Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ АУТСОРСИНГА'

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ АУТСОРСИНГА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / ПРЕДПОСЫЛКИ / ПРИНЦИПЫ АУТСОРСИНГА. ФУНКЦИИ АУТСОРСИНГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горнштейн М.Ю., Соколова Н.А.

Рассматриваются экономическая сущность и объективные предпосылки развития аутсорсинга как современной методологии бизнеса. Сформулированы базовые принципы аутсорсинга. Предложена классификация типов и видов аутсорсинга. Исследованы преимущества и риски аутсорсинга. Рассмотрены особенности организации аутсорсинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC ESSENCE AND PRECONDITIONS OF OUTSOURCING DEVELOPMENT

The article Deals with economic essence and objective preconditions for the development of outsourcing as a modern business methodology. The basic principles of outsourcing are formulated. The classification of types and kinds of outsourcing is proposed. Advantages and risks of outsourcing are researched. The features of the organization of outsourcing are considered.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ АУТСОРСИНГА»

УДК: 332.462

Горнштейн М.Ю., к. э. н.

профессор Соколова Н.А. магистрант МПГУ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ

АУТСОРСИНГА

Аннотация: Рассматриваются экономическая сущность и объективные предпосылки развития аутсорсинга как современной методологии бизнеса. Сформулированы базовые принципы аутсорсинга. Предложена классификация типов и видов аутсорсинга. Исследованы преимущества и риски аутсорсинга. Рассмотрены особенности организации аутсорсинга.

Ключевые слова: аутсорсинг, предпосылки, принципы аутсорсинга. функции аутсорсинга.

M. Yu. Gornshtein, PhD. Ekon. Sciences, Professor of MPGU

N. Sokolova, graduate student, MPGU ECONOMIC ESSENCE AND PRECONDITIONS OF OUTSOURCING DEVELOPMENT

Abstract: The article Deals with economic essence and objective preconditions for the development of outsourcing as a modern business methodology. The basic principles of outsourcing are formulated. The classification of types and kinds of outsourcing is proposed. Advantages and risks of outsourcing are researched. The features of the organization of outsourcing are considered.

Keywords: outsourcing, preconditions, principles of outsourcing. functions of outsourcing.

Аутсорсинг, как методология бизнеса, получил распространение в 60-е годы XX века и в переводе с английского (outer - source - using; outsoursing) - означает использование внешних источников ведения бизнес-процессов.[2]

В соответствии с отражением отдельных сторон этого процесса и особенностями формирования рынка аутсорсинга имеются различные подходы к пониманию его сущности. Так, под аутсорсингом может пониматься:

• стратегия управления организацией, ориентированная на выполнение необходимых, но неосновных функций специализированным в этом виде деятельности организациям;

• использование внешних ресурсов для выполнения деятельности, традиционно ведущейся силами собственного персонала и с использованием собственных ресурсов;

• частичная или полная передача выполнения традиционных

неключевых бизнес-функций или частей бизнес-процесса специализированным организациям - подрядчикам (аутсорсерам), имеющим высокую квалификацию в узкоспециализированной области;

• специализированная деятельность (комплекс услуг) по бухгалтерскому учету и финансовой деятельности; по автоматизации, информатизации и инженерному обеспечению деятельности; по юридическому сопровождению деятельности; по управлению персоналом; по обеспечению транспортными услугами; по охране помещений и оборудования; по уборке помещений; по организации питания работников и учащихся; по организации отдыха, предоставляемых по договору заказчикам специализированными поставщиками таких услуг;

• механизм повышения эффективности функционирования организации за счет концентрации усилий на основной деятельности и передачи непрофильных бизнес-процессов на выполнение сторонней, специализирующейся на этих бизнес-процессах организации, способной более эффективно решать поставленные перед ней задачи.

В общем случае под аутсорсингом следует понимать передачу производственных или бизнес-функций независимым внешним подрядчикам, специализирующимся в определенной сфере с целью оптимизации деятельности организации - заказчика [1,3].

Экономическая сущность аутсорсинга заключается в организации системы отношений, возникающих при передаче организацией - заказчиком на основе договоров некоторых видов своей деятельности специализированным организациям. Другими словами, вместо крупных вложений в совершенствование собственного бизнеса, можно заказать и оплатить соответствующие услуги специализированным организациям, уже сделавшим вложения в интеллектуальную и техническую инфраструктуру.

