Научная статья на тему 'Ветхий Завет и образ идеального правителя'

Ветхий Завет и образ идеального правителя Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1384
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ветхий завет / общество / лидер / судья / суд / правитель / власть / церковь / идеология / право / государство / old testament / society / leader / judge / court / ruler / power / church / ideology / law / state

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Жигульская Елена Юрьевна

В статье автор предпринял попытку анализа изменений, происходящих в обществе после появления в данном обществе лидера. Особое внимание уделено рассмотрению вопроса об общественном статусе лидера, а также в связи с этим попытке правового обоснования действий лидера и внесению его вклада в развитие общества, институтов власти и права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article the author tried to analyse changes that take place in the society after the appearance of the ruler in it. The author pays special attention to the consideration of the question about the public status of a leader and in addition to that he says about legal substantiation of the leader,s actions and his contribution to the development of the society, government institutions and law.

Текст научной работы на тему «Ветхий Завет и образ идеального правителя»

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ И ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОГО ПРАВИТЕЛЯ

ЖИГУЛЬСКАЯ Елена Юрьевна

Аннотация: в статье автор предпринял попытку анализа изменений, происходящих в обществе после появления в данном обществе лидера. Особое внимание уделено рассмотрению вопроса об общественном статусе лидера, а также в связи с этим попытке правового обоснования действий лидера и внесению его вклада в развитие общества, институтов власти и права.

Annotation: in article the author tried to analyse changes that take place in the society after the appearance of the ruler in it. The author pays special attention to the consideration of the question about the public status of a leader and in addition to that he says about legal substantiation of the leaders actions and his contribution to the development of the society, government institutions and law.

Ключевые слова: ветхий Завет, общество, лидер, судья, суд, правитель, власть, церковь, идеология, право, государство.

Key words: Old Testament, society, leader, judge, court, ruler, power, church, ideology, law, state.

Ветхий Завет является великой книгой, имеющей общечеловеческое значение. Однако в данной работе автор поставил задачу рассмотрения политико-правового аспекта, поскольку названный Завет несет информацию о государстве и власти. Ветхий Завет можно назвать трактатом о государстве и власти. Трактатом, в котором отражены главные принципы существования и развития общества, формирования структуры власти и судебной системы, принципы правления, сущность лидерства и образ грамотного лидера. Оговоримся, что названный Завет не содержит четкого и логического учения о государстве, власти и обществе, но проследить концепцию все же представляется возможным.

В Ветхом Завете содержаться идеи о постепенном формировании желаемого ветхозаветного государства для бежавших из Египта евреев, об эволюционном развитии общественных отношений, о лидерах ветхозаветного общества, направляющих его на истинный путь. Лидерах, заложивших политический, нравственный и правовой фундамент общества и сильного государства. Безусловно, Ветхий Завет отводит особое место в создании и укреплении сначала ветхозаветного общества, потом государства лидерам Израиля, то ли это пророк, судья, царь. Это всегда грамотные, ответственные, с талантом от Бога люди. Считалось, что они преисполнены Духом Святым1 и доносят волю Бога. Названный Завет, несмотря на теологическую идею главенства Бога, так или иначе ставит на первое место человеческий фактор - человека-лидера.

Первым таким лидером был Моисей. Он был первым законодателем, первым судьей, первым пра-

вителем общества Израилева, его управляющим и направляющим на праведный путь. Оговоримся, что пророк Моисей в настоящей статье определяется как лидер, то есть в случае с Моисеем отождествляем понятие «лидер» и «правитель общества», хотя поясняем, что официально должности правителя общества не существовало. Статус Моисея, как правителя, определялся отношением к нему людей, их доверием и уважением. Поэтому основанием власти в данном случае является общественный авторитет. Отметим и тот факт, что Моисей как правитель-лидер был не просто обозначен «снизу» народом, но и «сверху» - Богом, который тоже с доверием относился к нему. И общество, и Господь видели в нем руководящее земное лицо - правителя, хотя официально его никто в Ветхом Завете таковым не обозначил.

