Научная статья на тему 'Видовое многообразие специального правового статуса личности'

Видовое многообразие специального правового статуса личности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
508
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ / ЧЕЛОВЕК / ГРАЖДАНИН / ДОПОЛНЕНИЕ / ИЗЪЯТИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМЫ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тихонов Дмитрий Викторович

В данной статье на основе анализа доктринальных и концептуальных источников представлены авторские предложения относительно выделения критериев классификации специальных правовых статусов личности. На их основе дана фрагментарная характеристика отдельных разновидностей специального правового статуса, по аналогии с которой в перспективе можно исследовать все иные разновидности заявленного правового феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VARIETY OF SPECIAL LEGAL THE PERSONALITY

In this article, on the basis of the analysis of doctrinal and conceptual sources presents the author's proposals regarding the allocation criteria for the classification of the special legal status of the individual. Based on them, given the fragmented characteristics of individual species with special legal status, by analogy with which we can explore all of the other varieties stated legal phenomenon.

Текст научной работы на тему «Видовое многообразие специального правового статуса личности»

1.4. ВИДОВОЕ МНОГООБРАЗИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ

Тихонов Дмитрий/Викторович. Должность: аспирант. Место учебы: Юридический институт Белгородского государственного национального исследовательского университета. Подразделение: кафедра конституционного и муниципального права. E-mail: Markheim@bsu.edu.ru

Аннотация: в данной статье на основе анализа доктринальных и концептуальных источников представлены авторские предложения относительно выделения критериев классификации специальных правовых статусов личности. На их основе дана фрагментарная характеристика отдельных разновидностей специального правового статуса, по аналогии с которой в перспективе можно исследовать все иные разновидности заявленного правового феномена.

Ключевые слова: правовой статус личности, человек, гражданин, дополнение, изъятие, международные нормы, национальное право.

THE VARIETY OF SPECIAL LEGAL THE PERSONALITY

Tikhonov D.V. Position: graduate student. Place of study: Law Institute, Belgorod state national research University. Division: Department of constitutional and municipal law. E-mail: Markheim@bsu.edu.ru

Annotation: In this article, on the basis of the analysis of doctrinal and conceptual sources presents the author's proposals regarding the allocation criteria for the classification of the special legal status of the individual. Based on them, given the fragmented characteristics of individual species with special legal status, by analogy with which we can explore all of the other varieties stated legal phenomenon.

Keywords: legal status of the individual, person, citizen, addition, withdrawal, the international norm of national law.

Общие права, свободы и обязанности не исключают, а, наоборот, предполагают наличие прав и обязанностей применительно к разным людям, характеризующимся специфическими чертами социального, служебного, семейного и тому подобного положения. В этом случае речь идет об особенных правах и обязанностях, предусмотренных законодательством для отдельных групп населения, объединенных общеспецифическими чертами их положения в обществе и государстве [10, с. 297]. Соответственно, мы разделяем позицию, когда, помимо базового - общего статуса также выделяют специальный и индивидуальный. В связи с тем, что этимология специализации предполагает наличие специфических дополнительных прав или обязанностей / изъятие определенных прав или обязанностей, представляется неисчерпаемой тема раскрытия именно разновидностей специального правового статуса личности. Полагаем, обосновано анализировать специальные правовые статусы личности с использованием именно метода классификации, так как деление на виды позволит в большей мере постигнуть содержание данного феномена. Сделаем оговорку, что в научной литературе виды специальных правовых статусов ранее не классифицировались по заданным критериям, а указывались в общей абстрактной совокупности статусов. Это еще раз свидетельствует в пользу актуальности рассмотрения

специальных правовых статусов в их многообразии с определенным упорядочением.

В продолжении заметим, что в качестве первого критерия для классификации мы поддерживаем позицию, высказанную Н.В. Витруком. В нашей интерпретации это способ фиксации прав в статусе: конкретизация и дополнение общего (единого) правового статуса личности, а второй - ограничение общих прав и обязанностей.

