14. Цыремпилов В.Б. Культурные и научные связи меж-
ду МНР и приграничными республиками и областями РСФСР. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1983.
- 82 с.
15. Советско-монгольские отношения: Документы и ма-
териалы: в 2 ч. - М.: Международные отношения, 1979. - Т.2. - Ч.2. - 616 с.
16. Шагдуров Д.Б. Узы дружбы крепнут. - Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1983. - 80 с.
17. Малакшанов К.Л., Недашковский Б.В. На меридиане
дружбы. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1972. -62 с.
18. Найрамдал - Дружба. - М.: Молодая гвардия, 1971.
- 184 с.
19. СССР - МНР: страницы братской дружбы. - М.: Наука, 1981. - 192 с.
Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, - Иркутск: Вост.-Сиб. кн.
20. Дорогой дружбы.
1971. - 120 с.
21. Дружбы связующие нити.
изд-во, 1982. - 204 с.
22. Дружба - Найрамдал: материалы I советско-монгольской встречи представителей Обществ советско-монгольской и монголо-советской дружбы (г. Барнаул, 21-22 июля 1983 г.) - Барнаул: Алтайское кн. изд-во, 1983. - 152 с.
23. Кобяков Г.Г. Белая юрта: Монгольские записки. -Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1979. - 278 с.
24. Кривель А. Какая она, Монголия. - М.: Политиздат,
1982. - 233 с.
25. Пилипенко Б.М. Красная молния: очерки о Монголии.
- М.: Молодая гвардия, 1981. - 143 с.
шестаков Артем Анатольевич - аспирант кафедры всеобщей истории Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ.
shestakov Artem Anatolievich - post-graduate of department of general history of Buryat State University, Ulan-Ude.
УДК 94 (517.3)
Е.ю. Бадмаева
вхождЕниЕ монгоЛии во всемирную Торговую организацию (1991-1997)
Первым крупным дипломатическим шагом новой Монголии после перехода к демократии и рыночной экономике стали переговоры по вступлению в ВТО. В течение шести лет Монголия готовилась к вступлению в ВТО, проводя демократические и экономические преобразования внутри страны. Страна была принята в члены организации 29 января 1997. Монголия смогла успешно преодолеть переходный период, несмотря на длительный период подготовки к вступлению, и теперь является полноправным членом мирового торгового сообщества, пользуясь преимуществами членства в ВТО и выполняя возложенные обязанности.
Ключевые слова: история Монголии, Всемирная торговая организация, вступление, переходная экономика
E.Yu. Badmaeva
process OF AccEssION OF MONGOLIA TO THE WORLD TRADE ORGANIzATION (1991-1997)
Negotiations about WTO accession were the first big diplomatic step of new Mongolia after the transition towards democracy and market economy. Mongolia has transformed its economy, institutions and society in order to become a member of the WTO for six years. It became a member of the WTO on 29th of January in 1997. Mongolia went through transition period successfully, and now it is a full-fledged member of World Trade Community. It benefits from membership and implements commitments of the WTO.
Key words: History of Mongolia, World Trade Organization, accession, transition economy.
Всемирная торговая организация (ВТО) основана в 1947 г. Она не только обеспечивает эффективное участие страны-члена в международной торговле путем предоставления определенных привилегий и гарантий, но и создает благоприятные условия для устойчивого развития с учетом национальных интересов. Это привлекает в ряды ВТО новых членов, видящих в ней не только механизм глобализации экономики, но и «поле» взаимовыгодного регламентированного взаимодействия в условиях становления либерального ми-
рового рынка. Поэтому Монголия, осуществив в конце 1980-х - начале 1990-х гг. демократические преобразования и переход к рыночной экономике, начала предпринимать меры по вступлению в эту международную организацию. Однако вхождение в ВТО оказалось достаточно длительным процессом. Его освещению и посвящена данная статья, которая написана на основе официальных документов, непосредственно касающихся вступления Монголии с ВТО: Доклад Рабочей группы по вступлению Монголии, Протокол о присое-
динении Монголии к Марракешскому соглашению и документ, утверждающий состав Рабочей группы. Особое значение имеет Доклад Рабочей группы по вступлению Монголии в ВТО (Working Party Report on the Accession of Mongolia), так как он дает полное представление об условиях и процедуре принятия её в эту организацию.
