Научная статья на тему 'Домашний исследовательский практикум по физике как форма организации учебных занятий в условиях применения средств ИКТ'

Домашний исследовательский практикум по физике как форма организации учебных занятий в условиях применения средств ИКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1205
356
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зенцова И. М.

В статье дана характеристика домашнего исследовательского практикума как формы организации учебных занятий, приведены классификации домашних лабораторных работ, рассматривается использование технологии "Конструктор школьных сайтов" для организации домашнего исследовательского практикума. Статья будет полезна практикующим и будущим учителям в разработке курса предпрофильной подготовки для учащихся девятых классов общеобразовательной школы. Материалы практикума могут использоваться в организации домашней работы школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Домашний исследовательский практикум по физике как форма организации учебных занятий в условиях применения средств ИКТ»

Г, ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

И. М. Зенцова

ДОМАШНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРАКТИКУМ ПО ФИЗИКЕ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ИКТ

В статье дана характеристика домашнего исследовательского практикума как формы организации учебных занятий, приведены классификации домашних лабораторных работ, рассматривается использование технологии "Конструктор школьных сайтов" для организации домашнего исследовательского практикума. Статья будет полезна практикующим и будущим учителям в разработке курса предпрофильной подготовки для учащихся девятых классов общеобразовательной школы. Материалы практикума могут использоваться в организации домашней работы школьников.

В настоящее время основными орга- практикум, творческий лабораторный низационными формами экспериментальной практикум.

подготовки школьников являются: фронталь- Разновидности этих основных форм при-

ное лабораторное занятие, лабораторный ведены в табл. [15, с. 26].

Таблица

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИИ (ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ: ЭКСПЕРИМЕНТ)

№ Основная форма Разновидности

п/п

1. Фронтальное лабораторное занятие по содержанию — предметное, межпредметное; по месту проведения - в школьной лаборатории, в домашних условиях

2. Лабораторный практикум по содержанию — предметный, межпредметный на базе школьного кабинета физики; по форме выполнения — традиционный; автоматизированный, в том числе в режиме реального времени на натурных установках в лабораториях удаленного доступа; виртуальный (в Шете! или на ОБ); по месту проведения - в школьной лаборатории, в домашних условиях

3. Творческий лабораторный практикум по содержанию — предметный, межпредметный на базе школьного кабинета физики; по форме выполнения — традиционный, автоматизированный, виртуальный (в Шете! или на ОБ); по месту проведения - в школьной лаборатории, в домашних условиях

© Зенцова И. М., 2009

Среди этих форм особое место занимает домашний исследовательский практикум, который имеет внешние и внутренние признаки. В соответствии с критериями, выделяемыми Е.В. Оспенниковой [17, с. 224-225], конкретизируем эти признаки.

а) внешние признаки:

- состав участников обучения (учащиеся девятых классов общеобразовательной школы);

- продолжительность учебного занятия (определяется самим учащимся, но не менее 40 минут в неделю);

- место обучения (домашние условия);

- материально-техническая база (бытовое оборудование).

б) внутренние признаки:

- содержание целей обучения (домашний физический эксперимент позволит расширить область связи теории с практикой; развить творческие способности, приучить учащихся к самостоятельной исследовательской работе, дополнить классные лабораторные работы тем материалом, который никак не может быть выполнен в классе (ряд длительных наблюдений, наблюдение природных явлений) и др.);

- система источников содержания обучения (научно-методическая литература, Мег-пе1-источники);

- учащийся, свойства личности которого определяют выбор самим учащимся организационной формы занятия;

- особенности процесса обучения, реализующегося на основе использования избранных методов и средств учения и методов и средств преподавания;

- формы организации учебной деятельности, отражающие режим дополнительных субъект-субъектных и субъект-объектных отношений при взаимодействии обучаемого с источником информации.

Ряд исследователей по-разному определяют суть домашней экспериментальной работы.

В "Теории и методике обучения физики" под ред. С.Е. Каменецкого, Н.С. Пурышевой дается следующее определение: "Домашние

лабораторные работы - простейший самостоятельный эксперимент, который выполняется учащимися дома, вне школы, без непосредственного контроля со стороны учителя за ходом работы"[21, с. 342].

0.Ф. Кабардин отмечает, что это "одна из форм индивидуальной внеурочной работы по физике" [9, с. 124].

