Gryaznova Elena Vladimirovna, Goncharuk Aleksey Gennadevich, Khlap Anna Aleksandrovna and others THEOLOGY AND SCIENCE: TO COMBINE ...
pedagogical sciences
УДК 37:130.2
DOI: 10.26140/anip-2020-0901-0021
ТЕОЛОГИЯ И НАУКА: СОВМЕСТИТЬ НЕСОВМЕСТИМОЕ
© 2020
SPIN: 9134-1861 AuthorlD: 304930 ResearcherlD: V-5351-2018 ORCID: 0000-0003-3093-2602
Грязнова Елена Владимировна, доктор философских наук, заведующий кафедры философии и теологии
SPIN: 7653-2535 AuthorlD: 986720 ResearcherlD: V-4241-2018 ORCID: 0000-0003-2825-9404
Гончарук Алексей Геннадьевич, кандидат философских наук, старший преподаватель
кафедры философии и теологии Хлап Анна Александровна, аспирант кафедры философии и теологии Афанасьев Сергей Владимирович, аспирант кафедры философии и теологии Нижегородский педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1,e-mail: magistrant18@yandex.ru) Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос о современном состоянии и статусе теологии. Дискуссионной здесь является проблема самоопределения теологии в сфере научного знания. С одной стороны, развитие науки достигло таких высот, когда человек все больше доверяет информации и достоверному научному знанию. С другой стороны, наука не дает ответов на все вопросы, которых становится все больше по мере поступления ответов на них. В такой ситуации приходится обращаться и к вере. И так будет до тех пор, пока человек останется человеком. Но надолго ли ему удастся сохранить человеческое в себе, когда ближе и ближе вожделенные сверхспособности, всемогущество, долголетие и другие качества, которые становятся все реальнее и вожделеннее с развитием науки и техники? Чем вызвана ситуация, когда теология начинает претендовать на статус науки? Может, основываясь только на вере, ей и не выжить в условиях стремительно развивающегося технократизма? Или наоборот, наука, отдаляясь от веры, теряет человеческое лицо и ищет спасения? Так или иначе, научное знание и вера -это то, что возможно совместит теология как наука будущего, спася и себя, и науку. Эти и многие другие вопросы сегодня активно обсуждаются учеными и теологами.
Ключевые слова: теология, наука, вера, знание, религиоведение, критерии научного знания, философия, информационное общество, образование, философия религии, сознание, предмет теологии, методология теологии.
THEOLOGY AND SCIENCE: TO COMBINE THE INCOMPATIBLE
© 2020
Gryaznova Elena Vladimirovna, doctDoctor of Philosophy, Professor, Head of the Department
of Philosophy and Theology Goncharuk Aleksey Gennadevich, Candidate for Philosophical Sciences, Senior Lecturer of the Department of Philosophy and Theology Khlap Anna Aleksandrovna, Postgraduate Student of the Department of Philosophy and Theology Afanasyev Sergey Vladimirovich, Postgraduate Student of the Department of Philosophy and Theology Мinin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov St., 1, e-mail: magistrant18@yandex.ru) Abstract. This article discusses the current state and status of theology. The problem of self-determination of theology in the sphere of scientific knowledge is debatable here. On the one hand, the development of science has reached such heights when people increasingly trust information and reliable scientific knowledge. On the other hand, science does not provide answers to all the questions, which are becoming more and more as the answers to them. In such a situation, we have to turn to faith. And so it will be as long as man remains man. But how long will he be able to keep the human in himself, when closer and closer the coveted superpowers, omnipotence, longevity and other qualities that are becoming more real and coveted with the development of science and technology? What is the reason for the situation when theology begins to claim the status of science? Can, based only on faith, it and not survive in conditions rapidly developing technocracy? Or Vice versa, science, moving away from faith, loses its human face and seeks salvation? One way or another, scientific knowledge and faith is what theology as the science of the future can possibly combine, saving both itself and science. These and many other issues are actively discussed by scientists and theologians today.
Keywords: theology, science, faith, knowledge, religious studies, criteria of scientific knowledge, philosophy, information society, education, philosophy of religion, consciousness, subject of theology, methodology of theology.