Рассмотрим общественный статус лидера. Ответим на вопрос, почему же лидером стал про-рок2 Моисей. Кстати, Моисея в какой-то степени можно было бы назвать вождем, но этого делать не будем, так как понятие «вождь» характеризовало бы скорее период первобытного строя. Лидер же представляет собой по смыслу более широкое и различным образом толкуемое понятие. К тому же понятие «лидер» более отражает связь с гражданским обществом, нежели с государством. Лидер - это личность, осознанно выбираемая обществом, индивидами этого гражданского общества. Заметим, что ветхозаветное общество несет в себе прообраз гражданского общества. Пророк Моисей - истинный лидер, так как был выбран своим народом, потому что его действия были правильны и, главное, вы-

1 Это значит, что люди, преисполненные Духом Святым, праведны, благословенны в благодати и в благоволении, в любви и в совершенной радости, в хорошем здравии и силе. Святой Дух не только укрепляет человека, дарит радость, но и дает способность видеть сущность вещей самого Бога.

2 В Библии под словом «пророк» понимается человек, который несет слово Божие. Призванием пророка является быть устами Господа, проповедовать истину, обличать зло, связывать настоящее и будущее, чтобы указать истинный путь обществу.

годны данному обществу, и поэтому общество всегда стремилось к нему. Именно к Моисею общество приходило, как к своему главному руководящему лицу, «и говорили: дайте нам воды пить» (Исход, 17:2), то есть оно просило удовлетворить их нужды, организовать быт, потому что знало, что он изыщет любые возможности, чтобы разрешить сложившуюся ситуацию. Потому что он доказывал своими поступками, что способен это сделать. Еще пример, раскрывающий пророка Моисея как правителя общества, а именно «и пришли все начальники общества и донесли Моисею» (Исход, 16:22). Также Моисей постоянно собирал народ в собрания, и все шли к нему. Отметим, что лидер - это также нравственный облик, личные достоинства, пример для подражания. И то, что выделяло Моисея из всего общества, - это его собственная харизма. Именно это качество способствовало тому, что люди признавали в нем правителя, «управленца», который способен решить насущные вопросы общества. Моисей - лидер - руководитель, потому что выражал интересы общества в определенной сфере, даже если это было общение с Богом. Его задачей являлось выражение общественных интересов. Моисей создал систему кадров и систему управления обществом, он назначал священников и должностных лиц - начальников общества. Он создал судебную иерархию. Моисей давал указания и принимал решения, что присуще только руководящему лицу, правителю. И народ делал так, «как повелел Моисей» (Исход, 16:24). Также он старался сплотить народ единой религией и, главное, спланировал дальнейшее развитие общества, которое имело последствием создание государства. Это еще раз подтверждает, что для своего народа Моисей был авторитетным человеком и народ слушал его. Назовем также не менее важные моральные составляющие понятий «лидер», «руководитель». Они в полной мере присущи Моисею. Это

- неравнодушие к своему народу, отзывчивость, ответственность за него и сопереживание. Поэтому Моисей был достоин называться правителем общества Израилева.

С правлением Моисея связано появление должностей судей, священника, формирование судебной системы, появление структуры власти. В годы странствия еврейского народа под его руководством, после побега из-под власти Египетского царя уже складывались особенные властные отношения в обществе. Чтоб народ не был неуправляемой толпой, как повествует Ветхий Завет, для правильного существования общества, было осуществлено распределение властных полномочий над ним. Моисей выбрал из всего народа «людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть» (Исход, 18:21) и поставил их «над ним тысяченачаль-никами, пятидесятиначальниками и десятиначаль-никами» (Исход, 18:21). Так складывалась система

управления обществом, уже четко определялась вертикаль власти. Нормы Ветхого Завета утверждают, что народ необходимо упорядочить, так как народ без контроля, без управления, т.е. без власти - «народ он - жестоковатый» и «народ необузданный». Поэтому Ветхий Завет четко называет и необходимую должность в той сложившейся обстановке -«начальники общества». И, несмотря на постоянные недовольства народа руководством Моисея, он все-таки сумел удержать «народ необузданный», направить его на путь истинный и, главное, объединить их в общество и заложить почву для его развития и формирования впоследствии государства.

