Научная статья на тему 'Иностранный инвестор как субъект инвестиционных правоотношений: статус и гарантии прав и законных интересов'

Иностранный инвестор как субъект инвестиционных правоотношений: статус и гарантии прав и законных интересов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
917
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ИНВЕСТОР / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / СУБЪЕКТ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ / OREIGN INVESTOR / INVESTMENT RELATIONS / SUBJECT OF INVESTMENT RELATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Салимзянов А.И.

В статье исследуется субъектный состав инвестиционных правоотношений, специфика их регулирования, приводится сравнительный анализ международного и зарубежного законодательства, рассматриваются различные дефиниции понятия «иностранный инвестор» и специальные правовые режимы для иностранных инвестиций в стратегических для государства областях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN INVESTOR AS A SUBJECT OF INVESTMENT RELATIONS: STATUS, RIGHTS GUARANTEES AND LEGITIMATE INTERESTS

The article makes a research over subjects’ structure within investment relations and specific character of their regulation, provides comparative analysis of international and foreign law, and discusses various concept definitions of “foreign investor ” and specific legal regimes for foreign investment within State’s strategic areas.

Текст научной работы на тему «Иностранный инвестор как субъект инвестиционных правоотношений: статус и гарантии прав и законных интересов»

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

УДК 347.4

ИНОСТРАННЫЙ ИНВЕСТОР КАК СУБЪЕКТ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ: СТАТУС И ГАРАНТИИ ПРАВ И ЗАКОННЫХ

ИНТЕРЕСОВ

А.И. Салимзянов

ЧОУ ВПО «Академия социального образования», 420039, г. Казань, Российская Федерация

В статье исследуется субъектный состав инвестиционных правоотношений, специфика их регулирования, приводится сравнительный анализ международного и зарубежного законодательства, рассматриваются различные дефиниции понятия «иностранный инвестор» и специальные правовые режимы для иностранных инвестиций в стратегических для государства областях.

Ключевые слова: иностранный инвестор, инвестиционные правоотношения, субъект инвестиционных правоотношений

FOREIGN INVESTOR AS A SUBJECT OF INVESTMENT RELATIONS: STATUS, RIGHTS GUARANTEES AND LEGITIMATE INTERESTS

A.I. Salimzyanov

Academy of social education, 420039, Kazan, Russian Federation

Abstract. The article makes a research over subjects' structure within investment relations and specific character of their regulation, provides comparative analysis of international and foreign law, and discusses various concept definitions of "foreign investor " and specific legal regimes for foreign investment within State's strategic areas.

Key words: foreign investor, investment relations, subject of investment relations.

Мировой опыт привлечения иностранных инвестиций свидетельствует, что государственная политика в данной сфере, прежде всего, должна быть направлена на нормативное урегулирование порядка привлечения и использования иностранных инвестиций, деятельности органов публичной администрации, ответственных за ре-

ализацию государственной политики в сфере иностранного инвестирования, определения государственных гарантов в этой сфере. Реализация приведённых направлений государственной политики позволит обеспечить формирование благоприятного инвестиционного климата в государстве.

Инвестиционные правоотношения имеют свой субъектный состав. Специфику регулированию инвестиционных отношений придает, в частности, то, что в них нередко участвуют субъекты иностранного права, зарубежные компании. Определение понятия «иностранный инвестор» содержится в национальных законодательствах об иностранных инвестициях. Если такое законодательство отсутствует, то к категории иностранных относят те юридические и физические лица, которые в соответствии с коллизионными критериями, существующими в международном частном праве, относятся к иностранным лицам.

Национальность физического или юридического лица, как она определена в международном частном праве, подчеркивает связь лица с тем или иным государством, однако не раскрывает особенностей правового положения лица как инвестора, в том числе как иностранного инвестора. Как отмечает Н.Г. Доронина, категория национальности юридического лица в большинстве своем используется «для разграничения собственных (национальных) и чужих (иностранных) юридических лиц», что является определяющим условием для определения правового режима такого лица. Далее она отмечает, что данная категория в вопросах регулирования иностранных инвестиций на российской территории важна скорее для материально-правовых критериев, чем коллизионных, поскольку позволяет отнести иностранное юридическое лицо к понятию «иностранный инвестор» [1, с.12]. Следует также согласиться с точкой зрения Н.Н. Вознесенской, которая отмечает, что для иностран-

ных инвесторов, местом учреждения, которых является иностранное государства, а капитал находится в России, необходимо установить статус в инвестиционном законодательстве применительно к инвестиционным отношениям [2, с.71-72].

