беда - не получается. Все чему учат в школе, для меня китайская грамота» [3: 24]), покупающих вещи на вырост, причины социального отстранения подобны прошлым произведениям. Природные данные делают подростка изгоем: худощавое телосложение, невысокий рост, несформированный голос. Усиливают юношеский кризис родители, методы воспитания которых - брань, упрёки, истерики [19]. Несмотря на жизненную неприспособленность, отсутствие интереса к учёбе, включаются компенсаторные функции организма, раскрыть которые позволяет такая деталь, как «золотые руки» [3]. Учительница назвала подростка мальчиком «... с золотыми руками и большущим сердцем» [3: 56]. Развивает таланты внука любимый дед Леон, благодаря вниманию которого мальчик ловко делает мебель, чинит всё, что сломалось. Нравственный урок повести аналогичен всем подростковым текстам: искать своё назначение, не стремиться становиться частью толпы.

Усердным типом подростка является и героиня филологической повести «Литератдура» (2019) Ю. Линде Женя Щетинина, раскрыть образ которой позволяет речевой портрет-сравнение, подросток сравнивает себя с прозрачной вороной: «Характер у меня — это да, слабоват, хочется белую ворону упомянуть, но данная ворона слишком яркая для описания меня, как бельмо в глазу она, а я не белая — самая обыкновенная серая: и глаза серые, и волосы серые (...). Нет, я не белая и не серая — я прозрачная» [8: 2]. Колоронимы позволяют читателям понять, что у главной героини непримиримый конфликт со сверстниками, насмехающимися над её ростом, ушами, в связи с этим рождается рифма в стихах девочки «ужасно ушастая». Отдалённость от сверстников демонстрирует и ироничное сравнение себя с космонавтом: «Ну да, в детстве я была с приветом, немного (...) э-э (...) космонавтом. Хотя бы потому, что очень любила манную кашу, особенно с комочками» [8: 2]. Но героиня, подобно Гренгуару, личность одарённая. Спасением от усмешек становится чтение книг и музыка. Подобный опыт развивает поэтические задатки, именно они позволют заявить о себе и расположить одноклассников. Сочинение-стихотворение об отце у Жени окажется лучшим. Все зоологические сравнения с вороной, мышкой, космонавтом, паучихой, гусеницей сменятся овацией одноклассников.

Сочинение об отце предстоит написать и подростку с прозвищем Улитка -главному герою повести Т. Меньщиковой «Мой отец зажигал звёзды» (2019). Мальчик закрыт и раздражён, поскольку не может найти общего языка с папой, переживает из-за болезни мамы и перевода в другую школу. Усердный тип подростковой акцентуации проявляется в том, что именно домашнее задание по литературе позволяет подростку достичь диалога с отцом и даже начать его уважать, кроме этого принесёт победу в конкурсе сочинений [10].

Подростковые сложности, связанные с буллингом освещены в романе Джей Эйшер «13 причин почему» (2007). С точки зрения психологии, буллинг -это одно из самых страшных явлений, которое происходит в подростковый период, и он бывает физическим (побои), духовным (словесное унижение), а

источник этого явления кроется в модели семейных отношений. Травля, толкает ребенка на самые отчаянные поступки: насмешки и издевательства в кругу подростков всегда были ожесточенными, зачастую приводили к суицидальному исходу. Это связано с тем, что психика подростка очень гибкая, нестабильная, поэтому ему трудно себя контролировать.

Эшер, анализируя поведения Ханны Бейкер, пытается найти причины суицида главной героини, способствует этому ретроспекционная композиция. Несомненно, самой важной причиной является равнодушие к проблемам девушки со стороны семьи. Родители равнодушны интересам дочери, дружеские отношения Кортни корыстны, героиня поддерживала отношения с Ханной из-за личной выгоды («Еще один гарантированный голос на выборах королевы школы.») [17]. Ханна на глазах читателей превращается в истеройдный тип подростка, стремящегося расположить людей, завоевать их внимание любой ценой, поэтому постоянно обманывается в людях. Маркус флиртует с героиней ради очередной лёгкой победы, для того чтобы повысить свой авторитет среди друзей, а Тайлер подсматривает за одноклассницей и фотографирует через окна спальни, после чего выкладывает фото в социальные сети. Мотив бегства присутствует и в этом романе: девушка-подросток начинает учиться, посещает дополнительные занятия, однако только вызывает зависть и злость одноклассников. Спасает от отчаянного самоубийства Ханну понимание и искреннее чувство Клейма Дженсена. Подросток чувствителен: переживает за судьбу Ханны, готов ради блага героини на любые жертвы, имеет собственное мнение об окружающих, а потому это автономный тип подростка. Характер Ханны формируется благодаря влиянию среды, поэтому подростка стоит отнести к смешанному (истеройдно-неустойчивому) типу, ей требуется понимание и внимание. Роман не просто отражает окружающую реальность, а учит не принимать скоропостижных решений, помнить, что жизнь вознаграждает терпеливых, трудолюбивых. Спасти от дурных мыслей помогают книги, труд, общение.