Пророк Моисей, как первый законодатель, передал ветхозаветному обществу первый закон, данный Моисею Богом на горе Синай. Так Моисей «провозгласил знаменитые Десять заповедей, большое количество правовых норм, регламентирующих наказания за различные уголовные преступления, а также порядок решения имущественных и семейных споров»3. И сегодня Десять заповедей в христианском мире являются корнем нравственности и сознательности. «Прежде всего, власть должна опираться на закон. Пока не было закона, не было самого ее фундамента»4. Именно с законом Моисею как правителю общества была дана вся полнота власти, которой он, кстати, не злоупотреблял.

Моисей, как отмечалось ранее, был нравственным примером, духовным союзником своего народа. Впоследствии роль пророка так и осталась незаменимой и несла такую же миссию в лице и других пророков: Илии, Еремеи и т.д. Волков А.В. в книге «Ветхозаветные пророки» отметил, что «именно пророки предложили своему народу цельную систему этических предписаний и своими практическими действиями способствовали утверждению взгляда на человека как на активного сподвижника Бога в утверждении на земле царства добра и спра-ведливости»5. Следует заметить, что пророк - фигура не только религиозная, но и во многом политическая, так как владеть умами людей, иметь на них воздействие своими действиями и речами - задача из ряда политических. И, несмотря на то, что Моисей считал себя «неречистым», а для политика, как общеустановленно, главное - красноречие, нельзя исключать его талант политика. Уже отмечалось ранее, что его положение в обществе как правителя общества, пусть и неофициального, строилось на его харизме. Без ярких слов он внушал людям доверие, поэтому нельзя отрицать, что он обладал сильным волевым характером, соответствующим руководящей должности, и, главное, это чувствовал на-

3 Баренбойм П. Первая Конституция Мира. Библейские корни независимости суда: Учебное пособие. М.: Белые альвы, 1997. С. 15.

4 Там же.

5 Волков А.Б. Ветхозаветные пророки. М.: Институт Востоковедения РАН, 2005. С. 17.

род, поэтому доверял ему и шел за ним. Главная особенность пророка Моисея как достойного правителя и политика, сплотившего свой народ, несмотря на все тяготы общественного управления, то, что его отличает от сложившихся стереотипов современного политика: он радел за свой народ даже тогда, когда тот не подчинялся ни ему, ни закону. Он осознанно брал ответственность за весь народ. Ветхий Завет данное личностное качество правителя подчеркивает в той ситуации, когда сделал себе народ золотого тельца и начал поклоняться ему, вызвав тогда своими действия гнев Бога. Сам Моисей понимал, что народ согрешил, пренебрег Божьим законом, но просил Бога: «прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги твоей, в которую ты вписал» (Исход, 32:25). Моисей прекрасно осознавал всю греховную суть человека, но не мог отречься от своего народа, потому что знал, что этот «жестоковатый народ» без его контроля и предводительства и вовсе пропадет.

Можно сформулировать следующий вывод, что во времена правления Моисея был определен важный аспект объединения общества - единый Бог. Впоследствии данный критерий станет одним из важных для объединения и укрепления государства. П. Баренбойм в своей книге «Первая Конституция Мира. Библейские корни независимости суда» сравнивает Моисея со Спартаком, восстание которого удалось, но подмечает важнейшую разницу, что Моисей «возглавил людей, объединенных не только жаждой свободы»6, но и «единой религиозной идеей»7. Евреи восприняли религиозную идею как средство освобождения. Но при возникновении трудностей проявляли слабость духа. Поэтому появилась проблема закрепления религиозных идей в психологии. И пророк Моисей с этой задачей справился, поскольку считал, что сплотить народ (и, главное, сплотить духовно), можно только поклонением одному Богу, из чего само собой вытекают одна культура, одни традиции, ритуалы и образ жизни. И он постоянно напоминал народу об одном Боге, призывал к одному Богу и, главное, говорил от имени одного Бога. Отечественная история тоже преподносит нам пример грамотного подхода к принципу монотеизма русским князем Владимиром, который для объединения русского народа в одну нацию с единой культурой и духом, для укрепления государства крестил языческую Русь в православие, тем самым отказавшись от пантеона многочисленных языческих богов, предпочтя им одного Бога и одну религию. Конечно, сегодня во всех современных светских обществах и государствах царят принципы свободы вероисповедания, правового государства, гражданского общества, что на современном

6 Баренбойм П. Указ. соч. С. 41.

7 Там же.