Подчеркнем, что одно конкретное лицо может выступать носителем одновременно различных специальных правовых статусов с учетом социальных позиций, которые оно занимает в обществе.

Далее на основании анализа доктринальных и правовых источников осуществим классификацию специальных правовых статусов уже с авторской позиции.

Итак, в зависимости от уровня правового регулирования можно выделить специальные правовые статусы личности, опосредованные нормами международного права и национального права. При этом последний может быть федеральным и региональным.

Федеральный уровень правового регулирования включает в себя такие федеральные законы как от 8 мая 1994 г. № З-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [2], от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» [2], от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» [4]; от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [7], от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [8] и др.

Региональный уровень правового регулирования включает в себя множество нормативных правовых актов, в частности, обязательно касающихся основ государственной службы.

По критерию множественности состава адресата специального правового статуса можно выделить индивидуальный и коллективный. Адресатами в рамках первого выступают единичные субъекты: ребенок, родитель, лица различных профессий и т.д. А в рамках коллективного правового статуса можно указать, например народы, коренные малочисленные народы, малочисленные народы и др.

Отметим, что в Конституции России [1] использовано два термина - «коренные малочисленные народы» и «малочисленные этнические общности», в значительной степени компенсирующие друг друга. Вместе с этим в нормативных актах федерального уровня используются понятия «малочисленные народы», «коренные (аборигенные) народы», «коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока». Для конституций и уставов субъектов Федерации имманентны термины «малочисленные этнические группы», «коренные народы» и «малочисленные народы Севера».

На федеральном уровне также продолжает формироваться уже существующая база, определяющая статус заявленной категории населения.

Если мы говорим об индивидуальных адресатах специального правового статуса, то конечно важнейшей здесь категорией являются дети, ребенок.

На федеральном уровне установлены основные принципы государственной политики в отношении интересов детей. Таковые сведены к законодательному

обеспечению прав ребенка; поддержке семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; поддержке общественных объединений и иных организаций, реализующих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка [5].

Индивидуальный специальный правовой статус типичен и для российских государственных служащих, должностных лиц. Присущ от и статусу судьи. Государственная политика правового регулирования статуса судьи в Российской Федерации реализуется на базовом уровне в Конституции и Законе РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» [9] (безусловно, необходимо помнить и о ряде федеральных конституционных законов и федеральных законах).

Статус судьи является организационно-правовой формой, которая обеспечивает независимость граждан посредством наделения судейскими полномочиями для отправления правосудия на основании Конституции Российской Федерации и федеральных законов.

Концепцией статуса судьи представляется совокупность взаимосвязанных принципов, на основе которых законодателем формируется (или должна формироваться) государственная политика правового регулирования статуса судьи, обеспечивается (или должен обеспечивать) организационно-правовыми средствами независимость гражданина, наделяемого судейскими полномочиями.

Далее по критерию квалификации, считаем необходимым выделить профессиональные и непрофессиональные специальные правовые статусы личности. Последние не предполагают требований к профессиональной составляющей, необходимой для реализации статуса (родители, дети, коренные народы и др.). А вот профессиональные специальные правовые статусы предполагают соответствие предъявляемым им требованиям профессионализма для реализации статуса (различные виды государственных служащих, лица, занимающиеся любой профессиональной деятельностью и др.).

