Научная статья на тему 'ВХОЖДЕНИЕ ТЕОЛОГИИ В МИР НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ: ЗА И ПРОТИВ'

ВХОЖДЕНИЕ ТЕОЛОГИИ В МИР НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ: ЗА И ПРОТИВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
123
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОЛОГИЯ / НАУКА / РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА / РЕЛИГИЯ / БОГ / БОГОСЛОВИЕ / ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПРАВОСЛАВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ХРИСТИАНСТВО / КУЛЬТУРА / ФИЛОСОФИЯ / THEOLOGY / SCIENCE / RELIGIOUS STUDIES / EDUCATION / WORLDVIEW / SCIENTIFIC DISCIPLINE / RELIGION / GOD / ORTHODOX PEDAGOGY / ORTHODOX PSYCHOLOGY / CHRISTIANITY / CULTURE / PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Мальцева Светлана Михайловна, Жигульский Евгений Викторович, Нестеров Сергей Александрович

Статус теологии по отношению к науке до сих пор не определен, хотя дискуссии на эту тему ведутся достаточно давно. Однако с недавних пор в нашей стране она вошла в список научных специальностей со своим уникальным шифром 26.00.01. То есть необходимо готовить специалистов по этому направлению и защищать диссертации. В данной работе еще раз предпринимается попытка провести сравнительный анализ между наукой, философией, религиоведением и богословием, а также определить круг научных задач, которые невозможно полностью исследовать без теологического подхода. Современная наука разделила мир на две составляющие - дух и материю. Но она не отрицает попыток найти третье, связующее звено. Возможно, это должен быть Бог. С помощью системного подхода и сравнительно-сопоставительного анализа авторы пытаются понять особенности теологии как науки, определяя ее специфику как феномена культуры. Многие проблемы современности требуют теологического аспекта при поисках вариантов решения. Например, совершенно разные ответы дадут философия, психология и теология на одни и те же вопросы - вопросы об искусственном оплодотворении, клонировании, половом воспитании, эвтаназии и т.д. Разными будут и определения категорий дух, душа, духовность и др. В заключение авторы приходят к выводу о принципиальной возможности вхождения теологии в мир науки, однако это потребует серьезных исследований, посвященных ее самоопределению как особого вида научного знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Мальцева Светлана Михайловна, Жигульский Евгений Викторович, Нестеров Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEOLOGY'S ENTRY INTO THE WORLD OF SCIENCE AND EDUCATION: PROS AND CONS

The status of theology in relation to science has not yet been determined, although discussions on this topic have been going on for a long time. However, recently in our country it entered the list of scientific specialties with its unique cipher 26.00.01. That is, it is necessary to train specialists in this area and defend dissertations. This paper once again attempts to make a comparative analysis between science, philosophy, religious studies and theology, as well as to determine the range of scientific problems that can not be fully investigated without a theological approach. Modern science has divided the world into two components - spirit and matter. But she does not deny trying to find a third, connecting link. Maybe it should be God. With the help of a systematic approach and comparative analysis, the authors try to understand the peculiarities of theology as a science, defining its specificity as a cultural phenomenon. Many problems of our time require a theological aspect in the search for solutions. For example, very different answers will give philosophy, psychology and theology on the same questions - questions about artificial insemination, cloning, sex education, euthanasia, etc. will be Different and definitions of categories of spirit, soul, spirituality etc. In conclusion, the authors come to the conclusion on possibility of joining of theology in the world of science, however, this will require serious research on its self-determination as a special kind of scientific knowledge.

