Научная статья на тему 'Отзыв на научный журнал «РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ ВЕСТНИК»'

Отзыв на научный журнал «РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ ВЕСТНИК» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
76
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отзыв на научный журнал «РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ ВЕСТНИК»»

М.А. Морозов

Отзыв на научный журнал «РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ ВЕСТНИК»

РУССКО-

ВИЭЛНТ['1ЙСК1-1Й ВЕЕТН1 [К

С 2018 г. при Санкт-Петербургской духовной академии выходит научный журнал «Русско-Византийский вестник». Как можно понять из самого его заглавия, он посвящен междисциплинарным исследованиям, которые объединяются в целостное направление: византийская православная цивилизация (или культура в широком понимании этого слова, с фокусировкой, прежде всего, на богословско-философскую традицию) и ее влияние на Россию. Понятно, что изучение феномена этого усвоения именно в контексте исторических реалий актуально именно у нас в Отечестве, поскольку с самых ранних времен Русь, затем Россия, на различных уровнях взаимодействовала с империей на Босфоре. И как бы ни относиться к историографической концепции английского византиниста, выходца из среды русских эмигрантов Д. Д. Оболенского о существовании так называемого Византийского содружества наций, к которому он относил и историческую Россию [Оболенский, 1998], все же не следует забывать, что наша

традиционная культура развивалась под сильным влиянием именно византийской традиции. Этим обстоятельством мы обязаны тому факту, что еще в древнерусский период наши предки приняли христианскую веру из Константинополя, а вместе с ней на Руси стали активно усваиваться и составные элементы византийского православия, а именно каноническое право, богословие, религиозная доктрина и литургика. Хотелось бы отметить, что и государственные мировоззрения, которые господствовали в допетровской России, покоились на представлениях о православном царстве, сложившихся в недрах византийской культуры, о чем говорил еще наш отечественный византинист Ю. А. Кулаковский [Кулаковский, 2003, 63-64].

В силу этих обстоятельств издание при Санкт-Петербургской духовной академии подобного журнала приобретает очевидную актуальность. На данный период времени (октябрь 2020 г.) вышло уже три номера, что свидетельствует о том, что исследование указанных выше проблем продолжается и порождает новые плодотворные дискуссии. А это, в свою очередь, наводит на мысль, что таковой журнал является насущным и необходимым. Попытаемся на примере рассмотрения исследовательской тематики трех вышедших номеров подтвердить эту точку зрения.

Попутно заметим, что тематику журнала определяют как статьи по истории и историографии, так и богословско-философские работы, поэтому он разделяется на соответствующие тематические разделы. Первый номер журнала открывается довольно интересной статьей, посвященной судьбам русских византинистов А. А. Васильева и Г. А Острогорского за рубежами нашего Отечества, а также статьями самих этих исследователей [Иванов, 2018]. Важно иметь в виду, что если Г. А. Острогорский сложился как историк Византии за пределами России, удалившись в эмиграцию

Максим Анатольевич Морозов — кандидат исторических наук, главный библиотекарь Научной библиотеки имени Горького Санкт-Петербургского государственного университета (mmorosov@gmail.com).

вместе с родителями еще в весьма юном возрасте, то А. А. Васильев уехал из России уже сложившимся исследователем и смог стать в дальнейшем основателем американской школы византинистики. Кстати сказать, основателем антиковедения в США стал также наш соотечественник, профессор Санкт-Петербургского университета М. И. Ростовцев.

По сути, две статьи выдающихся византинистов, напечатанные в первом номере журнала, несмотря на различную тематику, объединяет одно обстоятельство: они так или иначе касаются представлений византийцев о себе и о своем обществе. Они были связаны с идеей универсальной власти христианского императора и в своей основе имели как античные римские представления об общеримском порядке, так и христианский взгляд, развивавшийся еще в сочинениях отцов Церкви, о единстве христианского общества. В данном случае мы можем только согласиться с точкой зрения автора предисловия к двум этим публикациям: византийская цивилизация, зародившаяся в горниле римской государственности, на Востоке приобрела свои христианские основы и стала православной по своему духу, освятив и саму императорскую власть. Поэтому обе статьи видных византинистов касаются вопроса «теологии власти», или византийского политического богословия [Острогорский, 2018; Васильев, 2018].

