УДК 502.51(285):598.25
Дебело П.В., Степанов А.С., Степанова И.А., Романова А.С.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
видовой состав, распространение и численность водоплавающих птиц шалкар-жетыкольского озерного
района восточного оренбуржья (котр ru-217, 0б-002)
Водно-болотные угодья региона издавна известны как места массового гнездования и миграционных остановок более 50 видов водоплавающих птиц. В последние годы интерес к региону возрос в связи с обострением проблем охраны глобальных путей пролета и сохранения угрожаемых видов, поскольку в связи с усилением аридизации территории её водоемы приобрели значение своеобразных критических местообитаний и узловых точек на путях миграционных потоков водоплавающих птиц обширного Срединного региона Северной Евразии. В работе обобщены литературные, ведомственные и личные материалы по динамике видового состава, характера пребывания, распространения и численности птиц водного комплекса региона за последние десятилетия, что может быть использовано при разработке комплекса мероприятий, направленных на оптимизацию использования биоресурсов региона и сохранение его биоразнообразия.
Ключевые слова: Северная Евразия, водоплавающие птицы, характер пребывания, распространение, численность.
Восточное Оренбуржье отличается относительным богатством и типологическим разнообразием водоемов и, в тоже время, крайней неустойчивостью гидрологического режима, значительным и быстрым изменением площади и состояния их экосистем. При благоприятных условиях они служат местом гнездования и миграционных остановок многочисленных водоплавающих птиц, населяющих водоемы Срединного региона Северной Евразии [1], [4], [6], [7], [11], [12]. Аридизация региона и сопредельной территории в последние годы существенным образом изменили условия обитания птиц, что привело к значительному сокращению их численности, изменению распространения и путей миграции [2], [3], [5], [8]-[10].
Однако ряд аспектов этих изменений остаются непонятными при ограниченности сведений о современной экологической обстановке в этой части Срединного региона. По этой причине в 2016 г. проведено специальное изучение состояния водоемов региона и сопредельной территории.
В качестве основного исходного материала для определения динамики обводнения и характера изменения растительных сообществ использовались свободно распространяемые данные дистанционного зондирования земли спутников Landsat 5,7,8 Геологической службы США и съёмки с БПЛА (беспилотного летательного аппарата) DJI Phantom 3 Professional, произведенные нами в экспедиционный период 2016 года.
Для формирования спутниковых снимков Landsat использовали композитные изображения трех спектральных каналов пространственного разрешения 30 м на пиксель, совмещенные с панхроматическим каналом пространственного разрешения 15 м на пиксель. Среди различных комбинаций, используемых для дешифрирования водной поверхности и растительности нами выбрана комбинация каналов 7-4-2 для Landsat 5,7 и 7-5-3 для Landsat 8, показавшая наибольшую достоверность при неконтролируемой классификации на границе вода-растение. Обработку космоснимков и снимков БПЛА производили в геоинформационной системе АгсОК 10.4.
Сбор полевых материалов проводился общепринятыми стандартными методами, несколько модифицированными и адаптированными к конкретным условиям. Видовой состав птиц определяли с помощью 10-кратного бинокля и подзорной трубы с 75-кратным увеличением, в ряде случаев применялся фотоаппарат с длиннофокусным объективом. Учеты на открытых и слабо заросших водоемах проводились (на проложенных вдоль берега пеших и автомобильных маршрутах) по секторам акватории, выделяемым по хорошо заметным ориентирам. На заросших водоемах птицы также учитывались по секторам, выделяемым с мест удобных подходов к открытым плесам, наиболее возвышенных участков берега, крыши автомобиля и смотровой площадки кордона заказника. В период размножения учитывались пары и выводки, а в послегнездовое время птиц
дебело П.В. и др.
Видовой состав, распространение и численность водоплавающих птиц
подсчитывали в стаях или кормовых скоплениях. В ряде случаев для уточнения видового состава сидящих на воде птиц вспугивали БПЛА DJI Phantom 3 Professional. Небольшие водоемы обследовались полностью, крупные - частично, а полученные данные экстраполировались на всю водопокрытую площадь.