Например, требования, предъявляемые к сотруднику ОВД, изложены в ст. 9 ФЗ «О службе в ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», а также в Кодексе профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации [16, с. 61-65, 69, 137, 143]. Законодательством установлены определенные критерии в отношении лиц, принимаемых на службу в ОВД. Возрастной критерий для поступающих на службу - от 18 до 35 лет (п. 1, п. 3 ч. 1 ст. 17), однако в п. 2 ст. 17, если говорить о нижнем пределе, следует учесть, что в образовательные учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме вправе поступать в том числе граждане, не достигшие возраста 18 лет и не старше 25 лет (п. 2, п. 3 ч. 2 ст. 17 вышеуказанного ФЗ). Второй критерий для поступающих на службу - уровень образования. Квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел предполагают наличие для должностей рядового состава и младшего начальствующего состава среднего (полного) общего образования, для должностей среднего начальствующего состава - образования не ниже

среднего профессионального, соответствующего направлению деятельности, для должностей старшего и высшего начальствующего состава - высшего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности (п. 2 ст. 9). Третий критерий - личные и деловые качества, позволяющие выполнять возложенные на сотрудника обязанности. Однако расплывчатость и неопределенность данного требования не позволяют объективно подойти к отбору кадров. Четвертым критерием является физическая подготовка будущего сотрудника [14, с. 48-51].

В последнее время законодательство пытается вовлечь в орбиту своего регулирования этические требования к врачебной деятельности, кроме того, различные достижения в сфере здравоохранения обусловливают принятие новых нормативных актов, использующих специфические приемы и методы законодательной техники. Это накладывает серьезный отпечаток на правовой статус медицинского работника [15, с. 38-41].

По отраслевой принадлежности, считаем целесообразным выделение политико-детерминированных, экономически-детерминированных, социально-детерминированных и культурно (духовно)-детерминирован-ных специальных правовых статусов. Что касается двух последних то таковые, наш взгляд требуют самостоятельного изучения ввиду их неоднозначного содержания и многогранности.

По поводу экономически-детерминированных специальных статутов следует сказать, что здесь мы таковыми считаем предпринимателей, собственников и пр.

Так, формирование и развитие законодательства о предпринимательской деятельности происходит по пути объединения норм, закрепленных в различных по своей правовой природе нормативных актах, но образующих в итоге единое целое. В правовой литературе подчеркивается, что такое развитие должно проходить на основе соблюдения определенных принципов [11, с. 18-25]. Ряд основополагающих принципов регулирования предпринимательской деятельности закрепляет Конституция Российской Федерации.

Первым следует назвать принцип свободы осуществления предпринимательской деятельности. Нужно отметить, что данный принцип провозглашается в двух статьях - 8 и 34 Основного закона.

Принцип многообразия и юридического равенства форм собственности закрепляется в ряде статей Базового закона государства (ст.ст. 9, 34, 35, 36), прежде всего, в ст. 8, согласно которой в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В одном из комментариев к Основному закону отмечается, что Конституция фактически говорит о двух типах собственности: 1) частной - индивидуальной и коллективной (ч. 2 ст. 35); 2) публичной - государственной (федеральной и принадлежащей субъектам РФ) и муниципальной. Кроме того, признаются и защищаются иные формы собственности, например, церковная собственность [13].

Здесь следует отметить, что в теории и на практике категория собственности нередко характеризуется с позиции «форм», «видов», «типов». При этом взгляды ученых и практиков также нередко не только не совпадают, но и являются диаметрально противоположными.

Предпринимательская деятельность может осуществляться на основе любой собственности [12, с. 27-32].

Если говорить о политико-детерминированных специальных правовых статусах, то здесь следует указать членов политических партий. Так, законодательство о политических партиях предусматривает только индивидуальное членство [6]. Этим партии отличаются от других общественных организаций, действующих на территории России, где допускается как индивидуальное, так и коллективное членство.

Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» определяет, что членом партии может быть дееспособный гражданин РФ, достигший 18 лет. Причем одновременно можно состоять лишь в одной политической партии и только в одном ее региональном отделении - по месту постоянного или преимущественного проживания. Членство является добровольным и индивидуальным. Не могут быть членами политических партий иностранные граждане и лица без гражданства, граждане Российской Федерации, которые признаны судом недееспособными.

