Научная статья на тему 'Аутсорсинг как методология управления экономическими системами'

Аутсорсинг как методология управления экономическими системами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / OUTSOURCING / АУТСОРСИНГ В РОССИИ / OUTSOURCING IN RUSSIA / МЕТОДОЛОГИЯ АУТСОРСИНГА / OUT-SOURCING METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курбанов Артур Хусаинович

В статье, на основе анализа отечественного и зарубежного опыта, теории и практики рассмотрены социальные, управленческие и экономические условия применимости аутсорсинга, представлена структура методологии аутсорсинга и проблемы ее практической реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Outsourcing as management methodology by economic systems

In the article social, administrative and economic conditions of applicability of outsourcing are considered on the basis of the analysis of domestic and foreign experience, the theory and practice, the structure of methodology of outsourcing and a problem of its practical realization is presented.

Текст научной работы на тему «Аутсорсинг как методология управления экономическими системами»

Аутсорсинг как методология управления экономическими системами

Outsourcing as management methodology by economic systems

УДК 005.591.43

Курбанов Артур Хусаинович

доцент Военной академии тыла и транспорта им.генерала армии А. В. Хрулева (Санкт-Петербург), кандидат экономических наук 199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, д. 8

Kurbanov Artur Husainovich

Makarova Embankment 8, St. Petersburg, 199034

В статье, на основе анализа отечественного и зарубежного опыта, теории и практики рассмотрены социальные, управленческие и экономические условия применимости аутсорсинга, представлена структура методологии аутсорсинга и проблемы ее практической реализации.

In the article social, administrative and economic conditions of applicability of outsourcing are considered on the basis of the analysis of domestic and foreign experience, the theory and practice, the structure of methodology of outsourcing and a problem of its practical realization is presented.

Ключевые слова: аутсорсинг, аутсорсинг в России, методология аутсорсинга

Keywords: outsourcing, outsourcing in Russia, outsourcing methodology

В последние годы аутсорсинг получил широкое распространение в практической деятельности отечественных и зарубежных компаний, он используется практически во всех организациях, независимо от формы собственности, с целью оптимизации административно-хозяйственных процессов [1-3 и др.]. Определенный интерес данное явление представляет и для научно-исследовательского сообщества, что подтверждается увеличением количества публикаций и специальных исследований, посвященных анализу содержания и специфики применения аутсорсинга, изучению его отличий от иных форм межфирменной кооперации.

Прежде чем перейти к рассмотрению аутсорсинга как методологии управления экономическими системами, проведем анализ данного понятия и особенностей, характеризующих его современное состояние. С этой целью рассмотрим соответствующие основные понятия и категории, получившие распространение в практике менеджмента и используемые как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе.

«Аутсорсинг» (outsourcing) буквально трактуется как «использование внешних ресурсов» или «внешних источников». Необходимо отметить, что это искусственное слово, которого до начала 1990-х гг. не было ни в одном языке мира. В настоящее время существует множество определений аутсорсинга. Например, в современных экономических словарях аутсорсинг трактуется, как передача стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса предприятия с целью повышения производительности труда и снижения себестоимость продукции преиму-

щественно за счет более дешевой рабочей силы, привлекаемой со стороны (табл. 1).

Анализ определений, представленных в табл. 1, позволяет сделать вывод о том, что современное восприятие рассматриваемого явления весьма неотчетливо и имеет очень большой спектр значений, варьируясь от использования работников, неорганизованных в профсоюзы, до приобретения неких деталей у сторонних поставщиков продукции. Определение рассматриваемого термина в значительной степени зависит и от сферы практической деятельности организации. С управленческой точки зрения виды аутсорсинга можно классифицировать по критерию типов процессов, передаваемых на исполнение стороннему подрядчику. Основные подходы к такой классификации представлены в табл.2.

В ходе проведенных исследований был определен ряд общих характеристик и особенностей рассматриваемого явления: договорная природа отношений аутсорсинга (аутсорсинг определяется как практика планирования, управления и реализации определенных видов работ сторонней организацией в соответствии с условиями договора); единичная покупка какого-либо товара или услуги не будет являться аутсорсингом; передача выполнения отдельных видов работ сторонней организации осуществляется на длительный срок; аутсорсинг имеет место только в тех случаях, когда речь идет о передаче внешнему подрядчику тех видов работ, которые могли бы осуществляться внутри самой организации; каждая ситуация с использованием аутсорсинга предполагает индивидуальное решение, отраженное в договоре между сторонами; аутсорсинг осуществляется с целью более полного соответствия требованиям внешней среды: аутсорсинг выступает инструментом, позволяющим распределять внутренние и внешние ресурсы для достижения целей и задач организации [8].