Смешанный, истеройдно-неустойчивый тип личности представлен и в повести Т. Хайнике «Скажи, Красная шапочка», так же, как и в романе Джейн Эшер, именно равнодушие близких людей развивают суицидальные качества у юной Мальвины, вынужденной терпеть инцестуальные ухаживания собственного деда. Фольклорные мотивы саркастичны в контексте произведения: мать и отец девочки, уставшие от навязчивых жалоб деда, пережившего смерть бабушки, усмиряют крутой нрав прародителя вином и сыром, которые вынуждена ежедневно относить внучка. Спасает Мальвину от суицида самоубийство двух сестёр, уставших от деспотии отца. Тишина разрушается, Мальвина начинает бороться с обстоятельствами, вняв призыву, заявленному в заглавии произведения. Помогают преодолеть сложности любимый человек и подруга, узнавшие правду [20].

Противопоставлен героине образ автономного типа подростка-лидера и сильной личности в романе Ларисы Романовской «Удалить эту запись?» (2016). Главная героиня не стремится быть стереотипом, напротив, выбивается из него. Как и любой подросток, Вера подвержена внутреннему эмоциональному бунту. Роман Ларисы Романовской повествует о подростке со значимым именем, ведь веру в жизнь, счастье, любовь героиня не теряет никогда, несмотря на сложные взаимоотношения с матерью, отчимом, классным руководителем и подругой Лилей.

В экспозиции романа Вера ненавидит уроки английского и свою учительницу ВМ (Веру Мироновну). Страх обосновывается жизненными реалиями: девушке предстоит сдавать ГИА по английскому языку. Но все сложности героиня преодолевает, посещая дополнительные уроки английского языка, познав прелести настоящей дружбы. Таким образом, преодолевая подростковый кризис, героиня вырабатывает автономию от окружения, самостоятельность и становится цельной личностью [13].

Автономный тип подростка описан и в произведении ирландской писательницы Кристины Старк «Стигмалион» (2018). Долорес Макбрайд

изолирована от класса: с рождения страдает редкой формой аллергии. Прикосновение к другим людям вызывают ожоги на коже. Прикосновения как одна из главных составляющих человеческих взаимоотношений важны для подростка и влияет на познание мира, поэтому мечтой Долорес становится желание обрести любовь и свободу, через возможность прикасаться к другим «. принцесса скажет, что живет в заколдованном замке, имя которому Стигмалион. И замок не отпустит ее ни к какому рыцарю. А за каждую попытку сбежать будет мстить - оставлять на ее теле стигму» [14: 34]. Эта притча - ключ к разгадке идейно-тематического аспекта: нужно научиться видеть прелести жизни преодолевая боль, замечать и ценить добрых, отзывчивых людей, не изолировать себя от общества. Болезнь делает подростка эгоистичной, безответственной, она замыкается, впадает в депрессию и боится общества, однако образ героини эволюционирует: Долорес понимает, что должна победить болезнь, начав доверять людям, после чего преодолевает все трудности, обретя счастье общения и прикосновений.

Таким образом, в современной прозе образ героя подростка помогает раскрыть особый авторский стиль: в каждом тексте внимание акцентировано на говорящие, переводные фамилии, имена, прозвища, а также портреты-впечатления, сравнения, метафорические художественные детали - все приёмы демонстрируют попытку взрослеющих героев скрыть, замаскировать свой внутренний мир. Атмосферу жизни тинэйджеров воссоздают мотивы одиночества, бунта, страха, смерти, равнодушия, воскрешения.

