ТРУДЫ КАФЕДРЫ БОГОСЛОВИЯ
Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви
№ 1 (17) 2023
П. Н. Базанов
Весомый вклад в раскрытие православной культуры Русского Зарубежья.
Отзыв на посвященный столетию Русского Исхода (1920-2020) выпуск «Русско-Византийского вестника» (2021, №4 (7), 172 с.)
УДК 1(470)(1-87)(049.32) DOI 10.47132/2541-9587_2023_1_277 EDN SMBTTR
Аннотация: Статья представляет собой отзыв на очередной номер научного журнала Санкт-Петербургской духовной академии «Русско-Византийский вестник» (2021, №4 (7)). Отмечено, что основное внимание в нем уделено уникальному феномену Русского Зарубежья, 100-летний юбилей возникновения которого отмечался в 2020 г. Опубликованные в выпуске материалы затрагивают широкий спектр вопросов русской истории, культуры, православия и богословия в трудах русских эмигрантов «первой волны», при этом теоретические статьи удачно сочетаются с биографическими обзорами. Знакомство с журналом позволяет утверждать, что изучение богатейшего культурного и идейного наследия Русского Зарубежья в наши дни продолжает развиваться. На фоне недостаточного внимания в обществе к актуальнейшему в настоящее переломное в мировоззренческом отношении время религиозно-философскому наследию мыслителей послереволюционной русской эмиграции «Русско-Византийский вестник» вносит существенный вклад в его раскрытие для наших современников.
Ключевые слова: Санкт-Петербургская духовная академия, «Русско-Византийский вестник», русская эмиграция, Русское Зарубежье, русское богословие, прот. Георгий Флоровский, Н. М. Зёрнов, митр. Антоний Сурожский, русская историософия, архим. Константин (Зайцев), церковная история, Н. Н. Глубоковский, евразийство, В. П. Никитин, К. В. Флоровская, русская философия, К. Н. Леонтьев, Н. Е. Марков, литература русского зарубежья, Б. К. Зайцев, русская поэзия, Н. И. Калягин.
Об авторе: Петр Николаевич Базанов
Доктор исторических наук, профессор ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный институт культуры. E-mail: [email protected]
Для цитирования: Базанов П.Н. Весомый вклад в раскрытие православной культуры Русского Зарубежья. Отзыв на посвященный столетию Русского Исхода (1920-2020) выпуск «Русско-Византийского вестника» (2021, №4 (7), 172 с.) // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. № 1 (17). С. 277-288.
Статья поступила в редакцию 16.09.2022; одобрена после рецензирования 01.12.2022; принята к публикации 07.12.2022.
PROCEEDINGS OF THE DEPARTMENT OF THEOLOGY
Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church
No. 1 (17) 2023
Petr N. Bazanov
Significant Contribution to Disclosing Orthodox Culture of Russian Diaspora.
Review of the Russian-Byzantine Herald Issue (2021, No. 4 (7), 172 pp.) Dedicated to the Centenary of the Russian Exodus (1920-2020)
UDC 1(470)(1-87)(049.32) DOI 10.47132/2541-9587_2023_1_277 EDN SMBTTR
Abstract: The article is a review of the issue of the scientific journal of the St. Petersburg Theological Academy "Russian-Byzantine Herald" (2021, No. 4 (7)). It is noted that the main attention is paid to the unique phenomenon of the Russian Diaspora, the 100th anniversary of which was celebrated in 2020. The materials published in the issue cover a wide range of topics on Russian history, culture, Orthodoxy and theology in the works of Russian "first wave" emigrants, theoretical articles being successfully combined with biographical reviews. Acquaintance with the journal allows us to assert that the study of the Russian Diaspora's richest cultural and ideological heritage continues to develop today. Against the background of insufficient attention in society to the religious and philosophical heritage of the Russian post-revolutionary emigration thinkers, which is most relevant at the present time, which is a turning point in worldview, the Russian-Byzantine Herald makes a significant contribution to its disclosure for our contemporaries.
Keywords: St. Petersburg Theological Academy, "Russian-Byzantine Herald", Russian emigration, Russian Diaspora, Russian theology, archpriest Georgy Florovsky, N. M. Zernov, Metropolitan Anthony of Surozh, Russian historiosophy, archimandrite Konstantin (Zaitsev), Church history, N. N. Glubokovsky, Eurasianism, V. P. Nikitin, K. V. Florovskaya, Russian philosophy, K. N. Leontiev, N. E. Markov, Russian literature abroad, B. K. Zaitsev, Russian poetry, N. I. Kalyagin.