Следующие три статьи посвящены общей теме восприятия и понимания византийской христианской культуры в России. В статье А. В. Маркидонова предпринята попытка выявить соотношение эллинской учености и христианской веры на примере миссии святых фессалоникийских братьев Кирилла и Мефодия [Маркидонов, 2018]. В публикации Н. Н. Павлюченкова речь идет о влиянии догмата о единосущии Лиц Св. Троицы на богословско-философскую идею свящ. Павла Флоренского [Павлючен-ков, 2018]. Автор приходит к выводу о влиянии богословия св. Афанасия Александрийского на философскую концепцию «всеединства». Наконец, третья статья посвящена проблеме общей периодизации истории Церкви с точки зрения богословия истории, причем авторы попытались рассмотреть историю патрологии в контексте единства исторического процесса [Легеев, Зинковский, Зинковский, 2018].

Следующие статьи в номере объединены проблемой развития русской религиозной культуры. Поскольку сама эта культура в широком понимании слова основывалась на православной традиции, то мы можем с уверенностью сказать, что данные статьи также в целом вписываются в проблематику журнала. Среди публикаций по этой теме выделим лишь некоторые, но это не означает, что все другие статьи не заслуживают внимания. Статья Н. Н. Лупаревой посвящена взглядам известного общественно-политического деятеля начала XIX в. С. Н. Глинки на «восточный вопрос» [Лупарева, 2018]. Автор приходит к выводу, что С. Н. Глинка представлял миссию России в этой области основанной на покровительстве своим единоверцам на Востоке. Две статьи касаются проблем истории Афона как островка византийской духовности. Первая статья рассматривает историю русского монашества на Афоне в начале XX в. [Шкаровский, 2018], а во второй речь идет о влиянии религиозных идей афонских монахов на идеи и творчество русского философа К. Н. Леонтьева [Фетисенко, 2018]. Наконец, в исследовании архим. Августина (Никитина) приводятся описания византийских памятников в Константинополе, сделанные русскими путешественниками XIX в. — Ф. Палеологом, С. И. Быстровым, Д. А. Скалоном [Августин Никитин, 2018]. Это исследование еще раз подтверждает, что русские люди всегда интересовались культурой погибшей империи и тянулись к ней.

Второй номер журнала «Русско-Византийский вестник» в целом сохраняет ту же тематику, которая была задана первым номером. Основу сборника составляют статьи, посвященные православной культуре и философии. Первый блок статей объединяет общий исследовательский интерес к русской религиозной традиции в контексте ее связи с византийским православием и духовными основами. При этом начальная статья этого блока, в которой рассказывается о праздновании 1000-летнего юбилея основания Лавры св. Афанасия на Афоне в 1963 г., отвечает на вопрос, каким образом Св. Афон мог стать тем каналом, через который византийская духовность стала питать

современные религиозные запросы [Шкаровский, 2019]. Автор приходит к выводу, что именно это празднование послужило толчком к усилению интереса со стороны ищущих интеллектуалов к афонской традиции. В статье В. А. Котельникова рассматривается построение «русской картины мира» через призму отношения к таким ключевым понятиям, как христианский Восток, Святая Земля, Константинополь [Котельников, 2019]. Автор говорит о том, что в процессе этого искания в России выработалось два направления отношений к «восточному вопросу». Одно из них — сугубо политическое направление, на котором Россия сталкивалась с противодействием со стороны западной цивилизации. Другое — пространство идеологического, историософского, поэтического творчества, где и создавалась «русская картина мира».

Достаточно интересна историографическая статья М. В. Медоварова о византийских исследованиях на страницах журнала «Русское обозрение» [Медоваров, 2019]. Исследование Н. Н. Павлюченкова открывает серию публикаций по русской религиозно-философской тематике и посвящено проблеме источников о. П. А Флоренского при создании им особого направления богословской мысли, которое сам он озаглавил как «литургическое богословие» [Павлюченков, 2019]. Проблема «богословия истории» в Русской Церкви и его связи с византийскими образцами на основе сочинений свт. Иллариона Киевского, прп. Иосифа Волоцкого и старца Филофея рассматривается в статье свящ. Михаила Легеева [Легеев, 2019].