Исходя из классификаций Дёмина, Клайна и Фей, доминирующий тип подростка в современной прозе усердный и смешанный, этот факт свидетельствует и о том, что у современного поколения нет определенной парадигмы развития, они не придерживаются нравственной позиции или дидактических наставлений. Однако причины подобного поведения одинаковы: одиночество и равнодушие общества, близких людей. Так авторы стремятся через образ подростка определить тип целого поколения, его принципы жизни и

стремления; указать на существенную трансформацию подростков, позволить социуму взглянуть на проблему со стороны, а также подсказывают правильные пути решения проблем, советуя черпать силы в искусстве, развивать таланты, видеть и чувствовать неравнодушных людей в окружении.

Исследование стало лишь постановкой проблемы, поскольку оригинальные образы подростков появляются в прозе Т. Михеевой «Доплыть до грота», С. Крамер «50ДДМС», Т. Фомбель «Девочка из башни 330», Д. Сабитовой «Три твоих имени», Л. Божунги «Жёлтая сумка», Д. Вильке «Между ангелом и волком», Д. Дашевской «Около музыки», Е. Рудашевского «Мой брат Бзоу», М. Лазаренской «Конкур в ритме сердца».

Библиографический список:

1. Вейн А.М., Вознесенская О.В., Воробьёва О.В. Вегетативные расстройства. М: Медицинское информационное агентство, 2003. 749 с.

2. Волков Б.С. Возрастная психология в 2-х ч. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества. М.: ВЛАДОС, 2003. 343 с.

3. Гавальда А. 35 кило надежды. М.: Издательство АСТ, 2018. 128 с.

4. Герасимова А.Л. Проблемы молодёжи в современной литературе (на материале Зои Сагг «Девушка onlain») // II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся - URL: https://school-science.ru/2/20/29827 (дата обращения: 13.07.2020).

5. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М: МГУ, 1994. 138 с.

6. Клайн Ф.В., Фей Дж. Воспитание с любовью и логикой. URL: https ://bookap.info/book/fey_vospitanie_s_lyubovyu_i_logikoy/load/doc. shtm (дата обращения: 13.07.2020).

7. Крамер С. Я выбираю жизнь: 50ДДМС. М.: Издательство АСТ, 2019.

8. Линде Ю. Литеродура. М.: Детская литература, 2019. 160с.

9. Майсак Н.В. Диагностика и коррекция личностных особенностей подростков с девиантным поведением. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. 167 с.

10. Меньшикова Т. Мой отец зажигал звёзды. М.: КомпасГид, 2019. 144с.

11. Мурашова Е.В. Класс коррекции . М: Самокат, 2007. 192 с.

12. Петросян М. Дом, в котором. М.: Лайвбук, 2016. 960 с.

13. Романовская Л.А. Удалить эту запись? М: Самокат, 2019. 254 с.

14. Старк К. Стигмалион. Москва: Издательство АСТ, 2018. 480 с.

15. Хомич Э.П. Подросток в литературе нового типа // Наука образование, культура. URL: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=1468 (дата обращения: 13.07.2020).

16. Шастина Е.М., Шатунова О.В., Божкова Г.Н., Ибришевич З. Специфика электроннойдетской литературы В Хорватии и России // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2(135), 2019. С.233.

17. Эшер Д.13 причин почему. М.: Издательство АСТ, 2018. 320 с.

18. Aksglaede L., Sorensen К, Petersen J.H, Skakkebaek N.E, Juul А. Recentdecline in age atbreast development: the Copenhagen Puberty // Pediatrics, 123(5), 2009. С. 932-939.

19. Boshkova G., Shastina Е., Shatunova О. The role of grandparents in the child's personalityformation (On the material of children's literature) // Journal of Social Studies Education Research, 9(2), 2018. Р. 283-294.

20. Hanika T. Rotkäppchen muss weinen. Frankfurt am Main: Fischer, 2009.

224 p

21. Mogensen S.S., Aksglaede L., Mouritsen А., S0rensen К., Main К.М., Gideon Р., Juul А. Diagnostic work-up of 449 consecutivegirls who were referred to be evaluated for precocious puberty // The Journal of Clinical Endocrinology & Metabolism, 96(5), 2011. Р. 1393-1401.

22. Ojeda R.S. New concepts on the control of the onset of puberty / R.S. Ojeda, A. Lomniczi, U. Sandau, V. Matagne // Endocrine Development, Pediatric Neuroendocrinology, 17, 2010. P. 46-51.

23. Tena-Sempere M. Roles of kisspeptins in the control of hypothalamic-gonadotropic function: focus on sexual differentiation and puberty onset / M. Tena-Sempere // Endocrine Development, Pediatric Neuroendocrinology, 17, 2010. P. 5262.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.