Следует отметить, что тема присоединения новых стран-членов к ВТО, в частности Монголии, является недостаточно изученной как в отечественной, так и в зарубежной историографии. Иностранные авторы, не касаясь конкретно Монголии, только в общем виде рассматривают процедуру вступления развивающихся стран, к которым по уровню своего развития близка Монголия. В этом отношении можно отметить работы Саймона Джей Ивнетта, Эрика В. Бонда, Стивена Чинга, Эдвина Лая [1].
В отечественной историографии также нет работ, специально посвященных вхождению Монголии в ВТО. В монографии «История Монголии. ХХ век» только констатируется факт вступления страны в ВТО. В ней не рассмотрены сам процесс вступления и его последствия [2].
В монгольской историографии следует выделить доклад Д. Цогтбаатара «Вступление Монголии в ВТО: ожидания и реалии членства в ВТО» (Mongolia’s WTO Accession: Expectations and Realities of WTO Membership). Автор на основе официальных документов и других источников рассматривает основные проблемы, с которыми Монголия столкнулась после принятия в ВТО, а также причины их возникновения [3]. В пятитомной монографии «История Монголии» (Монгол Улсын Туух), отмечена лишь дата принятия страны в ВТО и не рассмотрены основные этапы и процесс вхождения [4].
Краткий обзор литературы позволяет сделать вывод о том, что в историографии почти не рассматривается процесс вступления Монголии в ВТО. Исключение составляет лишь доклад Д. Цогтбаатара. Однако данная работа не исчерпывает весь круг вопросов, связанных с этим событием в новейшей истории Монголии. Так, например, автор не рассматривает хронологию событий и вопросы процедуры вступления.
В условиях существования мировой системы социализма Монголия активно сотрудничала, помимо Советского Союза, с другими социалисти-
ческими странами. 7 июля 1962 г. МНР вступила в Совет экономической взаимопомощи. Вхождение страны в СЭВ способствовало активизации взаимных связей и торгово-экономического сотрудничества со странами-членами СЭВ, укрепило материально-техническую базу народного хозяйства МНР и в целом дало значительный импульс экономическому развитию страны [5]. Однако по мере нарастания экономических трудностей в самих странах-членах СЭВ и в механизме взаимодействия между ними уменьшились масштабы и влияние этого сотрудничества. Несмотря на попытки активизации деятельности СЭВ, стало очевидно, что каждое отдельное государство-член СЭВ гораздо выше ценит собственные интересы, чем коллективные. В 1991 г. СЭВ прекратил свое существование. В результате Монголия потеряла своих традиционных торговых партнеров [6].
В начале 1990-х гг. в условиях демократизации и перехода к рыночной экономике возникла острая необходимость кардинального пересмотра не только политического, но и экономического курса Монголии. Выход из экономического кризиса страна видела в быстрой реализации социально-экономических реформ и привлечении иностранных инвестиций. Реформы предполагали установление широких торгово-экономических связей с высокоразвитыми странами, приобщение Монголии к общепризнанным нормам международного сотрудничества. Вступление Монголии в ВТО ускорило бы переход страны к рыночной экономике и в случае успеха гарантировало расширение её внешнеэкономических связей с развитыми государствами на взаимовыгодных условиях.
Вступление в ВТО является довольно сложным процессом даже для экономически развитых и тем более для постсоциалистических стран. В частности страны, желающие вступить в ВТО, должны отвечать ряду требований, предъявляемых им как самой организацией, так и ее действующими членами. Процедура присоединения к Всемирной торговой организации, выработанная за время существования ГАТТ/ВТО1, много-планова и состоит из нескольких этапов [7]. Как показывает опыт стран-соискателей, этот процесс занимает в среднем 5-7 лет.
17 июня 1991 г. постоянное представительство Монголии подало заявку на вступление в
1 Примечание: В январе 1996 г. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) преобразовано во Всемирную торговую организацию (ВТО).
ГАТТ [8]. На встрече 8 октября 1991 г. Совет представителей ГАТТ назначил Рабочую группу для изучения заявления Правительства Монголии о принятии в ГАТТ [9]. Так началась официальная процедура вступления страны в эту международную экономическую организацию.
22 января 1992 г. Правительство Монголии предоставило Рабочей группе Меморандум по режиму внешней торговли страны и ряд официальных документов, среди которых: «Закон об иностранных инвестициях», «Банковский закон», «Закон по приватизации», «Генеральный закон о налогообложении», «Закон о налоге на транспортные средства», «Таможенный закон». Также были представлены основные статистические данные о внешнеэкономических связях Монголии: статистика по внешней торговле; сведения об основных международных договорах, конвенциях, соглашениях, связанных с торговлей и экономическим сотрудничеством, которые подписала Монголия; список стран, с которыми Монголия заключила соглашения по предотвращению двойного налогообложения и защите инвестиций [10].