Г.А. Шипарева говорит о том, что "домашний эксперимент - это индивидуальная практическая самостоятельная работа, которая проводится с использованием веществ и предметов домашнего обихода, выполняемая под опосредованным руководством учителя" [27, с. 41].

В.Ф. Шилов считает, что "система домашних экспериментальных заданий может быть представлена как многоуровневый физический практикум" [26, с. 51].

М.С. Павлова, Л.М. Любушкина 0рас-сматривают домашние экспериментальные работы как "простейший самостоятельный эксперимент, который выполняется учащимися дома, вне школы, без непосредственного руководства со стороны учителя" [18, с.18].

В дальнейшем будем придерживаться следующего определения: домашний исследовательский практикум - это один из видов лабораторных занятий, в котором учащиеся в домашних условиях и с использованием бытового оборудования самостоятельно осуществляют экспериментальные задания.

Введение этой формы обучения в учебный процесс связывают с выходом первого издания книги "Опыты и наблюдения в домашних условиях по физике" С. Ф. Покровского (1951 г.). Во втором издании этой книги автор обращает внимание на задачи домашних экспериментальных заданий. Он указывает на " ...три основные задачи:

1. Доводить изучение каждого физического явления до осязательного и действенного восприятия его самим учащимися посредством всех органов, воспринимающих реальный окружающий мир.

2. Подбирать для домашних заданий такие работы, которые, являясь ценными в деле

изучения и понимания физики в детском возрасте, были бы интересными по содержанию, простыми по выполнению и оборудованию, не требовали бы от учащихся почти никаких материальных затрат и в то же время легко поддавались контролю преподавателя.

3. Работы учащихся не должны быть слепым подражанием установившимся шаблонам. Они должны заключать в себе широчайшее проявление собственной инициативы, творчества, исканий нового" [19, с. 8].

Эти задачи актуальны и в настоящее время в связи с вниманием исследователей к контекстуальному подходу. Этот подход означает, что учащиеся должны не просто овладеть знаниями и умениями по физике, но и научиться решать проблемы, связанные с применением знаний предметной области в конкретных жизненных ситуациях. Домашний практикум, как считает Е.В. Оспенникова, обеспечивает последовательное повторение учебного материала, а также его целостное и более глубокое осмысление школьниками. Использование бытовых материалов и предметов позволяет видеть физические явления, понимать и использовать законы их протекания в контексте жизненных ситуаций [16, с. 286].

Виды домашнего практикума по физике рассматриваются в работах С.И. Юрова. [28], Н.С. Белого [3], Т.Д. Бердалиевой [4], М.Ю. Адамова [1], Е.А. Веденеевой [8], С.Е. Каменецкого и Н.С. Пурышевой [21], О.Ф. Кабардина [9], В. Ф. Шилова [26].

При классификации домашних экспериментальных работ исследователи опираются на разные основания. Рассмотрим некоторые из классификаций.

В 1948 году С.И. Юров [28] выделяет следующие виды домашних экспериментальных работ учащихся по физике.

В зависимости от материальных средств, которые применяются для выполнения, работы можно разделить на следующие группы:

- работы, для выполнения которых учащиеся должны собрать соответствующую установку;

- работы, которые связаны с проведением учащимися простейших опытов без специальных установок;

- работы, связанные с наблюдением явлений в домашней обстановке;

- наблюдение явлений, происходящих на улице, в сельском хозяйстве и в природе.

В зависимости от связи домашних экспериментальные работ с изучаемыгм материалом программы1 их можно разделить на:

- эвристические

- проверочные

- повторительные

Н.С. Белый [19] в 1949 году все домашние опыты и наблюдения классифицировал следующим образом:

- наблюдение предметов и явлений в естественных условиях;

- наблюдение предметов и явлений в домашних условиях без специального оборудования;

- простые физические опыты качественного характера без применения специальных приборов;

- изготовление самодельных приборов и проведение с ними опытов качественного характера;

- изготовление самодельных приборов и проведение с ними опытов измерительного характера;

- лабораторные работы;

- занимательные опыты;

- опыты с приборами, полученными в физическом кабинете.

Т.Д. Бердалиева [4, с. 107] в своем диссертационном исследовании разделяет экспериментальные задания в зависимости от конкретного содержания на пять групп:

- задания на наблюдение физических явлений;

- постановка опытов, подтверждающих физические законы и закономерности;

- задания на разработку способа определения, нахождения и измерения физических величин;

- задания на изучение принципов действия приборов и технических устройств;

- задания на изготовление простейших приборов и моделей.

