Научная статья на тему 'Видовое разнообразие курсов по выбору в условиях предпрофильного обучения. Система курсов по выбору с примнением средств ИКТ'

Видовое разнообразие курсов по выбору в условиях предпрофильного обучения. Система курсов по выбору с примнением средств ИКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1430
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ / КУРСЫ ПО ВЫБОРУ / КЛАССИФИКАЦИЯ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ И КУРСОВ ПО ВЫБОРУ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зенцова И. М.

В статье приведена классификация курсов по выбору для средней общеобразовательной школы. Применение фасетного метода построения классификации позволило выявить большое разнообразие видов курсов. В рамках предложенной классификации дана характеристика отдельных учебных курсов по выбору, разработанных для основной школы. В общей системе курсов по выбору показано место учебных курсов с применением средств ИКТ. Статья будет полезна практикующим и будущим учителям в разработке курсов предпрофильной подготовки для учащихся девятых классов средней общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Видовое разнообразие курсов по выбору в условиях предпрофильного обучения. Система курсов по выбору с примнением средств ИКТ»

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА: НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ТЕХНОЛОГИИ РЕШЕНИЯ

УДК 371. 214. 4

И.М. Зенцова

ВИДОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ КУРСОВ ПО ВЫБОРУ В УСЛОВИЯХ ПРЕДПРОФИЛБНОГО ОБУЧЕНИЯ.

СИСТЕМА КУРСОВ ПО ВЫБОРУ С ПРИМНЕНИЕМ СРЕДСТВ ИКТ

Ключевые слова: предпрофильная подготовка учащихся, курсы по выбору,

классификация элективных курсов и курсов по выбору, информационно-коммуникационные технологии обучения.

В статье приведена классификация курсов по выбору для средней общеобразовательной школы. Применение фасетного метода построения классификации позволило выявить большое разнообразие видов курсов. В рамках предложенной классификации дана характеристика отдельных учебных курсов по выбору, разработанных для основной школы. В общей системе курсов по выбору показано место учебных курсов с применением средств ИКТ.

Статья будет полезна практикующим и будущим учителям в разработке курсов предпрофильной подготовки для учащихся девятых классов средней общеобразовательной школы.

В современных условиях профильного образования важное значение имеет предпрофильная подготовка, которая направлена на самоопределение учащихся в отношении выбора профиля обучения. Рассмотрим классификации курсов по выбору и элективных курсов в условиях профильного обучения.

В «Рекомендациях об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях на 2003/2004 учебный год» и в «Рекомендациях директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием для использования в эксперименте по предпрофильной подготовке (2003-04 уч. год)» указано на два основных вида курсов по выбору: предметно-ориентированные (пробные) и межпредметные (ориентационные) [3, с. 175, 193-194]. В направлении, предлагаемом представленными документами, проводятся исследования, которые направлены на увеличение числа оснований для классификации и количества курсов по выбору в рамках той или иной классификации. Рассмотрим классификации некоторых авторов.

Р.Я. Симонян (2004 г.) [11, с. 135-137] предлагает следующую классификацию курсов по выбору по содержательным основаниям:

• предметно-ориентированные:

> фундаментализация содержания учебного знания:

- историко-культурная направленность содержания обучения,

- экономическая направленность содержания обучения,

- гуманитарная направленность содержания обучения,

- экологическая направленность содержания обучения,

© Зенцва И.М., 2010

- техническая направленность содержания обучения,

- естественно-научная направленность содержания обучения (химия, биология, медицина);

> естественно-научные методы изучения природы:

- методы эмпирического исследования,

- методы теоретического исследования,

- методы научно-технического исследования (изобретение,

рационализаторство),

- способы работы с источниками знаний;

• межпредметные (ориентационные):

> синтез содержания учебного знания:

- историко-культурная направленность содержания обучения,

- экономическая направленность содержания обучения,

- гуманитарная направленность содержания обучения,

- экологическая направленность содержания обучения,

- техническая направленность содержания обучения,

- естественно-научная направленность содержания обучения (химия, биология, медицина);

> освоение способов применения знаний, умений, навыков в различных профессиональных сферах:

- методы эмпирического исследования,

- методы теоретического исследования,

- методы научно-технического исследования (изобретение,

рационализаторство),

- способы работы с источниками знаний;

Л.Л. Куулар [8, с. 68] придерживается следующей классификации курсов по выбору по химии:

• предметно-ориентированные:

> занимательные,

> прикладного характера,

> углубленного изучения,

• межпредметные.