Текст научной работы на тему «ВХОЖДЕНИЕ ТЕОЛОГИИ В МИР НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ: ЗА И ПРОТИВ»

Gryaznova Elena Vladimirovna, Maltceva Svetlana Michailovna, Zhigulsky Evgeny Viktorovich and others THEOLOGY'S ENTRY INTO THE WORLD OF SCIENCE ...

pedagogical sciences

УДК 37013.8

DOI: 10.26140/anip-2020-0901-0042

ВХОЖДЕНИЕ ТЕОЛОГИИ В МИР НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ:

ЗА И ПРОТИВ

© 2020

SPIN: 9134-1861 ResearcherlD: V-5351-2018 ORCID: 0000-0003-3093-2602

Грязнова Елена Владимировна, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедры философии и теологии

AuthorlD: 736254 SPIN: 9502-6593 ResearcherlD: V-1952-2018 ORCID: 0000-0002-7273-1852

Мальцева Светлана Михайловна, какандидат философских наук, доцент кафедры философии и теологии Жигульский Евгений Викторович, магистрант кафедры

философии и теологии Нестеров Сергей Александрович, магистрант кафедры философии и теологии Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, улица Ульянова, 1, e-mail: magistrant18@yandex.ru) Аннотация. Статус теологии по отношению к науке до сих пор не определен, хотя дискуссии на эту тему ведутся достаточно давно. Однако с недавних пор в нашей стране она вошла в список научных специальностей со своим уникальным шифром 26.00.01. То есть необходимо готовить специалистов по этому направлению и защищать диссертации. В данной работе еще раз предпринимается попытка провести сравнительный анализ между наукой, философией, религиоведением и богословием, а также определить круг научных задач, которые невозможно полностью исследовать без теологического подхода. Современная наука разделила мир на две составляющие - дух и материю. Но она не отрицает попыток найти третье, связующее звено. Возможно, это должен быть Бог. С помощью системного подхода и сравнительно-сопоставительного анализа авторы пытаются понять особенности теологии как науки, определяя ее специфику как феномена культуры. Многие проблемы современности требуют теологического аспекта при поисках вариантов решения. Например, совершенно разные ответы дадут философия, психология и теология на одни и те же вопросы - вопросы об искусственном оплодотворении, клонировании, половом воспитании, эвтаназии и т.д. Разными будут и определения категорий дух, душа, духовность и др. В заключение авторы приходят к выводу о принципиальной возможности вхождения теологии в мир науки, однако это потребует серьезных исследований, посвященных ее самоопределению как особого вида научного знания.

Ключевые слова: теология, наука, религиоведение, образование, мировоззрение, научная дисциплина, религия, Бог, богословие, православная педагогика, православная психология, христианство, культура, философия.

THEOLOGY'S ENTRY INTO THE WORLD OF SCIENCE AND EDUCATION: PROS AND CONS

© 2020

Gryaznova Elena Vladimirovna, doctor of philosophy, Professor, head. Department of Philosophy and Theology Malteeva Svetlana Mkhailovna, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Philosophy and Theology Zhigulsky Evgeny Viktorovich, master's student of the Department

Philosophy and theology Nesterov Sergey Alexandrovich, master's student of the Department Philosophy and theology Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov St., 1, e-mail: magistrant18@yandex.ru) Abstract. The status of theology in relation to science has not yet been determined, although discussions on this topic have been going on for a long time. However, recently in our country it entered the list of scientific specialties with its unique cipher 26.00.01. That is, it is necessary to train specialists in this area and defend dissertations. This paper once again attempts to make a comparative analysis between science, philosophy, religious studies and theology, as well as to determine the range of scientific problems that can not be fully investigated without a theological approach. Modern science has divided the world into two components - spirit and matter. But she does not deny trying to find a third, connecting link. Maybe it should be God. With the help of a systematic approach and comparative analysis, the authors try to understand the peculiarities of theology as a science, defining its specificity as a cultural phenomenon. Many problems of our time require a theological aspect in the search for solutions. For example, very different answers will give philosophy, psychology and theology on the same questions - questions about artificial insemination, cloning, sex education, euthanasia, etc. will be Different and definitions of categories of spirit, soul, spirituality etc. In conclusion, the authors come to the conclusion on possibility of joining of theology in the world of science, however, this will require serious research on its self-determination as a special kind of scientific knowledge.

Keywords: theology, science, religious studies, education, worldview, scientific discipline, religion, God, theology, Orthodox pedagogy, Orthodox psychology, Christianity, culture, philosophy.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Сегодня актуальным и дискуссионным вопросом является вопрос о присвоении теологии статуса научного знания. Теология

как научная специальность вызывает много сомнений среди ученых в нашей стране [1, 2].