ВВЕДЕНИЕ
В современном научном знании существует множество противоречий. Наиболее актуальным из них на сегодняшний момент, на наш взгляд, является противоречие, вызванное позитивистскими критериями научности, предъявляемыми ко всем областям научного знания. Как известно, к основным таким критериям относят: фальсифицируемость, верифицируемость и объективность. С одной стороны, эти критерии достаточно хорошо работают в естественных науках. С другой же стороны, они вызывают трудности при использовании их в гуманитарном знании. Не секрет, что, обосновать
тезис о том, что, например, философия - это наука, используя данные критерии, достаточно сложно. Как бы мы не старались это сделать, так или иначе, приходится прибегать к некоторым допущениям. Аналогичная проблема возникает и в ситуации с теологией [1-6]. Возникает вопрос: По какому пути должно развиваться в дальнейшем гуманитарное знание? Следует ли к нему относить теологию или она должна получить некий особый статус?
Сегодня теология официально признана научной специальностью, ее включили в номенклатуру специальностей научных работников Российской Федерации,
84
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 1(30)
педагогические науки
Грязнова Елена Владимировна, Гончарук Алексей Геннадьевич, Хлап Анна Александровна
ТЕОЛОГИЯ И НАУКА: СОВМЕСТИТЬ ...
согласно паспорту научной специальности 26.00.01 «Православная теология». Достаточно активно открываются теологические направления в вузах нашей страны [3-6].
Тем не менее, введение специальностей и открытие научных направлений по теологии еще не дает четких ответов на вопросы: В чем заключается предмет теологии, ее объект? Какова методология теологии? Каково соотношение между теологией и гуманитарными науками, особенно с близкими к ней, такими как религиоведение, философия религии, например? До сих пор трудно провести границу между теологией и религиоведением, не выработаны соответствующие критерии.
МЕТОДОЛОГИЯ
В данной работе мы проведем изучение мнений современных педагогов, ученых и теологов по данному вопросу и попытаемся представить существующую картину точек зрения. Для проведения данного исследования использовались методы анализа, сравнения, обобщения, принципы диалектики.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Если мы хотим обосновать тезис о том, что теология
- это наука, то нам необходимо выделить в ней, как минимум пять направлений ее самоопределения [7-8]:
«1) Предметологию - определение и обоснование своего предмета.
2) Терминологию - разработка своего категориального аппарата,
3) Методологию - определение своих методов исследования,
4) Номологию - выявление законов своей предметной значимости,
5) Праксиологию - определение своей практической значимости» [9].
Возможно ли это?
Изучая работы, в которых исследователи дают определение теологии, мы увидели, что чаще всего она определяется как наука о Боге [11-13].
Такой подход берет начало еще со времен Фомы Аквинского: «Таким образом, теология - есть учение о Боге, Его свойствах и сути поклонения Ему, внутри определенной религии, а религиоведение, есть наука о религиях, как формах почитания Божества, формах культов, об общинах, как социальных группах и т. д.» [11].
Однако если учесть что за период от Средневековья до наших дней произошли коренные изменения и в науке, и в богословии, вызвавшие и трансформацию категориального аппарата в целом, то следует все же скорректировать и предметное определение теологии.
Действительно, с одной стороны, богословие содержит специфичное ядро вероучения, которое порождает сферу рассуждений о догмах, как неизменных, неприкосновенных явлениях церкви. При этом богословие
- это совокупность определенных достаточно специфичных церковных наук, например, история церкви, библеистика, историческая литургика и др. Есть еще и третий момент - теология зиждется на рефлексии субкультуры верующих о собственном опыте религиозной веры. Вероятно, именно этот аспект создает смысловое поле теологии [14].
Получается, что если исходить из структурной стороны теологии как совокупности научных дисциплин, то окажется, что она заимствует методологию гуманитарного знания, т.е. своей не имеет. Однако подобные рассуждения приведут к необходимости исключения многих гуманитарных наук из сферы научного знания. Вероятно, следует говорить о специфике применения этой методологии. Теологи не могут обойтись без методологии истории, филологии, социологии, психологии и т.д. В методологии науки выделяется уровень общена-уного знания. Поэтому и для теологии это вполне приемлемо. Опирается теология и на философское знание и методологию - это универсальный уровень методологи-
ческого научного знания [7,8].
Должна быть у теологии и своя специфическая методология [15-19].
Она заключается, прежде всего, в том, что теологическое познание движется от знака к смыслу, давая при этом свою оценку, свой результат, который не всегда совпадает не только с научной позицией, но может и расходится с некоторыми аспектами гуманитарного знания.
В смысле организации научных исследований теология не расходится с критериями научного знания. Здесь по законам научного сообщества проводятся научные мероприятия, формируются богословские школы по принципам научных школ, издаются научные труды, которые признаются официальной наукой и др.
