ТРУДЫ КАФЕДРЫ БОГОСЛОВИЯ
Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви
№ 4(8) 2020
В.А. Фатеев
Журнал русской духовной мысли
Отзыв на научный журнал Санкт-Петербургской духовной академии «Русско-Византийский вестник», 2020, № 1 (3). 384 с.
DOI 10.47132/2541-9587_2020_4_155
Аннотация: Статья представляет собой обзор статей научного журнала Санкт-Петербургской духовной академии «Русско-Византийский вестник», 2020. № 1 (3), посвященного религиозному и культурному взаимодействию и преемственности Православной Византии и Русской православной цивилизации. Соответственно, содержание номера делится на два больших направления: византийское наследие и русская религиозная философия. Значительное место отведено в журнале материалам, освещающим события, связанные с юбилейными датами: 200-летием славянофила Ю.Ф. Самарина, 125-летием со дня кончины императора Александра III и 70-летием со дня кончины теоретика символизма Вяч. Иванова. Показано, что в журнале представлен широкий круг мыслителей, государственных и общественных деятелей, и проанализированы посвященные им материалы.
Ключевые слова: Византия, Россия, русская православная цивилизация, религиозная философия, славянофильство, народность, западничество, самодержавие, христианство, язычество, «Русско-Византийский вестник».
Об авторе: Валерий Александрович Фатеев
Кандидат филологических наук, член редколлегии издательства «Росток» (Санкт-Петербург). E-mail: [email protected]
Ссылка на статью: Фатеев В. А. Журнал русской духовной мысли. Отзыв на научный журнал Санкт-Петербургской духовной академии «Русско-Византийский вестник», 2020, № 1 (3). 384 с. // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. №4 (8). С. 155-168.
PROCEEDINGS OF THE DEPARTMENT OF THEOLOGY
Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church
No. 4 (8) 2020
V. A. Fateev
Journal of Russian Theological Thought
Review of the Scholarly Journal of St. Petersburg Theological Academy Russko-Vizantiysky Vestnik, 2020, no. 1 (3). 384 pp.
DOI 10.47132/2541-9587_2020_4_155
Abstract: The article is a review of articles of the scholarly journal of the St. Petersburg Theological Academy Russko-Vizantiysky Vestnik (Russian-Byzantine Bulletin), 2020. No. 1 (3), dedicated to the religious and cultural interaction and continuity of Orthodox Byzantium and Russian Orthodox civilization. Accordingly, the content of the issue is divided into two major areas: Byzantine heritage and Russian religious philosophy. A significant place in the journal is devoted to materials covering events related to anniversary dates: the 200th anniversary of the Slavophile Yu. F. Samarin, the 125th anniversary of the death of Emperor Alexander III and the 70th anniversary of the death of the theoretician of symbolism Vyacheslav Ivanov. It is shown that the journal presents a wide range of thinkers, statesmen and public figures, and analyzes the materials devoted to them.
Keywords: Byzantium, Russia, Russian Orthodox civilization, religious philosophy, Slavophilism, nationality, Westernism, autocracy, Christianity, paganism, Russian-Byzantine Bulletin.
About the author: Valery Alexandrovich Fateev
Candidate of Philological Sciences, member of the editorial board of the Rostok Publishing House
(St. Petersburg).
E-mail: [email protected]
Article link: Fateev V. A. Journal of Russian Theological Thought. Review of the Scholarly Journal of St. Petersburg Theological Academy Russko-Vizantiysky Vestnik, 2020, no. 1 (3). 384 pp. Proceedings of the Department of Theology of the Saint Petersburg Theological Academy, 2020, no. 4 (8), pp. 155-168.
САНКТ- ПЕТЕРБУРГСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
РУССКО-
ВИЗАНТИЙСКИЙ ВЕСТНИК
№1 (3), 2020
Научный журнал
ISSN 2588-0276 (Print) ISSN 2687-0819 (Online)
Обложка :<Русско-Византийского вестника»
«Русско-Византийский вестник» — журнал относительно молодой: первый номер этого издания вышел в 2018 г. Этот научный журнал объемом почти в 30 печатных листов весьма убористого текста представляет собой важное явление не только в творческой деятельности Санкт-Петербургской духовной академии, но и в культурной жизни всей России1. В современных условиях, когда из-за этической бесконтрольности медиапространства всё более широкое распространение получают всевозможные еретические и прямо антихристианские течения, важность такого издания, в котором история русской мысли освещается с позиций Православия, трудно переоценить.