Сопоставление полученных результатов с литературными, ведомственными и личными, собранными с 2006 г. материалами позволили выявить некоторые закономерности в динамике характера пребывания, распространении и численности водоплавающих птиц при разной степени обводненности территории. Ряд оригинальных сведений получен от сотрудников Светлинского биологического заказника и ООО «Охотклуб» Сторожука Л.И., Горбенко В.Д. и Назина А.С., а успешное выполнение работы в 2016 г. оказалось возможным благодаря содействию заместителя министра - начальника управления по охране окружающей среды и экологии министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области Белова В.С., начальника отдела экологического мониторинга и охраны природных ресурсов Классена Д.В. и директора заказника Ефименко В.В., которым авторы выражают свою искреннюю признательность.
Анализ всех материалов позволил выявить обитание в регионе 56 видов водоплавающих птиц 6 отрядов (возможны встречи еще двух). Из них 34 (60,1%) вида считаются монотипическими, остальные 22 политипическими, из которых 19 представлены номинативными, а другие 3 региональными подвидами. По характеру пребывания 3 (5,3%) вида считаются редкими залетными, 15 (26,8%) встречались во время сезонных миграций, для 36 (64,3%) видов известны встречи в гнездовое время и характер пребывания двух (3,6%) не установлен (табл. 1).
Все залетные виды отмечались лишь при максимальном (гага-гребенушка, мраморный чирок) или повышенном уровне (малая поганка) обводненности региона; в маловодные годы их встречи не известны и на сопредельной территории.
Среди 15 пролетных видов 10 (66,6%) наблюдались эпизодически, причем чернозобая гагара, черная казарка, гоголь, турпан, луток и длинноносый крохаль встречались в годы с повышенным уровнем водоемов, а красношей-ная поганка, малый лебедь, морская чернеть и морянка при уровне близком к минимальному.
Следует отметить, что большинство из них отмечались буквально единично и только гоголя в отдельные годы насчитывали несколько десятков, а численность лутка, возможно, достигала нескольких сотен особей. Из остальных сравнительно многочисленными являются лишь белолобый гусь (количество которого, однако, с середины 1990-х гг. уменьшилось, как минимум, в 10-15 раз) и круглоносый плавунчик, а глобально угрожаемые краснозобая казарка и пискулька чаще всего наблюдались в незначительном количестве; резко сократилось и количество гуменника, который еще сравнительно недавно по численности уступал лишь белолобому и серому гусям. Кроме них в регионе во время пролета возможны встречи большого крохаля и плосконосого плавунчика.
Из 36 видов, отмеченных в гнездовое время, для 8 (22,2%) известны случаи эпизодического гнездования. Из них чайконосая крачка, черноголовый хохотун, чеграва, морской голубок и малая крачка гнездились в специфических условиях непродолжительно существующих голых песчаных кос и островов, которые формировались при повышении или снижении уровня некоторых водоемов. Вместе с тем, только для первых двух видов были известны колонии по несколько сот гнезд, у чегравы - несколько десятков, а морской голубок и малая крачка даже в этих условиях были малочисленными. Из других видов малая чайка изредка отмечалась в условиях локально образующихся на разных этапах эволюции озерных экосистем мелководий, камышница - в прибрежных зарослях тростника на границе с мелководьями, а розовый пеликан - на заломах тростника при повышенном уровне оз. Жетыколь. В последние годы, вероятно, эпизодически стали гнездиться ранее постоянно отмечающиеся на гнездовье чирок-свистунок, свиязь и сизая чайка. С их учетом доля эпизодически гнездящихся птиц составляет почти треть (30,6%) отмеченных в гнездовое время видов. Возможно, к этой группе относится и недавно обнаруженный в регионе белоглазый нырок.