Встречи Рабочей группы под председательством В. Ланга (Австрия) проходили 3-4 июня
1993 г., 1-2 февраля, 24-25 мая, 3-4 ноября 1994 г. и 26 июня 1996 г. Во время этих встреч члены Рабочей группы обсуждали представленные Монголией документы и запрашивали пояснения по возникшим вопросам [11]. 14 апреля 1994 г. Кабинет министров Монголии одобрил присоединение к соглашению, учреждающему ВТО. 14 ноября
1994 г. была окончательно утверждена Рабочая группа по принятию Монголии в ГАТТ/ВТО [12]. Она изучила различные аспекты режима внешней торговли Монголии, а также возможные сроки и условия протокола вступления. Во время работы представителей ВТО по возможности принятия страны в организацию делегация Монголии предоставила дополнительную информацию об экономической и торговой политике страны. В докладе Рабочей группы были отмечены результаты деятельности Монголии по созданию условий для вступления в ВТО, основные из которых представлены ниже: 1. В стране были проведены экономические реформы, направленные на создание и укрепление рыночной экономики. Было устранено большинство средств ценового контроля, они сохранились только для угля, электричества, отопления и платы за проезд в общественном транспорте. Также в Монголии перестроили существующую тарифную систему оплаты труда
и запретили монополии. 2. В ходе экспертизы торгового режима Монголии некоторые члены Рабочей группы отметили, что налоги на акцизы, применяемые к импортированным ликерам, винам, бензину и дизельному топливу, превышали налоги, применяемые к внутренней продукции. В частности, налоги на произведенные внутри страны алкогольные напитки составляли 80-85%, а на импорт составляли 100-150%. Эта ситуация была рассмотрена Правительством Монголии, в результате были сделаны соответствующие поправки к «Закону о налоге с акциза» 1994 г. Представитель Монголии также отметил, что с 1 января 1997 г. Монголия устранит дискриминацию по отношению к импортированной продукции в применении налога на проданный товар. Рабочая группа приняла во внимание эти обязательства. 3. До конца 1990 г. Госбанк Монголии был единственным учреждением, осуществлявшим банковские функции в стране. С принятием в 1991 г. Банковского закона была утверждена двухуровневая банковская система, разрешившая учреждение коммерческих банков. 4. Закон об иностранных инвестициях, вступивший в силу 1 июля 1993 г., был очень либерален: иностранное инвестирование разрешалось во всех секторах экономики за исключением деятельности, связанной с производством наркотиков [13].
Затем между странами-членами ВТО и Монголией были проведены переговоры, касающиеся «коммерчески значимых» уступок. В них вошли: 1) тарифные уступки по сельскохозяйственным товарам составили в среднем 18,4 % (в основном от 10 до 30%) без переходного периода, без применения специальных защитных мер в сельском хозяйстве; 2) тарифные уступки по другим товарам составили в среднем 20% (в основном от 10 до 20%) без переходного периода [14].
В исполнении решения, принятого Генеральным Советом ВТО 31 января 1995 г., Рабочая группа по присоединению Монголии к ГАТТ была преобразована в Рабочую группу вступления в ВТО [15]. 18 июля 1996 г. был подписан Протокол о присоединении Монголии к Марракешскому соглашению, учреждающему ВТО [16]. Затем все документы были ратифицированы Великим Хуралом Монголии, в результате 29 января 1997 г. Монголия получила официальный статус члена ВТО [17]. Следует отметить, что Монголия вступила в ВТО со статусом государства с переходной развивающейся рыночной экономикой [18]. Данный статус предполагает разнообразные
льготы и ряд защитных мер для экономики страны во взаимоотношениях с государствами с развитой рыночной экономикой. К их числу относятся: 1) ввод антидемпинговых и других защитных мер против импорта из «рыночных» стран, если их товары и услуги затрудняют развитие производства аналогичных изделий внутри страны [19]; 2) экспорт товаров и услуг по преференциальным (т.е. пониженным) расценкам [20]; 3) льготы по погашению долгов «рыночным» государствам [21].