В то время как светские «толстые» литературно-философские журналы всё более утрачивают свое былое культурное значение, «Русско-Византийский вестник» открывает новые перспективы взаимосвязи духовной школы и общества. Журнал рассчитан на образованных читателей, интересующихся историей русской религиозно-философской мысли, и имеет серьезный интеллектуальный характер. В тоже время, будучи ориентирован и на научно-популярные задачи, он отличается внешней привлекательностью: с самого начала его номера в приметной обложке малинового цвета украшены черно-белыми иллюстрациями, расположенными в текстах статей, а с данного номера издание стало выходить в твердом переплете.
В этом новом журнале, созданном с научно-просветительскими целями, сочетаются две большие и тесно взаимосвязанные темы: 1) культурное наследие Византийской православной цивилизации и Русская православная цивилизация, 2) русская религиозная философия. Таким образом, журнал имеет как духовно-нравственную составляющую, так и культурно-историческую, познавательную направленность.
Русская православная цивилизация многим обязана Византии, к которой восходят истоки Русского Православия, и такая естественная, органическая связь двух разделов журнала придает ему целостность в отношении исторических ориентиров включенных в него материалов.
Концепция издания, сочетающего два больших раздела, подробно изложена главным редактором журнала И. Б. Гавриловым2. Начиная с номера, который здесь нами рассматривается, центральное место в издании предполагается
1 См. также рецензию на этот журнал: Морозов М. А. Научный журнал «Русско-Византийский вестник» // Христианское чтение. 2021. № 1. С. 83-87.
2 Гаврилов И. Б. «Русско-Византийский вестник» — журнал духовной преемственности // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 8-13.
отводить темам русской религиозной философии, хотя журнал и впредь будет продолжать освещение византийской тематики. Здесь нет никакого внутреннего противоречия, так как смысловая концепция издания зиждется на идее преемственности Русской православной цивилизации по отношению к византийской святоотеческой мысли. Темы византийской патристики легли в основание русского православного богословия и естественно повлияли на концепции светской христианской философии.
Византийский раздел в данном номере журнала представлен двумя материалами. Открывает византийскую тему доклад монахини Терезы (Оболевич), сделанный на конференции в рамках «Византийского кабинета» Санкт-Петербургской духовной академии3. Доклад посвящен представительнице русской эмиграции, первой православной женщине-богослову М. И. Лот-Бородиной (1882-1957), которая сосредоточила свое внимание на святоотеческом толковании такой сложной богословской темы, как обожение плоти, опираясь на труды свв. Иринея Лионского, Симеона Нового Богослова, Максима Исповедника и других православных святых, а также провела сопоставление восточно-христианской концепции обожения с западноевропейскими толкованиями. Вторая часть доклада посвящена изучению М. И. Лот-Бородиной творчества византийского богослова XIV в. св. Николая Кавасилы.
Статья А. О. Мещеряковой «Внешняя политика Павла I и идея «Русского Константинополя»4 связана с популярной в русской истории идеей «возвращения» столицы Византийской империи в лоно восточно-православного мира как его духовной столицы и посвящена описанию неудачи внешнеполитического плана раздела владений Порты Отттоманской (Турции) в царствование Павла I из-за противодействия так называемой «английской партии». По мнению автора, Россия была как никогда близка к осуществлению мечты снова водрузить крест над Святой Софией, но заговор привел к убийству императора и крушению планов французско-русского союза.
Конечно, две статьи, посвященные византийской теме — это, пожалуй, маловато для журнала с таким названием. Однако помещенный в конце журнала обстоятельный «Обзор деятельности "Византийского кабинета"», включающий, среди прочего, описание круглого стола по вопросам духовного образования в Византии, а также отчет о Первой международной научно-богословской конференции по византинистике (состоявшейся в Книжной гостиной 13 сентября 2019 г.), показывает, что изучение византийского наследия занимает видное место в исследовательской и учебной деятельности Академии.
Раздел русской религиозной философии, которая занимает вторую важнейшую позицию в журнале, содержит четыре материала.
3 Тереза (Оболевич), монахиня. М. И. Лот-Бородина как исследовательница византийской мысли // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 14-36.
4 Мещерякова А. О. Внешняя политика Павла I и идея «Русского Константинополя» // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 37-47.