Остальные 25 (69,4%) видов гнездились постоянно. Вместе с тем, наиболее многочисленными среди них были лишь лысуха, большая поганка, озерная чайка, хохотунья, а в отдельные годы и черношейная поганка, численность которых порой превышала тысячу особей. Сравнительно обычными на гнездовье, но многочисленными во время осеннего пролета были кряква, чирок-трескунок, а в последние годы
to
CD
В
s
о
Таблица 1 - Видовой состав, характер пребывания и численность водоплавающих птиц КОТР Восточного Оренбуржья
№ п/п Вид Характер пребывания в годы Численность в 2016 г
до 1992 1993-2001 2002-2010 2011-2015 2016 пар птиц в на пролете
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Чернозобая гагара (Gavia arctica arctica, L., 1758) э. пр. - э. пр. - - - - -
2 Малая поганка (Podicepsruficolliscapensis, Salv.1884) - - зал. - - - - -
3 Черношейная поганка (Podiceps nigricollis, Brehm, 1831) гн. гн. гн. гн. гн. 70-80 450-500 800-1000
4 Красношейная поганка (Podiceps auritus, L.,1758) - - - э.пр. - - - -
5 Серощекая поганка (Podiceps grisegena, Boddaert, 1783) гн. гн. гн. гн. гн. 3-5 15-20 20-30
6 Большая поганка, (Podiceps cristatus, L.,1758 ) гн. гн. гн. гн. гн. 100-120 450-500 500-600
7 Розовый пеликан (Pelecanus onocrotalus, L.,1758) - - э.гн. - - - - -
8 Кудрявый пеликан (Pelecanus crispus, Bruch, 1832) - гн. гн. гн. гн. 7-10 25-30 25-30
9 Большой баклан (Phalacrocorax carbo sinensis, Blum.,1796) - гн. гн. гн. гн. 35-40 150-180 200
10 Чёрная казарка (Branta bernicla bernicla, L.,1758). - - э.пр. - - - - -
И Краснозобая казарка (Branta ruficollis, Pall., 1769) пр. пр. пр. пр. пр. - - 10000-11000
12 Серый гусь (Anseranser, L.,1758) гн. гн. гн. гн. гн. 25-30 350-400 22000-25000
13 Белолобый гусь (Anser albifrons albifrons, Scop., 1769) пр. пр. пр. пр. пр. - - 21000-25000
14 Пискулька (Anser erythropus L.,1758) пр. пр. пр. пр. пр. - - 5000-5500
15 Гуменник (Anser fabalis fabalis, Lath., 1787) пр. пр. пр. пр. пр. - - 70-100
16 Лебедь-шипун (Cygnus olor, Gm., 1789) гн. гн. гн. гн. гн. 6-8 35-40 150
17 Лебедь-кликун (Cygnus cygnus, L.,1758) гн. гн. гн. гн. гн. 3-4 15-20 160-200
18 Лебедь малый (Cygnus bewickii, Yarr., 1830). - - э.пр. - - - - -
19 Огарь, (Tadorna ferruginea, Pall., 1764) гн. гн. гн. гн. гн. 80-90 600-700 22000-24000
20 Пеганка, (Tadorna tadorna, L.,1758) гн. гн. гн. гн. гн. 25-30 200-230 200-250
21 Кряква (Anas platyrhynchos platyrhynchos, L.,1758) гн. гн. гн. гн. гн. 130-150 800-900 5500-6000
22 Чирок-свистунок (Anas crecca crecca, L.,1758) гн. гн. ? ? ? ? ? 2000
23 Серая утка (Anas strepera, L.,1758) гн. гн. гн. гн. гн. 3-5 20-30 150-200
24 Свиязь (Anas penelope, L.,1758) гн. гн. гн.? гн.? ? ? ? 250-300
25 Шилохвость (Anas acuta acuta, L.,1758) гн. гн. гн. гн. гн. 3-5 20-30 600
26 Чирок-трескунок (Anas querquedula, L.,1758) гн. гн. гн. гн. гн. 80-100 800-900 1000-1200
27 Широконоска (Anas clypeata, L.,1758) гн. гн. гн. гн. гн. 5-8 25-30 30-40
28 Мраморный чирок (Marmaronetta angustirostris, Men., 1832) зал. зал. - - - - - -
29 Красноносый нырок (Netta rufina, Pall., 1773) гн.? гн. гн. гн. гн. 3-5 20-30 30-40
30 Красноголовый нырок (Aythya ferina, L.,1758) гн. гн. гн. гн. гн. 35-40 220-250 700-800
31 Белоглазый нырок (Nyroca nyroca, Guld.,1770) ? ? э.гн.? - - - -
í §
-с (D
0
1
(D X &)
i
IV) о
г
to to
Продолжение таблицы 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
32 Хохлатая чернеть (Aythya fuligula, L.,1758) гн. гн. гн. гн. гн. 5-7 30-40 70-90
33 Морская чернеть (Aythya marila, L.,1761) - - - э.пр. - - - -
34 Морянка (Clangula hyemalis, L.,1758) - - - э.пр. - - - -
35 Обыкновенный гоголь (Bucephala clangula clangula, L.,1758) - - - э.пр. - - - -
36 Гага-гребенушка (Somateria spectabilis, L.,1758) зал. - - - - - - -
37 Обыкновенный турпан (Melanitta fusca, L.,1758) - э.пр. э.пр. - - - - -
38 Савка (Oxyura leucocephala, Scop.,1769) - гн.? гн. гн. гн. 2 10-15 10-15
39 Луток (Mergus albellus, L.,1758) - пр. пр. - - - - ?