этапе является абсолютно правильным. Но на тех порах истории нужно было подготовить почву для создания государства, а впоследствии укрепить и удержать его мощь, где идея единой религии и одного Бога была актуальна, обоснована и необходима. Именно религия, единая вера в одного Бога становилась основой государства и духовной объединяющей силой общества. Есть такое высказывание, что любовь - это взгляд не друг на друга, а в одну сторону. И это высказывание как ничто иное подходит к определению объединения и сплочения народа, общества - когда народ смотрит на одного Бога, на одни традиции, живет одной культурой. Это пример того, когда в основе лежит не экономика, а идеология.

В Ветхом Завете отражено разделение светской власти и власти священства. Правой рукой Моисея, в соответствии с Ветхим Заветом, был его брат Аарон, с которого начинается род первосвященников. Подчеркнем, что Моисей не принимал на себя сан священника. Он представлял светскую власть. Вместе с Аароном они обращались к народу и вразумляли его, что является символичным, как взаимодействие светской власти в лице Моисея и власти священства - Аарона. Бог дает указание Моисею воздвигнуть ему «святилище» по подобию, которое он указал, и наказал Моисею взять брата его Аарона и сынов его с ним, чтобы они были священниками Богу. Так Моисей назначил священников. Церковь стала неотъемлемой частью общества Израилева, и сформировалось особое сословие - духовенство. При этом передача «священства» (чина священника) осуществлялась по наследству. Таким образом, Церковь

- это не только социальный институт, у него более важное предназначение, он является неотъемлемой частью народа и национальной культуры и выступает как институт национального единения и духовного возрождения. Сегодня положение современной церкви напоминает положение церкви в ветхозаветном обществе. Она не гонима, не наделена властными полномочиями, она признана государством, и государство сегодня тоже нуждается в ее поддержке. Церковь сегодня призвана не создавать, а духовно и нравственно укреплять то, что уже есть. Ее роль немаловажна в укреплении духовного самочувствия общества. Ведь духовно и нравственно здоровое общество - залог здорового государства.

Власть в Израиле на первых порах формировалась как власть судебная, где пророк Моисей стал первым судьей. Общество пожелало видеть перед собой и рядом с собой личность, которая разрешала бы их споры. Этим выбором народ подтвердил необходимость своего мирного существования. Это говорит и о том, что израильское общество к тому времени достигло высокого уровня развития, осознавало необходимость компромиссного и адекватного разрешения конфликта. Отказавшись от само-

суда, ветхозаветное общество сделало огромный рывок к цивилизованному обществу. Моисей говорил своему тестю: «народ приходит ко мне просить суда у Бога» (Исход, 18:15). «На другой день сел Моисей судить народ, и стоял народ пред Моисеем с утра до вечера» (Исход, 18:13). Тесть Моисея недоумевал: «что такое делаешь ты с народом? Для чего ты сидишь один, а весь народ стоит пред тобою с утра до вечера?» (Исход, 18:14). В этом прослеживается не только уважение народа к Моисею, но и рождение суда как главного института правосудия и одного из главных принципов последнего - гласности, отрытого судебного разбирательства. Весь народ стоял перед Моисеем - судьей. Суд был гласным и открытым, отправление правосудия не скрывалось от общества. Следует заметить символичное сходство ветхозаветного и современного суда: судья сидит, а остальные участники процесса стоят перед ним.

Моисей стал не просто первым судьей, но и выбрал из народа людей способных, оказывающих ему помощь в осуществлении правосудия и впос-

ледствии самостоятельно осуществляющих эту функцию. И «судили они народ во всякое время; о делах важных доносили Моисею, а все малые дела судили сами» (Исход, 18:26). Так Моисей не только избрал достойный, с его точки зрения, судейский состав для отправления правосудия в обществе Из-раилеве, но и разделил компетенцию судей: ему стали подведомственны дела более «важные», а менее значительные - «малые дела» - стали подведомственны нижестоящим судьям в уже обозначенной судейской иерархии.

На основании вышеизложенного можно утвердить, что Ветхий Завет содержит актуальные для современности, важнейшие особенности правовой государственности. Ветхий Завет является не просто исторической книгой. Его положения следует изучать и учитывать в современной практике государственного строительства, в создании институтов гражданского общества. Деятельность и принципы Ветхозаветных лидеров должны стать примером для современных политиков и руководителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.