Научная статья на тему 'Вестник кафедры ЮНЕСКО "музыкальное искусство и образование": к пятилетнему юбилею вхождения в международное научно-информационное пространство'

Вестник кафедры ЮНЕСКО "музыкальное искусство и образование": к пятилетнему юбилею вхождения в международное научно-информационное пространство Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
283
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / MUSIC ART / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSIC EDUCATION / МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSICAL HISTORICAL AND THEORETICAL EDUCATION / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / MUSICAL PERFORMANCE / МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО МУЗЫКАНТОВ-ПЕДАГОГОВ / INTERNATIONAL SOCIETY OF MUSICIANS AND TEACHERS / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / MUSIC PSYCHOLOGY / ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PSYCHOLOGY OF MUSIC EDUCATION / ИСТОРИЯ / HISTORY / ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / THEORY AND METHODOLOGY OF MUSIC EDUCATION / METHODOLOGY OF PEDA / GOGICS OF MUSIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Николаева Е. В.

В связи с пятилетним юбилеем журнала «Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование» в статье обозначены основные вехи в его становлении и развитии как нового печатного издания международного научного сообщества музыкантов-педагогов. В опоре на интонационную теорию Б.В. Асафьева даётся характеристика логотипа журнала как откристаллизовавшейся схемы и как процесса. Выявляется принципиальное отличие данного периодического издания от других журналов, посвящённых рассмотрению музыкальных проблем. Получает раскрытие уникальность его пирамидальной структуры, в основе которой лежит трёхуровневая методологическая модель педагогики музыкального образования. Особое внимание уделяется направленности редакционной политики на достижение органического единства музыкального искусства и образования, её ориентации на реализацию музыкантами-педагогами в своих исследованиях интонационного и парадигмально-педагогического подходов к раскрытию поднимаемых в статьях проблем. Приводится аргументация утверждения о том, что за пять прошедших лет со дня основания журнал стал новой для России формой обобщения и распространения международного опыта в сфере общего и профессионального музыкального образования, в том числе музыкально-педагогического. Подтверждением тому являются: международный состав редакционного совета; выпуск трёх сборников избранных статей на английском языке; публикация статей как российских музыкантов-педагогов, так и представителей других стран мира: Алжира, Белоруссии, Германии, Израиля, Казахстана, Канады, Китая, Литвы, Молдовы, США, Украины, Чехии. Подчёркивается значимость включения в проблемное поле издания всех трёх основных направлений музыкального образования: музыкального образования народной, религиозно-духовной и светской ориентации, каждое из которых получает рассмотрение как на уровне общего, дополнительного, так и профессионального музыкального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Николаева Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bulletin of the UNESCO Chair “Musical ARTS and Education”: The Five-Year Anniversary Entry into International Scientific and Informational Space

Due to five-year anniversary of the Bulletin of the UNESCO Chair “Musical Arts and Education ” the main milestones of his formation and development as new printing edition of the international scientific community of musicians-teachers are considered in the article. Within B.V. Asafyev’s intonational theory the characteristic of the journal logo as the crystallized scheme and as process is given; the fundamental difference of this periodical edition from other journals on the problems of music is shown; including, its unique pyramidal structure used the three-level methodological model of pedagogy of music education. Special attention is paid to orientation of editorial policy on achievement of organic unity of musical art and education, her orientation to realization by musicians-teachers in the researches of intonational approach and musical and pedagogical paradigms to disclosure of the issues raised in articles. The argument of a statement that in five last years from the date of the basis the journal became a form of generalization, new to Russia, and distribution of the international experience in the sphere of the general and professional musical, including musical and pedagogical, educations is provided. Confirmation to that are: international structure of editorial council; release of three collections of the chosen articles in English; publication of articles both Russian musicians-teachers, and representatives of other countries of the world Algeria, Belarus, Germany, Israel, Kazakhstan, Canada, China, Lithuania, Moldova, USA, Ukraine, Czech Republic which have considered perspective to publish for themselves results of the researches in the Bulletin of UNESCO Chair. The importance of inclusion in the problem field of the edition of all three main directions of music education is emphasized: music education of national, religious and spiritual and secular orientation, each of which receives consideration as at the level of the general, additional, and professional music education. Such problem field promotes identification and traces of nature of interrelation between various directions of music education and also levels from implementation. Thereby publications of the journal create favorable conditions for judgment of the considered problems in the context of complete idea of music education, its essence, the main directions, structure, features of development.