Таким образом, были рассмотрены основные этапы процесса вступления Монголии в ВТО, вопросы процедуры, а также изучена работа правительства страны по созданию условий для вступления. Теперь экономика Монголии неразрывно связана с ВТО, и ее дальнейшее экономическое развитие пойдет согласно сценарию сотрудничества с этой организацией. Вместе с тем опыт присоединения Монголии к ВТО может быть полезен для других стран-кандидатов на вступление в ВТО, находящихся на примерно одинаковом с ней уровне социально-экономического развития.
Литература
1. Simon J. Evenett. What is known about the Effects of WTO Accession on Developing Countries? A Brief Overview of the Literature. URL: www.evenett.com/ chapters/theeffectofWTOaccessiononDCs.pdf; Eric W. Bond, Stephen Ching, Edwin Lai. Accession Rules and Trade Agreements: The case of WTO. URL: http://fm-www.bc.edu/RePEc/es2000/1626.pdf
2. История Монголии. ХХ век. - М.: Институт востоковедения РАН, 2007. - С. 209.
3. Damedin Tsogtbaatar. Mongolia’s WTO Accession: Expectations and Realities of WTO Membership // Case Study 29. URL: http://www.wto.org/english/ res_e/booksp_e/casestudies_e/case29_e.htm#fntext4
4. Монгол Улсын Туух. Тавдугаар боть (ХХ зуун). -
Улаан-баатар, 2004. - С. 437.
5. История Монголии. XX век. - М.: Институт востоковедения РАН, 2007. - С. 209.
6. Ганжуров В.Ц. Россия - Монголия (история, проблемы, современность). - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СОРАН, 1997. - С. 146.
7. Eric W. Bond, Stephen Ching, Edwin Lai. Accession Rules and Trade Agreements: The case of WTO.-http://fmwww.bc.edu/RePEc/es2000/1626.pdf
8. Communication from Mongolia (L/6886), 17 July
1991. URL: http://gatt.stanford.edu/bim/object.
pdf?91530833
9. Working Party on the Accession of Mongolia (L/6919/ Rev.3), 14 November 1994. URL: http://sul-deriva-tives.stanford.edu/derivative?CSNID=91830036&me diaType=application/pdf
10. Working Party Report on the Accession of Mongolia,
27.06.1996. URL: http://docsonline.wto.org/GEN_
viewerwindow. asp?D: /DDFDOCUMENTS/T/WT/ ACC/MNG9A1.WPF.HTM
11. Ibid.
12. Ibid.
13. Ibid.
14. Информация о ВТО. URL: http://vto.permtpp.ru/ar-ticles/vto-info/details/28
15. Working Party Report on the Accession of Mongolia,
27.06.1996. URL: http://docsonline.wto.org/GEN_
viewerwindow. asp?D: /DDFDOCUMENTS/T/WT/ ACC/MNG9A1.WPF.HTM
16. Protocol for theAccession of Mongolia to the Marrakesh Agreement Establishing the World Trade Organization (93 Ac-cession Protocol 94), 1996. URL: http://doc-sonline.wto.org/imrd/directdoc.asp?DDFDocuments/t/ WT/ACC/MNG11.WPF
17. Damedin Tsogtbaatar. Mongolia’s WTO Accession: Expectations and Realities of WTO Membership // Case Study 29. URL: http://www.wto.org/english/ res_e/booksp_e/casestudies_e/case29_e.htm#fntext4
18. Чичкин А. Не партнер, но уже сосед . URL: http:// www.rg.ru/prilog/es/121801/2.shtm
19. Кин А. «Ближние шлагбаумы» перед ВТО. URL: http://www.rusvest.ru/?s&23&3-2004
20. Working Party Report on the Accession of Mongolia,
27.06.1996.
URL: http://docsonline.wto.org/GEN_viewerwindow.asp?D:/DDFDOCUMENTS/T/WT/ACC/MNG9A1.WPF.HTM
22. Ibid.
23. Бадмаева Екатерина Шрьевна - аспирант кафедры всемирной истории Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ.
Badmaeva Ekaterina Yurievna - post-graduate of department of World history of Buryat State University, Ulan-Ude.
УДК 930.1(09) (571.54)
Е.Л. Бадмацыренова
женщины в общественно-политической жизни советской Бурятии
(ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА)
В статье рассматривается историография государственной политики по вовлечению женщин в общественно-политическую деятельность в советское время. Именно в этот период истории женщины становятся объектом и субъектом политики, происходит формирование женского движения. Автор выделяет три хронологических периода в историографии вопроса.