Научная статья на тему 'ВИДЫ АУТСОРСИНГА И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ'

ВИДЫ АУТСОРСИНГА И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / ИСТОРИЯ АУТСОРСИНГА / РАЗВИТИЕ АУТСОРСИНГА / АУТСОРСИНГ В РОССИИ / АУТСОРСИНГ В МИРЕ / OUTSOURCING / HISTORY OF OUTSOURCING / DEVELOPMENT OF OUTSOURCING / OUTSOURCING IN RUSSIA / OUTSOURCING IN THE WORLD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мэнфаньмин

В данной статье мы рассмотрим тенденции становления и развития аутсорсинга. Мы расскажем об истории аутсорсинга, перечислим основные виды аутсорсинга, проанализируем развитие и современное состояние аутсорсинга в России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF OUTSOURCING AND THEIR USE IN RUSSIAN PRACTICE

In this article we will look at the tendencies of the formation and development of outsourcing. We will talk about the history of outsourcing, list the main types of outsourcing, analyze the development and current state of outsourcing in Russia

Текст научной работы на тему «ВИДЫ АУТСОРСИНГА И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ»

УДК 2964.330

Мэнфаньмин студент магистратуры 2-го курса Московского педагогического государственного университета МПГУ

Москва

ВИДЫ АУТСОРСИНГА И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ

ПРАКТИКЕ

Аннотация: В данной статье мы рассмотрим тенденции становления и развития аутсорсинга. Мы расскажем об истории аутсорсинга, перечислим основные виды аутсорсинга, проанализируем развитие и современное состояние аутсорсинга в России

Ключевые слова: Аутсорсинг, история аутсорсинга, развитие аутсорсинга, аутсорсинг в России, аутсорсинг в мире

MengFanming Master of the 2 nd year of Moscow Pedagogical State University Moscow State Pedagogical University

Moscow

TYPES OF OUTSOURCING AND THEIR USE IN RUSSIAN

PRACTICE

Annotation: In this article we will look at the tendencies of the formation and development of outsourcing. We will talk about the history of outsourcing, list the main types of outsourcing, analyze the development and current state of outsourcing in Russia

Keywords: Outsourcing, history of outsourcing, development of outsourcing, outsourcing in Russia, outsourcing in the world

Функционируя в ситуации непрекращающейся конкуренции, компании должны нанимать всё более квалифицированных специалистов и при этом активно совершенствовать собственные инновации. В этих условиях для формирования конкурентных преимуществ компания должна стараться как можно глубже понимать свою основную деятельность и как можно более эффективно её выполнять. В ситуации рыночной экономики внимание менеджера компании должно быть сосредоточено на наращивании результативности организации. Один из способов, который способен помочь решить данную проблему - это аутсорсинг.

Смысл аутсорсинга как метода управления организацией состоит в том, что компания передаёт часть своих функций сторонним подрядчикам. Это способно помочь компании в оптимизации системы менеджмента организации посредством концентрации штатного персонала на ключевых задачах и передачи части дополнительных функций и корпоративных ролей сторонним фирмам.

Аутсорсинг даёт организациям возможность эффективно расти и развиваться в условиях жёсткой рыночной конкуренции, уменьшая свои расходы, лучше адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней

среды, постоянно увеличивать качество производимых и реализуемых товаров и услуг, снижать уровень как текущего, так и потенциального риска. Используя аутсорсинг, организация-заказчик приобретает уникальную возможность полностью сосредоточиться на бизнес-процессах, которые являются профильными для неё, иными словами на своей специфике.

Причиной широкого распространения концепции аутсорсинга является тот факт, что, по мнению компаний-заказчиков, аутсорсинг способен дать организации дополнительную стоимость и существенно увеличить её конкурентоспособность на рынке.

Необходимо отметить, что заказчиком услуг аутсорсинга может быть и акционерное общество, и холдинг, и концерн, и компания с любым другим правовым статусом. Законодательных ограничений в этом процессе не существует и не может существовать, потому что аутсорсинг базируется не на акционерной зависимости, а на договорных основаниях.

В наши дни типология форм и видов аутсорсинга пока ещё не сформирована окончательно, потому что отношения между организацией-заказчиком и организацией-исполнителем в пределах тех или иных договорных соглашений могут обладать весьма ощутимыми различиями, на что может быть множество конкретных причин.

Очень часто, говоря об аутсорсинге, имеют в виду так называемый «офшорный аутсорсинг» (то есть, ситуация, когда заказчик и исполнитель находятся в разных странах мира). Чаще всего (но не всегда) заказчики работали в таких странах, как Западная Европа, Канада и Соединённые Штаты Америки, а исполнители - в Индии, Китайской Народной Республике и Восточной Европе.