Статья П. Н. Павлюченкова «Понятие античности в религиозно-философском наследии священника Павла Флоренского»5 посвящена исследованию концепции «античности» в метафизике известного русского философа начала ХХ в., где дохристианское язычество рассматривается с точки зрения грядущего пришествия Христа. По мнению автора, «христианство было для Флоренского полным осуществлением "античности"», в религиозно-мифологических проявлениях которой философ видел онтологическое предвосхищение пришествия Христа: «„."священный огонь Эллады" из жажды истинного богопознания с приходом Христа превращается в реальность обожения...»6. Автор подробно раскрывает концепцию о. Павла об «иррациональной надежде античности» на избавление от трагедии языческой косности и приходит к весьма противоречивому выводу: «И христианство, принесшее, наконец, такое избавление, было для него "античностью" в самом полном смысле этого слова»7. Автор подробно раскрывает интерпретацию о. Павлом Флоренским идеи «античности», как и ее связь с идеей «религии Диониса» Вяч. Иванова и оправданием античной культуры как предтечи христианства в труде С. Н. Трубецкого «Метафизика в древней Греции»8. Однако в статье недостаточно подчеркнута, на наш взгляд, опасность модернистского оправдания язычества, которая может проистекать из подобных концепций.
Статья М. В. Медоварова «В. В. Розанов и "Русское обозрение": журнал в судьбе автора и автор в судьбе журнала»9 освещает немаловажный и недостаточно изученный вопрос об идейной борьбе в отечественной журналистике рубежа XIX и XX столетий. Журнал консервативного направления «Русское обозрение», редактором которого с 1892 г. выступал А. А. Александров, просуществовал недолго, до 1898 г., однако, как показано в статье, оставил заметный след в истории русской мысли. Среди авторов этого журнала исследователь выделяет творчество талантливого, хотя и противоречивого философа В. В. Розанова, в то время еще близкого к почвенно-славянофильскому и даже охранительному лагерю. Освещена неудачная попытка возрождения консервативного журнала А. Ф. Филипповым.
Статья «Место встречи: душа. Понятия личности и народности в контексте "загадки о человеке"»10 — дебютная публикация в журнале самобытного историка русской философии, доктора физико-математических наук Н. П. Ильина, давно привлекшего внимание своими смелыми, полемически заостренными и глубокими книгами и статьями по истории отечественной мысли. В этом очерке Н. П. Ильин дает краткий обзор взглядов некоторых из высоко оцениваемых им, но недостаточно известных русских мыслителей, которые
5 Павлюченков П. Н. Понятие античности в религиозно-философском наследии священника Павла Флоренского // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 48-66.
6 Там же. С. 63.
7 Там же. С. 66.
8 Трубецкой С. Н. Метафизика в Древней Греции. М.: Мысль, 2003. 589 с.
9 Медоваров М. В. В. В. Розанов и "Русское обозрение": журнал в судьбе автора и автор в судьбе журнала // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 67-89.
10 Ильин Н. П. Место встречи: душа. Понятия личности и народности в контексте "загадки о человеке" // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 90-109.
высказывались на тему важности понятия человека как личности — П. А. Астафьева, В. А. Снегирева, В. А. Несмелова. Личностное самосознание человека, утверждает Ильин, опирается на идею Бога как всесовершенной Личности»11. Читатель, которого заинтересует эта статья, может обратиться за более подробным изложением мировоззрения ее автора к известной книге «Трагедия русской философии»12, а также к вышедшим недавно книгам Н. П. Ильина «Истина и душа»13, посвященной философии П. А. Астафьева, и двум сборникам статей под общим названием «Моя борьба за русскую философию»14.
Статья И. Б. Гаврилова и С. В. Антонова «Из истории антинигилистической полемики 1860-х гг.»15 посвящена воссозданию атмосферы идейных споров периода, когда в общественном мнении преобладали отрицательные настроения, отчего консервативным философам-традиционалистам было трудно полемизировать с радикальными «шестидесятниками», ощущавшими широкую поддержку читательских масс. Авторы статьи убедительно показывают, что 1860-е годы были эпохой торжества «нигилизма», или «религии отрицания» (термин М. Н. Каткова). Печальные последствия этого «злокачественного заболевания» для научной и философской мысли общества ярко проиллюстрированы в статье на примере трудной судьбы видного критика идейного нигилизма, религиозного мыслителя-идеалиста П. Д. Юркевича, серьезные достижения которого в области христианской философии не только не были восприняты современниками, но и сам он подвергался высмеиванию и травле; философия же как таковая вообще отрицалась радикалами во имя «полезных» практических наук. Превозношение научных заслуг «шестидесятников» в советское время создало искаженное представление о соотношении сил в идейной борьбе того времени.
Отметим, что объективное освещение подобных сложных периодов в истории русской философии является одной из главных задач «Русско-Византийского вестника».
Важная особенность журнала «Русско-Византийский вестник» — публикация материалов, приуроченных к памятным датам выдающихся деятелей отечественной истории, культуры и мысли. Статьи этого номера посвящены трем важным историческим событиям: 200-летнему юбилею со дня рождения видного деятеля славянофильства Ю. Ф. Самарина (1819-1876), 125-летию со дня кончины императора Александра III (1845-1896) и 70-летию со дня смерти писателя-символиста В. И. Иванова (1866-1949).