Что касается исследований по философской тематике во втором номере журнала, следует отметить, что они касаются творчества двух философов совершенно разного направления, но также в своих идеях, в конце концов, исходивших из единого христианского стержня. В статье о С. Л. Франке рассматривается его основная идея, которая состоит в том, что христианство не противоречит ветхозаветной религии, а является ее высшим выражением и развитием, а потому переход еврея в христианство является не «отступничеством», а «завершением веры отцов» [Тереза Оболевич, Аляев, 2019]. Цикл статей о консервативном мыслителе и государственном деятеле М. Н. Каткове демонстрирует нам, что при всем своем западничестве в вопросах государственного строительства, в вопросах отношения к Православной Церкви, к духовным основам общества, к религиозно-культурным доминантам этот незаурядный человек опирался на исконные христианские, в том числе византийские, традиции. В частности, это проявляется уже в том, что проблемы религиозной жизни виделись ему как неотъемлемая часть общественных и государственных задач, а основания государственной и общественной жизни, согласно его воззрениям, воплощаются в нации и православии.

Интересны также статьи о двух представителях русской классической литературы, Н. В. Гоголе [Воропаев, 2019] и М.Ю.Лермонтове [Телегина, 2019], в контексте их религиозных мировоззрений. Они показывают, что русская литература, даже в лице таких непохожих писателей, покоилась на надежном фундаменте традиций православия.

Наконец, третий номер журнала содержит прежде всего статьи по русской религиозной культуре, но при этом опять не забываются и византийские основы данной культуры. Это показано уже в первой статье номера, посвященной творческому поиску богослова русского зарубежья М. И. Лот-Бородиной [Тереза Оболевич, 2019]. В своих исследованиях она вновь обратилась к традициям греко-христианского апофатическо-го богословия и к доктрине обожения, стремясь раскрыть подлинную сущность этой концепции и всего мистического опыта в традиции греческих отцов. Как тут не вспомнить яркую мысль прот. Георгия Флоровского о необходимости для русского богословия пройти школу христианского эллинизма [Флоровский, 1991, 509]!

Интересна также статья О. А Мещеряковой о взглядах Ф. В. Ростопчина на внешнюю политику России при Павле I и на проблему так называемого возвращения Константинополя [Мещерякова, 2020]. Это исследование лишь подтверждает слова известного русского византиниста Ф. И. Успенского о том, что «Византия продолжает до известной степени влиять на нас и даже до настоящего времени доставляет нам

заботы и обращает на себя наше внимание как живой организм» [Успенский, 1997, 644]. Остальные тексты этого номера в основном посвящены истории русской религиозно-философской и богословской мысли. Отдельно следует отметить рубрики, в которых представлены статьи, связанные с юбилеями таких известных мыслителей, как Ю. Ф. Самарин и Вяч. Иванов. Наконец, объединена блоком серия статей, посвященных 125-летию со дня кончины русского императора Александра III.

Таким образом, беглое рассмотрение нами тематики трех номеров журнала «Русско-Византийский вестник» заставляет констатировать, что данное издание как междисциплинарный периодический сборник вполне имеет право на существование. В качестве пожелания мы можем только высказать ту мысль, что на его страницах хотелось бы видеть и статьи, посвященные собственно византийской традиции православия в самом широком понимании данного феномена. Но и при нынешнем формате журнал выглядит как серьезное научное издание, может представлять интерес как для историков, философов, богословов, так и для специалистов по истории русской и мировой культуры. Надеемся увидеть на его страницах еще много интересных и важных исследований.

Источники и литература

1. Августин Никитин (2018) — Августин (Никитин), архим. Святыни Константинополя: глазами русских путешественников XIX века // Русско-Византийский вестник. 2018. № 1. С. 151-175.

2. Васильев (2018) — Васильев А. А. Столетняя война и Жанна д'Арк в византийской традиции // Русско-Византийский вестник. 2018. № 1. С. 26-30.

3. Воропаев (2019) — Воропаев В. А. «Ей, гряди, Господи Иисусе»: Тайна смерти Н. В. Гоголя в свете его церковного мировоззрения // Русско-Византийский вестник. 2019. № 1 (2). С. 244-288.