About the author. Petr Nikolaevich Bazanov
Doctor of Historical Sciences, Professor at the St. Petersburg State Institute of Culture. E-mail. [email protected]
For citation: Bazanov P.N. Significant Contribution to Disclosing Orthodox Culture of Russian Diaspora. Review of the Russian-Byzantine Herald Issue (2021, No. 4 (7), 172 pp.) Dedicated to the Centenary of the Russian Exodus (1920-2020). Proceedings of the Department of Theology of the Saint Petersburg Theological Academy, 2023, no. 1 (17), pp. 277-288.
The article was submitted 16.09.2022; approved after reviewing 01.12.2022; accepted for publication 07.12.2022.
Четвертый за 2021 г. и одновременно уже седьмой по общему счету выпуск журнала «Русско-Византийский вестник» — тематический, продолжающий рубрику «Памятные даты России»1. Он посвящен «100-летию Русского Исхода (1920-2020)».
История русской эмиграции неотделима от общей позиции журнала «Русско-Византийский вестник». Русское Зарубежье является важным этапом истории отечественной православной культуры и своеобразной сокровищницей для современной духовной мысли. Можно привести сотни примеров в любой гуманитарной сфере, когда идеи соотечественников-эмигрантов выступают основой для новейших теорий и концепций. Вне зависимости от политических взглядов и культурных предпочтений, наследие Русского Зарубежья используется практически в любом отечественном научном труде2.
Открывает номер предисловие главного редактора, кандидата философских наук, доцента кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии Игоря Борисовича Гаврилова «Зарубежная Россия как культурный феномен»3 с обзором всех статей выпуска и разъяснением его ключевой идеи. Тематически к предисловию примыкает теоретическая, обзорная статья доктора исторических наук, профессора Петра Николаевича Базанова «Культура русской эмиграции — гордость отечественной истории»4.
Уже из названий первых двух материалов видно, что авторы признают наследие представителей Русского Зарубежья «первой волны» кладезем величайших
1 О содержании предыдущих номеров «Русско-Византийского вестника» см. подробнее: Фатеев В. А. Журнал русской духовной мысли. Отзыв на научный журнал Санкт-Петербургской духовной академии «Русско-Византийский вестник», 2020, № 1 (3). 384 с. // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 4 (8). С. 155-168; Морозов М.А. Научный журнал «Русско-Византийский вестник» // Христианское чтение. 2021. № 1. С.83-87; Шевченко М.М. О русской мысли и ее воплощении в истории. Отзыв на научный журнал Санкт-Петербургской духовной академии «Русско-Византийский вестник», 2021, № 1 (4). 184 с. // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 3 (11). С. 166-174; Фатеев В.А. Русская религиозно-философская мысль и отечественная история. Отзыв на научный журнал Санкт-Петербургской духовной академии «Русско-Византийский вестник», 2021, № 2 (5), 188 с. // Там же. 2022. № 1 (13). С. 158-170; Фатеев В.А. Православие, русская философия и культура. Отзыв на научный журнал Санкт-Петербургской духовной академии «Русско-Византийский вестник», 2021, № 3 (6). 216 с. // Там же. № 3 (15). С. 171-181.
2 «Русско-Византийский вестник» уже неоднократно обращался к проблематике и творчеству представителей Русского Зарубежья «первой волны». См., напр.: Аляев Г. Е., Резвых Т. Н. Религиозный путь философа: С. Л. Франк и Православие // Русско-Византийский вестник. 2018. № 1. С. 82-112; Титаренко Е.М., Титаренко С.Д. «Культура — культ отшедших, и вечная память — душа ее жизни...»: Вячеслав Иванов и Николай Федоров // Там же. 2020. № 3 (1). С. 307-323; Фетисенко О.Л. К поэтической агиологии Вячеслава Иванова (Из путевых заметок филолога) // Там же. С. 332337; Пащенко М. В. Россия — Франция, филология — теология: перекрестки М. И. Лот-Бородиной на пути к Граалю // Там же. 2021. № 3 (6). С. 182-202.
3 Гаврилов И. Б. Зарубежная Россия как культурный феномен // Там же. № 4 (7). С. 8-10.
4 Базанов П. Н. Культура русской эмиграции — гордость отечественной истории // Там же. С. 11-24.
шедевров и открытий. Действительно, даже беглый взгляд на творчество и деятельность послереволюционных эмигрантов из России позволяет увидеть высочайшую степень их влияния на науку и культуру других стран и народов. Достижения представителей Русского Зарубежья, в частности, кратко изложенные в статье П. Н. Базанова, показывают, как много потеряла наша страна в 1917 г. и какой культурный и научный прорыв она могла бы совершить, если бы эти выдающиеся люди продолжили жить и творить на Родине.