Действительно, существует проблема непонимания того, для чего она нужна в современном обществе, какое место должна занимать в системе научного знания, ка-

педагогические науки

Грязнова Елена Владимировна, Мальцева Светлана Михайловна, Жигульский Евгений Викторович и другие

ВХОЖДЕНИЕ ТЕОЛОГИИ В МИР НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ ...

ковы ее функции и задачи в развитии науки и т.д.

Одной из причин подобной проблемы является историческая ситуация, которая существовала в нашей стране в двадцатом веке, не позволившая теологии самоопределиться в системе научного знания: «... русская богословская наука, переживавшая расцвет в XIX — начале XX века, после 1917 года была парализована», - отмечает Филарет, митр. Минский и Слуцкий [3, с. 89].

Как следствие сегодня теология в нашей стране возрождается, преодолевая все сложности и трудности данного процесса. Чтобы понять особенности теологии как науки, необходимо определить ее специфику как феномена культуры.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Рассмотреть особенности теологии как культурного феномена в контексте ее сопоставления с традиционными гуманитарными научными специальностями.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Авторы опираются на диалектико-метафи-зический принцип познания, а также используют элементы системного подхода и сравнительно-сопоставительного анализа.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Наиболее очевидным отличительным признаком теологии по сравнению с другими формами мировоззрения можно считать ее воцерковленность. Определяя место богословия в культуре, С. Аверинцев отмечает: «Богословие есть в той степени богословие, в какой оно обращается к Церкви и исходит из того, что при всяческом разномыслии самого имени Господа нашего достаточно, чтобы существенным образом людей объединить» [4].

Автор отмечает и одну из основных задача богословия - задача объединения людей, что сегодня является одной из актуальнейших проблем современного общества. Однако может ли подобная задача являться научной? Скорее всего, у науки как таковой несколько иные цели. Она может объединить людей внутри научного сообщества. Другой вопрос если речь идет именно о том, что теологическая наука способная усилить эту функцию, приобщая к научному сообществу еще и круг верующих, возможно, еще и создавая новое научное сообщество - верующих ученых. Такой подход в определении задач теологии как науки можно видеть в современных научных публикациях: «Вот эта задача теологии, слова об имени Божием, способного стать основным объединяющим моментом в разномыслии мира, и есть определяющая задача, исследованию которой и могут быть посвящены совместные образовательно-эпистемологические проекты теологии и современной науки», - пишет С.А. Колесников [2, с. 80].

С данным положением сложно не согласиться. Действительно, вне церкви теология теряет смысл своего существования. Но вопрос о ее научности все же остается открытым. Если придерживаться критериев научного знания, которые сегодня признаны и применяются для самоопределения научных дисциплин и направлений, то у теологии как науки должен быть свой предмет изучения. Можно допустить, что теология - это гуманитарная наука. Тогда человек должен стать элементом ее предметного поля. По сути, такое предположение вполне логично, т.к. теология, будучи словом о Боге, предполагает присутствие того, на кого направлено это слово. Но такого понимания предметного поля теологии явно недостаточно. Теологическое знание охватывает и социальные отношения, взаимодействие социальных институтов и т.д., т.е. сферу реальных практических исследований общественной системы. В паспорте научной специальности теологии читаем: «Важной областью предметного поля специальности «Теология» является изучение истории и современного состояния отношения религиозной организации к другим конфессиональным

учениям и организациям, а также к государству и обществу» [5].

Шифр, присвоенный теологии в реестре научных специальностей, уникальный: 26.00.01. Тем не менее, теология базируется на нескольких отраслях науки: на философии, филологии, истории, искусствоведении, культурологии, педагогики. Создается впечатление, что теология «собрала» все проблемы, связанные с изучением религии другими науками и объединила их в своем предметном поле.