11 Там же. С. 100.
12 Ильин Н. П. Трагедия русской философии. М., 2008.
13 Ильин Н. П. Истина и душа. Философско-психологическое учение П. Е. Астафьева в связи с его национально-государственными воззрениями. СПб., 2018.
14 Ильин Н. П. Моя борьба за русскую философию. Избранные очерки и статьи. Т. 1-2. СПб., 2020.
15 Гаврилов И. Б., Антонов С. В. Из истории антинигилистической полемики 1860-х гг. // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 110-126.
Оформление статей в номере «Русско-Византийского вестника»
Юбилею Ю.Ф. Самарина, 200-летие которого отмечалось в 2019 г., посвящена самая большая подборка материалов этого номера. Несколько статей данного раздела посвящены сопоставительному анализу воззрений Ю. Ф. Самарина и одного из близких ему мыслителей на ту или иную проблему.
Например, Н. Н. Вихрова в статье «И. С. Аксаков и Ю. Самарин о христианском идеале (Аспекты закона и свободы)»16 сопоставляет воззрения Самарина со взглядами его современника — тоже славянофила — И. С. Аксакова, показывая, что христианский идеал в понимании славянофилов сочетал в себе гармоническое единство «закона и благодати».
В статье Е. И. Анненковой «Цепь убеждений связала нас...»17, рассматриваются взаимоотношениям Юрия Самарина с братом И. С. Аксакова, Константином Сергеевичем. Автор отмечает, что именно Ю. Ф. Самарин, который был на два года младше К. С. Аксакова, проявил себя в дружеском диалоге более активной стороной. Важное место в переписке двух славянофилов занимают темы творчества Н. В. Гоголя, а также размежевания славянофилов и западников, выразившегося в идейном противостоянии направлений московской и петербургской журналистики. Как подчеркивает Е. И. Анненкова, «Петербург и Москва <...> предстают не только как олицетворение двух направлений русской мысли того времени, но как два мира, чуть ли не две цивилизации, их противоположность и противостояние несут в себе онтологический смысл»18. Анализ переписки двух славянофилов позволяет автору глубже раскрыть характерные общие черты славянофильства, главной из которых она
16 Вихрова Н. Н. И. С. Аксаков и Ю. Самарин о христианском идеале (Аспекты закона и свободы) // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 127-145.
17 Анненкова Е.И. «Цепь убеждений связала нас.» // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 146-164.
18 Там же. С. 156.
считает опору на русское национальное самосознание, на подлинно народное, православное просвещение. В тоже время в статье ставится вопрос о том, какие индивидуальные черты разделяют, а какие сближает категоричного, бескомпромиссного К. С. Аксакова и рассудительного аналитика Самарина.
В статье М. А. Можаровой «Ю. Ф. Самарин и Л. Н. Толстой в литературно-эстетическом контексте эпохи»19 прослеживаются взаимоотношениям Самарина с писателем, который воспринимал «самобытно умного» представителя славянофильства как духовно близкого ему человека и охотно приглашал его на чтения своих новых сочинений.
О. Л. Фетисенко в статье «Итальянские древности и новости в эпистолярных откликах Ю. Ф. Самарина (1864-1865»20 рассказывает о путешествии Самарина в Италию, опираясь на различные эпистолярные источники — письма родным, И. С. Аксакову, супругам Черкасским, Ф. В. Чижову, к баронессе Раден. Помимо подробного исследования маршрута поездки, описывается восприятие Самариным достопримечательностей Рима и других городов Италии.
Статья С. В. Мотина «"Ответ иезуиту отцу Мартынову" в переписке И. С. Аксакова и Ю. Ф. Самарина»21 посвящена первой публикации этого важного в идейном отношении сочинения в славянофильской газете «День» в 1865 г. (это сочинение более известно под названием «Иезуиты и их отношение к России», использованном при издании его в книжном варианте). Автор прослеживает подробности создания и публикации серьезного историко-теорети-ческого труда, раскрывающего отрицательное отношение к адептам католицизма в связи со слухами о возможном возвращении в Россию ордена иезуитов.
В статье В. А. Фатеева «Утраченная книга о богословии и философии Ю. Ф. Самарина протоиерея Феодора Андреева»22 идет речь, собственно, о судьбах русских мыслителей двух разных эпох — о богословских и философских взглядах Ю. Ф. Самарина и его единомышленников и о жизненной трагедии автора утраченной книги о религиозно-философских взглядах Самарина — исповедника 1920-х гг. священника Феодора Андреева (1887-1929), одного из идеологов иосифлянства. Статья заслуживает внимания не только ценной информацией о не дошедшей до нас обширной монографии преподавателя философии и логики МДА, освещавшей историю славянофильства с православных позиций, но и тем, что она проливает свет на духовную атмосферу сложного и всё еще недостаточно освещенного периода в истории Русской Православной Церкви.