Своеобразным продолжением статьи П. Н. Базанова выступает материал ведущего научного сотрудника Института русской литературы (Пушкинский Дом), доктора филологических наук Алексея Марковича Любомудрова «Голгофская страна: художественная историософия России в поэзии и прозе русского зарубежья»5. Автор показывает, что основой самосознания русской эмиграции «первой волны» были патриотизм и горячая любовь к утраченной Родине. А. М. Любомудров — один из самых известных в Санкт-Петербурге специалистов по литературе Русского Зарубежья. Данная работа петербургского литературоведа является итогом многолетних размышлений об отношении писателей-эмигрантов к России. Примечательно, что из всего многообразия талантливых литераторов-изгнанников А. М. Любомудров отдал предпочтение прозаикам и поэтам с четко выраженным православным мировоззрением: Б. К. Зайцеву, И. С. Шмелеву, Л. Ф. Зурову, В. А. Никифорову (Волгину), А. В. Гессену, С. С. Бехтееву и И. И. Савину, которые в своем творчестве пытались осмыслить произошедший на их глазах слом отечественной государственности и понять причины тех страданий, которые переживала Святая Русь вследствие революции 1917 г.
Горячо любившие русский народ православные писатели старались постичь и объяснить в своем творчестве, как Россия дошла до революционной катастрофы и ужасов братоубийственной Гражданской войны. Подлинное горе вызывала у них сама мысль о гибели Отечества под властью большевиков, и жили эти авторы только надеждой, что в узах коммунистической диктатуры сохраняется народный Китеж, который обязательно возродится. Тема мученичества простого народа, восприятие истории России ХХ в. как Голгофы характерны для творчества Б. К. Зайцева. И. С. Шмелев, в свою очередь, ставит вопрос о геноциде русского православия, истоки которого он находит в своем столь любимом дореволюционном периоде. Для творчества Л. Ф. Зурова, их младшего современника и участника Гражданской войны, характерно, на фоне любви к русскому народу, выражение ужаса от нового переживаемого этапа истории: «Трагический раскол народа, вакханалия братоубийства, когда смерть человека становится заурядным явлением, крушение вековых нравственных устоев — таково содержание его произведений»6. Василий Волгин (псевдоним В. А. Никифорова) известен сегодня значительно меньше, он — мастер миниатюры, ищущий подлинную Россию в униженных богоборческой властью «последних» православных и чающий ее возрождения. Поэт А. В. Гессен также малоизвестен даже профессиональным
5 Любомудров А. М. Голгофская страна: художественная историософия России в поэзии и прозе русского зарубежья // Там же. С. 25-40.
6 Там же. С. 32.
эмигрантоведам, в статье анализируется единственное его крупное произведение — поэма «Горькие травы» (1925). Идейный монархист поэт С. С. Бехтеев был популярен у единомышленников благодаря своим сборникам с символическими названиями — «Песни русской скорби и слез», «Песни сердца» и «Святая Русь». В противоположность двум предыдущим поэтам, И. Савин (И. И. Саволайнен) уже более знаком российским читателям; лиризм стихотворений и подлинная любовь к Родине этого белого воина покорили сердца как эмигрантов, так и наших современников.
Хабилитированный доктор философии, профессор Папского университета Иоанна Павла II сестра Тереза (Оболевич) посвятила свою статью непростым взаимоотношениям двух знаменитых мыслителей Русского Зарубежья — прот. Георгия Флоровского и проф. Николая Михайловича Зёрнова. Оба колоритных церковных деятеля известны как богословы и историки Русской Церкви, состоявшие в «Русском Студенческом Христианском Движении» (РСХД) и неоднократно встречавшиеся на экуменических конференциях «Содружества св. Албания и преп. Сергия Радонежского». Вместе с тем, работа с. Терезы «Протоиерей Георгий Флоровский и Николай Зёрнов: пересечения
7
и расхождения» показывает принципиальные противоречия во взглядах двух мыслителей, в частности, на экуменическое движение, участниками которого они являлись. Она написана на большом фактическом материале, причем особый интерес представляет проделанный автором анализ работ о. Флоров-ского с критикой религиозных концепций Зёрнова.