Впрочем, согласно мнению множество специалистов, в 2013-2018 году существует тенденция развития аутсорсинга в пределах одной страны. Причиной этому является экономический кризис и, как следствие, безработица в ряде стран Запада, и, при этом, стремительное развитие экономики Китая и Индии, наращивание этими странами собственного производства, рост среднего классса. Теперь, для обеспечения определённого уровня жизни в этих странах не обязательно выполнять работу для западной организации, ведь существует множество возможностей для работы в местных компаниях.

Бизнес-процессы аутсорсинга делятся на производственный и непроизводственный. Также, отдельно выделяют аутсорсинг в области информационных технологий (так называемый ^-аутсорсинг).

Производственный аутсорсинг, прежде всего, затрагивает дополнительное производство, которое поставляет для ключевого производство техническое оснащение, транспортные срества, электрическую энергию. Также, это ремонт производственного оборудования, изготовление дополнительной производственной продукции [1, с.319].

Непроизводственный же аутсорсинг включает в себя поставку услуг логистики, бухгалтерского учёта, переводов, копирайтинга и иных услуг, не связанных с производством материальной товарной продукции.

Выделение самостоятельного направления ГТ-аутсорсинга связано со стремительным развитием компьютерных технологий в процессе реализации деятельности тех или иных компаний и с широким разноообразием ГТ--услуг. 1Т-аутсорсинг даёт возможность сосредоточить ресурсы организации на своей ключевой деятельности.

К использованию ГТ-аутсорсинга крупный бизнес мотивирует недостаточная экспертиза в сфере новых технологий, дефицит и недостаточная квалификация штатного ГТ-персонала, отсутствие в компании тех или иных новых технологий, которые имеются в наличии у сторонних организаций.

В зависимости от метода организации отношений между организацией-заказчиком и организацией-исполнителем аутсорсинг делится на внешний и внутренний. С использованием внешнего аутсорсинга, осуществление выполняемых функций передается стороннему исполнителю, и в этом случае, происходит уменьшение доли организации в стоимости готового товара либо услуги и уменьшение степени налоговой нагрузки. Внутренний аутсорсинг является перераспределением функций в пределах организации с сохранением контроля над качеством осуществления задач.

С целью результативного использования внутренних ресурсов компании и с целью делегирования ответственности и рисков между организацией-заказчиком и организацией-исполнителем могуть быть использованы методы как частичного, так и полного аутсорсинга. В рамках частичного аутсорсинга передаются лишь некоторые функции организации. В этом процессе компания-заказчик продолжает контролировать часть действий, связанных с выполнением конкретной функции. Полный аутсорсинг является передачей тех или иных функций целиком и возложение на стороннюю организацию полной ответственности за их осуществление.

В наши дни в различных странах мира существует тенденция к применению аутсорсинга, не только в функционировании частного бизнеса, но и в деятельности правительственных органов.

В России порядок передачи на аутсорсинг функций предприятий государственного сектора определяется Федеральным законом №4-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в котором в роли компании-аутсорсера выступает специализированная организация [4].

Полномасштабно аутсорсинг в России еще не используется, но по сравнению с 2017 годом в 2018 году произошло усиление спроса на услуги сторонних квалифицированных специалистов. Объемы аутсорсинга в сфере ГТ выросли на 25 %, а в сфере бухгалтерского обслуживания от 5 % до 15 %.

Ключевая же проблема аутсорсинга в РФ заключается в том, что деятельность сторонних организаций не регламентирована ни одним законом. В законадательных документах не существует даже такого понятия. Это делает отношения менеджеров со сторонними подрядчиками намного сложнее, поэтому организации-заказчики боятся передать свою деятельность на сторону. Лишь в Налоговом кодексе упоминается о том, что менеджены с

целью решения свои дел имеют возможность привлекать к работе сторонниефирмы.

Невзирая на текущие проблемы, возможности для развития аутсорсинговых технологий огромны. Спрос на найм сторонних подрядчиков в России неуклонно увеличивается, и, согласно прогнозам различных исследователей, будет только продолжать увеличиваться в будущем.

Использованные источники:

1. Аникин, Б. А. Аутсорсинг и аутстаффинг высокие технологии менеджмента: учебное пособие — М.: Инфра-М, 2011. — 319с.

2. Садов, Д. В. Аутсорсинг проектного офиса в государственных программах внедрения информационных систем: функциональный аспект / Садов Д. В., Ципес Г.Л, Товб А. С. // Управление проектами и программами. — 2012- № 94- С.51.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации от от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 09.03.2016) // Собрание законодательства РФ, 13.01.1997, п. 2 ст. 421. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ.

4. Баклаева, Н. М. Финансовый менеджмент: Учебное пособие — Пятигорск: РИА-КМВ, 2016. — 260с.

5. Шадрин, В. Г. Аутсорсинг: управление процессами и формирование регионального аутсорсингового центра — М., 2014. — 244с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.