При осуществлении инвестиционной деятельности иностранный инвестор вступает в отношения разного рода. Если таковыми являются внутригосударственные публично-правовые отношения, то они всегда регулируются нормами публичного права принимающего государства. Если говорить о частно-правовых отношениях с иностранным элементом, то они относятся к области международного частного права, допускающего применение иностранного права к данным отношениям.

Анализ статей части третьей Гражданского кодекса РФ (пункт 2 статьи 1186, пункт 1 статьи 1195, пункт 1 статьи 1202, ст. ст. 1203, 1205 - 1214, 1217 - 1219, 1222 - 1224), позволяет сказать, что применимым правом в данном случае будет выступать правопорядок определенного государства. Следует отметить, что несовпадение критериев законодательства о юридических лицах в праве зарубежных стран создает иногда трудности. Так, компания, учрежденная в Швейцарии, правление которой находится в Лондоне, будет рассматриваться в Великобритании или в США как швейцарская. Соответственно при инвестировании в акции она будет иметь швейцарский статус. В то же время в соответствии с правом Франции или ФРГ эта компания будет рассматриваться как английская компания, и при инвестировании в акции она будет иметь английский статус. Проблемы, связанные с пра-

вовым регулированием деятельности иностранного юридического лица, получают свое разрешение в рамках корпоративного права.

Наибольших успехов в унификации правового регулирования инвестиционной деятельности достиг Европейский союз: в целях гармонизации права в Договоре об учреждении Европейского экономического сообщества 1957 г. [3, с. 288] была сформулирована правовая норма-принцип, направленная на признание иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в странах Сообщества, согласно которой такие фирмы уровнялись в своем статусе с физическими лицами, являющимся гражданами государств-членов (ст. 58) [4, с. 552].

В Российской Федерации определение понятия «иностранный инвестор» в Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [5] дано путем обращения к коллизионным критериям, применяемым в международном частном праве. Применительно к юридическим лицам - это иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено и которое вправе, в соответствии с законодательством данного государства и законодательством РФ, осуществлять инвестиции на территории РФ.

С приведенной дефиницией связаны различные подходы к определению иностранного инвестора, встречающиеся в литературе. В одних работах воспроизводится легальное определение иностранного инвестора, подчеркивается, что инвесторами могут быть не только иностранные юридические лица, но и иностранная организация,

не являющаяся юридическим лицом, иностранное физическое лицо, физическое лицо без гражданства, а также международные организации, иностранные государства [6, с. 242]. В других случаях при определении иностранного инвестора делается акцент на участие инвестора в трансграничных инвестиционных правоотношениях [7, с. 263].

В Российской Федерации, где действует специальный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», особенностью определения иностранного инвестора является то, что здесь особая роль отводится юридическому лицу, специально создаваемому в целях привлечения иностранного капитала. Статус иностранного инвестора регулируется также Федеральными законами «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» [8], «О банках и банковской деятельности» [9] и Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» [10].

При этом Федеральным законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» [8] (далее Закон № 57-ФЗ) устанавливается специальный правовой режим для иностранных инвестиций в стратегических для государства областях (ст. 2). Законодателем установлены ограничения в отношении порядка осуществления иностранных инвестиций. Так, например, в соответствии с Закон № 57-ФЗ, в России действует

разрешительный порядок совершения сделок по установлению контроля иностранного инвестора (группы лиц) над хозяйственными обществами, осуществляющими деятельность, касающихся, например, размещения, сооружения, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерных установок, геологического изучения недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр федерального значения. Совершение сделок, в результате которых иностранный инвестор приобретает контроль над стратегическим хозяйственным обществом, требует предварительного согласования уполномоченного органа, функции которого выполняет ФАС РФ.