Г.А. Воронина [2, с. 13] предлагает следующие курсы по выбору:

• предметные курсы, направленные на расширение знаний школьников по конкретной учебной дисциплине;

• ориентировочные курсы (или краткосрочные модули), способствующие выбору дальнейшего обучения;

• курсы, знакомящие школьников с многообразием возможностей продолжения образования, организационные и содержательные особенности («информационная работа»).

О.Е. Аверчинкова (2007 г.) [1, с. 12] определяет следующие курсы по выбору:

• предметно-ориентированные (пробные):

> подготовка к экзаменам,

> реализация интереса к предмету,

> повышенный уровень изучения выбранного предмета;

• межпредметные:

> внутрипрофильная специализация,

> специфика деятельности в распространенных профессиях.

Несмотря на достаточно большое количество разработанных классификаций курсов по выбору проблема их уточнения по-прежнему остается актуальной. Одним из подходов к поиску новых видов курсов по выбору является анализ сложившейся на сегодня системы элективных курсов. В связи с этим рассмотрим виды элективных курсов.

В нормативных документах, в частности, в приложении к информационному письму №14-51-277/13 от 13.11.2003 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования» по назначению выделяют несколько типов элективных курсов:

• направленные на повышенный уровень изучения учебного предмета;

• с опорой на межпредметные связи;

• целью которых является подготовка к сдаче ЕГЭ по предмету на повышенном уровне;

• с ориентацией на достижение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда;

• освещающие области деятельности, выходящие за рамки традиционных школьных предметов [3, с. 216-218].

В направлении, показанном нормативными документами, идут исследования, посвященные увеличению количества оснований, углублению и дополнению классификации элективных курсов. Проанализируем позиции отдельных исследователей по этому вопросу.

С точки зрения В.А. Орлова можно выделить следующие типы элективных курсов:

• предметные курсы, задача которых - углубление и расширение знаний по предметам (в частности, по физике), входящих в базисный учебный план школы:

> элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубленное изучение физики и имеющие как тематическое, так и временное согласование с профильным курсом физики;

> элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы профильного курса физики;

> элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы базового курса, не входящие в обязательную программу;

> прикладные элективные курсы, цель которых - знакомство учащихся с важнейшими применениями знаний по физике на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству;

> элективные курсы, посвященные изучению физических методов познания природы;

> элективные курсы по истории физики и астрономии;

> элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач по физике, составлению и решению задач на основе результатов физического эксперимента.

• межпредметные элективные курсы, цель которых - интеграция знаний учащихся о природе [10, с. 6-7].

А.А. Кузнецов [7, с. 21] по назначению выделяет следующие типы элективных курсов:

• направленные на повышенный уровень изучения предмета,

• межпредметные,

• ориентированные на подготовку к ЕГЭ,

• носящие «внепредметный» или «надпредметный» характер.

С.С. Кравцов [6, с. 32] характеризует такие типы элективных учебных курсов, как:

• «надстраивающие» профильные курсы;

• «надстраивающие» базовые курсы;

• ориентированные на формирование ключевых компетенций;

• ориентированные на познавательные интересы отдельных школьников, выходящие за рамки традиционных школьных предметов и распространяющиеся на области деятельности человека вне круга выбранного им профиля обучения.