Текст научной работы на тему «Вестник кафедры ЮНЕСКО "музыкальное искусство и образование": к пятилетнему юбилею вхождения в международное научно-информационное пространство»

ВЕСТНИК КАФЕДРЫ ЮНЕСКО «МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ»: К ПЯТИЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ВХОЖДЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЕ НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Е. В. Николаева,

Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Москва, Российская Федерация, 119991

Аннотация. В связи с пятилетним юбилеем журнала «Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование» в статье обозначены основные вехи в его становлении и развитии как нового печатного издания международного научного сообщества музыкантов-педагогов. В опоре на интонационную теорию Б. В. Асафьева даётся характеристика логотипа журнала как откристаллизовавшейся схемы и как процесса. Выявляется принципиальное отличие данного периодического издания от других журналов, посвящённых рассмотрению музыкальных проблем. Получает раскрытие уникальность его пирамидальной структуры, в основе которой лежит трёхуровневая методологическая модель педагогики музыкального образования. Особое внимание уделяется направленности редакционной политики на достижение органического единства музыкального искусства и образования, её ориентации на реализацию музыкантами-педагогами в своих исследованиях интонационного и парадигмально-педагогического подходов к раскрытию поднимаемых в статьях проблем. Приводится аргументация утверждения о том, что за пять прошедших лет со дня основания журнал стал новой для России формой обобщения и распространения международного опыта в сфере общего и профессионального музыкального образования, в том числе музыкально-педагогического. Подтверждением тому являются: международный состав редакционного совета; выпуск трёх сборников избранных статей на английском языке; публикация статей как российских музыкантов-педагогов, так и представителей других стран мира: Алжира, Белоруссии, Германии, Израиля, Казахстана, Канады, Китая, Литвы, Молдовы, США, Украины, Чехии. Подчёркивается значимость включения в проблемное поле издания всех трёх основных направлений музыкального образования: музыкального образования народной, религиозно-духовной и светской ориентации, каждое из которых получает рассмотрение как на уровне общего, дополнительного, так и профессионального музыкального образования.

Ключевые слова: музыкальное искусство; музыкальное образование; методология педагогики музыкального образования; музыкальная психология, психология музыкального образования; музыкальное историко-теоретическое образование; музыкальное исполнительство; история, теория и методика музыкального образования; международное сообщество музыкантов-педагогов.

13

BULLETIN OF THE UNESCO CHAIR "MUSICAL ARTS

AND EDUCATION": THE FIVE-YEAR ANNIVERSARY ENTRY

INTO INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND INFORMATIONAL SPACE

Elena V. Nikolaeva,

14

Moscow Pedagogical State University (MSPU), Moscow, Russian Federation, 119991

Abstract. Due to five-year anniversary of the Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education" the main milestones of his formation and development as new printing edition of the international scientific community of musicians-teachers are considered in the article. Within B. V. Asafyev's intonational theory the characteristic of the journal logo as the crystallized scheme and as process is given; the fundamental difference of this periodical edition from other journals on the problems of music is shown; including, its unique pyramidal structure used the three-level methodological model of pedagogy of music education. Special attention is paid to orientation of editorial policy on achievement of organic unity of musical art and education, her orientation to realization by musicians-teachers in the researches of intonational approach and musical and pedagogical paradigms to disclosure of the issues raised in articles. The argument of a statement that in five last years from the date of the basis the journal became a form of generalization, new to Russia, and distribution of the international experience in the sphere of the general and professional musical, including musical and pedagogical, educations is provided. Confirmation to that are: international structure of editorial council; release of three collections of the chosen articles in English; publication of articles both Russian musicians-teachers, and representatives of other countries of the world - Algeria, Belarus, Germany, Israel, Kazakhstan, Canada, China,, Lithuania, Moldova, USA, Ukraine, Czech Republic which have considered perspective to publish for themselves results of the researches in the Bulletin of UNESCO Chair. The importance of inclusion in the problem field of the edition of all three main directions of music education is emphasized: music education of national, religious and spiritual and secular orientation, each of which receives consideration as at the level of the general, additional, and professional music education. Such problem field promotes identification and traces of nature of interrelation between various directions of music education and also levels from implementation. Thereby publications of the journal create favorable conditions for judgment of the considered problems in the context of complete idea of music education, its essence, the main directions, structure, features of development.

Keywords: music art; music education; methodology of pedagogics of music education; music psychology, the psychology of music education; musical historical and theoretical education; musical performance; history, theory and methodology of music education; international society of musicians and teachers.