Возможно, она имеет свою специфику изучения проблем данных отраслей - исследование их как особого вида реальности. Более того, в данных исследованиях формируется и специфический способ познания, особая его методология [6]. Теология как наука изучает духовный опыт человечества. Однако в отличие от чисто гуманитарного или социального знания, она не отрывает его от Бога. И здесь теология как наука сталкивается с достаточно серьезной методологической проблемой. С одной стороны, она не должна заниматься доказательством существования Бога, т.к. она признает тайну Его существования. С другой стороны, теология разрабатывает методологию исследования проявления Бога в бытии. Если сравнивать ее с научным знанием, то здесь пути теологии и науки расходятся. Наука ищет доказательства всего существующего, выявляет законы его существования и проявления. Но речь идет о материальном мире. Естественные, гуманитарные, технические и общественные науки исследуют и доказывают существование абиотического, биотического и социального уровней универсума. Им интересны творения природы и человека - мир естественного и искусственного. Однако в поле зрения науки не попадает третье - мир Бога. Не секрет, что философия посвящает себя поиску ответов на основной философский вопрос, что же лежит в основе мира? Она создает различные концепции ответов на него, среди которых Бог как начало и основа всего сущего занимает даже сегодня особое место. Философия, так же как и теология, сталкивается с методологической проблемой, как только начинает исследовать бытие Божие [7-9].

Собственно и наукой она признается в рамках исследования материального мира. Как только речь заходит о проблеме идеального, духа, Бога, то и философия приближается в большей степени к виду мировоззрения, нежели к науке.

Современная наука разделила мир на две составляющие - дух и материю. Но она не отрицает попыток найти третье, связующее звено. Даже физика как яркий представитель естественно научного знания не в силах объяснить столь категоричное деление мира. Да, она с научных позиций исследует природные явления, но не может объяснить многие из них, которые сама же и открыла. У нее как ни в какой другой науке очень много допущений [10-12].

Однако это не мешает ей, как и философии считаться наукой. В свое время П. Флоренский писал: «Если мир познаваемый надтреснут, и мы не можем на деле уничтожить трещин его, то не должны и прикрывать их. Если разум познающий раздроблен, если он — не монолитный кусок, если он самому себе противоречит, — мы опять-таки не должны делать вида, что этого нет. Бессильное усилие человеческого рассудка примирить противоречия, вялую попытку напрячься давно пора отразить бодрым признанием противоречивости. Там, на небе — единая Истина; у нас — множество истин, осколков Истины, не конгруэнтных друг с другом» [13, с. 148].

В научных публикациях достаточно часто излагаются мнения о невозможности признания теологии наукой: «. теология не является научной дисциплиной, и придание ей статуса науки носит некий искусственный характер, ибо обусловлено не внутренним развитием теологического учения, а некоторыми внешними, так ска-

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 1(30)

179

Gryaznova Elena Vladimirovna, Maltceva Svetlana Michailovna, Zhigulsky Evgeny Viktorovich and others THEOLOGY'S ENTRY INTO THE WORLD OF SCIENCE ...

pedagogical sciences

зать, привходящими факторами. Более того, наделение теологии статусом науки, по существу, больше вредит, чем помогает самой теологии» [14, с.118].

Автор акцентирует внимание на том факте, что наука и религия - совершенно разные виды мировоззрения, разные способы познания мира. Действительно, наука -это номологическое познание мира. В ее рамках человек открывает законы бытия. Причем, научное знание предполагает развитие, смену одной парадигмы другой. В религиозном мировоззрении подобное невозможно. Теологии не свойственно и доказательство собственного предмета изучения - Бога.

Если попытаться определить какие законы может исследовать и открывать теология, то мы окажемся в рамках религиоведения, т.е. научной дисциплины. Это становится очевидным, при обращении к паспорту научной специальности теологии. Так, в качестве основных направлений исследования теологии указываются: «основы вероучения и религиозных обрядов, исторические формы и практическая деятельность религиозной организации, ее религиозное служение, религиозное культурное наследие в различных контекстах» [5]. Несмотря на то, что теология и религиоведение имеют общий предмет исследования - религию, они подходят к ней с различной методологией: религиоведение пытается исследовать ее отвлеченно как факт культуры, а теология разъяснить учение конкретной конфессии, опираясь на действующие в ней догматы [15-17].