М.Ю. Адамов [1, с. 86-87] в зависимости от характера заданий, охвата учащихся и организации их деятельности домашние экспериментальные работы подразделяет на следующие виды:

- работы, предусматривающие только теоретическую разработку эксперимента (обычно общеклассные);

- такого же рода работы, но с выполнением экспериментальной части отдельными учащимися по индивидуальным заданиям;

- индивидуальные задания только для интересующихся учащихся, с целью развития их интереса и творческих способностей;

- индивидуальные задания для отстающих учащихся, не проявляющих интереса к физике. Их цель - пробуждение первоначального интереса к экспериментальной работе и веры в свои силы и возможности;

- задания для желающих. Предлагаются с целью развития интереса к экспериментальной творческой работе у широкого круга учащихся, расширения их кругозора, постепенного определения своего призвания.

- экспериментальные задания для всего класса, включающие в себя нахождение идеи решения, полную разработку идеи, ее практическую реализацию.

Е.А. Веденеева [23]определяет следующие виды домашнего эксперимента:

- наблюдения;

- выполнение экспериментальных заданий, задач;

- модельный эксперимент (компьютерный или видео);

а) комплексные экспериментальные задания;

б) контрольные экспериментальные задания.

С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева подразделяют домашние лабораторные работы по физике в зависимости от используемого при их вытолнении оборудования:

- работы, в которых используются предметы домашнего обихода и подручные материалы (мерный стакан, рулетка, бытовые весы и т. п.);

- работы, в которых используются самодельные приборы (рычажные весы, электроскоп и др.);

- работы, выполняемые на приборах, выпускаемых промышленностью [21, с. 342].

О.Ф. Кабардин предлагает другую классификацию. С методической точки зрения представляет интерес классификация работ по тем задачам и целям, которые преследует учитель при организации домашнего экспериментирования.

Согласно этому критерию О.Ф. Кабардин выделяет:

- домашние опыты и наблюдения;

- домашние задания по конструированию приборов и моделей [9, с. 124 -125].

В.Ф. Шилов по степени сложности домашних лабораторных работ выделяет:

- воссоздание, идентификацию, наблюдение и описание физических явлений и процессов;

- изучение устройства, принципа действия, сферы применения измерительных приборов (сопровождающих практически каждого человека всю жизнь);

- измерение физических величин для установления физических закономерностей и условий выполнения физических законов;

- конструирование измерительных приборов, экспериментальных установок, моделей и электрических схем для углубленного изучения явлений природы [26, с. 51, 52].

В книге "Опыты и наблюдения в домашних условиях по физике" С.Ф. Покровского [19] экспериментальные задания дифференцированы. Автор предлагает задания всему классу, группе учащихся, отдельным учащимся, индивидуальные.

Дифференциация заданий прослеживается и в "Сборнике экспериментальных заданий и практических работ по физике"

О.Ф. Кабардина, В.А. Орлова [11]: подготовительные экспериментальные задания, экспериментальные исследования уровня Международных физических олимпиад.

Таким образом, авторы выделяют следующие основания для классификаций видов домашних экспериментальных работ: материальные средства, связь домашних экспери-

ментальных работ с изучаемым материалом программы, конкретное содержание, характер заданий, охват учащихся и организация их деятельности, используемое оборудование, задачи и цели, степень сложности.

Нами предлагается классификации по используемым источникам:

а) наблюдения:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- наблюдения в домашних условиях;

- наблюдения на улице, в сельском хозяйстве, природе;

б) эксперимент:

- простые опыты без установок;

- опыты с приборами из физического кабинета;

- разработка способа измерения физических величин для установления физических закономерностей;

в) работа с приборами и техническими устройствами:

- изготовление самодельных приборов;

- изучение принципов действия приборов и технических устройств;

г) компьютерный эксперимент:

- вычислительный эксперимент;

- имитационный эксперимент.

В рамках исследовательского практикума можно использовать не все предложенные виды. Следует исключить технически сложные задания, а также нужно учесть необходимость использования только бытового оборудования. Уровень самостоятельности при выполнении домашнего практикума выше, чем фронтальных лабораторных работ. Любая самостоятельная работа выполняется по заданию, под руководством учителя, но без его непосредственного участия. Но учитель либо оказывает устную поддержку (комментарии, консультации и т. д.), либо сопровождает самостоятельную работу при помощи дидактических материалов. Дидактические материалы для фронтальных лабораторных работ выпускаются и переиздаются, например, фронтальные лабораторные работы под редакцией A.A. Покровского[23], под редакцией В.А. Бурова [6] , [7] и др.