К истории создания журнала как принципиально нового печатного издания международного научного сообщества музыкантов-педагогов

В 2013 году на базе Московского педагогического государственного университета по инициативе доктора педагогических наук, профессора, члена Союза композиторов России, члена Нью-Йоркской академии наук Эдуарда Борисовича Абдуллина была создана единственная в мире кафедра ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни», призванная осуществлять координацию действий российских музыкантов-педагогов и музыкантов-педагогов других стран в сфере музыкального искусства и образования.

С первых же дней работы новой кафедры её сотрудниками был начат выпуск ежеквартального научного журнала «Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». В марте 2013 года вышел его первый номер. И сегодня, отмечая пятилетний юбилей этого издания, пришло время хотя бы в нескольких штрихах охарактеризовать то новое, что оно внесло в международное научно-информационное пространство.

Прежде всего хотелось бы отметить, что принципиальное отличие «Вестника кафедры ЮНЕСКО» от других журналов, посвящённых рассмотрению музыкальных проблем [1-6 и др.], заключается в особой направленности редакционной политики на достижение органического единства музыкального искусства и образования. Имеется в виду раскрытие проблем в единстве и взаимодополнении музыкального и педагогического ракурсов. Иными словами, при рассмотрении авторами проблем музыкального искусства специальное внимание в статьях рекомендуется уделять педагогическому ракурсу, а именно освоению того или иного музыкального феномена. При рассмотрении же педагогических проблем вне сферы их внимания не может не оказаться и то музыкальное явление, на освоение которого направлена та или иная педагогическая система.

Данное исходное положение с первых выпусков журнала было принято в качестве одной из центральных установок для редакционного совета и редколлегии при отборе материалов для публикации, ибо в каждом музыкальном явлении в свёрнутом виде заложена та педагогическая система, которая отвечает его природе, а следовательно, является оптимальной для его освоения.

15

16

Соответственно, и каждая педагогическая система не может быть охарактеризована вне соотнесения её с той музыкой, на освоение которой она направлена.

Однако подобная разобщённость нередко наблюдалась, да и сегодня наблюдается, не только в отдельных научных публикациях, но и во многих научных исследованиях музыкально-педагогического профиля. Именно в её преодолении нам виделись предназначение нового журнала, дальнейшая перспектива развития музыкально-педагогической мысли и выход научных исследований музыкантов-педагогов на более высокий междисциплинарный уровень рассмотрения.

Уже у истоков становления журнала стала осуществляться ориентация музыкантов-педагогов на реализацию в своих исследованиях как интонационного, так и парадигмально-педаго-гического подходов к раскрытию поднимаемых в статьях проблем. И именно на такой подход журнал «Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование» стал ориентировать не только авторов статей, но и своих читателей.

В этом плане глубоко символично само название журнала, в котором музыкальное искусство и образование выступают в неразрывном единстве как две грани единого целого. Хотелось бы также обратить внимание на

его логотип, в котором в графической форме получила воплощение основная целевая направленность работы кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни».

К его разработке редколлегия подошла, ориентируясь на концепцию Бориса Владимировича Асафьева, согласно которой форма рассматривается не только как откристаллизовавшаяся схема, но и как процесс [7].

Вот и в этом графическом рисунке, если посмотреть на него как на откристаллизовавшуюся схему, можно увидеть нотный стан как символ жизненного пути человека, озарённого музыкой, и то, как на этот путь вступают представители разных поколений. А сам этот путь, совершив жизненный виток, устремляется ввысь. При этом аббревиатура из английских слов в центре витка символизирует единение музыкального искусства и образования на жизненном пути любого человека от мала до велика.

Если посмотреть на форму этого логотипа как процесс, то можно увидеть процессуальность, заложенную в данном рисунке. Постепенное равномерное наслаивание линий приводит к рождению в нашем представлении нотного стана. В самом жизненном витке мы стремились избежать статичности, излишней приближённости к почти точному овалу. Главное в нём - внутренняя динамика, которую создают движущиеся линии нотного стана, которые то сходятся, то расходятся, порождая ассоциации с пульсом жизни, с её трудностями и их преодолением, с её вечным движением вперёд. Да и в самих человеческих фигурках чувствуется радость жизни, вдохновение и динамика дви-

жения. Вот эта устремлённость вперёд и вверх стала для создателей журнала тем девизом, который помогает в нашей работе искать и открывать новые горизонты для музыкантов-педагогов в поисках плодотворных, перспективных идей и возможности их претворения в своей исследовательской и музыкально-педагогической практике.