А. А. Тесля в статье «О понятии народа в текстах Ю. Ф. Самарина»23 рассматривает толкование Самариным терминов «народ» и «народность», которые были столь важны в идеологии славянофильства.
19 Можарова М. А. Ю. Ф. Самарин и Л. Н. Толстой в литературно-эстетическом контексте эпохи // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 165-176.
20 Фетисенко О. Л. Итальянские древности и новости в эпистолярных откликах Ю. Ф. Самарина (1864-1865) // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 177-190.
21 Мотин С. В. «Ответ иезуиту отцу Мартынову» в переписке И. С. Аксакова и Ю. Ф. Самарина» // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 191-203.
22 Фатеев. В. А. Утраченная книга о богословии и философии Ю. Ф. Самарина протоиерея Феодора Андреева // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 204-230.
23 Тесля А. А. О понятии народа в текстах Ю. Ф. Самарина // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 231-240.
Завершает раздел, посвященный философу-славянофилу, статья Д. А. Ба-даляна «Письма И. С. Аксакова о кончине Ю. Ф. Самарина и реакция на нее общества»24. В ней подробно описаны последние дни Самарина, приводятся отклики разных лиц на смерть подвижника-славянофила и дается характеристика личности почившего как неутомимого и благородного труженика во славу русской культуры. В «Речи о Ю. Ф. Самарине», произнесенной И. С. Аксаковым после его кончины, а также во впервые публикуемых письмах публициста, подробно освещена важная роль Самарина в развитии русского самосознания и в общественно-политической деятельности, включая активное участие в проведении Крестьянской реформы.
Важной отличительной особенностью журнала «Русско-Византийский вестник» является регулярное освещение памятных дат, имеющих отношение к философско-публицистическому, патриотическому осмыслению госу-дарственнической линии, восходящей как к византийской традиции, так и к знаменитой уваровской формуле «Православие. Самодержавие. Народность». В этом номере журнала «державная» составляющая государственной идеологии исторической России представлена тремя статьями об императоре Александре III, который прославился наиболее успешным воплощением монархических принципов среди всех русских самодержцев XIX в.
И. Е. Дронов в статье «Император Александр III и идея "государства правды" в русской политической традиции»25 дает общий обзор принципов, легших в основание царствования Александра III, опираясь на традиционное русское понятие «правда». Правление Александра III было отмечено как правление «царя правды и мира»26. Главным успехом его деятельности было преодоление разгула «крамолы», приведшей к убийству террористами Царя-Освободителя Александра II, причем, как подчеркивается в статье, достигнуто это было не ответным террором, а торжеством правого дела в управлении страной. Экономическое развитие страны и укрепление военной мощи России в эпоху Александра III шли нога в ногу с внедрением в умы людей традиционных монархических принципов «государственной правды». Водворению «правды» в государственной жизни были подчинены уже первые законы Александра III после восшествия на трон. Целенаправленная и настойчивая деятельность монарха, направленная на проведение разносторонних мер, способствовавших укреплению страны, привела к тому, что «Россия стала вставать в виде какой-то громадной национальной силы»27, — уверенной в себе и, в то же время, миролюбивой державы. Александр III, вошедший в историю под официальным прозванием «Царь-Миротворец», стал воплощением идеального образа самодержца России.
24 Бадалян Д. А. Письма И. С. Аксакова о кончине Ю. Ф. Самарина и реакция на нее общества // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 241-255.
25 Дронов И.Е. Император Александр III и идея «государственной правды» в русской политической традиции // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 256-269.
26 Там же. С. 266.
27 Тихомиров Л. А. Критика демократии. М., 1897. С. 531.
В статье Д. И. Стогова «Б. В. Никольский и Б. А. Садовской об императоре Александре III»28 царствование Александра III рассматривается с позиций двух убежденных монархистов, представителей уже следующей, эпохи — юриста, литературного критика и поэта Б. В. Никольского, расстрелянного большевиками в 1918 г., и поэта Б.А. Садовского, жизнь которого в почти полной изоляции от общественной жизни советской России продолжалась еще долго, до его кончины в 1952 г. Взгляды Никольского на царствование Александра III приводятся главным образом на основе его «Дневника», изданного впервые в 2015 г.29 Никольский и Садовской были знакомы, и письма Никольского к Садовскому стали еще одним источником для автора статьи. Отзывы свидетелей роста предреволюционной смуты приобретают уже тревожный оттенок приближающейся катастрофы. Но тем ярче выступают в их представлении достижения Царя-Миротворца, деятельность которого была отмечена непоколебимой твердостью духа и энергией созидания. Особый интерес представляют сведения, почерпнутые Д. И. Стоговым из неопубликованного источника — эссе Садовского «Александр Третий»30, написанного в 1930 г. Сам автор называет это сочинение Садовского «прозаическим панегириком».