В настоящее время для проведения фрон-

тальных лабораторных работ выпускаются тетради на печатной основе В.Н. Рыжова, Л.В. Злепкиной [20], Т.В. Астаховой [2], В.В.Губанова [10] и др. Для домашнего практикума можно использовать задания из дидактических материалов А.В. Усовой, З.А.Вологодской [22], И.М. Мартынова, Э.Н.Хозяиновой [14], С.Г. Броневщука,

Н.Д.Машевского [5], Л.С. Хижняковой, Ю.А.Коварского, Г.Г. Никифорова [24], А.В.Чеботаревой [25]. Встречаются, но очень редко, дидактические материалы для домашнего эксперимента по физике, например, М.Г. Ковтунович [12], [13].

В будущем предполагается проведение Единого государственного экзамена по экспериментальной части физики, но и в настоящее время встречаются задания, при выполнении которых учащийся должен вспомнить ту или иную лабораторную работу. Но в курсе физики запланировано немного фронтальных лабораторных работ, и домашний эксперимент позволит учащимся лучше подготовиться к экзамену.

В связи с информатизацией образования эта форма приобретает новое звучание. Появляется много различных дисков для поддержки учебного процесса и учащиеся постепенно формируют дома медиатеки. В настоящее время домашний исследовательский практикум с использованием средств информационно-коммуникационных технологий будет востребован, поскольку компьютер и 1Щете1 есть почти в каждом доме.

Выделяют две технологии использования средств ИКТ: кейс-технологии и web-технологии. В условиях информатизации общества целесообразно использовать обе технологии. Для реализации web-технологии необходимо создать сайт, в котором отражается система заданий и дидактических материалов, сопровождающих практикум: задания инструктивного характера, творческие, дополнительные, а также требования к отчету.

В рамках нашего исследования разработан домашний исследовательский практикум, в

Домашний исследовательский практикум по 4

О Глапмат

Введение & практикум

Простейший

иЭпйрйний

р, Плгрпшыпг:!^ измерений р. Опрадплпвыл цены деления ГгіЧві /ошірпнип длр

... Иэмвремие площадей

О Пр «ДОЛ в НИ Є

айъйнм

йпридплпімп массы ? ^ Платность ' вещества

р. ИаНЩНЯИИИ вшшщ

гк Определений скорости

ЕНйй Меканика

||1ПЛОПЫ4!

АЛПнн НА

г. ЭЛ11К1 ричискип

1. Научит ось быстра млкпдить сиай ґгуЛьС С секундной сі ¡регион и уСіімоииго.. Скапькй удлрои пугьСд нвОГШіїТСП у І4С В 1 Нгінуїу. Проларэйт« ЙрЭ1ч^ р-ЭИгу і чи І ЇЙ їЯ-ЗСи ПуЛцСї, ус тднеВНТ* Г^ШІГ ПНИТІ? ,>нчс т ь иДні^'і тну'н (еледніь 'ні еа^унДОн ЄГр*Л<Он поручні» рруґ&чу Лицу),

/Їярч0</**н>а.' В4ЛҐННП уийннй Г-йЛ'іяї-м. на£ґ*од*Ч М **ч*т*пп гіанпквдила цс ФЛйр*н ГнпСкОп г¿0^р*льні^і гчбсяе И попились (ЇШСТВ чжої) ЙИ1ЫИЧЧИ »№0 пул«*, уїтічиіч» пярїбій 1ЛЇ0Н кдлї(5*тя и^вічил о, цлдрыи я*г в оінобї учении « ш) пв і>а ггнчиои двл * би™ [ї. і 39|

2. Пцдун^Атн ивд уісгроЛствсн ивдрнь-* часов. Для агого нужно пригоіоаиіь тікпй сосуд. па к.оі-лро'о иЬда ВЧТ*К4ҐЧ ви игм ПО каплям. »4*4. ТОННОЙ етрїйк-ой б тмин >4СХ(и*кыч нцсвв «ПИ икнут. Такт сосудон «вж*т