При этом обращение к термину «вестник» обусловлено не только тем, что он фигурирует в названии многих периодических изданий, в том числе газет и журналов, освещающих деятельность научных сообществ в форме информационного бюллетеня. Среди различных толкований этого слова есть и следующее: «приносящий весть, известие» [8]. Более того, в тезаурусе русской деловой лексики среди приводимых толкований можно найти и такой ракурс, как «предвестник» [9].

В связи с этим вспоминается кардинальная смена в представлении древних греков, когда на смену одной музе, олицетворявшей художественное творчество в целом, пришли три так называемые старшие музы-прорицательницы: Мелета - опытность, обучение, Мнемосина - память и Аойда -песнь. Таким образом, прорицатель-ность, способность предвидеть грядущие события, связывалась с представлениями об обучении, памяти и песне. И сегодня, говоря о единстве музыкального искусства и образования, мы как бы возрождаем на новом уровне представления о пророческой функции музыки, способной гармонизовать и возвысить душу человека. А обзор и анализ публикаций за пять прошедших лет дают основание считать, что журнал стал не только индикатором современного состояния отечественного музыкального образова-

ния, но и действенным стимулом его дальнейшего развития. Следовательно, он оказался способен предвосхищать появление новых творческих открытий и достижений в педагогике музыкального образования.

Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование» как новая для России форма международного

сотрудничества музыкантов-педагогов

Что же кардинально нового внёс выпуск данного журнала в международное сотрудничество российских педагогов-музыкантов и педагогов-музыкантов других стран мира? И почему есть основания говорить о нём как о новой для России форме обобщения и распространения международного опыта в сфере общего и профессионального музыкального, в том числе музыкально-педагогического, образования?

Прежде всего замечу, что это -международный состав редакционного совета журнала, возглавляемого заведующим кафедрой ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни» Эдуардом Борисовичем Абдуллиным.

В состав редакционного совета входят выдающиеся российские и зарубежные деятели искусства и науки, в том числе:

• Гергиев Валерий Абисалович,

• Щедрин Родион Константинович,

• Вудворд Шила (США),

• Соколов Александр Сергеевич,

• Аубакирова Жания Яхияевна (Казахстан),

• Гажим Ион (Молдова),

• Форрест Дэвид (Австралия),

а также ряд других музыкантов, педагогов мирового уровня, что задаёт

17

18

чрезвычайно высокую планку требованиям к публикациям в журнале.

Во-вторых, на основе опубликованных в нём материалов, освещающих проблемы музыкального искусства и образования, осуществлён выпуск трёх сборников избранных статей на английском языке [11-13]. Это существенно расширяет информационное поле международного сотрудничества для установления научных контактов музыкантов-педагогов разных стран мира, так как в значительной мере снимает языковой барьер, существующий ныне в профессиональном музыкальном сообществе. Многотысячная аудитория российских музыкантов получает широкий доступ к данным о развитии музыкального искусства и образования в других странах, а наши иностранные коллеги - к широкой и многогранной информации о музыкальном искусстве и образовании в России.

На страницах журнала и сборников статей на английском языке как русскоязычные, так и англоязычные читатели могут:

• познакомиться с направленностью, содержанием и результатами научных исследований российских музыкантов-педагогов и музыкантов-педагогов из других стран мира;

• выявить общее и особенное в развитии общего и профессионального музыкального, в том числе музыкально-педагогического, образования у разных народов;

• проследить тенденции в развитии мировой музыкально-педагогической мысли, музыкально-педагогической практики и соотнести с ними свой собственный опыт.

Такая форма обобщения международного опыта способствует созданию объективной картины состояния

музыкальной науки и музыкального образования в разных странах, выявлению общих проблем и особенностей их решения в той или иной конкретной стране.

В-третьих, представленность в проблемном поле журнала всех трёх основных направлений музыкального образования -народной, религиозно-духовной и светской ориентации. Каждое из этих направлений получает рассмотрение как на уровне общего, дополнительного, так и профессионального музыкального образования.

Такое проблемное поле имеет большое значение не только в плане широты рассматриваемого отечественными и зарубежными музыкантами-педагогами спектра проблем. Оно способствует выявлению и прослеживанию характера взаимосвязи между различными направлениями музыкального образования, а также уровнями их осуществления. Тем самым публикации журнала создают благоприятные условия для осмысления рассматриваемых проблем в контексте целостного представления о музыкальном образовании, его сущности, основных направлениях, структуре, особенностях развития.