Заключает раздел, посвященный памяти Александра III, статья Ф. И. Мелен-тьева «России царь самодержавный угас во цвете лет и сил. Образ Александра III в стихотворении на его кончину»31. В этой статье подробно рассматриваются материалы, связанные с болезнью и смертью императора в 1894 г., прежде всего многочисленные стихотворные отклики на его кончину. Отмечается, что царствование Александра III было настолько успешным, что общее настроение выразили слова графа Д. А. Милютина: «Кажется, ни один еще в свете государь по смерти своей не вызывал такого всеобщего единодушного сожаления»32.
Последняя часть раздела «Памятные даты России» в этом номере посвящена известному поэту и мыслителю, одному из основоположников символизма Вячеславу Иванову (1866-1949).
Открывается эта часть журнала статьей Е. М. Титаренко и С. Д. Титарен-ко «"Культура — культ отшедших, и вечная память — душа ее жизни...": Вячеслав Иванов и Николай Федоров»33, которая посвящена сопоставлению
28 Стогов Д. И. Б. В. Никольский и Б. А. Садовской об императоре Александре III // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 270-285.
29 НикольскийБ.В. Дневник 1896-1918: в 2 т. / Изд. подгот. Д.Н. Шилов, Ю.А. Кузьмин. СПб., 2015. Т. 1: 1896-1903; Т. 2: 1904-1918.
30 Садовской Б. А. Александр Третий // Lib.Ru. URL: http://az.lib.ru/s/sadowskoj_b_a/ text_1930_alexandr_tretiy.shtml (дата обращения 25.11.2020).
31 Мелентьев Ф.И. «России царь самодержавный угас во цвете лет и сил»: Образ Александра III в стихотворении на его кончину // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 286-306.
32 Там же. С. 288.
33 Титаренко Е. М, Титаренко С. Д. «Культура — культ отшедших, и вечная память— душа ее жизни.»: Вячеслав Иванов и Николай Федоров // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 307-323.
взглядов двух известных религиозных философов рубежа XIX-XX вв. Внимание авторов привлекает отражение в сочинениях Вяч. Иванова таких основных понятий федоровского религиозного «проекта» как «общее дело», память и культ предков, воскрешение отцов, литургия и творчество. Авторы признают, что «Философия общего дела» Н. Ф. Федорова, в которой сделана попытка синтеза христианских, философских и научных идей, получала неоднозначные оценки философов и, особенно, православных богословов. Тем не менее, они правы в том, что учение Федорова о «всеобщем воскресении» оказало прямо или косвенно большое влияние на многих мыслителей рубежа столетий, в том числе и на Вяч. Иванова. В статье тщательно анализируются разные аспекты возможных влияний оригинального мировосприятия Н. Ф. Федорова на идеи Иванова. Отмечается, что Вяч. Иванов старался избегать христианского понятия «воскрешение», играющего важную роль в философии Федорова. Основное внимание авторы уделяют изучению переклички двух мыслителей по темам памяти, культа предков и воскресительного долга как пути развития религиозной культуры на основе двух работ Вяч. Иванова: статьи «Древний ужас (по поводу картины Л. Бакста "Terror Antiquus")» и книги «Переписка из двух углов», написанной теоретиком символизма вместе с М. О. Гершензо-ном34. В статье обобщен ценный материал по осмыслению взаимосвязи культуры и религии в трудах Н. Ф. Федорова и Вяч. Иванова.