Исходя из анализа современных представлений, характеризующих рассматриваемое явление, и результатов собственных исследований, можно утверждать, что аутсорсинг — это часть управленческой стратегии компании при передачи работ и услуг стороннему исполнителю, основанная на фундаментальном принципе разделения труда, организованная в виде устойчивого бизнес-процесса и направленная на повышение эффективности компании и снижение издержек. Однако при этом принципиальное отличие от других форм контрактного сотрудничества заключается в гарантии ответственности со стороны исполнителя за выполнение переданных на сторону работ и услуг, а также в наличии постоянной (долгосрочной) основы взаимодействия.

Активизация перехода российских компаний на аутсорсинг была зафиксирована в 2008-2009 гг., когда кризисные явления в экономике заставили многие отечественные компании перейти к использованию эффективных инструментов экономии затрат. Тем не менее руководство ряда отечественных компаний проявляет осторожность в этом вопросе, объясняя

Таблица 1

Этимология понятия «аутсорсинг»

Существующие подходы к определению понятия «аутсорсинг» Автор(ы) (источник) Сфера использования

Передача традиционных неключевых функций организаций (таких, например, как бухгалтерский учет или рекламная деятельность для машиностроительной компании) внешним исполнителям — аутсорсерам, субподрядчикам, высококвалифицированным специалистам сторонней фирмы Современный экономический словарь (Райзен-берг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.) Производственная деятельность, менеджмент

Передача стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или части бизнес-процесса Менеджмент: Словарь-справочник (Саркисов С. Э.) Менеджмент

Передача функций и бизнес-процессов специализированному подрядчику Постановление ФСГС РФ от 27 июля 2006 г. Государственное управление

Приобретение существенного количества промежуточных компонентов у внешних поставщиков Bloomberg Financial Glossary Производственная деятельность

Практика заключения контрактов с внешними субподрядчиками на выполнение производственных работ, в частности с иностранными компаниями или компаниями, не являющимися членами профсоюзов URL: www.webstcr.com Производственная деятельность

Передача подходящим посредникам определенных внутренних операций, позволяющая почти мгновенно получить значительную экономию и повысить качество продукции Р. Дафт Маркетинг, менеджмент

Частичная или полная передача производственных процессов, включая функции планирования, управления и контроля, внешней организации W. Lux, P.Schoen Производственная деятельность

Передача чужим (внешним) организациям ранее самостоятельно выполняемых работ (услуг) или производственных функций E.Zahn, K. Soehnle Логистика, производственная деятельность

Передача ^-активов, арендованных мощностей, персонала и управленческой ответственности сторонним организациям П. Готтштальк, Х. Соли-Сетер ^-менеджмент

Работа, выполняемая для компании людьми, которые не принадлежат к числу ее постоянных служащих URL: www.bloomberg.com Менеджмент, сельское хозяйство

Оказание услуг или снабжение продукцией внешними поставщиками или производителями для уменьшения издержек The American Heritage Dictionary of the English Language Логистика, производственная деятельность

Передача определенных вспомогательных функций третьему лицу, специализирующемуся в соответствующей сфере деятельности З. С. Айвазян Производственная деятельность

Выполнение отдельных функций или бизнес-процессов внешней организацией, располагающей необходимыми для этого ресурсами, на основе долгосрочного соглашения Б. А. Аникин, И. Л. Рудая Менеджмент, производственная деятельность, маркетинг, логистика

Продажа собственных мощностей по осуществлению каких-либо бизнес-процессов (ремонт, бухгалтерский учет); переход на приобретение соответствующей продукции или услуг на стороне C. O. Календжян Строительство, логистика, производственная деятельность

Источник: разработано автором на основании анализа материалов диссертационных исследований С. В. Юрьева, Д. В. Че-ремисина, публикаций И. Л. Рудой [4-6 и др.].

это тем, что пока не существует общепринятой, проверенной на практике универсальной методики, которая позволила бы произвести расчет экономического эффекта от применения аутсорсинга. Как оказалось, стоимость работ, которые возможно передать на исполнение аутсорсерам, в некоторых случаях может быть выше затрат компании на их выполнение собственными силами и средствами [9, с. 124].