В вышеперечисленных классификациях курсов как по выбору, так и элективных исследователи применяют только иерархический метод. Под иерархическим методом классификации понимается таковой, при котором заданное множество последовательно делится на подчиненные подмножества, постепенно конкретизируя объект классификации, при этом основанием деления служит некоторый выбранный признак. Помимо иерархического метода классификации существует фасетный метод, который подразумевает параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки, при этом не предполагается жёсткой классификационной структуры и заранее построенных конечных группировок. Классификационные группировки образуются путем комбинации значений, взятых из соответствующих фасетов. Последовательность расположения фасетов при образовании классификационной группировки задается фасетной формулой. Количество фасетных формул определяется возможными сочетаниями признаков.

К классификатору, построенному на фасетном методе классификации, предъявляются следующие требования:

• должен соблюдаться принцип непересекаемости фасета, то есть состав признаков одного фасета не должен повторяться в других фасетах этого же класса;

• в состав классификатора должны быть включены только такие фасеты и признаки, которые необходимы для решения конкретных задач.

Используя фасетный метод построения классификаций и предложенные авторами классификации курсов по выбору, а также элективных курсов, попытаемся построить обновленную систему видов курсов по выбору. В предлагаемой системе выделяются несколько оснований классификации:

1) по содержанию:

• предметные курсы (1.1),

• межпредметные курсы (включают интегрированные курсы) (1.2):

> внутрипрофильная специализация (для физико-математического профиля курс, интегрирующий физику и математику) (1.2.1),

> интеграция учебных предметов (например, физика и иностранный язык, физика и биология, физика и экология, физика и астрономия, физика и химия, по истории науки и т. п.) (1.2.2);

> интеграция учебного предмета и внеучебной отрасли знания (например, физика и медицина, физика и техника, физика и музыкальная техника, информатика и музыкальные инструменты, например, «Музыкальный компьютер: новый инструмент музыканта» и т. п.) (1.2.3);

2) по глубине изложения:

• курсы в соответствии с уровнем стандарта основного общего образования по физике

(2.1);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• курсы с углубленным изучением физики (2.2);

3) по охвату учебного материала:

• курсы в соответствии с содержанием стандарта основного общего образования по физике (3.1),

• курсы по изучению дополнительных разделов физики (3.2);

4) по доминирующей образовательной цели (обучение, воспитание, развитие):

• курсы изучения нового материала (4.1),

• курсы по систематизации и обобщению знаний (4.2),

• курсы для формирования умений (4.3),

• развитие познавательных процессов (4.4),

• профессионально-ориентировочные курсы (4.5),

• общекультурные курсы, способствующие развитию интереса к изучению предмета

(4.6),

• комплексные курсы (4.7);

5) в соответствии с уровнями научного познания:

• теоретические (5.1),

• эмпирические (5.2),

• смешанные (5.3);

• 6) по доминирующим методам обучения (и, соответственно, уровню самостоятельности в учебной работе):

• репродуктивные (6.1),

• частично-поисковые (6.2),

• исследовательские (6.3);

7) по техническим средствам реализации:

• курсы на основе традиционных носителей информации (7.1);

• курсы с использованием ИКТ (включая дистанционные средства и СБ для поддержки очного и заочного обучения) (7.2):

> курсы, использующие ИКТ для повышения мотивации обучения (наглядность, выразительность) (7.2.1),

> курсы, использующие ИКТ для расширения возможности изучения физических явлений (7.2.2):

- курсы, использующие инструментальные пакеты для обработки данных, представления информации в удобном виде (7.2.2.1),

- курсы, использующие электронные учебные издания по физике (на СБ) (например, экспериментальные видеозадачи по физике) (7.2.2.2),

- курсы, использующие компьютеры для проведения эксперимента (для получения экспериментальных данных) (7.2.2.3),

> курсы, использующие луеЬ-технологии (7.2.3);

8) по доминирующей форме организации учебных занятий:

• курсы, ориентированные на формы теоретического обучения (8.1):

> уроки изучения нового материала (8.1.1),

> лекции (8.1.2),

> семинары (8.1.3),

> конференции (8.1.4),

> экскурсии (8.1.5);