Для примера, критерий владения определенным пакетом акций при определении контроля иностранного инвестора над хозяйственными обществами, осуществляющими производство ядерных вооружений, ядерного топлива и эксплуатацию АЭС, составляет 50 и более процентов. Кроме этого, в ходе реформы атомной отрасли было ограничено распоряжение акциями обществ, включенных в утвержденные Президентом РФ перечни российских юридических лиц, в собственности которых могут находиться ядерные материалы и ядерные установки («президентские перечни») [11]. Акции указанных лиц, принадлежащие ОАО «Атомэнергопром», а также его дочерним и зависимым акционерным обществам, могут быть отчужде-ны только с согласия Президента РФ в соответствии с п. 19 ст. 4 Закона № 13-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изме-

нений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [12].

Таким образом, законодательство содержит изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов, которые устанавливаются федеральными законами в той мере, в какой это необходимо для защиты Отечества и его безопасности, включая здоровье граждан и интересы государства. Интенсивное государственное регулирование иностранных инвестиций затрагивает не только сферу стратегических видов деятельности. Определенные ограничения существуют в авиастроении [13], в авиаперевозках [14], в области страхования и банковской деятельности [15], в области средств массовой информации [16]. Подобные ограничения существуют во многих странах; например: в Японии и Украине по законодательству о СМИ иностранное участие в телекомпании не должно превышать 30%.

Гарантии прав и законных интересов субъектов инвестиционных отношений являются элементом механизма правового регулирования. В теории права механизм правового регулирования трактуется как «система правовых средств» [17]. Одним из таких правовых средств являются гарантии, которые в сфере инвестиционной деятельности выступают как необходимый элемент эффективного функционирования инвестиционного капитала и экономического развития в целом, поскольку реализация субъектами инвестиционной деятельности своих прав во многом зависит от системы гарантий прав и законных интересов субъектов инвестиционной деятельности. Суть государственных гарантий состоит в том, что государство выступает в роли особого рода

поручителя, персонифицирует себя как ответчика по обеспечиваемым, гарантируемым обязательствам. Уста -новленный в Федеральном законе от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» перечень государственных гарантий включает в себя:

1) гарантию правовой защиты деятельности иностранных инвесторов;

2) гарантию использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций;

3) гарантию перехода прав и обязанностей иностранного инвестора к другому лицу;

4) гарантию компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями;

5) гарантию от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации;

6) гарантию обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором;

7) гарантию использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм;

8) гарантию права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на тер-

риторию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции;

9) гарантию права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг;

10) гарантию участия иностранного инвестора в приватизации;

11) гарантию предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество.

Система гарантий является не чем иным, как отражением системы правовых гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации и действующим гражданским законодательством. И если для функционирования гражданско-правовых отношений правовые гарантии являются очевидными, вытекающими из норм гражданского права, то по отношению к иностранным инвесторам расшифровка гарантий стабильности и правовой защищенности их инвестиций, субъективных прав и законных интересов, даваемая в специальном Законе об иностранных инвестициях, является, безусловно, необходимой в качестве ключевого элемента правовой политики в данной сфере.

Источники:

1. Доронина Н.Г. Комментарий к Закону об иностранных инвестициях. М. 2000. С. 12. [Doronina N.G. Commentary on the Law on Foreign Investment. M. 2000. S.12. (In Russ.)]

2. ВознесенскаяН.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт: (сравнительно-правовой комментарий). М. 2002. С. 71-72. [Voznesenskaya N.N. Foreign investment: Russian and foreign experience:(comparative legal comments). Moscow, 2001. pp. 71-72. (In Russ.)]

3. Договоры, учреждающие европейские сообщества. М. 1994. С. 288. [Treaties that established European Community. Moscow, 1994. P. 288. (In Russ.)]

4. Хартли Т.К. Основы права Европейского сообщества. М. 1998. С. 552. [Hartley T.K. The basics of law in European Community, Moscow, 1998, p. 552. (In Russ.)]

5. Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 12.07.1999, № 28, ст. 3493. [Federal Law dated 09.07.1999 № 160-FZ (as amended from 06.12.2011) «On Foreign Investments in Russian Federation» // Collected Legislation of Russian Federation, 12.07.1999, № 28, art. 3493. (In Russ.)]