Одной из лучших публикаций номера следует признать содержательное исследование доцента Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, кандидата исторических наук Максима Викторовича Медоварова «В. П. Никитин и его место в евразийском движении»8. Обычно при изучении евразийского движения главное внимание уделяется его основателям — Н. С. Трубецкому, П. Н. Савицкому, П. П. Сувчинскому, либо его наиболее ярким представителям — Л. П. Карсавину, Г. В. Вернадскому и др., лидеры же и идеологи «второго» уровня незаслуженно «пропадают» до уровня упоминания. Одному из таких деятелей евразийства — русскому востоковеду, дипломату, иранисту Василию Петровичу Никитину — и посвящена статья М. В. Медоварова. В 1920-е гг. В. П. Никитин был не просто активистом в движении евразийцев, но возглавлял их молодежную организацию. После кламарского раскола он состоял во фракции газеты «Евразия», затем перешел на более правые позиции и стал заниматься исключительно наукой, при этом идеологии евразийства не изменил. Текст М. В. Медоварова разделен на четыре части, рассматривающие В. П. Никитина как теоретика евразийства, его участие в кламарском расколе, а также
7 Тереза (Оболевич), сестра. Георгий Флоровский и Николай Зёрнов: пересечения и расхождения // Там же. С. 41-56. Данной статьей известная польская исследовательница русской философии продолжает свои труды по изучению философской мысли Русского Зарубежья. См., напр.: Оболевич Т.С., Аляев Г.Е.С.Л. Франк: еврей, принявший христианство // Там же. 2019. № 1 (2). С. 115-123.
8 Медоваров М. В. В. П. Никитин и его место в евразийском движении // Там же. 2021. № 4 (7). С. 57-74.
проблемы Ирана, Турана и других стран Азии; послевоенному же периоду автор уделил, к сожалению, лишь один абзац. Возможно, он смог бы почерпнуть «пищу» для дальнейших исследований, ознакомившись с нашей монографией «„Петропольский Тацит" в изгнании: Жизнь и творчество русского историка Николая Ульянова»9, где цитируется достойная внимания переписка
B. П. Никитина и «истого западника»10 Н. И. Ульянова.
Нельзя не согласиться с профессором Луганского государственного педагогического университета, доктором философских наук Виталием Юрьевичем Даренским, в своей статье утверждающим, что архим. Константин (Кирилл Иосифович Зайцев) — один из выдающихся, но до сих пор не оцененных по достоинству православных мыслителей Русского Зарубежья11. Среди многообразного наследия архим. Константина автор статьи останавливается преимущественно на одном аспекте — его историософских воззрениях, которые тезисно можно представить следующим образом: «Россия стала центром и завершением мipового исторического процесса, поскольку была хранителем Православия и Катехона»12.
Новая статья доктора исторических наук, главного архивиста Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, профессора кафедры церковной истории СПбДА Михаила Витальевича Шкаровского посвящена известному историку Церкви, члену-корреспонденту Российской императорской академии наук Николаю Никаноровичу Глубоковскому. Про Н. Н. Глубоковского написаны десятки, если не сотни работ, но, как правило, биографические данные в них прерываются фразой: «После революции 1917 г. уехал в эмиграцию», так что можно подумать, будто за почти 20 лет ученый больше ничего не написал и ничем не занимался (впрочем, подобным образом обстоит дело с биографическими статьями о многих наших выдающихся соотечественниках, переживших драматические события ХХ в.). Восполнить данный пробел и призвана публикация М. В. Шкаровского «Деятельность профессора Петроградской духовной академии Н. Н. Глубоковского в эмиграции и судьба его научного наследия»13. В тексте рассматриваются обстоятельства выезда ученого за границу, короткий выборгский период и переезд в Болгарию, подробно излагается его влияние на болгарское православие, позиция в конфликте
9 См.: Базанов П. Н. «Петропольский Тацит» в изгнании: Жизнь и творчество русского историка Николая Ульянова. СПб., 2018. С. 224-225, 389, 392-393.
10 Определение В. П. Никитина. См.: Там же. С. 389; Columbia University Libraries, Rare book and Manuscript Library Bakhmeteff Archive of the Russian and East European History and Culture (BAR) V. P. Nicitin Papers. Box. 1. Files: Переписка Н. И. Ульянова с В. П. Никитиным. Нью-Йорк, 1956-1957 гг. Письмо В. П. Никитина Н. И. Ульянову от 27 авг. 1956. Л. 2.
11 Даренский В. Ю. Историософия архимандрита Константина (Зайцева) // Русско-Византийский вестник. 2021. № 4 (7). С. 75-91. Эта статья продолжает религиозно-философскую тематику предыдущей работы автора, опубликованной в журнале: Его же. «Смысл жизни» князя Е. Н. Трубецкого — «канон» православного экзистенциализма // Там же. № 3 (6). С. 58-82.
12 Даренский В.Ю. Историософия архимандрита Константина (Зайцева)... С. 88.
13 Шкаровский М. В. Деятельность профессора Петроградской духовной академии Н. Н. Глубоковского в эмиграции и судьба его научного наследия // Там же. № 4 (7).
C. 92-105.
сторонников митр. Евлогия с Архиерейским Синодом РПЦЗ, дается краткий обзор творчества в Зарубежье.