Специфика же теологической методологии заключается, скорее всего, в ее традиционности. Теология не может выйти за пределы конфессии, в которой она зародилась. Второй момент специфичности теологической методологии заключается в присутствии веры, что не всегда приемлемо для научного знания. Опыт научный и опыт религиозный - это противоположности. Тем не менее, философская диалектика учит нас тому, что именно на противоречиях основано движение и развитие. Тем более что философия и сама до сих пор не может отказаться от подобных допущений, неких послаблений в строгости научных критериев.
Именно в силу подобных обстоятельств теология может быть признана особым способом научного мышления.
Конвенциональность - это одна и специфических особенностей самой науки. Без этого не предоставляется возможным вообще говорить о критериях научного знания, не возможно ко всем наукам подойти с одной меркой. Именно поэтому сегодня существуют различные договоренности в естествознании, технознании, обществоведении и человековедении. Согласно теории научных революций Т. Куна конвенции со временем меняются.
В целом, если говорить о теологии как о науке, то следует учесть еще и факт того, что в науках о Духе собственно речь идет не только об Абсолюте, но и об индивидуальном, субъективном. И в этом случае в методологию теологии следует включать такие методы как переживание, понимание, сочувствие, интерпретация и т.п. Иными словами теология - это особый образ мысли, мировоззрение. И здесь она сродни философии, что неудивительно.
Обращаясь к проблеме сознания, можно сказать, что сам этот вопрос до сих остается дискуссионным [20].
«Сознание — величайшая тайна. Это, возможно, наибольшее из громадных препятствий к научному пониманию мира... Современные научные теории едва ли вообще касаются действительно сложных вопросов о сознании. Дело обстоит не так, что у нас нет детальной теории; мы абсолютно не понимаем, как сознание встроено в природу» [21].
Загадка сознания остается до конца не раскрытой даже в сфере официальной науки. Мы не можем дать исчерпывающий ответ на вопрос о том, как же сознание связано с функционированием мозга. Определение сознания как высшей формы отражения, сформулированное в материалистической философии позволяет лишь в определенной степени провести границу между ним и другими формами отражения.
Более критично высказывается по этому поводу Джон Сёрл [22]. В частности он считает, что материалистический монизм и картезианский дуализм дают ложные ответы на вопрос о том, что такое сознание. По его мнению, дуализм не вписывается в современную научную картину мира. Материалистический монизм по вопросам сознания, по мнению философа, держится лишь на идеологическом страхе перед возможностью признания реальности мира «психического», а затем и мира «духовного».
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 1(30)
85
Gryaznova Elena Vladimirovna, Goncharuk Aleksey Gennadevich, Khlap Anna Aleksandrovna and others pedagogical
THEOLOGY AND SCIENCE: TO COMBINE ... sciences
Возможно, что место и роль теологии как раз и должно заключаться в том, что она может выступать неким мостом, объединяющим полярные области: область знания и веры, область субъективного и объективного.
Немаловажную роль теологическое знание, именно знание, играет в сфере соотношения морали и науки. Мы сегодня становимся свидетелями грандиозных научных открытий и свершений. Наука продвигается достаточно стремительно в сфере открытий и изобретений, необходимых для увеличения продолжительности жизни, повышения качества жизни людей. Однако при этом она сталкивается и с этическими принципами, которые зачастую расходятся с получаемыми результатами или способами их достижения. Например, не секрет, что современные технологии позволяют человеку вполне адекватно выживать в одиночестве, не прибегая к институту брака. Уровень и качество жизни современного человека достаточно высоки по сравнению даже с прошлым столетием. Однако возникает проблема, которая находится в предметном поле теологии - проблема взаимоотношений, человеколюбия, Боголюбия. Наш современник перестает нуждаться в этих феноменах. Его все меньше интересуют окружающие люди, их заменяют гаджеты и симулякры.
В результате теология начинает уступать свои позиции - возникают ситуации, когда церковь признает однополые браки, допускает грехопадение самих служителей церкви и т.д. Возможны и дальнейшие уступки теологии, вызванные ее стремлением к научности и признании в обществе.
ВЫВОДЫ
В современных условиях развития информационного общества у теологии должен быть свой путь в научном самоопределении. Она не должна полностью изолироваться от научного мира, но при этом и не может утратить своей самобытности, традиционности. Возможно, ее роль и состоит в том, чтобы стать противовесом негативных последствий научного прогресса за счет гармоничного сочетания разума и разумного, веры и знания.