Проведенные исследования позволяют выделить несколько базовых принципов аутсорсинга, а именно:

• каждая организация должна заниматься преимущественно своим основным делом и концентрировать ресурсы именно на нем;

• необходимо деление всех функций каждой организации на основные и второстепенные;

• любая функция, не являющаяся основной, должна передаваться внешним специализированным в этой сфере организациям;

• решение сопутствующих, второстепенных задач следует передавать специализированным организациям, которые могут выполнить их лучше;

• организация работ на основе аутсорсинга экономит средства организации - заказчика и обеспечивает прибыль организации -исполнителю;

• организация аутсорсинга приводит к снижению себестоимости передаваемых функций или процессов;

• стоимость услуг по аутсорсингу ниже затрат организации на

создание соответствующей собственной структуры;

• качество услуг по аутсорсингу выше за счет опыта и квалификации работников аутсорсера;

• организация аутсорсинга позволяет заказчику не увеличивать штат дополнительных сотрудников для выполнения низкоквалифицированных работ;

• организация аутсорсинга дает возможность освободить соответствующие технические, материальные, организационные, финансовые, трудовые и информационные ресурсы для концентрации усилий на наиболее важных основных существующих и новых направлениях.

Проведенные исследования позволили установить следующие объективные предпосылки развития аутсорсинга:

• рост конкуренции во всех видах деятельности и на всех видах товарных рынков;

• необходимость достижения в рыночных условиях максимальной эффективности всех процессов и на всех операциях;

• стремление организаций к увеличению доли рынка и расширению покупательской аудитории;

• необходимость удовлетворения растущих требований потребителей;

• необходимость снижения производственных затрат и повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности.

В таблице 1 представлены основные типы аутсорсинга, а в таблице 2 -основные виды аутсорсинга и их характеристики.

Традиционно в аутсорсинг передаются обеспечительные, подсобные, вспомогательные функции. К таким функциям относятся:

• правовое обеспечение деятельности;

• ведение бухгалтерского и налогового учета;

• разработка и применение информационных технологий;

• обслуживание и ремонт различного оборудования;

• научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, а также внедрение их результатов;

Таблица 1

_ Основные типы аутсорсинга_

№ /п Тип аутсорсинга Характеристика типа аутосорсинга

1. Полный Передача штата сотрудников и соответствующих активов заказчика поставщику услуг на время действия контракта

2. Частичный (выборочный) Сохранение в ведении заказчика значительной части функций

3. Сов местный Партнерский характер соглашения по аутсорсингу и совместная деятельность нескольких поставщиков услуг

4.

Трансформационный

Полная реорганизация производственного функционального подразделения поставщиками услуг

или

• вспомогательные и обслуживающие операции: организация питания работников, уборка производственных и служебных помещений;

• научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, а также внедрение их результатов;

• вспомогательные и обслуживающие операции: организация питания работников, уборка производственных и служебных помещений;

• изготовление и поставка отдельных деталей, комплектующих, полуфабрикатов, использующихся в производственном процессе;

• охрана производственных и служебных помещений.

При этом стоит отметить, что аутсорсинг должен предполагать не просто передачу исполнителям тех или иных полномочий, но и передачу ответственности за производство товаров и предоставление услуг.

Таблица 2

_Основные виды аутсорсинга_

/п

Виды аутсорсинга

Характеристика видов аутсорсинга

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Бухгалтерский аутсорсинг

Аутсорсинг в сфере управления персоналом Юридический аутсорсинг

Рекламный аутсорсинг

Аутсорсинг

издательской

деятельности

ИТ -аутсорсинг

Ведение бухгалтерского и налогового учета; составление бухгалтерской и налоговой отчетности; обеспечение консультаций по бухгалтерскому и налоговому учету; исполнение банковских платежей; выставление первичных документов контрагентам Поиск и подбор персонала; кадровое администрирование; использование внештатного персонала; охрана труда

Подготовка и экспертиза проектов договоров и деловой юридической документации; консультации по вопросам налогообложения; разработка корпоративных нормативных актов; ведение деловой переписки и переговоров; претензионная работа по договорам; арбитражная деятельность; работа по регистрации, перерегистрации, ликвидации организации. Организация взаимодействия с рекламными

агентствами; разработка фирменного стиля; создание корпоративного сайта; проведение рекламных компаний

Установка печатного оборудования; обеспечение печати документов и информации; издание и распространение корпоративных газет и журналов Разработка, внедрение и сопровождение информационных систем и сетей; создание центров обработки данных; настройка и обновление аппаратной части информационных систем; разработка, и обновление программного обеспечения; создание защиты против проникновения в сеть; антивирусная

профилактика; оперативный ремонт и замена оборудования; консультирование и обучение персонала

С этой точки зрения аутсорсинг следует рассматривать как приобретение заказчиком ряда услуг (или работ), которые традиционно выполнялись ее внутренними обслуживающими подразделениями, на основе долгосрочных контрактов с аутсорсинговыми организациями. Данное понятие предполагает наличие договора между организацией - заказчиком и аутсорсинговой организацией, который должен отражать не только комплекс оказываемых услуг, но и ответственность исполнителя (поставщика) за реализованную услугу.

Проведенные исследования показывают, что к важным преимуществам аутсорсинга, наряду с сокращением затрат производственных ресурсов, может быть отнесена возможность направления производственных ресурсов на решение основных профильных задач и вопросов, и сосредоточения на основных видах деятельности организации, что позволяет быстрее достигнуть своих целей.