Доцент кафедры богословия СПбДА, кандидат богословия Александр Васильевич Маркидонов посвятил свою статью митр. Антонию (Андрею Борисовичу Блуму), избрав для анализа два богословских вопроса, суть которых сформулировал в названии — «Ответственность и солидарность в жизни и богословии митрополита Антония Сурожского»14. Митр. Антоний был представителем т. н. поколения детей русской эмиграции, т. е. тех, кто покинул Россию в детском возрасте и уже не так ярко помнил жизнь на Родине. Для большинства из них, возраставших в инославном и иноверческом окружении, были характерны русский национал-патриотизм, консерватизм и воинствующий антикоммунизм. Вместе с тем религиозные и общественно-политические воззрения, основанные на непримиримости, не отвечали «миротворческому» настрою митр. Антония, и А. В. Маркидонов стремился показать своеобразную эволюцию к «солидарности» в его жизни и творчестве.
Статья доцента кафедры истории культуры, государства и права Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ», кандидата исторических наук Дмитрия Игоревича Стогова «Н. Е. Марков: жизнь и деятельность русского монархиста в изгнании»15 начинается кратким пояснением о том, кого, по мнению автора, следует считать «правыми» в России начала ХХ в. Д. И. Стогов априорно утверждает, что таковыми были именно члены организаций черносотенцев, лишая все прочие политические партии реакционнее октябристов (например, царистов) права на этот статус. Далее следует краткий обзор судеб лидеров черносотенцев после февраля 1917 г. Большая часть статьи посвящена жизни и творчеству Николая Евгеньевича Маркова (Маркова Второго) после 1920 г. Почему-то от внимания автора ускользнул период деятельности его персонажа до организации Рейхенгалльского съезда и образования «Высшего Монархического Совета». Особенно не понятно, почему не упоминается «Союз Верных», где в «Тайном верхе» руководили Н. Е. Марков, кн. А. А. Ширинский-Шихматов, сенатор А. А. Римский-Корсаков и др., впоследствии фактически контролировавшие «Высший Монархический Совет». Эмигрировав в Германию, Марков Второй,
14 Маркидонов А.В. В Ответственность и солидарность в жизни и богословии митрополита Антония Сурожского // Там же. С. 106-115. Статья типологически связана с другими работами автора, посвященными богословскому осмыслению судеб русской духовной культуры: Маркидонов А.В. Культура школы в горизонте веросознания: по поводу миссии святых Кирилла и Мефодия // Там же. 2018. № 1. С. 31-39; Его же. А. С. Хомяков и некоторые философские параллели к одной богословской предпосылке // Там же. 2021. № 1 (4). С. 9-21; Его же. Богословие и культура: монография. СПб., 2022. 504 с.
15 Стогов Д.И. Н.Е. Марков: жизнь и деятельность русского монархиста в изгнании // Русско-Византийский вестник. 2021. № 4 (7). С. 116-127. Статья развивает анализ идей русского консерватизма, начатый автором в предыдущих работах: Его же. Б. В. Никольский и Б. А. Садовской об императоре Александре III // Там же. 2020. № 1 (3). С. 270-285; Его же. Русские консерваторы конца XIX — начала ХХ в. об эпохе императора Александра III // Там же. 2021. № 1 (4). С. 125-141; Его же. Е. Н. Трубецкой и русские консерваторы: к истории взаимоотношений // Там же. № 3 (6). С. 83-95.
используя влияние и возможности «Союза Верных», приступил к созданию легальных организаций на местах, в большинстве случаев получавших типовое название — «Монархическое объединение». Позднее эти местные организации были подчинены «Высшему Монархическому Совету».
Примечательно, что Н. Е. Марков оставался одним из немногих российских политиков в эмиграции, которые совершенно не хотели менять свои общественные взгляды. В изгнании он, по сути, повторял собственные постулаты дореволюционного периода. В Русском Зарубежье наиболее распространенными карикатурами были рисунки, изображавшие эмигрантов в новых профессиях — офицеров, переквалифицировавшихся в официантов, и т.д. При этом саркастически указывалось, что только русские политики не хотят ничего менять, и в качестве примера шли названия лекций и работ А. Ф. Керенского и Н. Е. Маркова. Между тем, Николай Евгеньевич стремился учесть недостатки дореволюционной правой идеологии и выработать новую монархическую. Но именно его постоянно обвиняли в догматизме и фанатизме. Статья Д. И. Стогова помогает раскрыть некоторые особенности творчества Н. Е. Маркова в эмигрантский период.
Известный ученый-эмигрантовед, кандидат исторических наук Михаил Григорьевич Талалай заслуженно считается крупнейшим специалистом по исследованию Русского Зарубежья в Италии. Его новая статья «Комитет по обеспечению высшего образования русскому юношеству за границей и его посланники в Италию»16 посвящена ранее не привлекавшему внимание исследователей сюжету деятельности Федоровского комитета. Автор показывает, что общественно-политический деятель М. М. Федоров старался помочь русской молодежи, не успевшей из-за Гражданской войны получить высшее образование, восполнить этот пробел. Как и все научные работы М. Г. Талалая, статья написана на большом количестве источников и наглядно раскрывает непростую историческую ситуацию, в которую волей судьбы были ввержены русские эмигранты «первой волны».