баї« нлп бальшн йуіь^лка. а ґорі^й катерам чараї проСку аетівл*і*а ач»»ь тоша* грубе«*, нлн бальшан саеуд с туЙусдн У ІИ). ї ИЧПОРЫЙ *с.т«лї» кчб^ЛбшеЙ кр*и, рїїуіиручщиіі Гі|> Г<ЧГ ,»ІИІ> води. Чтобе удобн»? было <цн*ч*ть в^г>і», «уїх» >ч нчукну4 сіаик-у сосуй* наилгиіі, пыикиу вунігн с& іикинь'і .її, е,4€]

І. Падуи**!« И«1 у^іррАїтнои г£осіаіЛіі;рго пр.'іерн £ї мачтчмком или Ьи іицтм*і). котрий Си екчиты**л С**у«Ди НІ*1 Другие рвеннв прОчЄ*уШи >р«г«нн.

/*мч#«лл*в.- Пош)кри&т*сц усіройстои м*трсном*.[3, <.+Ц

4. ГСІЧІЇОНСЇОСЬ с уетррйіт^м песочных <кн Коридо "їучіЧ ик учтррй^трр н Д9*ст»іч, падущйт*,, лап

усгроігь сзн(уе."іинуе лне^пл часи.

ї. Німина »ранл СР0*Л Р*а-:илн. испщімуя Д5ИН*ЙИу. ІЛССЛфДуАіф 1«неи«0їіЬ ї»«й р**шіі* ОТ РІ-Ц1ИИЩИ факіорев: щ>«н*ьм. еуїш, ф*ии^еиой »агргзкн. числа гщпи ге« >ч™ере«ч* вр»н*»< рбакц"". пилехания. т*ла пр»

глпнллпмнн лпчгл н лп /Мтнпшіги? ІІЛП^ЛШІТ ІІМПППНІІІІ^и -ІЛНАІІ^ІІЇ І? Г" 1А1

Рис. 1

котором используется "Конструктор школьных сайтов" [29]. Этот конструктор был выбран благодаря тому, что он доступен всем, имеет богатые возможности (размещение иллюстраций, фотографий и анимаций). В настоящее время существует единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов [30], которая включает большое количество графических изображений, анимаций, программ. Эта коллекция была использована при создании домашнего исследовательского практикума.

Рассмотрим его содержание. В состав домашнего исследовательского практикума вошли следующие блоки: введение в практикум, механика, тепловые явления, электрические явления, оптические явления. В домашнем исследовательском практикуме приборы используются простые, но задания подбираются достаточно сложные. Каждая тема в домашнем исследовательском практикуме представлена в виде модуля. Состав модуля образуют:

Рис. 2

й Гляплая Г-ц^, аиыдинис- ЕІ

практикум

0_|^ ПрпсгпЁшиит ^ измерения

^ Погрешности

ИЛМ«рО»Ги!Й

р. Определений црнм деления

/ГИЧС рПИгМ? ДПг'

р. ^апернн^й способом ря^

р. ДййНЯШй ли и ВИНИИ Й Мер(*^лниы ’/эмпрпн^ге

^ ПіПОІЦДЙб?

Определение

ибьіінаи

Г7и^ Определение

Г МЛГ.Г Ы

Q Главная

— ^ Введение в практикум f+HÄ Механика

,-и^ Электрические + явления

[Ь Литература

омашнии исследовательским практикум по физике

Возможный вариант выполнения задания

Сравнение масс одинаковых объёмов

Рис. 3

1. Задания для самостоятельной работы учащихся разного уровня сложности (рис. 1).

2. Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы.

3. Справочный материал по физике:

- подробная историческая справка о жизни и деятельности ученого (рис.2).

- история изобретений;

- необходимые табличные данные;

Рис. 4

- связь между единицами измерения.

Помимо традиционных заданий, учащимся можно предложить задания на симуляторах, тренажерах. В практикуме представлены задания, использующие математические пакеты и программы, размещенные на бесплатных сайтах сети Интернет. В практикуме приведены ссылки для использования этих программ.

Учащиеся увидят применение программы Microsoft Office Excel, анализируя данные таблиц и составляя диаграммы (рис. 3).

Дети осваивают новые программы, например, программу Atlast Software Sketchup v3.0.102, служащую для быстрого создания, просмотра и редактирования 3D моделей.

Учащимся будет несложно освоить эту программу. Можно выделить следующие типы заданий с этой программой:

1. Предложить учащимся по готовым чертежам построить дома из подручных материалов модели (калориметра и т. д.).