Не может ограничиваться членство в политической партии по признакам профессиональной, социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности, а также в зависимости от пола, происхождения, имущественного положения, места жительства. Для определенных категорий граждан России в федеральных конституционных законах и федеральных законах может устанавливаться ограничение права на вступление в политическую партию либо обязанность приостановления членства в политической партии. К примеру, в политическую партию не могут входить некоторые категории лиц, состоящих на государственной службе (работники прокуратуры и военнослужащие и др.).

Для вступающего в ряды политической партии могут быть предусмотрены дополнительные требования.

В порядке перечисления (без подробной характеристики) укажем еще на два критерия:

- в зависимости от времени действия - выделим постоянные (содержащиеся в законах) и временные или ситуативные специальные правовые статусы личности;

- в зависимости от характера норм их определяющих - материальные и процессуальные специальные правовые статусы личности.

Подводя итоги осуществленного исследования, отметим, что генеральной его линией явилось выявление критериев и выделение в соответствии с ними разновидностей специального правового статуса. Задачей исследования не являлась их подробная характеристика, но на примере отдельных видов все же фрагментарная характеристика была осуществлена. Полагаем, что предложенные нами критерии могут явиться основанием для дальнейшей юридической дискуссии, содержательного и количественного дополнения с последующим приращением к отечественной теории правового статуса личности. Также, считаем, перспективным дальнейшую характеристику с точки зрения видового многообразия специальных правовых статусов.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 5.02.2014 г. № 2-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2014. -№ 9. - Ст. 851.

2. Федеральный закон от 08.05.1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата

Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014 г.) // Российская газета. - 1994, 12 мая; 2014, 25 июля.

3. Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (ред. от 22.12.2014 г.) // Российская газета. - 1997, 31 июля; 2014, 24 декабря.

4. Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 02.05.2015 г.) // Российская газета. - 1998, 2 апреля; 2015, 6 мая.

5. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 02.12.2013 г.) // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3802.

6. Федеральный закон от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (ред. от 23.05.2015 г.) // Российская газета. - 2001, 14 июля; 2015, 26 мая.

7. Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 08.06.2015 г.) // Российская газета. -2004, 31 июля; 2015, 8 апреля.

8. Федеральный закон от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 12.02.2015 г.) // Российская газета. - 2011, 7 декабря; 2015, 16 февраля.

9. Закон РФ от 26.06.1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (ред. от 06.04.2015 г., с изм. от 14.05.2015 г.) // Российская газета. - 1992, 29 июля; 2015, 8 апреля.

10. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. - М.: Норма, 2008.

11. Губин Е.П. Законодательство о предпринимательской деятельности: состояние и направления совершенствования // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». -2010. - № 3.

12. Ермолова О.Н. Конституционные принципы правового регулирования предпринимательской деятельности // Предпринимательское право. - 2014. - № 4.

13. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Л.В. Лазарева // Система «ГАРАНТ», 2007.

14. Михайлов В.И. Актуальные вопросы профессионального отбора кадров на службу в органы внутренних дел // Российский следователь. - 2014. - № 9.

15. Романовская О.В. Особенности профессиональной деятельности медицинских работников в Российской Федерации // Трудовое право в России и за рубежом. - 2013. - № 3.

16. Янбухтин Р.М. Институт полиции: социально-политические основы повышения эффективности деятельности: монография. - Уфа: УЮИ МВД РФ, 2012.

The list of references

1. The Constitution of the Russian Federation adopted by popular vote December 12, 1993 (including amendments made by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of 5.02.2014, № 2-FKZ) // SZ RF. - 2014. - № 9. -St. 851.

2. Federal law of 08.05.1994, № 3-FZ «About the status of a member of the Federation Council and the status of deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation» (as amended on 21.07.2014) // Ros-siyskaya Gazeta. - 1994, 12 may; 2014, July 25.

3. Federal law of 21.07.1997, № 114-FZ «About service in customs bodies of the Russian Federation» (as amended on 22.12.2014) // Rossiyskaya Gazeta. - 1997, 31 July; 2014, December 24.