Уже упомянутый выше М. В. Медоваров выступает в данном номере не только как автор собственной статьи, но и как публикатор эмигрантского наследия. С обширным предисловием и комментарием он обнародует текст Клавдии Флоровской «Леонтьев как предшественник евразийства»17. К. Н. Леонтьев традиционно считается одним из предтеч и даже учителей евразийцев. Если связь евразийцев со славянофилами, на наш взгляд, скорее надуманна, то экзотическая философия леонтьевского византизма действительно имеет параллели с востокофильским движением, и не только в критике западничества. Впрочем, дилогия творческого наследия «Константин Леонтьев — евразийцы» традиционно служит предметом спекуляций в современной публицистике.
Стоит отметить, что евразийцы планировали издать «правильную» книгу про К. Н. Леонтьева, автором которой должен был стать один из лидеров
16 Талалай М. Г. Комитет по обеспечению высшего образования русскому юношеству за границей и его посланники в Италию // Там же. № 4 (7). С. 128-136.
17 Медоваров М. В. Статья Клавдии Флоровской «Леонтьев как предшественник евразийства» // Там же. С. 137-152.
молодежного крыла Петр Семенович Арапов. Однако молодой штабс-ротмистр не имел достаточной интеллектуальной подготовки, чтобы создать серьезную работу об одном из самых парадоксальных русских философов, а кроме того, больше увлекался не теорией, а практическими делами евразийского движения. В этой связи положение пытались спасти, опубликовав статью «Леонтьев как предшественник евразийства» Клавдии Васильевны Флоровской — сестры знаменитых братьев Флоровских, богослова о. Георгия и слависта Антония. Материал, напечатанный в первом выпуске «Евразийской хроники», основывался лишь на трех работах Леонтьева — «Византизм и славянство», «Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения» и «Национальная политика как орудие всемирной революции». Хотя статья была скорее обзорной, чем аналитической, тем не менее, она четко указывает на принципиальную позицию евразийцев по отношению к леонтьевскому наследию.
В разделе «Византийский кабинет» публикуются материалы выступлений участников состоявшегося 2 февраля 2022 г. в рамках научно-просветительского проекта Издательства СПбДА «Византийский кабинет» круглого стола «Истинная Россия есть страна милости, а не ненависти»18, приуроченного к 50-летию кончины «последнего русского классика ХХ в.» Бориса Константиновича Зайцева (1881-1972). В мероприятии участвовали: кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы ХХ в. Московского государственного областного университета Виктория Богдановна Белукова; кандидат философских наук, доцент кафедры богословия СПбДА, главный редактор «Русско-Византийского вестника» и заместитель руководителя «Византийского кабинета» Игорь Борисович Гаврилов; доктор филологических наук, профессор Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина Виктория Трофимовна Захарова; кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков и доцент кафедры богословия СПбДА, руководитель «Византийского кабинета» свящ. Игорь Иванов; уже названный ранее автор статьи о писателях-эмигрантах доктор филологических наук Алексей Маркович Любомудров и доктор филологических наук, научный сотрудник Музея истории г. Обнинска Надежда Идюновна Пак. Представленные тезисы докладчиков удачно дополняют статью А. М. Любомуд-рова, расширяя область исследований творчества Б. К. Зайцева и показывая,
18 Белукова В. Б., Гаврилов И. Б., Захарова В. Т., Иванов И., свящ., Любомудров А. М., Пак Н. И. «Истинная Россия есть страна милости, а не ненависти». Материалы круглого стола научного проекта Издательства СПбДА «Византийский кабинет» к 50-летию кончины классика литературы Русского Зарубежья Бориса Константиновича Зайцева (1881-1972) // Там же. С. 154-166. Материалы некоторых других круглых столов «Византийского кабинета» по тематике Русского Зарубежья см.: Иванов И., свящ., Гаврилов И.Б., Титаренко С. Д., Титаренко Е. М., Сокурова О. Б., Маркидонов А. В. Вячеслав Иванов: поэт, философ, христианин. К 70-летию со дня кончины. Материалы круглого стола научного проекта Издательства СПбДА «Византийский кабинет» // Там же. 2020. № 1 (3). С. 338355; Хондзинский П., прот., Костромин К., прот., Легеев М, свящ., Иванов И, свящ., Оболевич Т. С., Маркидонов А. В., Фатеев В. А., Гаврилов И. Б., Медоваров М. В., Тесля А. А. Наследие прот. Георгия Флоровского (1893-1979): pro et contra. Материалы круглого стола научного проекта Издательства СПбДА «Византийский кабинет» к 40-летию кончины выдающегося православного мыслителя // Там же. 2021. № 1 (4). С. 156-175.