Методологическая модель

педагогики музыкального образования как основа пирамидальной структуры журнала

Для общего представления о проблемном поле журнала позволю себе хотя бы в нескольких словах охарактеризовать его структуру, дабы представить методологические положения, лежащие в её основании. При разработке структуры мы исходили из того, что основным научным инструментарием музыканта-педагога является методологический анализ музыкально-педагоги-

ческих проблем [14]. В соответствии с тремя уровнями такого анализа и была выстроена предложенная в журнале рубрикация.

В первом разделе - «Методология педагогики музыкального образования» (редактор раздела - доктор педагогических наук, профессор Э. Б. Аб-дуллин) - проблемы педагогики музыкального образования рассматриваются на философском (в том числе культурологическом) уровне.

Необходимо обратить внимание на сам термин «методология педагогики музыкального образования», давший название этому разделу. Перевод его на английский язык был связан с большими трудностями, так как, получив признание в России, он не имеет точного аналога в англоязычной литературе. В связи с этим в журнале представлены материалы, помогающие музыкантам-педагогам других стран соотнести данный термин с принятой в англоязычной литературе музыкально-педагогической терминологией. Это становится возможным благодаря проблематике статей, представленных в данном разделе, которая предполагает:

• обоснование принципиально нового понимания статуса и функций философии музыкального образования как самостоятельного научного направления;

• раскрытие духовно-нравственного потенциала музыки как искусства, призванного возвышать жизнь человеческого Духа;

• педагогическое осмысление функций музыкального искусства с выявлением как позитивного, так и негативного воздействия музыки на личность;

• обоснование новых методологических подходов к рассмотрению

содержания музыкального образования, его принципов, методов и т. п.

В трёх последующих разделах музыкально-педагогические проблемы получают раскрытие на общенаучном уровне.

Так, в статьях второго раздела -«Музыкальная психология, психология музыкального образования» (редактор раздела - доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор А. В. Торопова) особое внимание уделяется взаимосопряжению педагогики музыкального образования с музыкальной психологией и психологией музыкального образования. При этом основным исследовательским ориентиром в разработке музыкально-педагогических проблем является органическое единство собственно психологической науки и психологии музыкального образования.

Главный критерий отбора материала - системность рассмотрения взаимодействия человека с музыкой, характеристика психических процессов и функций как базовых оснований педагогики музыкального образования.

Центральными категориями, рассматриваемыми в этом разделе, становятся, к примеру, такие, как «музыкальный интеллект», «музыкальное сознание» и т. п. Раскрываются различные позиции относительно понимания их сущности и структуры, предлагаются пути их развития.

Вместе с тем необходимо обратить внимание на некоторые проблемы, которые обозначились при отборе публикаций для данного раздела. Оказалось, что многие авторы сосредоточивают своё внимание на сугубо психологическом аспекте музыкальных проблем, в то время как педагогический аспект в их исследованиях просматривается лишь в самом общем

19

20

плане. Более того, зачастую даже музыкальный компонент представлен в них как музыка в целом, то есть без какой-либо характеристики её в интонационном, жанровом и стилевом аспектах. Вот почему редакционный совет в работе в обозначенном направлении ставит перед собой задачу сориентировать исследователей на установление взаимосвязи психологического, педагогического и музыкального ракурсов в изучении рассматриваемых ими проблем.

В статьях третьего раздела - «Музыкальное историко-теоретическое образование» (редактор раздела - кандидат педагогических наук, доцент Б. Р. Ио-фис) - в центре внимания музыкантов-педагогов оказывается сопряжённость педагогики музыкального образования с историческим и теоретическим музыковедением. В частности, получают раскрытие новые концептуальные подходы, предусматривающие рассмотрение природы музыкального языка и музыкальной речи, музыкально-теоретических и музыкально-исторических проблем, музыкально-композиционного творчества. Особое внимание уделяется характеристике категории «содержание музыкального произведения», а также интонационной стороны фольклорного интонирования и так называемой опус-музыки, их сравнительному анализу.

В статьях четвёртого раздела -«Музыкальное исполнительство и образование» (редактор раздела - кандидат педагогических наук, доцент Е. П. Красовская) - педагогика музыкального образования выступает во взаимодействии с теорией музыкального исполнительства. В центре внимания музыкантов-педагогов оказываются исполнительские школы кори-

феев российского и зарубежного исполнительского искусства, развитие интерпретационной культуры музыканта-педагога, концертмейстерского мастерства, общее и особенное в авторских подходах к развитию исполнительских способностей учащихся.