40 Длинноносый крохаль (Mergus senator, L.,1758) - - э.пр. - - - - -
41 Камышница (Gallínula chloropus chloropus, L.,1758) - - э.гн.? - - - - -
42 Лысуха (Fúlica atra atra, L.,1758) гн. гн. гн. гн. гн. 550-600 3000-3500 4000-5000
43 Круглоносый плавунчик (Phalaropu slobatus, L.,1758 ) пр. пр. пр. пр. пр. - - десятки тыс.
44 Черноголовый хохотун (Larus ichthyaetus Pall., 1773). - гн. гн. э.гн. пр.? - - 5-10
45 Малая чайка (Larus minutus, Pall.,1776) - э.гн. э. гн- - гн.? 3-5? ? ?
46 Озерная чайка (Larus ridibundus L., 1766) гн. гн. гн. гн. гн. 40-50 220-250 300-400
47 Морской голубок (Larus genei, Brem, 1840) - -э. гн. - - - - - -
48 Хохотунья (Larus cachinnans cachinnans Pall., 1811) гн. гн. гн. гн. гн. 50-60 160-200 250-300
49 Барабинская чайка (Larus barabensis) ? ? ? ? гн.? ? 10 60
50 Сизая чайка (Larus canus heinei Horn.,1853) гн. гн. гн.? гн.? гн.? ? 30-40 250-300
51 Черная крачка (Chlidonias niger niger, L., 1758) гн. гн. гн. гн.? гн.? 3-5 12-15 12-15
52 Белокрылая крачка (Chlidonias leucoptera, Temm., 1815) гн гн. гн. гн. гн. 80-100 300-350 300-350
53 Чайконосая крачка (Gelochelidon nilotica, Gm., 1799) - э.гн. э.гн. - - - - -
54 Чеграва, (Hydroprogne caspia, Pall., 1770) - э. гн. э.гн. э.гн. - - - -
55 Речнаякрачка (Sterna hirundo hirundo, L., 1758) гн. гн. гн. гн. гн. 20-25 75-80 100-120
56 Малаякрачка (Sterna albifrons albifrons, Pall., 1764) ? э.гн. э.гн. - - - - -
Итого залетных 2 1 1 0 0 0 0 0
пролетных 6 7 и 9 6 0 0 38,3-43,9 тыс.
гнездящихся 25 34 34 30 27 1,4-1,6 тыс. 8,1-9,3 тыс. 59,4-67,0 тыс.
данные отсутствуют 23 14 10 17 23 - - 0
ь
(D
С\ §
О
а Р>
S fe
00 i
о m о
Sc
о о
0
ю
■С
1 о
0
я &) X (D
1
(D
S §
CD
i
о
о
3
n fi
о §
&) n
5 £
s
a с
CD
В
s
о
IV) о
3
to to
CO
Условные обозначения: зал. - залетные; э.пр. - эпизодически пролетный; пр. - пролетный; э.гн,-гн.?, пр.? - гнездование и пролет возможен; - - данные отсутствуют; 0 - вид отсутствует.
эпизодически гнездящийся; гн. - гнездящийся;
Биологические науки
заметно увеличилось количество огаря. Обычными гнездящимися видами являются большой баклан, серый гусь, белокрылая и черная крачки, количество которых, однако, в последние годы заметно уменьшилось.
Ранее к этой группе относились также шилохвость, в меньшей мере серая утка, широконоска, красноносый нырок, хохлатая чернеть и серощекая поганка. Другие виды - кудрявый пеликан, лебеди шипун и кликун, пеганка, савка и речная крачка - были немногочисленными. К последней группе, возможно, относится и барабинская чайка, сведениями о гнездовании которой в регионе мы не располагаем.