что творческое наследие этого великого художника слова не утратило актуальности в наши дни и продолжает по-христиански благотворно воздействовать на современного читателя.
В конце номера помещены некрологи19, к сожалению, не снискавшему широкой известности талантливому петербургскому писателю и исследователю русской поэзии Николаю Ивановичу Калягину (1955-2022), написанные знавшими его постоянными авторами «Русско-Византийского вестника» — кандидатом филологических наук, членом редколлегии издательства «Росток» Валерием Александровичем Фатеевым и доктором физико-математических наук, председателем Русского философского общества им. Н. Н. Страхова Николаем Петровичем Ильиным. Эти теплые и живые отклики побуждают ознакомиться с главным трудом Н. И. Калягина «Чтения о русской поэзии», над которым он работал на протяжении всей жизни и в котором отечественная поэзия рассматривается в широком историко-философском и культурологическом контексте20.
Обзор данного номера «Русско-Византийского вестника» позволяет сделать оптимистический вывод, что изучение культурного и идейного наследия Русского Зарубежья в наши дни продолжает развиваться. На фоне недостаточного внимания в обществе к актуальнейшему в настоящее переломное в мировоззренческом отношении время религиозно-философскому наследию мыслителей русской эмиграции «первой волны» журнал вносит существенный вклад в его раскрытие для наших современников. В заключение хочется пожелать «Русско-Византийскому вестнику» новых тематических выпусков, посвященных Русскому Зарубежью и, в частности, еще одной знаменательной дате — 100-летнему юбилею «Философского парохода» (1922-2022).
Источники и литература
1. Аляев Г.Е., Резвых Т.Н. Религиозный путь философа: С.Л. Франк и Православие // Русско-Византийский вестник. 2018. № 1. С. 82-112.
2. Базанов П.Н. «Петропольский Тацит» в изгнании: Жизнь и творчество русского историка Николая Ульянова. СПб.: Владимир Даль, 2018. 511 с.
3. Белукова В. Б., Гаврилов И. Б., Захарова В. Т., Иванов И., свящ., Любомудров А. М., Пак Н.И. «Истинная Россия есть страна милости, а не ненависти». Материалы круглого стола научного проекта Издательства СПбДА «Византийский кабинет» к 50-летию кончины классика литературы Русского зарубежья Бориса Константиновича Зайцева (1881-1972) // Русско-Византийский вестник. 2021. №4 (7). С. 154-166.
4. Гаврилов И. Б. Зарубежная Россия как культурный феномен // Русско-Византийский вестник. 2021. №4 (7). С. 8-10.
19 Фатеев В.А., Ильин Н.П. Памяти Николая Ивановича Калягина (^ 2022) // Там же. № 4 (7). С. 167-170.
20 См. подр.: Фатеев В.А. Философские беседы о русской поэзии. Рецензия на книгу: Калягин Н.И. Чтения о русской поэзии. СПб.: Алетейя, 2021. 896 с. // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 1 (9). С. 131-150.
5. Даренский В. Ю. «Смысл жизни» князя Е. Н. Трубецкого — «канон» православного экзистенциализма // Русско-Византийский вестник. 2021. № 3 (6). С. 58-82.
6. Даренский В. Ю. Историософия архимандрита Константина (Зайцева) // Русско-Византийский вестник. 2021. №4 (7). С. 75-91.
7. Иванов И., свящ., Гаврилов И. Б., Титаренко С. Д., Титаренко Е. М., Сокурова О. Б., Маркидонов А. В. Вячеслав Иванов: поэт, философ, христианин. К 70-летию со дня кончины. Материалы круглого стола научного проекта Издательства СПбДА «Византийский кабинет» // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 338-355.
8. Любомудров А.М. Голгофская страна: художественная историософия России в поэзии и прозе русского зарубежья // Русско-Византийский вестник. 2021. №4 (7). С. 25-40.
9. Маркидонов А. В. А. С. Хомяков и некоторые философские параллели к одной богословской предпосылке // Русско-Византийский вестник. 2021. № 1 (4). С. 9-21.
10. Маркидонов А.В. Богословие и культура: монография. СПб.: Изд-во СПбДА, 2022. 504 с.
11. Маркидонов А.В. Культура школы в горизонте веросознания: по поводу миссии святых Кирилла и Мефодия // Русско-Византийский вестник. 2018. № 1. С. 31-39.
12. Маркидонов А.В. Ответственность и солидарность в жизни и богословии митрополита Антония Сурожского // Русско-Византийский вестник. 2021. №4 (7). С. 106-115.