6. Канашевский В.А. Международное частное право. М. 2009. С. 242. [Kanashevsky V.A. Private International Law. Moscow, 2009. p. 242. (In Russ.)]

7. Международное частное право / Отв. ред. Г.К. Дмитриева. 3-е изд., перераб. и доп. М.- 2010. С. 263. [Private International Law / Edited by G.K. Dmitriev. Third edition, Revised and extended. Moscow, 2010, p. 263. (In Russ.)]

8. Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ (ред. от 16.11.2011) «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»//Собрание законодательства РФ», 05.05.2008, № 18, ст. 1940. [Federal Law dated 29.04.2008 № 57-FZ (as amended from 16.11.2011) «On procedures for foreign investments into business entities being of strategic importance for national defense and state security» // Collected Legislation of Russian Federation (05.05.2008). № 18. art. 1940. (In Russ.)]

9. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1«О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства РФ», 05.02.1996, № 6, ст. 492. [Federal Law of 02.12.1990 № 395-1 «On Bank sand Bank Activity» // Collected Legislation of Russian Federation, 05.02.1996. № 6. art. 492. (In Russ.)]

10. Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // «Российская газета», № 6, 12.01.1993. [Law of Russian Federation dated 27.11.1992 № 4015-1 «On organization of insurance business in Russian Federation» // Rossiyskaya Gazeta, № 6. 12.01.1993. (In Russ.)]

11. Указ Президента РФ от 27 апреля 2007 г. № 556 «О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской

Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 18. Ст. 2185. [The President's Act dated from 27.04.2007 № 556 «On restructuring of nuclear power industry in Russian Federation» // Collected Legislation of Russian Federation. 2007. № 18. art. 2185. (In Russ.)]

12. Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. № 13-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 7. Ст. 834. [Federal Law dated 5.02. 2007 № 13-FZ «On property and companies' stocks management specifics operating in the field of nuclear energy, and on amendments to certain legislative acts of Russian Federation» // Collected Legislation of Russian Federation. 2007. № 7. Art. 834. (In Russ.)]

13. Федеральный закон от 08.01.1998 № 10-ФЗ « О государственномрегулированииразвития авиации» // «Собрание законодательства РФ», 12.01.1998, № 2, ст. 226. [Federal Law dated 08.01.1998 № 10-FZ «On state regulations in aviation» // Collected Legislation of Russian Federation, 12.01.1998, № 2, p. 226. (In Russ.)]

14. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ // Российская газета. 1997. 26 марта. [Air Code of Russian Federation dated March 19, 1997 № 60-FZ // Rossyiskaya gazeta, 26.03.1997. (In Russ.)]

15. Приказ Банка России от 23.04.1997 № 02-195 «О введении в действие Положения об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов» (вместе с «Положением об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями» от 23.04.1997 № 437) // «Вестник Банка России». 1997. № 25. [The Bank of Russia's Act dated 23.04.1997 № 02-195 «On introduction of the Regulation about registration of credit organizations containing foreign investments and regulation on obtaining of preliminary permission of the Bank of Russia to increase the authorized capital of registered credit organization using non-residents funds" (in line with «Regulations about peculiarities of

credit organizations registration containing foreign investments») dated 23.04.1997 № 437) // The Bank of Russia's Bulletin, 1997, № 25. (In Russ.)]

16. Закон РФ «О средствах массовой информации» // Российская газета. 1991. 27 декабря. [The Law «On mass media» // Rossiyskaya gazeta, 27.12.1991. (In Russ.)]

17. Малько А.В. Механизм правового регулирования: лекция // Правоведение. 1996. № 3(214). [Malko A.V. The lecture on mechanism of legal regulation // Pravovedenie. 1996. № 3 (214) (In Russ.)]

References:

1. Doronina N.G. Kommentariy k Zakonu ob inostrannykh investitsiyakh. M. 2000. S. 12.

2. Voznesenskaya N.N. Inostrannye investitsii: Rossiya i mirovoy opyt: (sravnitel'no-pravovoy kommentariy). M. 2002. S. 71-72.