В последнем, завершающем разделе журнала - «История, теория и методика музыкального образования» (редактор раздела - кандидат педагогических наук, доцент М. С. Осеннева) -музыкально-педагогические проблемы рассматриваются на частнонаучном уровне, в контексте истории, теории и методики музыкального образования. Статьи этого раздела направляют мысль музыкантов, музыкантов-педагогов на проникновение в сущность мировых интеграционных процессов в музыкальном образовании, поиски эффективных путей теоретико-методического решения актуальных музыкально-педагогических проблем, раскрытие действующих механизмов в развитии историко-педагогического процесса в сфере музыкального образования и прогнозирование перспектив его дальнейшего развития.

Необходимо подчеркнуть, что публикации данного раздела:

• направлены на преодоление описательности и линейности, столь характерных для историко-педагоги-ческих исследований, и находятся в русле новых концептуальных подходов к исследованию историко-педаго-гических проблем музыкального образования с позиций интонационного, парадигмально-педагогического и ци-вилизационного подходов [15];

• освещают теоретические и методические подходы авторов к решению музыкально-педагогических проблем, причём представленность

в этом разделе разных точек зрения делает возможным осуществление сравнительного анализа альтернативных подходов к разработке одной и той же проблемы, позволяя оценивать авторские концепции с точки зрения обоснованности, действенности и эффективности их применения в реальной педагогической практике.

Такая структура журнала имеет чрезвычайно важное значение для изучения международного опыта, поскольку в своей совокупности выделенные рубрики охватывают все основные аспекты музыкально-педагогических исследований. Это способствует созданию у читателей представления о том, в каких направлениях развития музыкальной науки и музыкального образования достигнуты высокие результаты, а в каких - можно обнаружить значительные пробелы, нерешённые проблемы, требующие пристального внимания и исследования. При этом становится очевидным, на какие исследовательские концепции можно ориентироваться в их решении и какой опыт требует переосмысления в плане возможности его адаптации в других регионах мира с иными культурно-историческими традициями.

Кроме того, подобная рубрикация даёт педагогам-музыкантам, исследователям и практикам, возможность сконцентрировать своё внимание на тех направлениях работы, которые отвечают их авторским интересам как музыкантов и педагогов.

Заключение

С 1 декабря 2015 года «Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование» входит в Перечень ведущих рецензируемых науч-

ных журналов и изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертаций на соискание учёных степеней доктора и кандидата наук. Отрадно, что авторами научных статей в журнале являются представители как сферы музыкального образования, так и культуры. Это и ведущие учёные в области педагогики музыкального образования, музыкальной психологии, музыковедения, музыкального исполнительства, и начинающие исследователи -магистранты, аспиранты.

К настоящему времени редколлегия журнала привлекла к сотрудничеству российских музыкантов, педагогов, психологов, музыковедов, музыкантов-исполнителей из 54 учреждений образования и культуры. Среди наших авторов - преподаватели высших учебных заведений страны, научные сотрудники, педагоги средних специальных учебных заведений, общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования, музыкальные руководители в детском саду.

Мы благодарны также музыкантам-педагогам из других стран мира -Алжира, Белоруссии, Германии, Израиля, Казахстана, Канады, Китая, Литвы, Молдовы, США, Украины, Чехии, которые сочли для себя перспективным опубликовать результаты своих исследований в Вестнике кафедры ЮНЕСКО. В июле 2016 года, в целях расширения международных контактов музыкантов-педагогов, состоялась презентация журнала на 32-й конференции Международного общества музыкального образования (ИСМЕ) в г. Глазго (Шотландия) [16], что позволило ещё более повысить его международный статус.

21

Время детального анализа результатов выпуска нового российского научного журнала «Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование» ещё впереди. Но уже сегодня можно утверждать, что опубликованные в нём статьи помогают по-новому увидеть современное состояние музыкальных исследований в сфере музыкального искусства и образова-

ния, музыкально-педагогической практики. Думаю, не будет преувеличением сказать, что при поддержке российского и международного сообщества музыкантов-педагогов, каковым является Международное общество музыкального образования (ИСМЕ), журнал сможет стать школой научно-исследовательской мысли и педагогического мастерства для всех своих читателей.

Данная статья выполнена в контексте научной работы кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни» при Московском педагогическом государственном университете.