13. Медоваров М. В. В. П. Никитин и его место в евразийском движении // Русско-Византийский вестник. 2021. №4 (7). С. 57-74.
14. Медоваров М. В. Статья Клавдии Флоровской «Леонтьев как предшественник евразийства» // Русско-Византийский вестник. 2021. №4 (7). С. 137-152.
15. Морозов М.А. Научный журнал «Русско-Византийский вестник» // Христианское чтение. 2021. № 1. С. 83-87.
16. Оболевич Т. С., Аляев Г.Е. С. Л. Франк: еврей, принявший христианство // Русско-Византийский вестник. 2019. № 1 (2). С. 115-123.
17. Пащенко М. В. Россия — Франция, филология — теология: перекрестки М. И. Лот-Бородиной на пути к Граалю // Русско-Византийский вестник. 2021. № 3 (6). С. 182-202.
18. Стогов Д. И. Б. В. Никольский и Б. А. Садовской об императоре Александре III // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 270-285.
19. Стогов Д. И. Е. Н. Трубецкой и русские консерваторы: к истории взаимоотношений // Русско-Византийский вестник. 2021. № 3 (6). С. 83-95.
20. Стогов Д. И. Н. Е. Марков: жизнь и деятельность русского монархиста в изгнании // Русско-Византийский вестник. 2021. №4 (7). С. 116-127.
21. Стогов Д.И. Русские консерваторы конца XIX — начала ХХ в. об эпохе императора Александра III // Русско-Византийский вестник. 2021. № 1 (4). С. 125-141.
22. Талалай М. Г. Комитет по обеспечению высшего образования русскому юношеству за границей и его посланники в Италию // Русско-Византийский вестник. 2021. №4 (7). С. 128-136.
23. Тереза (Оболевич), сестра. Георгий Флоровский и Николай Зёрнов: пересечения и расхождения // Русско-Византийский вестник. 2021. №4 (7). С. 41-56.
24. Титаренко Е.М., Титаренко С.Д. «Культура — культ отшедших, и вечная память — душа ее жизни...»: Вячеслав Иванов и Николай Федоров // Русско-Византийский вестник. 2020. № 3(1). С. 307-323.
25. Фатеев В.А. Журнал русской духовной мысли. Отзыв на научный журнал Санкт-Петербургской духовной академии «Русско-Византийский вестник», 2020,
№ 1 (3). 384 c. // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. №4 (8). С. 155-168.
26. Фатеев В.А. Православие, русская философия и культура. Отзыв на научный журнал Санкт-Петербургской духовной академии «Русско-Византийский вестник», 2021, №3 (6). 216 с. // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2022. №3 (15). С. 171-181.
27. Фатеев В.А. Русская религиозно-философская мысль и отечественная история. Отзыв на научный журнал Санкт-Петербургской духовной академии «Русско-Византийский вестник», 2021, № 2 (5), 188 с. // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2022. № 1 (13). С. 158-170.
28. Фатеев В.А. Философские беседы о русской поэзии. Рецензия на книгу: Калягин Н.И. Чтения о русской поэзии. СПб.: Алетейя, 2021. 896 с. // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 1 (9). С. 131-150.
29. Фатеев В.А., Ильин Н.П. Памяти Николая Ивановича Калягина (f 2022) // Русско-Византийский вестник. 2021. №4 (7). С. 167-170.
30. Фетисенко О. Л. К поэтической агиологии Вячеслава Иванова (Из путевых заметок филолога) // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 332-337.
31. Хондзинский П., прот., Костромин К., прот, Легеев М, свящ, Иванов И., свящ., Оболевич Т. С., Маркидонов А.В., Фатеев В.А., Гаврилов И.Б., Медоваров М.В., Тесля А. А. Наследие прот. Георгия Флоровского (1893-1979): pro et contra. Материалы круглого стола научного проекта Издательства СПбДА «Византийский кабинет» к 40-летию кончины выдающегося православного мыслителя // Русско-Византийский вестник. 2021. № 1 (4). С. 156-175.
32. Шевченко М. М. О русской мысли и ее воплощении в истории. Отзыв на научный журнал Санкт-Петербургской духовной академии «Русско-Византийский вестник», 2021, № 1 (4). 184 с. // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. №3 (11). С. 166-174.
33. Шкаровский М.В. Деятельность профессора Петроградской духовной академии Н. Н. Глубоковского в эмиграции и судьба его научного наследия // Русско-Византийский вестник. 2021. №4 (7). С. 92-105.
34. Columbia University Libraries, Rare book and Manuscript Library Bakhmeteff Archive of the Russian and East European History and Culture (BAR) N. E. Markov Papers. Box. 1.