3. Dogovory, uchrezhdayushchie evrope-yskie soobshchestva. M. 1994.S. 288.

4. Khartli T.K. Osnovy prava Evropeyskogo soobshchestva. M. 1998. S. 552.

5. Federal'nyy zakon ot 09.07.1999 № 160-FZ (red. ot 06.12.2011) «Ob inostrannykh investitsiyakh v Rossiyskoy Federatsii»//«Sobranie zakono datel'stva RF», 12.07.1999, № 28. st. 3493.

6. Kanashevskiy V.A. Mezhdunarodnoe chastnoe pravo. M. 2009. S. 242.

7. Mezhdunarodnoe chastnoe pravo / Otv. red. G.K. Dmitrieva. 3-e izd., pererab. i dop. M., 2010. S. 263.

8. Federal'nyy zakon ot 29.04.2008 № 57-FZ (red. ot 16.11.2011) «O poryadke osushchestvleniya inostrannykh investitsiy v khozyaystvennye obshchestva, imeyushchie strategicheskoe znachenie dlya obespecheniya oborony strany i bezopasnosti gosudarstva» // Sobranie zakonodatel'stva RF, 05.05.2008, № 18, st. 1940.

9. Federal'nyy zakon ot 02.12.1990 № 395-1«O bankakh i bankovskoy deyatel'nosti» //

Sobranie zakonodatel'stva RF, 05.02.1996, № 6, st. 492.

10. Zakon RF ot 27.11.1992 № 4015-1 «Ob organizatsii strakhovogo dela v Rossiyskoy Federatsii»// «Rossiyskaya gazeta», № 6. 12.01.1993.

11. Ukaz Prezidenta RF ot 27 aprelya 2007 g. № 556 «O restrukturizatsii atomnogo energopromyshlennogo kompleksa Rossiyskoy Federatsii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2007. № 18. St. 2185.

12. Federal'nyy zakon ot 5 fevralya 2007 g. № 13-FZ «Ob osobennostyakh upravleniya i rasporyazheniya imushchestvom i aktsiyami organizatsiy, osushchestvlyayushchikh deyatel'nost' v oblasti ispol'zovaniya atomnoy energii, i o vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2007. № 7. St. 834.

13. Federal'nyy zakon ot 08.01.1998 № 10-FZ «O gosudarstvennom regulirovanii razvitiya aviatsii» // «Sobranie zakonodatel'stva RF», 12.01.1998, № 2. St. 226.

14. VozdushnyykodeksRossiyskoyFederatsii ot 19 marta 1997 g. № 60-FZ // Rossiyskaya gazeta. 1997. 26 marta.

15. Prikaz Banka Rossii ot 23.04.1997 № 02-195 «O vvedenii v deystvie Polozheniya ob osobennostyakh registratsii kreditnykh organizatsiy s inostrannymi investitsiyami i o poryadke polucheniya predvaritel'nogo razresheniya Banka Rossii na uvelichenie ustavnogo kapitala zaregistrirovannoy kreditnoy organizatsii za schet sredstv nerezidentov» (vmeste s «Polozheniem ob osobennostyakh registratsii kreditnykh organizatsiy s inostrannymi investitsiyami» ot 23.04.1997 № 437) // «Vestnik Banka Rossii». 1997. № 25.

16. Zakon RF «O sredstvakh massovoy informatsii» // Rossiyskaya gazeta. 1991. 27 dekabrya.

17. Mal'ko A.V. Mekhanizm pravovogo regulirovaniya: lektsiya // Pravovedenie. 1996. № 3 (214).

Зарегистрирована: 30.10.2014

Салимзянов Азат Ильдарович (г. Казань), ЧОУ ВПО «Академия социального образования», кафедра гражданского права и гражданского процесса, аспирант. Тел.: 8 (987) 296-17-63. E-mail: rezedas2005@mail.ru

Salimzyanov Azat Ildarovich (Kazan), Academy of social education (Private educational institution of higher professional education), department of civil law and civil process at, postgraduate student. Tel.: 8 (987) 296-17-63. E-mail: rezedas2005@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.