4. Иванов (2018) — Иванов И., свящ. Судьбы русской византинистики в Старом и Новом Свете: Г. Острогорский и А. Васильев. Предисловие к публикации // Русско-Византийский вестник. 2018. № 1. С. 14-36.

5. Кулаковский (2003) — Кулаковский Ю.А. История Византии. Т. 1: 395-518 годы. СПб., 2003. 492 с.

6. Котельников (2019) — КотельниковВ. А. Святая Земля, христианский Восток, Византия на русском религиозном, политическом и культурном горизонте // Русско-Византийский вестник. 2019. № 1 (2). С. 17-65.

7. Легеев (2019) — Легеев М., свящ. У истоков богословия истории в Русской Церкви // Русско-Византийский вестник. 2019. № 1 (2). С. 104-114.

8. Легеев, Зинковский, Зинковский (2018) — Легеев М., свящ., Мефодий (Зинковский), иером., Кирилл (Зинковский), иером. Периодизация «Эпохи утраченной экумены»: взгляд со стороны богословия истории // Русско-Византийский вестник. 2018. № 1. С. 64-72.

9. Лупарева (2018) — ЛупареваН. Н. Восточный вопрос в сочинениях С.Н.Глинки // Русско-Византийский вестник. 2018. № 1. С. 113-119.

10. Маркидонов (2018) — Маркидонов А. В. Культура школы в горизонте веросознания: по поводу миссии святых Кирилла и Мефодия // Русско-Византийский вестник. 2018. № 1. С. 31-39.

11. Медоваров (2019) — Медоваров М.В. Византологические исследования на страницах журнала «Русское обозрение» // Русско-Византийский вестник. 2019. № 1 (2). С. 17-65.

12. Мещерякова (2020) — Мещерякова А. О. Внешняя политика Павла I и идея «Русского Константинополя» // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 37-47.

13. Оболенский (1998) — Оболенский Д. Д. Византийское Содружество Наций. Шесть византийских портретов. М., 1998. 655 с.

14. Острогорский (2018) — Острогорский Г. А. Византийский император и иерархическое мироустройство // Русско-Византийский вестник. 2018. № 1. С. 16-25.

15. Павлюченков (2018) — Павлюченков Н.Н. Догмат «единосущия» в сочинениях святых отцов Православной Церкви и в богословии священника Павла Флоренского // Русско-Византийский вестник. 2018. № 1. С. 40-63.

16. Павлюченков (2019) — ПавлюченковН. Н. Литургическое богословие в лекциях по «Философии культа» священника Павла Флоренского: основные особенности и источники // Русско-Византийский вестник. 2019. № 1 (2). С. 78-103.

17. Телегина (2019) — Телегина С. М. О русском начале в творчестве М.Ю. Лермонтова (по материалам отечественной философской экзегезы) // Русско-Византийский вестник. 2019. №1 (2). С. 289-321.

18. Тереза Оболевич, Аляев (2019) — Тереза (Оболевич), монахиня, Г.Е. Аляев. С. Л. Франк: еврей, принявший христианство. Предисловие к публикации // Русско-Византийский вестник. 2019. № 1 (2). С. 115-123.

19. Тереза Оболевич (2020) — Тереза (Оболевич), монахиня. М. И. Лот-Бородина как исследовательница византийской мысли // Русско-Византийский вестник. 2020. № 1 (3). С. 14-36.

20. Успенский (1997) — Успенский Ф.И. Восточный вопрос // Успенский Ф. И. История Византийской империи. Восточный вопрос. М., 1997. Т. 3. С. 644-823.

21. Фетисенко (2018) — Фетисенко О. Л. Афон и его «единство в разнообразии» в социокультурной концепции Константина Леонтьева // Русско-Византийский вестник. 2018. № 1. С. 141-145.

22. Флоровский (1991) — Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. 599 с.

23. Шкаровский (2018) — Шкаровский М. В. Русские обители Афона в начале XX века // Русско-Византийский вестник. 2018. № 1. С. 126-140.

24. Шкаровский (2019) — ШкаровскийМ. В. Празднование тысячелетия Афона в 1963 году и его значение // Русско-Византийский вестник. 2019. № 1 (2). С. 9-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.