Проблема развития аутсорсинга в России вызвана рядом причин. Среди них, во-первых, неподготовлен-

ность приоритетных отраслей экономики к аутсорсингу, которым требуются дополнительные инвестиции, необходимые для проведения масштабной модернизации. Во-вторых, особенности российского законодательства. В-третьих, низкий уровень конкуренции на рынке, следствием чего является недостаточное качество услуги при завышенной цене. В-четвертых, необходимость проведения масштабных изменений бизнес-процессов и процессов управления, пойти на которые большинство организаций не готово. В-пятых,

Таблица 2 g

Наиболее распространенные подходы к классификации аутсорсинга ^

Классификационный критерий Выделяемые виды аутсорсинга

Отношение к профильной деятельности предприятия Аутсорсинг основных процессов, аутсорсинг вспомогательных процессов

Виды деятельности Аутсорсинг в сфере информационных технологий (ИТ-аутсорсинг); производственный аутсорсинг; логистический аутсорсинг; аутсорсинг персонала; бухгалтерский аутсорсинг и т. д.

Содержание передаваемых функций Аутсорсинг задач (на исполнение передаются разовые проекты, а срок их реализации четко оговаривается). Пример: разработка дизайна нового продукта. Для этого вида «аутсорсинга» иногда используется специальный термин ауттаскинг (от англ. task — задача); аутсорсинг бизнес-процессов (в этом случае речь идет о долгосрочном сотрудничестве между предприятиями, когда подрядчик на регулярной основе берет на себя выполнение той или иной функции, порученной ему заказчиком). Пример: производственный аутсорсинг или факторинг

Место протекания передаваемых бизнес-процессов Внутренние (протекающие во внутренней среде предприятия). Пример: аутсорсинг производства; внешние (обеспечивающие связь предприятия с внешней средой). Пример: обслуживание клиентов. Смешанные (протекающие как во внутренней, так и во внешней среде). Пример: аутсорсинг бухгалтерского обслуживания (которое включает как обработку внутренней бухгалтерской информации, так и сдачу отчетности в налоговые органы)

Источник: исследования, проведенные И. Д. Котляровым [7, с. 42].

отсутствие обоснованных универсальных методик, позволяющих определить реальные эффекты применения аутсорсинга.

В ближайшем будущем в российской экономике прогнозируется появление значительного количества поставщиков услуг, которые будут либо занимать небольшие ниши, либо ориентироваться на самый широкий круг задач. Очевидные преимущества, которые приносит аутсорсинг при тщательном поиске партнеров и заключении эффективных контрактов, позволяют предположить его бурный рост уже в среднесрочной перспективе. Россия и ее хозяйствующие субъекты, располагающие достаточным производственно-технологическим, научно-техническим и интеллектуальным потенциалом, могут стать паритетными партнерами стран мира и их корпораций, лишь освоив новые, современные формы экономических связей, прежде всего механизмы аутсорсинговых отношений. Вместе с тем, следует признать, что в настоящее время, в силу короткой истории рыночного хозяйства, в России нет нормальной основы для аутсорсинга. Отношения между крупным и малым бизнесом еще формируются. При этом специфической чертой российской индустриальной структуры является то, что российские крупные предприятия развиваются на фоне слабого развития малого и среднего предпринимательства. В России малые предприятия занимаются в основном торговлей и посреднической деятельностью. В этой связи особый интерес представляет сотрудничество малых и крупных предприятий в рамках деловых сетей, построенных на принципах аутсорсинга.

Степень использования аутсорсинга может существенно увеличиться с вступлением России во Всемирную торговую организацию, когда отечественному бизнесу придется принимать правила игры глобального рынка и конструктивно, «по-рыночному» выстраивать отношения с зарубежными компаниями. Так, например, по данным Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, будущее российской обрабатывающей промышленности — на внешних рынках, в кооперации с иностранными партнерами [10, с. 25].

При этом оптимальный путь ее развития — встраивание в международные цепочки создания стоимости. Конечная сборка готовых изделий, как правило, будет осуществляться зарубежными фирмами и за рубежами России.

Изучение, анализ и обобщение результатов новой практики управления позволили определить как общие цели и закономерности, так и принципиальные отличия в формах обеспечения деятельности организации на основе аутсорсинга. Осознание целей, задач, критериев эффективности, возможностей и ограничений использования аутсорсинга в рамках экономической системы позволяет утверждать о возможности и необходимости формирования новой методологии управления, разработки и развития научно-теоретических основ аутсорсинга. Формализация новой методологии управления в специальных алгоритмах, методиках и регламентах принятия управленческих решений, разработка соответствующих моделей лежат в основе новой управленческой технологии — технологии практического аутсорсинга.

С учетом изложенного под методологией аутсорсинга понимается система базисных принципов, моделей, методов, методик, способов внедрения и развития аутсорсинга, а также средств их реализации в организации и построении научно-практической деятельности людей и хозяйствующих субъектов. Методология аутсорсинга включает в себя несколько элементов, в рамках которых происходит решение нескольких задач, определяются: причины перехода к аутсорсингу, его целевая установка, методы и средства реализации, а также естественные ограничения использования (рис. 1).