4. Federal law dated 28.03.1998, № 53-FZ «On military duty and military service» (as amended on 02.05.2015) // Rossiyskaya Gazeta. - 1998, April 2; 2015, 6 may.

5. Federal law dated 24.07.1998, № 124-FZ «On basic guarantees of child rights in the Russian Federation» (as amended on 02.12.2013) // SZ RF. - 1998. - № 31. -St. 3802.

6. Federal law dated 11.07.2001, № 95-FZ «About political parties» (as amended on 23.05.2015) // Rossiyskaya Gazeta. - 2001, July 14; 2015, may 26.

7. Federal law dated 27.07.2004, № 79-FZ «On state civil service of the Russian Federation» (as amended on 08.06.2015) // Rossiyskaya Gazeta. - 2004, July 31; 2015, 8 April.

8. Federal law dated 30.11.2011, № 342-FZ «On service in bodies of internal Affairs of the Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation» (as amended on 12.02.2015) // Rossiyskaya Gazeta. - 2011, 7 December; 2015, 16 February.

9. The law of the Russian Federation of 26.06.1992, № 3132-1 «On the status of judges in the Russian Federation» (as amended on 06.04.2015., with rev. from 14.05.2015) // Rossiyskaya Gazeta. - 1992, July 29; 2015, 8 April.

10. Vitruk N.V. The General theory of the legal status of the individual. - M.: Norma, 2008.

11. Gubin E.P. Legislation on entrepreneurial activity: status and areas for improvement // Business law. The app in the «Business and law in Russia and abroad». -2010. - № 3.

12. Ermolova O.N. The constitutional principles of legal regulation of entrepreneurial activity // Business law. -2014. - № 4.

13. A commentary on the Constitution of the Russian Federation / Under the editorship of L.V. Lazarev // System GARANT, 2007.

14. Mikhailov V.I. Topical issues of professional selection of personnel for service in bodies of internal Affairs // Russian investigator. - 2014. - № 9.

15. Romanovskaya O.V. Peculiarities of professional activity of medical workers in the Russian Federation // Labor law in Russia and abroad. - 2013. - № 3.

16. Anyhtin R. M. Institute of police: the socio-political bases of increase of efficiency of activity: monograph. -Ufa: Uli Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, 2012.

Рецензия

на статью «Видовое многообразие специального правового статуса личности» аспиранта кафедры конституционного и муниципального права Юридического института Белгородского государственного национального исследовательского университета Тихонова Дмитрия Викторовича

В статье на основе анализа доктринальных и концептуальных источников представлены авторские предложения относительно выделения критериев классификации специальных правовых статусов личности. На их основе дана фрагментарная характеристика отдельных разновидностей специального правового статуса, по аналогии с которой в перспективе можно исследовать все иные разновидности заявленного правового феномена.

Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку этимология специализации предполагает наличие специфических дополнительных прав или обязанностей / изъятие определенных прав или обязанностей, что определяет неисчерпаемость темы раскрытия именно разновидностей специального правового статуса личности.

Ценными в научном аспекте явились следующие обособленные автором критерии и виды специальных правовых статусов:

- в зависимости от уровня правового регулирования - опосредованные нормами международного права и национального права (при этом последний предложено разделить на федеральный и региональный);

- в зависимости от времени действия - постоянные (содержащиеся в законах) и временные или ситуативные;

- в зависимости от характера норм их определяющих - материальные и процессуальные;

- по множественности состава адресата специального правового статуса - индивидуальные и коллективные;

- по квалификации - профессиональные и непрофессиональные специальные статусы личности;

- по отраслевой принадлежности - политико-детерминированные, экономически-детерминированные, социально-детерминированные и культурно(духовно)-детерминированные;

Научная статья Д.В. Тихонова «Видовое многообразие специального правового статуса личности» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации. Рецензент:

заведующая кафедрой конституционного и муниципального права Юридического института Белгородского государственного национального исследовательского университета, доктор юридических наук М.В. Мархгейм

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.