2. Построить модель (мензурки, термоса, и т. д.) при помощи программы Atlast Software Sketchup v3.0.102.

3. Построить модель при помощи программы Atlast Software Sketchup v3.0.102 и внести необходимые данные для решения задачи по этой модели.

4. Составить и решить задачу по данным, отмеченным на рисунке. Например: определите вещество, из которого изготовлен брусок, данные найдите на рис. 4.

Самостоятельное изготовление виртуальных приборов, составление и решение задач по моделям, созданным при помощи программы Atlast Software Sketchup v3.0.102, позволит учащимся научиться проектировать на компьютере и изучать физические явления.

В домашнем исследовательском практикуме по физике одной из используемых программ является программа "Измеритель", которую можно найти на сайте единой коллекции Цифровых образовательных ресурсов [31].

Это программа для физических расчетов на основе анализа фото- или видеоизображений. Фотографии или видеоизображения учащиеся могут найти в сети Интернет или самостоятельно получить в домашних условиях.

Виды дифференцированных заданий с использованием программы "Измеритель"

[31]:

- Определить при помощи программы "Измеритель" угол, под которым снижается самолет (рис 5).

- Для более точного падения груза на выбранное место при сбрасывании его с самолета, самолет пикирует со скоростью 900 км/ч, под углом, который указан на рисунке, и сбрасывает груз на высоте 1000 м над землей. Сколько времени падал груз и какова дальность его полета по горизонтали?

- Выполните опыт в домашних условиях: с высоты второго этажа бросьте горизонтально мяч. Попросите ассистента зафиксировать на видео или фотоаппарат движение мяча. При помощи программы "Измеритель" определите высоту, с которой падал мяч, и угол падения. Определите дальность полета мяча, полученную в результате эксперимента. После этого при помощи формул вычислите дальность полета. Сравните полученные данные. Сделайте вывод.

Результаты выполнения заданий учащиеся вносят в свой сайт, созданный по этой же технологии.

Таким образом, домашний исследовательский практикум находит свое место в курсе обучения физике в 7-9 классах как в качестве одной из форм домашней работы, так и в виде курса предпрофильной подготовки, при этом средством для создания домашнего исследовательского практикума является "Конструктор школьных сайтов".

Рис. 5

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Адамов М.Ю. Совершенствование домашней экспериментальной подготовки по физике учащимися основной общеобразовательной школы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. / М.Ю. Адамов.- Череповец, 2000.- 173 с.

2. Астахова ТВ. Лабораторные задания и контрольные задания по физике: Тетрадь для учащихся 8-го класса [Текст] / Т.В. Астахова. - Саратов: Лицей, 2002. - 64 с.

3. Белый Н.С. Домашние опыты и наблюдения как вид самостоятельной работы учащихся по физике: дис . ... канд. пед. наук: 13.00.02. / Н.С. Белый. - Херсон, 1949.- 381 с.

4. Бердалиева Т.Д. Домашние работы экспериментального характера по физике как средство формирования умения учащихся самостоятельно пополнять знания: дис. . канд. пед. наук: 13.00.02. / Т.Д. Бердалиева. - М., 1988.- 185 с.: ил.-Библиогр.:с. 146-160.

5. Броневщук С.Г. Самостоятельные работы по физике в 6-7 классах. Дидакт. материал / С.Г. Броневщук, Н.Д. Машевский . - Изд. 2-е.- М.: Просвещение, 1978. - 159 с.

6. Буров В.А. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах средней школы: пособие для учителей / В.А. Буров, С.Ф. Кабанов, В.И. Свиридов; под ред. В.А. Бурова.. - М.: Просвещение, 1981. - 112 с.

7. Буров В.А. Фронтальные экспериментальные задания по физике. 8 кл. Дидакт. материал: пособие для учителя / В.А. Буров, А.И. Иванов, В.И. Свиридов; под ред. В.А. Бурова. - М.: Просвещение, 1985. - 64 с.

8. Веденеева Е.А. Реализация принципа индивидуализации в условиях дистанционного обучения физике на уровне общего образования: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.02 / Е.А. Веденеева. - Екатеринбург, 2002. - С. 22

9. Внеурочная работа по физике / О.Ф. Кабардин, Э.М. Браверман, Г.Р. Глущенко и др.; под ред. О.Ф. Кабардина. -М.: Просвещение, 1983. - 223 с.: ил.