This article was designed in the context of the research for the Department of "Musical Arts and Education in Life-Long Learning" at the Moscow Pedagogical State University (MSPU).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Проблемы музыкальной науки. Российский научный журнал / гл. ред. Л. Н. Шаймуха-метова. - Уфа : Изд-во Уфимского государственного института им. Загира Исмагило-ва. - URL : https://elibrary.ru/title_about. asp?id=26719 (дата обращения: 02.12.17).

2. Музыкальная Академия / гл. ред. М. В. Во-22 инова. - М. : Композитор. - URL : http://

musacademia.ru/archive.html (дата обращения: 02.12.17).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Научный вестник Московской консерватории / гл. ред. К. В. Зенкин. - М. : Изд-во Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. - URL : https:// elibrary.ru/title_about.asp?id=31 871 (дата обращения: 02.12.17).

4. Искусство и образование / гл. ред. Н. А. Кушаев. - М. : Изд-во Международного центра «Искусство и образование». -URL : https://elibrary.ru/title_about.asp?id =9322 (дата обращения: 02.12.17).

5. Музыкальное образование и наука / гл. ред. О. А. Красногорова. - Н. Новгород : Изд-во Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки. - URL : https:// elibrary.ru/title_about.asp?id=56824 (дата обращения: 02.12.17).

6. Музыка и электроника / гл. ред. И. М. Кра-сильников. - М. : Изд-во Международного центра «Искусство и образование». -URL : http://www.muzelectron.ru/12contact s.html (дата обращения: 02.12.17).

7. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс [Текст] / Б. В. Асафьев. - Л. : Музыка, 1971. - 376 с.

8. Толковый словарь Д. Н. Ушакова [Электронный ресурс]. - URL : http://www.вока-була.рф/словари/толковый-словарь-ушако-ва/вестник (дата обращения: 02.12.17).

9. Большой толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. - URL : http:// www.вокабула.рф/словари/бтс/вестник (дата обращения: 02.12.17).

10. Абдуллин, Э. Б. Методологический анализ как метаметод педагогики музыкального образования [Текст] / Э. Б. Абдуллин // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2013. -№ 2. - С. 13-22.

11. Selected Articles about the World of Music Arts and Education. Vol. 1 / E. V Nikolaeva (editor-in-chief), Е. B. Abdullin, B. R. Iofis, E. P. Krasovskaya, M. S. Osenneva, A. V. To-ropova. - Moscow : MSPU, UNESCO Chair in Musical Arts and Education in Life-Long Learning, 2016. - 320 p.

12. Selected Articles about the World of Music Arts and Education. Vol. 2 / E. V. Nikolaeva (editor-in-chief), Е. B. Abdullin, B. R. Iofis, E. P. Krasovskaya, M. S. Osenneva, A. V. To-ropova. - Moscow : MSPU, UNESCO Chair in Musical Arts and Education in Life-Long Learning, 2016. - 310 p.

13. Selected Articles about the World of Music Arts and Education. In 3 vol. Vol. 3 / E. V. Nikolaeva (editor-in-chief), Е. B. Ab-dullin, B. R. Iofis, E. P. Krasovskaya, M. S. Osenneva, A. V. Toropova. - Moscow : MSPU, UNESCO Chair in Musical Arts and Education in Life-Long Learning, 2016. -308 p.

14. Николаева, Е. В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты [Текст] : монография / Е. В. Николаева. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Ритм, 2009. - 408 с.

15. Nikolaeva, E. The UNESCO Chair Bulletin "Musical Arts and Education" as Russia's Novel Form of Music Pedagogues' International Cooperation / E. Nikolaeva // 32nd World Conference International Society for Music Education, 24-29 July 2016 Glasgow, Scotland: Abstracts. - Glasgow : ISME, 2016, p. 122.

REFERENCES

1. Problemy muzykal'noj nauki. Rossijskij nauchnyj zhurnal [Problems of musical science. Russian scientific journal]. Editor-inchief L. N. Shajmukhametova. Ufa: Ufim-skij gosudarstvennyj institut named after Zagir Ismagilov Publ. Available at: https:// elibrary.ru/title_about.asp?id=26719 (accessed: 2 December 2017) (in Russian).

2. Muzykal'naya Akademiya [Musical Academy]. Editor-in-chief M. V. Voinova. Moscow: Kompozitor Publ. Available at: http:// musacademia.ru/archive.html (accessed: 2 December 2017) (in Russian).