К несомненным преимуществам аутсорсинга следует отнести и возможность повышения качества выполнения вспомогательных работ внешними специализированными организациями, опыт и высокая квалификация работников которых позволяет предоставлять услуги высокого качества и в минимальные сроки.

Вместе с тем, аутсорсинг в условиях рыночных реалий подвержен значительным рискам. Как показывают исследования, большинство рисков проявляется из-за отсутствия четкой нормативно-правовой базы, что в итоге может привести к проблемам в организации этого вида деятельности, обеспечении контроля ее выполнения, установлении ответственности за допущенные нарушения и дополнительным затратам финансовых ресурсов.

Аутсорсинг не следует рассматривать только как передачу некоторых непрофильных функций по принципу субподряда. Проведенные исследования показывают, что на сегодняшний день сущность аутсорсинга состоит в повышении эффективности работы компании за счет передачи внешним организациям не только некоторых функций, но и бизнес -процессов с целью оптимизации всех видов ресурсов и концентрации усилий на основных видах деятельности.

Такой подход позволяет определить аутсорсинг, как стратегическую концепцию, направленную на реорганизацию и повышение эффективности деятельности организации. Исследования показывают, что наличие у организации долгосрочной аутсорсинговой стратегии является необходимым условием ее эффективного развития и успешной адаптации к меняющимся рыночным условиям.

Аутсорсинг поэтому правомерно рассматривать как современную методологию функционирования высокоэффективных и

конкурентоспособных организаций, сутью которой является адаптация управления организацией к условиям рынка, позволяющая быстро входить в новый бизнес, используя все имеющиеся возможности внешней среды.

Подобный подход к аутсорсингу. с точки зрения стратегического управления и его использования как стратегической бизнес-модели, должен стать определяющим в развитии этого вида деятельности.

Аутсорсинговая стратегия управления направлена на реализацию перспективных целей деятельности организации, оптимальное

использование собственного потенциала и возможностей внешней среды, обеспечение устойчивости к угрозам внешнего окружения.

Проведенные исследования позволяют сформировать общие черты различных вариантов организации аутсорсинг-проекта и выделить следующие основные особенности отношений аутсорсинга:

• договорная природа отношений аутсорсинга, характеризующаяся организацией планирования, управления и реализации определенных видов работ сторонней организацией в соответствии с условиями договора;

• постоянный характер сотрудничества организации - заказчика и аутсорсера на основе контрактных отношений;

• длительный срок передачи выполнения отдельных видов работ сторонней организации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• передача внешнему подрядчику тех видов работ, которые могли бы осуществляться внутри самой организации;

• индивидуальные решения, отраженные в договоре между сторонами, по каждой ситуации с использованием аутсорсинга;

• использование аутсорсинга с целью обеспечения более полного соответствия требованиям внешней среды;

• оптимальное распределение ресурсов на основе аутсорсинга для достижения целей и задач организации.

Социально-экономическая эффективность применения аутсорсинга в реальной практике во многом определяется технологией передачи внешнему исполнителю работ и услуг, включающей следующие основные элементы:

• анализ затрат, которые несет организация, выполняя работы самостоятельно;

• анализ рынка аутсорсинговых услуг или работ на основе различных источников;

• принятие управленческого решения о передаче на аутсорсинг конкретной функции в конкретный период на основе формирования цели

передачи функции ; установления и оценки рисков аутсорсинга и разработки инструментов управления ими; оценки социального и экономического эффекта от применения аутсорсинга;

• разработка технического задания, предусматривающего требования в соответствии с действующими нормативами к объему и качеству работ и услуг, которые будут выполняться аутсорсером;

• установление критериев отбора организации - аутсорсера с учетом требований действующего законодательства;

• отбор организации-аутсорсера;

• заключение договора с организацией - победителем;

• управление договором аутсорсинга в течение всего периода исполнения договора путем ведения мониторинга исполнения аутсорсером своих обязательств;

• оценка эффективности реализации аутсорсингового проекта и его корректировка.

Использованные источники:

1. Аникин Б.А., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: Учебное пособие // М.: ИНФРА-М, 2009. - 320 с

2. Курбанов А.Х. Аутсорсинг: история, методология, практика. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 112 с.

3. Моисеева Н.К. Аутсорсинг в развитии делового партнерства.- М.: ИНФРА-М., 2010. - 237 с.

УДК 65.012

Дарханова А.В. студент магистратуры 2 курса факультет «Менеджмента» Финансовый университет при Правительстве РФ

Россия, г. Москва

Darkhanova A. V. Master Student 2ndyear, faculty of Management Financial University under the Government of The Russian Federation Russia, Moscow

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ DATA ENVELOPMENT ANALYSIS И STOCHASTIC FRONTIER ANALYSIS Аннотация: проведен анализ двух распространенных и широко используемых методов для оценки эффективности компаний. Эти методы относятся к методам оптимизации. За счет построения границы производственных возможностей определяется уровень эффективности деятельности компании. Дана полная характеристика методов, а также

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.