10. Губанов В.В. Лабораторные работы и контрольные задания по физике: Тетрадь для учащихся 9-го класса / В.В. Губанов. - Саратов: Лицей, 2003. - 80 с.

11. Кабардин О. Ф. Сборник экспериментальных заданий и практических работ по физике: 9 - 11-й классы : учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов; под ред. Ю.И. Дика. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. - 239 с.: ил.

12. Ковтунович М.Г. Домашний эксперимент по физике. Дидактический материал для 7-го кл. / М.Г. Ковтунович. -Челябинск: Экодром, 1995.- 74 с.

13. Ковтунович М.Г. Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя / М.Г. Ковтунович. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 207 с.

14. МартыновИ.М. Дидактический материал по физике: 6-7 кл. Пособие для учителей / И.М. Мартынов, Э.Н. Хозяинова.- М.: Просвещение, 1973. - 175 с.

15. ОспенниковаЕ.В. Е-дидактикамультимедиа: проблемы и направления исследования / Е.В. Оспенникова //Вестник Пермского государственного педагогического университета. -2005. -Вып.1. - С. 16-30.

16. Оспенникова Е.В. Основы технологии развития исследовательской самостоятельности школьников. Эксперимент как вид учебного исследования: учебное пособие / Е.В. Оспенникова; Перм. гос. пед. ун-т.- Пермь, 2002. - 315 с. + Прил. (60 с. ). Библиогр.: с. 300-312.

17. Оспенникова Е.В. Развитие самостоятельности школьников в учении в условиях обновления информационной культуры общества: В 2 ч.: Ч. I. Моделирование информационно-образовательной среды учения: монография / Е.В. Оспенникова; Перм. гос. пед. унт. - Пермь, 2003. - 294 с. + Прил. (7 с.). - Библиогр.: с. 273291.

18. Павлова М.С. Физический эксперимент - способ развития творческого мышления / М.С. Павлова, Л.М. Любушкина //Физика в школе .-2006.-№1.-с.14-20.

19. Покровский С.Ф. Опыты и наблюдения в домашних заданиях по физике / С.Ф. Покровский. - 2-е изд. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. - 415 с.: ил.

20. РыыжовВ.Н. Лабораторные работы по физике для 7-8 классов (тетрадь с печатной основой) / В.Н. Рыжов, Л.В. Злепкина. - Саратов: Лицей, 1999. - 64 с.

21. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская и др.; Под ред. С.Е. Каменецкого, Н.С. Пурышевой. - М.: Академия, 2000. - 368 с.

22. Усова А.В. Дидактический материал по физике: 6-7 кл. Пособие для учителя / А.В. Усова, З.А. Вологодская. -М.: Просвещение, 1983. - 127 с.

23. Фронталъныге лабораторныге работыг по физике в средней школе: пособие для учителей / В.А. Буров, Б.С. Зворыкин, А.А. Покровский, И.М. Румянцев; под ред. А.А. Покровского: - М.: Просвещение, 1970. - 216 с.

24. Хижнякова Л.С. Самостоятельная работа учащихся по физике в 9 классе средней школы: дидакт. материал / Л.С. Хижнякова, Ю.А. Коварский, Г.Г. Никифоров. - М.: Просвещение, 1993. - 176 с.

25. Чеботарева А.В. Самостоятельная работа учащихся по физике в 6-7 классах: дидакт. материал. Пособие для учителя / А.В. Чеботарева. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985. - 158 с.

26. ШиловВ.Ф. Многоуровневый физический прак-тикум в домашних условиях / В.Ф. Шилов //Физика в школе .-1998.-№5.- С. 51-54.

27. ШипареваГА. Домашний эксперимент по химии как средство формирования мотивации к изучению учебного предмета: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Г.А. Шипарева. -М.: РГБ, 2003 (Из фондов Российской Государственной библиотеки) // http://diss.rsl.ru/diss/03/0514/030514031.pdf

28. Юров С.И. Домашний экспериментальные работы учащихся по физике [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / С.И. Юров. - М., 1948.- 338 с.

Список ресурсов Интернета:

29. http://www.edusite.ru

30. http://schoo1-co11ection.edu.ru

31. http://schoo1-co11ection.edu.ru/cata1og/ruhr/36982276-f7af-4e4h-a39f-814e88af8855/109473/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.