Статья С. А. Кибальниченко «Вяч. Иванов и С. Н. Трубецкой: Два взгляда на преемственность античности и христианства»35 по своему содержанию перекликается со статьей П. Н. Павлюченкова, посвященной толкованию понятию «античность» в контексте христианства о. Павлом Флоренским. Автор сообщает, что Вяч. Иванов стал изучать дионисийский культ после прочтения книги Трубецкого «Метафизика в Древней Греции». Еще одним источником вдохновения Иванова стала, как отмечается, книга Ф. Ницше «Рождение трагедии», которая, по выражению С. А. Кибальченко, «обнажила тлеющий конфликт между эллинским язычеством и религией Нового Завета»36. Таким образом, выработанная Ивановым религиозно-философская доктрина, выраженная в книге «Эллинская религия страдающего бога», представляет собой рефлексию на религиозно-философское толкование античности с учетом идей Ницше и С. Н. Трубецкого. Иванов пытался найти в книге Трубецкого пути преодоления ницшеанской концепции и обоснование своего вывода о том, что эллинское язычество тяготело к выходу «за пределы языческого политеизма», т. е. представить Диониса языческим прообразом Христа. Однако сомнительная концепция сближения язычества и христианства, и особенно утверждение о подобии языческих и христианских таинств подверглись, как указывает автор убедительной критики брата С. Н. Трубецкого, Евгения Николаевича, аргументы которого высветили всю уязвимость мечты теоретика символизма об эллинизации христианства.
34 Иванов Вячеслав, Гершензон М. О. Переписка их двух углов. Пг.: Алконост, 1922.
35 Кибальниченко С. А. Вяч. Иванов и С. Н. Трубецкой: Два взгляда на преемственность античности и христианства // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 324-331.
36 Там же. С. 326.
В статье О. Л. Фетисенко «К поэтической агиологии Вячеслава Иванова (Из путевых заметок филолога)»37 рассматривается выдвинутая отечественным мыслителем Е.Л.Шифферсом (1934-1997) идея агиократии (власти святых). Одним из создателем концепции агиократии — «соборность вокруг святых» — рассматривается Вяч. Иванов, и прежде всего его книга «Повесть о Светомире царевиче»38. В статье идет речь о наиболее близких Иванову святых, как западных, так и восточных, и о памятных местах, дорогих поэту и мыслителю.
Несомненный интерес читателей вызовет содержание раздела «Материалы "Круглого стола"»39, также посвященного Вяч. Иванову. Выступления преподавателей Санкт-Петербургской духовной академии священника Игоря Иванова о византийской тематике у Вяч. Иванова и И. Б. Гаврилова, посвященное 70-летию памяти Иванова, послужили вступлением к докладу С. Д. Титаренко о византийской традиции в творчестве Вяч. Иванова. С. Д. Титаренко подробно остановилась на «Повести о Светомире царевиче» (1928-1949), которую Иванов считал своим духовным завещанием40. С дополнительным докладом о данном сочинении Иванова выступил Е. М. Титаренко. О. Б. Сокурова рассказала о своих занятиях творчеством Вяч. Иванова и об осмыслении его символистских идей. Она сопоставила взгляды Иванова с позицией его современников Андрея Белого и Николая Бердяева, в которых теоретик символизма видел духовную опасность религиозного натурализма, освящения непреобра-женной плоти мира, уклонение к ересям гностицизма и антропософии. Очень интересны замечания доцента кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии А. В. Маркидонова по поводу того, что мотивы перехода Вяч. Иванова в католичество так и не выяснены до конца и что сам теоретик символизма уклонялся от прямого ответа на этот вопрос.
Таким образом, очевидно, что журнал «Русско-Византийский вестник» предлагает читателю весьма широкий спектр идей и мнений, касающихся истолкования традиционных направлений русской религиозно-философской культуры и позволяет по достоинству оценить состояние современной науки и творческой мысли.
37 Фетисенко О. Л. К поэтической агиологии Вячеслава Иванова (Из путевых заметок филолога) // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 332 -337.
38 Иванов Вяч. Повесть о Светомире царевиче / Изд. подгот. А. Л. Топорков, О. Л. Фетисенко, А.Б. Шишкин. М., 2015.
39 Иванов И., свящ., Гаврилов И. Б., Титаренко С. Д., Титаренко Е. М., Сокурова О. Б., МаркидоновА.А. Вячеслав Иванов: поэт, философ, христианин. К 70-летию со дня кончины. Материалы круглого стола научного проекта Издательства СПбДА «Византийский кабинет» // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 338-354.
40 Гаврилов И. Б., Кибальниченко С. А. Magnum opus Вячеслава Иванова в контексте современных научных исследований. О книге: Повесть о Светомире царевиче / Изд. подгот. А.Л.Топорков, О.Л.Фетисенко, А.Б.Шишкин. М.: Ладомир, Наука, 2015. 824 с. (Литературные памятники) // Христианское чтение. 2020. №4. С. 151-170.
Источники и литература
1. АнненковаЕ.И. «Цепь убеждений связала нас.» // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 146-164.
2. Бадалян Д.А. Письма И. С. Аксакова о кончине Ю. Ф. Самарина и реакция на нее общества // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 241-255.
3. Вихрова Н. Н. И. С. Аксаков и Ю. Самарин о христианском идеале (Аспекты закона и свободы) // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 127-145.