• курсы, ориентированные на формы практического обучения (8.2):

> уроки выработки практических умений и навыков (8.2.1),

> лабораторные практикумы (8.2.2),

> практикумы по решению задач (8.2.3),

> практикумы по техническому моделированию (8.2.4),

> практикумы по моделированию в виртуальной среде (8.2.4),

• комбинированные (с использованием комплекса форм организации учебных занятий) (8.3);

9) по месту проведения:

• курсы, проводимые в классе (9.1),

• курсы, организуемые в домашних условиях (9.2),

• курсы, проводимые вне школы и дома (на базе производства, научных учреждений и т.д.) (9.3);

Данную классификацию в дальнейшем можно улучшить: увеличить количество оснований классификации, а также выделить дополнительные типы курсов по выбору в каждом основании.

Как видим, фасетный метод построения классификации, позволяет предложить большое разнообразие видов курсов по выбору. Данная классификация охватывает все ранее предложенные исследователями виды элективных курсов. Конкретный вид курса определяется путем формальной комбинации значений, взятых из соответствующих фасетов. Следует учитывать педагогическую целесообразность каждого отдельного курса, поскольку формально конструируемый на основе фасетной методики курс не всегда может иметь дидактическую ценность.

Преимуществом данной классификации является то, что она служит инструментом для поиска новых видов курсов по выбору, позволяет учителю выбрать или сконструировать тот курс, который наиболее полно соответствует возможностям учащихся, их подготовке, обеспеченности, оборудованию. Чем разнообразнее перечень предложенных учащимся

курсов, тем более полно и качественно решаются задачи предпрофильной подготовки.

Рассмотрим некоторые разработанные курсы по выбору по физике в рамках предпрофильной подготовки в соответствии с разработанной классификацией (см. таблицу).

Нами проведен анализ конкретных курсов с целью оценки их видового разнообразия на основе представленной выше классификации. На основе анализа можно сделать вывод, что в меньшей степени представлены курсы по выбору с использованием средств ИКТ (22,5%:), а также нет курсов по выбору, проводимых в домашних условиях.

Предлагаемый курс по выбору «Физика в экспериментальных исследованиях: дома и с использованием компьютера» представляет собой лабораторный практикум, проводимый в домашних условиях с использованием ИКТ [4, 5]. Настоящий курс по выбору включает исследовательские экспериментальные задания, которые позволят ученику выполнять умственные и практические действия, соответствующие научно-исследовательской деятельности и подчиняющиеся логике научного исследования в ходе экспериментальной деятельности. Выполнение экспериментальных заданий по физике в домашних условиях с помощью компьютера увлекает, стимулирует познавательную активность, предоставляет возможность школьникам обучаться в удобном темпе, формировать рефлексию своей деятельности, приучает использовать компьютер как инструмент для исследовательской деятельности.

Классификация курсов по выбору

Название курса. автор Основание классификации

по содержанию по глубине изложения по охвату учебного материала по дом иниру-юшей образовательной цели в соответствии с уровням и научного познания по доминирующ им методам обучения по техническим средствам реал и-зации по доминирующей форме орган изации учебных занятий по .месту проведения

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Физика для всех С.В. Фесенко [12] пред- метный курс с углубленным изучением физики курс в соответствии с содержанием стандарта основного общего образования по физике курс изучения нового материала теоретиче- ский частично- поисковый курс на основе традиционных носителей информации теоретический (лекции) курс, про-водимыйв классе

Эксперименты Б физике А. Цай [14] пред- метный курс в соответствии с уровнем стандарта основного общего образования по физике курс в соответствии с содержанием стандарта основного общего образования по физике курс для формирования умений эмпириче- ский исследова- тельский курс с использованием ИКТ (курс с использованием тоеЪ-технологий) л аб оратор ный пр ак- тикум курс, про- ВОДИМЫЙБ классе

Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование А. В. Сорокин. НГ. Торгашина. Е.А. Ходос,Ас! Чиганов [14] пред- метный с углубленным изучением физики курс в соответствии с содержанием стандарта основного общего образования по физике курс для формирования умений эмпириче- ский исследова- тельский курс с использованием ИКТ (курс, использующий электронные учебные издания по физике (на СВ)) практикум по мод елированию физических процессов и явлений в вирту аль-ной среде курс, про-водимыйв классе

1 2 3 4 5 6 7 3 9 10

Симметрия вокруг нас А. С. Лнзгаева [9] курсы для выработки практических умений и навыков курс в соответствии с уровнем стандарта основного общего образования по физике курс в соответствии с содержанием стандарта основного общего образования по физике курс для формирования умений эмпириче- ский частично- поисковый курс на основе традиционных носителей информации пр актикум по р еше-нию задач курс, про-водимыйв классе

Библиографический список

1. Аверчинкова, О.Е. Биология. Элективные курсы. Лечебное дело. Микробиология. Основы гигиены. Основы педиатрии. 9-11 классы [Текст] / О. Е. Аверчинкова. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 208 с. - (Профильное обучение)

2. Воронина, Г.А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ:

практическое руководство для учителя [Текст] / Г. А. Воронина. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 128 с. - (Профильное обучение)

3. Воронина, Е.В. Профильное обучение: модели организации, управленческое и

методическое сопровождение [Текст] / Е.В. Воронина. - М.: «5 за знания», 2006. - 256 с.

- («Методическая библиотека»).

4. Зенцова, И.М. Домашний исследовательский практикум по физике как форма

организации учебных занятий в условиях применения средств ИКТ [Текст] / И.М.

Зенцова // Вестник Пермского гос. пед. ун-та. Серия «Информационные компьютерные технологии в образовании». - Вып. 5. - Пермь: ПГПУ, 2009. - С. 113-121.

5. Зенцова, И.М. Домашний исследовательский практикум по физике с использованием ИКТ как форма предпрофильной подготовки [Текст] / И.М. Зенцова // Актуальные задачи современной науки: материалы Международной научной конференции молодых ученых (апрель 2009 г.). - Красноярск: Научно-информационный издательский центр, 2009.-С. 18-19.

6. Кравцов, С. С. Теория и практика организации профильного обучения в школах Российской Федерации [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01.

- Москва: РГБ, 2007. — (Из фондов Российской Государственной Библиотеки). - URL: http://edu.of.ru/attach/17/14930.doc (Дата обращения: 03.11.2010).

7. Кузнецов, А. А. Элективные курсы образовательной области «Информатика» [Текст] / А. А. Кузнецов // Профильная школа. - 2005. - №3. - С. 19-22

8. Куулар, Л. Л. Организация предпрофильного обучения химии в основной школе с

использованием учебно-методического комплекта [Электронный ресурс]: На материале школ республики Тыва: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - М.: РГБ, 2005. - (Из фондов Российской Государственной Библиотеки). - URL:

http://diss.rsl.ru/diss/05/0498/050498043. pdf (Дата обращения: 03.11.2010).

9. Люгаева, А. С. Симметрия вокруг нас [Текст] / А. С. Люгаева // Физика. - 2008. - №15.

- С. 8-13

10. Орлов, В. А. Элективные курсы по физике [Текст] / В. А. Орлов // Физика. - 2003. - № 44. - С. 6-7.

11. Методика управления учебно-познавательной деятельностью учащихся по физике в

условиях предпрофильного образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02.

/ Р. Я. Симонян. - Челябинск, 2004. - 247 с.

12. Фесенко, С.В. Физика для всех [Текст] / С.В. Фесенко // Физика. - 2009. - №12. -С. 6-11

13. Физика. 8-9 классы: сборник программ элективных курсов [Текст] / сост. В. А. Попова.

- Волгоград: Учитель, 2007. - 191 с.

14. Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование. Элективный курс: Методическое пособие / А. В. Сорокин, Н. Г. Торгашина, Е. А. Ходос, А. С. Чиганов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 175 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.