Выводы исследования. Таким образом, думается, что вхождение теологии в мир науки возможно, не только по тому, что этот процесс уже происходит, но и потому, что на стыке богословия и науки возможно и сохранение традиционных общечеловеческих ценностей, включая и некоторые религиозные, и преодоление некоторых негативных последствий научно-технического прогресса. В любом случае именно потребность в теологе-ученом, на наш взгляд, вызвала данную проблематику и ее обсуждение [18-21]. Принципы включения религии в образование требуют дальнейшего изучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гаспаров И.Г. Теология и естественное знание о боге//Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2019. №1(3). С. 44-57.

2. Колесников С.А. Современная теология и современная наука: перспективы сотрудничества // Христианские чтения. 2018. №5. С. 76-83.

3. Филарет, митр. Минский и Слуцкий. Оценка состояния и перспектив развития современного православного богословия //Журнал Московской патриархии. 2000. №4. С.82-96.

4. Аверинцев С. Богословие в контексте культуры [Электронный ресурс] URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/aver/bg_kult. php. (Дата обращения: 30.11.19).

5. Теология // Сайт ВАК: паспорта научных специальностей [Электронный ресурс]. URL: http://arhvak.minobrnauki.gov.ru/316 (Дата обращения: 30.11.19).

6. Морозова И.Н. Культурологический ресурс религиозной традиции как культурное взаимодействие дискурсов религиозной философии, богословия, философии религии и философии культуры (о когнитивных возможностях и действительности) //Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2012. № 1 (29). С. 84-89.

7. Мальцева С.М., Гончарук А.Г., Тяпкина В.Б. Духовность как предмет теологии и философии // Современные исследования социальных проблем. 2019. Т. 11. № 1-3. С. 103-107.

8. Грязнова Е.В., Гончарук А.Г. Теология как научная специальность магистратуры: проблемы и перспективы их решения //Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С. 1. DOI: 10.26795/23071281-2019-7-3-1.

9. Грязнова Е.В. Методы познания и категории философии нау-ки/ZNB: Педагогика и просвещение. 2014. № 3. С. 49-68.

10. Хюбнер К. Истина мифа : пер. с нем. М., 1996. 448 с.

11. Минеева А.А. ОТ «Критики научного разума» к «истине мифа»: субъект, объект, интерсубъективность в концепции Курта Хюбнера // Общество: философия, история, культура. 2011. № 3-4. С. 56-59.

12. Мальцева С.М., Воронкова А.А., Бушуева А.А. Формирование научного мировоззрения студентов в процессе преподавания социогу-манитарных дисциплин // Современные исследования социальных проблем. 2019. Т. 11. № 2-2. С. 121-125.

13. Флоренский П., свящ. Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. М.: Академический Проект, 2012. 904 с.

14. Элбакян Е. С. Теология в земных реалиях//Вестник

Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2016. № 1. С. 118 - 129.

15. Мирошникова Е.М. Религиозное образование в современной России: проблема дефиниции и тенденции развития // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2017. №24(273). С. 95-102.

16. Грязнова Е.В., Мальцева С.М., Бушуева А.А. Проблемы теологии как научной специальности в вузе //Современные исследования социальных проблем. 2019. Т. 11. № 4-3. С. 66-70.

17. Прилуцкий A. М. Религиоведение и теология: проблемы границы (к вопросу об интеграции теологии в систему высшего образования современной России) // Интеграция образования. 2006. №2(43). С.96-102.

18. Грязнова Е.В., Мальцева С.М., Азолова Ю.В., Ларинина Т.В. Современные трактовки понятия «воспитание»: семья, патриотизм и социализация //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 30-32.

19. Козырев Ф.Н. Неконфессиональное религиозное образование в зарубежной школе: Авто-реф. ... дисс... докт. пед. н. СПб., 2006. 20 с.

20. Демидов Г.В. Светскость и религия: трансформация понятия «религиозное образование» в современном мире //Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2016. №4(6). С. 43-60.

21. Мялкина Е.В. Диагностика качества образования в вузе // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 3 (28). С. 4.

Статья поступила в редакцию 29.11.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.