4. Гаврилов И. Б., Антонов С. В. Из истории антинигилистической полемики 1860-х гг. // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 110-126.
5. ГавриловИ.Б., Кибальниченко С.А. Magnum opus Вячеслава Иванова в контексте современных научных исследований. О книге: Повесть о Светомире царевиче / Изд. подгот. А. Л. Топорков, О. Л. Фетисенко, А. Б. Шишкин. М.: Ладомир, Наука, 2015. 824 с. (Литературные памятники) // Христианское чтение. 2020. №4. С. 151-170.
6. Гаврилов И. Б. «Русско-Византийский вестник» — журнал духовной преемственности // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 8-13.
7. ДроновИ.Е. Император Александр III и идея «государственной правды» в русской политической традиции // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 256-269.
8. Иванов Вяч. Повесть о Светомире царевиче / Изд. подгот. А. Л. Топорков, О. Л. Фетисенко, А. Б. Шишкин. М., 2015. 824 с.
9. Иванов Вячеслав, Гершензон М. О. Переписка из двух углов. Пб.: Алконост, 1922. 62 с.
10. Иванов Игорь, свящ., ГавриловИ.В., ТитаренкоС.Д., ТитаренкоЕ.М, Соку-роваО.Б., МаркидоновА.А. Вячеслав Иванов: поэт, философ, христианин. К 70-летию со дня кончины. Материалы круглого стола научного проекта Издательства СПбДА «Византийский кабинет» // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 338-354.
11. Ильин Н.П. Истина и душа. Философско-психологическое учение П. Е. Астафьева в связи с его национально-государственными воззрениями. СПб.: Алетейя, 2018. 458 с.
12. Ильин Н.П. Место встречи: душа. Понятия личности и народности в контексте "загадки о человеке" // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 90-109.
13. Ильин Н.П. Моя борьба за русскую философию. Избранные очерки и статьи. Т. 1. Русская классическая философия и ее противники. СПб.: Алетейя, 2020. 717 с.
14. Ильин Н.П. Моя борьба за русскую философию. Избранные очерки и статьи. Т. 2. Становление национал-патриотизма как философской основы русской идеологии. СПб.: Алетейя. 462 с.
15. Ильин Н.П. Трагедия русской философии. М.: Айрис Пресс, 2008. 608 с.
16. Медоваров М. В. В. В. Розанов и «Русское обозрение»: журнал в судьбе автора и автор в судьбе журнала // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 67-89.
17. Мелентьев Ф. И. «России царь самодержавный угас во цвете лет и сил»: Образ Александра III в стихотворении на его кончину // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 286-306.
18. Можарова М. А. Ю. Ф. Самарин и Л. Н. Толстой в литературно-эстетическом контексте эпохи // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 165-176.
19. Монахиня Тереза (Оболевич). М. И. Лот-Бородина как исследовательница византийской мысли // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 14-36.
20. Мещерякова А. О. Внешняя политика Павла I и идея «Русского Константинополя» // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 37-47.
21. Морозов М.А. Научный журнал «Русско-Византийский вестник» // Христианское чтение. 2021. № 1. С. 83-87.
22. Мотин С.В. «Ответ иезуиту отцу Мартынову» в переписке И.С. Аксакова и Ю. Ф. Самарина» // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 191-203.
23. НикольскийБ.В. Дневник 1896-1918: в 2 т. / Изд. подгот. Д.Н.Шилов, Ю. А. Кузьмин. СПб., 2015. Т. 1: 1896-1903; Т. 2: 1904-1918.
24. Павлюченков П. Н. Понятие античности в религиозно-философском наследии священника Павла Флоренского // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 48-66.
25. Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции. М.: Мысль, 2003. 589 с.
26. Садовской Б. А. Александр Третий // Lib.Ru. URL: http://az.lib.ru/s/sadowskoj_b_a/ text_1930_alexandr_tretiy.shtml (дата обращения 25.11.2020).
27. Стогов Д. И. Б. В. Никольский и Б. А. Садовской об императоре Александре III // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 270-285.
28. Тесля А.А. О понятии народа в текстах Ю. Ф. Самарина // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 231-240.
29. Тихомиров Л А. Критика демократии. М., 1997.667 с.
30. Фатеев. В.А. Утраченная книга о богословии и философии Ю.Ф. Самарина протоиерея Феодора Андреева // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 204-230.
31. Фетисенко О.Л. Итальянские древности и новости в эпистолярных откликах Ю. Ф. Самарина (1864-1865) // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 177-190.
32. Фетисенко О.Л. К поэтической агиологии Вячеслава Иванова (Из путевых заметок филолога) // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 332 -337.