По нашему мнению, расширение сферы использования аутсорсинга может оказать существенное влияние на эффективность функционирования значительной части современных экономических и социальных систем различного уровня. Его использование позволяет существенным образом повысить экономические показатели отдельных стран, регионов и предприятий (хозяйствующих субъектов).

с <

> <

Причины аутсорсинга: • ограниченность собственных ресурсов; • необходимость сокращения затрат; • повышение гибкости; • соответствие запросам потребителей

Целевая установка процесса аутсорсинга: • повышение эффективности организационной системы в условиях изменяющейся внешней среды и на основании оптимизации внутренних ресурсов

Средства реализации: • анализ доступных ресурсов; • анализ положительных и отрицательных сторон взаимодействия между участниками отношений в рамках аутсорсинга, предоставляемых возможностей и прогнозируемых рисков; • разработка инновационного проекта по переходу к аутсорсингу; • управление реализацией проекта перехода к аутсорсингу

Естественные ограничения использования: • наличие на соответствующем рынке потенциальных поставщиков услуг; • возможности эффективного взаимодействия с поставщиками услуг

Метод реализации: • преимущественное использование внешних услуг вместо поддержания собственных компетенций в тех видах и направлениях деятельности, которые не являются стратегически важными для компании и могут быть переданы под удаленное администрирование

Рис. 1. Основные составляющие методологии аутсорсинга

Источник: составлено автором с использованием результатов исследования И. Л. Рудой [11].

Определенные эффекты, обусловленные использованием аутсорсинга, следует ожидать и в случае его использования даже в таких далеких от экономики областях, как военная организация государства [12, с. 86]. Иными словами, аутсорсинг является универсальной методологией менеджмента, инвариантной к природе объекта управления.

В этой связи методология аутсорсинга не может и не должна оставаться раз и навсегда данной, неизменной во всех частях. Она будет обогащаться, подчиняясь задачам более глубокого изучения предмета исследования — организационно-экономическим отношениям при взаимодействии объектов управления с внешней средой, с субъектами рыночной экономики, которые находятся в постоянном развитии.

Литература

1. Альтовский А. А. Стратегия развития малой формы предпринимательской деятельности в сфере бытовых услуг // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2011. № 2. С. 86-88.

2. Плотников В. А. Обеспечение конкурентоспособности российского предпринимательства // Экономика и управление. 2009. № 10. С. 23-26.

3. Верещагин В. Е. Логистические стратегии реорганизации цепей поставок строительных материалов // Известия

Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2010. № 3. С. 72-74.

4. Юрьев С. В. Формирование механизма аутсорсинга для предприятий сферы сервиса: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. СПб.: СПбГУЭФ, 2008. 22 с.

5. Черемисин Д. В. Аутсорсинг как элемент современного хозяйственного механизма: теоретический аспект: Дисс. ... канд. экон. наук. М.: ФА, 2005. 151 с.

6. Рудая И. Л. Развитие понятийного аппарата методологии аутсорсинга // Вестник СамГУ. 2008. № 5/2 (64). С. 137-146.

7. Котляров И. Д. Аутсорсинг и иные формы межфирменной кооперации: Анализ отличий // Бухучет в строительных организациях. 2011. № 1. С. 39-43.

8. Курбанов А. Х., Плотников В. А. Аутсорсинг: история, методология, практика. М.: ИНФРА-М, 2012. 112 с.

9. Курбанов А.Х., Плотников В. А. Аутсорсинг в России: социальное содержание и экономические условия применения // Управленческое консультирование. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. 2011. № 3. С. 123-132.

10. Достаточно сильны для ВТО // Эксперт. 2011. № 48 (779). С. 25.

11. Рудая И. Л. Методология управления в экономических системах на основе аутсорсинга: Дисс. . д-ра экон. наук. М.: ГУУ, 2009. 410 с.

12. Плотников В. А. Интеграция военного и гражданского секторов экономики как тенденция строительства военной организации страны (По материалам тыла Вооруженных Сил Российской Федерации) // Вооружение и экономика. 2010. № 2 (10). С. 85-88.

В следующем номере

Рекомендуем в следующем номере российского научного журнала «Экономика и управление» в рубрике «Актуальные проблемы развития экономики» ознакомиться с публикацией Т. А. Мансурова «ЕврАзЭС — наиболее успешная форма экономической интеграции на постсоветском пространстве»

Мансуров Таир Аймухаметович — генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества, доктор политических наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.