3. Nauchnyj vestnik Moskovskoj konservatorii [Scientific bulletin of the Moscow conservatory]. Editor-in-chief K. V. Zenkin. Moscow: Moskovskaya gosudarstvennaya konservato-riya named after P. I. Chajkovskij Publ. Available at: https://elibrary.ru/title_about. asp?id=31871 (accessed: 2 December 2017) (in Russian).

4. Iskusstvo i obrazovanie [Art and education]. Editor-in-chief N. A. Kushaev. Moscow: Mezh-dunarodnyj tsentr "Iskusstvo i obrazovanie" Publ. Available at: https://elibrary.ru/title_ about.asp?id=9322 (accessed: 2 December 2017) (in Russian).

5. Muzykal'noe obrazovanie i nauka [Music education and science]. Editor-in-chief O. A. Kras-nogorova. Nizhnij Novgorod: Nizhegorods-kaya gosudarstvennaya konservatoriya named after M. I. Glinka Publ. Available at: https://elibrary.ru/title_about.asp?id=56824 (accessed: 2 December 2017) (in Russian).

6. Muzyka i elektronika [Music and electronics]. Editor in chief I. M. Krasil'nikov. Moscow: Mezhdunarodnyj tsentr "Iskusstvo

1 obrazovanie". Available at: http://www.mu-zelectron.ru/12contacts.html (accessed: 2 December 2017) (in Russian).

7. Asaf'ev B. V. Muzykal'naya forma kak protsess [Musical form as process]. Leningrad: Muzyka Publ., 1971. 376 p. (in Russian).

8. Tolkovyj slovar' D. N. Ushakova [Explanatory dictionary by D. N. Ushakov]. Available at: http://www.vokabula.rf/slovari/tolkovyj-slovar'-ushakova/vestnik (accessed: 2 December 2017) (in Russian).

9. Bol'shoj tolkovyj slovar' russkogo yazyka [The Big Explanatory Dictionary of the Russian Language]. Available at: http://www. vokabula.rf/slovari/bts/vestnik (accessed:

2 December 2017) (in Russian).

10. Abdullin E. B. Metodologicheskij analiz kak metametod pedagogiki muzykal'nogo obra-zovaniya. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie " - Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education", 2013, no. 2, pp. 13-22 (in Russian).

11. Selected Articles about the World of Music Arts and Education. Vols. 1. E. V. Nikolaeva (editor-in-chief), E. B. Abdullin, B. R. Iofis, E. P. Krasovskaya, M. S. Osenneva, A. V. Toropova. Moscow: MSPU, UNESCO Chair in Musical Arts and Education in Life-Long Learning Publ., 2016. 320 p.

12. Selected Articles about the World of Music Arts and Education. Vol. 2. E. V. Nikolaeva (editor-in-chief), E. B. Abdullin, B. R. Iofis, E. P. Krasovskaya, M. S. Osenneva, A. V. To-

23

ropova. Moscow: MSPU, UNESCO Chair in Musical Arts and Education in Life-Long Learning Publ., 2016. 310 p.

13. Selected Articles about the World of Music Arts and Education. In 3 vol. Vol. 3. E. V. Nikolaeva (editor-in-chief), E. B. Abdullin, B. R. Iofis, E. P. Krasovskaya, M. S. Osenneva, A. V To-ropova. Moscow: MSPU, UNESCO Chair in Musical Arts and Education in Life-Long Learning Publ., 2016. 308 p.

14. Nikolaeva E. V. Muzykal'noe obrazovanie v Rossii: istoriko-teoreticheskij i peda-

gogicheskij aspekty [Music education in Russia: historical and theoretical and pedagogical aspects]. 2nd ed. Moscow: Ritm Publ., 2009. 408 p. (in Russian).

15. Nikolaeva E. The UNESCO Chair Bulletin "Musical Arts and Education" as Russia's Novel Form of Music Pedagogues' International Cooperation. 32nd World Conference International Society for Music Education, 24-29 July 2016, Glasgow, Scotland: Abstracts. Glasgow: ISME Publ., 2016, p. 122.

24

Статья поступила в редакцию 08.12.2017. The article was received on 08.12.2017.

Николаева Елена Владимировна, доктор педагогических наук, профессор кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования, профессор e-mail: [email protected]

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ), ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1, Москва, Российская Федерация, 1119991

Elena V. Nikolaeva, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

at the Department of Methodology and Technology of the Music Education,

Professor

e-mail: [email protected]

Moscow Pedagogical State University (MSPU),

Malaya Pirogovskaya Street, 1/1, Moscow, Russian Federation, 119991

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.