Если брать в расчет тенденции развития цивилизации в целом, сферы культуры и образования, то можно видеть, что все же прослеживаются тенденции к возврату традиционных религиозных ценностей. Вероятно, именно поэтому современное информационное общество испытывает необходимость в подготовке профессиональных теологов, способных решать научные проблемы с позиции теологии и теологические проблемы на основе научных знаний. Возникает необходимость в активизации работы по увеличению числа специалистов, способных ориентироваться в вопросах мировых религий, межконфессиональных отношений, профессионально обучать данным компетенциям молодежь, умеющей сохранять и передавать морально-нравственные ценности подрастающему поколению, вести научно-исследовательскую и просветительскую деятельность, отвечающую требованиям информационного общества.
Возможно, что наука и религия, находясь на противоположных берегах миропонимания, начинают сближаться. Происходит определенная интеграция двух видов мировоззрения. Каков будет результат - определит время. Но прогнозы самые оптимистичные - обе формы мироосвоения нужны для сохранения человечества, их диалектическое единство всегда служило на благо человека, подчиняясь законам диалектики, ее принципам. Теология, возможно, преодолеет свой догматизм, не утратив традиций нравственности и морали, станет более гибкой и открытой. Идя по такому пути, теология сможет превратиться в достойного партнера науке в построении единой, целостной картины мира, стать для человека авторитетным помощником и проводником в современной сложной жизни. Наука, в свою очередь, служа прогрессу человечества, будет придерживаться принципов теологии, ее толерантности и гуманизма. Мы прошли этапы расхождения этих полярностей, поглоще-86
ния одной другой, теперь наступает следующий этап -этап разумной интеграции и единства. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Протоиерей Кирилл Копейкин. Теология и наука XXI века// Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. №1(2). С.106-120.
2. Круглый стол в редакции журнала на тему «в чем научность теологии?»// Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. №3. С. 205-223.
3. Антонов К.М. Теология как научная специальность //Вопросы философии. 2012. №6. С.73-85. URL: http://vphil.ru/index.php?op-tion=com_content&task=view&id=555&Itemid=52
4. Полевой Б.Ю. Теология и религиозное образование // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2017. Том 18. Вып. 2. С.94-101.
5. Шмонин Д.В. О философии, богословии и образовании. СПб.: Изд-во РХГА, 2016.
6. Грязнова Е.В., Гончарук А.Г. Теология как научная специальность магистратуры: проблемы и перспективы их решения //Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 3 (28). С. 1 - 17.
7. Грязнова Е.В. Методы познания и категории философии науки //NB: Педагогика и просвещение. 2014. №3. С. 49-68.
8. Грязнова Е.В. Предмет философии науки // NB: Философские исследования. 2013. №6. С. 514-529.
9. Элбакян Е. «В отличие от теологии аксиомы в науке носят локальный, «технический» характер...» (интервью) //Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. № 3. С. 190-199.
10. Кульпинов С. С. Бремя теологов: перспективы теологии в супериндустриальном обществе//Вестник Казанского технологического университета. 2012.
11. Кырлежев А. Что такое богословие? // Континент. 2009. №2 (140). С. 388-402.
12. Полевой Б.Ю. Теология и религиозное образование // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2017. Том 18. Вып. 2. С.94-101.
13. Польсков К.О. К вопросу о научном богословском методе // Вопросы философии. 2010. №7. С. 93-101. URL: http://vphil.ru/index. php?option=com_content&task=view&id=163&Itemid=52
14. Антонов К. «Теология — это наука о церкви как некоторой фактической данности...» (интервью) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. № 3. С. 200-204.
15. Хмелевская С.А. Теология: современные подходы к осмыслению концептуального статуса // Социально-политические науки. 2013. №2. С. 56-61.
16. Шапошников Е.Л. Эволюция церковно-государственных отношений в России. Н. Новгород, 2008. 174 с.
17. Шапошников Л.Е. Из истории русской мысли. Философско-педагогические очерки. СПб., 2014. 166 с.
18. Шапошников Л.Е. Консерватизм, модернизм и новаторство в русской православной мысли XlX—XXI веков. СПб., 2006. 327 с.
19. Девятова С. В. Проблемы методологии современной христианской теологии// Вестник волгоградского государственного университета. Серия 7: философия. Социология и социальные технологии. №4(340. 2016. С. 36-42.
20. Копейкин К., прот. Теологический дискурс исследования сознания //Научные труды кафедры богословия. Выпуск 1: 2015-16учебный год. СПб.: Изд-во СПбДА, 2016. С. 45-72.
21. Chalmers D. The Conscious Mind: In Search of a Fundamental Theory. Oxford University Press, 1996.
22. Searle J.R. The Rediscovery of the Mind. MIT Press, 1992.
Статья поступила в редакцию 08.10.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 1(30)