Анализ полученных материалов позволяет сделать выводы о том, что максимальное количество видов водоплавающих птиц на водоемах региона отмечалось при их максимальном и среднемноголетнем уровнях. Большинство ви-
дов являются обыкновенными, постоянно гнездящимися, частично дополняемые эпизодически гнездящимися формами. Среди постоянно гнездящихся птиц наиболее многочисленными являются типичные водные формы, численность которых, наряду с обычными в прошлом, в последние годы существенно сократилось. Среди пролетных видов большинство отмечались в незначительном количестве или даже единолично, а сравнительно многочисленными являются лишь два, количество которых в последние годы уменьшилось в несколько раз. Меньше всего видов отмечалось и численность их была невысокой в маловодные годы. Полученные результаты могут быть применены при разработке мероприятий по оптимизации использования биоресурсов района и сохранению его биоразнообразия.
14.10.2016
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ. Грант 16-44-560800
Список литературы:
1. Барбазюк, Е.В. Численность и распространение редких и краснокнижных видов птиц в пределах ключевой орнитологической территории Степного Зауралья / Е.В. Барбазюк // Проблемы региональной экологии. - 2007. - С. 106-109.
2. Давыгора, А.В. Распространение и некоторые черты экологии птиц водно-болотного комплекса (Aves: Gaviiformes, Podici-pediformes, Pelecaniformes) в степях Южного Урала / А.В. Давыгора // Проблемы экологии Южного Урала. Вестник ОГУ -2007. - №75. - С. 89-100.
3. Давыгора, А.В. Дополнения к орнитологической фауне Шалкаро-Жетыкольского озерного района / А.В, Давыгора // Вестник ОГУ. - 2008. - №87. - С. 22-33.
4. Орнитологическая фауна Шалкаро-Жетыкольского озерного района, её охрана и рациональное использование / А.В. Давыгора и др. // Охрана окружающей среды Оренбургской области. - Оренбург: 2003. - С. 152-185.
5. Давыгора А.В. Новые данные о гнездящихся, пролетных и летующих птицах Степного Зауралья / А.В. Давыгора, А.С. Назин // Материалы к распространению птиц на Урале, в Предуралье и Зап. Сибири. - Екатеринбург: 2012. - С. 33-57.
6. Дебело, П.В. К осенней фауне гусеобразных птиц Шалкар-Жетыкольского озерного района / П.В. Дебело // Орнитология в Северной Евразии. - Оренбург: ОГПУ. - 2010. - С. 116.
7. Дебело, П.В. Видовой состав, распространение и численность редких видов птиц Светлинского биологического заказника / П.В. Дебело, А.В. Давыгора, В.Ф. Куксанов // Степи Северной Евразии. Заповедное дело. - Оренбург: ИПК «Газпромпечать»: 2009. - С. 31-33.
8. К осенней орнитофауне Оренбургского степного Зауралья / П.В. Дебело и др. // Проблемы геологии, охраны окружающей среды и управления качеством экосистем. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ: 2006. - С. 101-104.
9. Дебело, П.В. Летняя фауна и численность водоплавающих и околоводных птиц КОТР «Шалкаро-Жетыкольский озерный район» (Оренбургское степное Зауралье) / П.В. Дебело, В.Ф. Куксанов, Д.В. Классен // Орнитология в Северной Евразии. -Оренбург: Изд. ОГПУ: 2010. - С. 116-117.
10. Дебело, П.В. Краснозобая казарка на Южном Урале и в Северном Прикаспии / П.В. Дебело, А.А. Чибилев // Степи Северной Евразии. - Оренбург: 2003. - С. 177-181.
11. Самигуллин, Г.М. Охотничьи птицы водоемов Оренбургской области. Справочное пособие для охотников / Г.М. Самигул-лин. - Оренбург: ОГПУ - 1999. - 111 с.
12. Чибилев, А.А. 1995. Птицы Оренбургской области и их охрана / А.А. Чибилев // Екатеринбург: УИФ «Наука». - 1995. - С. 1-64.
Сведения об авторах:
Дебело Пётр Васильевич, старший научный сотрудник межкафедральной лаборатории геоинформационных технологий Оренбургского государственного университета, кандидат биологических наук, доцент Степанов Алексей Сергеевич, старший преподаватель кафедры экологии и природопользования Оренбургского государственного университета, заведующий межкафедральной лабораторией геоинформационных технологий Оренбургского государственного университета, кандидат технических наук Степанова Ирина Андреевна, старший преподаватель кафедры экологии и природопользования,
кандидат биологических наук Романова Анастасия Сергеевна, аспирант Института степи УрО РАН, ведущий инженер кафедры экологии и
природопользования, кандидат биологических наук 460018, г Оренбург, пр-т Победы, 13